Пасат В.А.
2 л
Т
и
О Н
л
Л Е Т Я
Е Д
Й О Н Н
Е
ЖЕОМА
АТ Е И Н Е
ЕЛВ ВАР
П
^
И Я
И Ц
ЦАЗ
И Н
НАГ
Р ОР
УДК 339.5:004.9
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ ТАМОЖНЯХ
Пасат Виктория Александровна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: [email protected]
В статье проанализирован процесс зарождения электронного декларирования, рассмотрены информационные технологии, применяемые в ходе таможенного оформления в центрах электронного декларирования и электронных таможнях. Автором показана перспектива развития центров электронного декларирования и электронных таможен в Северо-Западном регионе
Ключевые слова: цифровизация; электронная таможня; центры электронного декларирования; внешнеэкономическая деятельность; искусственный интеллект; электронный документооборот; информатизация
DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY USED IN THE ELECTRONIC DECLARATION CENTERS AND ELECTRONIC CUSTOMS
Pasat Viktoria A.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Research Fellow of Research Department, e-mail: [email protected]
In the article there are analyzed the process of origin of electronic declaration system, considered information technologies applicable in customs clearance in the electronic declaration centers and electronic customs. The author shows the prospects for the development of electronic declaration centers and electronic customs in the North-West region
Keywords: digitalization; electronic customs; electronic declaration centers; foreign economic activity; artificial intelligence; electronic document management; computerization
Для цитирования: Пасат В.А. Развитие информационных технологий, применяемых в центрах электронного декларирования и электронных таможнях // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 28-30.
Проект Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, озвученный в рамках Международного таможенного форума-2019, определил основные направления развития таможенной службы на ближайшие годы: цифровизацию, внедрение искусственного интеллекта, создание «умной» таможни. Высокотехнологичные преобразования в сфере таможенного администрирования смогут поднять на новый уровень предоставление таможенных услуг.
Информационные технологии, помогающие и ускоряющие различные процессы практически во всех сферах, всё активнее внедряются в нашу жизнь. Существенным прогрессом в применении инновационных технологий в таможенных органах в целях ускорения совершения таможенных операций, развития и укрепления внешнеторговых связей, увеличению товарооборота стало создание центров электронного декларирования (ЦЭД), а впоследствии и электронных таможен, позволивших осуществлять и контролировать большинство функций и операций, совершаемых при декларировании в электронном виде. Дальнейшее развитие и совершенствование информационных технологий ЦЭД и электронных таможен предопределяет актуальность данной статьи.
Информационные технологии, применяемые при декларировании товаров в электронном виде, способствуют таким позитивным новациям, как
ускорение и улучшение качества совершения таможенных операций, прозрачность и оперативность процедуры проведения декларирования, проведение оценки рисков заранее до прибытия в пункт пропуска, осуществление предварительного таможенного контроля товаров, сокращение количества предъявляемых декларантами и проверяемых таможенными сотрудниками документов. Применение электронной цифровой подписи также значительно ускоряет и упрощает процедуру таможенной проверки, как следствие, увеличивается товарооборот и ускоряется выпуск товаров.
В России уже успешно функционируют ЦЭД, обрабатывая основную часть декларационного массива, запущены 4 электронные таможни. Совсем недавно, 20 февраля 2020 г., начала работать Центральная электронная таможня, подчиненная Центральному таможенному управлению. Так, все реорганизационные мероприятия, запланированные в Стратегии и направленные на развитие ФТС, поэтапно реализуются.
В Северо-Западном регионе также грядут значительные перемены, функциональные и структурные. Балтийская таможня ориентирована на совершение таможенных операций в отношении всех товаров, перемещаемых водным видом транспорта. При этом Балтийский таможенный пост (ЦЭД) выступит как таможенный орган декларирования, а остальные посты продолжат действовать
Развитие информационных технологий .,
в качестве таможенных органов фактического контроля. К концу 2020 г. планируется открыть СевероЗападную электронную таможню. В ее состав войдет Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД), направленный на декларирование товаров, перемещаемых всеми видами транспорта, кроме водного. Северо-Западный ЦЭД создается на основе действующего в настоящее время в составе Санкт-Петербургской таможни одноименного таможенного поста (ЦЭД) [1].
Благодаря внедрению новейших технологий проходящее в настоящее время совершенствование информационно-технического обеспечения таможенных органов выступает ключевым фактором, обеспечивающим эффективное взаимодействие бизнеса, государства и граждан.
По данным Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) в декабре 2019 г. в Санкт-Петербургском ЦЭД процент концентрации декларирования товаров составил 62,31 %. Запланированные мероприятия по преобразованию таможен и подчиненных им таможенных постов Северо-Западного региона в таможенные органы фактического контроля, по всей вероятности, позволят повысить данный показатель. Согласно утвержденному руководством СЗТУ плану в августе 2020 г. реформированию подлежат Архангельская, Мурманская и Карельская таможни; в сентябре -Санкт-Петербургская и Пулковская; в ноябре - Выборгская, Кингисеппская и Псковская таможни [1].
Однако если обратиться к истокам зарождения электронного декларирования, еще в 1990-е гг. декларации подавались инспектору таможенного поста исключительно в бумажном виде в порядке живой очереди. Это, несомненно, имело ряд недостатков, отнимая значительное время у всех участников процесса.
Программа развития таможенной службы на 2001-2003 гг., ставившая целью повышение скорости взаимодействия таможенных органов, всеобщей компьютеризации и автоматизации процессов, явилась первым шагом к появлению электронного декларирования. Принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» [2] также способствовало возможности применения новейшей технологии декларирования.
Так, с изданием приказа ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» [3] было положено начало применения электронного декларирования в России. В данной инструкции определялся порядок и условия декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, в том числе в электронном виде.
