Научная статья на тему 'Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства'

Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2008
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖНЯ / УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / EFFICIENCY OF CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS SERVICES / FOREIGN TRADE / CUSTOMS / SERVICES / ELECTRONIC SERVICES / THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич, Ворона Анастасия Александровна

Обеспечение развития внешней торговли России является одним из важнейших направлений деятельности государства. Таможенные органы призваны обеспечить экономическую безопасность государства, внедрить механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг. Таможенные органы, изначально в силу своей особой структуры и природы таможенного дела, являются органами, которые направлены на обеспечение экономической безопасности, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, достижения приоритетных целей социальноэкономического развития государства в целом. В статье авторами представлены результаты деятельности ФТС в части администрирования доходов в федеральный бюджет за 2015 февраль 2018 гг. Также авторами обобщены определения понятия «таможенная услуга», предложенные различными авторами. В статье рассматривается порядок принятия предварительного решения о классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, при этом предлагается перейти на электронный вид предоставления указанной услуги, что значительно упростит взаимодействие ФТС и участников как внешнеэкономической, так и внешнеторговой деятельности. Авторами предложены направления повышения эффективности предоставления государственных таможенных услуг, что в свою очередь позволит оптимизировать деятельность таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic form of customs services as an innovative element of ensuring the economic security of the state

Ensuring the development of Russian foreign trade is one of the most important activities of the state. Customs authorities are called to ensure the economic security of the state, to introduce a mechanism to improve the efficiency of public services. Customs authorities, initially due to their special structure and nature of customs, are bodies that are aimed at ensuring economic security, defining its ability to maintain normal living conditions of the population, sustainable provision of resources for the national economy, achieving the priority goals of socio economic development of the state as a whole. The article presents the results of the activities of FTS in terms of administration of the income to the Federal budget for 2015 February 2018 the authors Al so summarized the definition of "customs service", proposed by various authors. The article discusses the procedure for making a preliminary decision on the classification of goods according to the Commodity nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian economic Union, it is proposed to switch to the electronic type of the specified service, which will greatly simplify the interaction of the FCS and participants of both foreign economic and foreign trade activities. The authors propose ways to improve the efficiency of public customs services, which in turn will optimize the activities of customs authorities.

Текст научной работы на тему «Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/33ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Максимов Ю.А., Ворона А.А. Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/33ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Maximov Yu.A., Vorona A.A. (2019). Electronic form of customs services as an innovative element of ensuring the economic security of the state. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https ://esj. today/PDF/33ECVN219.pdf (in Russian)

УДК 33

Максимов Юрий Анатольевич

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский им. Б.В. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия Доцент кафедры «Правового обеспечения ВЭД» Заместитель директора филиала Кандидат экономических наук, кандидат технических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Ворона Анастасия Александровна

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский им. Б.В. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия Старший преподаватель кафедры «Управления» Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=767969

Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства

Аннотация. Обеспечение развития внешней торговли России является одним из важнейших направлений деятельности государства. Таможенные органы призваны обеспечить экономическую безопасность государства, внедрить механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг. Таможенные органы, изначально в силу своей особой структуры и природы таможенного дела, являются органами, которые направлены на обеспечение экономической безопасности, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, достижения приоритетных целей социально- экономического развития государства в целом.

В статье авторами представлены результаты деятельности ФТС в части администрирования доходов в федеральный бюджет за 2015 - февраль 2018 гг. Также авторами обобщены определения понятия «таможенная услуга», предложенные различными авторами. В статье рассматривается порядок принятия предварительного решения о классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, при этом предлагается перейти на электронный вид предоставления указанной услуги, что значительно упростит взаимодействие ФТС и участников как внешнеэкономической, так и внешнеторговой деятельности. Авторами предложены направления повышения эффективности

Страница 1 из 14

33ЕСУШ19

предоставления государственных таможенных услуг, что в свою очередь позволит оптимизировать деятельность таможенных органов.

Ключевые слова: эффективность деятельности таможенных органов; таможенные услуги; внешнеторговая деятельность; таможня; услуги; электронные услуг; Федеральная таможенная служба

Современная международная политическая и торговая обстановка вносят значительные корректировки в программу развития таможенных органов России, в том числе ставят новые задачи обеспечения экономической безопасности государства. На данном этапе развития международных торговых отношений основной целью деятельности таможенной службы является повышение уровня экономической безопасности и обеспечение финансово-бюджетной как составляющей национальной безопасности [1]. Поэтому встает вопрос о разработке теоретических и методических основ совершенствования таможенного регулирования внешней торговли, учитывающих факторы изменения не только экономических, но и правовых механизмов регламентации внешнеторговых отношений.

