УДК 339.9
DOI 10.24866/1815-0683/2020-4/17-29
В. В. ПИЛИПЧУК*, Н. К. СЕМЕНОВА*
Текущее состояние и возможности развития таможенного потенциала Дальневосточного региона
ПИЛИПЧУК
Виктор Владимирович - доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. [email protected].
PILIPCHUK V. V. - Docent, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics of Customs and Management.
СЕМЕНОВА
Нина Константиновна - доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономики таможенного дела и управления. [email protected].
SEMYONOVA N. K. - Docent, Candidate of Engineering Sciences, Head of the Department of Economics of Customs and Management.
Определено значение таможенных органов в развитии региональной экономики; сформулировано понятие таможенного потенциала; проведено исследование таможенного потенциала Дальневосточного региона, где рассмотрены его основные составляющие, современное состояние и перспективы развития.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональная экономика, таможенная политика, таможенный потенциал, таможенная деятельность, стратегическая цель, перспективы развития.
V. V. PILIPCHUK, N.K. SEMYONOVA Current State and Opportunities for Developing the Customs Potential of the Far Eastern Region
The importance of customs authorities in the development of the regional economy was determined; the concept of customs potential was formulated; the study of the customs potential of the Far East region was undertaken, where its main components, current state and development opportunities were considered.
Keywords: socioeconomic development, regional economy, customs policy, customs potential, customs activity, strategic goal, development opportunities.
В последние годы был принят ряд программных документов и стратегических направлений долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья1, где развитию этих
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, 1л. Стрелковая, 16 в.
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.
1 Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года: федеральная целевая программа. URL: https://fcp.economy. gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/136 (дата обращения: 29.10.2020); Стратегия
территорий придается статус общенациональной задачи, а опережающее развитие объявлено национальным приоритетом России. В числе ключевых направлений социально-экономической политики Дальневосточного региона - создание условий для эффективного роста экономики региона, благоприятного инвестиционного климата; совершенствование транспортной системы; развитие малого и среднего предпринимательства, снижение уровня административных барьеров; расширение внешнеэкономического сотрудничества, в том числе приграничного [3].
С учетом изменения геополитической структуры мира, факторов мировой и российской экономики, развитие Дальнего Востока в значительной степени зависит от сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) [3]. Дальний Восток России является непосредственной частью АТР и ближе всех регионов страны расположен к самому большому и быстро растущему рынку. На долю АТР приходится 59 % мирового ВВП и 50 % прямых иностранных инвестиций. АТР выступает крупнейшим в мире импортером, объем импорта которого составляет более 8 трлн долл. США [1].
В связи с этим возрастает значение таможенных органов в развитии региональной экономики и обеспечении экономического роста Дальневосточного региона через сферу внешнеэкономической деятельности (ВЭД). А значит, обусловлена актуальность изучения перспектив развития таможенного потенциала. Цель данной работы - исследовать основные составляющие таможенного потенциала Дальневосточного региона, сформулировать перспективы его развития.
По нашему мнению, таможенный потенциал целесообразно характеризовать способностью и возможностью таможенных органов выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной стратегической цели. Как известно, стратегическая цель таможенной службы Российской Федерации - «повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет, защита интересов отечественных производителей, охрана объектов интеллектуальной собственности и максимальное содействие внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования»2.
социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902195483 (дата обращения: 29.10.2020); О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ. URL: http://www.consuItant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=18 2596;req=doc#01799160681927503 (дата обращения: 29.10.2020); О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ и др.
2 Комплексная Программа развития ФТС России на период до 2020 года. URL: http://cus toms.ru/index. php?Itemid=2727&id=25512&option=com_content&view=article (дата обращения: 29.10.2020).
