ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ЭПОХУ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Рубцова М.В.
Старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры РФ
PROBLEMS OF CUSTOMS ADMINISTRATION AND THEIR SOLUTIONS IN THE ERA OF
DIGITAL ECONOMY
Rubtsova M. V.
Senior researcher at the Institute of the Russian Prosecutor's office
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы таможенного администрирования в эпоху развития цифровой экономики, имеющиеся проблемы, принимаемые меры, новые подходы в таможенном администрировании, использование новейших информационных технологий при осуществлении государственных функций в сфере внешнеэкономической деятельности.
ABSTRACT
The article deals with the issues of customs administration in the era of digital economy, the existing problems, measures, new approaches in customs administration, the use of new information technologies in the implementation of state functions in the field of foreign economic activity.
Ключевые слова: таможенное администрирование, цифровая экономика, имеющиеся проблемы, новые подходы, информационные технологии, государственные функции, внешнеэкономическая деятельность.
Keywords: customs administration, digital economy, existing problems, new approaches, information technologies, state functions, foreign economic activity.
Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России) является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Учитывая сложившиеся условия интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, ФТС России будет концентрировать свою деятельность на развитие системы таможенного администрирования, которая должна стать инструментом влияния на отечественный рынок в рамках законодательной базы. Воздействие технологического фактора на деятельность таможенных органов характеризуется комплексной автоматизацией и информатизацией всех направлений деятельности. Следствием этого процесса является возникновение потенциальных угроз информационной безопасности таможенных органов. С учетом этого процесс внедрения достижений науки и техники в деятельность таможенных органов должен сопровождаться не только повышением прозрачности отдельных таможенных процессов, но и совершенствованием мер обеспечения информационной без-опасности[1]. Вопросы совершенствования таможенного администрирования изложены в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», где таможенные органы должны содействовать созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической
деятельности и минимизации издержек ее участников, что и предполагается достичь путем совершенствования существующей системы администрирования.
Как справедливо отмечает профессор Ю.А. Тихомиров, «трудности и проблемы остаются, и одна из них связана с механизмом администрирования». Данное явление и понятие получило признание в налоговом, таможенном и ином законодательстве и в экономической практике. Однако понимание природы администрирования не всегда определенно. Довольно часто этому явлению приписывается сугубо негативный смысл жесткого управления и прямого ограничения самостоятельности граждан и организаций. Администрирование иногда ограничивается либо отраслями, сферами применения, либо периодом введения, либо набором специальных методов. Все это не способствует выявлению потенциала администрирования как механизма налаживания и укрепления взаимоотношений субъектов и объектов управления и достижения высоких конечных результатов в регулируемой сфере. Администрирование представляет собой процесс прямого воздействия публичных органов на деятельность организаций и граждан для достижения общих целей [2, с. 14]. В целом таможенное администрирование рассматривается как система правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутренних и внешнеэкономических интересов Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений. Существеннейшим фактором, актуализирующим проблему таможенного администрирования в
глобальном масштабе, является дальнейшее развитие международного таможенного сотрудничества, таможенных услуг в глобальном масштабе [3]. Современное таможенное администрирование в своем развитии балансирует между двумя тенденциями: необходимостью осуществления должного контроля для обеспечения безопасности общества, с одной стороны, и содействием развитию бизнеса посредством максимального упрощения таможенных формальностей, с другой. По мнению некоторых авторов, современное таможенное администрирование в России по сравнению с лучшими мировыми практиками обеспечивает недостаточную эффективность как для государства, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Уровень недостоверного декларирования со стороны бизнеса или ввоза в страну товаров в обход установленных правил остается высоким. Дискреционные полномочия таможенных органов и их должностных лиц при действующих технологиях контроля (многочисленность контрольных органов и отсутствие необходимого взаимодействия между ними) создают условия административного давления на бизнес, способствующего коррупции.
