Научная статья на тему 'Развитие центра электронного декларирования как одного из путей повышения эффективности деятельности таможенных органов'

Развитие центра электронного декларирования как одного из путей повышения эффективности деятельности таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2194
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное декларирование / центр электронного декларирования / электронная таможня. / electronic declaration / electronic declaration center / electronic customs.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И В. Гомон, А В. Евсикова

В статье представлен анализ данных автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров. Выявлено на чем основан алгоритм диспетчеризации электронных товарных деклараций и его суть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CERTIFICATION OF OFFICERS OF CUSTOMS AUTHORITIES

The article presents an analysis of the data of automatic registration and automatic release of goods. It is revealed on what the algorithm of dispatching of electronic goods declarations and its essence is based.

Текст научной работы на тему «Развитие центра электронного декларирования как одного из путей повышения эффективности деятельности таможенных органов»

РАЗВИТИЕ ЦЕНТРА ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ

ОРГАНОВ

И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент А.В. Евсикова, студент

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10618

Аннотация. В статье представлен анализ данных автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров. Выявлено на чем основан алгоритм диспетчеризации электронных товарных деклараций и его суть.

Ключевые слова: электронное декларирование, центр электронного декларирования, электронная таможня.

Курс по оцифровке экономики, обозначенный правительством Российской Федерации, определяет приоритетные задачи госорганов на ближайшее будущее. Например, основной стратегической целью ФТС России является упрощение прохождения административных процедур, прозрачность таможенных операций, переход к электронному документообороту, подразумевающий постепенный переход к оптимизированным механизмам таможенного администрирования.

Эти постулаты установлены в приказах ФТС России от 27.06.2018 № 1065 «О решении Коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» и от 18.12.2017 № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 года «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года».

Согласно этим документам приоритетом развития таможенных органов является концентрация декларирования товаров на таможенных постах - центрах электронного декларирования и их размещение на площадях, находящихся в федеральной собственности.

Центральным элементом этого направления следует считать процесс создания единой сети электронных таможен и та-

моженных центров электронного декларирования, в которых будет сосредоточено до 95% доли электронных деклараций на товары, зарегистрированных в центрах электронных деклараций. Это является фундаментальной основой для автоматизации процессов таможенного контроля при выполнении таможенных формальностей товаров.

Создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования регламентируется планом мероприятий («дорожной картой») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год, утвержденной приказом Минфина России № 2.

Для удовлетворения требований российского плана действий ФТС был разработан подробный план действий по реализации указанной «дорожной карты». Помимо этого было определено распределение функций между электронными таможнями, центрами электронного декларирования, таможнями и таможенными постами фактического контроля, что отражено в соответствующих положениях.

Электронная декларация, введенная в таможенных органах, решает ряд важных задач: она позволяет проводить оценку риска до прибытия, сокращает время прохождения таможенной границы, снижает расходы декларанта, повышает производительность труда и многое другое. Достигнув почти 98% электронного декларирования на сегодняшний день, были установ-

лены более многообещающие цели развития.

Введение потока электронных документов на таможне само по себе является чрезвычайно позитивной инициативой, поскольку оно значительно упрощает администрирование этого процесса и сокращает время, затрачиваемое на подготовку соответствующих документов и выполнение таможенных процедур. А это, в свою очередь, обязательно пойдет на пользу таможенным органам.

С 2012 года Федеральная таможенная служба поставила новую задачу - разработку технологий для дистанционного выпуска товаров через центры электронного декларирования. В Комплексной программе развития Федеральной Таможенной Службы до 2020 года целевым показателем является увеличение электронного декларирования через центры электронного декларирования с 30% в 2018 году до 95% в 2020 году. Использование этой технологии позволяет значительно упростить процедуру, то есть она дает возможность декларанту и таможенному инспектору находиться на любом расстоянии между ними.

