УДК 338.22 ШЬ: Р16
ББК 65.05
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТАМОЖНИ: СПЕЦИФИКА ВНЕДРЕНИЯ И ПОТЕНЦИАЛ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Якименко Е.С., ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
e-mail: [email protected]
Нагорная М.С., ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проанализированы специфика внедрения и потенциал эффективности системы управления рисками Федеральной таможенной службы России в условиях модернизации на примере Челябинской таможни с учетом субъектно-ориентированной модели. Рассмотрен процесс управления рисками, порядок риск-категорирования с учетом установленных критериев, мероприятия, изучены применяемые таможенными органами в интересах минимизации рисков, проанализированы статистические данные по результатам внедрения СУР.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба России, система управления рисками, субъектно-ориентированная модель СУР, риск-категорирование, личный кабинет участника ВЭД, Челябинская таможня.
В современных условиях глобализации, интеграции РФ в мировое хозяйство, перехода на инновационный принцип развития экономики важную роль в обеспечении национальной безопасности играет Федеральная таможенная служба (ФТС).
Челябинская таможня - одна из крупнейших таможен в Уральском федеральном округе, в зоне её деятельности функционируют 14 таможенных постов: Челябинский, Восточный, Златоустовский, Половинский, Троицкий, Саткинский, Озёрский, Миасский, Шадринский, Первомайский, Таможенный пост ЧЭМК, Курганский железнодорожный пост, таможенный пост Аэропорт Баландино, Южно-Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования)). До конца 90-х Челябинская таможня выполняла исключительно функции внутренней таможни, связанной с таможенным оформлением и таможенным контролем. С принятием в структуру в апреле 1998 г. Троицкого таможенного поста, ранее подчинявшегося Магнитогорской таможне (упразднено), Челябинская приобрела статус пограничной, т. к. в зоне ее ответственности пролегает граница с Республикой Казахстан протяженностью более 1500 км.
На сегодняшний день в зоне ответственности Челябинской таможни осуществляют внешнеторговые операции более тысячи предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей. Проанализировав статистические данные, мы представили в таблице 1 лидирующие позиции по региональной товарной структуре за 2018 г.
Таблица 1 - Товарооборот Челябинской области за 2018 г.1
Экспорт 5253 млн. долларов США Товарная структура Металлы и изделия из них 2 858 788,4 долларов США
Машины, оборудование и транспортные средства 109 920,7 долларов США
Импорт 2772 млн. долларов США Машины, оборудование и транспортные 883 961,7 долларов США
средства
Минеральные продукты 308 869,5 долларов США
Мы видим, что основной объем товарооборота приходится на крупные промышленные объекты - гиганты отечественной металлургии и машиностроения. В 2018 г. Челябинская таможня оформила свыше 38 тысяч деклараций на товары. В рамках модернизации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, был осуществлён переход на электронное декларирование, количество деклараций на товары, зарегистрированных без участия инспектора, составило 88%, из них 17% по -импорту, 71% - по экспорту. Таможенные органы Южного Урала перечислили в федеральный бюджет 16 миллиардов рублей, выполнив контрольное задание на 101%, было возбуждено 1464 дела об административных правонарушениях и 12 уголовных дел, изъято почти 100 тонн санкционных товаров2.
Учитывая объемы и стратегическую важность грузопотоков, сотрудники Челябинской таможни нацелены на упрощение и ускорение таможенных процедур, что позволяет минимизировать финансовые, временные и иные затраты со стороны субъектов ВЭД, и этому, на наш взгляд, способствует Система управления рисками (СУР).
Система управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля3, базируемый на международных стандартах Всемирной таможенной организации и принципах риск-менеджмента. СУР позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, увеличивая эффективность таможенного контроля, освобождая значительное число участников ВЭД от излишнего бюрократического контроля. В результате применения СУР ФТС России за 2018 г. дополнительно взыскано порядка 21,5 млрд рублей, что на 4% превышает значение 2017 г.4
Приоритетная цель СУР заключается в определении товаров и транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю и форм таможенного контроля, применяемых к ним, а также степени и объема таможенного контроля5.