Так как таможенные органы - часть системы народного хозяйства, то деятельность таможенной службы ориентирована на достижение целей социально-экономического развития страны. При этом степень использования потенциала характеризуется уровнем фактически достигнутых потенциальных возможностей таможенных органов или результативностью деятельности таможенных органов с позиции удовлетворения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Следовательно, таможенный потенциал «оценивается исходя из того, какой вклад вносит таможня в решение стратегических народно-хозяйственных задач»3 в процессе деятельности.
Таможенная деятельность определяется таможенной политикой государства посредством выполнения общегосударственных функций и решения задач таможенного дела. Системные таможенные функции представлены регулирующей, контрольной, фискальной, правоохранительной, информационной и научно-исследовательской и реализуются в процессе деятельности системы таможенных органов России.
По своей сути таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в «установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ», а таможенное дело по содержанию - «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий при ввозе товаров на территорию РФ и вывозе с нее, .. .порядка совершения таможенных операций, исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, пошлин, проведения таможенного контроля, соблюдения запретов и ограничений в соответствии с правом Союза и (или) законодательством РФ.»4.
Рассматривая роль таможенной деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) в решении стратегических народнохозяйственных задач региона, отметим результаты, отраженные в данных таможенной статистики5. В 2019 г. внешнеторговый оборот в регионе деятельности ДВТУ (без учета взаимной торговли со странами ЕАЭС) составил 35,1 млрд долл. США и увеличился на 13,1 % по сравнению с 2018 г. (31,0 млрд долл. США). В то же время стоимостный объем экспорта снизился на 1,5, а объем импорта увеличился на 24,0 %, что составило 13,1
3 Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года: федеральная целевая программа. URL: https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/ Fcp/ViewFcp/View/2011/136 (дата обращения: 29.10.2020).
4 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020). URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03082018-n-289-fz-o-tamozhennom-regulirovanii/ (дата обращения: 29.10.2020).
5 Отчетность и результаты деятельности / ДВТУ URL: http://dvtu.customs.ru/folder/7752 (дата обращения: 29.10.2020).
(37,2 % объема товарооборота) и 22,0 млрд долл. США (62,8 %) соответственно (2018 г. - 13,2 и 17,8 млрд долл. США). Физический объем товарооборота сократился на 2,8 %, при этом в сравнении с 2018 г. физический объем экспорта сократился на 5,8 % (2018 г. - 40,6, 2019 г. - 38,2 млн т), а физический объем импорта увеличился на 17,2 % (с 6,0 до 7,1 млн т).
Количество участников ВЭД, осуществивших внешнеторговые операции в регионе деятельности ДВТУ в 2019 г., составило 15 793 (увеличение по сравнению с 2018 г. на 1 910, или 13,8 %).
Количество деклараций на товары (ДТ) по сравнению с 2018 г. выросло на 16,0 % и составило 413 027 шт. (по экспорту увеличение на 7,0, по импорту - на 18,8 %).
Ведущими странами - торговыми партнерами в 2019 г. являлись: КНР - 48,8 % стоимостного объема товарооборота, Япония - 17,6, Республика Корея - 15,1, Египет - 2,7, Тайвань - 2,0, Германия - 1,7, США - 1,4. Как видно, удельный вес стран АТР составил большую долю общего объема товарооборота таможен ДВТУ. При этом прирост объема товарооборота КНР составил 4,1 % по отношению к 2018 г.
Рассмотрим деятельность таможен ДВТУ в контексте Публичной декларации целей и задач Федеральной таможенной службы в 2019 г. [2], что позволяет оценить таможенный потенциал исходя из вклада таможни в решение стратегических задач в процессе деятельности в Дальневосточном регионе.
Цель № 1 определяет мероприятия ФТС России по достижению национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204. Одной из важнейших задач в рамках поставленной цели является обеспечение возможности совершения таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов. Так, в 2019 г. доля оформленных электронных транзитных деклараций (ЭТД) в таможнях ДВТУ составила 99,9 % (порядка 109 тыс. ЭТД). С момента вступления в силу Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (20 марта 2017 г.) технология электронного транзита перешла на постоянную основу.
