Научная статья на тему 'Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при электронном декларировании в связи со вступлением в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза'

Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при электронном декларировании в связи со вступлением в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
777
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ELECTRONIC DECLARATION / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS CLEARANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Хрунова Александра Леонидовна

В статье рассматриваются практические проблемы применения АИС «АИСТ-М», возникшие со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Предлагаемые авторами рекомендации касаются совершенствования имеющегося информационного обеспечения электронного декларирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Хрунова Александра Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CUSTOMS OPERATIONS AND CUSTOMS CONTROL BY ELECTRONIC DECLARATION IN CONNECTION WITH THE ENTRY INTO FORCE OF THE CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article discusses the practical problems of using of software "AIST-M" resulting from the entry into force of the Customs code of the Eurasian economic Union. Practical recommendations are relatedwith improving information support of the electronic declaration

Текст научной работы на тему «Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при электронном декларировании в связи со вступлением в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза»

2 л

н и о

X

л

<

W H t*

W <

s О X X

W

S

s

w

s

X

w <

со

£

с

^

s t* S

S

$

S X

2S

Ph

О

УДК 343.8

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАзИйСКОгО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Афонин Петр Николаевич

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, д.т.н., доцент, e-mail: pnafonin@yandex.ru

Хрунова Александра Леонидовна

Балтийский таможенный пост (ЦЭД) Балтийской таможни, государственный таможенный инспектор, аспирант 1 курса Российской таможенной академии, e-mail: sasha-khrunova@rambler.ru

В статье рассматриваются практические проблемы применения АИС «АИСТ-М», возникшие со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Предлагаемые авторами рекомендации касаются совершенствования имеющегося информационного обеспечения электронного декларирования

Ключевые слова: таможенный контроль; электронное декларирование; таможенное дело; таможенный кодекс; Евразийский экономический союз

FEATURES OF CUSTOMS OPERATIONS AND CUSTOMS CONTROL BY ELECTRONIC DECLARATION IN CONNECTION WITH THE ENTRY INTO FORCE OF THE CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Afonin Peter N.

St.-Petersburg Branch of Russian Customs Academy, Head of Department of Technical Means of Customs Control and Forensic Science, PhD., Docent, e-mail: pnafonin@yandex.ru

Khrunova Alexandra L.

Baltic customs post of Baltic customs, State customs inspector, post-graduate student of Russian Customs Academy, e-mail: sasha-khrunova@rambler.ru

The article discusses the practical problems of using of software "AIST-M" with respect to entry into force of the Customs Code of the Eurasian Economic Union. Practical recommendations are related to improving information provision in electronic declaration

Keywords: customs control; electronic declaration; customs; customs code; the Eurasian Economic Union

Для цитирования: Афонин П.Н., Хрунова А.Л. Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при электронном декларировании в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (65). С. 12-15.

С1 января 2018 г. в таможенных органах вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, что обусловило изменения, в том числе нормативно-правовых актов в части регулирования таможенного дела. В настоящее время нормы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза направлены на сокращение времени осуществления таможенных операций, перенос основного контроля на этап после выпуска товаров.

Рассмотрим основные проблемные вопросы осуществления таможенного контроля деклараций на товары должностными лицами ОТОиТК ЦЭД и пути их решения в свете вступления в силу ТК ЕАЭС.

Обратимся к действующему законодательству; так, в соответствии со ст. 111 ТК ЕАЭС [1], таможенный орган регистрирует ДТ или отказывает в ее регистрации* не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента ее подачи**.

Для сравнения п. 3 ст. 190 ТК ТС - у таможенного органа имеется не более 2-х часов с момента подачи ДТ для регистрации или отказа в регистрации ДТ.

Помимо сокращения срока принятия решения по регистрации ДТ, изменились основания для отказа в регистрации. Приведем в табл. 1 сравнение п. 4 ст. 190 ТК ТС [2] и п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС.

