Научная статья на тему 'Система управления рисками как эффективный механизм деятельности ФТС России в условиях модернизации'

Система управления рисками как эффективный механизм деятельности ФТС России в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1731
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ФТС РОССИИ / RISK MANAGEMENT SYSTEM / FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA / EURASIAN ECONOMIC UNION / INFORMATION AND SOFTWARE OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагорная М.С., Якименко Е.С.

В статье на основе статистических данных проанализированы особенности функционирования системы управления рисками Федеральной таможенной службы в условиях модернизации с учетом выполнения международных обязательств и в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.[12]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нагорная М.С., Якименко Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RISK MANAGEMENT SYSTEM AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION

The article analyzes, on the basis of statistical data, the features of the functioning of the risk management system of the Federal Customs Service in the context of modernization, taking into account the fulfillment of international obligations and in the framework of the implementation of the Concept for the Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation until 2020.

Текст научной работы на тему «Система управления рисками как эффективный механизм деятельности ФТС России в условиях модернизации»

УДК 338.22 JEL: P16

ББК 65.05

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Нагорная М.С., к.и.н., доцент, ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», e-mail: marya.nagornaya@mail.ru Якименко Е.С.,

ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», e-mail: eva.yakimenko.1997@mail.ru

Аннотация

В статье на основе статистических данных проанализированы особенности функционирования системы управления рисками Федеральной таможенной службы в условиях модернизации с учетом выполнения международных обязательств и в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.1

Ключевые слова: система управления рисками, Федеральная таможенная служба России, Евразийский экономический союз, информационно-программные средства ФТС России.

В современных условиях глобализации, интенсивной международной экономической интеграции, выполнения международных обязательств, достаточно сложных международных внешнеполитических отношений, санкционной политики, экономических и социальных вызовов внешнеэкономическая деятельность России играет важную роль и составляет более 50% ВВП отечественной экономики.

Важную роль в регулировании внешнеторгового оборота и осуществлении фискальной функции играет Федеральная таможенная служба России (ФТС), которая только за 2018 г. перечислила в государственный бюджет 6063,18 млрд руб., что на 32,5% превысило показатели 2017 г 2. Ежегодно через ФТС России проходит значительный объем товарооборота, в 2018 г. в таможенные органы было подано более 4,7 млн деклараций, за анализируемый период возбуждено 143 148 дел об административных правонарушениях и 2 054 уголовных дела3.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что первостепенной задачей ФТС становится совершенствование процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сокращение времени таможенного оформления и повышение результативности таможенного контроля, достижению которой способствует внедрение и функционирование системы управления рисками (СУР).

Для реализации поставленной задачи ФТС России разработана Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации4, а также в 2018 г. было утверждено Положение об Управлении таможенных рисков5.

Используемая в таможенных органах система управления рисками базируется на международных стандартах Всемирной таможенной организации и принципах риск-менеджмента, а также включает положения, содержащиеся в основополагающих документах в области СУР:

- Генеральном приложении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в редакции 1999 г.

- Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации в редакции 2012 г.;

- Соглашении Всемирной таможенной организации по упрощению процедур торговли (9-я Министерская конференция Всемирной таможенной организации, о. Бали, Индонезия, декабрь 2013 г.);

- ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (международный стандарт 180 31000:2009);

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (международный стандарт 180/1ЕС 31010:2009 «Управление рисками - принципы и руководство»);

- ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Менеджмент риска. Термины и определения»6.

Специалисты под системой управления рисками понимают комплекс правил, документов и мероприятий по идентификации, оценке рисков, реагированию на риски, а также мониторингу и контролю их уровня7. В таможенной сфере система управления рисками - это основной инструмент таможенных органов, с помощью которого реализуется принцип выборочности таможенного контроля, позволяющий сосредоточить внимание таможенных органов на тех поставках, где существует наибольший риск нарушения таможенного законодательства. Это дает возможность проводить не масштабные, а «точечные» проверки, и сосредоточивать внимание на товарных партиях, при декларировании которых высока вероятность предоставления недостоверных сведений в целях занижения суммы таможенных платежей.

