таможенное администрирование customs administration
Р. П. Мешечкина
цифровизация как фактор повышения эффективности администрирования таможенной деятельности
В статье нашли отражение результаты использования цифровых технологий в процессе таможенного декларирования товаров и администрирования таможенных платежей. Дана оценка результативности деятельности центров электронного декларирования. Раскрыто влияние совокупности факторов, обусловивших разнонаправленный вектор формирования таможенных доходов, использование ци-фровизации для аккумулирования, своевременности и полноты их перечисления в бюджет государства. Изложены перспективы развития таможенной деятельности на основе цифровых технологий, их использования для создания интеллектуальной таможни.
Ключевые слова: цифровизация; таможенные органы; искусственный интеллект; таможенные операции; таможенные процессы; внешнеторговая деятельность; таможенные платежи; таможенные декларации; импорт; экспорт; товары.
The results of digital technologies application for customs declaration of goods and customs payments administration are reflected in the article. An assessment of the effectiveness of electronic declaration centers is given. The influence of a set of factors that caused the multidirectional vector of customs revenue formation, the use of digitalization for accumulation, and the timeliness and completeness of their transfer to the state budget are revealed. Prospects for the development of customs activities based on the digital technologies and their use for the creation of intellegent customs are outlined by the author.
Keywords: digitalization; customs authorities; artificial intelligence; customs operations; customs processes; foreign trade activity; customs payments; customs declarations; import; export; goods.
Модернизация экономики России и необходимость проведения ее структурной перестройки предопределили актуальность внедрения и использования цифровых технологий во всех видах деятельности, органах власти и государственных структурах, включая Федеральную таможенную службу (ФТС России). Основой развития ФТС России стала целевая программа, в качестве которой выступает «Стратегия развития таможенной службы России до 2030 года» (Стратегия), отражающая траекторию движения от существующей электронной таможни к интеллектуальной таможне. Новая Стратегия направлена на то, чтобы сделать таможенную сферу более прозрачной и понятной, увеличить степень доверия между ФТС России, декларантами и таможенными администрациями других стран.
R. P. Meshechkina
digitalization as a factor for improving the efficiency of customs administration
Стратегия предусматривает «формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства» [1]. Достижению этой цели будут способствовать «цифровизация и автоматизация, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России» [1].
Несмотря на усиление и распространение экономических санкций на ведущие отрасли промышленности и виды экономической деятельности, внешнеторговый оборот России в 2019 г. составил 665 млрд долл., что на 3,3% меньше аналогичного показателя предшествующего периода. При этом объем экспорта уменьшился на 6%, или до 423 млрд долл., объем импорта возрос на 1,7% и достиг 243 млрд долл. [2].
Благодаря цифровизации, использованию «больших данных», развитию цифровой инфраструктуры, получившей воплощение в создании в 2018-2019 гг. 12 центров электронного декларирования (ЦЭД), количество деклараций на товары, зарегистрированных в автоматическом режиме в 2019 г., достигло 5 010 тыс. шт., которые были поданы 110 тыс. участников внешнеторговой деятельности (ВТД). Количество экспортных деклараций составило 1,760 млн шт., численность импортных деклараций достигла 3,250 млн шт., что позволило таможенным органам обеспечить пополнение федерального бюджета на сумму 5,73 трлн руб., или 30% от суммы доходов, поступившей в федеральный бюджет [3]. Перечисленные в федеральный бюджет доходы на 90 млрд руб., или 1,5%, превышают контрольные цифры задания, которые были установлены ФТС России (рис. 1).
4,41
;,06
5,73
4,58
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Рис. 1. Динамика поступления таможенных платежей в федеральный бюджет России в 2016-2019 гг., трлн руб. [2]
0
В 2019 г. таможенные платежи от импорта товаров и услуг составили 3,345 трлн руб., от экспортных операций - 2,291 трлн руб. [3].
34 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2020
Как видно, таможенные платежи от экспортных операций в 2019 г. уменьшились на 24%, их удельный вес в общей сумме таможенных платежей составил 40%, что явилось следствием снижения цены и уменьшения объема экспортных поставок нефтепродуктов, а также проведения Правительством Российской Федерации (РФ) налогового маневра, повлекшего уменьшение таможенных платежей от экспортных операций на 1,9 трлн руб. [3].
К числу основных факторов, оказавших наиболее существенное влияние на объем таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет от совершения экспортных операций, необходимо отнести следующие (табл. 1).
Таблица 1
Динамика основных факторов, повлиявших на сумму таможенных платежей от экспортных операций в 2018-2019 гг.
Наименование фактора 2018 г. 2019 г. Темп роста (снижения), %
Цена на нефть, долл./бар. 70,4 63,1 -10,4
Объем экспорта сырой нефти, млн т 192,6 190,9 -0,9
Объем экспорта нефтепродуктов, млн т 134,5 132,2 -1,7
Курс доллара 62,7 64,7 3,3
Цена на газ, долл./тыс. м3 247,7 197,5 -20,3
Объем экспорта газа, млрд м3 178,8 174,6 -2,3
Источник: составлено по данным публикации [3].
