Научная статья на тему 'Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития таможенных органов на современном этапе'

Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития таможенных органов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2316
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖНИ / ЦЕНТРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / CUSTOMS ADMINISTRATION / CUSTOMS ACTIVITY / DIGITALIZATION OF CUSTOMS / ELECTRONIC DECLARATION CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворона А.А., Яковлев К.В.

В статье проанализированы проблемы и направления совершенствования таможенного администрирования. Авторами дается обзор состояния таможенного администрирования на современном этапе. Также рассмотрена роль цифровых технологий во взаимодействии таможни и бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ворона А.А., Яковлев К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the problems and directions of improvement of customs administration. The authors give an overview of the status of customs administration at the present stage. The role of digital technologies in the interaction of customs and business is also considered

Текст научной работы на тему «Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития таможенных органов на современном этапе»

УДК 339.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

Яковлев Константин Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель декана факультета повышения квалификации, старший преподаватель кафедры таможенного дела, e-mail: kiv@spbrta.ru

В статье проанализированы проблемы и направления совершенствования таможенного администрирования. Авторами дается обзор состояния таможенного администрирования на современном этапе. Также рассмотрена роль цифровых технологий во взаимодействии таможни и бизнеса

Ключевые слова: таможенное администрирование; таможенная деятельность; цифровизациятаможни; центры электронного декларирования

IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES AT THE PRESENT STAGE

Vorona Anastasiya A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Management, Senior Fellow of Research Department, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

Yakovlev Konstantin V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Dean of the Faculty of Postgraduate Studies, Senior Lecturer of Department of Customs, e-mail: kiv@spbrta.ru

The article deals with the problems and directions of improvement of customs administration. The authors give an overview of the status of customs administration at the present stage. The role of digital technologies in the interaction of customs and business is also considered

Keywords: customs administration; customs activity; digitalization of customs; Electronic Declaration Centers

Для цитирования: Ворона А.А., Яковлев К.В. Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития таможенных органов на современном этапе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 17-21.

Важным фактором устойчивого развития ЕАЭС является эффективность осуществления внешнеэкономической деятельности. Создавая комфортные условия для улучшения бизнес-среды и роста предпринимательской активности, таможенное регулирование выступает одним из направлений экономического развития стран ЕАЭС. При этом основной долгосрочной целью интеграционных процессов в таможенной сфере становится совершенствования механизмов таможенного администрирования.

Профессор Российской таможенной академии В.В. Макрусев приводит следующее определение: «таможенное администрирование - это специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД для обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики России» [1].

Общепринятым инструментом, позволяющим оценить действующие законодательные нормы, качество функционирования государственных институтов и эффективность регулирования малого и среднего бизнеса, является ежегодное исследование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности - «Ведение бизнеса»

(Doing Business). Желание России в 2018 г. занять 17 место в рейтинге Doing Business, к сожалению, не было реализовано. По эффективности таможенного администрирования Россия значительно отстает от стран с сопоставимым уровнем экономического развития и занимает лишь 99-е место в рейтинге. Усложнение процессов таможенной проверки, лишние документы, неэффективная координация, а также отсутствие надлежащей инфраструктуры приводит к дополнительным затратам и задержкам для экспортеров и импортеров, тем самым, подавляя торговый потенциал. Россия упростила международную торговлю за счет сокращения количества документов, необходимых для каждой экспортной или импортной операции, снизила соответствующие расходы, внедрила электронную систему предоставления экспортной и импортной отчетности, сократила количество проверок [2].

Так, диалог таможни с участниками ВЭД становится регулярным, конструктивным и эффективным. Результатом совместной работы стали Таможенный кодекс ЕАЭС [3], новый Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 289-ФЗ [4], Комплексная программа развития

ФТС России до 2020 г. [5], основным принципом реализации которой является - простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства. Следуя этому принципу, таможенная служба взяла устойчивый курс на цифровизацию, информатизацию и автоматизацию своей деятельности. На текущий момент оцифрованы почти все таможенные процедуры. Федеральная таможенная служба провела значительную работу по совершенствованию таможенного администрирования, направленную на упрощение совершения экспортных и импортных операций. Практическое осуществление реформ проводилось на базе современных 1Т-технологий, реализованных в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов. Внедрены необходимые программные продукты и налажена их бесперебойная работа. Осуществлен полномасштабный переход на применение электронного декларирования. Так, на сегодняшний день 99 % таможенных деклараций подается в электронном виде [6].

