УДК 339.5, ББК 65.013 © А.В. Сальникова
А.В. Сальникова
ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ
В условиях объявленного Правительством РФ курса на цифровизацию российской экономики особую актуальность приобретают вопросы, связанные с процессом перехода ФТС России к электронной таможне. В данной статье проанализирована деятельность специализированных таможенных постов - центров электронного декларирования как основного элемента электронной таможни. Целью работы является совершенствование деятельности центров электронного декларирования в условиях перехода к электронной таможне. В работе использованы методы статистического анализа данных, системного анализа, исторический. Анализ данных статистики таможенного декларирования позволил автору прийти к выводу об успешности проводимого ФТС России эксперимента по концентрации декларационного массива в центрах электронного декларирования и разделению компетенций между ними и таможенными постами фактического контроля. Автором также выявлены основные проблемы деятельности центров электронного декларирования на современном этапе, разработаны рекомендации по их решению. Практическое внедрение предложенных мер будет способствовать исключению личного присутствия декларанта в месте декларирования, ускорению совершения таможенных операций, упрощению таможенного контроля при сохранении его эффективности, снижению коррупционных рисков, что в целом повысит эффективность использования потенциала таможенных органов и сделает таможенный сервис более качественным. Полученные результаты могут быть применены в практической деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автор пришел к выводу, что создание электронной таможни - новый качественный шаг на пути развития ФТС России, который будет способствовать развитию и облегчению мировой торговли за счет существенного сокращения времени совершения таможенных операций и минимизации расходов бизнеса.
Ключевые слова: электронное таможенное декларирование, электронная таможня, центры электронного декларирования, региональные электронные таможни.
В настоящее время ФТС России реализует Комплексную программу развития таможенных органов, принятую 25 мая 2017 года, одним из приоритетных направлений которой является переход к 2020 году на «электронную таможню». Программа создания электронной таможни разработана совместно с представителями промышленности и бизнеса, на основе мирового опыта в сфере таможенного контроля со ставкой на информационные технологии. Результатом стал проект электронной таможни, основанный на возможностях сети «Интернет». Переход ФТС России к электронной таможне является одним из главных векторов развития службы и одним из актуальных направлений в условиях цифровизации российской экономики.
Создание электронной таможни стало возможным благодаря поэтапному внедрению инноваций, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, в таможенную деятельность. В первую очередь, основополагающей базой электронной таможни стала система электронного декларирования, позволяющая осуществлять действия, связанные с таможенным декларированием в электронной форме. Результатом стала возможность подавать таможенному органу декларацию и необходимые для таможенных целей документы в электронном виде через сеть «Интернет». Следующим важным шагом на пути создания электронной таможни стал масштабный эксперимент ФТС России по концентрации таможенного декларирования в центрах электронного декларирования (далее ЦЭД). Первые центры электронного декларирования заработали 12 января
2011 года. Сутью данного эксперимента стало разделение компетенций по совершению таможенных операций и осуществлению таможенного контроля между ЦЭД и таможенными постами фактического таможенного контроля. Центр электронного декларирования - это специализированный таможенный орган, компетенцией которого является принятие и контроль деклараций на товары и иных документов, предназначенных для таможенных целей, в электронной форме, а также выпуск товаров. Таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары, а также фактический таможенный контроль осуществляют таможенные посты фактического контроля. В случае отсутствия необходимой компетенции у ЦЭД таможенные посты фактического контроля могут совершать и иные таможенные операции в отношении товаров [2, п. 2-3].
Технологической основой работы центров электронного декларирования является удаленный выпуск товаров, предусматривающий электронное взаимодействие таможенного органа декларирования и места нахождения товаров с использованием штатных программных средств. С возникновением и развитием центров электронного декларирования перестала существовать территориальная привязка товара и декларанта к таможенному посту, рядом с которым он находился. То есть декларант и таможенный инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга, а товары при этом могут размещаться на любых приграничных терминалах. Сегодня на территории РФ действуют 30 таможенных постов (преимущественно ЦЭД), каждый из которых «снабжен» перечнем таможенных постов фактического таможенного контроля [2].
Наряду с ЦЭД из эксперимента существуют и ЦЭД, в эксперимент не включенные. Они также продолжают работать, но вне указанного распоряжения.
