Проблемы и перспективы применения .
УДК 339.5
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ УДАЛЕННОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Кузминых Юлия Валерьевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры международных экономических отношений, д.э.н., доцент, e-mail: [email protected]
Мосалева Ольга Дмитриевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент магистратуры экономического факультета, e-mail: [email protected]
Предметом исследования в статье является информационная таможенная технология удаленного выпуска товаров. Определены ее основные преимущества и недостатки, а также проблемы функционирования на современном этапе развития таможенных органов и пути их решения
Ключевые слова: технология удаленного выпуска; электронное декларирование товаров; таможенный пост; таможенное администрирование; центры электронного декларирования
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEPLOYMENT OF TECHNOLOGY WHICH IS RELATED TO REMOTE PRODUCTION OF GOODS
Kuzminykh Yuliya V.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of International Economic Relations, Doctor of Economics, Docent, e-mail: [email protected]
Mosaleva Olga D.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Master's Degree Student of Faculty of Economics, e-mail: mosalevaolya@ yandex.ru
The subject of studies under investigation in the article is IT-supported customs technology of remote production of goods. Its main advantages and disadvantages are determined, as well as the problems of functioning at the present stage of development of customs authorities and proposals to overcome such challenges are suggested
Keywords: technology of remote production of goods; electronic goods declaration; customs post; customs administration; centers of electronic declaration
Для цитирования: Кузминых Ю.В., Мосалева О.Д. Проблемы и перспективы применения технологии удаленного выпуска товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (65). С. 23-26.
О ъ
а
н s
а
Ц
s
я s
у п
а
03 >
hi
н s
hi а
е
hi н
н
О
S
>
hi я
H hi л
Сг н
О
п
H сг
S
Технология удаленного выпуска товаров и транспортных средств, применяемая таможенными органами Российской Федерации (РФ), - одно из новых и перспективных направлений в деятельности таможни на современном этапе. Данная технология представляет собой инновационную схему совершения таможенных операций при декларировании товаров и подразумевает подачу электронной декларации в один уполномоченный таможенный орган (внутренний таможенный пост). При этом товар находится в регионе деятельности иного таможенного органа (внешний таможенный пост), где может осуществляться его хранение и проводиться фактический таможенный контроль.
Термин «удаленный выпуск товаров» является неофициальным. В официальных документах присутствует следующее определение: «таможенное декларирование в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования». Аналогичное название имеет Приказ ФТС от 22.04.2011 № 845, в соответствии с которым установлен порядок совершения таможенных операций и взаимодействия внутренних и внешних таможенных постов при использовании технологии удаленного доступа [1].
В 2010 г. на этапе совершенствования технологии удаленного выпуска созданы таможенные посты нового типа - центры электронного декларирования (ЦЭД), наделенные особыми компетенциями по принятию, регистрации и выпуску электронных деклараций на товары. Данное преобразование в системе функционирования таможенных органов помогает распространению практики, дающей положительный результат, электронного декларирования и удаленного выпуска товаров [2].
Деятельность Башкортостанского таможенного поста - ЦЭД, созданного одним из первых в РФ и начавшего функционировать с 2011 г., можно считать примером охвата объема оформленных деклараций на товары по технологии удаленного выпуска. По итогам работы этого таможенного поста в 2011 г. оформлено 15 % декларационного массива таможенного органа с применением технологии удаленного выпуска. В настоящее время данный показатель на Башкортостанском таможенном посту -ЦЭД составляет почти 80 %, что свидетельствует о значительном увеличении количества деклараций на товары, оформленных с применением технологии удаленного выпуска [3].
