о ö
Э01 10.22394/1726-1139-2019-12-175-181
Перспективные технологии совершения операций и проведения контроля и их влияние на развитие | сервисно-ориентированной деятельности 2
таможенных органов Российской Федерации а
ш
Абрамов А. С.1*, Дмитриев А. А.2 °
Таможенный пост МАПП «Брусничное», Выборгская таможня (г. Выборг, Российская Федерация), abramovalr@mail.ru
2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация
РЕФЕРАТ
Наиболее актуальным и перспективным направлением деятельности ФТС России в настоящее время является разработка методик оценки деятельности таможенных органов, основанных на своевременности и качестве предоставляемых ими государственных услуг. К числу основных критериев качества государственных таможенных услуг относят скорость совершения таможенных операций, упрощение процедур подготовки документов, предоставляемых в целях совершения таможенных формальностей, а также прозрачность критериев таможенного контроля и эффективность данного контроля в целом. Основные направления развития таможенных органов изложены в Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 г. Ключевыми показателями упомянутой программы определены показатели «10 шагов навстречу бизнесу». Для достижения установленных данной Программой показателей руководством ФТС России ведется работа по внедрению перспективных технологий осуществления операций и проведения таможенного контроля, целью которых являются исключение контактов должностных лиц таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, расширение удельной доли деклараций, регистрация и выпуск которых осуществляются в автоматическом режиме, автоматическое отнесение участников внешнеэкономической деятельности к категориям риска нарушения законодательства, развитие онлайн-сервисов, повышение достоверности сведений, предоставляемых таможенным органам до момента ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза, о которых речь пойдет в настоящей статье.
Ключевые слова: сервисно-ориентированный подход, перспективные технологии, концепция развития ФТС России до 2020 г., «10 шагов навстречу бизнесу», повышение качества таможенных услуг, автоматическая регистрация, автоматический выпуск товаров, онлайн-сервисы
Для цитирования: Абрамов А. С., Дмитриев А. А. Перспективные технологии совершения операций и проведения контроля и их влияние на развитие сервисно-ориентированной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2019. № 12. С. 175-181.
Perspective Technologies of Operations, Control, and Their Impact on the Development of Service-oriented Activities of Customs Authorities of the Russian Federation
Aleksandr S. Abramov a *, Andrey A. Dmitriev b
aCustoms post Multilateral Automobile Checkpoint Brusnichnoe, Vyborg customs (Vyborg, Russian Federeation), abramovalr@mail.ru
bRussian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation
3 ABSTRACT
J The most relevant and promising area of activity of the FCS of Russia at present is the development
o of methods for evaluating the activities of customs authorities, based on the timeliness and qual-
2 ity of their public services. The main criteria for the quality of state customs services include the
speed of customs operations, the simplification of the preparation of documents provided for customs formalities, as well as the transparency of customs control criteria and the effectiveness m of this control in general. The main directions for the development of customs authorities are set
o forth in the Comprehensive Program for the Development of the FCS of Russia for the Period Un-
^ til 2020. Key indicators of the mentioned program are indicators of "10 steps towards business".
lq To achieve the indicators established by this Program, the FCS of Russia is working on the intro-
° duction of advanced technologies for operations and customs control, the purpose of which is to
exclude contacts of customs officials with participants in foreign economic activity, expansion of the specific share of declarations, registration and release of which are carried out automatically, automatic classification of foreign economic activity participants as risk categories for violation of the law, development of online services, increasing the reliability of information, provided to customs authorities until the moment of importation of goods into the territory of the Eurasian Economic Union, which will be discussed in this article.
Keywords: service-oriented approach, promising technologies, concept of development of the Federal Customs Service of Russia until 2020, "10 steps towards business," improving the quality of customs services, automatic registration, automatic release of goods, online services
For citing: Abramov A. S., Dmitriev A. A. Perspective Technologies of Operations, Control, and Their Impact on the Development of Service-oriented Activities of Customs Authorities of the Russian Federation // Administrative consulting. 2019. N 12. P. 175-181.
В настоящее время центральное место в развитии государственных органов Российской Федерации отводится повышению эффективности государственных услуг. Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации, а также руководством органов исполнительной власти ведется активная работа, направленная на разработку и реализацию принципиально новых стандартов предоставления государственных услуг, а также административных регламентов, устанавливающих порядок совершения указанных действий. Федеральная таможенная служба занимает лидирующие позиции в данном направлении. По сути, данная работа направлена на внедрение «сервисной парадигмы» деятельности таможенных органов [1].