Из сравнительной табл. 1 видно, что применяемые в ТК ТС основания остались в ТК ЕАЭС, а для наглядности сопоставим соответствующие подпункты. Так, в ТК ЕАЭС добавились основания для отказа в регистрации, к которым относятся следующие:

- не соблюдена форма таможенного декларирования;

- формат электронной таможенной декларации не соответствует установленным структурам и форматам таких документов;

Временем регистрации считается время с момента подачи документов в таможенный орган до принятия решения инспектором о регистрации или отказе, иными словами, зарегистрированная декларация становится таковой только с момента списания сборов за таможенное оформление.

- товары, в отношении которых подается таможенная декларация, не находятся на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация;

- не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров, которые должны соблюдаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Данные дополнения не противоречат установленному ранее порядку, не являются существенными - они лишь раскрывают и дополняют применявшиеся ранее положения.

Рассмотрим статистику по регистрации ДТ на Балтийской таможне* в 2017 г. (при нормативно закрепленном времени - 2 ч) и январе 2018 г. (при нормативно закрепленном времени - 1 ч), приведенную в табл. 2.

Как видно из табл. 2, среднее время регистрации ДТ в 2017 г. и январе 2018 г. составило 39,28 и 22,34 мин соответственно, что отражает соблюдение сроков регистрации согласно нормам таможенного законодательства, сокращение времени для принятия решения о регистрации ДТ. Изменение незначительно повлияло на работу должностных лиц ОТОиТК постов Балтийской таможни, поскольку они и ранее укладывались в 1 ч установленных сроков.

На этапе регистрации и работы по проверке ДТ возникают трудности, связанные с используемым программным обеспечением АИС «АИСТ-М» [3], которое нуждается в доработке. Имеются проблемы, с которыми инспектор сталкивается на каждом этапе работы, из них основными являются следующие:

- во-первых, инспектор при работе в АИС «АИСТ-М» на всех этапах обработки видит все декларации, находящиеся на этапе регистрации и этапе контроля, что усложняет и увеличивает время поиска своего документа; для решения этой проблемы необходимо применение фильтра в программе, для того чтобы инспектор видел только свои ДТ, а также мог сортировать их по различным параметрам, например: по времени регистрации, по применяемым формам таможенного контроля и другим;

- во-вторых, не актуализирована нормативно-правовая база под ТК ЕАЭС; данная проблема решается внесением изменений в автоматически заполняемые поля ДТ, конкретно - изменением содержания и нумерации статей в программном продукте.

При регистрации также возникает несколько основных проблем:

- во-первых, проблема необходимости контроля инспектором сроков принятия решения

В статье не рассматриваются показатели Шкиперского таможенного поста, поскольку его спецификой является работа с физическими лицами, а декларирование припасов осуществляется в значительно меньшем объеме, по сравнению с декларируемыми товарами в Балтийской таможне.

о регистрации ДТ. В отсутствии диспетчеризации деклараций инспектор вынужден самостоятельно забирать к себе в работу поданный документ. С целью уменьшения вероятности коррупционных проявлений представляется необходимым доработать функцию автоматического распределения ДТ программой на основе алгоритма, основанного на генераторе случайных чисел с учетом статистики оформления отдельных фирм каждым инспектором, его текущей загруженности и тому подобного;

- во-вторых, с целью соблюдения сроков регистрации (в настоящее время нет индикации по времени подачи) инспектор самостоятельно осуществляет контроль времени подачи ДТ в ТО. Для решения данной проблемы нужно вернуть цветовую индикацию времени нахождения ДТ в очереди и выделения красным цветом ДТ, в случае ее нахождения в очереди более 0,5 ч. Также необходима функция сортировки ДТ в списке, в зависимости от времени совершения таможенных операций, направления перемещения, объема декларируемых товаров и другого;

- в-третьих, инспектор не видит в очереди на регистрацию экспортные ДТ, прошедшие авторегистрацию, по которым решение о выпуске необходимо принять в течение 4 ч с момента регистрации.

Аналогично регистрации ДТ можно говорить и о сокращении срока выпуска товаров, то есть о сроках проверки правильности и полноты заполнения ДТ, контроля заявленных сведений с имеющимися документами, иными словами, - проведение формы таможенного контроля, предусмотренной ст. 325 ТК ЕАЭС «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров, далее принятие решения о выпуске ДТ или применении дополнительных форм таможенного контроля» [1, ст. 322].