В 2018 г. в целях предотвращения случаев перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением требований актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства РФ о таможенном регулировании, таможенными органами утверждено и актуализировано 57 284 профиля рисков, из них 851 - общероссийских, 2 888 - региональных и зональных, 53 545 - целевых (в 2017 г. - 49 182 профиля рисков, из них 872 - общероссийских, 4 730 - региональных и зональных, 43 580 - целевых)8.

Анализируя статистические данные, мы видим, что СУР значительно повышает эффективность таможенного контроля. В результате применения СУР ФТС России в 2018 г. дополнительно взыскано более 21,5 млрд руб., возбуждено 41 562 дела об административных правонарушениях и 505 уголовных дел, принято 27263 решения об отказе в выпуске товаров и 13000 решений о запрете ввоза/вывоза товаров, доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 47,5% в 2017 г. до 51,4% в 2018 г.9 В подавляющем большинстве случаев уголовные дела возбуждены по ст.194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», административные правонарушения по статьям главы 16 КОАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)».

ФТС осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с различными госструктурами: МВД России, ФНС России, МЧС России, ФАС России, Роструд, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор, Ростехнадзор. В рамках информационного взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности ФТС активно использует возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг, Информационной системы федеральных органов исполнительной власти, Федеральной государственной информационной системы Генеральной прокуратуры РФ «Единый реестр проверок», Государственной автоматизированной информационной системы «Управление».

Обеспечивает взаимодействие информационных систем таможенных органов с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти, организаций, таможенных служб иностранных государств, участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц специально созданное Центральное информационно-техническое таможенное управление, входящее в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ.

Собственные информационно-программные средства ФТС России, автоматизирующие контрольно-надзорную функцию включают в себя: автоматизированную информационную систему центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности (АИС «ЦРСВЭД»), Информационно-справочную систему контроля таможенной деятельности (ИСС «Малахит»), Автоматизированную подсистему компонента сервисов личного кабинета (АПС «Личный кабинет»), Комплекс программных средств поддержки проверочной деятельности таможенных органов (КПС «Постконтроль»), Автоматизированную информационную систему кадровых подразделений таможенных органов (АИС «Кадры-2»), Комплекс программных средств выявления рисков (КПС «Выявление рисков»).

В 2018 г. число зарегистрированных пользователей Личного кабинета участника ВЭД, воспользовавшихся информационным сервисом «Лицевой счет», составило 66 тыс., ими получено 856,7 тыс. отчетов с информацией об остатках денежных средств и 156,6 тыс. отчетов о движении денежных средств на лицевых счетах. По заявлениям участников ВЭД открыто 77 278 единых лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов. Общая сумма денежных средств, уплаченных в счет таможенных и иных платежей юридическими лицами-плательщиками, использующими ресурс ЕЛС, составила 4 577,87 млрд руб. (74,3% от общей суммы денежных средств, уплаченных юридическими лицами в счет таможенных и иных платежей)10.

С 21 марта 2019 г. в «Личном кабинете участника ВЭД» начал функционировать сервис информирования компаний о категории уровня риска. Новый сервис обеспечивает визуализацию текущей категории уровня риска организации, а также результатов проверки её деятельности по основным «блокирующим» критериям. Кроме того, в сервисе реализована функция предупреждения о возможном повышении уровня риска, если итоговое значение оценки деятельности участника ВЭД менее чем на 10% отличается от порогового значения, предусматривающего переход в более высокую категорию риска. Реализация данного функционала позволяет повысить уровень транспарентности и предсказуемости при совершении таможенных операций. Воспользоваться сервисом могут организации, присоединившиеся к Хартии добросовестных участников ВЭД.

В 2018 г. в целях совершенствования СУР при осуществлении таможенного контроля таможенной стоимости в условиях вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, предусматривающего подачу ДТ без документов и ее автоматический выпуск при отсутствии таможенных рисков, ФТС России проведена работа, направленная на обеспечение возможности формирования профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости на основе отчетов системы Автоматизированного контроля таможенной стоимости (ИСС «Малахит»). В результате стало возможным использование динамических стоимостных индикаторов риска в отношении декларируемых товаров с существенным отклонением величины заявленной таможенной стоимости от стоимости идентичных (однородных) товаров.