С введением в 2014 году обязательного электронного декларирования товаров ежегодно более 99% деклараций на товары (далее ДТ) от общего количества ДТ подаются в таможенные органы России в электронном виде с использованием сети «Интернет». В 2017 году данный показатель был доведён до 99,98% (в 2016 - 99,96%, в 2015 - 99,93%, 2014 - 99,87%, в 2013 - 98,6%). Количество участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, в 2017 году составило 99,91 % (в 2016 - 99,9%, в 2015 - 99,81%, в 2014 - 99,5%, в 2013 - 94%) [8, с. 21; 9, с. 36; 6]. С применением технологии удалённого выпуска в 2017 году в среднем по ФТС было оформлено более 20% ЭДТ от общего количества зарегистрированных (в 2014 году - более 10, 4%) [8, с. 21; 9, с. 36; 6].
К 2020 году весь декларационный массив планируется сконцентрировать в 16 центрах электронного декларирования вместо существующих в настоящее время 672 мест таможенного оформления товаров. В числе 16 центров электронного декларирования будут: 8 региональных (по одному в каждом региональном таможенном управлении; 2 областных (в Калининградской областной и Московской областной таможнях); 6 специализированных (3 морских - в портах Санкт-Петербурга, Новороссийска и Владивостока; по одному при Центральной энергетической и Центральной акцизной таможнях; Московский авиационный узел). Такие центры электронного декларирования будут созданы в 9 региональных электронных таможнях (далее РЭТ), которые планируется создавать в тех же городах, что и РТУ.Каждый ЦЭД будет включать два отдела (и более - при необходимости) таможенного оформления и контроля, в которых таможенные инспекторы будут работать по сменному графику 2/2, обеспечивая его ежедневное функционирование, а также подразделения документального обеспечения. В зависимости от внешнеэкономических характеристик каждого региона режим работы отдельного ЦЭД будет двенадцатичасовым или круглосуточным. Компетенцией новых ЦЭД будет также принятие и контроль ДТ в электронном виде, поданных через сеть «Интернет», а также выпуск товаров. Взаимодействие ЦЭД и таможенных постов фактического контроля будет по-прежнему строиться на технологии удалённого выпуска товаров. В целях осуществления таможенного контроля ЦЭД будут взаимодействовать с таможенными постами фактического контроля своего РТУ, а при декларировании товаров участником ВЭД низкого уровня риска - с таможенными постами фактического контроля по всей стране. Специализированные ЦЭД будут взаимодействовать с любым таможенным постом фактического контроля своей таможни. Таможенные посты фактического контроля ФТС
России планирует наделить компетенцией в отношении товаров в несобранном или разобранном виде, припасов, а также товаров, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, свободного склада и свободной таможенной зоны (последнее - за исключением Калининградской областной таможни), а также под специальную таможенную процедуру. Помимо этого, таможенные посты фактического контроля будут осуществлять и таможенный контроль после выпуска товаров[4].В ближайшее время центры электронного декларирования должны стать основными местами таможенного оформления товаров. Долю электронных деклараций на товары (далее ЭДТ), зарегистрированных в ЦЭД, к 2020 году планируется довести до 95%[3].
Несмотря на положительный в целом опыт эксперимента по концентрации декларационного массива в ЦЭД, наблюдается ряд проблем, которые можно разделить на две большие группы.
К первой группе проблем можно отнести проблемы, связанные с технологией электронного декларирования.
1. Несоответствие планируемых показателей по подаче деклараций на товары в электронной форме и норм ряда законодательных актов в сфере таможенного регулирования.Согласно Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года, к 2021 году должна быть обеспечена 100 % подача деклараций на товары в электронной форме[1]. В то же время законодательно предусмотренные случаи письменного таможенного декларирования (подачи документов на бумажном носителе). При межведомственном информационном
взаимодействии между ФТС России и другими контролирующими государственными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров, подлежащих нетарифным ограничениям, таможенные органы вынуждены проставлять штампы печатей на бумажных носителях, представление которых требуется в некоторые государственные органы (например, ФНС России). Помимо этого, таможенные органы вправе запросить оригиналы бумажных экземпляров разрешительных документов (сертификаты происхождения, ветеринарные или фитосанитарные документы и т.д.), подтверждающих заявленные в ЭДТ сведения, при выявлении рисков или несоответствия сведений в ЭДТ результатам таможенного осмотра или досмотра товаров. Учитывая план создания по одному ЦЭД в каждом федеральном округе и концентрации декларирования в них по территориальному признаку, декларанту в некоторых случаях придется преодолевать не одну сотню километров для предоставления требуемых документов. Так как решение о выпуске товаров до фактической проверки необходимых документов в оригинале применить невозможно, а документы, как правило, прибывают вместе с товаром на внешний таможенный пост, то данная проблема вызывает как временные, так и материальные затраты участников ВЭД [7].Следует продолжить работу по
адаптации нормативной правовой базы путём минимизации или полного исключения случаев использования бумажных документов. При запросе таможенным органом документов на бумажном носителе декларант сообщает в вЦЭД о том, что документы будут предоставлены в другой, удобный участнику ВЭД орган. Получив оригиналы документов, таможенный орган сканирует их и размещает их сканированные изображения в электронном архиве с электронной подписью должностного лица, который проводил эти действия. Идентификационные номера документов сообщаются участнику ВЭД и в таможенный орган, который данные документы запросил. В последующем, вместо представления оригиналов документов участнику ВЭД достаточно указать их идентификационные номера.
