2 л
н и о
X
л
<
W H t*
W <
s О X X
W
S
S
w S X
w <
со
с
^
s t* s s
à s
X
2S
Ph
О
УДК 339.5:378.22
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ ЦЕНТРА ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Афонин Петр Николаевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, д.т.н., доцент, e-mail: [email protected]
Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, проректор-директор филиала, д.э.н., профессор, e-mail: [email protected]
Краснова Анастасия Ивановна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики, к.т.н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные проблемы подготовки квалифицированных кадров, в том числе студентов Российской таможенной академии, в свете внедрения в практику работы ФТС России новых организационных структур в виде электронных таможен. Разработана структура системы тренажерных комплексов, эмулирующих работу центров электронного декларирования, что является важнейшим направлением развития информационных таможенных технологий
Ключевые слова: электронное декларирование; центры электронного декларирования; электронная таможня; тренажерный комплекс; учебное программное обеспечение
CUSTOMS SERVICES OF THE ELECTRONIC DECLARATION CENTER: THE PROBLEM OF PERSONNEL TRAINING
Afonin Petr N.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Technical Means of Customs Control and Foren-sics, Doctor of Technical Sciences, Docent, e-mail: [email protected]
Gamidullaev Siradzeddin N.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Vice-Rector and Director of Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Doctor of Economical Sciences, Professor, e-mail: [email protected]
Krasnova Anastasiia I.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Technical Means of Customs Control and Forensics, PhD, Docent, e-mail: [email protected]
The paper considers the main problems of training of competent staff, including students of Russian Customs Academy, from the perspective of implementing some new organizational structures into the work of the Federal Customs Service in the form of electronic customs. The structure of the system of simulator complexes emulating the work of electronic declaration centers has been designed as well as it is the most important direction of development of information customs technologies
Keywords: electronic declaration; electronic declaration centers; electronic customs; training complex; educational software
Для цитирования: Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н., Краснова А.И. Таможенные услуги центра электронного декларирования: проблема подготовки кадров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 20-23.
Центр электронного декларирования (ЦЭД) представляет собой особую структурную единицу системы управления таможенных в, являясь «специализированным таможенным органом, компетенция которого ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей декларирования товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», в соответствии с Приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной
форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» [1].
С помощью электронного декларирования [2, с. 92]:
- упрощается процедура и сокращаются затраты времени и ресурсов на сбор и обработку данных по внешнеторговым сделкам;
- устраняются материально-организационные проблемы, связанные со сбором бумажных документов, особенно когда речь идет об автомобильных и железнодорожных перевозках;
- появляется возможность проверять или иным образом уточнять данные при получении документов, с тем, чтобы участник ВЭД мог внести исправления и дополнения в требуемую информацию.
В соответствии с Распоряжением ФТС России от 27.12.2017 № 293-р «О проведении эксперимента по разделению таможенных операций, связанных с принятием ДТ, подаваемых в электронной форме, и таможенных операций, предшествующих подаче ДТ» определены 30 таможенных органов (преимущественно ЦЭД), которые в рамках эксперимента будут принимать в электронной форме и проверять декларации на товары (ДТ) и необходимые для таможенных целей документы, а также осуществлять выпуск деклараций. Каждый ЦЭД «снабжен» перечнем таможенных постов фактического таможенного контроля, которые уполномочены осуществлять предшествующие подаче ДТ таможенные операции, а также таможенный досмотр и осмотр, таможенное наблюдение и отбор проб и образцов. Таким образом, начиная с 1 января 2018 г., между указанными в документе центрами электронного декларирования и таможенными органами фактического контроля разделены таможенные операции по принятию электронных деклараций на товары и операции, предшествующие подаче ДТ, а также операции, связанные с проведением таможенного контроля. При этом, в случае отсутствия необходимой компетенции у ЦЭД, таможенные посты фактического таможенного контроля могут совершать и иные таможенные операции в отношении товаров. Согласно указанию руководителя Федеральной таможенной службы России Владимира Булавина новый эксперимент будет проводиться до конца 2018 г. [3].
Одновременно с этим ФТС разрабатывает систему региональных электронных таможен (РЭТ) и центров электронного декларирования. В соответствии с письмом Федеральной таможенной службы от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Разъяснения по вопросам организации деятельности региональных электронных таможен и таможен фактического контроля» ЦЭД с подчиненными постами фактического контроля будет подчиняться соответствующей РЭТ, находящейся в структуре регионального таможенного управления [4].
