Научная статья на тему 'Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства'

Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / EFFICIENCY OF CUSTOMS AUTHORITIES / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / CUSTOMS SERVICES / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE / ТАМОЖНЯ / CUSTOMS / УСЛУГИ / SERVICES / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГ / ELECTRONIC SERVICES / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / FEDERAL CUSTOMS SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузминых Юлия Валерьевна, Ворона Анастасия Александровна

Обеспечение развития внешней торговли России является одним из важнейших направлений деятельности государства. Таможенные органы призваны обеспечить экономическую безопасность государства, внедрить механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг. Таможенные органы, изначально в силу своей особой структуры и природы таможенного дела, являются органами, которые направлены на обеспечение экономической безопасности, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, достижения приоритетных целей социальноэкономического развития государства в целом. В статье авторами представлены результаты деятельности ФТС в части администрирования доходов в федеральный бюджет за 2015 февраль 2018 гг. Также авторами обобщены определения понятия «таможенная услуга», предложенные различными авторами. В статье рассматривается порядок принятия предварительного решения о классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, при этом предлагается перейти на электронный вид предоставления указанной услуги, что значительно упростит взаимодействие ФТС и участников как внешнеэкономической, так и внешнеторговой деятельности. Авторами предложены направления повышения эффективности предоставления государственных таможенных услуг, что в свою очередь позволит оптимизировать деятельность таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузминых Юлия Валерьевна, Ворона Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic form of customs services as an innovative element of ensuring the economic security of the state

Ensuring the development of Russian foreign trade is one of the most important activities of the state. Customs authorities are called to ensure the economic security of the state, to introduce a mechanism to improve the efficiency of public services. Customs authorities, initially due to their special structure and nature of customs, are bodies that are aimed at ensuring economic security, defining its ability to maintain normal living conditions of the population, sustainable provision of resources for the national economy, achieving the priority goals of socio economic development of the state as a whole. The article presents the results of the activities of FTS in terms of administration of the income to the Federal budget for 2015 February 2018 the authors Al so summarized the definition of "customs service", proposed by various authors. The article discusses the procedure for making a preliminary decision on the classification of goods according to the Commodity nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian economic Union, it is proposed to switch to the electronic type of the specified service, which will greatly simplify the interaction of the FCS and participants of both foreign economic and foreign trade activities. The authors propose ways to improve the efficiency of public customs services, which in turn will optimize the activities of customs authorities.

Текст научной работы на тему «Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №2, Том 10 / 2018, No 2, Vol 10 https://esj.today/issue-2-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/74ECVN218.pdf Статья поступила в редакцию 21.04.2018; опубликована 19.06.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Кузминых Ю.В., Ворона А. А. Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Евразийской науки, 2018 №2, https://esj.today/PDF/74ECVN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kuzminykh Iu.V., Vorona A.A. (2018). Electronic form of customs services as an innovative element of ensuring the economic security of the state. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(10). Available at: https ://esj. today/PDF/74ECVN218.pdf (in Russian)

УДК 33

Кузминых Юлия Валерьевна

ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия им. Б.В. Бобкова»

Санкт-Петербургский филиал, Россия Профессор кафедры «Международных экономических отношений»

Доктор экономических наук, доцент E-mail: july_lta@rambler.ru

Ворона Анастасия Александровна

ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия им. Б.В. Бобкова»

Санкт-Петербургский филиал, Россия Старший преподаватель кафедры «Управления» E-mail: anastasiya_o@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=767969

Электронная форма таможенных услуг как инновационный элемент обеспечения экономической

безопасности государства

Аннотация. Обеспечение развития внешней торговли России является одним из важнейших направлений деятельности государства. Таможенные органы призваны обеспечить экономическую безопасность государства, внедрить механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг. Таможенные органы, изначально в силу своей особой структуры и природы таможенного дела, являются органами, которые направлены на обеспечение экономической безопасности, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, достижения приоритетных целей социально- экономического развития государства в целом.