2. Проблемы межведомственного информационного взаимодействия ФТС России с иными государственными контролирующими органами. В целях контроля заявленных в ЭДТ сведений и документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, таможенные органы могут направлять запросы соответствующим ведомствам через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее СМЭВ). Необходимость таких запросов возникает в 60 % случаев декларирования товаров. По данным статистического анализа, наибольшую результативность в 2017 году показали сервисы Росаккредитации, среднюю по ряду позиций имеют сервисы Роскомнадзора, ФСБ России и ФСТЭК России, невысокую (по ряду позиций) - сервисы Минздрава России, Росгвардии, Роспотребнадзора. По ряду позиций отмечена нулевая результативность при направленных запросах ряда сервисов федеральных органов исполнительной власти [10, с. 21]. Таким образом, необходимо создать единую базу разрешительных документов. Таможенным органам не придется делать запросы в другие государственные органы исполнительной власти, что сократит время на ожидание и, как результат, ускорит принятие решения о выпуске либо отказе в выпуске товаров.
3. Проблемы информационной безопасности, включающие обеспечение надёжной и бесперебойной работы техники, каналов связи и защиты технологий, необходимость соответствия новым параметрам. При активном использовании цифровых технологий возрастает зависимость от технического оснащения таможенных органов, качественной работы Единой автоматизированной информационной системы и других информационных ресурсов таможенных органов, возможны утечки информации, утрата данных из-за ошибок и сбоев в работе системы [5, с. 46].В настоящее время основная нагрузка по хранению и обработке данных лежит на таможенных постах, таможнях и региональных таможенных управлениях. Каналы связи строятся вертикально -по административно-территориальному делению. При такой структуре в случае проблем со связью между ФТС и РТУ может остановиться работа всего
региона [6]. Необходимо осуществить построение «горизонтальных» каналов связи, а также отказоустойчивого центра. Обеспечению системной устойчивости будет способствовать комплекс дополнительных мероприятий по повышению надёжности работы техники и средств связи, а также постоянный контроль со стороны информационно-технической службы таможни в части бесперебойности функционирования программных комплексов и средств. Полноты и системности такого контроля можно достигнуть расположением ЦЭД и подразделений информационно-технической службы в одном здании таможни и сосредоточением информационных мощностей и обслуживающих их специалистов в одном месте. Как следствие, можно ожидать снижения времени реагирования на возникновение нештатных ситуаций, в целом снижения их количества и продолжительности, что имеет непосредственное влияние на процесс таможенного декларирования.
Вторая группа проблем включает проблемы функционирования ЦЭД.
1. С одной стороны, концентрация декларирования в ЦЭД, запланированные структурные изменения таможенных органов России в 2018-2020 гг., автоматизация многих процессов (например, автоматическая регистрация и автоматический выпуск ДТ) могут привести к сокращению штатной численности ряда таможенных постов и таможен. Такая тенденция заметна уже в настоящее время. С другой стороны, для выполнения новых задач требуются кадровые ресурсы с качественно иной подготовкой, требующей новых компетенций в условиях перехода к электронной таможне. Решением кадрового вопроса должно стать укомплектование штата ЦЭД за счет уже работающих в таможенных органах должностных лиц, квалификацию которых необходимо повышать за счет бюджетных ассигнований.
2. Проблемы взаимодействия ЦЭД и постов фактического таможенного контроля, а также иных функциональных подразделений таможни в ходе принятия или согласования решений. Например, нормативно не закреплен порядок действий ЦЭД и таможенного поста фактического контроля при проведении таможенных экспертиз в рамках удалённого выпуска товаров, в т.ч. с применением штатных программных средств. Другая проблема возникает при декларировании товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, находящихся в регионе деятельности внешнего таможенного поста. На запрос ЦЭД от таможенного поста фактического контроля, в регионе деятельности которого находятся декларируемые товары, зачастую не могут быть получены сведения о размещении товара на СВХ (в зоне таможенного контроля), о завершении таможенной процедуры таможенного транзита, совершении действий в отношении товаров, связанных с их помещением на временное хранение. В результате должностное лицо ЦЭД вынуждено принять решение об отказе в регистрации ДТ.
