Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования информационного обеспечения электронного декларирования таможенной службы Российской Федерации'

К вопросу совершенствования информационного обеспечения электронного декларирования таможенной службы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ИНТЕГРАЦИЯ / БИЗНЕС-КЛИМАТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / DEVELOPMENT STRATEGY / CUSTOMS SERVICE / INTEGRATION / BUSINESS CLIMATE / PUBLIC SERVICES / INFORMATION TECHNOLOGY / DECLARATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Е.М., Мазун З.В.

В статье авторы рассматривают проблемы развития таможенной службы РФ и предлагают рекомендации, касающиеся совершенствования существующего на сегодняшний день информационного обеспечения электронного декларирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Е.М., Мазун З.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF IMPROVING INFORMATION MANAGEMENT OF ELECTRONIC DECLARATION FOR THE CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with practical problems of development of the Customs Service of the Russian Federation. The recommendations are suggested by the authors concern the improvement of the today's major information support for electronic declaration

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования информационного обеспечения электронного декларирования таможенной службы Российской Федерации»

УДК 339.543

к вопросу совершенствования информационного обеспечения электронного декларирования таможенной службы российской федерации

Борисова Елена Михайловна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, к.э.н., e-mail: skorodumshik@mail.ru

Мазун Зоя Владиславовна

Северо-Западное таможенное управление, отдел телекоммуникаций, связи и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники информационно-технической службы, старший государственный таможенный инспектор. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, магистрант экономического факультета, e-mail: zoya24@list.ru

В статье авторы рассматривают проблемы развития таможенной службы РФ и предлагают рекомендации, касающиеся совершенствования существующего на сегодняшний день информационного обеспечения электронного декларирования

Ключевые слова: таможенное регулирование; стратегия развития; таможенная служба; интеграция; бизнес-климат; государственные услуги; информационные технологии; декларирование

TO THE ISSUE OF IMPROVING INFORMATION MANAGEMENT OF ELECTRONIC DECLARATION

FOR THE CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Borisova Elena M.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Customs Operations and Customs Control, PhD, e-mail: skorodumshik@mail.ru

Mazun Zoya V.

North Western Customs Directorate of FCS of Russia, Department of Telecommunications, Communications and Systems Engineering of Computer Equipment and Informational-Technical Service, Senior state customs inspector. Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Master's Degree Student of Faculty of Economics, e-mail: zoya24@list.ru

The article deals with practical problems of development of the Customs Service of the Russian Federation. The recommendations are suggested by the authors concern the improvement of the today's major information support for electronic declaration

Keywords: customs regulation; development strategy; Customs Service; integration; business climate; public services; information technology; declaration

Для цитирования: Борисова Е.М., Мазун З.В. К вопросу совершенствования информационного обеспечения электронного декларирования таможенной службы Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 32-36.

Со вступлением России в ВТО в августе 2012 г. проблемы ведения бизнеса в стране стали подниматься на всех уровнях, и Правительство Российской Федерации признало наличие проблем, требующих безотлагательного решения.

Одна из ведущих ролей в улучшении бизнес-климата в нашем государстве отведена таможенной службе. Без постоянного совершенствования данного института невозможно решать проблемы, мешающие сбалансированной интеграции России во всемирное торговое сообщество. Тем более что вступление Российской Федерации в ВТО произошло на фоне активизации процессов, связанных с экономической интеграцией на долгосрочную перспективу внутри Евразийского региона - это, в первую очередь, Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией и далее создание Единого экономического пространства и зоны свободной торговли в пределах СНГ. Все эти процессы в итоге привели к возникновению Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для стран, не включенных в мировую экономическую элиту, подобная долгосрочная интеграция

является единственным способом выживания в условиях жесткой конкуренции. Это также возможность занять достойное место в системе международного экономического взаимодействия. Следует, к сожалению, отметить, что Россия принадлежит к числу стран, чей экономический статус в мире уже давно не самый благополучный. Чтобы мировой рейтинг страны имел более высокий уровень, необходимо качественное улучшение российской экономики, что невозможно без совершенствования внешнеторгового оборота [1, 2]. (Скачок, о котором говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин на пресс-конференции 20.12.18).

