pISSN 2073-2872 elSSN 2311-875X
Экономическая безопасность
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Анатолий Яковлевич ЧЕРНЫШа, Юлия Евгеньевна ГУПАНОВАЬ'
а доктор военных наук, профессор, начальник Центра координации и внедрения
научно-технических решений, АО «РТИ», Москва, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 4121-8297
ь доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела,
Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 8156-3250
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 06.03.2018 Получена в доработанном виде 24.03.2018 Одобрена 10.04.2018 Доступна онлайн 15.06.2018
УДК 339.543 L88, R48
Ключевые слова:
таможенная услуга, таможенная логистика, экономическая безопасность, таможенно-логистическое обслуживание, цепь поставки товаров
Аннотация
Предмет. Развитие актуального направления таможенно-логистического обслуживания участников внешнеэкономической деятельности связано с необходимостью минимизации возникающих при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза рисков и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Цели. Исследование направлений совершенствования системы таможенно-логического обслуживания участников внешнеэкономической деятельности для эффективной реализации функций, возложенных на таможенные органы, в соответствии с новыми задачами и условиями их развития.
Методология. Использованы методы системного и статистического анализа, синтеза, сравнения и аналогии.
Результаты. Проведен анализ сущности системы таможенно-логистического обслуживания, ее основных элементов и подходов, выявлена взаимосвязь таможенной логистики, таможенной услуги и рисков в процессе перемещения товаров через таможенную границу. Выявлена взаимосвязь интересов государства и участников ВЭД при совершении таможенных операций, определены ключевые проблемы совершенствования таможенных услуг и таможенной логистики в интересах обеспечения экономической безопасности.
Область применения. Полученные результаты могут найти применение в практике таможенных органов для обоснования направлений совершенствования их работы по таможенно-логистическому обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности и решению задач обеспечения экономической безопасности. Выводы. В условиях ограниченности времени совершения таможенных операций и роста товарооборота основным инструментом обеспечения экономической безопасности страны является формирование эффективной системы таможенно-логистического обслуживания участников ВЭД на основе партнерских отношений государства и бизнеса.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е. Развитие системы таможенно-логистического обслуживания в целях обеспечения экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2018. - Т. 14, № 6. - С. 1060 - 1071. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 6.1060
Таможенная служба Российской Федерации, решая приоритетные задачи своего развития, обеспечивает защиту экономики,
национальную безопасность и способствует росту интегрированности страны в международное сообщество. Данные задачи
определены Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 г., положения которой в полной мере соотносятся со Стратегией национальной безопасности РФ1, Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 г.2 и Концепцией внешней политики РФ3.
Экономическая безопасность как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз напрямую зависит от сложившихся условий для реализации стратегических национальных приоритетов, в том чи сле во внешнеэкономической сфере. Роль таможенных органов в этом случае сводится к созданию таких таможенно-тарифных и нетарифных условий перемещения товаров через таможенную границу, которые способны предотвращать риски и предупреждать возникновения угроз экономической безопасности, ослабляющих или нарушающих ее режим.
В то же время усложнение логистики товаропотоков, повышение значимости временного фактора в оценке деятельности т ам оже н н ы х о р г ан о в о п р е д е л я е т необходимость эффективного управления таможенными операциями в целях удовлетворения потребностей в качественных таможенных услугах и рациональном регулировании внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Применение логистики в таможенном деле отражает перспективные тенденции развития таможенной службы России, связанные с ускорением ее товарооборота на основе оптимизации товаропотоков, повышением э ф ф е к т и в н о с т и т а м о ж е н н о г о администрирования и созданием комфортных условий для участников ВЭД. Совершенствование системы таможенно-логистического обслуживания участников ВЭД требует уяснения сущности и содержания таких ключевых понятий, как «таможенная логистика» и «таможенная услуга».
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683.
2 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208.
3 Концепция внешней политики РФ: утв. Президентом РФ
30.11.2016.
