УДК 339
проблемы внедрения перспективных технологий электронного взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности в российской федерации
Мютте Герман Евгеньевич
Турухтанный таможенный пост Балтийской таможни СЗТУ ФТС России, главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля, к.э.н., e-mail: [email protected]
Кондрашова Валентина Александровна
Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Балтийской таможни СЗТУ ФТС России, заместитель начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля, к.э.н., e-mail: [email protected]
В статье приводится обзор применения перспективных технологий электронного взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности. Авторами дана характеристика текущего состояния процесса создания и внедрения электронных таможен и проблемы их функционирования
Ключевые слова: таможенное регулирование; таможенный контроль; таможенное декларирование; электронное декларирование
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF PROMISING TECHNOLOGIES OF ELECTRONIC INTERACTION BETWEEN CUSTOMS AND FOREIGN TRADE ACTORS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Motte Herman E.
Baltic customs of North Western Customs Directorate of FCS of Russia, Chief state customs inspector of the Department of customs clearance and customs control, PhD, e-mail: [email protected]
Kondrashova Valentina A.
Baltic customs of North Western Customs Directorate of FCS of Russia, the Electronic Declaration Center, Deputy Chief of Department of customs clearance and customs control, PhD, e-mail: [email protected]
The article provides an overview of the application of advanced technologies of electronic interaction between customs and participants of foreign economic activity. At the same time, the authors describe the current state of creation and implementation of electronic customs, as well as identify some problematic issues that are related to electronic customs functioning
Keywords: customs regulation; customs control; customs declaration; electronic declaration
Для цитирования: Мютте Т.Е., Кондрашова В.А. Проблемы внедрения перспективных технологий электронного взаимодействия таможни и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С 24-27.
Одно из основных направлений развития таможенной службы Российской Федерации (РФ) за прошедшее десятилетие является переход к взаимодействию в электронной форме с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и государственных контролирующих органов. В настоящее время электронное взаимодействие в сфере таможенного дела включает в себя, помимо развитого функционала электронного декларирования и предварительного информирования, также и межведомственный обмен сведениями, а в перспективе - еще и возможность обжалования решений таможенного органа в электронной форме.
Одним из основных этапов внедрения технологий электронного взаимодействия таможни и бизнеса был переход на полностью электронное декларирование товаров и транспортных средств. В целях реализации данного целевого ориентира ФТС России последовательно были внедрены технологии электронного декларирования с использованием сети «Интернет» (ЭД-2), внедрены технологии
предварительного информирования для товаров, перемещаемых различными видами транспорта. В настоящее время происходит процесс внедрения технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска таможенных деклараций.
Первым этапом развития системы электронного взаимодействия можно считать принятие в 2002 г. Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» [1]. С этого момента электронная подпись фактически была приравнена к собственноручной. А значит, открылась возможность для передачи таможенных деклараций, подписанных ЭП.
Первая электронная декларация (ЭД) по технологии ЭД-1 (прямое подключение к ведомственной сети по выделенному каналу связи) была выпущена еще 25 ноября 2002 г. Следует отметить, что и к 2008 г. в электронной форме подавалось не более 9 % всего объема деклараций.
Создание Таможенного союза значительно ускорило процесс перехода на электронное таможенное
Проблемы внедрения перспективных ..
оформление. С выходом Приказа ФТС России № 52 от 24.01.2008 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» [2], открылась реальная техническая возможность работы по новой - наиболее удобной и эффективной -технологии ЭД-2 [3].
9 сентября 2008 г. на Каширском таможенном посту была выпущена первая декларация по технологии ЭД-2, а масштабное внедрение новой технологии в системе ФТС России началось в 2009 г. Уже в 2010 г. все таможенные посты, имевшие право принимать ДТ, могли принимать их в электронной форме по сети Интернет.
Развитие электронного декларирования тесно связано с внедрением в практику работы таможенных органов такой организационно-штатной структуры, как центры электронного декларирования (ЦЭД). Работа ЦЭД основана на применении удаленного выпуска - технологии таможенного декларирования, при которой декларация на товар подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется на приграничной таможне. С помощью удаленного выпуска участники ВЭД могут подавать декларацию в центр электронного декларирования, но при этом товар, фактически находящийся уже на границе, может быть выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой. В основе технологии удаленного выпуска товаров находится принцип разделения таможенного декларирования на два вида контроля: документальный и фактический, которые должны осуществляться разными таможенными органами. Сотрудник внутреннего таможенного органа - сотрудник ЦЭД, куда подается декларация на товары, должен обработать документы и сведения, которые представлены в электронном виде. В это же время сотрудник приграничного таможенного органа непосредственно должен выполнить контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов и, если потребуется, то и самих товаров.
