УДК 339.543
проблемы становления и организация деятельности балтийского таможенного поста (центра электронного декларирования) балтийской таможни
Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, проректор-директор, д.э.н., профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации e-mail: [email protected]
Ворона Анастасия Александровна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, e-mail: [email protected]
В статье авторы проанализировали процесс становления Балтийской таможни и этапы реализации концепции «электронная таможня». Дана характеристика системы работы таможни в целях развития внешнеторговой деятельности, повышения открытости и предсказуемости таможенных операций. Авторами представлены результаты анализа функционирования центра электронного декларирования Балтийской таможни и выявлены проблемы, возникающие в процессе осуществления его деятельности
Ключевые слова: таможенный контроль; таможенное регулирование; электронное декларирование; центр электронного декларирования; технология удаленного выпуска
problems of establishment and organization of the baltic customs electronic declaration center, baltic customs
Gamidullaev Siradzeddin N.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Director, Doctor of Economics, Professor, the Honorable Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation e-mail: [email protected]
Vorona Anastasiya A.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Management, e-mail: [email protected]
In the article the authors analyzed the process of the establishment of the Baltic Customs and the stages of the implementation of the "electronic customs" concept. Some characteristics of the manner in which Customs works are given in the aim of the development of foreign trade activities, increasing openness and predictability of customs operations. The authors presented the results of the analysis of the functioning of the Baltic Customs Electronic Declaration Center and identified problems arising in the implementation of its activities
Keywords: customs control; customs regulation; electronic declaration; electronic declaration center; remote release technology
Для цитирования: Гамидуллаев С.Н., Ворона А.А. Проблемы становления и организация деятельности Балтийского таможенного поста (центра электронного декларирования) Балтийской таможни // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 27-32.
Экономический рост страны неразрывно связан с внедрением новых технологий на предприятиях, в организациях и службах, что стимулирует не только инвестиции в цифровиза-цию процессов, но и открывает и государственному сектору, и предпринимателям инновационные возможности для эффективного ведения бизнеса, роста доходов и снижения затрат.
Государственная программа развития цифровой экономики, принятая в нашей стране в 2017 г., всесторонне способствует становлению и развитию цифровой экономики. Основная задача этой мас-штабнойпрограммы -цифроваятрансформацияраз-личных сфер деятельности, включая государственное управление, здравоохранение, образование и экономику. При этом выбранный курс на циф-ровизацию также определяет и стратегические
задачи государственных органов на ближайшую перспективу. Так, основная стратегическая цель ФТС России - упрощение прохождения административных процедур, прозрачность совершения таможенных операций, переход на электронный документооборот - предполагает постепенный переход на оптимизацию механизмов таможенного администрирования. В рамках использования инновационных технологий в области таможенного оформления в стране создаются центры электронного декларирования (ЦЭД).
Указания к началу этой новой для нашей страны деятельности были заложены в приказах ФТС России от 27.06.2018 № 1065 «О решении Коллегии ФТС России от 25.05.2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [1] и от 18.12.2017 № 2005 «О решении
коллегии ФТС России от 30.11.2017 года "О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года"» [2]. Согласно этим документам приоритетом развития таможенных органов является концентрация декларирования товаров на таможенных постах - центрах электронного декларирования и их размещение на площадях, находящихся в федеральной собственности.
Центральным звеном этого направления следует считать процесс создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования, которые призваны сосредоточить до 95 % электронных деклараций на товары, зарегистрированных в центрах электронного декларирования. Этот процесс, который можно считать переворотом в улучшении деятельности таможен, является фундаментальной основой автоматизации таможенного контроля в ходе выполнения таможенных формальностей при декларировании товаров.
В условиях постепенного перехода на цифровые технологии организация таможенного администрирования требует изменения и структуры таможенных органов, и концентрации декларирования товаров в специализированных таможенных органах, работающих только с электронными документами - электронных таможнях и центрах электронного декларирования.
Электронные таможни и центры электронного декларирования должны заниматься непосредственно электронным декларированием и документарным контролем.
Электронные таможни создаются с целью оптимизации процесса декларирования, повышения открытости и предсказуемости таможенных операций. Все электронные таможни и ЦЭД располагаются на площадях, находящихся в государственной собственности. Этим обеспечивается равноудален-ность мест декларирования от участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), владельцев мест временного хранения и иных лиц.