Участники внешнеэкономической деятельности отметили, что осуществление работы в электронном формате и внедрение новых прогрессивных технологий значительно снизили количество документов, предоставляемых при проведении таможенных операций, сократили сами сроки проведения таможенных операций, а также оказали существенное влияние на снижение финансовых затрат участников международной торговли.

В рамках «Гайдаровского форума» 17 января 2019 г. руководитель ФТС В.И. Булавин в цифрах рассказал, что сейчас представляет собой таможенное администрирование в России [6]:

1. В распоряжении таможни находится 81 программное средство, 67 баз данных, которые позволяют ежедневно обрабатывать 12 - 15 тыс. электронных деклараций и обеспечивать 100 %-ное электронное декларирование.

2. По итогам 2018 г. в автоматическом режиме по импорту зарегистрировано 36 % деклараций, по экспорту - 83 %. Среднее время регистрации составляло 3 минуты.

3. Автоматический выпуск декларации на товары (для участников ВЭД, отнесенных к низкому уровню риска):

- по импорту - 27 %;

- по экспорту - 46 %.

4. Если учесть весь «декларационный массив» -39 % деклараций на товары регистрируется автоматически, 29 % деклараций для поставок с низким уровнем риска выпускается автоматически. Среднее время выпуска - 5 минут.

5. В соответствии с Комплексной программой развития ФТС России до 2020 г. намечены определенные целевые ориентиры. В 2020 г. планируется 99 % всех деклараций на товары регистрировать автоматически, и 80 % деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, выпускать автоматически. Кроме этого предполагается, что на долю декларантов низкого уровня риска будет приходиться 80 % всех ДТ,

позволив 64 % «декларационного массива» выпускать автоматически.

6. В настоящее время среднее время выпуска товарной партии по импорту составляет 1 час 29 минут для всего «декларационного массива», по экспорту -40 минут.

На основе цифровых технологий реализуется и система управления рисками. За последние три года количество участников ВЭД низкого уровня риска возросло ровно в 3 раза и колеблется в пределах от 7 800 до 8 200 единиц. Но самое главное, что на их долю приходится 60 % всего «декларационного массива» и 80 % всех таможенных платежей.

С помощью введения цифровых технологий удалось улучшить взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время в автоматизированном режиме налажено сотрудничество с 32 органами исполнительной власти, по 18 направлениям работа еще ведется. Среднее время получения информации составляет не более 1 минуты. Все это позволило таможенным органам существенно уменьшить административную нагрузку на бизнес. В целом, в 2018 г. проводилось 1,6 % досмотров от всего «декларационного массива», и лишь 0,5 % товарных партий, которые перемещались декларантами низкого уровня риска, подвергались досмотру.

Достигнутый уровень цифровизации позволил таможне перейти к широкомасштабному реформированию таможенных органов. До 2018 г. функционировало 672 места таможенного оформления, которые в основном размещались на частных площадях. К 2020 г. останется всего 16 мест таможенного оформления, расположенных на государственных площадях: 8 электронных таможен и 8 Центров электронного декларирования. Электронные таможни преимущественно будут располагаться в федеральных округах. Продолжат функционировать 3 морских ЦЭДа: в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Новороссийске. А также центрами электронного декларирования станут Калининградская областная и Московская областная таможни, Центральная энергетическая и Центральная акцизная таможни, а также Московский авиаузел.

Стоит отметить, что создание ЦЭД разорвет физический контакт декларанта и выпускающего инспектора. Это приведет к более эффективному и независимому принятию решений со стороны инспекторов, более равномерному распределению нагрузки на них. Так как принятие решений станет более автономным, существенным образом уменьшатся коррупционные риски, что в конечном итоге повлияет на скорость таможенного оформления.

