Научная статья на тему 'Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из направлений совершенствования таможенного администрирования'

Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из направлений совершенствования таможенного администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
957
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CUSTOMS ADMINISTRATION / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPTION / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / CUSTOMS CONTROL AFTER CLEARANCE / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS PAYMENTS / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / SYSTEM OF RISKS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лонгинова Полина Денисовна, Селезнев Александр Алексеевич

В статье рассмотрены основные аспекты таможенного администрирования при таможенном контроле после выпуска товаров, выделены направления его совершенствования в условиях реализации концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров, перечислены мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS CONTROL AFTER CLEARANCE AS A WAY OF DEVELOPING ADMINISTRATION

The article deals with administrative aspects of customs control after. Ways of improving quality of in a framework of the conception customs control after clearance are determined. Arrangements for developing administration are also mentioned

Текст научной работы на тему «Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из направлений совершенствования таможенного администрирования»

УДК 347.9

о

таможенный контроль после выпуска товаров как одно из направлений совершенствования

таможенного администрирования

Лонгинова Полина Денисовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент факультета таможенного дела, e-mail: love-po7@yandex.ru

Селезнев Александр Алексеевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры управления, к.э.н., доцент, e-mail: jenaselvaa@yandex.ru

В статье рассмотрены основные аспекты таможенного администрирования при таможенном контроле после выпуска товаров, выделены направления его совершенствования в условиях реализации концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров, перечислены мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования

Ключевые слова: таможенное администрирование, концепция, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенные платежи, система управления рисками

customs control after clearance as a way of developing administration

Longinova Polina D.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, the Faculty of customs affairs,student, e-mail: love-po7@yandex.ru

Seleznev Alexander A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of the Department of managment, PhD, e-mail: jenaselvaa@yandex.ru

The article deals with administrative aspects of customs control after. Ways of improving quality of in a framework of the conception customs control after clearance are determined. Arrangements for developing administration are also mentioned

Keywords: customs administration; conception; customs control after clearance; customs payments; system of risks management

w А

аз

А

го Л

о Ж

3=1 m

аз Т

m

ь

сг X

О

Г) Т

сг

5

Для цитирования: Лонгинова П.Д., Селезнев А.А. Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из направлений совершенствования таможенного администрирования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3 (59). С. 48-52.

В условиях глобализации экономических отношений и формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возрастает роль и значение таможенного администрирования внешнеторговых потоков как во взаимной торговле между странами - членами союза, так и с третьими странами.

Термин «таможенное администрирование» является общепринятым в практике работы Евразийской экономической комиссии, он нашел отражение и в нормативно-правовых актах, в частности, в Таможенном кодексе Таможенного союза, в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти.

Понятие таможенного администрирования закреплено в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [1].

Основное содержание таможенной политики Российской Федерации составляет таможенное администрирование - организационно-управленческая деятельность Федеральной таможенной службы (ФТС) и, кроме того, деятельность таможенных органов, осуществляемая в нормативно-правовых рамках в процессе реализации возложенных на них задач.

За последние годы ФТС России проведены масштабные реформы в области таможенного администрирования. В основе данных реформ лежит внедрение перспективных таможенных технологий, базирующихся

на международных стандартах и современных информационных технологиях.

На первый план выходит проблема создания эффективной системы, которая позволила бы оперативно управлять операциями, процессами и процедурами в режиме реального времени.

По мере углубления экономических отношений все очевиднее становится несоответствие сложившегося в России информационного обеспечения государственных таможенных служащих, участников внешнеторговой деятельности потребностям развивающейся рыночной среды.

Рассмотрение проблемных вопросов осуществления таможенного контроля позволяет говорить о необходимости смещения акцентов либо до подачи таможенной декларации и перемещения товаров через таможенную границу (с учетом анализа предварительной информации), либо после выпуска товаров, то есть осуществлять контроль на основе методов аудита.

Модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение сбалансированного подхода между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет нашего государства. Одна из основных задач модернизации - это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и противодействия деятельности не законопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей. ФТС России утвердила Концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года [2, с. 8].

Так среди основных направлений совершенствования таможенного администрирования выделяют:

1) автоматизацию процессов совершения таможенных операций, таможенного контроля, уплаты таможенных платежей и переход на безбумажные технологии;

2) применение системы управления рисками;

3) смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Особый интерес представляет вопрос, связанный с активным смещением таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Развитие таможенного контроля после выпуска товаров обусловлено необходимостью противодействия схемам уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, проведения эффективного таможенного

контроля, в том числе при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Это способствует ускорению совершения таможенных операций, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников ВЭД [3, с. 11].

Так подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров за 11 месяцев 2014 года проведено 5706 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки - 3586.

По результатам проверочных мероприятий доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 6,5 млрд руб., взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 2,6 млрд руб., возбуждено 2267 дел об административных правонарушениях и 157 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 853,6 млн руб., взыскано 104,1 млн руб.