Таможенными органами ДВТУ в 2019 г. обеспечено дальнейшее сокращение времени совершения таможенных операций. Установленные ФТС России показатели результативности деятельности таможенных органов по сокращению издержек заинтересованных лиц и созданию наиболее благоприятных условий при совершении таможенных операций в 2019 г. превысили плановые (табл. 1).
Таблица 1
Показатели результативности деятельности (ПРД) таможенных органов ДВТУ по сокращению времени совершения таможенных операций и выпуска товаров
ПРД Значение, ч
Плановое Достигнутое
№ 3. Сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров: - подпоказатель Ти - подпоказатель Тэ Не более 2,0 Не более 1,3 0,82 0,79
№ 4. Сокращение времени выпуска отдельных товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта Не более 1,2 0,91
№ 5. Сокращение времени выпуска товаров, перемещаемых воздушным, автомобильным и железнодорожным видами транспорта Не более 2,0 1,11
Цель № 2 направлена на обеспечение полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и иных платежей и предполагает в том числе решение задач по повышению эффективности контроля таможенной стоимости, правильности классификации и происхождения товаров. По итогам 2019 г. контрольное задание для ДВТУ по поступлению в федеральный бюджет таможенных платежей выполнено более чем на 100 %. Объемы поступления в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличились на 91 044,59 млн руб. (34 %). На увеличении собираемости таможенных и иных платежей в 2019 г. сказался рост объемов импорта товаров.
В 2019 г. таможенными органами региона внесены изменения в сведения о таможенной стоимости товаров по 22 095 ДТ, что на 67,0 % больше, чем в 2018 г. (13 234 ДТ). Доля ДТ, охваченных проверками документов и сведений по таможенной стоимости, осталась на уровне 2018 г. и составила 8,7 %.
По результатам контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС принято 4 778 решений по классификации товаров, повлекших доначисление таможенных платежей в сумме 1 127 млн руб. (2018 г.-5 683 решений, 897 млн руб.). При снижении количества принятых решений по классификации на 16 % эффективность одного решения по классификации возросла с 158 тыс. руб. в 2018 г. до 236 тыс. руб. в 2019 г.
В результате контроля правильности определения происхождения товаров возросло количество корректировок сведений о стране происхождения товаров, в результате чего при 375 решениях об изменении сведений о происхождении товаров доначислено 22,2 млн руб. (2018 г. - 137 решений, 4,4 млн руб.).
Одной из основных задач реформирования системы таможенных органов цели № 3 является совершенствование системы таможенных органов России путем создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД) - зон таможенного декларирования товаров. За 2019 г. в Дальневосточном регионе 72,44 % деклараций выпущено Владивостокским и Приамурским центрами электронного декларирования с применением технологии удаленного выпуска.
В мае 2020 г. в Приморском крае официально зарегистрирована Дальневосточная электронная таможня (ДВЭТ) и подчиненный ей Владивостокский таможенный пост - ЦЭД [5], деятельность которых осуществляется в рамках реализации мероприятий Детального плана действий ФТС России по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 год. ЦЭДы должны регистрировать и оформлять до 40 % всего декларационного массива ДВТУ - примерно 150-160 тыс. ДТ в год. Здание ЦЭД оснащено необходимым комплексом информационно-технических средств, полностью реализована (впервые в таможенных органах региона) схема отказоустойчивого построения телекоммуникационных узлов Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России.
Таким образом, в 2020 г. на Дальнем Востоке организованы два ЦЭДа:
- Владивостокский таможенный пост (ЦЭД), подчиненный Владивостокской таможне, где сконцентрировано 93 % деклараций на товары, перемещаемые морским транспортом;
- Дальневосточный таможенный пост (ЦЭД), подчиненный Дальневосточной электронной таможне, где будет осуществляться таможенное декларирование товаров, перемещаемых иными (кроме морского) видами транспорта.