В соответствии со ст. 119 ТК ЕАЭС определен срок выпуска товаров, который, в соответствии с п. 1 вышеупомянутой статьи, составляет 4 ч с момента регистрации ДТ.

В табл. 3 приведена статистика по срокам оформления импортных ДТ, из которой видно сокращение сроков выпуска как по ДТ, по которым не применялись формы таможенного контроля, так и тем ДТ, по которым применялись формы таможенного контроля.

На Балтийском таможенном посту в январе 2018 г. срок выпуска ДТ, по которым таможенным органом применена любая мера по минимизации риска либо принималось решение о проведении дополнительной проверки, либо обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, составил 4 ч 34 мин, при этом по ДТ, не идентифицированным как рисковые, - 1 ч 32 мин.

На этапе проверки содержащихся в ДТ сведений и выпуска ДТ целесообразно рассмотреть следующие проблемные вопросы и пути их решения:

- во-первых, существует проблема переноса данных в программных продуктах,

Таблица 1

Основания для отказа в регистрации

В соответствии с п. 4 ст. 190 ТК ТС В соответствии с п. 5 ст. 111 ТК ЕАЭС

1) ДТ подана ТО, неправомочному регистрировать ДТ; 1) ДТ подана ТО, неправомочному регистрировать ДТ;

2) ДТ подана неуполномоченным лицом; 4) ДТ не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; 2) ДТ подана неуполномоченным лицом и (или) не подписана либо не удостоверена надлежащим образом;

3) в ДТ не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180-182 ТК ТС; 4) в ДТ не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения;

5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые, в соответствии с ТК ТС, должны совершаться до подачи или одновременно с подачей ДТ; 7) не совершены действия, которые, в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов, должны совершаться до подачи или одновременно с подачей ДТ;

5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые, в соответствии с ТК ТС, должны совершаться до подачи или одновременно с подачей ДТ; 3) не соблюдена форма таможенного декларирования;

4) ДТ не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; 5) ДТ на бумажном носителе составлена не по установленной форме, и (или) структура и формат электронной ДТ или электронного вида таможенной декларации на бумажном носителе не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов;

5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые, в соответствии с ТК ТС, должны совершаться до подачи или одновременно с подачей ДТ; 6) товары, в отношении которых подается ДТ, за исключением товаров, указанных в п. 2 ст. 109 ТК ЕАЭС, либо товаров в случаях, определенных Комиссией в соответствии с п. 3 ст. 109 ТК ЕАЭС, не находятся на территории государства-члена, ТО которого подается ДТ;

5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые, в соответствии с ТК ТС, должны совершаться до подачи или одновременно с подачей ДТ. 8) не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров, установленные законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС, которые должны соблюдаться до подачи или одновременно с подачей ДТ.

Таблица 2

Среднее время регистрации ДТ в разрезе таможенных постов Балтийской таможни, мин

Посты Балтийской таможни Среднее время

Год Кронштадтский (ОТОиТК № 1*) Кронштадтский (ОТОиТК № 2**) Турухтанный Лесной порт Гавань Бронка ЦЭД

2017 29,95 39,03 39,68 42,36 56,27 24,21 44,18 39,28

2018*** 19,41 15,91 23,76 24,99 30,34 22,36 19,62 22,34

* ОТОиТК № 1 - морской транспорт. ** ОТОиТК № 2 - автомобильный транспорт *** Отражены данные за январь 2018 г.

Таблица 3

Среднее время оформления импортных ДТ в разрезе таможенных постов Балтийской таможни в 2018 г., ч

период Критерии Посты Балтийской таможни Среднее время

Кронштадтский (ОТОиТК № 1) Кронштадтский (ОТОиТК № 2) Турух-танный Лесной порт Гавань Бронка ЦЭД

2017 фактические сроки выпуска товаров по ДТ, по которым не применялись формы таможенного контроля 1,73 2,78 2,55 3,61 0,99 1,27 4,54 2,5

фактические сроки выпуска товаров по ДТ 6,08 11,27 11,79 9,31 8,39 10,61 10,15 9,66

2018 фактические сроки выпуска товаров по ДТ, по которым не применялись формы таможенного контроля 1,16 0,93 1,14 1,41 0,77 1,47 1,54 1,2