Обеспечение экономической безопасности - важнейший национальный приоритет страны. Институтом по реализации механизма регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, функций по обеспечению экономической безопасности являются таможенные органы [2].

Обеспечение развития внешней торговли России является одним из важнейших направлений деятельности государства. Таможенные органы призваны обеспечить экономическую безопасность государства, внедрить механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг [11].

Развитие торговли и увеличение товарооборота приводит к необходимости улучшения качества и доступности коммерческих таможенных услуг. Оказание основных таможенных услуг заключается в таможенном оформлении груза, его сопровождении на таможне и помещении на склад хранения. При этом ключевое место отводится именно таможенной инфраструктуре [3].

При этом развитие системы электронного декларирования создает основу для оптимизации таможенных процедур, особенно учитывая переход на автоматизирование различных таможенных операций и процедур путем введения электронных технологий, которые уже на данный момент преобладают над бумажным документооборотом.

Мировое сообщество в ускоренном темпе движется в направлении формирования информационного общества, что ведет к проникновению информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни.

Для обеспечения инвестиционной привлекательности страны и развития внешней торговли, таможенные органы должны создавать благоприятные условия для бизнеса, в том числе позволяющие ускорить процесс совершения таможенных операций. Внедрение современных информационных технологий в таможенную сферу и переход на безбумажные технологии позволило постепенно решать эти задачи [4].

Курс на цифровизацию экономики, обозначенный правительством РФ, определяет приоритетные задачи государственных органов на ближайшую перспективу. К примеру, основная стратегическая цель ФТС России - упрощение прохождения административных процедур, прозрачность совершения таможенных операций, переход на электронный документооборот - предполагает постепенный переход на оптимизированные механизмы таможенного администрирования.

Тем не менее, широкое применение электронных технологий, имеющих практически свободный доступ к данным ФТС России, и создает принципиально новую угрозу обеспечения безопасности в виде системы единого информационного пространства. В этом случае на первое место выходит задача создания эффективно работающей системы управления обеспечением экономической безопасности РФ в сфере внешнеторговой деятельности.

Создание подобной системы управления в настоящее время является острой необходимостью, так как ее отсутствие может привести к принятию несистемных решений в части формирования ответов на угрозы, негативные внешние и внутренние воздействия на внешнюю торговлю и экономику РФ в целом [5].

Особое внимание к обеспечению информационной безопасности, как составляющей экономического суверенитета государства заставляет уделять развертывание торговой войны в международном экономическом пространстве. Так США заявили, что готовы ввести повышенные таможенные пошлины на импорт из Китая стоимостью $500 млрд. В прошлом году импорт китайских товаров в США составил $505,6 млрд, то есть, повышенные пошлины, если они будут введены, коснутся практически всех ввозимых из КНР грузов. В начале июля США и КНР увеличили до 25 % пошлины ввоз товаров друг друга на сумму $34 млрд1.

Тем не менее, задача своевременного и качественного предоставления таможенных услуг в виде внедрения в бытность ФТС России современных мировых стандартов по упрощению и гармонизации таможенных процедур в рамках электронной (цифровой) таможни, создание автоматизированной системы управления рисками, их контроля на основе методов аудита создают основу полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты интересов отечественных производителей и максимального содействия внешнеторговой деятельности.

Эффективность предоставления таможенных услуг может быть достигнута путем совершенствования применения информационных технологий в деятельности таможенных органов [6].

Электронные таможни создаются для оптимизации процесса декларирования, повышения открытости и предсказуемости таможенных операций [7].

В 2018 году начался первый этап реформирования системы таможенных органов, который подразумевает качественные изменения в системе таможенного администрирования. Сегодня таможенная система строит свою работу на концентрации декларационного массива в ЦЭД, которые поэтапно создаются по всей территории России.

В ближайшее время в полную силу заработает ЦЭД Московской областной таможни и ЦЭД Центральной акцизной таможни. С 1 марта 2019 г. в полном масштабе заработали авиационный ЦЭД и Балтийский ЦЭД в Северо-Западном округе. На конец 2019 года запланирован запуск ЦЭД Центральной энергетической таможни.