Развитие системы ЦЭД и совершенствование принципов ее деятельности закономерно влечет за собой совершенствование информационного обеспечения данных процессов [3].
Переходя непосредственно к работе таможенного инспектора, следует отметить определенные сложности, поскольку его работа осуществляется на двух мониторах: на одном он видит декларации и процесс оформления, а на другом - работает с необходимыми базами данных, включая и коммерческие системы.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18.09.2017 г. № Пр-1901дсп, поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 23.08.2017 г. № ДМ-П4-5613дсп, приказа Минфина России от 09.01.2018 № 2 «Об утверждении плана мероприятий
(«дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 годы» и в соответствии с Распоряжением ФТС России от 18.10.2018 № 211-р «Изменения в приложение к распоряжению 113-р об эксперименте по разделению совершения таможенных операций по принятию электронных деклараций на товар (ЭДТ) и таможенных операций, предшествующих подаче ДТ» [4] в структуре таможенных органов определен перечень таможенных постов (ЦЭД) в РФ и таможенных постов, осуществляющих таможенные операции. Данные операции должны осуществляться в связи с рядом сопутствующих технологических операций:
- с принятием в электронной форме деклараций на товары и иных документов, необходимых для таможенных целей;
- с проведением проверки представленных документов и выпуском;
- с проведением проверки таможенных постов и их структурных подразделений, осуществляющих таможенные операции, предшествующие подаче деклараций на товары;
- с проведением таможенного контроля в формах таможенного досмотра, таможенного осмотра, таможенного наблюдения, отбора проб и образцов для проведения таможенных экспертиз.
В соответствии с одобренными Президентом и Правительством Российской Федерации планами ФТС в настоящее время проводятся работы по созданию 9 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования (см. рисунок), в том числе:
- восьми региональных,
- двух областных,
- шести специализированных.
Одним из первых в Северо-Западном регионе в качестве эксперимента был создан ЦЭД в структуре Балтийской таможни Балтийского таможенного поста. Его работа в режиме эксперимента получила положительную оценку на совещании у заместителя Министра финансов РФ с представителями ФТС России, Минэкономразвития России, АНО «АСИ», которое состоялось 1 декабря 2016 г. Предложения Минфина о продлении эксперимента по таможенному декларированию товаров на Балтийском таможенном посту ЦЭД на шесть месяцев были одобрены и согласованы с бывшим в то время первым заместителем Правительства РФ И.И. Шуваловым. В настоящее время эксперимент подходит к своему завершению, и весь блок организационно-технических мероприятий готовится к переходу на дальнейший, но уже плановый режим работы.
На сегодняшний день мероприятия, направленные на дальнейшее развитие ЦЭД Балтийской таможни, осуществляются в строгом соответствии с установленными сроками в рамках отдельных поручений, а также протоколов, в том числе в режиме совещаний у первого заместителя
Калининградская областная таможня
■Калининградский Ц^Д
Приволжская
электронная тамсжня
■Лрнжшкжи н ЦЭД
Северо-Западная электронная таможня
•С сверсь Западный ЦЭД
Балтийская таможня • Балтийский ЦЭД
Центральная
электронная таможня
'Центральный ЦЭД
Новороссийская
таможня ■Я 1оэоросскнскнк ЦЭД
Южная электронная таможня
■Южный ЦЭД
Московская областная таможня
■Мрсвдвскнй областной ЦЭД
Сеэеро-Кавказская электронная таможня
•Севере-Кавказский ЦЭД
Центральная акцизная таможня
•Акцизный ЦЭД
Уральская электронная таможня •Уральских ЦЭД
Центральная энергетическая таможня
■Энергетический ЦЭД
Дальневосточная электронная таможня ■Дальневосточный ЦЭД
Авиационная электронная таможня
■ Авнацнсннын ЦЭД
Вл аднвостокская таможня
■Владивостокский ЦЭД
Сибирская элеглронная таможня
■Сибирский ЦЭД
Система электронных таможен и центров электронного декларирования РФ [5]
председателя Правительства - Министра финансов А.Г. Силуанова.