ФТС России, начиная с 2011 г., проводится работа по унификации подходов и обеспечению единообразия при администрировании таможенного контроля таможенной стоимости товаров на всей территории ЕАЭС в рамках деятельности рабочей группы при ОКТС по развитию СУР в таможенных органах государств - членов ЕАЭС, в результате которой унифицируются критерии рисков и определяются области рисков. Унификация методологических и практических вопросов реализации СУР по направлению контроля таможенной стоимости направлена на обеспечение уплаты таможенных платежей в полном объеме и создание равных конкурентных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности на всей территории ЕАЭС.

В 2018 г. ФТС России была продолжена работа по совершенствованию и развитию субъектно-ориентированной модели СУР, предусматривающей дифференцированное применение мер таможенного контроля в зависимости от категории уровня риска, что позволяет существенно снизить количество и частоту применения мер таможенного

контроля в отношении добросовестных участников ВЭД, перенося их на этап после выпуска товаров, и сконцентрировать основные усилия на наиболее рисковых поставках.

Таким образом, можно сделать вывод, что система управления рисками является одной из основных составляющих механизма таможенного контроля. Использование СУР позволяет максимально упрощать таможенные процедуры для добросовестных участников ВЭД, пресекать контрабанду, недекларирование (недостоверное декларирование) товаров, способствует быстрому и своевременному поступлению таможенных платежей в государственный бюджет.

Примечания

1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _82134/28c7f9e359e8afö9d7244d8033c66928fa27e527/. (дата обращения 15.05.2019)

2 ФТС России: о перечислении средств в федеральный бюджет. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27104: 2019-01-10-11-35-39&catid=40:2011-01-24-15-02-45. (дата обращения 18.01.2019)

3 Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2018 г. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: www.customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=27155:-2018-&catid=55:2011-01-24-16-40-26. (дата обращения 16.05.2019)

4 Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069. // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45391/ (дата обращения 20.05.2019)

5 Об Управлении контроля таможенных рисков: Приказ ФТС России от 27 апреля 2018 г. № 615. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: customs.ru/images/stories/2018/September/Scan_333.pdf (дата обращения 25.05.2019)

6 Общие положения о применяемой в таможенных органах Российской Федерации системе управления рисками и ее основном инструменте - профиле риска. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: customs.ru/index.php?Itemid=2731&catid=602%3A2017-08-10-11-00-08&id=25625%3A2017-08-10-11-02-46&option=com_content&view=article (дата обращения 02.06.2019)

7 Система управления рисками. // Национальный расчетный депозитарий. [Электронный ресурс]. - URL: www.nsd.ru/ru/about/structure/risk_management/ (дата обращения 10.05.2019)

8 Таможенная служба Российской Федерации в 2018 г. / Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sluzhba_v_2018_godu.pdf (дата обращения 28.05.2019)

9 Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_ Federalnaya_tamozhennaya_sluzhba_v_2018_godu.pdf (дата обращения 28.05.2019)

10 Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета -ЕЛС»: Приказ ФТС России № 1329 от 24 августа 2018 г. // таможенные документы. Электронный ресурс]. -URL: www.alta.ru/tamdoc/18pr1329/ (дата обращения 29.05.2019)

THE RISK MANAGEMENT SYSTEM AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE CONTEXT

OF MODERNIZATION

NagornayaM.S., Yakimenko E.S., South Ural Institute of management and Economics

Abstract

The article analyzes, on the basis of statistical data, the features of the functioning of the risk management system of the Federal Customs Service in the context of modernization, taking into account the fulfillment of international obligations and in the framework of the implementation of the Concept for the Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation until 2020.

Keywords: risk management system, Federal Customs Service of Russia, Eurasian Economic Union, information and software of the Federal Customs Service of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.