Первая автоматизированная система электронного декларирования «ЭД-1» оказалась несовершенна, ее внедрение оказалось достаточно затратным, техническое оснащение таможенных постов имело ряд трудностей.
Усовершенствованная технология «ЭД-2» использовала для связи интернет-соединение. Данная технология сокращала сроки оформления декларации на товары, позволяла осуществлять контроль документов до фактического прибытия товаров на склад временного хранения товаров, все документы (таможенные, транспортные, финансовые) можно было подать в электронном виде. Таможенное оформление, таким образом, значительно упростилось, занимая всего несколько часов.
В 2008 г. была выпущена первая электронная декларация, с 2014 г. декларирование в электронной форме стало обязательным.
Совершенствование информационных технологий позволило декларацию на товары, а также комплект документов, переведенных в ХМЬ-формат, размещать в электронном архиве документов декларанта (далее - ЭАДД). Данные действия проводятся на основании положений приказа ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» [4].
Повторное размещение документов, ранее загруженных в ЭАДД, не требуется, благодаря хранению документов в архиве и доступному информационному обмену с ведомствами-партнерами. Иногда вполне достаточно предоставления копий этих документов или указания сведений о предоставлении в таможенные органы данных документов ранее. Через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) ФТС России происходит большинство таможенных операций, для этого в службе «работает 81 информационное программное средство и 2 тысячи каналов передачи данных. В результате 35 миллионов сообщений проходит ежедневно» [5].
Несмотря на то, что декларирование осуществляется в электронной форме, бумажный документооборот не отменен и продолжает сопутствовать таможенным операциям, однако значительно сокращается ввиду сканирования и хранения информации в электронной системе.
С целью ускорения совершения таможенных операций и оптимизации процессов ФТС России обеспечена возможность информационного взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами через специальный онлайн-сервис «Личный кабинет участника ВЭД». Данный ресурс позволяет подавать документы в онлайн-режиме с подтверждением электронной подписью, контролировать все стадии процесса электронного декларирования, оплатить таможенные платежи, заказать формализацию документов, т.е. преобразовать документы, предоставленные декларантом, в специализированный электронный формат, пройти валютный контроль, а также получать уведомления о статусе поданной декларации.
Организация и управление таможенной деятельностью
29
Пасат В. А.
Участникам ВЭД в Личном кабинете доступны следующие сервисы: «Декларирование товаров», «Электронный архив», «Предварительное информирование», «Валютный контроль», «Разрешительные документы», «Статистическое декларирование», «Калькулятор таможенных платежей», «Лицевой счет», «Таможенный транзит», «Классификация товаров», «Проверки и нарушения», «Специализированные личные кабинеты», «Деятельность (отчетность) в сфере таможенного дела, УЭО», «Информационные сервисы для физических лиц» и другие.
Еще одним направлением развития информационных технологий таможенного администрирования является принятие таможенными органами посредством автоматизированной системы в электронном виде банковских гарантий. При этом непосредственно сами кредитные организации направляют в таможенные органы информацию, указывая только реквизиты гарантии, исключая необходимость подачи подтверждения выдачи таких гарантий.
На основе приказа ФТС РФ от 18.12.2017 № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 г. ''О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года''» [6] в целях исполнения данной программы ФТС России успешно реализуются главные направления совершенствования информационных систем таможенных органов РФ, а именно:
- создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры ЦЭД и ЭТ;
- централизация аппарата;
- доработка в связи с развитием технологий информационно-программных средств;
- обновление технического оборудования (серверов, рабочих станций), осуществление резервирования каналов связи;
- дальнейшее развитие и модернизация программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО);
- уменьшение числа информационно-программных средств за счет их укрупнения с привязкой к таможенным процессам;
- повышение отказоустойчивости центрального звена и всей сети;
- создание ограничения прямого доступа к информационным ресурсам Центральной базы данных ЕАИС ТО;
- оснащение таможенных органов серверами с виртуальной платформой.
Данные мероприятия позволяют значительно увеличить скорость передачи и обработки данных при совершении таможенных операций, повысить уровень работоспособности информационно-программных средств, исключить дублирование данных в различных информационных ресурсах.
К 2023 г. планируется открытие Главного центра обработки данных ФТС России, где будет производиться их хранение, обработка и применение. Уже сейчас серверы расположены во всей структуре: центральном аппарате, региональных управлениях по всем федеральным округам, таможнях и таможенных постах. Собственная служба технической поддержки работает круглосуточно, непрерывно поддерживая работоспособность подразделений.
Таким образом, ФТС России смогла освоить на данном этапе такие технологии, с помощью которых электронная таможня или ЦЭД самостоятельно «проверяет декларацию при помощи системы управления рисками с элементами искусственного интеллекта, выбирает объект контроля, и туда, где товар находится физически, через интернет летит команда, у кого проверить вес, у кого запросить документы о стоимости, у кого провести досмотр» [5]. Следующим, не менее важным шагом, является автоматический выпуск товаров, внедрение систем искусственного интеллекта, способных не только принимать, накапливать и хранить информацию, но и обрабатывать большие данные. Данные технологии ориентированы на самостоятельное принятие решений, выполнение нелинейных задач, эффективное проведение оценки рисков при совершении таможенных операций, и уже находят отражение в проводимых ФТС России мероприятиях.
Библиографический список:
1. В новом году будет новая таможня. URL: https:// www.tks.ru/reviews/2020/01/16/01 (дата обращения: 24.02.2020).
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/04pr0395/ (дата обращения: 24.02.2020).
4. Приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2014 N 31465) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Интервью Руслана Давыдова о цифровом развитии таможни // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/press/aktual-no/document/228587 (дата обращения: 04.03.2020).
6. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2017 № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 года "О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года''» // СПС «КонсультантПлюс».