Исследование показало, что объем поступления таможенных платежей от совершения импортных операций возрос на 14%, что объясняется ростом курса доллара, увеличением ставки НДС с 18,0 до 20,0%, т. е. на 2%, а также ростом результативности контрольных мероприятий таможенных органов и повышением качества администрирования платежей. Стоимостной объем налогооблагаемого импорта РФ в 2019 г. составил 197,2 млрд долл. [2]. Рост относительно 2016 г., когда объем налогооблагаемого импорта не превышал 149,6 млрд долл., достиг 47,6 млрд долл., или 31,8% (рис. 2).
250 200 150 100 50
186,5_193,5_197,2
149,6
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Рис. 2. Динамика стоимостного объема налогооблагаемого импорта России за 2016-2019 гг., млрд долл. [2]
0
Поступление таможенных платежей от совершенных импортных операций возросло с 2,316 трлн руб. в 2016 г. до 3,345 трлн руб. в 2019 г. [2]. Абсолютный прирост поступления таможенных платежей за исследуемый период достиг 1,029 трлн руб., или 44,4% (рис. 3).
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Рис. 3. Динамика поступления таможенных платежей в федеральный бюджет России от импортных операций за 2016-2019 гг., трлн руб. [2]
В исследуемый период наблюдается превышение темпов роста таможенных платежей от импортных операций над темпами увеличения стоимостного объема налогооблагаемого импорта, что объясняется влиянием факторов, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Основные факторы, обусловившие увеличение объема поступления таможенных платежей от импортных операций в федеральный бюджет России в 2018-2019 гг.
Наименование фактора 2018 г. 2019 г. Абсолютный прирост, млрд руб.
Стоимостной объем импорта, млрд долл. 193,5 197,2 61,6
Средневзвешенная ставка НДС, % 16,5 18,1 217,1
Средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины, % 4,9 5,0 14,9
Курс доллара 62,7 64,7 74,6
Довзыскано по результатам таможенного контроля, млрд руб. 31,5 46,2 46,2
Источник: составлено по данным публикации [3].
Обеспечить увеличение таможенных платежей в определенной степени позволит активизация применения цифровых технологий в виде создания личного кабинета агентов национальной экономики, осуществляющих внешнеторговые операции, и единых лицевых счетов, а также предоставление им различных электронных сервисов, способствующих своевременному исполнению в полном объеме обязанности по уплате таможенных пошлин и налоговых платежей. По состоянию
36 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2020
на 1 января 2020 г. 74% таможенных платежей поступает через личный кабинет участников ВТД с применением единых лицевых счетов, открытых 230 тыс. субъектов бизнеса, осуществляющих внешнеторговые операции, которым доступны 34 электронных сервиса [4].
В перспективе личный кабинет участника ВТД станет основой перехода на модель транзакционного контроля, при которой вместо фактического взаимодействия должностного лица таможенного органа с оператором внешнеторговых операций будет проводиться контроль цифровых записей и транзакций. Такая модель в настоящее время частично применима к уполномоченным экономическим операторам (УЭО).
Дальнейшее развитие цифровизации таможенных процессов предполагает возможность дополнения электронного досье каждого субъекта бизнеса, осуществляющего внешнеторговые операции, сведениями о его контрагентах, что позволит исключить использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, пресечения нелегальных товарных и финансовых потоков, повысить уровень администрирования таможенных платежей за счет более обоснованного начисления и своевременного поступления экспортных и импортных пошлин в полном объеме.
Современные электронные средства цифровизации таможенных процессов открывают возможности проектирования систем, обеспечивающих для государства прозрачность внешнеторговых операций, совершаемых субъектами бизнеса. Так, цифровая концепция УЭО должна обеспечить удаленный доступ таможенных органов к электронной системе УЭО. Для таможенных органов результатом такого взаимодействия будет использование контроля в удаленном доступе за всеми совершаемыми конечным получателем операциями с товаром, что повысит уровень доверия со стороны таможенных органов к внешнеторговым операторам и позволит ограничиться только проведением документарного контроля [5].
Перспективным направлением внедрения и развития процессов цифровиза-ции в сфере таможенной деятельности является обеспечение безопасной цепочки поставок товаров от зарубежных партнеров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в которой на всех этапах движения товара участвуют субъекты предпринимательского сектора низкого уровня риска или доверенные УЭО. При реализации такой концепции таможенные органы смогут предоставлять определенные преференции участникам ВТД низкого уровня риска и концентрировать контроль за субъектами бизнеса среднего и высокого уровней риска. Для этого необходимо обеспечить взаимное признание таможенными администрациями зарубежных стран, являющихся основными торговыми партнерами российского бизнеса, уполномоченных экономических операторов России.