Система управления рисками построена на профилях риска, под которыми понимается совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению и минимизации риска.
Профили риска разделяются по сроку действия: краткосрочные - до 1 месяца, средне срочные - 1-3 месяца, долгосрочные - 3-12 месяцев и постоянные. По региону действия: общероссийские, региональные и зональные. По способу выявления: автоматические (риск выявляется только программным средством без участия инспектора), автоматизированные (риск выявляется программным средством, отдельные индикаторы риска проверяются инспектором) и неформализованные профили риска (риск выявляется исключительно должностным лицом без применения программного средства).
В 2018 г. в целях предотвращения случаев перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением требований актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства РФ о таможенном регулировании таможенными органами утверждено и актуализировано 57 284 профиля риска, из них 851 - общероссийский, 2 888 - региональных и зональных, 53 545 - целевых (для сравнения в 2017 г. было разработано 49 182 профиля риска, из них 872 -общероссийских, 4 730 - региональных и зональных, 43 580 - целевых)6.
Увеличение значений показателей эффективности таможенного контроля было достигнуто благодаря комплексной работе, направленной на совершенствование СУР при выборе объектов контроля и сокращение количества проверок с низкой экономической эффективностью. Количество проверок с суммой экономического ущерба менее 250 тыс. рублей снизилось за 2018 г. почти в 2 раза (с 798 до 440)7.
Анализируя данные Челябинской таможни, мы видим, что процесс управления рисками включает два взаимосвязанных этапа. На первом - формируются инструменты системы управления рисками, а на втором - осуществляется применение этих инструментов и их конкретизация по результатам применения.
В алгоритм первого этапа входят следующие мероприятия:
- сбор и обработка информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и участников ВЭД;
- обнаружение и описание риска;
- определение мер по минимизации рисков и порядка их применения;
- формирование и утверждение профилей риска8.
Второй этап включает:
- анализ текущей информации о перемещаемых товарах, транспортных средствах и участниках внешнеэкономической деятельности и выявление рисков;
- оценку рисков и целевой отбор объектов для таможенного контроля на основании индикаторов риска;
- применение мер по минимизации риска;
- контроль результатов применения мер по минимизации риска;
- обобщение результатов применения профилей рисков;
- актуализация (при необходимости - отмена) и уточнение профилей рисков.
Основными мероприятиями, применяемыми таможенными органами в интересах
минимизации рисков являются:
- проверка документов и сведений;
- таможенный досмотр товаров;
- запрос при необходимости дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенных документах;
- выпуск товаров по согласованию с начальником таможенного поста;
- направление запроса декларанту о представлении оригиналов документов и (или) их копий, заверенных в установленном законодательством порядке, подтверждающих сведения, заявленные в декларации, именно на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме);
- таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов.
В основу процессов управления рисками в таможенной службе РФ положена субъектно-ориентированная модель СУР, которую эффективно реализует и Челябинская таможня. Модель основана на распределении участников внешнеэкономической деятельности по трем категориям уровня риска (низкий, средний и высокий) в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля.
Субъектно-ориентированная модель СУР позволяет одновременно решать сразу несколько важных задач, а именно:
- смещение акцента таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», что обеспечивает снижение издержек законопослушных участников ВЭД при совершении таможенных операций;
- рациональное использование кадровых и технических ресурсов таможенных органов при проведении контроля;
- возможность максимально сконцентрировать основные усилия при таможенном контроле на наиболее рисковых товарных партиях9.
