УДК 343.359 ББК 67.408
© 2019 г. Безручко Евгений Валерьевич,
начальник кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Витвицкая Светлана Сергеевна,
старший юрисконсульт ООО «СКВТ» кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Витвицкий Андрей Анатольевич,
кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В статье рассматриваются проблемы совершенствования специального предупреждения таможенной преступности. На основе анализа уголовного и иного законодательства и практики его применения вскрываются просчеты в предупреждении такой преступности. В статье формулируются конкретные предложения, направленные на совершенствование упреждающих методов.
Ключевые слова: таможенная преступность, таможенные преступления, внешнеэкономическая деятельность, общее и специальное предупреждение таможенных преступлений, таможенный контроль.
Bezruchko Evgeny Valerievich - Head of the Criminal law and Forensic sciences Department of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor.
Vitvitskaya Svetlana Sergeevna - Senior Counsel LLC «SKVT», PhD in Law, Associate Professor.
Vitvitsky Andrey Anatolievich - PhD in Law, Associate Professor.
TO IMPROVE THE ACCESSIBILITY OF PREVENTION OF CUSTOMS CRIME
The article deals with the problems of improving the special prevention of customs crime. Based on the analysis of criminal and other legislation and its application, errors in the prevention of such crime are revealed. The article formulates specific proposals aimed at improving proactive methods.
Keywords: customs crime, customs crimes, foreign economic activity, General and special prevention of customs crimes, customs control.
Специальное предупреждение таможенной преступности предполагает принятие правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации во взаимодействии с соответствующими структурами иностранных государств, международными правоохранительными организациями, а также представителями крупных бизнес-сообществ различных специальных мер в целях устранения, нейтрализации негативных явлений, детерминирующих указанную разновидность преступности.
На международном уровне эта деятельность осуществляется в рамках международных организаций и интеграционных объединений. В частности, Россия участвует в работе таких международных структур, как Всемирная таможенная организация (ВТамО), БРИКС, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), Шан-
хайская организация сотрудничества (ШОС) и др. Руководители таможенных служб государств-членов этих международных организаций регулярно встречаются на заседаниях и решают вопросы профилактической и правоохранительной деятельности. Международное сотрудничество активно развивается на основе межправительственных и межведомственных соглашений и меморандумов о взаимной помощи в таможенных делах и договоров о взаимодействии в сферах предупреждения различных таможенных преступлений. Активным субъектом профилактики таможенной преступности на международном уровне является региональный узел связи ВТО по правоохранительной деятельности в Москве, действующий с 2001 г. в структуре Главного управления по борьбе с контрабандой Таможенной службы России. ШЬО-Москва осуществляет международный обмен ин-
формацией (касающейся способов совершения и сокрытия таможенных преступлений; их организаторов и участников) между таможенными службами государств-участников СНГ и другими региональными узлами связи, а также контролирующими и правоохранительными органами государств-членов ВТО. Предупреждение таможенной преступности осуществляется и в рамках различных региональных интеграционных объединений. Так, страны, входящие в Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС) и ставящие перед собой цели построения таможенного союза, а затем и общего рынка, осуществляют постоянный обмен информацией правоохранительного характера. Основную нагрузку по профилактике таможенных преступлений несет ФТС России, взаимодействуя с МВД России, ФСБ России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ФНС, Росфинмониторингом и другими государственными органами, а также представителями бизнеса в рамках межведомственных совещательных органов или посредством исполнения совместных приказов. Большинство мероприятий по предупреждению таможенной преступности определено в Комплексной программе развития Федеральной таможенной службы России до 2020 г. (Приложение к решению коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года) [1], в которой установлена система целевых приоритетов и конкретных мероприятий в области правоохранительной, в том числе и предупредительной деятельности, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Профилактические мероприятия комплексной программы соотносятся с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза 2018 года, нормативно-правовыми актами РФ, а также с такими программными документами как «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 г., № Пр-2685); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г., № 683); Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г., № 690); Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г., № 208); Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской
Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 2592-р); Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р); государственные программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 330), «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 345); паспорт приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и др.
Стратегическими целями Комплексной программы развития ФТС являются: содействие развитию международной торговли за счет модернизации деятельности таможенных органов, эффективное противодействие правонарушениям и преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, а также профилактика и пресечение коррупционных преступлений. Руководитель ФТС РФ Владимир Иванович Булавин отметил, что реализовать эти планы можно при условиях широкомасштабной информатизации и автоматизации таможенного контроля и налаживании всестороннего взаимодействия таможенных органов с другими контролирующими и правоохранительными органами, как на национальном, так и на международном уровнях [2].