Предполагается создание такой системы таможенной службы, когда в каждом субъекте Российской Федерации будут существовать несколько специализированных ЦЭД (разделение специализации предполагается осуществлять по видам транспорта), непосредственно подчиненных ФТС. В приграничных зонах останутся внешние таможенные посты с отделами таможенного досмотра, осуществляющие меры фактического контроля. Создание данной системы позволит убрать звенья, которые осуществляют дублирующие функции, что позволит добиться прозрачности и достоверности получаемой статистической и иной информации.
Для осуществления контроля ЦЭД будет взаимодействовать с таможенными постами фактического контроля своего РТУ, а при декларировании товаров участником ВЭД, относящимся к категории «низкий уровень риска», - с любым постом фактического контроля страны. Специализированный же ЦЭД
будет взаимодействовать с любым постом фактического контроля таможни, к которой он относится.
В связи с тем, что ЦЭД осуществляет документальный контроль только в электронном виде, он сможет взаимодействовать с любым постом фактического контроля, в который декларанту удобно представить документы на бумажном носителе [5].
ФТС России планирует наделить таможенные посты фактического контроля компетенцией в отношении товаров в несобранном или разобранном виде, припасов (в соответствии с гл. 39 ТК ЕАЭС), а также товаров, помещаемых под процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, свободного склада и свободной таможенной зоны (последнее - за исключением Калининградской экономической зоны), а также под специальную таможенную процедуру. Кроме того, таможни фактического контроля будут осуществлять контроль после выпуска товаров.
По мере создания сети ЦЭД планируется:
- обеспечить внедрение технологии диспетчеризации деклараций на товары, предусматривающей автоматическое направление поданной в информационную систему таможенных органов декларации в ЦЭД в зависимости от категории товара, вида транспорта или места налогового учета участника ВЭД;
- отменить ряд ныне действующих приказов и распоряжений ФТС, которые регулируют вопросы электронного декларирования, авторегистрации, автовыпуска и удаленного выпуска, заменив их единым, интегрированным приказом Минфина.
Следует отметить, что данные трансформации оказывают прямо пропорциональное воздействие на инновационное развитие. Чем выше степень изменений, которым подвергается экономическая система, тем активнее будут внедряться новые технологии и способы решения возникающих проблем [6, с. 124; 7, с. 100].
Расширение практики работы таможенных органов с применением технологии «Единое окно» и межведомственного взаимодействия обусловливает необходимость оптимального перераспределения и подготовки кадровых ресурсов таможенных органов [8, с. 51], в том числе подготовки студентов Российской таможенной академии.
Повышение эффективности подготовки студентов Российской таможенной академии в свете внедрения в практику ФТС России новых организационных структур в виде электронных таможен требует обеспечения учебного процесса современными тренажерными комплексами.
Учитывая структуру технологических процессов, обеспечивающих электронное декларирование, удаленный выпуск товаров, система тренажерных комплексов должна включать в себя элементы, эмулирующие работу соответствующих информационных подсистем ЕАИС ФТС России, а также специализированные учебные элементы, позволяющие в наглядном виде осваивать технологические
процессы, моделировать их работу в зависимости от учебных задач. К такого рода элементам следует отнести:
- подсистему контроля таможенной стоимости;
- подсистему контроля расчета и контроля за правильностью начисления таможенных платежей;
- подсистему валютного контроля;
- подсистему контроля за соблюдением запретов и ограничений;
- подсистему управления рисками;
- подсистему аналитической деятельности таможенных органов (включая эмуляцию составных элементов ЕАИС - «Мониторинг-Анализ», «Анали-тика-2000», ЦРС ВЭД);
- подсистему таможенной статистики;
- подсистему правоохранительной деятельности таможенных органов;
- подсистему автоматизации функций подразделений фактического таможенного контроля;
- подсистему принятия сведений таможенными органами в интересах обеспечения электронного декларирования.
Работа указанных учебных подсистем должна быть обеспечена реализацией в трех режимах:
1) в учебном - с обеспечением целевого прохождения обучающимися всех этапов осуществления таможенных операций на выбранном этапе изучаемого технологического таможенного процесса с максимальным насыщением справочной информацией каждого используемого интерактивного элемента;
2) в контрольном - с обеспечением произвольного прохождения обучающимися этапов осуществления таможенных операций с возможностью формирования вариативного блока исходных данных для каждого обучающегося в соответствии с учебной задачей, а также для контроля степени сформированности соответствующих учебных компетенций;
3) в виде деловой игры - с возможностью осуществления функций контроля за правильностью выполнения заданий участниками учебного процесса в ходе индивидуального или группового решения задач.