Так, в таблице 1 мы можем видеть, как будет перераспределяться объем предоставления таможенных услуг по декларированию и принятию решений по выпуску между электронными таможнями (ЦЭД) и таможенными постами, осуществляющими реальный таможенных контроль и бумажный документооборот в соответствии с программой развития ФТС России.

1 Трамп готов обложить пошлинами почти весь китайский импорт. Герман Костринский / 20.07.2018. http://провэд.рф/article/49200-tramp-gotov-oblozhit-posЫinami-pochti-ves-kitayskiy-import.html (09.01.2019).

Таблица 1

Целевые показатели решения задач Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года2

№ п/п Целевой показатель Единица измерения Годы

2016 2017 2018 2019 2020

1 Доля электронных деклараций на товары, зарегистрированных в центрах электронного деклариро вания % 16 20 30 60 95

2 Доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на экспортируемые товары % 35,7 50 60 70 99

3 Доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на импортируемые товары % 1,6 10 30 60 99

4 Доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков (не менее) % 77 80 82 85 90

5 Доля таможенных и иных платежей, уплачиваемых с применением лицевых счетов юридических лиц, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России % 0,1 30 50 75 100

Развитие системы электронной таможни затрагивает и Северо-Западное таможенное управление, так на рисунках 1 и 2 представлены фактические показатели доли от общего массива деклараций применения автоматической регистрации деклараций в Северо-Западном таможенном округе.

99%

2014 2015 2016 2017* 2018 2019 2020

Рисунок 1. Результаты применения автоматической регистрации деклараций в Северо-Западном таможенном округе. Доля от общего массива деклараций на товары (экспорт) (составлено авторами)

99%

60% 1

5,6% 1-6% (10%) 30% р II

1Я 1 1 1

2016 2017* 2018 2019 2020

Рисунок 2. Результаты применения автоматической регистрации деклараций. Доля от общего массива деклараций на товары (импорт) (составлено авторами)

2 Приложение к решению коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года».

http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512 (09.01.2019). Страница 4 из 14

Развитие системы электронного декларирования и дальнейшего развития технологии удаленного выпуска, позволит минимизировать человеческий фактор. Однако в качестве одной из проблем, возникающих в связи с построением информационного пространства системы электронного декларирования и удаленного выпуска, некоторые участники ВЭД отмечают систему управления рисками, так как, ФТС России готова удаленно выпускать лишь товары участников ВЭД низкого уровня риска3.

Хорошие результаты показал автоматический выпуск товаров в регионе деятельности ФТС в 2018 году. Если в 2016 лишь 29 тыс. ДТ были выпущены в этом режиме, то к 2017 их количество возросло почти в 3 раза до 84 тыс., а уже в 2018 рекордное, почти четырехкратное увеличение дало цифру в 323 тыс. ДТ. 47 % ДТ были автоматически выпущены по процедуре экспорта, а 27 % - по импорту при среднем времени выпуска не более 5 минут.

Тем не менее, создание системы «электронной таможни» продолжается, так в соответствии с руководящими документами ФТС России, планируется к концу 2020 года создание единой системы электронных таможен, в которую войдут 16 центров электронного декларирования. Информационный поток будет концентрироваться Главным центром обработки данных ФТС России, который должен обрабатывать весь объем данных, что в принципе делает данную систему уязвимой с точки зрения, как технической безопасности, так и информационной.

Так, 17 июля 2018 года в ряде информационных систем ФТС России зафиксирован технический сбой, вызванный отказом в работе серверного оборудования. Это негативным образом повлияло на скорость совершения таможенных операций в ряде регионов страны4.

В систему «электронной таможни» помимо Главного центра обработки данных ФТС России, занимающего центральное место, входят региональные электронные таможни (РЭТ) и центры электронного декларирования (ЦЭД), непосредственно подчиненные РЭТ. Система предусматривает функционирование одного-двух ЦЭД в структуре РЭТ. Структуру Центра электронного декларирования по проекту будут включаться два отдела таможенного оформления и таможенного контроля, работа которых будет производится по сменному графику, обеспечивающему непрерывность процесса. Так, инспекторы ЦЭД будут работать по сменному графику два через два, обеспечивая ежедневное функционирование поста.