Залогом эффективного противодействия правонарушениям и преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, является унификация норм уголовного закона в странах, входящих в ЕАЭС. Соответствующие обязательства страны-члены Таможенного союза взяли на себя после подписания 5 июля 2010 г. решения № 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» и ряда иных международных правовых актов. Например, согласно ч. 2 ст. 3 Договора «Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза» государства-участники обязуются реформировать нормы уголовно-
го Закона, предусматривающие наказуемость нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства сторон с тем, чтобы единообразно определить противоправность таких деяний. Следует отметить, что в отличие от российского уголовного закона нормы других стран-участниц Таможенного союза раскрывают понятие «незаконного перемещения» посредством указания на способы совершения деяния. Эту правовую традицию следует воспринять и отечественному законодателю. К числу недостатков нормативных установлений некоторых стран-участниц Таможенного Союза относится неполное определение места совершения контрабанды. Так, в Уголовном кодексе Республики Казахстан в качестве места совершения анализируемого преступления указывается таможенная граница Таможенного союза. Эта норма не учитывает, что контрабанда через государственные границы стран-участниц представляет такую же общественную опасность, как и контрабанда через таможенную границу Таможенного союза, ибо страны ЕврАзЭС имеют единое (общее) таможенное пространство. Поэтому понятие места совершения контрабанды в уголовных кодексах необходимо расширить за счет указания на государственную границу, так как это сделали российский и белорусский законодатели.
Особо следует подчеркнуть межсистемную несогласованность норм уголовного закона о контрабанде. Так, после принятия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. изменились формулировки, используемые для указания на место совершения незаконного перемещения тех или иных предметов. Однако соответствующие изменения в тексты уголовных законодательств стран ЕАЭС до сих пор не внесены. В частности, в ст. 226-1 УК РФ до сих пор используются термин ЕврАзЭС, а не ЕАЭС.
Краеугольным камнем в деле модернизации таможенного контроля является создание единой сети специализированных таможенных органов, работающих только с электронными документами. Хотя электронное декларирование стало обязательным только с 1 января 2014 г., доля электронных деклараций в 2017 г. составила уже 99,96 %. Предполагается, что к 2020 г. будет работать 16 центров электронного декларирования (ЦЭДов), в которых и будет сконцентрирован основной декларационный массив, доля автоматически зареги-
стрированных электронных деклараций достигнет 99 %, а количество автоматически выпущенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска - 80 % [3]. Перспективной задачей является налаживание электронного взаимодействий между ЦЭДа-ми и таможенными постами фактического контроля, которое будет весьма способствовать профилактике коррупционных деяний. Дело в том, что таможенный инспектор в ЦЭДе будет изолирован от контактов с участниками ВЭД и таможенным постом фактического контроля (на складах временного хранения, в морских портах, на железнодорожных станциях, в аэропортах). Таможенный инспектор в ЦЭДе проверяет через систему управления рисками декларации, которые не попали на авторегистрацию и автовыпуск, и в случае необходимости отдает в электронном виде распоряжения о проведении фактического контроля. Инспектор, осуществляющий фактический контроль, должен выполнить меры по минимизации рисков, которые предписаны ему инспектором ЦЭД. Помимо этого для предупреждения коррупционных схем взаимодействия между должностными лицами таможенных органов и участниками ВЭД желательно внедрить опыт зарубежных стран по осуществлению фактического контроля мобильными группами без привязки к одному месту нахождения товара и постоянно осуществлять ротацию служащих таможенных органов Российской Федерации [3].