Таможенную логистику как сложную категорию, основанную на базовом понятии «логистика», следует рассматривать в двух основных аспектах: практическом и научном. Базовым является практический аспект, позволяющий адекватно оценить сущность и содержание данной категории и сформировать правильное направление развития теоретического знания в исследуемой области, которое на данный момент находится в стадии своего формирования. Обобщенные подходы к понятию «таможенная логистика»4 [1-4] представлены в табл. 1.
Анализ данных, приведенных в табл. 1, позволил выявить разноплановость и разнонаправленность авторских подходов к определению сущности таможенной логистики. Обобщая данные позиции, можно выделить два ключевых направления понимания сущности таможенной логистики как практической деятельности:
1) совокупность методов рационализации применения таможенных процедур и технологий, целевой ориентацией которой является повышение эффективности таможенного администрирования;
2) совокупность средств и методов оптимизации потоковых процессов во внешнеэкономической деятельности, направленных на сокращение издержек участников ВЭД.
Оценка данных подходов позволяет отметить, что рассмотрение таможенной логистики только с позиций одной из сторон процесса перемещения товаров через таможенную границу представляется неполным, так как таможенная логистика как деятельность по оптимизации потоковых процессов ( м а т е р и а л ь н ы х , ф и н а н с о в ы х и информационных) решает задачи обеих
4Альбеков А.У., Гамидуллаев С.Н., Парфенов А.В. Таможенная логистика: учеб. пособие. СПб: Троицкий мост, 2013. 208 с.; Берёзкина Н.Н. Применение методов и моделей прикладной логистики к выполнению таможенных операций // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2013. № 7. С. 124-126; Гриненко Г.П. Экономические аспекты таможенной логистики: материалы юбилейной международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова «Наукоемкие технологии и инновации». (XXI научные чтения). Белгород: Белгородский гос. тех. ун-т им. В.Г. Шухова, 2014. С. 117-121.
сторон и имеет конечной целью достижение баланса интересов всех участников.
Кроме того, потребность в таможенной логистике возникает в случае формирования глобальной логистической системы внешнеторгового оборота, когда таможенные органы выступают звеньями логистической цепи5.
Таким образом, можно заключить, что таможенная логистика охватывает область взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами в международной цепи поставки товаров и возникает тогда, когда таможенные органы выступают в качестве институционального участника этой цепи поставки. В условиях обязательного характера таможенных процедур для участников ВЭД таможенная логистика представляет собой, по сути, инструмент оптимизации взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Критерием данной оптимизации следует рассматривать скорость движения потоков (материальных, финансовых, информационных).
В соответствии со Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 г. важным стратегическим ориентиром является обеспечение экономической безопасности в сфере ВЭД РФ и содействие внешней торговле6. Данная цель требует в свою очередь развития таможенной и транспортной инфраструктуры, а также совершенствования логистических процессов. При этом основной акцент смещен в пользу предоставления качественных услуг в области таможенного дела, от уровня которых зависит увеличение скорости таможенных операций, снижение издержек участников ВЭД и конечных потребителей товаров, повышение безопасности в сфере ВЭД в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
5 Гриненко Г.П. Экономические аспекты таможенной логистики: материалы юбилейной международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова «Наукоемкие технологии и инновации». (XXI научные чтения). Белгород: Белгородский гос. тех. ун-т им. В.Г. Шухова, 2014. С. 117-121.
6 О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: расп. Правительства РФ
от 28.12.2012 № 2575-р.
Проведенный системный анализ сущности услуг, предоставляемых таможенными органами, позволил выявить ряд проблемных вопросов.
Во-первых, это отсутствие на сегодняшний день единого теоретико-методологического подхода к определению указанного понятия. Это в первую очередь обусловлено отсутствием кодифицированной таможенной терминологии и нормативного закрепления рассматриваемого термина.
