Научная статья на тему 'Дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий - основное направление развития таможенной службы России'

Дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий - основное направление развития таможенной службы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
987
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ФТС РОССИИ / ДЕКЛАРАЦИЯ НА ТОВАРЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / STRATEGY / FCS OF RUSSIA / DECLARATION FOR GOODS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / CUSTOMS DUTIES / ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоренко Константин Петрович, Троцкая Виктория Евгеньевна

В статье проанализированы предварительные результаты внедрения информационно коммуникационных технологий при реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2020 года. Рассмотрены также основные направления проекта Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2030 года. Авторы подчеркивают, что фундаментом развития деятельности ФТС России является дальнейшее внедрение IT-технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоренко Константин Петрович, Троцкая Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FURTHER IMPLEMENTATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES THE BASIC DIRECTION OF THE DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

The article analyzes the preliminary results of the implementation of information and communication tech nologies in the implementation of the Development Strate gyof the customs service of the Russian Federation for the period until 2020. The main directions of the draft Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation for the period up to 2030 are considered. The authors emphasize that the foundation for the development of the Russian customs service is the further introduction of IT-technologies in customs activities

Текст научной работы на тему «Дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий - основное направление развития таможенной службы России»

УДК 339.543

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Федоренко Константин Петрович

Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск), заведующий кафедрой «Таможенное дело», к.э.н., доцент, e-mail: fedorenkokp@sgups.stu.ru

Троцкая Виктория Евгеньевна

Сибирский государственный университет сообщения (г. Новосибирск), студент, Vtrotskaya1998@gmail.com

путей e-mail:

В статье проанализированы предварительные результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий при реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2020 года. Рассмотрены также основные направления проекта Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2030 года. Авторы подчеркивают, что фундаментом развития деятельности ФТС России является дальнейшее внедрение 1Т-технологий

Ключевые слова: стратегия; ФТС России; декларация на товары; информационно-коммуникационные технологии; таможенные пошлины; искусственный интеллект

FURTHER IMPLEMENTATION OF INFORMATION

AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES -THE BASIC DIRECTION OF THE DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

Fedorenko Konstantin P.

Siberian Transport University, Novosibirsk, Head of Department «Customs Administration», PhD, Docent, e-mail: fedorenkokp@sgups.stu.ru

Trotskaya Victoria E.

Siberian Transport University, Novosibirsk, student, e-mail: Vtrotskaya1998@gmail.com

The article analyzes the preliminary results of the implementation of information and communication technologies in the implementation of the Development Strate-gyofthecustomsserviceoftheRussianFederationforthepe-riod until 2020. The main directions of the draft Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation for the period up to 2030 are considered. The authors emphasize that the foundation for the development of the Russian customs service is the further introduction of IT-technologies in customs activities

Keywords: strategy; FCS of Russia; declarationfor goods; information and communication technologies; customs duties; artificial intelligence

Для цитирования: Федоренко К.П., Троцкая В.Е. Дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий - основное направление развития таможенной службы России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 29-33.

В условиях заданного Правительством Российской Федерации курса на цифровизацию отечественной экономики особую актуальность приобретают вопросы, связанные с переходом Федеральной таможенной службы России (ФТС России) к полномасштабному применению так называемых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данное направление совершенствования деятельности ФТС России было заложено в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия 2020), реализация которой вступила в завершающий этап.

Как было заявлено в докладе руководителя ФТС России В.И. Булавина, основные задачи, перечисленные в указанной стратегии, уже решены в полном объеме [1]:

- улучшилось взаимодействие ФТС России с участниками внешнеэкономической деятельности (участниками ВЭД);

- увеличилась почти вдвое авторегистрация деклараций;

- создан единый механизм взаимодействия ФТС России и Федеральной налоговой службы России (ФНС России);

- сокращен теневой сектор экономики, в основе которого лежит ВЭД;

- совместно с ФНС России создана система прослеживаемости ввоза в Россию и вывоза из России товаров;

- изменена структура таможенных органов -созданы электронные таможни и центры электронного декларирования.