Выполнение контрольной функции таможенных органов за производством таможенных процедур будет обеспечиваться информационным взаимодействием Центра электронного декларирования с таможенными постами фактического контроля (ТПФК) своего региона. В случае, когда система оценки рисков выявит низкую степень доверия к декларанту, будет обеспечено широкое информационное взаимодействие ЦЭД с постами фактического контроля по всей стране.

В структуре ФТС РФ существуют также специализированные ЦЭД, которые в силу своей специфики будут взаимодействовать с любым постом фактического контроля своей таможни. Данное взаимодействие обусловлено прежде всего необходимостью предоставления возможности декларанту представлять документы на бумажном носителе, так как в ЦЭД документальный контроль осуществляется только в электронном виде. Общую структуру взаимодействия, можно представить в виде схемы на рисунке 3.

3 Галина Рожко. Электронные таможни не совместимы с менталитетом таможенников. http://провэд.рф/article/45707-elektponnye-tamozhni-ne-sovmestimy-s-mentalitetom-tamozhennikov.html (10.01.2019).

4 ФТС России информирует: устранена нештатная ситуация в работе оборудования. https://www.alta.ru/news/61781/ (10.01.2019).

Страница 5 из 14

33ECVN219

Таможенные посты фактического контроля в силу своих полномочий наделяются той компетенцией, которая им была предоставлена ранее, а именно производить оформление товаров в несобранном или разобранном виде, припасов, а также товаров, помещаемых под процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, свободного склада и свободной таможенной зоны, а также под специальную таможенную процедуру. В этом случае, как и ранее, до введения электронного декларирования, таможни фактического контроля будут осуществлять контроль после выпуска товаров.

Информационный обмен Региональный ЦЭД-Пост фактического контроля ^ Правоохранительное сопровождение деятельное™

Рисунок 3. Административное и информационное взаимодействие РЭТ, ЦЭД и ТПФК5

В рамках создания единой системы электронной таможни внедрена субъектно-ориентированная модель управления рисками. Данная система предусматривает применение более 700 вновь разработанных индикаторов риска, которые позволяют отсортировать организации по категориям риска и применять к различным субъектам внешнеэкономической деятельности различные алгоритмы таможенного воздействия, что позволяет более эффективно осуществлять таможенный контроль, при этом перераспределить административное воздействие с добросовестных участников ВЭД, на наиболее рисковые товарные партии.

Однако, несмотря на перспективность создаваемой системы, следует обратить внимание на то, что чем сложнее создаваемая система, тем более пристальное внимание необходимо уделять этапам проектирования и диагностики в целях обеспечения устойчивости и бесперебойности её функционирования. Система «электронной таможни» (далее СЭТ) по существу является сложной технической системой обработки информации и принятия решения по выпуску товара на таможенную территорию ЕАЭС. Исходя из существующих принципов проектирования сложных технических систем и информационных систем прежде всего используется принцип декомпозиции - разбиение сложной задачи на более простые, в качестве объекта для анализа предлагается информационная структура, находящаяся в региональном

5 Письмо Федеральной таможенной службы от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Разъяснения по вопросам организации деятельности региональных электронных таможен и таможен фактического контроля». https://www.alta.ru/tamdoc/17p73654/ (10.01.2019).

подчинении СЗТУ. Так, в ходе реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год в СевероЗападном регионе планируется проведение следующих мероприятий:

1. В период 2019-2020 гг. предполагается увеличить штатную численность Балтийского таможенного поста (ЦЭД) до планируемой в 241 человек;

2. Создание в 2020 году на базе Санкт-Петербургского таможенного поста (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни Северо-Западного таможенного поста (центра электронного декларирования) с примерной штатной численностью 205 человек;

3. Создание в 2020 году Северо-Западной электронной таможни со штатной численностью 277 человек.

Таким образом, перед СЗТУ встает задача профессиональной подготовки более 700 сотрудников, осуществляющих предоставление таможенных услуг в виде обработки информационного массива данных и принятие решений о выпуске товаров. Кроме обучения выпускающих инспекторов СЭТ, владеющих определенным объемом знаний, навыков и умений, необходимо определить какие программные продукты будут задействованы в ходе обработки информационных потоков. Так, по предварительной экспертной оценке их насчитывается около шестнадцати, а именно: АИС «АИСТ-М», КПС Сбор ГТД, КПС «Инспектор ОТО», АИС «Ордер», АС «УКИД-2», электронный Журнал проб, КПС «Тарифы -Статистическая отчетность», КПС «Мониторинг-Анализ», Справочник ВЭД-Инфо, ACTO Анализ 3.0, 10. АС «Контроль таможенной стоимости», АРМ «Руководитель», КПС «Сбор информации по ГТД», КПС «Оформление ТПО», ПЗ «Журналы регистрация», «ВЭД-Инфо», SQLDeveloper.