В рамках цели № 4 - содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширение применения электронно-цифровых технологий в таможенном деле, реализуется одна из ключевых задач по совершенствованию практики применения технологий электронного декларирования транзита, автоматической регистрации, автоматического выпуска. Значения целевых показателей по авторегистрации (АР) и автовыпуску (АВ), достигнутые таможенными органами Дальневосточного региона по итогам 2018-2019 гг., представлены на рисунке.
Выполнение задачи по совершенствованию автоматизированного ка-тегорирования участников ВЭД6 в 2019 г. характеризуют следующие данные:
6 Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности: приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256.
- технология АВ экспортных ДТ - 9 156, приходящегося на участников ВЭД категории низкого уровня риска, выпущены в автоматическом режиме, что на 22,22 % больше, чем в 2018 г. (2 939 ДТ);
- технология АВ импортных ДТ - 14 276, приходящегося на участников ВЭД категории низкого уровня риска, выпущены в автоматическом режиме; в 2018 г. данный показатель составлял 2 170 ДТ.
АВ импортных ДТ
АВ экспортных ДТ
АР импортных ДТ
АР экспортных ДТ
17,7
40,57
16,5
15,9
38,72
38,75
72,6
_
........................................
',31
10
20
30
т 1
40
50
60
70
80
90
100
Удельный вес автоматизированных процессов таможенного администрирования, % от всего декларационного массива: 1 - 2018 г., 2 - 2019 г.
Развитие применения системы управления рисками (СУР) и уровня автоматизации процесса управления рисками является важнейшей задачей цели № 5 «Обеспечение экономической безопасности РФ в сфере внешнеэкономической деятельности» и позволяет осуществлять в автоматическом режиме с использованием информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов выбор объектов таможенного контроля с высоким уровнем риска, формировать меры по минимизации этих рисков. В 2019 году в ДВТУ охват применением профилей рисков составил 39 %, доля таможенных досмотров - 3,3 %. В результате применения мер по минимизации рисков дополнительно взыскано почти 2,2 млрд руб. таможенных платежей (2018 г.- 1,9 млрд руб.) и 91,5 млн руб. по штрафам (2018 г. -112 млн руб.).
Развитие потенциала таможен ДВТУ демонстрирует работа инспекци-онно-досмотровых комплексов (ИДК). В регионе функционируют 14 ИДК, с помощью которых в 2019 г. осмотрено с применением ИДК 90 965 объектов контроля (2018 г. - 70 687), или 8,7 % общего количества объектов контроля, прошедших через пункты пропуска (2018 г. - 12,14 %), проведено 2 396 результативных таможенных осмотров (2018 г. - 1 137). Эффективность таможенных осмотров товаров и транспортных средств с использованием ИДК составила 2,63 % (2018 г. - 1,61 %).
0
2
Одной из основных задач цели № 6 - «Совершенствование информационного взаимодействия с государственными органами и организациями, в том числе в рамках международного сотрудничества» - является организация исполнения мероприятий, включенных в Программу международных связей ФТС России на 2019 год (утв. приказом ФТС России от 26.12.2018 № 2130). В 2019 г. представители ДВТУ и подчиненных таможен приняли участие в 64 международных мероприятиях различного уровня и направленности (табл. 2).
С 1 июля 2019 г. объемы задач ДВТУ в рамках международной деятельности увеличились - в связи с переподчинением ДВТУ Бурятской и Читинской таможен в компетенцию ДВТУ перешло сотрудничество с Маньчжурской региональной таможней (КНР), а также большая часть регионального сотрудничества с монгольскими таможенными органами.