С целью усовершенствования деятельности таможенных органов РФ в условиях современных экономических реалий в течение последних лет Правительством РФ разработан и утвержден ряд документов. В частности, Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 283-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [3]. В данной Стратегии изложены основные цели, задачи и направления развития таможенных органов.

Необходимо обратить внимание на несколько ключевых направлений развития, соответствующих стратегической цели и приоритетам таможенной политики России. Так, предполагается совершенствование таможенной инфраструктуры, таможенного регулирования, таможенного контроля после выпуска товаров, реализации фискальной функции, правоохранительной деятельности, содействия развитию международного сотрудничества, системы реализации государственных услуг, информационно-технического обеспечения. Важным моментом является и укрепление кадрового потенциала, кроме того, большое внимание уделяется вопросам антикоррупционной политики внутри системы таможенных органов, а также совершенствованию организационно-управленческой деятельности [3, 1].

Стратегия в основе своей опирается на таможенное законодательство, разработанное в рамках деятельности Таможенного союза, а также на законодательство РФ о таможенном деле и учитывает международные стандарты и международную практику государственного регулирования в области таможенного дела.

Мероприятия по реализации Стратегии делятся два этапа. Первый этап (до года) включает создание необходимых институциональных основ и технологических условий для системного перевода таможенной службы на иной, качественно новый уровень развития. Второй этап затрагивает период с 2015 по 2020 гг. и включает в себя дальнейшее повышение эффективности деятельности отечественной таможенной службы, куда входит совершенствование таможенной и институциональной инфраструктуры, создание новой технологической базы, развитие социальной сферы таможенных органов.

Применению информационных таможенных технологий в Стратегии уделяется особенно важное значение; оно затрагивает в первую очередь внедрение электронных форм документов. Известно, что с 1 января 2014 г. таможенные декларации необходимо подавать только в электронной форме, что изначально было прописано в п. 1 ст. 204, п. 4 ст. 322 Закона РФ от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в настоящее время отменен), ныне действующий Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция) [2].

Использование такой формы декларирования стало основным методом работы таможенных органов (рис. 1). Электронное декларирование - удобный способ организации коммерческого процесса участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов, существенно сокращающий время на обработку документов и возможные ошибки при составлении деклараций.

Не исключено, что на этапе реализации намеченных программ могут возникать проблемы и трудности, особенно если говорить о принципиальной модернизации работы таможенного ведомства. Несомненно, для реализации поставленных задач потребуются принципиально новые технологические решения в создании обучающих программ не только российских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), но и специалистов стран ЕАЭС.

Для реализации поставленных задач потребуются также значительные ресурсы времени и затраты труда профессионалов с принципиально новым взглядом на деятельность таможенных органов и международную торговлю в целом.

Отсюда напрашивается вывод, что у ФТС России существует потребность в специалистах нового поколения, способных комплексно решать проблему использования инновационных технологий, которая требует корректировки в целевой, содержательной и технологической составляющих подготовки специалистов в области таможенного дела.

Кроме того, необходимо создание таких условий работы, при которых специалисты таможенных органов будут относиться к бизнесменам и предпринимателям не как к заведомо подозреваемым в преступных умыслах или деяниях, а как к равноценным партнерам, так как таможенная служба должна стать той системой, которая сможет, с одной стороны, отражать государственную политику, а с другой - обеспечивать эффективные условия для функционирования ВЭД. Можно сформулировать простую зависимость: если таможенная служба в состоянии предоставлять качественные услуги бизнесу от имени государства, это способствует быстрому товарообороту, что, в свою очередь, влечет за собой быстрый денежный оборот и доход в казну.

В 2016 г. таможенные органы РФ продолжали поочередно осуществлять реформы в сфере таможенного администрирования - были введены новые информационные технологические процессы, оптимизирующие таможенные процедуры. К числу таких процедур следует отнести электронное декларирование.