Проведено 684 таможенные проверки в целях профилактики, по результатам которых доначислено таможенных платежей, наложено штрафных санкций на сумму 788,5 млн руб., из них взыскано 264,4 млн руб., возбуждено 208 дел об административных правонарушениях и 19 уголовных дел.

Во взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами проведено 650 проверочных мероприятий, по их результатам доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов 1465 млн руб., взыскано 158 млн руб., возбуждено 296 дел об административных правонарушениях и 30 уголовных дел.

По материалам, направленным в налоговые органы, налоговыми органами доначислено 333 млн руб., отказано в возмещении НДС на сумму 23,9 млн руб. По материалам, направленным в иные органы, доначислено 455,5 млн руб.

Региональными таможенными управлениями и таможнями непосредственного подчинения на основе информации подразделений таможенного контроля после выпуска товаров разработано и утверждено 222 профиля рисков (2 общероссийских, 20 региональных, 72 зональных и 128 целевых), предусматривающих применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров на основе индикаторов рисков, выявляемых при декларировании товаров до их выпуска.

Выбор объектов таможенного контроля после выпуска товаров осуществляется таможенными органами на основании собственной аналитической работы подразделений таможенного

контроля, информации, поступающей от структурных подразделений таможенных органов (в форме информационно-аналитических справок), правоохранительных подразделений таможенных органов и иных государственных и контролирующих органов. Необходимо отметить, что за 2015 год уже произошла переориентация и перераспределение методов выбора объектов контроля путем смещения акцентов на правоохранительную составляющую.

Если в 2012 году основной массив таможенных проверок проводился на основании собственной аналитики подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (54 % от всех оснований), то в 2013 году произошло перераспределение таможенных проверок и теперь они осуществляются в зависимости от основания их назначения.

Если доля проверок, проведенных на основании собственной аналитики, в 2013 году составляла 45,3 % (42 % - в 2014 году), на основании информации структурных подразделений - 39 % (32 % от функциональных и 7 % от правоохранительных подразделений), то уже в первом квартале 2015 года значительно возросла доля проверок, проводимых на основании материалов правоохранительного блока (12,1 %).

В результате проведенного проверочного мероприятия выявлено, что таможенными органами применение системы управления рисками (далее - СУР) при выборе объектов и форм таможенного контроля после выпуска товаров не осуществляется.

Выбор объектов таможенного контроля в основном проводится на основании аналитической работы должностных лиц таможенных органов с последующим составлением информационно-аналитических справок, обосновывающих целесообразность проведения проверочных мероприятий. В отношении выбора формы таможенного контроля применение СУР методики не выработано.

Функция по выбору объекта контроля после выпуска не реализуется с применением специального комплекса программных средств (далее - КПС).

Частично данную задачу решает КПС «Постконтроль». КПС «Постконтроль» предназначен для обеспечения должностных лиц подразделений таможенных органов информацией для принятия необходимых решений. В ее основу заложено обеспечение автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации о проверочной деятельности таможенных органов.

По результатам анализа функционирования данного программного средства в Московской и Калининградской областной таможнях установлено, что КПС «Постконтроль» является базой данных проведенных проверочных мероприятий, не позволяющей применять всесторонний аналитический подход при проведении контрольных действий и осуществлять выбор объекта контроля.

Детальный анализ функционирования данного программного средства на объектах проверки показал, что несмотря на введение в деятельность таможенных органов с апреля 2013 года данного программного продукта, до настоящего времени он не используется в полном объеме, а ряд разделов не заполняется. Так в Калининградской областной таможне из рассмотренных 16 разделов КПС 5 не заполняются в полной мере или не ведется расчет аналитических показателей.

Например, раздел «Мониторинг» имеет наборы статистических показателей в зависимости от деятельности осуществляемой участниками внешнеэкономической деятельности (представители, уполномоченные экономические операторы, участники ВЭД с низким уровнем риска), при этом данные статистические показатели сравниваются поквартально по каждому участнику ВЭД. Изменение показателей в одну или другую сторону является отклонением, указывающим на возможный риск нарушения таможенного законодательства, при этом не учитывается возможное изменение номенклатуры, объемов и влияние фактора сезонности на товары, ввозимые участником ВЭД, в анализируемый и предшествующий кварталы.

Имея в виду невозможность выбора объекта контроля с использованием программного продукта, планирование проведения таможенного контроля после выпуска товаров осуществляется на основании аналитической работы должностных лиц таможенных органов с последующим составлением информационно-аналитических справок, обосновывающих целесообразность проведения таможенных проверок, что создает предпосылки для возникновения коррупционных рисков [4].

Вероятно решение вопроса улучшения качества работы программного продукта в будущем сможет в полной мере способствовать работе таможенного контроля после выпуска товаров, а также предотвращению коррупционной деятельности.