Одной из парадигм модернизации деятельности таможенных органов является переход от глобального таможенного контроля к выборочному, что не исключает решение задач профилактики, выявления, пресечения таможенных правонарушений и преступлений. Достижение этих целей стало возможно благодаря внедрению субъектно- и объектно-ориентированных моделей контроля, основанных на использовании системы управления рисками (СУР). Эта система с помощью автоматизированных программных средств составляет профиль риска в виде электронного документа. Результаты катего-рирования участника ВЭД по уровню риска (в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права ЕАЭС и законодательства РФ) передаются в АИС «ЦРСВЭД». К участникам ВЭД, отнесенным к категории среднего и высокого уровня риска, на основании профиля риска применяются таможенный
осмотр или таможенный досмотр. К товарам участника ВЭД, в отношении которого не выявлено срабатывание профиля риска, должен применяться упрощенный контроль в документальной форме. Разумеется, недопустимо применение упрощенных процедур при совершении таможенных операций с товарами, которые идентифицированы как «рисковые», требующие дополнительной проверки. Таможенный контроль в отношении участников ВЭД низкого уровня риска осуществляется после выпуска товаров. К сожалению, правонарушения со стороны участников ВЭД с низким уровнем риска - пока еще распространенное явление. Так, в 2018 году в результате проверки деятельности этих участников ВЭД были выявлены нарушения права ЕАЭС и российского таможенного законодательства. В результате было возбуждено 1 665 административных дел и 31 уголовное дело. В федеральный бюджет дополнительно перечислено 4 388,5 млн рублей таможенных платежей, пеней и штрафов. Участники ВЭД, изобличенные в этих нарушениях, исключены из категории низкого уровня риска [4]. Модернизация механизма таможенного контроля требует оснащения таможенных органов современными техническими средствами, в том числе приборами для дистанционного обнаружения наркотических и взрывчатых, химических веществ, идентификации драгоценных камней и анализа металлов, технические видеоскопы и телевизионные системы досмотра для визуального обследования труднодоступных мест и др. В целях предупреждения таможенных преступлений требуется дальнейшее развитие института предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. Реализация этих мер будет содействовать повышению эффективности работы таможенных органов в пунктах пропуска, профилактике, выявлению и пресечению таможенных нарушений. Качественно иное функционирование системы предупреждения таможенных преступлений будет достигнуто после полного внедрения системы «Единое окно», позволяющей участникам ВЭД однократно представлять документы через единый пропускной канал для осуществления различными государственными органами контроля их деятельности. К сожалению, в настоящее время системы управления рисками и «Единое окно» в каждом государстве ЕАЭС развива-
ются самостоятельно. Специалисты полагают, что создание общесоюзных профилей в соответствии с Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации и иными рекомендациями ВТамО пока невозможно, ибо правоохранительные ведомства стран-участниц ЕАЭС ориентированы на максимальную степень защиты информации [5, с. 89-91]. Поэтому взаимодействие на межгосударственном уровне пока осуществляется в формах информационного обмена и проведения совместных правоохранительных спецопераций. Это несколько снижает эффективность противодействия таможенной преступности на едином таможенном пространстве.
Представляется, что дальнейшее совершенствование деятельности по предупреждению уклонения от уплаты таможенных платежей, оборота контрафактной продукции и иных таможенных преступлений, должно осуществляться в русле создания системы сквозного таможенного контроля и прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента передачи потребителю. Основой сквозного таможенного контроля должны стать системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающие возможность получения сведений, необходимых для совершения таможенных операций в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также негосударственных организаций.
В настоящее время сделаны решительные шаги по наладке системы указанного электронно-информационного взаимодействия. По мнению специалистов, СМЭВ ФТС России и межведомственная интегрированная информационная система ЕАЭС позволяют объединить в едином информационном пространстве сведения таможенных и иных контролирующих органов [6; 7]. Это предоставляет дополнительные возможности для развития виктимологической профилактики. Теперь лица, занимающиеся оптовой и розничной торговлей и пользующиеся услугами посредников, могут проверить товар по номеру таможенной декларации и декларации по налогу на добавленную стоимость в открытых базах Интегрированной информационной системы ЕАЭС. В случае отсутствия указанных данных хозяйствующий субъект может заблаговременно отказаться от заключения
сделки. В противном случае он признается участником незаконной схемы импорта, а его товары могут быть конфискованы.
Большой вклад в дело предупреждения таможенной преступности может внести маркировка товаров идентификационными знаками. После запуска правительственного проекта маркировки в отношении изделий из натурального меха подразделения таможенного контроля провели проверочные мероприятия в крупных торговых сетях. В результате сумма уплаченных таможенных платежей увеличилась на 32 %. Есть все основания предполагать, что введение обязательной маркировки товаров в отраслях с высокой долей незаконного оборота промышленной продукции на всем таможенном пространстве ЕАЭС, а также электронный обмен соответствующими данными обеспечат снижение объемов незаконного оборота контрафактной и фальсифицированной продукции и позволят повысить собираемость таможенных платежей.