В РФ в 2016 г. 99,96 % от общего количества деклараций на товары (ДТ) оформлено в электронной форме [4]. В первую очередь речь идет об автоматической регистрации деклараций и автоматическом выпуске товаров (рис. 1). Данная процедура значительно сокращает время обработки документов, снижает количество возможных ошибок, сводя к минимуму влияние человеческого фактора. Так, 2016 г. доля автоматической регистрации составила 35 % всех деклараций на вывозимые товары, а общее количество автоматически зарегистрированных деклараций за 11 месяцев этого же года превысило 450 тыс., что в 4 раза превысило показатель 2015 г. (около 108 тыс. ДТ) [4]. Если сравнивать количество автоматически выпущенных за 11 месяцев 2016 г. деклараций (более 25 тыс.) с тем же периодом 2015 г. (порядка 1 550

Рис. 1. Динамика электронного декларирования за 2015-2016 гг. [4]

Рис. 2. Количество оформленных деклараций на товары [5]

деклараций), то видно, что рост составил, более чем в 16 раз (данные официального сайта ФТС России [4]).

В 2017 и 2018 гг. тенденция увеличения числа деклараций, оформленных в электронном виде, также сохранилась (рис. 2) и, анализируя эти показатели, авторы отмечают: подразделениями таможни оформлено 148 тысяч деклараций на товары, что на 3,8 % превысило данный показатель за девять месяцев 2017 г., в том числе на 2 % возросло количество экспортных деклараций, которые составили 12,2 % от общего декларационного массива.

Одновременно с развитием новых технологий проводится работа по совершенствованию действующих, эффективно зарекомендовавших

себя технологий, например, технологии удаленного выпуска, с внедрением которой в 2016 г. выпускалось 24 % всех деклараций [5].

Совершенствование института предварительного информирования, являющегося обязательным при импорте товаров автомобильным и железнодорожным транспортом, продолжилось в 2016 г. Предполагалось, что предварительное уведомление с 1 апреля 2017 г. станет обязательным и для авиационного транспорта.

Технология электронного декларирования процедуры транзита в экспериментальном порядке применяется ФТС на всей территории России с 2016 г. Согласно данным официального сайта ФТС России

январь-сжтябрь 2016 г,

я н варь-октя брь 2017 г.

Рис. 3. Динамика электронного декларирования за 2016-2017 гг. [4] СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПОРЯДОК

Помещение под таможенную процедуру транзита (доставка до СВХ под финансовые гарантии)

Предварительное дек л арироа ание (опционально)

При&ытие товаров

Операции в пункте пропуска

Завершение транзита, принятие на временное

хранение

Да кла риравание товаров

Уплата таможенных платежей

Проверка корректности

расчета таможенных платежей

Выпуск товаров

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПОРЯДОК

Обязательное предварительное декларирование

СУР: проверка п редостовляем ых данных

Запрос на предоставление генеральной финансовой гарантии

СУР: проверка п редостовляем ых данных

1 Идентификация 1

1 товаров 1

1 и импортеров 1

Операции ' СУР прверка товаров

в связи

с прибытием Выпуск това ров

(перевоэчик.| 1 1 Комплексные (генеральные) финансовые 4 гарантии я

Принятие к бухгалтерскому учету

Уплата таможенным платежей

Проверка корректности расчета и уплаты платежей

и ^ 1-1

ч

Ь а

X ц 1

и л;

ч £

и Я

а. {V.

^

е 2£ I

ь_ £

и

^ о. -О —

1 §

8

1— 1

3" 1

т 1=

Ш Подлежит лиёидзции Н Операции в зоне пропуска Соответствие этапов

Рис. 4. Основные изменения бизнес-процессов в рамках предлагаемой модели таможенного администрирования [5]

за 11 месяцев 2016 г. при проведении эксперимента таможенными органами оформлено около 100 тыс. электронных транзитных деклараций. Электронное декларирование процедуры транзита весьма перспективно, так как позволяет отказаться от услуг посредников, ограничиться однократным представлением участником ВЭД документов, сократить сроки совершения таможенных операций, повысить уровень информационного взаимодействия с таможенными органами.

В цифрах показатели деятельности таможенных служб в 2017 г. по электронному декларированию следующие: на товары - 99,99 %, на транзитные декларации - 53,67 % [5].

По состоянию на 4 октября 2017 г. таможенными органами было оформлено 3 268 122 декларации на товары, из них 3 267 637 - в электронной форме, при этом 45 566 электронных деклараций выпущено в автоматическом режиме (1,4 %) [5].

