Научная статья на тему 'Направления таможенного администрирования в деятельности Федеральной таможенной службы и совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров'

Направления таможенного администрирования в деятельности Федеральной таможенной службы и совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1275
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖНИ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / CUSTOMS ADMINISTRATION / CUSTOMS ACTIVITIES / DIGITALIZATION OF CUSTOMS / ELECTRONIC DECLARATION CENTER / CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODSНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна, Яковлев Константин Викторович

В статье рассматриваются результаты деятельности Федеральной таможенной службы за 2019 год. Приводятся основные положения и направления совершенствования таможенного администрирования, предлагаемые Стратегией 2030. Определены направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ворона Анастасия Александровна, Яковлев Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE AND IMPROVEMENT OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

The article discusses the results of the Federal Customs Service activity for 2019. The main provisions and directions for improving customs administration proposed by the Strategy 2030 are presented. The directions of improving customs control after the release of goods are defined

Текст научной работы на тему «Направления таможенного администрирования в деятельности Федеральной таможенной службы и совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров»

Направления таможенного администрирования

УДК 339.543

НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

Яковлев Константин Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель декана факультета повышения квалификации, старший преподаватель кафедры таможенного дела, к.э.н., e-mail: kiv@spbrta.ru

В статье рассматриваются результаты деятельности Федеральной таможенной службы за 2019 год. Приводятся основные положения и направления совершенствования таможенного администрирования, предлагаемые Стратегией - 2030. Определены направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров

Ключевые слова: таможенное администрирование; таможенная деятельность; цифровиза-ция таможни; центр электронного декларирования; контроль после выпуска товаров

DIRECTIONS OF CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE AND IMPROVEMENT OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

Vorona Anastasia A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Management, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

Yakovlev Konstantin V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Dean of the Faculty of Postgraduate Studies, Senior Lecturer of Department of Customs, e-mail: kiv@spbrta.ru

The article discusses the results of the Federal Customs Service activity for 2019. The main provisions and directions for improving customs administration proposed by the Strategy 2030 are presented. The directions of improving customs control after the release of goods are defined

Keywords: customs administration; customs activities; digitalization of customs; electronic declaration center; control after the release of goods

Для цитирования: Ворона А.А., Яковлев К.В. Направления таможенного администрирования в деятельности Федеральной таможенной службы и совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 9-12.

В современных условиях появляется необходимость совершенствования деятельности таможенных органов. В условиях увеличения нагрузки на таможни и таможенные посты необходимым условием становится и усиление контроля за их деятельностью. Основной долгосрочной целью интеграционных процессов в таможенной сфере становится совершенствования механизмов таможенного администрирования [1].

Рассмотрим основные результаты деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС) за 2019 год. По предварительным данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2019 г. составил 665 млрд долл. США и по сравнению с 2018 г. снизился на 3,3 %. Экспорт сократился на 6 % и составил 423 млрд долл. США, импорт же увеличился на 1,7 % и составил 243 млрд долл. США [2].

В 2019 г. таможенными органами оформлено более пяти миллионов электронных деклараций на товары, поданных 110 тысячами участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). ФТС перечислила в федеральный бюджет

5 трлн 729 млрд руб., что на 1,5 % больше контрольного задания [3].

При этом сумма платежей от экспорта сократилась на 24 % и составила 40 % от общего объема платежей. Это обусловлено сокращением цены и объема экспорта углеводородов, а также реализацией налогового маневра - увеличением на 2 % ставки НДС. Только за счет его проведения в 2019 г. экспортная составляющая в структуре таможенных платежей уменьшилась на 1,9 трлн руб. В то же время отмечается увеличение почти на 14 % платежей по импорту. Положительная динамика объясняется не только валютным курсом и увеличением ставки НДС, но и повышением эффективности работы таможенных органов, улучшением качества администрирования платежей.

Одним из значимых шагов на пути совершенствования таможенной службы является создание системы электронного декларирования. В структуре таможенных органов РФ по состоянию на 25 ноября 2019 г. насчитывается 32 центра электронного декларирования (ЦЭД) и 4 электронных таможни (в том числе таможенные органы, участвующие

hi

Ж

>

X

>

Д

X

>

to s

X

H hi

А

.с s to Cd

А

«

>

X

M >

ÜJ

n

в годовом эксперименте по разделению совершения таможенных операций, связанных с принятием электронного декларирования товаров (ЭДТ) и проведением фактического таможенного контроля, начатом 1 июля 2019 г. [4]). Создание органов, специализирующихся на электронном таможенном оформлении и переход к полному электронному декларированию позволяют существенно упростить и ускорить процессы таможенного администрирования и при этом значительно повысить эффективность администрирования таможенных платежей [5].

В ходе пленарного заседания «Таможня 2030: траектория будущего», проходившего в рамках Международного таможенного форума, был представлен проект Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. В настоящее время Стратегия проходит межведомственное согласование, проект планируется утвердить в I квартале 2020 г.