В таможенных правоотношениях имеют место два ключевых игрока - таможня и бизнес. От качества их взаимодействия зависит многое. Очень важно, чтобы отношения между таможней и бизнесом строились в конструктивном ключе и взаимном уважении. Для этого необходимо выстраивать отношения на общепринятых принципах и четко им следовать. Стоит

выделить два основополагающих принципа - равно-удаленность и равнодоступность.

Равноудаленность означает, что не существует участников ВЭД, которые имеют какие-то особые отношения с ФТС России, помогающим им в бизнесе. Таможня не должна быть фактором, влияющим или определяющим какие-то конкурентные преимущества участников ВЭД. Таможня, как правоприменитель, обладает широкими полномочиями. Бизнес конкурирует с бизнесом, при этом таможня не является участником этого процесса. В конце 2017 г. был подписан Указ Президента о развитии конкуренции [7]. В документе четко прописано, что государственные органы должны исключить любое воздействие на формирование конкурентных условий на рынке. Переход всех таможенных органов на государственные площади - существенный шаг в этом направлении.

Равнодоступность - второй ключевой принцип, который означает, что таможенные органы открыты и готовы сотрудничать с любыми организациями, ассоциациями и представителями бизнеса. Однако, есть исключение - таможенные органы стараются не сотрудничать с откровенными нарушителями и недобросовестными организациями. Для их выявления существует достаточно инструментов, позволяющих правильно проанализировать и отфильтровать данные организации. Здесь важно, что четкое формулирование этих принципов получило поддержку со стороны бизнеса в виде Хартии добросовестных участников ВЭД (далее - Хартия) [8]. Это значительный шаг со стороны бизнеса навстречу таможне. Основная цель Хартии - установление её участниками ответственных форм осуществления своей хозяйственной деятельности, а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами. Подписавшие Хартию участники стремятся максимально повысить достоверность декларирования, содействовать осуществлению эффективного таможенного контроля, свести к минимуму количество нарушений таможенных правил.

Было отмечено, что Россия вплотную приблизилась к лучшим мировым практикам по таким направлениям как:

- эффективность и доступность опубликованной информации о внешнеторговой деятельности;

- подотчетность и «прозрачность» деятельности таможенных органов;

- эффективность взаимодействия с контролирующими органами других стран;

- эффективность взаимодействия с контролирующими органами внутри страны;

- эффективность бизнес-процессов;

- эффективность взаимодействия с участниками ВЭД;

- сложность процедур в отношении таможенных сборов и штрафов, взимаемых в рамках ВЭД;

- автоматизация и цифровизация (электронный обмен данными, использование управления рисками);

- документооборот (упрощение, цифровизация, гармонизация с международными стандартами).

По двум направлениям Россия даже опередила другие страны, а именно:

- эффективность и своевременность публикации информации относительно классификации, происхождения товаров.

- возможность и условия обжалования административных решений контролирующими органами.

К ключевым проблемам существующей системы таможенного администрирования в России можно отнести:

1. Уплату таможенных платежей и проверка правильности их исчисления до выпуска товаров.

2. Многоэтапность таможенного оформления. Сложившаяся еще в начале 90-х годов и поныне существующая система, когда в пункте пропуска сначала фиксируется груз (еще даже не товар) вместе с транспортным средством, затем по процедуре внутреннего транзита он направляется в место доставки, где на складе временного хранения и подается таможенная декларация, что, конечно же, не актуально для морских и авиационных пунктов пропуска. Эта многоэтапность, по мнению авторов, зародилась в век бумажного документооборота, когда информационные технологии не были доступны в России вообще. Сейчас ситуация меняется, и мы видим, как с введением современных информационных технологий перестраиваются все административные истории, все административные процессы.

3. Объект таможенного контроля - отдельная партия товаров (администрирование изолированной операции вне контекста хозяйственной деятельности импортера).

4. Систему управления рисками, основанная на категорировании участников ВЭД и «плоских» профилях риска.