Во-вторых, это необходимость разграничения услуг, предоставляемых таможенными органами, и услуг, которые оказывают о р г а н и з а ц и и в т ак н аз ы в ае м о й «околотаможенной» сфере (услуги по декларированию, хранению товаров, транспортные, юридические услуги и др.). Отдельными исследователями7 [5] и первый, и второй вид услуг относятся к таможенным услугам. О.А. Старкова [6] просто не разграничивает таможенные услуги на виды. Такое отождествление представляется некорректным, поскольку данные виды услуг несопоставимы по субъектам, их оказывающим, объему и характеру д е я т е л ь н о с т и , а т а к же п о и х возмездной/безвозмездной основе. Именно поэтому в данном контексте под таможенными услугами следует понимать услуги особого рода, государственные услуги, предоставляемые таможенными органами.
Результаты проведенных исследований позволяют понимать под таможенной услугой услугу, обладающую своими особенностями и имеющую двойственный характер: с одной стороны, она связана с реализацией возложенных на таможенные органы функций, а с другой - имеет целью удовлетворение нужд потребителей услуги [7].
Реализация функций предполагает обеспечение интересов государства по соблюдению безопасности страны и защите общества от различных угроз, защите э к о н о м и к и о т ц е л о г о р я д а дискриминационных мер. Инструментами в данном случае выступает система запретов
7 Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент: учеб. пособие. М.: Российская таможенная академия, 2009.
и ограничений ВЭД, меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Для участников ВЭД, в свою очередь, таможенная услуга позволяет обеспечить удовлетворение их потребностей в сфере внешней торговли. Таким образом, таможенная услуга имеет два вектора ограничений: интересы участников ВЭД, на удовлетворение которых она напрямую направлена, и интересы государства, связанные с обеспечением экономической безопасности.
Развитие данного направления имеет приоритетное значение в реализации требований Всемирной торговой организации (ВТО) по обеспечению безопасности торговли и содействию бизнесу, а также Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (ВТамО).
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли прямо указывают на то, что таможенные органы обладают необходимыми инструментами обеспечения безопасности мировой цепи поставок товаров, применение которых в том числе основано на минимизации рисков в процессе перемещения товаров через таможенную границу. Это позволяет таможенным органам реализовать стратегию повышения безопасности мировой торговли таким образом, чтобы это не препятствовало торговле, а наоборот, способствовало ее развитию8.
Таким образом, в соответствии с действующими стратегическими и нормативными документами таможенные органы, выступая институциональным участником международной цепи поставки товаров, регулируют процессы движения м а т е р и а л ь н ы х , ф и н а н с о в ы х и информационных потоков в сфере ВЭД посредством предоставления таможенных услуг, обеспечивая при этом достаточный уровень экономической безопасности и
8 Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой
торговли: приняты в Брюсселе 23.06.2005.
минимизации рисков. В совокупности данные элементы формируют систему таможенно-логистического обслуживания участников ВЭД, взаимосвязь элементов которой приведена на рис. 1.
Из рис. 1 следует, что первоочередным вопросом, влияющим на выполнение таможенными органами их основных функций в соответствии с современными тенденциями развития таможенной службы, является предоставление качественных таможенных услуг на основе управления таможенными операциями и развития методов логистики.
В 2017 г. на основе Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 г. была принята Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 г., которая акцентирует внимание на необходимости совершенствования деятельности таможенных органов, осуществляемой с учетом экономических преобразований в РФ и международного опыта государственного регулирования в сфере таможенного дела. При этом ключевыми направлениями развития таможенных органов определены следующие:
• осуществление таможенных операций и таможенных процедур в рамках функционирования ЕАЭС, включая меры по минимизации фискальных рисков в связи с кардинальным упрощением таможенных процедур;
• организация взаимодействия ФТС России и Федеральной налоговой службы России, в том числе создание системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей;
• реализация механизмов «прослеживаемости» движения товаров во внешней и взаимной торговле ЕАЭС;
• внедрение лучших мировых практик таможенного администрирования («электронной таможни», механизма «единого окна» и др.), инструментов и рекомендаций ВТамО в области управления рисками, организации таможенного контроля после выпуска товаров,
обеспечения полного, своевременного и правомерного сбора таможенных платежей;
• совершенствование правоохранительной деятельности (борьба с наркотрафиком, контрабандой оружия, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, экстремистскими проявлениями, участие в противодействии терроризму, борьба с экономическими преступлениями, административными правонарушениями и незаконными валютными операциями);
• совершенствование обеспечения соблюдения запретов и ограничений и др.9.