Отметим, что в 2019 г. актуальными были вопросы, связанные с развитием транзитных перевозок по международным транспортным коридорам (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» с применением современных таможенных технологий. Среднее время выпуска товаров, перемещаемых по транзиту в 2019 г. в рамках Технологической схемы перемещения товаров, составило 30 минут, а завершение таможенной процедуры таможенного транзита (ТПТТ) - 44 минуты (2018 г. - 22 и 33 минуты соответственно). Всего за 2019 г. по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» в соответствии с ТПТТ и в рамках Технологической схемы перевезено 276 партий товаров, 6 532 контейнера общим весом 167,8 тыс. т. В 2018 г. по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» в соответствии с ТПТТ и по Технологической схеме перевезено 257 партий товаров, 3 559 контейнеров общим весом 91,3 тыс. т. Увеличение объема перевезенных товаров в 2019 г. составляет 83,3 % объема товаров, перевезенных в 2018 г.
Получил дальнейшее развитие институт предварительного информирования (ПИ). Так, в морских пунктах пропуска Владивостокской и Находкинской таможен обязательное ПИ о товарах, доставляемых водным транспортом, посредством Комплекса программных средств (КПС) «Портал Морской порт» внедрено с 01.10.2016, а с июля 2017 г. - на таможенных постах Биробиджанской, Благовещенской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Хабаровской таможен. По итогам 2019 г. доля ПИ на территории ДФО на морском транспорте в составе сведений, предусмотренных п. 5 Решения Коллегии ЕЭК № 51, составила порядка 96 %. В железнодорожных пунктах пропуска ДФО уровень использования ПИ о прибытии товаров составляет 96 %, а уровень использования предварительных сведений об убытии - 88 %.
Таблица 2
Параметры взаимодействия ДВТУ с иностранными таможенными органами и организациями в рамках международного сотрудничества в 2019 г.
География таможенного сотрудничества Китайская народная республика, Япония, Республика Корея, Монголия
Активизация работы с таможенными службами иностранных государств Встреча по теме «Ледяной Шелковый путь» (ГТУ КНР) Заседание российско-китайской рабочей группы по автомобильному транспорту и автомобильным дорогам Заседание совместных рабочих групп по организации взаимодействия в пунктах пропуска и по обмену данными таможенной статистики внешней торговли КНР Рабочие встречи по вопросам совершенствования таможенного контроля и повышения эффективности функционирования пунктов пропуска на границе Рабочая встреча с японскими таможенными органами по вопросам применения современных таможенных технологий, защиты прав интеллектуальной собственности, перемещения транзитных товаров и др. Взаимодействие с представителями японского института Japan Auto Appraisal Institute по вопросам информации о ценах на подержанные автомобили японского производства Встречи с представителями японского бизнеса по теме развития перевозок из Японии через территорию России с использованием Транссибирской железнодорожной магистрали Встреча с делегацией Пусанской региональной таможни Встреча с делегацией монгольской таможенной службы Взаимодействие ДВТУ и таможен региона с консульскими учреждениями ДФО, другими иностранными организациями
Совместные мероприятия Продолжение эксперимента по обмену информацией по выявленным и возвращаемым радиационно-опасным объектам Проведение российско-китайского мониторинга времени совершения таможенных операций Участие в российско-японском бизнес-форуме по теме «Транссиб в системе евро-азиатских перевозок: новые возможности и перспективы» Проведение семинара Азиатско-Тихоокеанской ассамблеи Международного союза железных дорог по теме «Выработка мер для эффективного развития мультимодальных перевозок АТР с целью повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта» Распространено действие проекта «Упрощенный таможенный коридор» («Зеленый коридор») на экспорт товаров из России в Китай
Говоря о таможенном потенциале Дальневосточного региона, следует отметить работу по профессиональной подготовке кадров ДВТУ как одну из важнейших составляющих кадрового потенциала системы таможенных
органов. Всего в течение 2019 г. повышение квалификации и профессиональную переподготовку прошли 2 098 должностных лиц, или 42,5 % общего количества (годовой показатель 32 %) (2018 г. - 1 418 чел., 37,7 %). Прошли обучение по дополнительным профессиональным программам 1 892 чел., или 90,2 % общего числа обученных (2018 г. - 83,8 %). Успешно решены вопросы по штатному и кадровому обеспечению вновь созданных электронных таможен и центра электронного декларирования. На регулярной основе в аппарате ДВТУ и таможенных органах региона организованы различные виды практик (учебная, производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, преддипломная) для студентов филиалов РТА, а также других высших учебных заведений. В 2019 г. всего практику прошли 744 чел.