Необходимо отметить, что Стратегия развития таможенной службы до 2030 года разрабатывалась на основе лучших мировых практик с учетом позиций бизнес-сообщества, что полностью соответствует требованиям международных договоров РФ, в том числе Рамочным стандартам. Планируется, что реализация положений Стратегии - 2030 будет иметь положительные результаты как для бизнеса, так и для государства.

Одной из главных задач проводимой реформы и автоматизации процедур является создание комфортной среды для ведения бизнеса. В рамках реализации рискоориентированного подхода, основанного на категорировании участников ВЭД, информационной системой в автоматическом режиме к «зеленому» сектору с минимальными рисками отнесено более 10 тыс. организаций. Этими организациями подано 67 % деклараций на товары, платежи с которых составили 81 % от общего объема. К таким товарам потенциально применим режим автовыпуска.

Стоит отметить, что ФТС дополнительно взыскано более 45 млн руб. Мерами контроля в рамках системы управления рисками (СУР) охвачено 32 % товарных партий. Результативным является фактически каждое второе проверочное мероприятие.

Одним из важнейших пунктов концепции развития, как и прежде, будет принцип возложения та-моженно-контрольных мероприятий на контроль после выпуска товаров. В Стратегии развития таможенной службы, которая была запланирована на период до 2020 года, по направлению таможенного контроля после выпуска товаров были определены следующие цели:

- создание условий, при которых деятельность по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Союза и их дальнейшему обращению на территории РФ станет экономически нецелесообразной;

- создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации

и декларации на товары до таможенного контроля после выпуска товаров) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирования благоприятных условий для развития внешней торговли.

Как известно, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. В условиях выборочности таможенного контроля на этапе декларирования, обусловленного функционированием СУР, данный контроль не является исчерпывающей мерой, проводимой таможенными органами. Так, Стратегия развития таможенных органов предполагает практическое смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска, который может проводиться в течение 3 лет. Проводится такой контроль в соответствующих формах и мерах, их обеспечивающих. Наиболее эффективными для таможенных органов, при этом, наиболее тяжелыми для проверяемых лиц являются таможенные проверки, однако, их доля в общем количестве в 2019 г. составила всего 26 %. Основную же долю (62 %) занимали таможенный осмотр помещений и территорий, а также получение объяснений [6].

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности таможенными органами пересматриваются подходы к организации и проведению таможенных проверок. Текущая деятельность ориентирована на повышение результативности и эффективности путем снижения количества низкобюджетных и нерезультативных проверок, концентрации проверочной деятельности на высокорисковых направлениях. В целом результативность проверок составляет 95 % (например, в 2017 г. - 88 %). Наблюдается снижение количества проведенных проверок на 14 %, что свидетельствует об уменьшении административной нагрузки на бизнес. Доля проверенных лиц (в рамках проверок) от общего количества участников ВЭД составляет всего 2,5 %. Эффективность таможенных проверок характеризуется положительной динамикой результатов по фискальной составляющей на 16 %, в текущем году доначислено более 1 млрд рублей.

Подразделения таможенного контроля после выпуска товаров выявили ущерб на сумму более 26 млрд рублей. В 2019 г. подразделения таможенного контроля после выпуска товаров (в том числе совместно с иными государственными органами) выявили нарушения в деятельности 1 652 лиц. Возбуждено 6 975 дел об административных правонарушениях (рост по сравнению с 2018 г. составил 21 %) и 383 уголовных дела (рост по сравнению с 2018 г. - 33 %). Средняя экономическая эффективность одной таможенной проверки почти в 2 раза превысила значение предыдущего года и составила 7,7 млн руб. [7].

Таким образом, практика показывает, что основными высокорисковыми направлениями для постконтроля являются правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС

Направления таможенного администрирования ...

и достоверность заявленной таможенной стоимости. Кроме того, и остальные направления не остаются без внимания. С учетом значительных объемов актуальным является контроль льгот/преференций, сниженных ставок НДС, вычетов из таможенной стоимости. При этом в условиях «санкционных» ограничений по защите внутреннего рынка, дополнительную актуальность приобретает вопрос контроля достоверности заявления страны происхождения товаров.

Также можно выделить следующие направления деятельности таможенной службы по направлению таможенного контроля после выпуска товаров:

- контроль достоверности заявленных сведений, повлиявших на принятие решения о применении ставки НДС в размере 10 % при ввозе медицинских изделий;

- контроль правомерности заявленных вычетов из структуры таможенной стоимости, в части указания расходов по перевозке (транспортировке) товаров;

- контроль достоверности заявленных сведений о стране происхождения товаров.

ТК ЕАЭС и Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ [8] определена обязанность декларанта по документальному подтверждению сведений, заявленных в таможенных декларациях, в том числе, после выпуска товаров (ст. 320 ТК ЕАЭС, срок хранения 5 лет). Если таких документов не представлено, таможенные органы имеют право исчислять пошлины и налоги, исходя из наибольших ставок (по коду 4 знака, по стране - неподтвержденный статус), например:

- при ввозе медицинских изделий - доказать применимость регистрационного удостоверения на ввозимые иностранные медицинские изделия;

- при заявлении вычетов из структуры таможенной стоимости расходов на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории Союза необходимо представление документов, подтверждающих заявленные вычеты (банковские и бухгалтерские документы, счет-фактуры (инвой-сы) за перевозку, договоры по перевозке);

- при подтверждении сведений о стране происхождения товаров - представление деклараций и сертификатов происхождения товаров. При этом происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.