Порядок действий должностного лица (инспектора) центра электронного декларирования регламентирован приказом ФТС России № 2081 от 1 ноября 2013 года6.

Алгоритм совершения операций по выпуску товаров в центрах электронного декларирования, совершаемая выпускающим инспектором, производится в следующей последовательности:

Первый этап: Инспектором осуществляется комплекс мероприятий по проверке соблюдения установленных условий регистрации декларация на товары (далее ДТ). Декларация, подаваемая участником ВЭД, представляет собой электронный документ, оформляемый на груз при перемещении его через таможенную границу. В декларацию включаются как сведения о самом грузе, его таможенной стоимости, так и о транспорте, осуществляющем доставку, условиях поставки, отправителе и получателе.

Инспектором на данном этапе производится составление формализованного сообщения в электронной форме, которым ЦЭД запрашивает информацию от таможни фактического контроля о нахождении товаров на временном хранении на складе временного хранения (СВХ).

Данный запрос направляется электронным образом в таможенный орган, в регионе которого расположен СВХ (в зоне таможенного контроля (ЗТК) (далее - внешний таможенный орган (ВнТО)). Данное информационное взаимодействие обеспечивает контроль за

6 Приказ ФТС России № 2081 от 1 ноября 2013 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» и приказом ФТС России № 845 от 22 апреля 2011 года «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».

соблюдением условий регистрации ДТ и обращение оператора к информационной базе внешнего таможенного органа и СВХ.

На основе полученных данных о нахождении груза в ЗТК, инспектор принимает решение о регистрации поданной ДТ либо решение об отказе в регистрации ДТ.

Второй этап заключается в проведении форматно-логического контроля ДТ, в ходе которого инспектор производит направление информационного пакета данных на сверку внешнему таможенному органу. В ходе сверки ВнТО проводится документальный контроль ДТ и на его основе инспектором осуществляется принятие решения по ДТ.

В ходе данного вида взаимодействия оператором проводится проверка соответствия заявленных декларантом сведений о наименовании товара, его количестве, количестве мест, весе и сведениям, содержащимся в ДТ, представленных в таможенный орган при электронном декларировании.

Следующим логическим этапом является проверка выпускающим инспектором правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС с учетом взаимодействия с базами классификаторов и общей информационной базой ФТС.

Четвертый логический этап деятельности выпускающего инспектора - это проверка правильности определения страны происхождения товаров и проверка соблюдения законодательства, устанавливающего запреты и ограничения на перемещение через таможенную границу ЕАЭС. На данном этапе производится проверка действующих списков стран и товаров, в отношении которых действуют запреты и ограничения. При этом в соответствии с нормативом, установленных правовыми актами ФТС России, на проведение данной проверки отводится не более 25 минут.

Пятый этап - это проверка, которая осуществляется в целях применения мер, связанных с защитой прав на интеллектуальную собственность. На данном этапе производится сверка с таможенным реестром объектов интеллектуальной собственности, который ведет ФТС России на основе данных, предоставленных правообладателями, что подразумевает взаимодействие оператора ЦЭД с данным информационным ресурсом. Цель таможенной защиты прав интеллектуальной собственности заключается в противодействии перемещению через таможенную границу контрафактных товаров и в формировании рынка интеллектуальной собственности как условия инновационного развития российской экономики [8].

Шестой этап напрямую связан с обеспечением финансово-бюджетной безопасности и включает в себя, проверку выпускающим инспектором заявленной таможенной стоимости, а также правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей. Опять-таки производится обращение оператора ЦЭД к внешним информационным базам данных, на предмет соответствия им заявленных участником ВЭД данных в поданной электронной декларации на товары.

После получения вышеуказанных данных выпускающим инспектором ЦЭД производится проверка соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру во взаимодействии с информационными сетями участника ВЭД и ВнТО.

На основе полученных данных оператор ЦЭД может принять решение о проведении дополнительной проверки по таможенной стоимости, а также сформировать и направить электронное уведомление декларанту о проведении дополнительной проверки по таможенной стоимости товаров.