Р е ал и з ац и я д ан н ы х н ап р ав л е н и й осуществляется посредством последовательного и планомерного совершенствования таможенного администрирования в рамках программы «10 шагов навстречу бизнесу». Целевые показатели решения задач по данной программе приведены в табл. 2.
Анализ установленных целевых показателей, а также мероприятий, проведенных в рамках реализации комплексной программы, позволяет отметить, что в последние годы проведена значительная работа по созданию комфортных условий для осуществления ВЭД, которая является основой для развития сферы таможенных услуг и минимизации рисков и угроз экономической безопасности.
Так, исходя из установленных индикаторов программы в рамках совершенствования таможенных операций таможенными органами принят комплекс следующих мер:
- обязательное предварительное информирование таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным и железнодорожным транспортом;
- создание условий для внедрения обязательного предвари тельного информирования в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом (проводятся пилотные проекты);
9 Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 г. Приложение к решению коллегии ФТС России от 25.05.2017.
- обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме;
- возможность удаленного выпуска товаров;
- создание технологий автоматической регистрации (АР) таможенной декларации, поданной в виде электронного документа, и автоматического выпуска товаров (АВ);
- модернизация применяемых технологий контроля начисления, уплаты и перечисления таможенных платежей, что позволило сократить сроки выпуска товаров;
- возможность уплаты таможенных платежей в режиме реального времени;
- внедрение субъектно-ориентированной модели управления рисками, основанной на распределении организаций по категориям уровня риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права ЕАЭС и законодательства РФ, что позволяет более эффективно осуществлять выбор объектов таможенного контроля, сконцентрировать внимание на наиболее рисковых товарных п о с т ав ка х , а т ак же с н и з и т ь административное воздействи е на добросовестных участников ВЭД;
- переход на предоставление государственных услуг в электронном виде (в настоящее время таможенными органами могут предоставляться в электронном виде 12 государственных услуг)10.
Данные, характеризующие реализацию технологий автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска товаров в 2017 г.11, представлены в табл. 3.
Анализ данных табл. 3 показывает, что в 2017 г. целевые индикаторы были достигнуты только по технологии автоматической
10 Гупанова Ю.Е., Терехова Е.А. Исследование институциональных проблем развития сферы таможенных услуг: современное состояние и перспективы развития: отчет о научно-исследовательской работе. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 104 с.
11 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы в 2017 г. URL: http://customs.ru/index.php? option=com_content&view=artide&id=26323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588
регистрации экспортных деклараций (более 50%), по импорту и автоматическому выпуску ввозимых и вывозимых товаров показатели значительно ниже установленных целевых значений (см. табл. 2). Это указывает на сохраняющийся достаточно высокий уровень рисков в процессе перемещения товаров, не позволяющий таможенным органам достигать высоких значений реализации данных технологий в ущерб обеспечению экономической безопасности. Решение этих проблем требует комплексного подхода к совершенствованию системы таможенно-логистического обслуживания участников ВЭД.