В структуре Челябинской таможни эффективно функционирует специально созданный Отдел применения системы управления рисками, задачами которого являются: организация, координация и контроль деятельности структурных подразделений по вопросам разработки и единообразного применения СУР; анализ и контроль совершения
таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств международной перевозки, минимизация рисков, обеспечение принципа выборочности и др.10
В 2018 г. в целях совершенствования СУР при осуществлении таможенного контроля таможенной стоимости в условиях вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС (СУР, применяемой таможенными органами посвящена глава 50), предусматривающего подачу деклараций на товары без документов и ее автоматический выпуск при отсутствии таможенных рисков, ФТС России проведена работа, направленная на обеспечение возможности формирования профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости на основе отчетов информационной программной системы Автоматизированного контроля таможенной стоимости «Малахит». В результате стало возможным использование динамических стоимостных индикаторов риска в отношении декларируемых товаров с существенным отклонением величины заявленной таможенной стоимости от стоимости идентичных (однородных) товаров.
С 21.03.2019 г. в «Личном кабинете участника ВЭД» начал функционировать новый сервис информирования субъектов ВЭД о категории уровня риска, позволяющий визуализировать текущую категорию уровня риска организации, а также результатов проверки её деятельности по основным «блокирующим» критериям. Кроме того, в сервисе реализована функция предупреждения о возможном повышении уровня риска если итоговое значение оценки деятельности участника ВЭД менее чем на 10% отличается от порогового значения, предусматривающего переход в более высокую категорию риска. Реализация данного функционала позволяет повысить уровень транспарентности и предсказуемости при совершении таможенных операций. Воспользоваться сервисом могут организации, присоединившиеся к Хартии добросовестных участников ВЭД.
Порядок риск-категорирования независимо от вида перемещаемых товаров осуществляется автоматизировано, проводится без участия должностных лиц таможенных органов и предусматривает проведение анализа деятельности участников ВЭД за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения, и определяет 35 критериев, характеризующих участника ВЭД на основе различных аспектов его деятельности, в том числе: наличие товарооборота с оффшорными зонами, изменения динамики основных показателей таможенного декларирования, результаты проведенного таможенного контроля, привлечение к административной ответственности, уровень соблюдения валютного законодательства, экспортная ориентированность, результаты категорирования ФНС России11 и др.
Категория высокого уровня риска присваивается участнику ВЭД при получении итоговой оценки его деятельности, соответствующей установленному для данной категории значению, или при выявлении одного из нижеперечисленных критериев:
- участник ВЭД находится в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;
- нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;
- наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате штрафа, согласно вступившему в силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом;
- участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, по частям 1 или 2 ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.
Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:
- дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта, предшествует дате начала анализируемого периода либо шести месяцам до даты его окончания при условии, что в отношении участника ВЭД выявлен критерий - отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России;
- общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в анализируемом периоде составляет не менее 100;
- участник ВЭД является юридическим лицом;
- итоговая оценка его деятельности соответствует значению, установленному для категории низкого уровня риска;
- отсутствие на дату проведения риск-категорирования неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в срок, превышающий десять календарных дней с даты истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей;
- не выявлены критерии, предусмотренные для отнесения участника ВЭД к категории высокого уровня риска.
Категория среднего уровня риска присваивается участнику ВЭД в случае, если он не отнесен к категории высокого или низкого уровня риска.
Важно учитывать, что количество критериев для каждого отрасли варьируется, некоторые из них индивидуальны для определенных отраслей, но при этом существенная часть критериев является общей, например: размер уставного капитала, стоимость чистых активов организации, основной вид экономической деятельности, штатная численность организации, применяемая система налогообложения, объем внешнеэкономической деятельности, исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, штрафов, а также налогов, администрируемых налоговыми органами.
Применение риск-категорирования в рамках СУР позволяет за счет распределения участников ВЭД по категориям уровня риска обеспечить дифференцированное применение мер таможенного контроля для каждой категории в отдельности.