Руководитель ФТС России также отметил, что за три года - с 2016 по 2018 гг. - был зафиксирован рост количества автоматически зарегистрированных деклараций на товары (ДТ): 0,5 млн -в 2016 г., 0,9 млн - в 2017 г., 1,8 млн - в 2018 г. Следует отметить, что доля автоматически зарегистрированных ДТ при экспорте товаров в 2018 г. составила 83 %, а во втором квартале 2019 г. - уже 86,6 %. Доля автоматически зарегистрированных ДТ при импорте товаров в 2018 г. составила 36 %, а во втором квартале 2019 г. - 34,4 %, что дает основание

ожидать значение данного показателя на конец 2019 г. существенно выше, по сравнению с 2018 г. Важно заметить, что среднее время регистрации составило не более 3 мин.

В 2018 г. хорошие результаты показал автоматический выпуск товаров. Так, если в 2016 г. было выпущено в этом режиме лишь 29 тыс. ДТ, то к 2017 г. их количество возросло почти в 3 раза и составило 84 тыс. ДТ, в 2018 г. цифра ДТ увеличилась уже до 323 тыс. В этом же 2018 г. 47 % ДТ были автоматически выпущены по процедуре экспорта товаров, а во втором квартале 2019 г. доля таких деклараций составила 44 %. По импорту товаров автовыпуск в 2018 г. составил 27 %, во втором квартале 2019 г. -28,1 % при среднем времени выпуска не более 5 мин.

По мнению В.И. Булавина, к концу 2020 г. авторегистрация ДТ при импорте товаров, скорее всего, не сможет достичь по заявленным показателям в Стратегии 2020 99 %, но при экспорте это сделать будет возможно. Что же касается собственно автовыпуска товаров, то достичь показателя 80 % при импорте и экспорте товаров к 2020 г. пока не представляется возможным.

Безусловно, данные, на которые ссылается руководитель ФТС России, являются результатом активного внедрения в российских таможенных органах именно ИКТ, которые представляют собой комплексы цифровой электронной техники и соответствующего программного обеспечения, способные эффективным образом решать разного рода задачи, включая обработку информации, в том числе экономической и управленческой.

ИКТ в настоящее время широко применяются не только субъектами хозяйствования, но и структурами государственного управления национальной экономикой. К числу таких структур относятся и таможенные органы, осуществляющие государственное регулирование внешнеторговой деятельности (ВТД).

Национальные таможенные службы, присоединившиеся ко Всемирной таможенной организации, обязаны внедрять ИКТ в систему таможенного регулирования, как того требуют положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли.

На протяжении последних лет таможенными органами ФТС России успешно осуществляются мероприятия, которые нацелены на упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как показывает практика, сокращение времени и упрощение осуществления таможенных операций требуют применения новых ИКТ в таможенной сфере.

В 2014 г. в ЕАЭС было принято решение о полном переходе к электронному декларированию при таможенном оформлении и таможенном контроле перемещения товаров через таможенную границу в торговом

обороте. Такая мера регулирования ВТД, с одной стороны, в значительной степени сокращает время проверки и регистрации таможенных деклараций, по сравнению с декларированием на бумажном носителе, с другой - исключает личностный контакт декларанта с таможенным инспектором, следовательно, выступает эффективным средством борьбы с коррупцией в таможенной сфере. Эффект от внедрения электронного декларирования в части собираемости таможенных платежей, например при импорте товаров, убедительно иллюстрируется сопоставлением данных (рис. 1, 2), из которых видно, что в 2014 г. сумма таможенных платежей, включающих в себя ввозные таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость и другие платежи, администрирование которых возлагается на таможенные органы Российской Федерации, на 23,4 млрд руб. оказалась больше, чем в 2013 г., несмотря на то, что объем импорта в 2014 г. был меньше на 27 904,29 млн долл. США.

Следует обозначить, что, несмотря на существенное падение импорта в 2015 г., вследствие антироссийских санкций со стороны США, Канады, Австралии, Японии, Норвегии и Европейского союза, сумма взимаемых таможенных платежей, оставалась приблизительно на том же уровне.

В дальнейшем с ростом внешнеторгового оборота РФ в целом и импорта в частности объем взимаемых таможенных платежей при импорте товаров также демонстрировал рост и достиг в 2018 г. рекордного уровня, а именно 2 945,6 млрд руб., что на 662 млрд руб. больше, по сравнению с итогами 2014 г. Между тем объем импорта товаров в 2018 г. уступал объему импорта в 2014 г. на 48 569,25 млн долл. США.