Дальнейшим этапом развития системы таможенных органов, специализирующихся исключительно на регистрации и выпуске электронных таможенных деклараций, должна стать система региональных электронных таможен, создаваемая в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, принятой 17.07.2017 [4].
Электронные таможни, запущенные
в 2018 г. в рамках первого этапа реформирования системы таможенных органов, в настоящее время работают в штатном режиме. За первые две недели работы в ЦЭД Приволжской и Уральской электронных таможен было сконцентрировано оформление более 85 % всех деклараций, поступающих в таможенные органы соответствующих региональных таможенных управлений. В Северо-Кавказской электронной таможне этот показатель превысил 95 %.
По состоянию на 12 ноября 2018 г. в Приволжской, Уральской и Северо-Кавказской электронных таможнях выпущено порядка 28,5 тыс. деклараций на товары, из которых более 4,5 тыс. -в автоматическом режиме. В частности, в Приволжской электронной таможне, в полностью автоматическом режиме, зарегистрировано 62 % всех поданных деклараций, выпущен - 21 %. Среднее время автоматической регистрации не превышает 3 мин, а выпуска - 5 мин.
Как отмечает Первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов: «Перенос декларирования в электронные таможни с технической точки зрения прошел практически незаметно для участников ВЭД. При этом процедуры стали более комфортными, сократилось время совершения таможенных операций. Нам удалось выйти на хорошие показатели для первого этапа работы. В перспективе в электронных таможнях и центрах электронного декларирования будет сосредоточено до 99 % всего декларационного массива соответствующих федеральных округов» [5].
Для того чтобы ЭД успешно функционировало, необходимо создать структуры, которые будут эффективно обеспечивать взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД [6].
Электронные таможни создаются для оптимизации процесса декларирования, повышения открытости и предсказуемости таможенных операций. Все электронные таможни и ЦЭД располагаются на площадях, находящихся в государственной собственности, тем самым обеспечивается равноуда-ленность мест декларирования от участников ВЭД, владельцев мест временного хранения и иных лиц.
К концу 2020 г. на территории России будут функционировать три категории таможен: фактического контроля, электронные таможни и полнофункциональные.
Таможни фактического контроля и подчиненные им таможенные посты будут осуществлять фактический контроль перемещения товаров, а также частичное декларирование отдельных категорий товаров.
Электронные таможни и ЦЭД будут непосредственно заниматься электронным декларированием (ЭД) и документарным контролем. Полнофункциональная таможня может проводить как декларирование, так и фактический контроль товаров.
Как следует из Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года, к 2020 г. доля ЭД на товары, зарегистрированные в ЦЭД, должна составить 95 %. Доля ЦЭД, размещенных на площадях, находящихся в государственной собственности, от общего количества ЦЭД должна составить 100 %, доля автоматически зарегистрированных ЭД на экспортируемые/импортируемые товары - 99 %, доля автоматически выпущенных ЭД на экспортируемые/импортируемые товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, - не менее 80 %.
Вместе с тем существует ряд технических и организационных проблем, препятствующих широкомасштабному внедрению перспективных таможенных технологий в работу электронных таможен РФ. К ним можно отнести следующие:
1. Проблемы нормативного характера. В рамках проверки правомерности предоставления тарифных преференций должностными лицами ЦЭД направляются запросы на предоставление оригиналов сертификатов формы «А», СТ-1 и «БЛУ». Электронная верификация в ПЗ «АИСТ М» и с использованием сети «Интернет». В настоящее время законодательством установлена обязанность декларанта при заявлении в отношении товара тарифных преференций по уплате таможенных пошлин, налогов предоставлять в таможенный орган оригинал сертификата происхождения товара. При этом в настоящее время реализована возможность проверки в режиме реального времени с использованием сети «Интернет» сертификатов формы «А», общей формы и СТ-1, выданных компетентными органами Бразилии, Бельгии, Болгарии, Франции, Нидерландов, Словакии, Южной Кореи, Великобритании, Китая, Ирана, Португалии, Словении, ОАЭ, Индонезии, Узбекистана и Украины.