Перспективы развития таможенного потенциала Российской Федерации, в том числе Дальневосточного региона, определены Стратегией развития таможенной службы РФ до 2030 года (Стратегия)7 и других программных документах, где отражена система приоритетов и целевых ориентиров с учетом экономических преобразований, внешнеполитических интересов России и международной практики государственного регулирования в области таможенного дела на долгосрочную перспективу. Так, в миссии Стратегии сформулирована главная цель: «Формирование качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстроперенастраива-емой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства» [4]. Для достижения цели определены основополагающие направления развития таможенной службы на перспективу: «цифровизация и автоматизация, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД и ряд других» [4].
Государство проделало значительную работу в целях создания условий для развития социально-экономического состояния Дальнего Востока, однако многие механизмы требуют существенной доработки и совершенствования в части решения ряда ключевых проблем, к которым можно отнести: проведение последовательной политики Правительства РФ по поддержке ДФО; осуществление реструктуризации экономики; своевременную реализацию инфраструктурных проектов; создание благоприятных условий
7 Стратегия развития таможенной службы РФ до 2030 года. URL: https://customs.gov.ru/activity/ programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 29.10.2020).
инвестирования и ведения бизнеса; обеспечение роста объемов экспорта несырьевых товаров; разрешение демографической и кадровой проблемы; повышение качества жизни населения Дальневосточного региона.
В контексте необходимости социально-экономического развития Дальнего Востока следует отметить проблемные вопросы таможенного потенциала региона.
Основными факторами, замедляющими реализацию таможенного потенциала ДФО, являются низкий экономический потенциал и неразвитая инфраструктура, в том числе транспортная, при значительных размерах территории, а также локальный характер ее освоения. Проблему пытаются решать, в частности, привлечением и реализацией инвестиционных проектов, которые должны способствовать устранению отсталости региона.
С октября 2019 г. по конец февраля 2020 г. Счетная палата проводила анализ выполнения ФТС России Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года8. Аудиторы обнаружили, что фактические значения уже в 2014 г. (за исключением одного из восьми) превысили показатели, утвержденные ФТС России на период 2015-2018 гг., т. е. установленные показатели в ряде случаев являются либо уже выполненными, либо легко выполнимыми. При этом меры по корректировке значений показателей не принимались.
Кроме того, из 72 запланированных мероприятий на момент утверждения Детального плана по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» было исполнено 17, или 23,6 %, что свидетельствует об установлении ФТС России при планировании легкодостижимых целей и задач.
Как отмечалось выше, одной из существенных проблем развития таможенного потенциала ДФО является неразвитая транспортная инфраструктура. Так, за счет средств федерального бюджета построено и введено в эксплуатацию 13 из 36 подлежавших завершению объектов инфраструктуры морских портов. Уровень внебюджетного финансирования работ по развитию портовой инфраструктуры, обеспечивающей перевалку грузов, составил: 2016 г. - 50,6, 2017 г. - 29,4, 2018 г. - 26,9 %; по состоянию на 1 ноября 2019 г. - 14,1 %. ФГУП «Росморпорт» не приняло своевременных мер по вовлечению в инвестиционный процесс объектов незавершенного строительства с высокой степенью готовности9.
8 Счетная палата о Стратегии-2020: ФТС России сделала легкодостижимыми отдельные показатели. URL: https://customsforum.ru/news/big/schetnaya-palata-o-strategii-2020-fts-rossii-sdelala-legkodostizhimymi-otdelnye-pokazateli-554089.html (дата обращения: 25.11.2020).