Внедрение и широкое использование технологии удаленного выпуска направлено на:
- снижение количества большегрузного автотранспорта, перемещающегося под таможенным контролем в крупные города;
- уменьшение документооборота при совершении таможенных операций, совершаемых при декларировании товаров и их таможенном контроле;
- исключение необходимости оформления процедуры внутреннего таможенного транзита в отношении ввозимых товаров;
- перераспределение и оптимизация нагрузки таможенных органов с одновременным сохранением и концентрацией профессиональных кадров;
- снижение финансовых издержек декларантов и иных лиц;
- использование декларантом удобных логистических схем, позволяющих исключить дополнительные грузовые операции;
- сокращение времени проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров [4];
- снижение коррупционных рисков при совершении таможенных операций за счет разделения процесса таможенного декларирования товаров и транспортных средств на документальный и фактический контроль, проводимый таможенными органами с использованием юридически значимого взаимодействия между ними.
В качестве примера сокращения сроков выпуска товаров можно привести данные Баш-кортостанского таможенного поста - ЦЭД за 2016-2017 гг. Если в начале 2016 года среднее время выпуска ввозимых товаров по предварительным таможенным декларациям (ПТД) составляло 3 ч 07 мин, а по декларациям за исключением ПТД - 7 ч 35 мин, то к концу прошлого года данные показатели составили 2 ч 08 мин и 4 ч 01 мин соответственно. Аналогичное сокращение среднего времени проведения таможенных операций произошло и при декларировании вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, с 57 мин в начале 2016 г. до 39 мин в конце 2017 г. По вывозимым товарам, в отношении которых взимаются таможенные пошлины, среднее время выпуска уменьшилось с 4 ч 41 мин до 3 ч 35 мин. Аналогичное сокращение среднего времени совершения таможенных операций произошло и при декларировании вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, с 57 мин в начале 2016 г. до 39 мин к концу 2017 года. По вывозным товарам, в отношении которых взимаются таможенные пошлины, среднее время выпуска уменьшилось с 4 ч 41 мин до 3 ч 35 мин. [3].
Активное внедрение и применение технологии удаленного выпуска на основе Интернет-декларирования обусловило концентрацию в деятельности ЦЭД всех проблемных вопросов, связанных с реализацией перспективных таможенных технологий. К первой группе проблем относится обеспечение бесперебойной работы информационных систем таможенных органов. Решение этого
проблемного вопроса позволяет сохранить преимущества, как технологии удаленного выпуска, так и использования электронного декларирования в целом, а также способствует соблюдению требований законодательства в отношении сроков совершения таможенных операций и исключению дополнительных издержек декларантов и иных лиц.
В настоящее время таможенными органами принимается комплекс мер, обеспечивающих устойчивое функционирование их информационных систем и ресурсов. Планомерная и целенаправленная работа по обеспечению ЦЭД современной серверной и компьютерной техникой, отвечающей требованиям электронного документооборота и скорости обработки информации, способствует разрешению проблемной ситуации, что особенно актуально в свете развития системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Наличие надежно работающих защищенных каналов связи является еще одним важным направлением эффективного функционирования технологии удаленного выпуска товаров. Фактически таможенные органы сегодня имеют в своем распоряжении основные и запасные каналы связи, работоспособность которых обеспечивают различные информационные операторы. Это дает возможность сохранить бесперебойное функционирование и взаимодействие таможенных органов, как между собой, так и с декларантами [5]. Например, в первые годы функционирования Башкортостанско-го таможенного поста - ЦЭД ежемесячно фиксировалось от 18 до 27 нештатных ситуаций (НШС), повлекших за собой остановку процесса подачи и проверки электронных деклараций. Средняя продолжительность простоя составляла 2-3 часа рабочего времени. В последнее время удалось значительно снизить или полностью исключить НШС, сократить последнее время простоев до 20 минут [3]. Наличие в таможенных органах систем бесперебойного гарантированного электропитания (СБГЭ) также способствует устойчивому и бесперебойному функционированию информационных систем взаимодействия.