Следует отметить, что на основании предложений, подготовленных Балтийской таможней, внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые документы, устанавливающие компетенцию по совершению таможенных операций таможенными постами Балтийской таможни.
На коллегии ФТС России, состоявшейся 25 мая 2018 г., утверждена «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» [6], в соответствии с которой планируется создание территориальных распределительных центров электронного декларирования. В Северо-Западном регионе планируется создание Балтийского и Северо-Западного территориальных распределительных центров электронного декларирования. В соответствии с этим Балтийский таможенный пост ЦЭД Балтийской таможни (далее Балтийский ЦЭД) может быть преобразован в такой территориальный центр, с включением в зону охвата его деятельности территории и акватории морских (речных) портов, расположенных в Северо-Западном федеральном округе. Такие предложения по запросу ФТС России в конце мая 2018 г. были направлены в Северо-Западное таможенное управление.
В целях реализации поставленных перед таможенными органами задач приказом Федеральной таможенной службы в структуре Балтийской таможни в августе 2016 г. был создан, а с сентября начал работать Балтийский ЦЭД.
Балтийский ЦЭД административно находится в подведомстве Балтийской таможни. Зона ответственности ЦЭД Балтийской таможни вместе со всеми постами охватывает довольно обширную территорию, которая включает в себя
Кронштадтский район Санкт-Петербурга, город Ломоносов, Большой порт, ММПП Пассажирский порт.
Балтийский ЦЭД расположен непосредственно на территории морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» - крупного международного транспортного узла, специализирующегося на приеме, а также отправке грузов, доставляемых морскими видами транспорта из Германии, Польши, Норвегии, других стран Европы, а также из Турции, Китая, ЮАР, Бразилии, США и других стран мира. Однако компетенция Балтийского центра электронного декларирования гораздо шире - она не ограничивается только морскими видами транспорта: через ЦЭД оформляются грузы, доставляемые, воздушным, железнодорожным и автомобильным путем.
На протяжении последних лет Балтийской таможней совместно с Северо-Западным таможенным управлением, с иными заинтересованными лицами велась активная работа, направленная на концентрацию процессов декларирования товаров на Балтийском таможенном посту (ЦЭД). Балтийский таможенный пост (ЦЭД) 25 февраля 2019 г. был перемещен на федеральные площади - в слу-жебно-производственное здание Балтийской таможни и, территориально расширившись, получил дальнейшее развитие. На 1 мая 2019 г. штатная численность Балтийского ЦЭД составила 78 единиц (см. таблицу), а численность отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) -53 единицы, однако общее количество оборудованных рабочих мест в ОТО и ТК на сегодняшний день составляет пока только 26 единиц.
С момента начала функционирования Балтийского таможенного поста (ЦЭД) доля выпущенных данным таможенным постом деклараций на товары
относительно общего количества деклараций в целом по таможне увеличилась в 3 раза - с 8,5 % в сентябре 2016 г. до 34 % в мае 2019 г.
Если ежедневный выпуск деклараций на товары в сентябре-декабре 2018 г. в среднем составлял порядка 87 единиц, то уже в начале 2019 г. ежедневно выпускалось около 256 деклараций на товары.
Если в сентябре-декабре 2018 г. одним должностным лицом ОТО и ТК Балтийского таможенного поста (ЦЭД) в среднем совершалось таможенных операций с товарами по 11 декларациям в смену, то уже в мае 2019 г. эта цифра увеличилась до 17 (и более) деклараций за тот же временной период. На иных таможенных постах Балтийской таможни указанный показатель варьируется от 11 до 22 деклараций на товары (ДТ) в смену на одно должностное лицо.
Если говорить об эффективности функционирования центра электронного декларирования, то по итогам мая 2019 г. среднее время выпуска товаров по всем декларациям на товары - и идентифицированных, и неидентифицированных как рисковые поставки - составило 7 ч 47 мин, среднее время регистрации деклараций на товары - 32 мин. Доля ДТ, зарегистрированных с применением алгоритма автоматической регистрации на вывозимые товары от общего количества деклараций, поданных в соответствии с таможенной процедурой экспорта на Балтийской таможенном посту (ЦЭД) сегодня составляет 91 %, а выпущенных с применением алгоритма автоматического выпуска - 17 %.