В 2017 г. таможенными органами РФ было оформлено более 400 тыс. электронных транзитных деклараций, что на порядок превышает показатель за аналогичный период 2016 г. Эти данные свидетельствуют о позитивной оценке участниками ВЭД применения данной технологии, которая с 20 марта 2017 г. используется на постоянной основе с учетом вступившего в силу Приказа Минфина России

от 30 августа 2016 г. № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» [6]. Динамика электронного декларирования за 2016-2017 гг. представлена на рис. 3.

Среди направлений совершенствования таможенной службы необходимо отметить роль Центров электронного декларирования (ЦЭД), которые создаются и уже успешно функционируют с октября 2018 г. Основное преимущество ЦЭДов заключается в том, чтобы осуществлять все этапы декларирования исключительно в электронном виде. Кроме того, ЦЭДы должны располагаться на «государственных площадях», чем исключается нежелательный контакт предпринимателей и таможенников.

ЦЭДы также призваны решить важнейшую задачу по авторегистрации деклараций и автоматическому выпуску товаров. Для достижения этих целей необходимо, чтобы доля представленных деклараций в системе управления рисками составляла не менее 80 %. Тогда две трети всех деклараций будут выпускаться автоматически, а с оставшейся частью - с высокорисковыми декларациями, по которым надо проверять информацию и принимать меры, - будут работать непосредственно сотрудники ЦЭД.

Предполагается, что весь электронный массив деклараций будет сконцентрирован в 16 электронных таможнях: Приволжское, Уральское, Северокавказское таможенные управления и таможни непосредственного подчинения - Московская, Калининградская областные таможни и Владивостокская таможня (непрямого подчинения). В Севе-ре-Западном регионе будут действовать два ЦЭДа: Балтийский, который будет работать со всеми морскими грузами Северо-Западного бассейна, и Северо-Западная электронная таможня.

ФТС России регулярно проводит мониторинг практики развития электронного декларирования. Информация постоянно публикуется на сайте ФТС России в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти.

Разрабатывая подходы к усовершенствованию таможенного администрирования, справедливо отдаётся предпочтение в пользу радикальных, системных изменений уже существующих технологий на всех этапах - от ввоза товаров до их реализации. Данный комплекс мер позволит охватить всех лиц, вовлеченных в процесс внешнеэкономической деятельности: экспортеров, импортеров, логистические, страховые компании, банковские структуры и таможенные органы.

Важно отметить, что при внедрении предлагаемых мер необходимо соблюдать разграничение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фискальных и нефискальных функций контроля и их перераспределение между контролирующими (надзирающими) органами. По нашему мнению, необходимо изменить бизнес-процессы, последовательность административных процедур и перераспределить функции между таможенными и налоговыми органами, что будет способствовать более полной собираемости таможенных пошлин, чем это происходит в настоящее время. Структурные изменения в бизнес-процессах между участниками ВЭД и таможенными органами будут способствовать эффективному взаимодействию обеих сторон (рис. 4).

Как видно из рис. 4, стадия временного хранения товаров на складах временного хранения отменяется. При этом система управления рисками остается на этапе предварительного декларирования и частично переносится на стадию проверки после выпуска товаров, что в свою очередь облегчает процедуру прохождения таможенной границы для участников ВЭД и сокращает время пребывания товара на таможне.

В заключение необходимо отметить, что предлагаемые мероприятия формируют условия для благоприятного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД.

Библиографический список:

1. Коваль О. Внешнеэкономическая политика России: одной рукой пишем, другой - зачеркиваем?!: Информационно-аналитический журнал «ВЭД - консалтинг» № 2. 2015 г.

2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.

3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р). URL: www. garant.ru

4. Даценко А.А. Улучшится ли климат? Совершенствование таможенного администрирования в РФ на этапе развития таможенной службы: Информационно-аналитический журнал «ВЭД - консалтинг» № 3. 2016 г.

5. Электронное декларирование в 2016 году. URL: http:// customs.ru

6. Официальный сайт ФТС России. URL URL: http:// customs.ru

7. Приказ Минфина России от 30 августа 2016 г. № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме». URL: http://www.garant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.