В восьмом этапе, помимо указанных проверочных действий, должностным лицом таможни при наличии оснований может быть принято решение о проведении дополнительной

проверки по классификации товаров. В этом случае инспектор осуществляет формирование электронного документа и направляет уведомление декларанту.

Также выпускающим инспектором может быть принято решение о проведении дополнительной проверки по стране происхождения товаров. В ходе данного решения производится формирование и направление уведомления декларанту о проведении дополнительной проверки по стране происхождения товаров.

Девятый этап является отчасти факультативным, так как в случае выявления признаков необходимости принятия действий по охране объектов интеллектуальной собственности, выпускающим инспектором принимается решение о проведении контроля. Фактический контроль осуществляется в целях применения мер, связанных с защитой интеллектуальной собственности, в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, включая подготовку и принятие решения о приостановлении выпуска товаров, в случае необходимости.

Десятый этап действий выпускающего инспектора является функционально значимым в выполнении общей задачи по обеспечению экономической безопасности государства. Данный этап заключается в осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок. В ходе работы оператор обращается к базам данных валютного контроля (Центральный Банк России, уполномоченные банки, банк-эквайер и т. д.).

Одиннадцатый этап также является факультативным, так как заключается в формирование и направление электронного документа-требования участнику ВЭД о предоставлении каких-либо дополнительных документов и сведений, которые необходимы таможенному органу для уточнения стоимости или кода классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. По результатам проведенных проверок выпускающий инспектор ЦЭД производит расчёт размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующее процессуальное действие оператора - это оформление таможенной расписки и списание денежных средств со счета участника ВЭД, открытого в центральном расчетном центре ФТС России, что подразумевает взаимодействие инспектора с основной расчетной сетью таможенной службы.

Последующий этап является наиболее значимым и в то же время достаточно уязвимым для внешнего информационного проникновения, так как на этом этапе оператором ЦЭД производится анализ баз данных («Мониторинг-анализ», библиотек решений о классификации товаров, «Росаккредитация», «ЭКСКОНТ», ЕГРЮЛ, ЕГРИП и др.) в целях определения категории риска по данной поставке товаров.

В случае выявления высоких рисков возникновения возможных нарушений таможенного законодательства, оператором ЦЭД производится формирование шаблона поручения ВнТО на досмотр перемещаемого через таможенную границу товара. Полученные в ходе проводимых контрольных мероприятий данные сопоставляются с заявленными в ДТ сведениями о качественных и количественных характеристиках товаров.

По результатам проведенной проверки выпускающим инспектором производится заполнение отчетов о применении мер по минимизации рисков и в случае выявленных несоответствий производится оформление решения о назначении таможенной экспертизы, на основе результатов которой может быть принято решение о корректировке таможенной стоимости, о классификации товаров, о стране происхождения товаров.

Пятнадцатый этап алгоритма действий оператора ЦЭД также является вероятностно факультативным, так как заключается в запросе в адрес таможенного органа электронных документов от участника ВЭД, необходимых для более полной оценки рисков и данных, указанных в ДТ.

Заключительной процедурой деятельности выпускающего инспектора ЦЭД является формирование пакета документа о продлении сроков выпуска товаров, а также направление ДТ и документов на согласование в функциональные отделы для принятия решения о выпуске товаров, что предполагает электронное взаимодействие с информационной сетью таможен в регионе которых производится оформление и перемещение товара через таможенную границу. На заключительном этапе оператором ЦЭД производится внесение отметок в декларацию таможенной стоимости, а также принятие решения о выпуске либо об отказе в выпуске товаров.

Общий временной интервал, за который при минимальных рисках выпускающий инспектор ЦЭД должен принять решение о выпуске товаров, без учета проведения дополнительных контрольных мероприятий и экспертиз, составляет четыре часа. Это при условии осуществления бесперебойного обмена информационными потоками между контрагентами и государственными органами, задействованными в обмене данными.

В качестве основы моделирования функционирования системы электронного декларирования и работы ЦЭД можно отнести информационную систему предоставления данной таможенной услуги к простейшей математической модели систем со стохастическим характером функционирования, а именно к системе массового обслуживания (СМО), содержащие один или несколько каналов, обслуживающих заявки (декларации) (В), поступающие в систему, и один (Н) или несколько накопителей (Н+п), в которых находятся заявки-декларации, образующие очереди и ожидающие обслуживания.