Вступивший в силу с 1 января 2018 года Таможенный кодекс ЕАЭС закрепляет правовые основы этих процедур еще на годы вперед. К ключевым недостаткам существующей системы таможенного администрирования в России относятся: много-этапность таможенного оформления с предоставлением на каждом этапе сведений и их дублированием в различных форматах, в том числе на бумажных носителях, что в условиях современных информационных технологий приводит к излишним издержкам для предпринимателей. Разобщенность контрольных функций таможенных и налоговых органов, а в пунктах пропуска — таможенных и иных государственных органов, осуществляющих контроль трансграничного перемещения товаров, транспортных средств и лиц. Проведение основных проверочных мероприятий в фискальных целях, в том числе проверка правильности заявления таможенной стоимости, до выпуска товаров в оборот (их удержание до осуществления расчетов по таможенным платежам). Подмена системы управления рисками «тарифной сеткой» (стоимостными профилями риска) с указанием минимальной стоимости товаров для начисления таможенных платежей. Слабая аналитическая работа в рамках системы анализа рисков и управлениями. Между тем, современные возможности цифровой обработки данных позволяют обрабатывать широкий спектр сведений о производителях и технологиях производства товаров, путях их доставки, лицах, участвующих в цепи поставок, ценовых факторах и другую значимую информацию. Нынешняя система управления рисками характеризуется креном в сторону ранжирования участников ВЭД по степени риска нарушения ими таможенного законодательства и выявления рисковых поставок на этапе декларирования (в основном за счет стоимостных профилей риска). Действующие технологии предусматривают возможность выпуска товаров под
обеспечение уплаты таможенных платежей, если у таможенного органа есть сомнения в правильности исчисления соответствующих сумм. Однако такой выпуск осуществляется под разовые (на одну поставку) финансовые гарантии после предварительной оценки данных сумм. При этом величина финансовых гарантий определяется в максимальных размерах вне зависимости от истории деятельности, благонадежности и платежеспособности импортера, что приводит к непрогнозируемым задержкам выпуска товаров и незапланированным тратам на внесение денежного залога. Многоэтап-ность таможенного оформления, разобщенность таможенного и налогового администрирования образуют информационные дыры для фискального контроля [4, с.3,9]. Необходимо отметить, что в настоящее время таможенное администрирование проходит этап реформирования. ФТС России провела значительную работу по совершенствованию таможенного администрирования, направленную на упрощение экспортных и импортных операций. Практическое осуществление реформ проводилось на базе современных 1Т-технологий, реализованных в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов. Внедрены необходимые программные продукты и налажена их бесперебойная работа. Осуществлен полномасштабный переход на применение электронного декларирования. Сегодня более 99% таможенных деклараций подается в электронном виде. Работа в электронном формате и новые прогрессивные технологии значительно сократили количество документов, представляемых при осуществлении таможенных операций, сроки проведения таможенных операций, а также оказали существенное влияние на снижение финансовых затрат участников международной торговли [5].
ФТС России планомерно создает систему электронных таможен, формирует единый механизм прослеживаемости товаров и настраивает каналы межведомственного электронного взаимодействия. Эти процессы напрямую связаны с внедрением передовых технологий, дальнейшей цифровизацией и автоматизацией службы. В настоящий момент с использованием 81 программного средства и 67 баз данных ежедневно обрабатывается от 12 до 15 тыс. деклараций на товары, обеспечивается 100% электронное декларирование [6]. Помимо этого, запущен НИР по цифровой инициативе «Внедрение электронных сопроводительных документов и их взаимное признание в государствах—членах ЕАЭС». На уровне ЕЭК будет создан ряд базовых информационных ресурсов, один из них — классификатор товаров, который участвует в трансграничном обороте. Эта система позволяет обмениваться информацией между пятью странами, в первую очередь между госструктурами, и она связана с тем мандатом, который есть у Евразийской экономической комиссии. Одновременно создается общая цифровая платформа, которая позволит национальным сегментам использовать в том числе наши цифровые технологии [7].