В соответствии с принятыми международными обязательствами дальнейшее развитие таможенных органов будет осуществляться с учетом требований ВТО по обеспечению безопасности торговли и содействию бизнесу путем проведения мероприятий по расширению перечня государственных услуг, предоставляемых ФТС России, и модернизации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Исследование зарубежного опыта управления таможенными органами12 [8, 9] позволяет отметить, что высокая эффективность деятельности достигается при развитии партнерских взаимоотношений между таможенными органами и бизнесом. Именно поэтому рекомендации ВТО по перспективам функционирования таможенных органов в последнее время уделяют первостепенное внимание вопросам таможенного сервиса. Эти перспективы уже способствовали преобразованиям зарубежных таможенных служб, которые проявляют стремление к пониманию своей деятельности как сервисной (то есть связанной с предоставлением государственных услуг). При этом п р и ни м ае т с я , ч то о т кач е с т в а функционирования таможенной службы зависят условия и возможности развития всей внешнеторговой деятельности страны. Тем самым таможня выступает непосредственным
12 Федоренко Р.В. Возможности модернизации системы таможенного администрирования в условиях новой экономической ситуации // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 2. С. 198-200.
регулятором процессов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, и оказывает влияние на различные составляющие национальной безопасности государства (наполнение федерального бюджета, защита жизни и здоровья населения, предотвращение таможенных правонарушений, о б е с п еч е н и е бл аг о с о с тоя н и я и удовлетворенности потребителей как ввозимых товаров, так и результатов деятельности таможенных органов) [7].
В целом проведенный анализ показал, что
наиболее острыми вопросами, требующими
первостепенного решения в исследуемой области, являются:
• разработка методологии управления потоковыми процессами в сфере ВЭД, основанной на учете интересов непосредственных участников всей цепи поставки товаров;
• разработка механизма взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на основе партнерских отношений с бизнесом;
• необходимость определения сущности и терминологического закрепления понятий «таможенная логистика», «таможенная услуга» в целях создания научной основы управления данными процессами;
• совершенствование методов обеспечения экономической безопасности РФ на основе р а з в и т и я с и с т е м ы т ам оже н н о -логистического обслуживания участников ВЭД.
Таким образом, решение данных проблем позволит создать эффективную систему таможенно-логистического обслуживания, нацеленную на достижение баланса интересов государства в лице таможенных органов и участников ВЭД и в целом способствующую развитию внешнеэкономической деятельности, снижению торговых издержек бизнеса, поддержанию экономической устойчивости государства.
Таблица 1
Систематизация подходов к понятию «таможенная логистика» Table 1
Systematization of approaches to the concept of customs logistics
Автор
Понятие таможенной логистики
С.В. Барамзин
Таможенная логистика - это совокупность методов рационального построения таможенных технологий.
При оптимизации таможенных технологий предполагается приведение их в соответствие с основными принципами логистики (минимизация совокупных затрат, оптимизация структуры и системы управления, системный подход и др.).
В этом случае любой процесс в сфере таможенной деятельности может выступать объектом таможенной логистики. Это касается процессов формирования государственной таможенной политики, процессов формирования комплекса таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования ВЭД, а также процессов функционирования таможенных органов как системы_
А.У. Альбеков, С.Н. Гамидуллаев, А.В. Парфенов
Таможенная логистика, с одной стороны, - это совокупность средств и методов, используемых участниками внешнеэкономической деятельности для оптимизации (рациональной организации) товародвижения через таможенные границы сопредельных государств, а с другой стороны - методология управления потоковыми процессами в таможенных системах различных типов (или методология управления внешнеторговыми потоковыми процессами). Основной целью таможенной логистики является минимизация временных и финансовых затрат при прохождении товарными потоками таможенных границ сопредельных государств и выполнении отдельных таможенных операций_
Н.Н. Берёзкина
Таможенная логистика - прикладное направление логистики, которое связано с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, основной задачей которого является обеспечение согласованности материальных (экспортно-импортных товарных) и сопутствующим им информационных и финансовых потоков в таможенной деятельности_
Ю.П. Григорьев
Логистика - новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов, в частности в экономике таможенной деятельности_
Г.П. Гриненко
Таможенная логистика основывается на системе тарифного и нетарифного таможенного регулирования и представляет собой перечень мероприятий в области таможенного дела, которые направлены на решение различных вопросов и задач, связанных с организацией международных поставок товаров, находящихся под таможенным контролем.