В условиях цифровизации таможенной сферы взаимодействие субъектов бизнеса и ФТС России должно быть основано на принципах возмещения финансовых потерь. Для этого необходимо, по мнению операторов ВТД, предусмотреть взаимную финансовую ответственность таможенных органов и участников процесса перемещения через таможенную границу товаров за наступление рисков их несвоевременного таможенного декларирования.
Основой дальнейшего развития взаимосвязей ФТС России с зарубежными таможенными администрациями должно стать использование цифровых платформ для осуществления процессов обмена таможенной информацией о перемещении
товаров, позволяющих организовать проведение таможенного контроля на принципах однократности, и признание таможенными органами заинтересованных стран результатов контроля.
Цифровые технологии выступают основой «Стратегии развития таможенной службы до 2030 года». Целью ее реализации является создание электронной таможни, которая характеризуется наличием личного кабинета участника ВТД, автоматизацией применения системы управления рисками, обустройством центров электронного таможенного декларирования товаров, автоматической регистрацией деклараций на товары и их автоматическим выпуском, созданием единых лицевых счетов плательщиков таможенных платежей [6]. Перечисленные элементы электронной таможни присутствуют в ФТС России. В Стратегии отражена необходимость реализации наиболее значимых для развития таможенной службы проектов. Для этого планируется наполнение информационных систем таможенных органов элементами искусственного интеллекта, которые будут не только накапливать, обрабатывать и передавать соответствующую информацию, но и обрабатывать большие объемы данных, решать нелинейные задачи в многомерном пространстве, что позволит им принимать юридически значимые решения [6].
Применение искусственного интеллекта при создании интеллектуального пункта пропуска предоставляет возможность осуществления всех контрольных процедур в автоматическом режиме, что обеспечит безостановочное перемещение через таможенную границу товаров, идентифицированных системой управления рисками, в качестве безрисковых товаров.
Таким образом, внедрение цифровых технологий в процедуру совершения таможенных процессов, управление взаимодействием между таможенными органами и участниками ВТД, использование технологий искусственного интеллекта, «больших данных» обеспечит возможность создания актуальных алгоритмов администрирования работы таможенных органов, что в перспективе должно преобразовать существующие таможенные пункты пропуска в интеллектуальные пункты пропуска, где все контрольные процедуры будут осуществляться в автоматическом режиме. Цифровые технологии должны объединить компьютерные программные продукты таможенных органов с информационными таможенными технологиями, находящимися в введении участников ВТД, информационные системы таможенных органов и информационные системы иностранных партнеров. В настоящее время активно развиваются контакты между ФТС России и более 100 таможенными администрациями зарубежных стран, с 70 из них заключены базовые соглашения об оказании помощи в таможенной сфере, в 20 странах мира работают представительства ФТС России.
В соответствии с переходом к полномасштабной цифровизации таможенных процессов в сфере таможенной деятельности необходимо продолжить активную запросно-справочную работу между ФТС России и таможенными администрациями зарубежных стран, проведение экспериментов по взаимному признанию результатов таможенного контроля, по обмену снимками инспекционно-досмо-тровых комплексов и другим наиболее важным для создания интеллектуальной таможни вопросам.
Использование цифровых платформ и сервисов будет способствовать повышению результативности таможенных процессов при защите экономических
интересов государства, своевременному поступлению в федеральный бюджет
таможенных сборов и платежей в полном объеме, достижению эффективности
при противодействии угрозам национальной безопасности.
Использованные источники
1. Стратегию развития таможенной службы до 2030 года обсудили на МТФ-2019 [Электронный ресурс]. URL: https://wtcmoscow.ru/news/strategiyu-razvitiya-tamozhennoy-sluzhby-do-2030-goda-obsudili-namtf-2019/.
2. Итоговые доклады о результатах деятельности [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (дата обращения: 01.03.2020).
3. Булавин В. И. За счет таможенных платежей формируется треть доходов федерального бюджета [Электронный ресурс]. URL: https://customsforum.ru/news/big/bulavin-za-schet-tamo2hennykh-platezhey-formiruetsya-tret-dokhodov-fed (дата обращения: 09.03.2020).
4. Информационный портал для участников ВЭД. URL: https://customsforum.ru (дата обращения: 01.03.2020).
5. Булавин В. И. Мы научили цифру принимать юридически значимые решения [Электронный ресурс]. URL: https://customsforum.ru/news/big/bulavin-mv-nauchili-tsifru-prinimat-. vuridicheski-znachimye-resheniva-553530.html (дата обращения: 10.03.2020).
6. Стратегия-2030: от электронной таможни к интеллектуальной [Электронный ресурс] // Информационный портал для участников ВЭД. URL: https://customsforum.ru/news/big/ strategiya-2030-ot-elektronnoy-tamozhni-k-intellektualnoy-553679.html (дата обращения: 07.03.2020).