По товарам, помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и не идентифицированных как рисковые поставки, среднее время выпуска составило 1 ч 28 мин. Среднее же время выпуска экспортных товаров, не идентифицированных как рисковые поставки, составило 29 мин. Можно с уверенностью говорить и о том, что по 91 % деклараций на товары решение о выпуске принималось в сроки, установленные Таможенным кодексом ЕАЭС.
Показатели эффективности и результативности деятельности, установленные для Балтийской таможни приказом ФТС РФ от 30 октября 2017 г. № 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» [7], Северо-Запад-нымтаможенным управлениеми администрируемые
по направлению деятельности отделом применения системы управления рисками - центром оперативного мониторинга и управления рисками (ОПСУР-ЦОМ и УР) были выполнены в полном объеме.
В 2018 г. Балтийским таможенным постом (ЦЭД) разработано и впоследствии утверждено Балтийской таможней 985 целевых профилей риска. За период с 1 сентября по 31 декабря 2018 г. на основании выявленных должностными лицами ЦЭД профилей рисков в 421 случае было принято решение о проведении в отношении декларируемых товаров фактического контроля в форме таможенного досмотра товаров. В 2019 г., по состоянию на 31 мая, на основании выявленных должностными лицами ЦЭД профилей рисков на внешних таможенных постах таможни проведено 209 таможенных досмотров товаров.
В Балтийском ЦЭД активно применяются меры по минимизации рисков, в том числе меры применялись к 1 573 товарным партиям, и по результатам применения мер по 81 товарной партии были выявлены нарушения, образующие состав административного правонарушения (АП), проведено 363 таможенных досмотра, по результатам которых возбуждено 81 дело об АП. Эффективность, в части возбуждения дел об АП, составила 32,14 %. По результатам применения целевых профилей риска (ЦПР) в 2018 г. довзыскано в пользу государства 181,95 млн рублей.
Рассмотрим далее технологию удаленного выпуска товаров, которая является основополагающей при осуществлении электронного декларирования. Технология - «удаленный выпуск товаров» (ТУВ) имеет ключевое значение в работе таможенного поста (ЦЭД). ТУВ представляет собой процесс совершения таможенных операций при осуществлении электронного декларирования товаров. В 2017 г. реализована возможность применения технологии удаленного выпуска участниками ВЭД низкого уровня риска.
В таблице представлены данные применения ТУВ между Балтийским таможенным постом (ЦЭД) и таможенными постами таможни за 20172018 гг.
Необходимо отметить, что между Балтийским ЦЭД и иными таможенными постами, так называемым внешним таможенным органом таможни, осуществляется эффективный информационный обмен.
Таблица
Показатели 2017 г. 2018 г.
1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие
Всего оформлено таможенным постом ДТ, кол-во 47 883 52 417 54 875 82 423
Оформлено в иных таможенных органах ДТ, кол-во 47 883 52 417 54 875 82 423
Количество оформленных ДТ Балтийским ЦЭД в соответствии с технологией удаленного выпуска за 2017-2018 гг.
Балтийским ЦЭД в рамках информационного обмена с иными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) осуществлялся запрос документов, сведения о которых были указаны в ДТ. В 2018 г. по 61 290 товарам направлены запросы на предоставление электронного документа, указанного в описи в ФОИВ. По 3 001 ДТ (4,9 %) документ в ФОИВ не найден, по 4 433 товарам (7,23 %) системой ФОИВ не направлено ответа на запрос.
Нельзя не отметить, что имеются проблемы с использованием базы данных ФОИВ в части запроса документов, выдаваемых с целью соблюдения запретов и ограничений в области экспортного контроля (код 01154). Так, в 2018 г. в Балтийскую таможню было направлено 762 подобных запроса, а получено лишь 618 ответов (81,1 %).
В 136 случаях ответ не получен не по причине отсутствия данных в базе ФОИВ, а по причине отсутствия в электронной базе такого документа, как заключение экспортного контроля, или ЭКСКОНТ. Этот факт объясняется тем, что не все органы, уполномоченные выдавать указанные документы, предоставляют информацию для базы ФОИВ в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
В сентябре 2018 г. в таможне утвержден Регламент информационного взаимодействия должностных лиц Балтийского ЦЭД с иными таможенными постами таможни с целью применения мер по минимизации рисков, предусматривающих предоставление оригиналов документов либо их копий, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, поданной как в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет, так и на бумажных носителях сертификатов формы А. Данный Регламент (в качестве руководства к действию) необходим при применении должностным лицом таможенного органа указанной меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска либо по собственному решению с использованием штатного программного средства АИС «АИСТ-М».