Особым направлением правоохранительной деятельности таможенных органов является предупреждение, выявление и пресечение противоправных деяний, нацеленных на вывод денежных средств из страны в целях уклонения от уплаты налогов, легализации преступных доходов, финансирования противозаконных деяний. Для предупреждения незаконного оттока капитала с территории Российской Федерации ФТС России осуществляет взаимодействие с банками, ФНС, Рос-финмониторингом и иными федеральными органами исполнительной власти в сфере валютного контроля. Отслеживание «сомнительных» операций с финансовыми средствами осуществляется посредством контроля за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках, а также за движением через границу РФ наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и валютных ценностей. На наш взгляд, при организации мероприятий, направленных на противодействие сомнительным финансовым операциям, требуется развитие риск-ориентированного подхода и внедрение комплексной системы категорирования участников ВЭД, основанной на информации, получаемой в рамках межведомственного и межгосударственного взаимодействия. Уже сейчас предприняты определенные меры по налаживанию информационного сотрудничества в области противодействия трансграничному переме-
щению физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. В частности, в базу данных центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности (АИС «ЦРСВЭД») загружается информация Росфинмониторинга. В перспективе согласно рекомендациям ОЭСР и ФАТФ необходимо наладить систему мониторинга и контроля перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС.
Глобальной задачей на национальном уровне является создание единого механизма таможенного, налогового и валютного контроля, который, по нашему мнению, должен предполагать: использование интегрированных информационных технологий государственных органов, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации, в частности, технологии сводного досье валютного контроля участника ВЭД по всем заключенным им внешнеторговым договорам; расширенное информационное взаимодействие всех правоохранительных структур, осуществляющих противодействие валютным правонарушениям и преступлениям, в частности, путем размещения информации в «Едином реестре проверок»; организацию скоординированных проверочных мероприятий органов таможенного, налогового, банковского и иного контроля.
На международном уровне требуется дальнейшее совершенствование взаимодействия с органами таможенного, налогового, валютного контроля иностранных государств и государств-членов ЕАЭС. В этом аспекте следует позитивно оценить недавно разработанный Типовой проект соглашения между ФТС России и таможенной службой (уполномоченным органом) государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций, предусматривающий обмен информацией и (или) документами, которые могут способствовать выявлению таких операций, и устанавливающий основания, порядок направления и исполнения запросов в рамках обмена информацией.
Для совершенствования специального предупреждения таможенной преступности настоятельно требуется налаживание взаимодействия государственных структур и бизнес-сообщества. Определенные шаги в этом на-
правлении уже сделаны. В частности, в механизм предупреждения таможенной преступности сегодня встраиваются представители российского и иностранного бизнеса, присоединившиеся к Хартии добросовестных участников ВЭД. Ее участники обязуются воздерживаться от представления в таможенные органы недостоверных данных о декларируемых товарах и выступают за нетерпимое отношение к правонарушителям.
Резюмируя, можно сформулировать следующие выводы:
1 . Эффективное предупреждение таможенной преступности невозможно без качественной организации этой деятельности, предполагающей постоянный информационно-аналитический мониторинг преступности, ее прогнозирование и разработку на этой основе стратегии и тактики, выраженной в соответствующих программах и иных нормативных актах; должного материально-технического и кадрового обеспечения, налаживания международного, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.