Таким образом, основными направлениями по совершенствованию таможенного администрирования являются:

1. Оптимизация бизнес-процессов таможенного и налогового администрирования:

- перенос фискальной части контрольных процедур на этапы до момента ввоза товаров и после их выпуска для внутреннего обращения;

- установление сквозного контроля за товарами для целей взимания таможенных платежей и «внутренних» налогов (от ввоза до конечного потребления или реализации их в розницу) на основе анализа информации о движении товаров, а не только их маркировки;

- внедрение системы комплексных (генеральных) финансовых гарантий, основанной на критериях риска уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;

- внедрение современных цифровых (однократность предоставления информации) и управленческих (риск-менеджмент) технологий;

- взимание таможенных платежей как внутренних налогов.

2. Использование транзитного регулирования: унификация таможенных документов

и финансовых гарантий со странами, участвующими в транзитных операциях.

3. Введение электронного документооборота:

- использование первичных документов экономических операторов, включая использование электронных данных, составленных иностранными лицами;

- внедрение «единого окна», его интеграция с информационными системами контролирующих органов стран - торговых партнеров.

4. Применение нетарифных мер: перенос контроля соблюдения мер технического регулирования во внутренний оборот. Переход на интегрированный контроль в пунктах пропуска потребует уточнения функций государственных контролирующих органов, в первую очередь, чтобы, с одной стороны, исключить дублирование, а с другой - избежать разрывов, когда на поступившие факты нарушений не может отреагировать ни один из контролирующих органов.

5. Использование системы управления рисками: вовлечение в анализ рисков больших данных из разных источников (производители, лица, участвующие в цепочке поставок, оборот товаров на территории).

6. Развитие внешнеторговой инфраструктуры:

- модернизация инфраструктуры пунктов пропуска и техническое оснащение таможенной службы для однократного интегрированного контроля непосредственно в пунктах пропуска (таможенный, ветеринарный, фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, транспортный).

- формирование условий для создания на территории России консигнационных (бондовых) складов, включая склады для интернет-магазинов.

- эффективность от внедрения генеральных гарантий и постконтроля уплаты таможенных платежей можно оценить следующим образом:

- сокращение времени прохождения пунктов пропуска на 24 % для автомобильных пунктов пропуска и на 40 % для морских.

- повышение позиции в международных рейтингах: дополнительно плюс 29 позиций в рейтинге Doing Business по компоненте «Международная торговля».

- прирост таможенных платежей за счет улучшения фискального контроля и роста объемов внешней торговли на 200 - 250 млрд рублей.

Примечательно, что, с точки зрения специалистов, введение «единого окна», для работы с электронными документами нужно ставить более амбициозные цели и говорить не только об автоматизации отдельных процессов и процедур, а переходить к тому, чтобы каждый хозяйствующий субъект представлял информацию исключительно в электронном виде. В идеальном варианте необходимо, чтобы контролеры использовали ту информацию и в том виде и формате, в котором одна организация взаимодействует с другой (электронный контракт, электронная товарно-транспортная накладная, и так далее).

В свою очередь упрощению совершения транзитных операций препятствуют две проблемы - инфраструктура портов и административные формальности. Для того, чтобы с административной точки зрения создать условия для развития транзита, необходимо заключать договоры с сопредельными государствами о взаимном признании таможенных документов, как это сделано на пространстве ЕАЭС.

Таблица

Инициативы маркировки и прослеживаемости ЕАЭС [9]

Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия Всего в ЕАЭС

Vero code Маркировка товаров ГИС AITS «Контроль животных и продукции животного пр оисхождения» ИС УКМ СНТИ (ИС КНП) «Подакцизная продукция (табак, алкоголь)» СИОЖ (Система идентификации и отслеживания животных) ИС «Маркировка» (мониторинг за движением ЛП) Маркировка товаров из натурального меха

ЭСФ (ИС Налогоплательщик 3) + Центр мониторинга + взаимодействие с таможней + электронные кассовые аппараты АРМ «Плательщик» (подакцизная продукция (табак, алкоголь)) ИС ЭСФ Модуль «Виртуальный склад» (товары народного потребления, услуги. Документальная прослеживаемость) ЕГАИС «Акцизные товары» (алкоголь) Прослеживае-мость импортированных товаров на территории ЕАЭС. Документальная просле-живаемость