Современная концепция сервисно-ориентированного подхода в управленческой деятельности таможенных органов в достаточном объеме изложена в рекомендациях Всемирной таможенной организации (ВТамО), поименованных в «Рамочных стандартах обеспечения безопасности и содействия торговле», и в соответствующих решениях Евразийского экономического совета, регламентирующих базовые аспекты реализации механизма «единое окно» при совершении таможенных операций. Новая философия формируемой концепции таможенного администрирования заключается в оказании максимального содействия торговле, осуществляемой добропорядочными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Внедрение данной концепции сопряжено с необходимостью модернизации самих институтов таможенного администрирования, предполагающей совершенствование методологии администрирования, таможенных операций, технологий их совершения, информационно-технических средств, регламентов и порядков предоставления таможенных услуг. Основополагающие направления развития сервисно-ориентированного подхода в деятельности таможенных органов Российской Федерации изложены в Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 г. (далее — Концепция)1.
1 Приказ ФТС России от 27 июня 2017 г. № 1065 «О решении Коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"».
Данная программа предусматривает необходимость развития деятельности та- з моженных органов по 18 направлениям. При этом план мероприятий по реализации ^ рассматриваемой программы включает 102 пункта, 41 показатель деятельности § таможенных органов, по которым планируется определение степени достижения £ поставленных задач. Из общего числа особо выделены ключевые показатели «10 ша- ^ гов навстречу бизнесу», ориентирующие необходимость развития следующих на- ° правлений деятельности таможенных органов: о
1) доля деклараций на товары, поданных и зарегистрированных в центрах электрон- Одного декларирования (ЦЭД); ш
2) доля ЦЭД, размещенных на государственных площадях;
3) доля деклараций на товары в отношении импортируемых и экспортируемых товаров, зарегистрированных в автоматическом режиме;
4) доля деклараций на товары в отношении импортируемых и экспортируемых товаров, выпущенных в автоматическом режиме;
5) доля партий с результативными формами фактического контроля;
6) доля автоматических профилей рисков;
7) доля платежей, уплачиваемых при совершении таможенных операций с применением лицевых счетов, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России;
8) доля выявляемых оперативными подразделениями преступлений в общем количестве возбужденных таможенными органами уголовных дел.
Система вышеперечисленных показателей, а также установленные контрольные значения предусматривают необходимость реформирования структуры таможенных органов путем создания электронных таможен. По состоянию на 01.01.2019 в Российской Федерации функционируют 672 места декларирования товаров. К 2020 г. планируется сокращение указанных мест до 16, включающих в себя 8 центров электронного декларирования и 8 электронных таможен. Необходимо отметить, что все указанные места декларирования товаров будут размещаться исключительно на государственных площадях, что позволит исключить возможность непосредственного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. Основной задачей данной реформы является снижение коррупционных рисков, а также искоренение недобросовестной конкуренции участников рынка.
Вторая группа ключевых показателей регламентирует процедуры внедрения и развития автоматизации процессов совершения таможенных операций при помещении товаров под заявленную декларантом таможенную процедуру. Технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров применяются при совершении таможенных операций с 2015 г. На первоначальном этапе в автоматическом режиме осуществлялась регистрация и выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру экспорта. Дополнительным критерием применения указанной технологии являлось отсутствие обложения товаров таможенными пошлинами, налогами. В дальнейшем действие указанной технологии распространено на товары, ввозимые на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В настоящее время перечень критериев авторегистрации и автовыпуска деклараций на товары, как вывозимые с таможенной территории ЕАЭС, так и ввозимые на указанную территорию, ориентирован на упрощение таможенных формальностей при декларировании товаров участниками ВЭД «Зеленого сектора», или низкого уровня риска, обладающими производственными мощностями, значительным уставным капиталом и товарооборотом, предполагающими возможность проведения таможенного контроля товаров после их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Концепция предусматривает достижение к 2020 г. по-
[Электронный ресурс]. Ш_: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=EXP& п=724427 06018971549967411 (дата обращения: 11.05.2019).
з казателей авторегистрации деклараций на товары в объеме 99% и автовыпуску □l 80% деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска. 0 Третий блок ключевых показателей Концепции также основан на дальнейшем £ развитии отраслевого и автоматизированного подходов определения категории ^ риска участников ВЭД.