2. В целях совершенствования предупреждения таможенных преступлений требуется: разработать комплексный план профилактики таможенной преступности, в котором следует перечислить целевые приоритеты и основные направления этой деятельности, определить компетенцию отдельных субъектов профилактики, предложить конкретные профилактические мероприятия, увязать их по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и т. д.; осуществлять мониторинг нормативных актов Российской Федерации и стран-участниц ЕАЭС и практики их применения для выявления правовых пробелов и противоречий, установления факторов, способствующих совершению правонарушений и преступлений; унифицировать нормы административного, уголовного законодательства государств-участников ЕАЭС, предусматривающих ответственность за таможенные правонарушения и преступления; унифицировать правовую, методическую, информационно-техническую основы системы управления рисками и категорирования уча-
стников ВЭД в таможенных службах РФ и государств-членов ЕАЭС; завершить внедрение системы «Единое окно» на национальном уровне и обеспечить ее совместимость с национальными «Едиными окнами» в рамках ЕАЭС, использовав Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза; обеспечить сквозной таможенный контроль и прослеживае-мость движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю на основе систем межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия; ввести обязательную маркировку товаров в отраслях с высокой долей незаконного оборота промышленной продукции на всем таможенном пространстве ЕАЭС, а также электронный обмен соответствующими данными; расширить использование таможенными органами предварительной информации при осуществлении таможенного контроля; внедрить опыт зарубежных стран по осуществлению фактического таможенного контроля мобильными группами досмотровых инспекторов; создать единый национальный механизм таможенного, налогового и валютного контроля, предполагающий использование интегрированных информационных технологий государственных органов, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации; расширить информационное взаимодействие всех правоохранительных структур, осуществляющих противодействие таможенным, налоговым и валютным правонарушениям и преступлениям путем размещения информации в «Едином реестре проверок»; координировать проверочные мероприятия органов таможенного, налогового, банковского и иного контроля; оснастить таможенные органы современными техническими средствами таможенного контроля; принять меры по унификации описания объективных и субъективных признаков таможенных преступлений в уголовных законодательствах стран ЕАЭС и выработать общие подходы к назначению наказания и иных мер уголовно-правового характера.
Литература
1. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной про-
Bibliography
1. Order of the FCS of Russia dated 27.06.2017 № 1065 «On the decision of the Board of the FCS of Russia dated 25 may 2017 "On the Comprehen-
грамме развития ФТС России на период до 2020 года» // СПС «Консультант плюс».
2. Булавин В. ФТС России выступает за создание бесконфликтной среды ведения бизнеса // URL: http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=26261:2018-02-08-07-10-31&catid=40:2011-01 -24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835.
3. Боярский Г. А. Таможенное оформление в ЦЭД: что ждет декларантов // Материалы совместного заседания Экспертно-консультатив-ного совета по реализации таможенной политики при ФТС России и Общественного совета при ФТС России. URL: http://alta.ru>expert_ opinion/57996/.
4. Обзор по выявленным нарушениям законодательства Евразийского экономического союза у участников ВЭД с низкой степенью риска нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в 2018 году URL: http://http://www.customs.ru/index.php?option =com_content&view=article&id=27305.
5. Гомалеев А. О. Перспективы развития «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств-членов таможенного союза в условиях становления евразийского экономического союза // Инновационная наука. 2015. № 12.
6. Выступление первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова на конференции, организованной Комитетом по транспорту и таможне Ассоциации европейского бизнеса «Навстречу бизнесу» // «Таможенное регулирование. Таможенный контроль». 2017. № 4.
7. Афонин П. Н. Применение технологии сквозного таможенного контроля при реализации таможенных услуг в пограничных пунктах пропуска // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/primenenie-tehnologii-skvoznogo-tamozhennogo-kontrolya-pri-realizatsii-tamozhennyh-uslug-v-pog-ranichnyh-punktah-propuska.
sive program of development of the FCS of Russia for the period up to 2020» // RFS «Consultant plus».
2. Bulavin V. FCS of Russia advocates the establishment of a conflict-free environment of doing business // URL: http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=26261:2018-02-08-07-10-31&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835.
3. Boyarsky G. A. Customs clearance in the CED: what awaits declarants // Materials of the joint meeting of the Expert Advisory Council on the implementation of customs policy at the FCS of Russia and the Public Council at the FCS of Russia. URL: http://alta.ru"expert_opinion/57996/.
4. Overview of the revealed violations of the legislation of the Eurasian economic Union among foreign trade participants with a low risk of violation of the right of the Eurasian economic Union and the legislation of the Russian Federation in the field of customs, authorized economic operators and persons engaged in activities in the field of customs in 2018 URL: http://http://www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=27305.
5. Gomaleev A. O. Prospects of development of "single window" in the system of regulation of foreign economic activity of the member States of the customs Union in the conditions of formation of the Eurasian economic Union // Innovative science. 2015. № 12.
6. Speech by first Deputy head of the FCS of Russia Ruslan Davydov at the conference organized by the Committee on transport and customs of the Association of European business «Towards business» // «Customs regulation. Customs control». 2017. № 4.
7. Afonin P. N. The use of technology through the customs control when exercising customs services in border crossing points // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehnologii-skvoznogo-tamozhennogo-kontrolya-pri-realizatsii-tamozhennyh-uslug-v-pogranichnyh-punktah-pro-puska.