Разумеется, при сопоставлении вышеприведенных данных необходимо принимать во внимание колебание курса доллара США по отношению к российскому рублю.

Однако если рост таможенных платежей на 23,4 млрд руб. в 2014 г., по сравнению с 2013 г., на фоне падения в том же 2014 г. объема импорта на 27 904,29 млн долл. США можно объяснить относительно существенным ростом курса доллара США (разница между курсом доллара США на конец 2014 г. и курсом доллара США на конец 2013 г. составила 23,9 руб.), что видно из рис. 3, то разницу между курсом доллара США на конец 2018 г. и курсом доллара США на конец 2014 г. (разница составила 12,73 руб.) нельзя признать существенным фактором, поскольку разница в суммах уплаченных таможенных платежей, как показано выше, весьма велика.

Нельзя не отметить и то, что введение в 2014 г. обязательного электронного декларирования стало основой для запуска технологии удаленного выпуска товаров. Эта технология (удаленный выпуск) дает возможность декларировать товары, сокращать трансакционные издержки участников ВЭД за счет возможности оптимизации логистических схем перемещения товаров.

Рис. 1. Динамика таможенных платежей при импорте товаров, направленных в федеральный бюджет России в 2012-2018 гг., млрд руб. [2]

Рис. 2. Объем импорта РФ в 2012-2018 гг., млн долл. США [3]

Рубли

80.00

60.00

-10.00

зол«

-2Г5 Д 69.31

65.1"X 65.32 68.2 »

56,5Й / / > 56,98 5".61

- ™

32.68

V' О О \> О1 ^ ^ ч1' ^ ^ ч4 V* ч*

Л* Л» Л' у Л4 аЛ еЛ Л4 Л4 .V Л> А4 Л' Л* А' А' А'

л>Л Л" л>Л л?» Л" ^ ^ Л" Л4 ^ Г? Л" ^ ^ ^ ^

Л* ^ -у* Л?" Л? Л*

V

е> V Л" >>

С" Л • Vй 4. л ■

^ V8 ' \ А»

л* V

СГ А'

л' ^ -г

Рис. 3. Динамика курса доллара США к российскому рублю за период с 8 января 2013 г. по 28 декабря 2018 г., руб. [4]

На смену Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года придет новая стратегия - Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия 2030). Основными направлениями развития таможенной службы, как следует из доклада руководителя ФТС России [1], станут: модернизация инфраструктуры пунктов пропуска, внедрение широкой системы прослеживаемости движения экспортно-импортных грузов на территории ЕАЭС, совершенствование системы таможенного транзита, однократность представления информации и применения форм госконтроля, исключение дублирования данных в электронном виде документами на бумажном носителе, повышение уровня автоматизации процессов выявления рисков на всех стадиях совершения таможенных операций, цифровая трансформация технологий таможенного оформления и таможенного контроля и обработки больших объемов данных с использованием методов искусственного интеллекта.

Миссия российской таможенной службы в проекте Стратегии 2030 обозначена как содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечению национальной безопасности РФ, полноте взимания таможенных платежей, достижению высокого качества таможенного администрирования, созданию конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД.

Главной целью Стратегии 2030, как указано в ее проекте, станет создание к 2030 г. качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом, быстро перенастраиваемой, передовой в области ИКТ, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами «умной таможенной службы», незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.

Также в Стратегии 2030 [1] будут выделены основные направления работы и совершенствования деятельности таможенной службы РФ, к числу которых относятся:

- самостоятельное управление плательщиками таможенных платежей своими денежными средствами, отраженными на их лицевых счетах в ФТС России;

- оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени;

- применение «искусственного интеллекта»;

- электронные системы верификации и сертификации происхождения товаров;

- система межведомственного электронного взаимодействия в ЕАЭС;

- взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО) государствами, не входящими в ЕАЭС;

- единая локальная информационная сеть технических средств;

- механизм изменения сроков уплаты таможенных платежей с использованием отсрочек/рассрочек;

- единая информационная система предварительного информирования для осуществления всех видов государственного контроля;

- единая система таможенного транзита ЕАЭС;

- автоматизация процесса контроля правильности классификации товаров;

- электронное дело;

- механизм «Единого окна» в ЕАЭС;

- информационный массив электронных дел оперативного учета;

- семантическая сверка электронных разрешительных документов;

- система прослеживаемости движения товаров на территории ЕАЭС.