В статье авторами представлены результаты деятельности ФТС в части администрирования доходов в федеральный бюджет за 2015 - февраль 2018 гг. Также авторами обобщены определения понятия «таможенная услуга», предложенные различными авторами. В статье рассматривается порядок принятия предварительного решения о классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, при этом предлагается перейти на электронный вид предоставления указанной услуги, что значительно упростит взаимодействие ФТС и участников как внешнеэкономической, так и внешнеторговой деятельности. Авторами предложены направления повышения эффективности

предоставления государственных таможенных услуг, что в свою очередь позволит оптимизировать деятельность таможенных органов.

Ключевые слова: эффективность деятельности таможенных органов; таможенные услуги; внешнеторговая деятельность; таможня; услуги; электронные услуг; Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба России является одним из тех органов исполнительной власти, который содействует развитию внешней торговли РФ, обеспечения экономической безопасности, а также выполняет иные функции в области регулирования внешнеторговой деятельности, которые возложены на нее Правительством РФ.

Одной из важных функций таможенных органов, выполнение которой позволяет осуществлять меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности, является создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров через границу в Российскую Федерацию и вывозе товаров за ее пределы.

В 2017 г. основные усилия таможенных органов Российской Федерации (ТО) были сосредоточены на достижении приоритетных целей деятельности ФТС России, то есть были направлены на формирование доходной части федерального бюджета, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для ведения внешнеторговой деятельности, а также на внедрение элементов единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей.

Чтобы оценить эффективность деятельности ФТС по формированию доходной части федерального бюджета, следует рассмотреть структуру доходов федерального бюджета (по семи видам) по итогам 9 месяцев за период 2015-2017 гг., которая представлена на рис. 1.

100,0% 1

80,0%

60,0%

40,0% -

20,0% -

0,0%

4,0% 4,2% 5,3%

31,2% 36,4% 34,5%

24,0% 22,1% 26,3%

№ 21,0%

Щ 15,4% 6,7% 3,8% 12,8%

11,6% 12,1% 10,6%

Налог на прибыль НДС

■ ЩЩИ

■ Акцизы

■ Ввозные таможенные пошлины

■ Вывозные таможенные пошлины

■ Прочие доходы

9 месяцев 2015 года

9 месяцев 2016 года

9 месяцев 2017года

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета за 9 месяцев 2015-2017 гг. (доля в общем объеме доходов, %)х

Основная часть поступлений в федеральный бюджет за 9 месяцев 2015-2017 гг. обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость, вывозной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов за 9 месяцев 2017 г. приходится 73,6 % всех доходов федерального бюджета. Устойчивый рост

1 Официальный сайт Министерства финансов РФ https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/17/ (дата обращения: 05.03.2018).

доли акцизов в 2015-2017 гг. обусловлен ежегодным повышением ставок акцизов, увеличением объемов производства и ввоза подакцизной продукции, введением новых видов подакцизной продукции, а также зачислением с 1 июня 2016 г. в доход федерального бюджета части акцизов на нефтепродукты2. Отсюда можно сделать вывод, что успешная работа таможенных органов является одним из ключевых направлений по обеспечению деятельности государства в целом.

За период с января 2017 по февраль 2018 гг. ФТС РФ перечислил в казну государства 5 257,22 млрд рублей: структура доходов федерального бюджета (по месяцам), администрируемых таможенными органами, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета, с января 2017 по февраль 2018 гг.3

Период (месяц, год) Сумма доходов федерального бюджета,

администрируемых таможенными органами, млрд руб.

Январь 2017 283,76

Февраль 2017 340,37

Март 2017 404,84

Апрель 2017 325,63

Май 2017 358,76

Июнь 2017 370,94

Июль 2017 376,64

Август 2017 384, 87

Сентябрь 2017 369,59

Октябрь 2017 400,86

Ноябрь 2017 431,8

Декабрь 2017 462,8

Январь 2018 349,3

Февраль 2018 397,06

На основании данных табл. 1 можно судить об увеличении перечисления доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, на 23,1 % в январе 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., и на 39,9 % в феврале 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

Также стоит отметить, что по данным таможенной статистики в 2017 г. внешнеторговый оборот Российской Федерации составил 587,6 млрд долларов США и по сравнению с 2016 г. он увеличился на 24,7 % 4 . По данным ФТС произошло увеличение предоставления государственных таможенных услуг в 2017 г. было предоставлено 26 124 услуги, а в 2016 г. только 24 531, что на 6,5 % в 2017 г. больше, чем в 2016 г.