° Отраслевой подход основан на установлении уровня риска нарушения таможен-о ного законодательства участниками ВЭД, имеющими собственные производствен-g ные мощности и осуществляющими: производственную деятельность; импорт от-ш дельных категорий товаров (рыбная, мясная продукция); промышленную сборку транспортных средств; экспорт самостоятельно произведенной продукции.
Отнесение участника ВЭД к низкому уровню риска на основании вышеприведенного принципа осуществляется по результатам проверки его соответствия 13 критериям, основными из которых являются: производственная деятельность; уставной капитал не менее 10 млн руб.; не менее 50 человек, задействованных в основном производстве; подача более 50 деклараций на товары в течение года; отсутствие крупных административных штрафов, не исполненных постановлений по делам об административных правонарушениях, повторных случаев привлечения к административной ответственности в связи с нарушением законодательства в области таможенного дела по одной и той же статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; отсутствие случаев не исполненной обязанности по уплате таможенных платежей, а также задолженности по уплате налогов и сборов.
Автоматизированный подход к риск-категорированию основан на автоматизированной обработке критериев с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России и Банка России1. Принцип реализации риск-категорирования основан на применении математической модели мониторинга основных показателей финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, а также результатов проведения таможенного контроля в отношении предыдущих товарных партий, помещенных под таможенные процедуры указанными участниками ВЭД. Результаты анализа позволяют отнести участников ВЭД к следующим категориям риска: высокий, средний и низкий.
При этом Концепцией предусмотрено планомерное снижение административной нагрузки в отношении субъектов низкого уровня риска, выражающееся в: повышении доли автоматически выпущенных ДТ в отношении импортируемых и экспортируемых товаров до 80%, снижение до 10% от декларационного массива количества таможенных досмотров. Необходимо отметить, что в отношении товаров, ввозимых субъектами контроля высокого уровня риска, Концепцией предусмотрено повышение процентного соотношения количества таможенных досмотров до 60%.
Результатом развития технологии автоматического риск-категорирования участников ВЭД является отнесение, по состоянию на 1 января 2019 г., 9022 организаций к субъектам ВЭД низкого уровня риска нарушения законодательства2. В целом дальнейшее продвижение принципа выборочности при проведении таможенного контроля, вкупе с применением субъектно-ориентированного подхода, способствует значительному снижению административной нагрузки в отношении указанных участников ВЭД, а также общему сокращению сроков совершения таможенных операций и повышению качества таможенных услуг.
1 Приказ ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256 «Об утверждении порядка автоматизированного определения категории риска участников внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16pr2256 (дата обращения: 11.05.2019).
2 Итоговый доклад о результатах деятельности таможенных органов в 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27216:-2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 11.05.2019).
Из числа иных технологий, внедряемых ФТС России, в целях ускорения процессов з совершения таможенных операций, необходимо отметить активную работу по реали- cl зации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р, § которым утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование £ таможенного администрирования», а также заменившего данный документ Плана s мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденного Распоряжением ° Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. № 20-р1. о
Реализация вышеуказанных нормативных документов предусматривает:
• постепенное снижение количества документов, предоставляемых при соверше- ш нии таможенных операций, связанных с ввозом товаров на территорию ЕАЭС,
а также с их вывозом с данной территории;
• снижение сроков формирования вышеуказанных документов;
• сокращение сроков проведения всех видов государственного контроля, при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС;
• минимизация незаконного оборота товаров, имеющих статус иностранных, на территории ЕАЭС;
• внедрение и расширение практики применения технологий электронного декларирования, а также совершения таможенных операций в автоматическом режиме, позволяющих сократить сроки проведения указанных административных процедур до минимальных значений.
В целях сокращения количества документов, предоставляемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, руководством ФТС проведена работа по внедрению системы межведомственного электронного взаимодействия, позволяющей на основании имеющихся сведений о реквизитах документа получить все необходимые сведения об указанном документе в соответствующем государственном органе, осуществляющем его выдачу. Данная технология позволяет избежать необходимости многократного представления участником ВЭД документов на бумажном носителе, а также позволяет исключить возможность предоставления недобросовестными участниками ВЭД недостоверных сведений о выданных разрешительных документах, либо подачи недействительных, а также поддельных документов в отношении декларируемого товара.
