Научная статья на тему 'Целевые направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в условиях единого экономического пространства'

Целевые направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в условиях единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1789
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ПОСТКОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / СТРАТЕГИЯ / ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудова Маргарита Владиславовна

В статье рассмотрен вопрос развития таможенного контроля после выпуска товаров, проанализированы положения распорядительных документов Правительства Российской Федерации и Федеральной таможенной службы России, определяющие цели и задачи развития таможенного контроля после выпуска товаров. Приведены перспективы достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TARGET DIRECTIONS OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF A COMMON ECONOMIC SPACE

The article provides the question of customs control after the release of goods development, analysis of administrative documents of the Government of Russian Federation and Federal Customs Service of Russia defining purposes and problems of customs control after the release of goods development, prospects of achievement of goals.

Текст научной работы на тему «Целевые направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в условиях единого экономического пространства»

УДК 338

М.В. Дулова ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос развития таможенного контроля после выпуска товаров, проанализированы положения распорядительных документов Правительства Российской Федерации и Федеральной таможенной службы России, определяющие цели и задачи развития таможенного контроля после выпуска товаров. Приведены перспективы достижения поставленных целей.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, постконтроль, таможенная проверка, стратегия, целевой ориентир.

Margarita Dudova THE TARGET DIRECTIONS OF CUSTOMS CONTROL

AFTER THE RELEASE OF GOODS DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF A COMMON ECONOMIC SPACE

Annotation. The article provides the question of customs control after the release of goods development, analysis of administrative documents of the Government of Russian Federation and Federal Customs Service of Russia defining purposes and problems of customs control after the release of goods development, prospects of achievement of goals. Keywords: customs control after the release of goods, postcontrol, customs inspection, strategy, target indicator.

Модернизация системы таможенного администрирования, направленная на реализацию интересов государства в сфере внешней торговли, в условиях расширяющихся межгосударственных торгово-экономических связей тесно связана с развитием таможенного контроля после выпуска товаров.

Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. (далее -Стратегия) одним из основных стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации, соответствующих стратегической цели и приоритетам таможенной политики, является совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров.

Основными целями таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии со Стратегией являются:

— создание условий, при которых деятельность по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза и их дальнейшему обращению на территории Российской Федерации станет экономически нецелесообразной;

— создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации и декларации на товары до осуществления таможенного контроля после выпуска) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирования благоприятных условий для развития внешней торговли [5].

В целях реализации задач по таможенному контролю после выпуска товаров, поставленных в Стратегии, разработана Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г. (далее - Концепция).

В таблице представлен перечень задач по совершенствованию системы таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии со Стратегией и Концепцией.

Наличие более детализированного перечня задач в Концепции обусловлено установлением целевых ориентиров, уточняющих и расширяющих цели постконтроля Стратегии, в частности, ряд

© Дулова М.В., 2014

задач, таких как оптимизация организационно-штатной структуры и функций структурных подразделений таможенных органов, повышение кадрового потенциала подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, направлен на достижение целевого ориентира «Координация функций по таможенному контролю после выпуска товаров в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров», установленного в Концепции и не имеющего отражения в Стратегии.

Таблица

Соотношение задач по совершенствованию системы таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ), поставленных в Стратегии и Концепции

Задача Стратегия Концепция

совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования ТКПВТ + +

создание методологической базы ТКПВТ + +

совершенствование информационно-технической составляющей ТКПВТ + +

совершенствование механизмов внутриведомственного контроля и межведомственного взаимодействия при организации и проведении ТКПВТ + +

развитие международного сотрудничества в части обеспечения ТКПВТ + +

совершенствование системы показателей эффективности деятельности таможенных органов в целях повышения эффективности ТКПВТ - +

оптимизация организационно-штатной структуры и функций структурных подразделений таможенных органов - +

повышение кадрового потенциала подразделений ТКПВТ - +

обеспечение единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле при ТКПВТ - +

Цель Концепции - повышение эффективности системы таможенного контроля после выпуска товаров при ускорении и упрощении совершения таможенных операций, содействии развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота[3].

В соответствии с Концепцией эффективность системы таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации проявляется в:

1) упрощении и ускорении совершения таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров;

2) содействии обеспечению полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Так, по результатам таможенного контроля после выпуска товаров в 2013 г. доначислено таможенных платежей на сумму более 5,8 млрд руб., что составляет 0,9 % от суммы доходов Федерального бюджет РФ, администрируемых таможенными органами (6564,56 млрд руб.);

3) минимизации рисков, связанных с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Минимизация рисков нарушения законодательства заключается в создании условий, при которых нарушение таможенного законодательства для участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится нецелесообразным, то есть в повышении уровня риска быть «наказанным» для участника ВЭД за счет эффективной работы системы таможенного контроля после выпуска товаров.

Эффективность системы таможенного контроля после выпуска товаров, выраженную в минимизации рисков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства

Российской Федерации о таможенном деле, можно оценить по количеству дел, возбужденных по результатам таможенных проверок. По результатам таможенного контроля после выпуска товаров в 2013 г. возбуждено более 2,5 тыс. дел об админстративных правонарушениях и более 100 уголовных дел.