Таможенная логистика направлена на повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников внешнеторговой деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг_
Е.И. Дорохова
Целью таможенной логистики является повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников внешнеторговой деятельности за счет повышения качества предоставляемых таможенных услуг.
Таможенная логистика на практике реализуется в виде системы обслуживания участников внешнеэкономической деятельности на протяжении всего периода поставки товаров от экспортера импортеру. Таможенные органы передают часть своих полномочий таможенной и околотаможенной инфраструктурам. В связи с этим можно говорить о таможенном аутсорсинге_
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Целевые показатели реализации программы «10 шагов навстречу бизнесу»
Table 2
Benchmarks of the 10 Steps Toward Business Program
Целевой показатель Год
2016 2017 2018 2019 2020
Доля электронных деклараций на товары, 16 20 30 60 95
зарегистрированных в центрах электронного
декларирования (ЦЭД), %
Доля ЦЭД, размещенных на площадях, 78 80 80 90 100
находящихся в государственной собственности,
от общего количества ЦЭД, %
Доля автоматически зарегистрированных 35,7 50 60 70 99
электронных деклараций на экспортируемые
товары, %
Доля автоматически зарегистрированных 1,6 10 30 60 99
электронных деклараций на импортируемые
товары, %
Доля автоматически выпущенных электронных 20 25 40 60 80
деклараций на экспортируемые товары,
поданных участниками ВЭД низкого уровня
риска, %
Доля автоматически выпущенных электронных - 5 25 50 80
деклараций на импортируемые товары,
поданных участниками ВЭД низкого уровня
риска, %
Доля товарных партий с результативными 39,8 40 43 45 50
мерами по минимизации рисков при
таможенном декларировании товаров, от
общего количества товарных партий,
в отношении которых применялись меры
по минимизации рисков (не менее), %
Доля автоматических профилей рисков от 77 80 82 85 90
общего количества действующих профилей рисков (не менее), %
Доля таможенных и иных платежей, 0,1 30 50 75 100
уплачиваемых с применением лицевых счетов
юридических лиц, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России, %
Доля выявляемых оперативными 83 85 86 88 90
подразделениями таможенных органов
преступлений в общем количестве
возбужденных таможенными органами
уголовных дел, отнесенных к компетенции
таможенных органов, %_
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 3
Статистика применения технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров в РФ в 2017 г.
Table 3
The use of technology for computer-assisted registration and release of goods in the Russian Federation: Statistics, 2017
Показатель Число Число автоматически Доля АР, % Число Доля АВ, %
декларации, шт. зарегистрированных автоматически
декларации, шт. выпущенных
декларации, шт.
Экспорт 1 346 746 729 306 54,2 72 133 5,4
Импорт 2 696 099 157 806 5,9 419 0,02
Источник: авторская разработка на основании данных Федеральной таможенной службы Source: Authoring based on Federal Customs Service data
Рисунок 1
Взаимосвязь ключевых элементов системы таможенно-логистического обслуживания участников ВЭД Figure 1
Mutual relationship of key constituents of the customs and logistics service to foreign trade actors
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Барамзин С.В. Управление качеством логистических процессов // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 2. С. 45-52.
2. Парфёнов А.В., Шаповалова И.М. Эволюция таможенного дела в России: от таможенного администрирования к таможенной логистике: монография. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 161 с.
3. Григорьев Ю.П. Логистика в экономике таможенной деятельности: концептуальный подход // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 1. С. 34-44.
4. Дорохова Е.И. К вопросу о развитии таможенной логистики // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 3. С. 190-194.
5. Ермилов И.С. Управление качеством таможенных услуг в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2.
С. 79-81. URL: https://cyberlemnka.ra/artide/v/upravleme-kachestvom-tamozhennyh-uslug-v-sovremennyh-usloviyah
6. Бакаева О.Ю., Старкова О.А. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 73-78.