фактические сроки выпуска товаров по ДТ 1,68 2,57 4,72 2,96 3,27 8,13 4,57 3,99

используемых таможенными органами по внутренним базам данных при контроле сведений, заявленных в ДТ (например: реестр таможенных представителей, таможенная стоимость, код товара, и другие), для этого необходимо взаимодействие ПЗ «АИСТ-М» и ПЗ «Мониторинг-анализ» с целью повышения оперативности вывода информации о товаре в ДТ в таблице ПЗ «Мониторинг-анализ», то есть необходимо автоматизировать получение данных путем автоматического заполнения формы поиска ПЗ «Мониторинг-анализ» на основании сведений из ДТ. Аналогично следует организовать взаимодействие ПЗ «АИСТ-М» и ПЗ «ВЭД-Инфо» с целью автоматического заполнения формы поиска ПЗ «ВЭД-Инфо» на основании сведений из ДТ;

- во-вторых, при необходимости продления сроков оформления ДТ, в соответствии со статьей 119 ТК ЕАЭС, проставлением отметок о таких действиях должностное лицо вручную заполняет предусмотренные поля и, например, при применении ИДК, делает это дважды. Для решения данной проблемы в ПЗ «АИСТ-М» необходимо переработать форму заполнения сведений о продлении срока выпуска ДТ на основании выбора причины продления из списка, который будет соответствовать положениям ТК ЕАЭС. По истечении продленного срока также необходима цветовая индикация декларации для принятия решения о выпуске;

- в-третьих, инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля, по независящим от него причинам, задерживает оформление ДТ, поскольку результаты ИДК, досмотра он получает не сразу после проведения фактического контроля. Для решения данной проблемы необходимо взаимодействие АИС «АИСТ-М» с сервисом Балтийской таможни, содержащим информацию о проведенных ИДК, досмотрах, автоматическому прикреплению результатов к ДТ, а также информирование об этом цветовым индикатором;

- в-четвертых, у инспектора имеется возможность запроса любых документов у декларанта, что не является правильным с точки зрения законодательства; например, в письмах ФТС России [4] имеется перечень сокращения документов, запрашивать которые нет необходимости, для этого необходимо исключить возможность запроса таких документов в АИС «АИСТ-М»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в-пятых, инспектор сталкивается с трудностями при необходимости взаимодействия со структурными подразделениями. При осуществлении проверки декларации, в частности, на риски, у инспектора отсутствует возможность автоматизированного формирования и направления информации в структурное подразделение, а также остается необходимость предоставления ее на бумажном носителе. Для решения данной проблемы можно предложить введение функции автоматического формирования в программном продукте служебных и докладных записок о проведении осмотра с применением ИДК, проведения досмотра и так

далее с подписанием их электронной цифровой подписью и направления в отделы таможни в электронном виде.

Помимо этого, остаются нерешенными проблемы использования ПЗ «АИСТ-М» в части заполнения таможенных расписок, работы с информационными резолюциями, при отказе в выпуске части товаров по ДТ - необходимость производства автоматического пересчета подлежащих уплате таможенных платежей в графе «В» с целью списания платежей только в отношении выпускаемых товаров. В дополнение к вышерассмотренным проблемам, необходимо автоматизировать направление отчетов о выпуске товаров в ПЗТК и на таможенные посты после выпуска ДТ.

Таким образом, вступление в силу нового законодательства обусловливает корректировку работы программных средств в части их адаптации к требованиям ТК ЕАЭС, совершенствование электронного документооборота, взаимосвязи АИС «АИСТ-М» с другими программными средствами, позволяющими производить контроль заявленных сведений.

Библиографический список:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Источник публикации Официальный сайт Евразийского экономического союза. Примечание к документу: данный документ вступает в силу в соответствии со ст. 2 Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 // СПС «Гарант».

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (с учетом изменений, внесенных Протоколом от 16.04.2010, Договором от 10.10.2014, Протоколом от 08.05.2015 с изменениями, внесенными Договором от 29.05.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 6615.

3. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии: учеб. СПб.: Троицкий мост, 2014. 352 с.

4. Приказы ФТС России и Минфина России «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.