Следующая группа проблем - следствие прямого влияния принципов организации таможенного контроля и взаимодействия структурных подразделений таможен в условиях развивающихся информационно-инновационных технологий. Технологический процесс документооборота между ЦЭД и другими таможенными постами, функциональными отделами таможни и экспертно-криминали-стической службой (ЭКС) в недостаточной степени интегрирован в программный комплекс электронного декларирования товаров с использованием электронной почтовой связи и бумажных документов. Например, в процессе взаимодействия ЦЭД и ЭКС возникает ряд бумажных документов при проведении таможенных экспертиз. Использование действующего алгоритма реализации технологии удаленного выпуска товаров приводит к некоторому
Проблемы и перспективы применения
увеличению времени декларирования по сравнению с традиционным электронным декларированием. Это происходит за счет проведения сверки сведений о товарах внешним таможенным постом, в регионе деятельности которого они находятся, по запросу внутреннего таможенного поста. Существенные временные затраты наблюдаются при проведении сверки товарных партий с большим количеством товаров, заявленных в декларации на товары.
Еще одну группу, связанную с расширением применения технологии удаленного выпуска товаров можно отнести к проблемам нормативно-правового характера. Отсутствует достаточное количество «связок» внешних таможенных постов с ЦЭД. На практике не в полном объеме реализована возможность взаимодействия ЦЭД со всеми таможенными постами, в регионе деятельности которых фактически находятся декларируемые товары. Каждый внутренний таможенный пост, в который подаются декларации на товары, имеет ограниченный перечень внешних таможенных постов, допускающих взаимодействие в электронном виде в рамках применения технологии удаленного выпуска. Действующая нормативно-правовая база ограничивает возможность декларирования определенных групп и видов товаров по технологии удаленного выпуска в ЦЭД. Актуален вопрос об отсутствии компетенции, связанной с принятием деклараций на товары и выпуском товаров в отношении:
- товаров, поставляемых в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, ввозимых или вывозимых в течение установленного периода времени;
- товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ТС в товарных позициях 4401, 4403, 4404, 4406, 4407 (за исключением подсубпозиций 4407 10 150 0, 4407 10 310 0, 4407 10 330 0, 4407 10 380 0, 4407 99 200 0, 4407 99 250 0, 4407 99 400 0), вывозимых с территории РФ и помещаемых под таможенную процедуру экспорта;
- различных видов транспортных средств, в отношении которых выдаются паспорт транспортного средства (ПТС) и паспорт самоходной машины (ПСМ) [3].
Ограничение возможности применения технологии удаленного выпуска товаров заключается и в особенности заполнения неполных, временных и временных периодических деклараций на товары. Отсутствие отдельных сведений в данных декларациях не позволяет производить электронное взаимодействие внутреннего (ЦЭД) и внешнего таможенных постов, а значит, соблюдать установленный порядок совершения таможенных операций и взаимодействия таможенных постов при использовании технологии удаленного выпуска.
Кроме того, действующим законодательством не определен порядок взаимодействия внутренних и внешних таможенных постов при осуществлении условного выпуска товаров.
Соответствующее решение принимается ЦЭД, фактический же таможенный контроль в отношении данных товаров осуществляют таможенные посты, в регионе деятельности которых они находятся. Своевременное получение сведений о таких товарах внешним таможенным постом и организация надлежащего контроля за соблюдением ограничений при условном выпуске - одна из важнейших задач. Ее решение способствует соблюдению требований таможенного законодательства.
Развитие и совершенствование технологии удаленного выпуска не представляется возможным без сочетания и комплексного использования ее с применяемыми в таможенном деле технологиями, в том числе автоматической регистрации деклараций на товары, их автоматического выпуска, а также использования Единых лицевых счетов при уплате таможенных платежей, активно развивающихся с 2017 г. Несомненно, деятельность ЦЭД способствует активному росту показателей по применению указанных технологий. В частности, по итогам работы за 2017 г. только Башкортостан-ским таможенным постом - ЦЭД около 74 % поданных деклараций на вывозимые товары прошли процедуру автоматической регистрации, из которых треть выпущена автоматически. В отношении деклараций на ввозимые товары 12 % прошли автоматическую регистрацию, 3 % из них - выпущены автоматически. В начале текущего года каждый третий плательщик таможенных платежей, зарегистрированный в регионе деятельности Башкортостан-ской таможни, осуществлял их уплату через Единые лицевые счета [3].