С созданием единого таможенного пространства ЕАЭС возникает вопрос о функционировании электронной декларации за пределами Российской Федерации. Необходимо придерживаться увеличения количества случаев доступа к центрам электронного декларирования в странах-членах ЕАЭС для систематизации задач таможенных органов. Для этого необходимо создать единую базу данных среди стран-членов ЕАЭС. Также необходимо информировать участников ВЭД стран-участниц этого сообщества через средства массовой информации, чтобы передавать подробную информацию о существующих центрах электронных деклараций (далее -ЦЭД), а также об их преимуществах. Для реализации вышесказанного необходимо увязать цели развития таможенных органов всех стран-участниц ЕАЭС, а также финансирования государств в этой области. Также возможно привлечение дополнительных инвестиций от участников ВЭД, поскольку ЦЭД характеризуется

своей выгодностью в основном для крупных участников внешнеэкономической деятельности.

Для ускорения реализации действий на первоначальном этапе возможно проведение онлайн конференции Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации для стран-членов ЕАЭС с целью информирования об опыте применения ЦЭД на территории Российской Федерации. В рамках данного мероприятия возможно рассмотрения проблем и приложение совместных усилий для их устранения. Проведение данного форума не несет больших финансовых вложений, но будет весьма эффективным на начальном этапе развития на всей территории ЕАЭС системы электронного декларирования через ЦЭД.

В целях ускорения реализации мероприятий на начальном этапе можно провести онлайн-конференцию Федеральной таможенной службы Российской Федерации для стран-членов ЕАЭС, на которой будет представлен доклад об опыте использования ЦЭД в Российской Федерации. В рамках этого мероприятия можно рассмотреть проблемы и приложить совместные усилия для их устранения. Проведение этого форума не предполагает крупных финансовых вложений, но оно будет очень эффективным на начальном этапе развития системы электронного декларирования через ЦЭД на всей территории ЕАЭС.

В настоящее время, согласно «дорожной карте», электронные таможенные посты созданы и уже действуют в Приволжском, Уральском, Северо-Кавказском таможенных управлениях. Параллельно велась работа по концентрации товарной декларации в центрах электронного декларирования Калининградской областной таможни и Владивостокской таможни.

Следует отметить, что Новороссийский ЦЭД начал свою деятельность, создание которого в соответствии с «дорожной картой» было предусмотрено только в 2019 году. Это было достигнуто благодаря своевременному выполнению требований плана действий и наличию достаточных объемов территорий, находящихся в федеральной собственности, для организации

размещения инфраструктуры ЦЭД и обеспечения его деятельности.

Далее в таблице 1 представлена статистика электронных деклараций на товаров,

По данным таблицы 1 видно, что в за первую неделю в Приволжском ЦЭД этот показатель составил 88,1%, в СевероКавказском ЦЭД - 95,6%, а в Владивостокском ЦЭД еще больше - 99,8%. За вторую неделю показатели немного упали, но статистика Владивостокского ЦЭДа по прежнему весьма показательна. Его показатель составил 93,4%. В СевероКавказском ЦЭД этот показатель составил 92,5%, а в Приволжском ЦЭД - 81,6%.

На таможенных постах фактического контроля в подавляющем большинстве случаев оформление товаров проводится с учетом установленной данным постам компетенции по оформлению отдельных категорий товаров.

В рамках создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования полная концентрация декларирования началась:

- на Владивостокском ЦЭД;

В отношении товаров, перемещаемых морским транспортом через порты Дальневосточного федерального округа (с 15 сентября);

- на Калининградском ЦЭД;

В отношении товаров, ввозимых и вывозимых из Калининградской области (с 1 октября);

- на Новороссийском ЦЭД.

В отношении товаров, оформляемых в регионе деятельности Новороссийской таможни (с 20 сентября). В перспективе на Новороссийском ЦЭД будет полностью сконцентрировано оформление товаров, перемещаемых морским транспортом через порты Южного федерального округа.

представленных в основном в соответствии с таможенными процедурами вывоза и выпуска для внутреннего потребления после двух недель работы созданных ЦЭД.

Таким образом, начало работы электронной таможни прошло нормально. С начала работы электронных таможен не было зарегистрировано критических неисправностей, которые влияют на таможенный процесс, что свидетельствует о высоком уровне подготовительных мероприятий, проводимых РТУ и структурными подразделениями ФТС России.

Следующий этап предусматривает создание в 2019 году Авиационных и Сибирских электронных таможен и соответствующих ЦЭДов, а также концентрация декларирования товаров в центрах электронного декларирования Балтийской, Центральной акцизной, Центральной энергетической и Московской областной таможен.