В результате проведенного ФТС России риск-категорирования на II квартал 2019 г. количество организаций низкого уровня риска составило 9 053, из которых 3 734 организации осуществляли импортные операции, 1 509 - экспортные операции, 3 810 -импортно-экспортные операции. В Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства включено 4 704 организации, отнесенные к категории низкого уровня риска. За I квартал 2019 г. на долю организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска на II квартал 2019 г., пришлось около 62% товарных партий и 82% уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров. К категории высокого уровня риска отнесено 10 781 участник ВЭД, к категории среднего уровня риска - 93 487.
Снижение в отношении участников ВЭД, которые характеризуются низким уровнем риска, частоты применения мер таможенного контроля, перенос их на этап после выпуска товаров, способствует сокращению сроков совершения таможенных операций при таможенном декларировании товаров добросовестными участниками ВЭД и позволяет существенно снизить административное воздействие на указанную категорию организаций.
Таким образом, мы видим, что система управления рисками применяется таможенными органами Российской Федерации, Челябинской области для выбора объектов таможенного контроля, выявления и минимизации рисков для всех категорий товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, на этапах до и после выпуска товаров при совершении любых таможенных операций и проведении таможенного контроля и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы. Внедрение СУР позволило Челябинской таможне максимально упростить процедуры, связанные с оформлением перемещаемых товаров через таможенную границу ЕАЭС, резко сократить время проведения таможенных операций,
эффективно пресекать нарушения требований таможенного законодательства и обеспечить экономическую безопасность.
Примечания
1 Основные итоги внешней торговли по Челябинской области. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. [Электронный ресурс]. - URL: https://qps.ru/6atAM. (дата обращения 10.06.2019)
2 Челябинская таможня перечислила 16 млрд. руб. в бюджет и выявила и почти 100 тонн санкционных товаров. // Все о таможне. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2019/01/23/0004. (дата обращения 11.06.2019)
3 Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069. // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45391/. (дата обращения 13.06.2019)
4 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27216>. (дата обращения 12.06.2019)
5 Глава 50 Система управления рисками, применяемая таможенными органами: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/2de6cf0cce90e97204cefd92b32df8187531586d/. (дата обращения 14.06.2019)
6 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27216:-. (дата обращения 12.06.2019)
7 Таможенная служба Российской Федерации в 2018 г. / Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: https ://www.minfin. ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sluzhba_v_2018_godu.p df (дата обращения 06.06.2019)
8 Вериш, Т.А. Проблемы взимания таможенных платежей // Проблемы и перспективы экономики и управления. 2018. - №12. — С. 248-251.
9 О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками. // Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. - URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=2051&Itemid=2045. (дата обращения 17.06.2019)
10 Об утверждении типовых положений об отделе координации и применения системы управления рисками службы организации таможенного контроля регионального таможенного управления и отделе применения системы управления рисками таможен: Приказ Федеральной таможенной службы от 5 сентября 2016 г. № 1701. // Информационно-правовой портал «гарант». [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/71489252/. (дата обращения 16.06.2019)
11 Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности: Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации
от 1 декабря 2016 г. № 2256. // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208804/. (дата обращения 18.06.2019)
THE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE CHELYABINSK CUSTOMS: SPECIFIC IMPLEMENTATION AND POTENTIAL EFFICIENCY
Yakimenko E. S., South Ural Institute of management and Economics
e-mail: [email protected] Nagornaya M. S. South Ural Institute of management and Economics e-mail: [email protected]
Abstract
The article analyzes the specifics of the implementation and the potential effectiveness of the risk management system of the Federal customs service of Russia in the context of modernization on the example of the Chelyabinsk customs taking into account the subject-oriented model. The process of risk management, the order of risk categorization, taking into account the established criteria, measures, studied by the customs authorities in order to minimize risks, analyzed statistical data on the results of the implementation of RMS.
Keywords: Federal Customs Service of Russia, risk management system, subject-oriented model of RMS, risk categorization, personal account of a foreign economic activity participant, Chelyabinsk customs.