Предполагается, что осуществление перехода от «тотального» таможенного контроля

на этапе таможенного декларирования к таможенному контролю после выпуска товаров, будет направлено, в том числе, и на профилактику правонарушений [5].

К такого рода проверкам относятся проверки, проводимые подразделениями таможенных органов, их доля в общем количестве таможенных проверок составила в 2013 году 13,6 %, в 2014 году и первом квартале 2015 года - 18,5 и 20 % соответственно. Доля таможенных проверок, направленных на борьбу со схемами ухода от уплаты таможенных платежей, составила в 2013 году 86,4 %, в 2014 году - 81,5, в первом квартале 2015 года - 80 %. Установлено завышение отчетных показателей таможенных проверок после выпуска товаров за счет учета результативных профилактических проверок.

Проведенный Счетной палатой Российской Федерации перерасчет результативности таможенных проверок, без учета профилактических проверок, показал, что результативность таможенных проверок от общего количества проведенных таможенных проверок составила: в 2013 году - 61 %, в 2014 году 70 %, в первом квартале 2015 года 83,6 %. Перерасчет результативности таможенных проверок с учетом профилактических проверок в общем количестве проведенных таможенных проверок показал, что доля результативных таможенных проверок от общего количества проведенных таможенных проверок в 2013 году составила 50,8 %, в 2014 году - 56 % и в первом квартале 2015 года - 57,5 %.

Учитывая, что основное количество выездных таможенных проверок было направлено на профилактику нарушений таможенного законодательства и требовало соответствующих трудовых затрат (из 15 выездных таможенных проверок 13, то есть 86,6 %, направлено на профилактику нарушений таможенного законодательства), можно констатировать, что по их результатам не был достигнут ожидаемый экономический эффект.

Данные факты свидетельствуют о наличии организационных недоработок в процессе таможенного контроля после выпуска.

В 2015-2017 годах планируется продолжить реализацию мероприятий, предусмотренных совершенствованием таможенного администрирования, важнейшими из которых являются:

- полномасштабный переход на межведомственное электронное взаимодействие и отказ от дублирования электронных документов бумажными при декларировании товаров;

- ускорение выдачи разрешительных документов при прохождении товаров на таможне;

- внедрение генеральной финансовой гарантии и по результатам этой работы принятие решения об установлении права декларантов уплачивать таможенные платежи после выпуска товаров;

- качественное совершенствование системы управления рисками.

Важным направлением работы в области повышения качества таможенного администрирования должно стать усиление контроля за добросовестностью декларирования участниками ВЭД стоимости ввозимого товара.

Снижение объемов фактического занижения таможенной стоимости положительно отразится на уровне поступлений в бюджет.

Являясь неотъемлемой составной частью таможенного контроля в целом, таможенный контроль после выпуска сегодня стал одним из основных направлений деятельности ФТС России, которое закреплено в Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года и в плане мероприятий совершенствования таможенного администрирования - дорожной карте. Его развитие обусловлено необходимостью смещения акцента таможенного контроля (с этапа декларирования и выпуска на этап после выпуска товаров), а также повышения эффективности борьбы со схемами уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

С момента создания в ФТС России Главного управления таможенного контроля после выпуска достигнуты определенные положительные результаты по выявлению схем, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей. При этом необходимо отметить, что эффективность некоторых проводимых проверок была достигнута во взаимодействии с Федеральной налоговой службой и Министерством внутренних дел, работа с которыми строилась на основе соглашений.

В настоящее время таможенное администрирование осуществляется в сложных условиях, характеризующихся сохранением высокого уровня криминогенности внешнеторговой деятельности, а также недостаточно активным взаимодействием с налоговыми и правоохранительными органами, что приводит к созданию многоступенчатых схем уклонения от уплаты таможенных платежей. По-прежнему не в полной мере используются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий, не развита система своевременного информирования таможенных органов о ценообразовании, торгово-промышленной специализации

в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.

Указанные обстоятельства обусловливают недостаточную эффективность традиционных методов и инструментов таможенного контроля и приводят к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным последствиям.

В связи с вышеизложенным все более острой проблемой является необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам ЕАЭС эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства. Вопросы совершенствования таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий, являются на сегодняшний день одними из приоритетных задач в деятельности таможенных органов стран - участниц ЕАЭС.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» 28.12.2012 № 2575-р. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.03.2016).

2. Гончарова А.В., Костюничева О.С. Особенности и проблемы проведения выездной таможенной проверки в рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров // Молодой ученый. 2016. № 10.1. С. 8.

3. Новые задачи экономики и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2014. 354 с.

4. Решение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации «О результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности таможенного контроля после выпуска товаров в целях обеспечения полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет в период 2013-2014 годов и истекшем периоде 2015 года» от 02.10.2015 № 42К (1053). URL: http:// audit.gov.ru (дата обращения: 17.03.2016).

5. ФТС: постконтроль подводит итоги 2014 года. URL: http://www.tks.ru (дата обращения: 15.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.