В ходе реализации Концепции запланировано осуществление мероприятий по решению задач Концепции, в том числе совершенствование информационно-технической составляющей таможенного контроля после выпуска товаров путем создания автоматизированной системы таможенного контроля, которая обеспечит проведение контроля как в процессе таможенного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру, так и после выпуска, а также получение необходимой информации из ресурсов ЦБД ЕАИС ТО и ресурсов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

На сегодняшний день введено в эксплуатацию программное средство «Постконтроль», связанное с ресурсами ЦБД ЕАИС ТО и обеспечивающее организацию таможенного контроля после выпуска товаров в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров. В перспективе данное программное средство, информация, вносимая в «Постконтроль», могут быть использованы при создании автоматизированной системы непрерывного контроля.

Совершенствование международного взаимодействия в части обеспечения осуществления таможенного контроля после выпуска товаров запланировано путем развития международной договорно-правовой базы, активизации информационного обмена, выработки единых подходов к координации проведения таможенными органами государств-членов Таможенного союза таможенного контроля после выпуска товаров в отношении согласованных объектов.

Между Российской Федерацией и странами-участницами Таможенного союза заключено Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов Таможенного союза, упрощающее порядок взаимодействия при таможенном контроле после выпуска товаров. Согласно Соглашению взаимодействие осуществляется в трех формах: обмен информацией, способствующей обеспечению соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза, путем направления запросов и предоставления информации, направления информации по собственной инициативе и обмена нормативными и иными правовыми актами; проведение отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа другого государства-члена Таможенного союза; взаимное признание решений, принятых таможенными органами.

Международное взаимодействие с иными государствами осуществляется в рамках договоров, заключаемых с каждых государством. Отсутствие такого договора существенно затрудняет взаимодействие при таможенном контроле после выпуска товаров.

Важным мероприятием в развитии таможенного контроля после выпуска товаров является создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности. Данный пункт концепции выполнен в связи с утверждением распоряжением ФТС России № 366-р Методических рекомендаций по применению методов (стандартов) аудита при проведении таможенной проверки от 2 декабря 2013 г.

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. является элементом долгосрочного планирования [2] и устанавливает целевые индикаторы развития таможенного контроля после выпуска товаров.

Концепцией развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г., являющейся элементом текущего и среднесрочного планирования, установлены целевые ориентиры развития таможенного контроля после выпуска товаров.

Различие между целевыми ориентирами и целевыми индикаторами заключается в том, что целевые ориентиры, устанавливаемые на среднесрочную перспективу, более приближены к текущему состоянию оцениваемого объекта и не могут быть изменены, а целевые индикаторы устанавливаются на долгосрочную перспективу и могут корректироваться в процессе их достижения.

Целевые индикаторы развития таможенного контроля после выпуска товаров, установленные Стратегией, и целевые ориентиры реализации Концепции идентичны:

— доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, проводимых в том числе на основании результатов применения системы управления рисками и категорирования участников внешнеэкономической деятельности, в общем количестве таможенных проверок;

— результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Значения целевых индикаторов Стратегии и целевых ориентиров Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров представлены на рисунках 1, 2.

год

Целевой индикатор Стратегии —■— Целевой ориентир Концепции

Рис. 1. Значения целевого индикатора Стратегии и целевого ориентира Концепции «Доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, проводимых, в том числе, на основании результатов применения системы управления рисками и категорирования участников внешнеэкономической деятельности, в общем количестве таможенных проверок»

год

—•— Целевой индикатор Стратегии —■— Целевой ориентир Концепции

Рис. 2. Значения целевого индикатора Стратегии и целевого ориентира Концепции «Результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле»

Развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров обусловлено, в том числе, необходимостью упрощения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации, в целях которого утвержден распоряжением Правительства РФ № 1125-р от 29 июня 2012 г. План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» (далее - План). В соответствии с «дорожной картой» предлагается усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров [1].

В соответствии с п. 48 Плана ФТС России совместно с Минэкономразвития России и Минфин России предстоит подготовка предложений о переносе сроков уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров и принятие к январю 2015 г. решения о целесообразности (нецелесообразности) переноса сроков уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров [4].

Согласно п. 62 Плана в рамках смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров запланирована разработка к январю 2015 г. правового акта ФТС России, который обеспечит выпуск товаров в течение четырех рабочих часов с момента регистрации таможенной декларации (для участников внешнеэкономической деятельности, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска), если в отношении соответствующей поставки не выявлены риски нарушения таможенного законодательства.

Таким образом, в настоящее время ведется активная деятельность по развитию системы таможенного контроля после выпуска товаров, обусловленная целями и задачами, поставленными распорядительными документами Правительства РФ.

Библиографический список

1. Дулова М.В. Развитие таможенного контроля после выпуска товаров в условиях Единого экономического пространства / Актуальные проблемы управления в сфере таможенных услуг: сборник научно-исследовательских материалов. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. - 195 с.

2. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учеб. / В.В. Макрусев. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. - 384 с.

3. Приказ ФТС России № 2709 от 29 декабря 2012 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г.».

4. Распоряжение Правительства РФ № 1125-р от 29 июня 2012 г. «План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» («дорожная карта»)».

5. Распоряжение Правительства РФ № 2575-р от 28 декабря 2012 г. «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.