Требования к формату сведений, а также описание технологии обмена информацией о выданных разрешительных документах устанавливаются технологическими картами межведомственного взаимодействия. По состоянию на 1 января 2019 г. ФТС России разработано и согласовано 93 технологических карты межведомственного взаимодействия с 42 участниками2. К числу взаимодействующих в электронном виде органов и организаций отнесены органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд, Торгово-промышленная палата, а также ряд коммерческих организаций (АО «Электронный паспорт», АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», АО «Глонасс» и др.).
Еще одним перспективным направлением повышения качества таможенных услуг, внедряемым руководством ФТС России в целях снижения временных затрат участников ВЭД, связанных с формированием документов, необходимых для совершения таможенных операций, является развитие онлайн-сервисов.
В рамках развития данного направления разработан и представлен на официальном интернет-сайте ФТС России личный кабинет участника ВЭД. По состоянию на
1 Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-Р «Об утверждении Плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316129 (дата обращения: 11.05.2019).
2 Итоговый доклад о результатах деятельности таможенных органов в 2018 г.
з начало 2019 г. данный электронный ресурс позволяет использовать функционал 28 сервисов, обеспечивающих электронное взаимодействие участников ВЭД и ФТС ^ России по всем значимым операциям, сопутствующим помещению товаров под за-£ явленную таможенную процедуру. Основополагающим звеном рассматриваемой ^ технологии является электронный архив документов декларанта. В указанном архи° ве осуществляется создание формализованного вида документов (товарно-транс-о портной накладной, счета-фактуры, спецификации к поставке), на основании которых д заполняется таможенная декларация. При этом после составления указанного до-ш кумента декларанту предоставляется возможность выбора срока его хранения в электронном архиве документов декларанта, что позволяет обеспечить многократное использование документа при декларировании следующих поставок однородных товаров и ведет к значительному снижению времени подготовки документов.
Дальнейшее развитие рассматриваемого онлайн-сервиса предполагает реализацию возможности автоматического формирования перечня сведений из состава сведений, указанных в декларации на товары, необходимых для совершения таможенных операций, предшествующих помещению товаров под заявленную таможенную процедуру: регистрации сообщения о прибытии, помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Данная технология способствует значительному увеличению скорости совершения таможенных операций и позволит выйти на качественно новый уровень аналитической работы, направленной на выявление индикаторов риска и приведет к повышению эффективности таможенного контроля.
Автоматизация процессов совершения таможенных операций не обошла и пограничные пункты пропуска. Так, с 2017 г. ФТС России проведено внедрение электронной процедуры таможенного транзита. По итогам работы в 2018 г. данная технология применена в отношении 98,8% транзитных деклараций1. Внедрены технологии подачи предварительной транзитной декларации, предварительного сообщения о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Ведется активная работа по внедрению технологии автоматического выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. К факторам, препятствующим внедрению указанной технологии, относится необходимость оборудования грузовых отсеков транспортных средств дорогостоящими навигационными пломбами, а также изменения инфраструктуры пунктов пропуска в части их до-оснащения выделенными полосами, по которым будет осуществляться движение транспортных средств, подпадающих под критерии автовыпуска в соответствии с процедурой таможенного транзита. Однако, учитывая темпы внедрения перспективных технологий в деятельность таможенных органов, можно с уверенностью констатировать, что решения указанных проблемных вопросов будут предложены в ближайшем будущем.
Литература
1. Макрусев В. В. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов : монография / В. В. Макрусев, Д. Г. Зеркин, М. А. Месяц. М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2012.
Об авторах:
Абрамов Александр Сергеевич, Таможенный пост МАПП «Брусничное», Выборгская таможня (Выборг, Российская Федерация), заместитель начальника поста; abramovalr@mail.ru Дмитриев Андрей Аркадьевич, заведующий кафедрой таможенного администрирования Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат экономических наук; splin07@mail.ru
1 Там же.
References -q
s
1. Makrusev V. V. Modern approaches to management of activity of
graph / V. V. Makrusev, D. G. Zerkin, M. A. Mesyats. M. : Publishing house of the Russian customs © academy, 2012. (In rus) cl
o
About the authors: m
Aleksandr S.Abramov, Customs post Multilateral Automobile Checkpoint Brusnichnoe, Vyborg o
customs (Vyborg, Russian Federation), Deputy Chief of the post, abramovalr@mail.ru Andrey A. Dmitriev, Head of Chair of Customs Administration of North-West institute of management lq of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), PhD in Economics; splin07@mail.ru