9 Счетная палата: уровень грузооборота в морских портах значительно ниже проектной мощности. URL: https://customsforum.ru/news/big/schetnaya-palata-uroven-gruzooborota-v-morskikh-portakh-znachitelno-nizhe-proektnoy-moshchnosti-554041.html (дата обращения: 25.11.2020).
До 2030 г. таможня должна стать интеллектуальной. Однако переход от «электронной» к «интеллектуальной» таможне тормозят пункты пропуска: некоторые переходы устарели, а где-то даже нет электронного оборудования.
Не решен ряд вопросов тактического характера. По-прежнему непрозрачны принципы обработки и распределения ДТ между должностными лицами в электронных таможнях и ЦЭД; возможны случаи необоснованного отказа таможенниками в регистрации ДТ; регулярно нарушаются сроки выпуска; сбоят программные средства; элементы СУР используют как орудия недобросовестной конкурентной борьбы. В таможенных органах нет унифицированных подходов к проведению одних и тех же операций, неравномерно распределена нагрузка на должностных лиц10.
Подводя итог, можно констатировать, что таможенный потенциал определяется способностью и возможностью таможенной службы Российской Федерации достигать поставленной стратегической цели посредством выполнения общегосударственных функций и решения задач таможенного дела в процессе своей деятельности, которая определяется таможенной политикой государства.
О современном состоянии и развитии таможенного потенциала Дальневосточного региона дают представление приведенные в статье показатели и их динамика:
- внешнеторговый оборот, представленный показателями стоимостных и физических объемов экспорта/импорта;
- количество участников ВЭД, осуществляющих внешнеторговые операции, а также количество оформленных деклараций на товары;
- сокращение времени совершения таможенных операций;
- объемы поступлений в федеральный бюджет таможенных платежей;
- эффективность контроля таможенной стоимости;
- процессы создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования;
- удельный вес автоматизированных процессов таможенного администрирования с применением технологий электронного декларирования транзита, автоматической регистрации, автоматического выпуска без участия должностных лиц таможенных органов;
- уровень развития системы управления рисками, автоматизации процесса управления рисками;
- совершенствование информационного взаимодействия в рамках международного сотрудничества;
10 Иллюзия реформ или для чего затевался диалог таможни и бизнеса? URL: Шр8://провэд-ме-диа.рф /expert/ illuziya-reform/ (дата обращения: 25.11.2020).
- развитие транзитных перевозок по МТК «Приморье-1» и «При-морье-2» с применением современных таможенных технологий;
- работа по профессиональной подготовке кадров в регионе.
В заключение отметим, что реализация перспективных направлений развития таможенного потенциала в субъектах ДВФО будет способствовать дальнейшему повышению конкурентоспособности экономики Дальневосточного региона и ускорению темпов его социально-экономического развития.
Список литературы
1. Ежегодный национальный доклад о развитии Дальнего Востока. URL: http://www. надальнийвосток.рф.
2. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693 (дата обращения: 29.10.2020).
3. Перспективы развития Дальнего Востока. URL: https://www.gosnews.ru/ analytics/politics/37 (дата обращения: 29.10.2020).
4. ФТС России: в Стратегии развития до 2030 года впервые сформулирована миссия таможни. URL: https://customsforum.ru/news/business/fts-rossii-v-strategii-razvitiya-do-2030-goda-vpervye-sformulirovana missiya-tamozhni-552644 (дата обращения: 29.10.2020).
5. 15 мая в Приморском крае официально зарегистрирована Дальневосточная электронная таможня. URL: https://customsforum.ru/news/business/15-maya-v-primorskom-krae-ofitsialno-zaregistrirovana-dalnevostochnaya-elektronnaya-tamozh nya-554122.html (дата обращения: 29.10.2020).
© Пилипчук В. В., Семенова Н. К., 2020 © Pilipchuk V. V., Semyonova N. K., 2020
Для цитирования:
Пилипчук В. В., Семенова Н. К. Текущее состояние и возможности развития таможенного потенциала Дальневосточного региона // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 4(93). С. 17-29.