Ключевым фактором для правильного функционирования ЦЭД, наряду с качественным показателями деятельности таможенных органов, является выработка эффективного сочетания технологий для автоматической регистрации товарных деклараций, автоматического выпуска товаров и диспетчеризации деклараций на товары в условиях количественного изменения декларационного массива на конкретных центрах электронного декларирования.

Основными преимуществами использования технологии автоматической регистрации деклараций на товары и самостоятельного выпуска товаров являются: сокращение времени на таможенные операции при таможенном декларировании товаров и отсутствие «человеческого» фактора при принятии решений должностными лицами таможенных органов.

Таблица 1. Статистика электронных деклараций на товаров, представленных в основном в соответствии с таможенными процедурами вывоза и выпуска для внутреннего потребления_

ЦЭД 1-я неделя в % 2-я неделя в %

Приволжский 88,1 81,6

Северо -Кавказский 95,6 92,5

Владивостокский 99,8 93,4

В настоящее время ежемесячно увеличивается рост показателей автоматической регистрации. Если в начале 2018 года доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары составляла 60% в отношении экспорта и 14% в отношении импорта, то в конце третьего квартала этот показатель составил 74% и 30%, соответственно.

Что касается технологии автовыпуска, необходимо учитывать, что ее работа напрямую зависит от успешности прохождения условий алгоритма автоматической проверки при автоматической регистрации товарных деклараций. Следовательно, также наблюдается рост значений.

Показатель автоматического выпуска товаров, экспортируемых в ноябре 2018 года, составляет 35%, для импортируемых товаров - 11%. В целях повышения эффективности применения технологии автовыпуска товаров ФТС России стремится к гибкости в модернизации механизмов элементов ее функционирования с учетом различных технологических особенностей в зависимости от деталей региона деятельности таможенных органов.

В ближайшем будущем запланированы существенные улучшения комплексов программных средств, которые позволят распространить технологию на другие таможенные процедуры и таможенные операции, а также проводить контроль нестандартных ситуаций.

Таким образом, благодаря систематической работе ФТС России по реализации инновационных решений, ожидается зна-

товаров без участия сотрудников таможни. Этому также должна способствовать технология диспетчеризации деклараций на товары.

Алгоритм диспетчеризации электронных товарных деклараций основан на последовательном распределении деклараций между должностными лицами таможенных органов, осуществляющими таможенные операции по регистрации товарных деклараций и выпуску товаров.

Суть его заключается в концентрации процессов логического контроля- на центральном уровне Единой автоматизированной системы таможенных органов и автоматическом выборе таможенного органа для будущих таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, с учетом категории товаров , вида транспорта, места налогового учета декларанта, места нахождения товара.

В настоящее время алгоритм активно разрабатывается и планируется к внедрению по мере создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что система таможенного администрирования при переходе к цифровой экономике продолжает совершенствоваться, создавая условия для плавного осуществления внешнеэкономической деятельности с минимальным вмешательством человеческого фактора и сокращением временных затрат на совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров.

чительное увеличение доли выпущенных

Библиографический список

1. Приказ ФТС России от 27.06.2018 № 1065 «О решении Коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Некоммерческая интернет-версия системы КонсультантПлюс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=700493#0691334526220875 4 (дата обращения: 07.05.2019).

2. Приказ ФТС России от 18.12.2017 № 2005 «О решении коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 года «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. -Некоммерческая интернет-версия системы КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=700493&req=doc#09330680133537 641 (дата обращения: 07.05.2019).

3. Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.customs.ru (дата обращения: 07.05.2019).

ANALYSIS OF CERTIFICATION OF OFFICERS OF CUSTOMS AUTHORITIES

I.W. Gomon, candidate of economic sciences, associate professor A.V. Evsikova, student Tsiolkovsky Kaluga state university (Russia, Kaluga)

Abstract. The article presents an analysis of the data of automatic registration and automatic release of goods. It is revealed on what the algorithm of dispatching of electronic goods declarations and its essence is based.

Keywords: electronic declaration, electronic declaration center, electronic customs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.