Отдельно необходимо рассмотреть практику контроля лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Основную долю проверочных мероприятий занимают так называемые «легкие» формы и меры контроля. Все выездные проверки направлены на соблюдение лицами условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО). В результате контроля выявляются отдельные нарушения условий для включения в реестр УЭО и по предоставлению отчетности.

Таможенным кодексом ЕАЭС определен перечень проверяемых лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка (ст. 331 ТК ЕАЭС) [9] (см. рисунок).

н

г -

к 2

& С

декларант

перевозчик

-

лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения

лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска уполномоченный экономический оператор

лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру

лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его впадении и (иди) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных актов и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза

Перечень проверяемых лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка

Стоит обратить внимание на то, что проверяемыми лицами могут быть не только декларант, перевозчик, владелец СВХ и т.д., но и лица, участвовавшие в сделках с товарами, которые помещены под таможенную процедуру, лица у которых находятся (находились) товары, ввезенные с нарушениями (при наличии информации о том, что товары были ввезены и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования).

В целях минимизации возможных негативных последствий, связанных с владением незаконно ввезенных товаров, предпринимателям необходимо проявлять особую осмотрительность при приобретении иностранных товаров (графа 11 в счет-фактуре регистрационный номер декларации на товары (ДТ)). Кроме того, использовать возможность получения от таможенных органов информации о выпуске товара иностранного производства.

Необходимо отдельно обратить внимание на относительно новое направление функционирования таможенных органов. В целях пресечения незаконной деятельности, связанной с высоким риском ввоза в РФ товаров отдельных категорий из Республики Казахстан и Республики Беларусь, в таможнях созданы дополнительные подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров - так называемые мобильные группы, которые функционируют в Челябинской, Курганской и Тюменской областях (2 - в регионе деятельности Челябинской и 3 - Тюменской таможнях), а также в Псковской и Брянской таможнях. Мобильные группы ФТС России в 2019 г. проверили более 80 тыс. транспортных средств. В результате предотвращен ввоз 106 тыс. тонн запрещенных товаров (что в 1,5 раза превышает показатель 2018 г.) [3].

Федеральным законом о Таможенном регулировании [8] таможенные органы наделены правом самостоятельной остановки грузовых транспортных средств массой более 3,5 тонн вне зон таможенного контроля на территориях данных субъектов в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства РФ путем проверки товаров и документов на них. Деятельность мобильных групп организована в межведомственном взаимодействии со всеми заинтересованными органами: Пограничной службой, Полицией, Ространснадзором, Россельхознадзором и Роспотребнадзором, а также с органами лесного надзора в части вывоза леса.

Таможенная служба выделяет следующие основные категории товаров с нарушениями:

- товары-изъятия, то есть товары, на которые в Казахстане и в Республике Беларусь установлены более низкие ставки пошлин;

- «санкционные» товары;

- контрафактная продукция;

- продукция с несоблюдением требований по обязательной маркировке акцизными марками.

Например, только в регионе деятельности Челябинской и Тюменской таможен было выявлено 5 730 бутылок «подакцизной» алкогольной продукции (в 2018 г. данная продукция не выявлялась) и 366 937 пачек сигарет, что вдвое превышает показатели 2018 г. (в 2018 г. - 184 494 пачек).

Таким образом, с учетом происходящих структурных преобразований в таможенных органах, созданием электронных таможен, развитием системы управления рисками и автоматического выпуска товаров продолжится дальнейшее смещение акцентов контроля на этап после выпуска товаров. ФТС необходимо учитывать это в своей деятельности и понимать, что таможенный контроль выпуском ДТ не завершается, а с учетом планируемой доли автовыпуска в 2020 г. в 80 % (в 2019 г. - 50 % по импорту и 60 % по экспорту), только развивается. В этой связи возрастает важность и необходимость контроля после выпуска товаров.

Библиографический список:

1. Ворона А.А., Яковлев К.В. Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития таможенных органов на современном этапе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 17-21.

2. Официальный сайт ФТС. URL: http://customs.ru/ statistic (дата обращения: 25.02.2020).

3. Официальный сайт ФТС. URL: http://customs.ru (дата обращения: 25.02.2020).

4. Распоряжение ФТС России от 02.07.2019 № 122-р «О проведении эксперимента» // Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19a00122/ (дата обращения: 28.02.2020).

5. Трунин И.В. О Стратегии развития таможенных органов до 2030 года // Стенограмма выступления заместителя министра финансов РФ от 28.10.2019. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/70803/ (дата обращения: 28.02.2020).

6. Нормативные аспекты таможенного контроля после выпуска товаров и практические особенности его проведения. URL: https://www.alta.ru/expert_ opinion/72627/ (дата обращения: 28.02.2020).

7. Подразделения таможенного контроля после выпуска товаров ФТС в 2019 году выявили ущерб на сумму более 26 млрд рублей. URL: https://www.alta.ru/ external_news/72359/

8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.