Вместе с тем в целях повышения эффективности и результативности применения технологии удаленного выпуска необходимо совершенствование его правовой основы с учетом рассмотренных особенностей правового регулирования, что является актуальнейшей задачей на ближайший период. Требуется дальнейшая организационная деятельность ФТС России, устраняющая имеющиеся несоответствия в работе таможенных постов, составляющих «связки». Необходимо рассмотреть возможность установления всем таможенным постам, уполномоченным на регистрацию деклараций на товары, право применения технологии удаленного выпуска. Нельзя обойтись без повышения работоспособности программно-аппаратной составляющей системы электронного декларирования, надежности информационных каналов взаимодействия, степени автоматизации процессов необходимых при выпуске товаров. Таким образом, в настоящее время технология удаленного выпуска товаров - это устоявшийся институт со своими особенностями функционирования, обеспечивающий взаимодействие участников внешней торговли и таможенных органов как между собой, так и друг с другом при таможенном декларировании товаров.
Внедрение обязательного электронного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД
является ключевыми предпосылками развития качества таможенных услуг, а эффективная деятельность таможенных органов являются важными критериями развития таможенной службы и обеспечения экономической безопасности страны в целом [6].
Удаленный выпуск практически не ограничен в отношении возможности применения каких-либо таможенных процедур, категорий участников внешней торговли или категорий товаров. Несмотря на наличие особенностей в системе, удаленный выпуск товаров доступен неограниченному кругу заинтересованных лиц при соблюдении определенных условий. Поэтому можно считать данную таможенную технологию универсальным инструментом таможенного декларирования, с одной стороны, снижающим административные издержки бизнес-субъектов, с другой - повышающим эффективность таможенного контроля. Вместе с тем требуется дальнейшая планомерная деятельность, направленная на повышение функциональности и удобства применения данного инструмента.
Учитывая выбранный Правительством РФ и ФТС России вектор движения, полагаем, что эта работа будет активно проводиться в ближайшее время. Подтверждением тому служит факт внедрения и осуществления Детального плана действий ФТС России по реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по реформированию таможенных органов с 2018 по 2020 г., утвержденного соответствующим приказом Минфина России от 09.01.2018 № 2. Первым значимым действием по реализации данного плана стали мероприятия, связанные с созданием в региональных таможенных управлениях электронных таможен, что позволит сделать удаленный выпуск основной технологией таможенного декларирования товаров, значительно развить и усовершенствовать ее с целью полного использования преимуществ и минимизации или исключения ее рисков и недостатков [7].
Библиографический список:
1. Приказ ФТС от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_114303/ (дата обращения: 01.03.2018).
2. Гатман Я.Р. Исследование проблем реализации технологии удаленного выпуска // Актуальные проблемы развития таможенного дела: сборник материалов студенческой научно-практической конференции факультета таможенного дела. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 18-21.
3. Доклад первого заместителя Башкортостанской таможни Соколова Ю.В. «Итоги деятельности Башкортостанской таможни за 2017 год» // АИС УКИД, 2017.
4. Александров Д.Л. Перспективы развития информационных таможенных технологий: технология удаленного выпуска товаров // Перспективы развития информационных технологий. Ново-сиб.: Центр развития научного сотрудничества, 2012. № 7. С. 147-151.
5. Мнацаканян Б.В. Проблемы и пути совершенствования технологии удаленного выпуска товаров // Актуальные проблемы развития таможенного дела: сб. матер. студ. науч.-практ. конф. факультета таможенного дела. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 60-62.
6. Коптева Л.А., Ворона А.А. Повышение эффективности деятельности таможенных органов как фактор обеспечения экономической безопасности России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 4, № 1. С. 47-53.
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_132210/ (дата обращения: 01.03.2018).