Следует нормативно закрепить порядок действий при проведении таможенных экспертиз (издание соответствующего Приказа ФТС), а также внести правки в существующие приказы.
3. Проблемы, связанные с компетенцией ЦЭД при совершении таможенных операций. Например, у ЦЭД отсутствует компетенция на совершение таможенных операций с товарами, перемещаемыми уполномоченнымиэкономическими операторами (таможенные операции в данном случае могут совершаться только теми таможенными постами, которые указаны в свидетельстве уполномоченного экономического оператора). Для устранения данной проблемы необходимо наделить ЦЭД полномочиями по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых уполномоченными экономическими операторами. Для этого следует оформить соответствующее соглашение и указать в свидетельствах уполномоченного экономического оператора ЦЭД в качестве таможенных органов правомочных принимать декларации на товары.
4. Одной из сложных проблем является отсутствие диспетчеризации ЭДТ. Диспетчеризация представляет собой процесс централизованного оперативного контроля и дистанционного управления с использованием оперативной передачи информации между объектами диспетчеризации (центры электронного декларирования) и пунктом управления. В настоящее время декларант может подать ЭДТ на любой ЦЭД, но при условии наличия у последнего связи с таможенном органом фактического контроля. Такая ситуация в ряде случаев приводит к перегруженности некоторых
ЦЭД. Актуальной задачей ФТС России на сегодняшний день является необходимость внедрения технологии автоматической диспетчеризации деклараций. Для этого следует разработать нормативный документ (Приказ ФТС России), который будет регламентировать указанную технологию. Автоматическая диспетчеризация декларации конкретному таможенному органу должна основываться на выборе места декларирования в зависимости от: категории товаров; вида транспорта; места налогового учёта декларанта; места декларирования товаров. Могут быть введены и дополнительные условия распределения деклараций, в том числе: учёт работы времени ЦЭД; наличие нештатных ситуаций в конкретный момент времени; таможенная процедура, в соответствии с которой подаётся декларация на товары. Внедрение автоматической диспетчеризации деклараций на товары позволит распределять их в таможенные органы в соответствии с их компетенцией, загруженностью и часовыми поясами, что снизит нагрузку на конкретные ЦЭД и должностных лиц таможенных органов.
Сегодня центры электронного декларирования уже являются неотъемлемым элементом системы таможенных органов России, а их развитие -приоритетная задача и главный вектор движения на пути совершенствования таможенного администрирования. Выявленные проблемы и предложенные рекомендации в целом будут способствовать ускорению и упрощению международной торговли, что является приоритетной задачей в современных условиях.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2545 «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Распоряжение ФТС РФ от 27.12.2017 № 293-р «О проведении эксперимента по разделению таможенных операций, связанных с принятием деклараций на товары, подаваемых в электронной форме, и таможенных операций, предшествующих подаче деклараций на товары» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Письмо ФТС России от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Об электронных таможнях» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Игнатьева, Г.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле [Текст] / Г. В. Игнатьева, О. В. Алёхина // Экономическая безопасность и качество. - 2018. - № 1 (30). - С. 41-48.
6. Рожко, Г. Электронные таможни не совместимы с менталитетом таможенников [Электронный ресурс] / Г. Рожко. - Режим доступа: Ь11р://провэд.рф/ай1с1е/45707-е1ек1гоппуе-1ато7Ьп1-пе-8Оуте811ту-8-теп1аШе1ош-tamozhennikov.html, свободный.
7. Стрельников, А.А. Положительные эффекты внедрения новой модели оптимизации таможенного контроля в Уральском федеральном округе / А. А. Стрельников // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний [Электронный ресурс] / А.А. Стрельников. - Режим доступа: Шр://^'^^.сшЮт8.е8гае.ги, свободный.
8. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. [Электронный ресурс]. М., 2016. - 74 с. - Режим доступа: http://www.customs.ru, свободный.
9. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. М., 2018. - 77 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. custorns. ru, свободный.
10. Шатеева, Е. Надёжный контроль без лишних барьеров / Е. Шатеева // Таможня. - 2017. -№ 22 (429). - С. 20-21.
References
1. RasporyazheniyePravitel'stva RF ot 28.12.2012 № 2545 «O StrategiirazvitiyatamozhennoysluzhbyRossiyskoyFederatsii do 2020 goda» // Spravochno-pravovayasistema «Konsul'tantPlyus».