7. Гупанова Ю.Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 152 с.
8. Jeannard S. Focusing Customs on Client Service // WCO News. 2010. No. 61. P. 24. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/puMic/globa]/pdf/media/wco-news-magazines/wco_news_61.pdf
9. Макрусев В.В. Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело. 2017. № 2. С. 13-17.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X
Economic Security
DEVELOPING THE SYSTEM OF CUSTOMS AND LOGISTIC SERVICE IN PURSUIT OF ECONOMIC SECURITY
Anatolii Ya. CHERNYSHa, Yuliya E. GUPANOVAv
a RTI Group, Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
b Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow Oblast, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history:
Received 6 March 2018 Received in revised form 24 March 2018 Accepted 10 April 2018 Available online 15 June 2018
JEL classification: L88, R48
Keywords: customs service, customs logistics, economic security, logistic service, supply support
Abstract
Importance To deliver appropriate customs and logistic services to actors of foreign trade, it is necessary to mitigate risks arising from transportation of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union and ensure Russia's economic security. Objectives We examine the way to improve the system of customs and logistic service for foreign trade actors and support customs bodies in implementing their functions in accordance with new tasks and conditions.
Methods The research relies upon methods of systems and statistical analysis, synthesis, comparison and analogy.
Results We analyze the substance of the customs and logistic service system, its main components and approaches and identify the nexus among customs logistics, custom service and risks arising from transportation of goods over the customs border. We trace how interests of the State and foreign trade actors intertwine, and spotlight key issues of improving the customs service and logistics in pursuit of economic security. Conclusions and Relevance Considering time limits of customs operations and growing turnover of goods, the national economic security seems indispensable without an effective system of customs and logistic service to foreign trade actors on the basis of partnership between the State and business. The findings may prove useful to customs authorities to provide the rationale for improving their customs and logistic services to foreign trade actors and address economic security issues.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Chernysh A.Ya., Gupanova Yu.E. Developing the System of Customs and Logistic Service in Pursuit of Economic Security. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 6, pp. 1060-1071. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 6.1060
References
1. Baramzin S.V. [Logistics processes quality management]. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = The Russian Customs Academy Messenger, 2008, no. 2, pp. 45-52. (In Russ.)
2. Parfenov A.V., Shapovalova I.M. Evolyutsiya tamozhennogo dela v Rossii: ot tamozhennogo administrirovaniya k tamozhennoi logistike: monografiya [The evolution of customs operations in Russia: From customs administration to customs logistics: a monograph]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University of Economics Publ., 2016, 161 p.
3. Grigor'ev Yu.P. [Logistics in the economics of customs activity: Conceptual approach]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii = Scientific Notes of the Bobkov St. Petersburg Branch of Russian Customs Academy, 2014, no. 1, pp. 34-44. (In Russ.)
4. Dorokhova E.I. [On the question of customs logistics development]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava = Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2009, no. 3, pp. 190-194. (In Russ.)
5. Ermilov I.S. [Quality management of customs services in modern conditions]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Saratov State Socio-Economic University, 2011, no. 2, pp. 79-81.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-kachestvom-tamozhennyh-uslug-v-sovremennyh-usloviyah (In Russ.)
6. Bakaeva O.Yu., Starkova O.A. [To question about quality management customs services
on modern stage]. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = The Russian Customs Academy Messenger, 2012, no. 1, pp. 73-78. (In Russ.)
7. Gupanova Yu.E. Metodologiya upravleniya kachestvom tamozhennykh uslug: monografiya [Customs service quality management methodology: a monograph]. Moscow, Russian Customs Academy Publ., 2017, 152 p.
8. Jeannard S. Focusing Customs on Client Service. WCO News, 2010, no. 61, p. 24. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/media/wco-news-magazines/wco_news_61.pdf
9. Makrusev V.V. [Relevant aspects of implementation of a service oriented customs administration concept]. Tamozhennoe delo = Customs Affairs, 2017, no. 2, pp. 13-17. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.