Проверка с целью подтверждения факта оформления компетентными органами стран экспорта сертификатов формы «А», общей формы и СТ-1 (по номеру документа, по аналогии с алгоритмом проверки в сети Интернет) программным средством «АИСТ-М» не осуществляется.
В ПЗ «АИСТ-М» реализована исключительно проверка в базе данных образцов печатей, бланков и подписей иностранных организаций, уполномоченных выдавать сертификаты происхождения.
В настоящее время с целью пресечения попыток ввоза санкционной сельхозпродукции под видом происходящей из стран Латинской Америки производится верификация электронных ветеринарных сертификатов на сайте Россельхознадзора с использованием сети «Интернет» (Автоматизированная система «Меркурий»). В ПЗ «АИСТ-М» возможность проведения данной проверки отсутствует.
2. Проблемы взаимодействия с иными государственными органами. Должностными лицами ЦЭД в рамках информационного обмена с иными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) осуществляется запрос документов, сведения о которых были указаны в ДТ.
Предлагается организовать работу по информированию заинтересованных ведомств, осуществляющих контрольные функции в отношении товаров, являющихся предметом международной торговли, в рамках информационного обмена с иными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). В перспективе необходимо организовать электронное взаимодействие и с Роспотребнадзо-ром. В настоящее время сведения о прохождении контроля товаров на этапе, предшествующем декларированию, доводятся до таможенного органа на бумажном носителе.
Имеются проблемы с использованием базы данных ФОИВ в части запроса документов, выдаваемых с целью соблюдения запретов и ограничений в области экспортного контроля. Зачастую ответ не может быть получен по причине его отсутствия в базе ФОИВ, а именно, отсутствия в электронной базе такого документа, как заключение системы «Эксконт». Этот факт объясняется тем, что не все органы, уполномоченные выдавать указанные документы, предоставляют информацию для базы ФОИВ в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Кроме того, необходимо отметить, что базы данных ФОИВ, в части деклараций и сертификатов соответствия, обновляются с опозданием, срок внесения сведений в отношении выданных деклараций о соответствии и сертификатах соответствия может составлять до пяти дней.
3. Проблемы технического характера. Перевод взаимодействия таможенного органа с бизнесом и государственными органами полностью в электронную форму имеет и негативный аспект: при возникновении нештатных ситуаций в работе программных средств таможенных органов процессы совершения таможенных операций приостанавливаются, что может приводить к простоям и убыткам участников ВЭД.
Так, по информации Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС на серверах системы электронного представления сведений 29.11.2018 в 13:00 произошла нештатная ситуация высококритичного уровня. Ориентировочное время проведения восстановительных работ составило около суток. В связи с этим был полностью приостановлен информационный обмен между участниками ВЭД и электронными архивами декларанта в таможенных органах (всех без исключения таможенных управлений), что привело к остановке таможенных операций по всей стране.
Предоставление таможенных услуг в электронном виде является ключевой предпосылкой развития их качества, а эффективная деятельность таможенных органов - важным критерием развития таможенной службы и обеспечения экономической безопасности страны в целом [7].
Таким образом, в настоящее время система таможенных органов РФ претерпевает глобальные динамичные изменения, направленные на комплексную автоматизацию процессов совершения таможенных операций, что позволит к 2020 г. кардинально изменить саму философию осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Указанное обстоятельство упростит и облегчит процесс осуществления таможенных формальностей, что гарантирует рост привлекательности экономики РФ с точки зрения простоты, открытости и успешности ведения ВЭД в нашей стране.
Проблемы внедрения перспективных ...
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Приказ ФТС России № 52 от 24.01.2008 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Предпосылки к разработке технологии ЭД. URL: http://spintegra.ru/ed/ed_basics/ed-history/
4. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года // URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=25512
5. ФТС России подвела первые итоги работы электронных таможен. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option = com_content&view = article& id=26993:2018-11-13-11-27-34&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835/
6. Коптева Л.А., Борисова Е.М., Ворона А.А. Преимущества создания центров электронного декларирования и перспективы их развития // Финансы России в условиях глобализации // Материалы III Международной научно-практической конференции, приуроченной ко «Дню финансиста - 2018». 2018. С. 245-250.
7. Кузминых Ю.В., Ворона А.А. Электронные таможенные услуги в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Таможенное дело. № 2. 2018. С. 12-15.