2. Rasporyazheniye FTS RF ot 27.12.2017 № 293-r «O provedeniieksperimentaporazdeleniyutamozhennykhoperatsiy, svyazannykh s prinyatiyemdeklaratsiynatovary, podavayemykh v elektronnoyforme, itamozhennykhoperatsiy, predshestvuyushchikhpodachedeklaratsiynatovary» // Spravochno-pravovayasistema «Konsul'tantPlyus».
3. Prikaz FTS Rossiiot 27.06.2017 № 1065 «O resheniikollegii FTS Rossiiot 25 maya 2017 goda «O Kompleksnoyprogrammerazvitiya FTS Rossiina period do 2020 goda» // Spravochno-pravovayasistema «Konsul'tantPlyus».
4. Pis'mo FTS Rossiiot 25.12.2017 № 01-11/73654 «Ob elektronnykhtamozhnyakh» // Spravochno-pravovayasistema «Konsul'tantPlyus».
5. Ignat'yeva G.V., Alokhina, O.V. Perspektivyiriskitsifrovykhtekhnologiy v tamozhennom dele [Prospects and risks of digital technologies in customs] / G.V. Ignat'yeva, O.V. Alokhina // Ekonomicheskayabezopasnost' ikachestvo. -2018. - № 1 (30). - P. 41-48.
6. Rozhko G. Elektronnyyetamozhni ne sovmestimy s mentalitetomtamozhennikov[Electronic customs are not compatible with the mentality of customs officials]. - Mode of access: http://proved.rf/article/45707-elektronnye-tamozhni-ne-sovmestimy-s-mentalitetom-tamozhennikov.html, svobodnyy.
7. Strel'nikov A. A. Polozhitel'nyyeeffektyvnedreniyanovoymodelioptimizatsiitamozhennogokontrolya v Ural'skomfederal'nomokruge[Positive effects of introducing a new model for optimizing customs control in the Urals Federal District] // Tamozhennoyedeloivneshneekonomicheskayadeyatel'nost' kompaniy. - Mode of access: http:// www.customs.esrae.ru, svobodnyy.
8. TamozhennayasluzhbaRossiyskoyFederatsii v 2015 godu. Spravochnyyematerialy k zasedaniyukollegii FTS Rossii.M., 2016. - 74 p. - Mode of access: http:// www.customs.ru, svobodnyy.
9. TamozhennayasluzhbaRossiyskoyFederatsii v 2017 godu. Spravochnyyematerialy k rasshirennomuzasedaniyukollegii FTS Rossii.M., 2018. - 77 p. - Mode of access: http:// www.customs.ru, svobodnyy.
10. Shateyeva Yе. Nadozhnyykontrol' bez lishnikhbar'yerov\Relitible control without unnecessary barriers] / Ye. Shateyeva // Tamozhnya. - 2017. - № 22 (429). - P. 20-21.
ELECTRONIC DECLARATION CENTER AS THE BASIS OF ELECTRONIC CUSTOMS
Anastasiya V. Salnikova,
associate professor
Abstract. Under the conditions announced by the Government of the Russian Federation for the digitization of the Russian economy, issues related to the process of the transition of the Federal custom service of Russia to electronic customs are of particular relevance. This article analyzes the activities of specialized customs posts - electronic declaration centers as the main element of electronic customs. The aim of the article is to improve the activity of electronic declaration centers in the transition to electronic customs. The methods of statistical data analysis, system analysis, historical are used in the work. The analysis of the customs declaration data allowed the author to come to the conclusion that the experiment conducted by the Federal custom service of Russia on the concentration of the declarative massif in the centers of electronic declaration and the separation of competencies between them and the customs posts of actual control has been successful. The author also identified the main problems of the activities of electronic declaration centers at the current stage, and recommendations for their solution have been developed. The practical implementation of the proposed measures will help to exclude the personal presence of the declarant at the place of declaration, accelerate the commission of customs operations, simplify customs control while maintaining its effectiveness, reduce corruption risks, which will generally improve the use of the customs potential and make customs service more quality. The obtained results can be applied in the practical activities of the customs bodies of the Russian Federation. The author came to the conclusion that the creation of electronic customs is a new qualitative step on the way to the development of the Federal custom service of Russia, which will contribute to the development and facilitation of world trade by significantly reducing the time of customs operations and minimizing business expenses.
Key words: electronic customs declaration, electronic customs, electronic declaration centers, regional electronic customs.
Сведения об авторе:
Сальникова Анастасия Владимировна - к.и.н., доцент, доцент кафедры «Финансовое право
и таможенная деятельность» Юридического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный
университет» (ВлГУ) (600000, Российская Федерация, г Владимир, ул. Горького, д. 87), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 21.09.2018 г.