ИС E-pass «То -вары, подлежащие обязательной маркировке» ИС ЭСФ «Товары из перечня (ВТО)» Маркировка и прослеживае-мость табачной продукции

ГИС «Меркурий» (прослеживание животноводческой продукции. Документальная прослеживаемость)

ЕГАИС учета древесины и сделок с ней

Нельзя говорить об ухудшении ситуации. За год в рейтинге Doing Business Россия переместилась со 140-го на 99-е место. Создание ЦЭДов и электронных таможен впоследствии позволит использовать различные инструменты для упрощения таможенных процедур. Необходимо сосредоточиться на следующих направлениях:

1. Выполнение Комплексной программы развития ФТС России до 2020 г., которая уже утверждена.

2. Сопряжение процессов таможенного администрирования с другими процессами, через которые проходит участник ВЭД при взаимодействии с иными контролирующими органами.

3. Дальнейшее построение системы «единого окна», сопряжение всех процессов, которые позволят существенно сократить издержки, связанные с прохождением всех контрольных процедур при осуществлении ВЭД.

Одно из последних решений, которое было принято в конце 2018 г. как на Евразийском, так и на нашем внутреннем уровне - это документальная прослеживаемость (не маркировка), то есть использование информации в товарно-сопроводительных документах о товаре с момента его ввоза на территорию ЕАЭС и до момента розничной реализации. С одной стороны, это часть процесса цифровизации, а с другой - создание единой системы наблюдения за движением товаров в процессе совершения всех операций на территории ЕАЭС. Наличие общей основы в государственных и частных системах дает основание для формирования общей информационной платформы и для государства и для бизнеса. Информация по товару, собираемая при прослеживаемости, призвана покрывать весь жизненный цикл товара и все аспекты хозяйственной деятельности, связанные с его производством и эксплуатацией. Наличие полного цифрового описания как продукта, так и его жизненного цикла дает новое качество в управлении экономическими процессами и позволяет с основанием говорить о построении основ цифровой экономики.

Исходя их данных таблицы, можно судить о том, что Россия активно работает в рамках создания системы наблюдения за движением товаров в процессе совершения всех операций на территории ЕАЭС. Система документальной прослеживаемой представляет собой олицетворение единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей.

В настоящее время остро стоит проблема перенастройки системы управления рисками. Нужно переходить от категорирования участников ВЭД к категори-рованию товарных партий. Но это вопрос достаточно сложный, так как сейчас категорирование осуществляется заблаговременно. Категорирование товарных партий придется производить в режиме онлайн при оценке электронной декларации.

Таким образом, принципы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД выступают основным фактором осуществления таможенной политики и одновременно - неотъемлемым атрибутом развитой, эффективно функционирующей системы таможенного администрирования. При этом особую роль в создании удобных и комфортных условий для участников ВЭД в совокупности с обеспечением безопасности государственных интересов играют принципы, задекларированные в Хартии добросовестных участников ВЭД.

Для поступательного развития взаимодействия таможни и бизнеса необходимо сначала выполнить Комплексную программу развития ФТС России до 2020 г., а затем претворять в жизнь «Стратегию -2030», над которой сейчас активно работает таможенная служба.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Макрусев В.В. Особенности формирования и направления реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования. URL: http:// xn--80aeiti0ahp.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/01/ elibrary_29820474_16259133.pdf (дата обращения: 24.01.2019).

2. Ворона А.А. Современные тенденции рейтинга Doing Business и позиция России в нем // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 51-55.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=25512 (дата обращения: 24.01.2019).

6. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры? URL: https:// www.alta.ru/expert_opinion/65314/ (дата обращения: 24.01.2019).

7. Указ Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Хартия добросовестных участников ВЭД. URL: https:// www.dobro-ved.ru/

9. Цифровая платформа товаров ЕАЭС. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/ Documents (дата обращения: 01.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.