В качестве входных параметров используемых при моделировании процессов таможенного оформления различных заявок-деклараций, могут быть отнесены к разным классам составляющим процесс в случае, если при их рассмотрении в обрабатывающей системе, применяются разные временные интервалы. При этом следует учитывать, что сама временная составляющая работы ЦЭД строго нормализирована на законодательном уровне и может применяться только при различии того или иного профиля риска, влияющего на уровень обеспечения экономической безопасности. В этом случае заявки-декларации имеют разные приоритеты при занесении в накопитель или при выборе из накопителя на обслуживание оператором ЦЭД.

При условии, что декларант или товар имеют одномерные профили риска, то заявки образуют однородный поток. В этом случае нагрузочные параметры Центра электронного декларирования как системы массового обслуживания, включают в себя одномерные параметры потока заявок, поступающих в систему, как и сами параметры обслуживания заявок. В зависимости от профиля риска можно также разграничить количество классов заявок, которое будет равно одному для СМО с однородным потоком заявок (одним профилем риска на всех) и более одного для СМО с неоднородным потоком.

Функциональные параметры входящего потока заявок на обработку задаются в виде конкретных концепций управления потоками всех деклараций в ЦЭД. Исходя из концепции обработки разнорисковых документов определяются и правила занесения заявок в базу данных работающего оператора, а также выборка конкретного документа из очереди на осуществление выпуска (обслуживания) товара.

В теории массового обслуживания основным параметром потока деклараций (заявок) является его интенсивность (Л), т. е. среднее число заявок, поступающих в информационную систему за единицу времени.

Для описания детерминированного (регулярного) потока деклараций достаточно задать интенсивность потока (Л). Для случайного потока деклараций, в общем случае, задаются законы распределений интервалов времени между подачей деклараций А(), которые в случае моделирования ЦЭД будут иметь заранее стохастический характер.

Такая особенность обработки деклараций приводит к необходимости применения аналитических методов формулирования потока, как и при любом исследовании моделей массового обслуживания. В данном случае предполагается, что поток заявок - простейший, а анализ моделей с потоками заявок, отличными от простейших, существенно усложняет математические выкладки и не позволяет получить аналитическое решение в явном виде.

В случае информационных потоков, отличных от простейшего ламинарного распределения поданных деклараций-заявок, эффективным инструментом исследования становится имитационное моделирование.

Задача полного имитационного моделирования работы СЭД стоит наиболее актуально для повышения эффективности функционирования системы, а также совершенствования в целях выявления наиболее уязвимых мест в обеспечении информационной безопасности, а значит и экономической безопасности государства в целом.

В настоящее время во всем мире происходит огромное количество изменений в области обмена информационными потоками, что в первую очередь связано с интенсификацией обмена экономическими ресурсами, повышением значимости внешней торговли между государствами. В основном обмен информацией происходит применением интернет-технологий, с которыми связана в первую очередь прозрачность таможенных процедур, что приводит к повышению эффективности информационного взаимодействия, но в то же время ведет к уязвимости информационных потоков от внешнего воздействия.

Особенно уязвимой является система предварительного информирования и электронного декларирования, что требует от государств-участников применения единых схем унификации и стандартизации таможенных процедур вне зависимости от страновой принадлежности, но в то же время диктует использование общих схем защиты информации и соответственно к данным защитным системам могут быть применены общие протоколы вредоносного проникновения в систему и доступа к информации содержащей коммерческую и другие виды тайны.

В данных условиях организация процесса предварительного информирования и электронного декларирования является с одной стороны положительным признаком интеграции России в мировое экономическое хозяйство, с другой стороны вдет к уязвимости системы информации.

Научно-методологический аппарат обеспечения информационной безопасности ЦЭД ФТС России должен быть основан на комплексном подходе в использовании специально созданных моделей и методов обработки информации при управлении процессами информационной безопасности критических систем. Специфика защиты информационной составляющей деятельности таможенных органов заключается в необходимости моделирования структуры состояний информационной безопасности и взаимосвязей между ними, создании иерархической структуры методов, обеспечивающих защищенное функционирование информационной системы ЦЭД в течение всего жизненного цикла.

Система обеспечения информационной безопасности во внешнеторговой сфере затрагивая коммерческую и государственную тайну, является составляющей экономической безопасности, а проектирование и анализ системы обеспечения безопасности, безусловно, осложняется стохастическим характером осуществления внешней торговли в новых экономических условиях, когда подвергается сомнению даже сам факт существования всемирной торговой организации [9; 10].