В настоящее время, в случае проведения таможенного контроля в форме проверки документов и сведений (в том числе представляемых декларантом на бумажном носителе), на таможенных постах Балтийской таможни обеспечена возможность оперативного осуществления запроса сканированных документов внутренним таможенным органом (ЦЭД) у внешнего таможенного органа и получения затребованных документов (в ответ на запрос), если соответствующим профилем риска установлена мера по его минимизации. Данная мера предусматривает предоставление оригиналов документов на бумажных носителях, подтверждающих сведения, заявленные в электронной декларации на товар (ЭДТ). Указанная мера по минимизации рисков может применяться должностным лицом таможенного
органа и по собственному решению - не в рамках профиля риска - с использованием штатного программного средства АИС «АИСТ-М». Эта технология дает возможность предоставления декларантом документов на бумажном носителе, запрашиваемых в рамках СУР должностным лицом ОТО и ТК ЦЭД, на любой таможенный пост Балтийской таможни.
С начала применения описанной выше технологии с предоставлением преференциального режима Балтийским таможенным постом (ЦЭД) выпущено 8 % деклараций на товары от общего количества оформленных деклараций, сформирован 3 981 запрос сведений по сертификатам формы «А», на которые получено 100 % запрашиваемых сведений.
Стоит отметить, что, помимо положительных моментов в работе ЦЭД, часто возникают и проблемные вопросы, требующие решения.
Так, к проблемным вопросам функционирования Балтийского таможенного поста (ЦЭД) можно отнести:
- отсутствие эффективного механизма диспетчеризации деклараций на товары с применением АИС «АИСТ-М»;
- незначительный уровень реализации алгоритмов автоматической регистрации ДТ и автоматического выпуска товаров по ДТ, что накладывает дополнительную нагрузку на должностных лиц Балтийского таможенного поста (ЦЭД);
- отсутствие возможности в АИС «АИСТ-М» контроля поступления дополнительно запрашиваемых должностным лицом таможенного поста документов и сведений, в том числе путем реализации дополнительного функционала - «всплывающие окна», «сообщения»;
- отсутствие прозрачного, объективного механизма контроля за сроками совершения таможенных операций с применением АИС «АИСТ-М», в том числе с учетом уже реализованных отчетов.
Таким образом, создание и функционирование в настоящее время в структуре Балтийской таможни центра электронного декларирования способствует ускорению и упрощению совершения таможенных операций, что обеспечивает его эффективную работу.
Организация работы в Северо-Западном регионе территориального распределительного центра электронного декларирования по оформлению товаров, прибывающих морским (речным) транспортом, позволит приблизить формирование полностью автоматизированной электронной таможни, а использование электронного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности приведет к сокращению времени совершения таможенных формальностей, снижению временных и финансовых издержек бизнес-сообщества. В результате, применение упомянутых мер позволит повысить эффективность деятельности таможенных органов и увеличить внешнеторговый оборот РФ.
Библиографический список:
1. Приказ ФТС России от 27.06.2017 г. № 1065 (с изм. от 29.08.2018) «О решении коллегии ФТС России от 25.05.2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Приказ ФТС России от 18.12.2017 № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30.11.2017 года «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Дробот Е.В., Коновалова Е.А. Совершенствование электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации // Экономические отношения. 2017. Том 7. № 2. С. 143-158.
4. Распоряжение ФТС России от 18.10.2018 № 211-р «Изменения в приложение к распоряжению 113-р
об эксперименте по разделению совершения таможенных операций по принятию ЭДТ и таможенных операций, предшествующих подаче ДТ» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Ворона А.А. Повышение качества предоставления таможенных услуг в центрах электронного декларирования // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 154-164.
6. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=25512 (дата обращения: 01.06.2019).
7. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2017 г. № 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» // СПС «КонсультантПлюс».