Так, для решения приоритетной проблемы неразвитой инфраструктуры пограничных пунктов пропуска ФТС России уже подготовила новую модель международного пункта пропуска с использованием элементов искусственного интеллекта, т.е. будет создана некая модель «интеллектуального пункта пропуска».

В этой связи на сайте Ассоциации содействия развитию внешнеэкономической деятельности [5] указано, что Стратегией 2030 будут предусмотрены следующие основные информационные элементы перспективной модели автомобильного пункта пропуска:

- интегрированное информационное пространство взаимодействия с контрольными органами, зарубежными партнерами и иными лицами в пунктах пропуска;

- интеграция с программными средствами систем контроля (инспекционно-досмотровые комплексы, весогабаритный контроль, системы радиационного контроля «Янтарь»);

- интегрированная система считывания регистрационных номеров;

- система электронной очереди;

- система контроля перемещения транспорта (диспетчеризация);

- электронный документооборот.

Проектом Стратегии 2030 также предусматривается усовершенствование системы управления рисками (СУР) [1]. Дальнейшая эволюция СУР будет проходить, благодаря использованию технологий определения уровня риска по каждой товарной партии, применению искусственного интеллекта, обмену результатами применения СУР с федеральными органами исполнительной власти, интеграции сегментов СУР таможенных служб государств - членов ЕАЭС, информационному взаимодействию с представителями бизнеса в сфере ВЭД и изданию межведомственных профилей риска. Данные элементы должны будут повысить эффективность применения СУР и привести к минимальному уровню проведения таможенного контроля.

Немаловажно отметить, что из-за перехода к «умной таможне», как это прозвучало на одном из совместных заседаний Общественного совета при ФТС России и Экспертно-консультативного

совета по реализации таможенной политики [6], будут изменены требования, предъявляемые к должностным лицам таможенных органов РФ. Речь, прежде всего, идет о следующих профессиональных качествах:

- следование миссии ФТС России;

- обладание знаниями и навыками применения новейших 1Т-технологий, информационных систем и ресурсов, технических средств контроля и наблюдения;

- владение методами анализа больших объемов данных, умение применять системы, использующие технологии искусственного интеллекта;

- наличие способности к оперативной адаптации, стремление к дополнительному обучению, переподготовке в условиях изменяющихся процессов таможенного администрирования;

- знание иностранных языков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, согласно проекту Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года предполагается, что в ближайшие десять лет отечественные таможенные органы выйдут на новый технологичный и высокоэффективный уровень. Это позволит еще больше сократить временные затраты и повысить уровень работы должностных лиц таможенных органов с участниками ВЭД через систему искусственного интеллекта. Такое направление развития ФТС России предполагает переход к максимально возможной автоматизации работы таможенных органов через специализированные ИКТ, создаваемые на базе современных компьютерных систем и 1Т-технологий.

Библиографический список:

1. Выступление руководителя ФТС России В.И. Була-вина 3 июля 2019 года. URL: http://www.sbo-paper.ru/ upload/pdf/2019.07.03_FTS_prezentation_strateg2030. pdf (дата обращения: 05.10.2019).

2. Федеральная таможенная служба. Сведения о деятельности ФТС России. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_conten t&view=article&id=7995&Itemid=1845. (дата обращения: 16.10.2019).

3. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли. Документы ТСВТ. URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:804480371352016 6::NO:::. (дата обращения: 16.09.2019).

4. Центральный банк Российской Федерации. Базы данных. Динамика курсов доллара США и евро к рублю и показатели биржевых торгов. URL: https://www.cbr. ru/hd_base/micex_doc/. (дата обращения: 16.09.2019).

5. Каким быть пунктам пропуска? URL: http://www. np-srv.ru/news/kakim-byt-punktam-propuska-proekt-strategii-razvitiya-tamogennoy-slugby-do-2030-goda. html (Ассоциация содействие развитию внешнеэкономической деятельности) (дата обращения: 07.10.2019).

6. К умной и незаметной таможне. URL: http://www. osfts.ru/meropriyatiya/2019/k-umnoj-i-nezametnoj-tamozhne (Общественный совет при ФТС России) (дата обращения: 05.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.