Учебное программное обеспечение должно включать в себя:
- авторизацию пользователей;
- возможность изучения в интерактивной форме как самого интерфейса изучаемых подсистем ЕАИС, обеспечивающих конкретные элементы технологического таможенного процесса, так и самого алгоритма технологического процесса в наглядной форме в общепринятой графической нотации;
- возможность графологического моделирования отдельных технологических таможенных процессов с учетом как вариативности нагрузочных характеристик, так и ресурсного обеспечения рассматриваемых процессов;
- возможность формирования исходных данных для нормальных и рисковых ситуаций как
на основе квазиреальных данных, так и на основе генератора случайных чисел с учетом заданных значений соответствующих индикаторов риска;
- возможность формирования конкретных заданий с учетом индивидуальной траектории обучения;
- мониторинг за деятельностью конкретного обучаемого;
- выставление баллов за точность и скорость выполнения заданий.
Информационное обеспечение системы тренажерных комплексов должно включать в себя:
- проведение форматно-логического контроля документов;
- эмуляцию работы с лицевыми счетами участника ВЭД;
- эмуляцию взаимодействия с «внешним» таможенным органом с целью выполнения соответствующих мер по минимизации риска;
- эмуляцию автоматизированного рабочего места декларанта;
- эмуляцию работы программной подзадачи должностного лица таможенных органов с учетом выбранной компетенции на совершение им юридически значимых действий;
- эмуляцию работы соответствующих баз данных, необходимых для обеспечения деятельности должностного лица таможенных органов с учетом его сферы ответственности в изучаемом этапе технологического таможенного процесса;
- эмуляцию событийно-ориентированной работы иных структур, обеспечивающих формирование ответов на запросы инспекторов центра электронного декларирования (электронной таможни) - в том числе и иных федеральных органов исполнительной власти с учетом технологических особенностей реальной практики;
- эмуляцию работы подсистемы управления рисками с возможностью контроля за правильностью принятия решений обучающмися выбора соответствующих мер по минимизации рисков.
Эмуляция каждого автоматизированного рабочего места «декларанта» в учебном заведении должна быть реализована с учетом как возможности работы в нем обучающегося, так и преподавателя с целью формирования исходных данных для учебного процесса. Программный интерфейс должен быть обобщенно функционально и графически приближен к существующим в практической деятельности современным программным решениям.
Таким образом, авторами разработана структура системы тренажерных комплексов, показаны основные режимы работы указанных учебных подсистем, перечислены составляющие элементы учебного программного и информационного обеспечения. Практическая ценность данной разработки состоит в том, что Российская таможенная академия сможет получить в свое распоряжение и использовать в образовательном процессе новое электронное средство обучения - обучающую систему тренажерных
комплексов, эмулирующих работу центров электронного декларирования, что является важнейшим направлением развития информационных таможенных технологий.
Библиографический список:
1. Афонин П.Н., Колесинская М.Р. Информационно-аналитическое обеспечение как инструмент совершенствования электронного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11 (59). URL: http://www.uecs.ru/ uecs59-592013/item/2519-2013-11-09-09-34-04 (дата обращения: 10.05.2018).
2. Демоева Т.В., Афонин П.Н. Совершенствование системы электронного декларирования в интересах повышения эффективности таможенного контроля. / В книге: Таможенные чтения - 2013. Современный мир: проблемы глобализации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии. 2013. URL: http://spbrta. customs.ru/spbrta/images/stories/ chtenia/2013/tamoj-chtenia.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
3. Рожко Г. ФТС продолжает экспериментировать с электронным декларированием. URL: ^^//провэд. рф/article/45864-fts-prodolzhaet-eksperimentirovat-s-elektronnym-deklarirovaniem.html (дата обращения: 10.05.2018).
4. Рожко Г. Электронные таможни не совместимы с менталитетом таможенников. URL: Ы^^/провэд.рф/
article/45707-elektponnye-tamozhni-ne-sovmestimy-s-mentalitetom-tamozhennikov.html (дата обращения: 10.05.2018).
5. Письмо Федеральной таможенной службы от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Разъяснения по вопросам организации деятельности региональных электронных таможен и таможен фактического контроля. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17p73654/ (дата обращения: 10.05.2018).
6. Сальников А.В. Центры электронного декларирования как инновационная форма развития сервиса таможни // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3 (36). С. 124.
7. Краснова А.И. Информационно-техническое обеспечение технологии автоматического выпуска/ Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х тт. Т. I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2017. С. 94-100.
8. Оптимизация ресурсов таможенных органов при осуществлении государственных услуг по технологии «Единое окно» // Афонин П.Н., Пе-тухова Н.А., Теньков П.Н., Тен Ю.П. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). URL: http://www.uecs. ru/index.php?option=com_flexicontent&view=item s&id=4648:2017-11-24-06-51-49 (дата обращения: 10.05.2018).