Для успешного функционирования системы обмена информации между таможенными органами, центром электронного декларирования, внешним таможенным органом (таможней

фактического досмотра) и субъектом внешнеэкономической деятельности, необходимо ввести понятие информационной устойчивости данной системы.

Устойчивость системы обмена информации в условиях функционирования электронного декларирования можно определить, как способность системы обеспечить заданный уровень защиты конфиденциальной информации в условиях случайного или преднамеренного воздействия (искажения).

При этом информационная безопасность системы обмена информации можно рассматривать как составляющую экономической безопасности, так как рассматриваемые информационные потоки затрагивают экономические интересы не только субъектов внешнеторговой деятельности, но и государства в целом, особенно в области финансово-бюджетной устойчивости системы экономики страны.

В целях обеспечения экономической безопасности необходимо решить задачу многошаговой оптимизации информационной безопасности на всем интервале жизненного цикла системы ЦЭД (на всех этапах разработки, испытаний, эксплуатации), что позволит наиболее эффективно использовать данную систему для расширения международных внешнеэкономических отношений. Постоянное развитие средств и методов деструктивных информационных воздействий требует последовательного развития методов и систем обеспечения информационной устойчивости ЦЭД ФТС России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимов Ю.А. Государственное регулирование внешней торговли и финансовой деятельности таможенных органов в рамках задач Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (62). С. 42-46.

2. Коптева Л.А., Ворона А.А. Повышение эффективности деятельности таможенных органов как фактор обеспечения экономической безопасности России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018, №1, том 4. С. 4753.

3. Коптева Л.А., Ворона А.А. Коммерческие таможенные услуги на территории ЕАЭС // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 19-23.

4. Ворона А.А. Использование электронных навигационных пломб при таможенном контроле // Экономика. Право. Инновации. 2018. № 5 (2). С. 54-58.

5. Максимов Ю.А. Необходимость создания системы управления обеспечением внешнеторговой безопасности как составляющей экономической безопасности государства в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 38-43.

6. Ворона А.А. Управление таможенными услугами и перспективы эффективного развития качества их предоставления // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации». Том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2017. 378 с. С. 41-50.

7. Мютте Г.Е., Кондрашова В.А. Проблемы внедрения перспективных технологий электронного взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 24-27.

8. Ворона А.А. Ведение реестра объектов интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации. Пути совершенствования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 11-13.

9. Максимов Ю.А. Система обеспечения внешнеторговой безопасности и формирование экономической политики государства / Ю.А. Максимов // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. -2018 - №3(67). С. 51.

10. L. Kopteva, L. Shabalina, and E. Kashirina.Ecological aspects of the world food security. E3S Web of Conferences, Vol.91 (06011), 2019.

11. Кузминых Ю.В., Ворона А.А. Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Евразийской науки, 2018 №2, https://esj.today/PDF/74ECVN218.pdf.

Maximov Yuri Anatolyevich

Russian customs academy St. Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint Petersburg, Russia

E-mail: [email protected]

Vorona Anastasiya Aleksandrovna

Russian customs academy St. Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint Petersburg, Russia

E-mail: [email protected]

Electronic form of customs services as an innovative element of ensuring the economic security of the state

Abstract. Ensuring the development of Russian foreign trade is one of the most important activities of the state. Customs authorities are called to ensure the economic security of the state, to introduce a mechanism to improve the efficiency of public services. Customs authorities, initially due to their special structure and nature of customs, are bodies that are aimed at ensuring economic security, defining its ability to maintain normal living conditions of the population, sustainable provision of resources for the national economy, achieving the priority goals of socio - economic development of the state as a whole.

The article presents the results of the activities of FTS in terms of administration of the income to the Federal budget for 2015 - February 2018 the authors Al so summarized the definition of "customs service", proposed by various authors. The article discusses the procedure for making a preliminary decision on the classification of goods according to the Commodity nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian economic Union, it is proposed to switch to the electronic type of the specified service, which will greatly simplify the interaction of the FCS and participants of both foreign economic and foreign trade activities. The authors propose ways to improve the efficiency of public customs services, which in turn will optimize the activities of customs authorities.

Keywords: efficiency of customs authorities; customs services; foreign trade; customs; services; electronic services; the Federal customs service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.