Российские налоговая и таможенная служба готовятся к запуску систем прослеживаемости, позволяющих в перспективе контролировать движение товаров от ввоза до продажи, которые в этом сильно заинтересованы, потому что прослеживае-мость помогает бороться с теневым оборотом. Создание единой информационной базы налоговой и таможенной служб позитивно скажется на работе органов. Обмен данными о таможенных декларациях, о вывезенных товарах, о долгах по таможенным платежам и о нарушениях налогового законодательства позволил службам создать полное досье на предпринимателей, разбив их на категории в зависимости от степени добросовестности. Обмен данными о налогоплательщиках и участниках ВЭД позволит государству экономить ресурсы и повысить точечность проверок. Предполагается, что это позволит отслеживать все операции с товаром в процессе его жизненного цикла. Сейчас для подобного контроля уже применяются ЕГАИС, система маркировки отдельных товаров, готовится также соглашение на уровне ЕАЭС о прослеживаемости при поставках товаров из третьих стран [8]. Цифровая прослеживаемость - новые горизонты цифрового государственного управления товарными рынками и рынками услуг. Организация системы про-слеживаемости товаров стала общемировой тенденцией. При этом таможенным органам важно не просто фиксировать «траекторию» движения конкретного товара, а «видеть» цепочку поставок полностью: начиная с момента производства и заканчивая выпуском в обращение. Это существенно упрощает и ускоряет проведение процедур таможенного контроля. Прослеживаемость товаров является частью формируемого единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей. Его реализация предполагает не только налаживание информационного обмена между службами, но и открытость со стороны бизнес-сообщества. Таможня и налоговая в полном объеме информированы о движении товара и денежных средств, что сокращает число возможных проверок в будущем. Новая современная система прослежи-ваемости повышает эффективность бизнеса. Более того, стало очевидным, что в глобальном мире без таких систем вообще невозможно быть конкурентоспособными. Развитие информационного обмена, на котором основана цифровая прослеживае-мость, также позволит в автоматизированной форме применять риск-ориентированный подход [9]. На государственном уровне планируется разработка новых подходов в таможенном администрировании, соответствующих задачам цифровизации экономики, использования новейших информационных технологий при осуществлении государственных функций в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе: создание условий для
ускорения перехода на электронный документооборот между участниками внешнеэкономической деятельности и государственными контрольными органами; повышение эффективности использования государственными контрольными органами системы управления рисками; сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации; сокращение доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке; повышение привлекательности морских портов Российской Федерации. В результате планируется создать условия для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации и комфортные условия осуществления внешнеэкономической деятельности[10]. Внедрение цифровых технологий кардинально улучшает качество и эффективность деятельности таможенных органов и является реальным рычагом противодействия коррупционным проявлениям в таможенной сфере, вывода большой массы товаров из теневого сектора.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
2. Тихомиров Ю.А. Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: Монография / Коллектив авторов; Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстиция, 2018. С. 14.
3. Макрусев В.В. Актуальные аспекты реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования. «Таможенное дело». 2017. № 2. КонсультантПлюс.
4. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синель-ников-Мурылев С.Г.,Точин А.В. «Таможенное администрирование в России: что делать?». РАН-ХиГС, Всероссийская Академия внешней торговли. Москва. Февраь.2018. С.3,10.
5. Электронный ресурс: https://goo.gl/F9juY2 (Дата обращения: 23.01.2019).
6. Электронный ресурс: https://goo.gl/RJyvVM (дата обращения: 22.01.2019).
7. Электронный ресурс: https://goo.gl/FddSsg (Дата обращения: 25.12.2018).
8. Электронный ресурс: https://goo.gl/v1BSTz (Дата обращения: 17.01.2019).
9. Электронный ресурс:
https://goo.gl/dWZeAu (Дата обращения:
22.01.2019).
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р «Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ».