Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования российской системы таможенного регулирования на современном этапе развития евразийской экономической интеграции'

Перспективы совершенствования российской системы таможенного регулирования на современном этапе развития евразийской экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1409
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS / CUSTOMS CONTROL / ECONOMIC INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова О.Б., Хапилин А.Ф., Хапилин С.А.

В работе рассматриваются проблемы и перспективы развития системы таможенного администрирования в Российской Федерации в условиях вступления в силу с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и реализации Федеральной таможенной службой программных мероприятий по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Обосновывается необходимость принятия комплекса мер, предусматривающего полномасштабное внедрение информационных таможенных технологий, активизацию взаимодействия таможенных и налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the problems and prospects of the development of the customs administration system in the Russian Federation in the conditions of the entry into force on January 1, 2018 of the Customs Code of the Eurasian Economic Union and the implementation by the Federal Customs Service of Program Activities to improve the system of customs regulation of foreign economic activity. The necessity of adopting a set of measures providing for the full-scale introduction of information customs technologies, enhancing the interaction of customs and tax authorities is substantiated.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования российской системы таможенного регулирования на современном этапе развития евразийской экономической интеграции»

Иванова О.Б.,

д.э.н., профессор кафедры «Финансы» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: sovet2-1@rsue.ru Хапилин А.Ф.,

кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры «Международная торговля и таможенное дело» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: khapilin@mail.ru Хапилин С.А.,

д.э.н., доцент кафедры «Международная торговля и таможенное дело» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: khapilin-sa@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В работе рассматриваются проблемы и перспективы развития системы таможенного администрирования в Российской Федерации в условиях вступления в силу с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и реализации Федеральной таможенной службой программных мероприятий по совершенствованию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Обосновывается необходимость принятия комплекса мер, предусматривающего полномасштабное внедрение информационных таможенных технологий, активизацию взаимодействия таможенных и налоговых органов.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; таможенное регулирование; таможенные органы; таможенный контроль; экономическая интеграция.

O.B. Ivanova, A.F. Khapilin, S.A. Khapilin

PERSPECTIVES OF IMPROVING THE

RUSSIAN CUSTOMS REGULATION SYSTEM AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION

The paper discusses the problems and prospects of the development of the customs administration system in the Russian Federation in the conditions of the entry into force on January 1, 2018 of the Customs Code of the Eurasian Economic Union and the implementation by the Federal Customs Service of Program Activities to improve the system of customs regulation of foreign economic activity. The necessity of adopting a set of measures providing for the full-scale introduction of information customs technologies, enhancing the interaction of customs and tax authorities is substantiated.

Keywords: Eurasian Economic Union; customs regulation; Customs; customs control; economic integration.

Развитие внешнеэкономической деятельности является одним из ключевых факторов повышения эффективности функционирования национальных экономик, что обусловлено неразрывной связью процессов, происходящих в мировой экономике, интернационализацией производства, влиянием научно-технической революции, резким увеличением количества и масштабов функционирования транснациональных корпораций. При этом несмотря на усиление роли ТНК в глобальной экономике, значение государственного регулирования экономических процессов не ослабевает, поскольку только государство обладает легитимностью в вопросах регулирования национальной экономики либо делегирования части суверенных прав на наднациональный уровень в ходе региональных интеграционных процессов.

В распоряжении государства имеется мощный таможенный инструментарий регулирования ВЭД, стимулирования инновационно-инвестиционных процессов и реализации структурных сдвигов в экономике в необ-

ходимом русле. Внешнеэкономическая стратегия большинства развитых государств базируется на встроенности таможенного регулирования в систему макроэкономического регулирования экономики. Зачастую государство разрабатывает стратегию регулирования внешнеэкономической деятельности исходя из содержания и задач таможенной политики. Наблюдается и обратная связь - таможенная политика тесно взаимосвязана с внутренней стратегией социально-экономического развития. Применяемые формы и методы таможенного регулирования должны корреспондироваться с целями и задачами макроэкономической политики государства и основываться на особенностях текущей экономической ситуации, к которым можно отнести:

отраслевую структуру, масштабы и состояние производительных сил;

природно-географические условия, такие как приближенность к международным транспортно-логистическим магистралям, наличие выходов к морю;

потребность национальной экономики в импортных ресурсах и технологиях; валютно-финансовую систему страны; наличие и функции институтов, ответственных за развитие внешнеэкономической деятельности.

Конкретные цели таможенного регулирования формулируются в зависимости от проблем, возникающих на определенном этапе технологического, социально-экономического развития, таких как, например, задачи импортозамещения, преодоление последствий экономического кризиса, противодействие внешнему «санкци-онному» давлению, необходимость обеспечения национальной, экономической, энергетической, продовольственной безопасности [1, с. 44-45].

Цель статьи - выявление магистральных направлений совершенствования российской системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях ее тесной взаимосвязи с процессами развития евразийской экономической интеграции. В работе над данным вопросом были поставлены следующие задачи: определить ключевые проблемы в сфере таможенного регулиро-

вания ВЭД; выявить внешние тренды, влияющие на развитие данной сферы; сформулировать приоритетные направления совершенствования правовой и информационно-технологической основы российской системы таможенного регулирования ВЭД.

Методологической основой статьи является системно-функциональный подход, обеспечивающий обобщение и синтез различных исследовательских направлений и позволяющий рассматривать экономические процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии. Обоснование выводов и рекомендаций осуществлялось на основе использования общенаучного инструментария, включая абстрактно-логический метод, ретроспективный, сравнительный анализ, что позволило обеспечить репрезентативность результатов исследования.

Развитие социально-экономических и политических событий в современных условиях обусловливает необходимость адекватного управления изменениями системы таможенного регулирования ВЭД, что вызвано целым комплексом факторов. Во-первых, происходящие в мировой экономике интеграционные и глобализацион-ные процессы, направленные на обеспечение свободы движения капиталов и товаров, накладывают свой отпечаток на российскую систему таможенного регулирования. Всемирной таможенной организацией внедряется парадигма «цифровой таможни», предполагающая активное использование информационно-коммуникационных технологий (больших баз данных, облачных технологий и Интернета) для эффективного контроля цепи поставок товаров, взаимодействия между контролирующими органами [2, с. 62-67]. Во-вторых, в условиях развития евразийской экономической интеграции интересы России неотрывно связаны с Евразийским экономическим союзом - международной организацией, обеспечивающей процессы регионального экономического развития, являющейся конкурентом другим региональным экономическим союзам, в частности Европейскому союзу. Третьим фактором является усиливающееся геополи-

тическое противостояние, проявившееся в введении западными странами «санкцион-ного» режима в отношении России и принятием ответных мер, что вызывает необходимость оперативной адаптации системы таможенного регулирования к новым условиям [3, с. 106-107].

Для России значимость таможенного регулирования обусловлена также значительной долей доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре доходов федерального бюджета. За последние 5 лет таможенные органы обеспечили поступление в федеральный бюджет более 25 трлн руб. (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика перечисления таможенных платежей

в федеральный бюджет в 2011-2017 гг. (млрд руб.) [4, с. 20]

Развитие системы таможенного регулирования в России в настоящее время осуществляется по двум направлениям -внедрение перспективных информационных технологий на национальном уровне и совершенствование нормативной базы на уровне Евразийского экономического союза. На данный момент Федеральной таможенной службой реализованы следующие меры:

- полностью завершен переход на электронное декларирование и созданы предпосылки для дальнейшего развития данной технологии. С 2015 г. технология электронного декларирования применяется во всех таможенных органах. Количество декларантов превышает 35 тыс., из них электронную форму декларирования с использованием Интернета используют 99,9% участников ВЭД. В 2017 г. таможенным органам участниками внешнеэкономической деятельности было подано более 4,4 млн электронных деклараций на товары (3,9 млн деклараций - в 2016 г.);

- созданы правовые и технологические основы для реализации технологий

автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров, предполагающих принятие решений по декларациям на товары в соответствии с установленным алгоритмом без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов. В 2017 г. технология автоматической регистрации применена в отношении более 963 тыс. деклараций на товары, что в 1,85 раза превышает показатель 2016 г. (520 тыс. деклараций). Автоматически выпущено свыше 84 тыс. деклараций на товары, что превышает показатель 2016 г. в 2,9 раза.

- сокращено время совершения таможенных операций за счет внедрения системы предварительного информирования. За последние годы в рамках Евразийского экономического союза была проведена комплексная работа по обеспечению внедрения системы предварительного информирования на всех видах транспорта. С 1 апреля 2017 г. обязательным на всей территории ЕАЭС стало предварительное информирование о товарах, ввозимых воздушным видом транспорта, на завершающем этапе находится работа по полномас-

штабному внедрению системы предварительного информирования о товарах, ввозимых морским транспортом. Реализованные мероприятия позволили сократить время прохождения таможенных операций в отношении товаров, не идентифицированных в качестве рисковых, до 1 часа 31 минуты при импорте (в 2016 г. - 1 час 37 минут) и до 46 минут при экспорте (в 2016 г. - 47 минут);

- создана основа механизма просле-живаемости товаров, позволяющего обеспечить контроль за движением товара с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС до момента реализации конечному потребителю. В качестве пилотного был запущен проект маркировки меховых изделий, участниками которого стали более 9400 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Практически четверть из них является вновь зарегистрированными, что свидетельствует о существенном «обелении» данного сегмента рынка. По результатам эксперимента объем задекларированных таможенным органам зарубежных меховых изделий вырос более чем на 50%, сумма уплаченных таможенных платежей - на 80% (с 38,7 до 69,8 млн долларов США) [4, с. 36-39];

- значительно усовершенствованы информационных технологий в части уплаты таможенных платежей. Важнейшим шагом в данном направлении является проведение централизации учета таможенных платежей на уровне ФТС России, предусматривающее наделение декларантов возможностью использования уплаченных ими денежных средств вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана таможенная декларация. Для реализации этой возможности Федеральная таможенная служба создала технологию уплаты и учета таможенных платежей с применением единых лицевых счетов. Преимуществами данной технологии являются не только минимизация ошибок, связанных с неверным заполнением кода таможни-получателя платежа, но также исключение необходимости осуществлять сверку остатков денежных средств по нескольким обособленным лицевым счетам, которые ранее были открыты

в разных таможнях, возможность использовать любых способов оплаты таможенных платежей, включая электронные технологии онлайн оплаты, в том числе удаленную уплату с рабочего места.

Данные изменения, готовность системы таможенных органов к дальнейшему совершенствованию системы таможенного регулирования обусловили принятие и вступление в силу с 1 января 2018 г. нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Нормы ТК ЕАЭС имеют прямое действие на территориях государств-членов ЕАЭС и основываются на положениях Международной конвенции об упрощении таможенных процедур, а также в полной мере соответствуют принципам Генерального соглашения о тарифах и торговле. Ключевой новацией, нашедшей закрепление в ТК ЕАЭС, является последовательное применение на различных этапах таможенного регулирования упрощений таможенных формальностей. Системное инкорпорирование положений Киотской конвенции в текст ТК ЕАЭС способствовало созданию условий для применения инновационных методов таможенного администрирования, обеспечивающих выполнение поставленных перед таможенными органами задач. Положения Таможенного кодекса ЕАЭС формируют основу для совершенствования таможенных процедур, применение механизмов «единого окна» при совершении таможенных операций, устанавливают приоритет электронного документооборота над бумажным, принципиально изменяют институт уполномоченных экономических операторов, переносят акцент таможенного контроля на этап после выпуска товаров [5, с. 9-15].

Ключевые направления развития системы таможенного регулирования ВЭД, определенные Таможенным кодексом ЕАЭС, конкретизированы и дополнены в Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 г. [6], подготовленной с учетом требований новой нормативно-правовой базы, проведенных экономических преобразований и международной практики государственного регулирования внешнеторговых процессов. Программой определена единая система целе-

вых показателей, выделены стратегические направления развития системы таможенных органов, включающие: использование принципов Всемирной таможенной организации и передового зарубежного опыта таможенного регулирования ВЭД («единое окно», «электронная таможня» и др.), упрощение таможенных процедур и минимизацию фискальных рисков, организацию эффективного взаимодействия таможенных и налоговых органов в рамках единого механизма администрирования таможенных и иных платежей, реализацию механизмов «прослеживаемости» движения товаров в рамках внешней и взаимной торговли ЕАЭС.

Несмотря на достигнутые успехи и декларируемые приоритеты, российская система таможенного администрирования требует большей эффективности как с точки зрения достижения интересов государства, так с позиции участников внешнеэкономической деятельности, что наглядно демонстрируют международные рейтинги России. Несмотря на позитивную динамику места России в рейтингах эффективности логистики и рейтинге Всемирного банка Doing Business (табл. 1), очевидна необходимость решения комплекса сложившихся за последние десятилетия проблемных вопросов.

Таблица 1 - Место России в рейтинге Всемирного банка Doing Business

и рейтинге эффективности логистики [7]

Год Место России в рейтинге Всемирного банка Doing Business Место России в рейтинге эффективности логистики

2018 100 -

2016 141 99

2014 133 90

2012 138 95

2010 115 94

К ключевым недостаткам существующей системы таможенного администрирования в России относятся:

фискальный характер системы таможенного контроля. Свыше 85% действующих профилей риска являются стоимостными, то есть индикатором риска является более низкий индекс таможенной стоимости по сравнению с имеющейся у таможенных органов информацией о стоимости аналогичных товаров. Сокращение затрат участников ВЭД в рамках реализации субъектно-ориентированного подхода реализуется исключительно для включенных в «зеленый сектор» крупных компаний, к которым не применяется большинство профилей рисков на этапе декларирования и выпуска товаров;

разобщенность контрольных функций таможенных и иных контролирующих органов в пунктах пропуска. Особенно значимой данная проблема является при перемещении товаров морским транспортом, что обусловлено как высокой конку-

ренцией с зарубежными портами, так и с значительным объемом (более 50% физических объемов) морских перевозок. Информация о судне и товарах представляется государственным контролирующим органам на бумажных носителях и в различных форматах, что значительно увеличивает временные и материальные издержки участников внешнеэкономической деятельности;

невозможность на официальном уровне обеспечить полную сопоставимость информации налоговых и таможенных органов, что препятствует осуществлению аудита внешнеторговых сделок после выпуска товаров. Распространение успешного опыта маркировки меховых изделий на иные товары путем маркировки каждой единицы товара без учета коммерческой и транспортной маркировки может быть оправдано только в случае рисков существенных объемов уклонения от уплаты таможенных платежей и иных особо опасных последствий. При этом не до конца решен-

ным является вопрос эффективности альтернативных методов обеспечения просле-живаемости товаров и оценки рисков с использованием автоматизированных систем контроля ФТС и ФНС России [8].

Несмотря на то что программные документы задают направление постепенных улучшений таможенного администрирования России, в определенной степени сохраняются в неизменном виде базовые технологии таможенного администрирования, что требует принятия комплекса мер, предусматривающего полномасштабное внедрение информационных таможенных технологий:

- переход на максимальное использование первичных коммерческих и транспортных документов, если они составляются в унифицированных форматах в соответствии с требованиями международных конвенций либо обычаев делового оборота;

- исключение дублирования электронной информации бумажными документами, преобразования данных в обособленные от международных стандартов форматы данных;

- реализация совместно с налоговыми органами технологий накопления, совместного анализа больших данных для создания единой системы управления рисками, системы учета коммерческих операций участников внешнеэкономической деятельности, системы прослеживаемости товаров;

- формирование единой информационной системы государственного контроля трансграничного перемещения товаров и транспортных средств, в том числе с возможностью электронного обмена информацией с иностранными государствами;

- диверсификация и автоматизация механизмов уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе развитие систем онлайн оплаты таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, в целях снижения административной нагрузки на участников ВЭД и повышения эффективности контроля за правильностью их начисления и полнотой уплаты;

- развитие централизованного учета денежных средств плательщиков в целях сокращения сроков совершения таможенных операций и минимизации издержек плательщиков таможенных пошлин, налогов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

2. Костоглодова Е.Д., Хапилин С.А. Современные проблемы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в России в контексте развития интеграционных процессов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). № 4. 2017.

3. Кожанков А.Ю., Бабенко К.И. Новая парадигма применения информационных коммуникационных технологий Всемирной таможенной организацией // Вестник Российской таможенной академии. № 3. 2017.

4. Иванова О.Б., Хапилин С.А. Проблемы обеспечения экономической безопасности государств - членов Евразийского экономического союза // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). № 1. 2017.

5. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://customs.ru (дата обращения - 01.07.2018).

6. Мантусов В.Б. Инновации таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. № 1. 2018.

7. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года (приложение к решению коллегии ФТС России от 25.05.2017). URL: http://www.customs.ru (дата обращения - 01.07.2018).

8. A World Bank Group Flagship Report «Doing Business 2018». URL:http://russian.doingbusiness.org (дата обращения - 01.07.2018).

9. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., С.Г. Синельников-Мурылев, Точин А.В. Доклад Центра стратегических разработок «Таможенное администрирование: что де-

лать?» URL: https://www.csr.ru (дата обращения - 01.07.2018).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Customs Code of the Eurasian Economic Union

2. Kostoglodova E.D, Khapilin S.A. Current problems customs regulation of foreign economic activity in Russia in the context of the development of integration processes // Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH). № 4. 2017.

3. KozhankovA.Yu., Babenko K.I. A New Paradigm of Application of Information Communication Technologies by the World Customs Organization // Bulletin of the Russian Customs Academy. №. 3. 2017.

4. Ivanova O.B, Khapilin S.A. Problems of Ensuring the Economic Security of the Member States of the Eurasian Economic Union // Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH). №.1. 2017.

5. Customs Service of the Russian Federation in 2017. References to the

expanded meeting of the board of the FCS of Russia.URL: http://customs.ru (circulation date is July 1, 2018).

6. Mantusov V.B. Innovations of the customs regulations of the foreign economic activity of Russian Federation //// Bulletin of the Russian Customs Academy. №. 1. 2018.

7. Comprehensive program for the development of the FCS of Russia for the period to 2020 (annex to the decision of the board of the FCS of Russia of 25.05.2017). URL: http://www.customs.ru/index.php (circulation date is July 1, 2018).

8. A World Bank Group Flagship Report «Doing Business 2018». URL: http: //russian.doingbusiness.org (circulation date is July 1, 2018).

9. Balandina G.V., Ponomarev Yu.Yu., Sinelnikov-Murylev S.G., Tochin A.V. Report of the Center for Strategic Research "Customs administration: what to do?" URL: https://www.csr.ru (circulation date is July 1, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.