За последние годы в мире произошли существенные изменения, которые привели к серьёзной трансформации и увеличению количества угроз различного характера, периодически возникающих перед российской экономикой [1].

Процесс обеспечения экономической безопасности в современной России диктует необходимость переосмысления существующих экономических и правовых механизмов

2 Официальный сайт Министерства финансов РФ https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/17/ (дата обращения: 05.03.2018).

3 Официальный сайт Федеральной таможенной службы http://www.customs.ru (дата обращения: 05.03.2018).

4 Официальный сайт Федеральной таможенной службы http://www.customs.ru (дата обращения: 05.03.2018).

государственного регулирования внешней торговли, а также выработку новых инструментов воздействия на получение фискальных доходов страны в современных условиях [2].

Поддержание экономической безопасности страны является одним из ключевых направления, осуществляемых таможенными органами. Теоретические исследования и практические действия по формированию и реализации стратегии экономической безопасности являются фундаментом, на котором базируется национальный суверенитет России, её позиция на международной экономической и политической арене. Экономическая безопасность -понятие комплексное, которое включает в себя продовольственную, промышленную, технологическую, энергетическую, внешнеэкономическую и финансовую составляющие. В настоящее время на первом плане - вопросы обеспечения промышленной, технологической и финансовой безопасности.

В этой связи эффективные и качественные государственные услуги в области таможенного дела содействуют увеличению скорости таможенных процессов, снижают издержки предпринимателей и конечного потребителя товара, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории единого экономического пространства.

Таможенные услуги, предоставляемые таможенными органами, - это «результат действий и мер в сфере таможенного дела, направленный на удовлетворение потребностей участников внешнеторговой деятельности» [11].

Бойкова М.В. в своей монографии «Зарубежный опыт таможенного администрирования» определяет государственную услугу как деятельность по исполнению запроса граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, установлении юридических фактов, получении для их реализации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, материальных и финансовых средств, а также предоставлении документированной информации по вопросам, включенным в соответствии с данным Федеральным законом в реестр государственных услуг [3].

Также под таможенной услугой следует понимать результат деятельности таможенных органов, имеющий целью, с одной стороны, реализацию государственных функций, а с другой удовлетворение потребностей участников внешнеэкономической деятельности [4].

По мере внедрения в практику административных регламентов ФТС России достигается основная, на сегодняшний день, цель административной реформы - это повышение качества и доступности государственных услуг [5].

В также понятие «таможенная услуга» в широком смысле можно определить как результат деятельности в сфере таможенного дела, реализованный определенными таможенными инструментами с целью реализации государственных функций, а именно обеспечения экономической безопасности, соблюдения интересов национальной экономики, развития внешнеэкономических связей, и удовлетворения потребностей участников внешнеэкономических отношений.

Процесс развития национальной экономики в современных условиях происходит путем постепенного внедрения управленческих инновационных технологий, что находит отражение и в системе государственных таможенных услуг. В основе перехода к инновационному развитию и реализации инноваций в таможенной сфере - соответствующие нормативно-правовые акты и совершенствование, прежде всего, процесса информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

[6].

Стоит отметить, что с 1 января 2018 года, вместо Таможенного кодекса Таможенного союза, был введен в действие Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Новый документ теперь включает более конкретную информацию по некоторым вопросам предоставления государственных таможенных услуг и учитывает особенности взаимодействия государств-участниц в современных условиях.

ФТС России оказывает значительное количество услуг для различных лиц. Все услуги, которые предоставляются таможенными органами, можно разделить на две группы: государственные и негосударственные.

Переход к оказанию государственных таможенных услуг в электронном виде рассмотрен на примере услуги по принятию таможенным органом предварительных решений по классификации товаров ЕТН ВЭД ЕАЭС, которая осуществляется в соответствии с Административным регламентом ФТС России.

Порядок принятия предварительного решения о классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) на сегодняшний день определяется статьями 23-27 Таможенного кодекса ЕАЭС, а в части, неурегулированной указанными статьями, - в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании5.

В сфере управления и предоставления таможенными услугами важно учитывать их качество, так как именно оно позволяет судить об уровне предоставляемых услуг [7].

Практика оказания государственной услуги по принятию предварительного решения в электронном виде (далее государственная таможенная услуга по ППР) показывает, что временной интервал от момента подачи таможенным органом запроса о представлении дополнительной информации до момента регистрации ответа заявителя в таможенном органе составляет 1-2 рабочих дня.

Структура предоставления государственной таможенной услуги по ППР о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в 2016-2017 гг. приведена в табл. 2.

Таблица 2

Схема принятия предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС Составлена авторами

Категория лиц По годам 2016 2017 Темпы роста, чел./ед.

1. Количество граждан, подавших заявление на получение государственной услуги:

- всего, чел. 2 24 22

- в том числе в электронной форме. 1 11 10

2. Количество юридических лиц, подавших заявление на получение государственной услуги:

- всего, ед. 1367 2068 701

- в том числе в электронной форме 35 152 117

Итого: 1369 2092 723

На основании данных табл. 2 видно, что предоставление государственной таможенной услуги по ППР по классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС увеличилось в 2017 г., по сравнению с 2016 г., на 52,81 %. Приведенные цифры свидетельствуют об увеличении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)» // СПС Консультант плюс. http://www.consultant.ru.

активности обращения граждан за указанной услугой. Стоит также сказать о том, что увеличение товарооборота неизменно ведет и к увеличению обращений граждан за услугами.

В Стратегии развития таможенной службы России до 2020 г. важную роль играет применение информационных таможенных технологий. В этой связи становится актуальным предоставление государственных таможенных услуг в электронном виде. Важным направлением развития по данному вопросу стало принятие приказа ФТС России от 18.04.2012 г. № 7606. В данном приказе признается утратившим силу предшествующий приказ, который регламентировал предоставление государственных таможенных услуг.

Главным отличием нового приказа от старого является то, что теперь государственная таможенная услуга по ППР осуществляется в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) с помощью комплекса программных средств (КПС). А именно, согласно пункту 8, главы «Общие положения» «...информация о порядке и ходе предоставления государственной услуги предоставляется таможенными органами: по телефону; по письменному обращению заявителя; с использованием федеральной государственной информационной системы ЕПГУ» 7 . Это позволяет значительно ускорить порядок взаимодействия участников ВЭД и таможенных подразделений, а также автоматизировать контроль ввозимых и вывозимых компонентов, входящих в состав конкретного товара [9].

Помимо государственной таможенной услуги по ППР по классификации товаров ЕТН ВЭД ЕАЭС, еще несколько услуг стали предоставляться в электронном виде (услуги по ведению реестров, по информированию, услуги по выдаче и отзыву квалификационных аттестатов специалистов).

В связи с этим таможенные органы начали подготавливать оборудование и программное обеспечение для осуществления данного нововведения, на что некоторым подразделениям таможенных органов понадобилось около трех лет.

Всем таможенным органам были предоставлены «Рекомендации по обработке запросов, полученных с ЕГПУ в рамках автоматизации и информационной поддержки процесса подготовки и публикации предварительных решений по классификации».

Рассматриваемая услуга предоставляется на основании заявления, поданного в письменном виде или в виде электронного документа. В соответствии с этим в комплекс программных средств (далее КПС) «Тарифы - Предварительные решения» входящие запросы подразделяются на полученные в письменном виде из отдела документационного обеспечения и полученные с ЕГПУ в электронном виде.

Документооборот и рассмотрение документов при оказании данной услуги организуется согласно распоряжению ФТС России от 8 октября 2012 года № 254-р «Об организации

6 Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза». URL: https://customs.consultant.ru/doc.asp?ID=20547&PCount=1&page=1 (дата обращения: 05.03.2018).

7 Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза». URL: https://customs.consultant.ru/doc.asp?ID=20547&PCount=1&page=1 (дата обращения: 05.03.2018).

Страница 6 из 10

74ECVN218

документооборота и рассмотрения заявлений на оказание государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД в электронном виде».

Полученные в письменном виде запросы заводятся в КПС должностным лицом ТО. Запросы, полученные с ЕПГУ, загружаются в КПС автоматически.

Просмотр списка поступивших заявлений выполняется в окне диалога пользователя, они помечены определенными значками (поступление в письменном виде и из ЕПГУ). Для просмотра данных определенного заявления необходимо нажать на закладку «Карточка» на главном окне КПС. Здесь можно посмотреть сведения о заявителе, товарах, по которым необходимо принять предварительные решения, и прикрепленные документы по каждому товару. При необходимости, есть возможность сохранить нужные сведения на компьютер.

После загрузки заявлений и прикрепления необходимых заявлений пользователь КПС, которому делегированы соответствующие полномочия, расписывает товары по исполнителям и направляет на рассмотрение определенному лицу, компетентному в данном вопросе.

После того как необходимая работа проделана и согласована с руководством таможенного органа, происходит регистрация электронных заявлений. При этом производится автоматическая регистрация электронного запроса, и автоматически создаются внутренние запросы - задания исполнителям на принятие предварительных решений в принятой в КПС форме, с которым и выполняются все дальнейшие действия по принятию предварительных решений.

Дальнейшие действия по принятию предварительного решения не зависят от формы подачи заявления. После того как по всем товарам электронного заявления получен результат (это либо отклонение, либо принятие предварительного решения), услуга считается оказанной. В этом случае, если возникает необходимость дополнительных действий по услуге, уведомления заявителя должны рассылаться в соответствии с требованиями бумажного документооборота, который принят в таможенном органе (т. е. почтовым отправлением).

В таможенном органе обязательно должен быть налажен контроль поступления электронных заявлений в КПС «Тарифы - Предварительные решения». Для этого необходимо:

1. Использовать КПС «Электронные госуслуги-2» для просмотра поступивших заявлений с ЕПГУ.

2. Организовать их поступления их КПС «Электронные госуслуги-2» в КПС «Тарифы - Предварительные решения».

3. Осуществлять контролирование на соответствие перечня и содержимого пакета прикрепляемых к заявлению документов.

4. Контролировать состояние серверных процессов КПС. Если выяснится, что какие-то из сообщений не поступают из КПС «Электронные госуслуги-2» в «Тарифы - Предварительные решения», необходимо проверить работают ли сервисные процессы. Необходимые службы могут быть не запущены, тогда следует уведомить отдел управления товарной номенклатуры, который отвечает за сопровождение принятия предварительных решений по классификации.

Необходимо помнить, что в части контроля классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС полностью автоматизировать процедуру контроля невозможно, но благодаря такой автоматизации и переходу на предоставление услуг в электронном виде, которые уже существует, становится возможным движение в сторону стратегического направления совершенствования таможенного администрирования, а именно, сокращения времени

совершения таможенных операций, форм и методов таможенного контроля, в том числе внедрения технологии автоматического выпуска товаров.

Задачей таможенных органов при этом является обязательное обеспечение надлежащего качества таможенного контроля таможенных услуг, без которого может снизиться репутация государства, сократиться объем поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет и повыситься риск попадания контрабандных, вредных и опасных товаров в страну.

Таким образом, предоставление таможенных услуг в электронном виде является ключевой предпосылкой развития их качества, а эффективная деятельность таможенных органов - важным критерием развития таможенной службы и обеспечения экономической безопасности страны в целом. Предлагаемые направления повышения эффективности предоставления государственных таможенных услуг позволят оптимизировать деятельность таможенных органов, а также повысить потребительскую значимость внешнеторгового сектора экономики, как для его субъектов, так и для государства. Государственные услуги между собой очень похожи, но имеют множество нюансов, которыми они и очень отличаются. Помимо всего за исполнением предоставления услуг нужно тщательно следить и контролировать их. А переход на электронное предоставление государственных таможенных услуг позволит сократить время, уменьшить количество бумажной работы, упростить всю схему предоставления услуги и позволит сделать всю систему предоставления услуг прозрачной, что в свою очередь положительно скажется на эффективности поддержания экономической безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кровш С.Ф. Проблемы стратегического управления экономической безопасностью России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. №3(63). - СПб.: РИО СПб филиала РТА. - С. 34-37.

2. Максимов Ю.А. Государственное регулирование внешней торговли и финансовой деятельности таможенных органов в условиях выполнения задач, поставленных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. №2(62). - СПб.: РИО СПб филиала РТА. - С. 32-46.

3. Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М.В. Бойкова; под общ. ред. В.В. Макрусева. - М: РИО Российской таможенной академии, 2017 - 130 с.

4. Панишко Е.П. Предоставление таможенных услуг в рамках ЕАЭС: сравнительный анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - СПб.: РИО СПб филиала РТА. 2017. - №2. - С. 198.

5. Муленко Н.В. Административный регламент - эффективный инструмент миграционной службы // Проблемы правоохранительной деятельности. -Белгород: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина», 2015. №15. - С. 101104.

6.

7.

8.

9.

10.

Селезнев А.А. Об управленческих инновациях в системе государственных таможенных услуг // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - СПб.: РИО СПб филиала РТА. 2017. - №3(63). - С. 20-24.

Коптева Л.А., Ворона А.А. Повышение эффективности деятельности таможенных органов как фактор обеспечения экономической безопасности России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 4. № 1. С. 47-53.

Ворона А.А. Опыт Республики Болгария по предоставлению государственных таможенных услуг и управлению этими услугами // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 3 (63). С. 19-22.

Герасютина О.Д. В основе - классификация / О.Д. Герасютина // Таможня. 2013. № 19 [330]. С. 5.

Костина А.О. Теоретические аспекты партнерства таможни и бизнеса [Текст] / А.О. Костина // Бюллетень Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии: Приложение к научно-практическому журналу «Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии». - Вып. 8: Экономика России на новом этапе развития Таможенного союза и Единого экономического пространства. - Ч. 2: Актуальные проблемы управления в сфере таможенного дела. - СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2014. - С. 95-102.

Москвина О.С. Маркетинговая концепция управления таможенными органами / О.С. Москвина // NovaInfo.Ru: электронный журнал. 2016. № 54-3. С. 104-108. URL: http://novainfo.ru/article/8603 (Дата обращения: 05.03.2018).

Kuzminykh Iuliia Valerevna

Russian customs academy them V.B. Bobkov St. Petersburg branch, Russia E-mail: july_lta@rambler.ru

Vorona Anastasiya Aleksandrovna

Russian customs academy them V.B. Bobkov St. Petersburg branch, Russia E-mail: anastasiya_o@mail.ru

Electronic form of customs services as an innovative element of ensuring the economic security of the state

Abstract. Ensuring the development of Russian foreign trade is one of the most important activities of the state. Customs authorities are called to ensure the economic security of the state, to introduce a mechanism to improve the efficiency of public services. Customs authorities, initially due to their special structure and nature of customs, are bodies that are aimed at ensuring economic security, defining its ability to maintain normal living conditions of the population, sustainable provision of resources for the national economy, achieving the priority goals of socio - economic development of the state as a whole.

The article presents the results of the activities of FTS in terms of administration of the income to the Federal budget for 2015 - February 2018 the authors Al so summarized the definition of "customs service", proposed by various authors. The article discusses the procedure for making a preliminary decision on the classification of goods according to the Commodity nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian economic Union, it is proposed to switch to the electronic type of the specified service, which will greatly simplify the interaction of the FCS and participants of both foreign economic and foreign trade activities. The authors propose ways to improve the efficiency of public customs services, which in turn will optimize the activities of customs authorities.

Keywords: efficiency of customs authorities; customs services; foreign trade; customs; services; electronic services; the Federal customs service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.