ИННОВАЦИИ. СТРОИТЕЛЬСТВО. Сборник материалов III Национальной научно-практической конференции. 2020. С. 418-424
5. Годовой отчет Фонда развития жилищно-коммунального комплекса за 2019 г. Электронный ресурс https://fondgkh.ru/work-result/rezultatyraboty/ godovye-otchety-fonda/godovye-otchety/
6. Отчет международного энергетического агентства о реализации плана достижения нулевых выбросов 2050. Электронный ресурс https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2020/achieving-net-zeroemissions-by-2050#abstract
УДК 339.54
Кулешова Лидия Ивановна Kuleshova Lidiya Ivanovna
Кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» PhD (law), associate Professor department «Customs law and organization
of customs affairs» Российский университет транспорта (МИИТ) Russian University of transport (MIIT)
ЦИФРОВЫЕ ТРЕНДЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
DIGITAL TRENDS AND PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
OF CUSTOMS BUSINESS
Аннотация, рассматривается важная роль применения современных информационных технологий и эффективность цифровизации таможенного администрирования. Анализируется нормативно-правовая основа процесса цифровизации таможенного дела. Анализируются достигнутые результаты и применяемые в таможенном деле электронные сервисы, рассматриваются перспективы цифровизации в рамках проекта Стратегии развития таможенной службы до 2030 года.
Abstract: the article considers the important role of modern information technologies and the effectiveness of customs administration digitalization. The article analyzes the legal framework of the process of digitalization of customs. The results achieved and electronic services used in customs are analyzed, and the prospects for digitalization in the framework of the draft strategy for the development of the customs service until 2030 are considered.
Ключевые слова, Цифровизация, таможенная служба, Евразийская экономическая комиссия, информационные технологии, таможенное администрирование, внешнеэкономическая деятельность.
Keywords: Digitalization, customs service, Eurasian economic Commission, information technologies, customs administration, foreign economic activity.
В современном мире отчетливо прослеживается тренд на цифровизацию экономики, в основе которого лежит представление информации в цифровом формате. Данный тренд является продолжением общественного развития, сложившегося в эпоху информатизации и компьютеризации, без которой в настоящее время невозможно представить деятельность многих общественных институтов, в том числе, в сфере внешнеэкономической деятельности. И действительно, совершение любой внешнеэкономической операции сегодня невозможно без применения передовой информационной технологии.
Активная цифровизация отношений, складывающихся во внешнеэкономической деятельности, предполагает реформирование системы таможенных органов, деятельность которых в настоящее время направлена на решение задач по созданию условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу, что, в свою очередь, требует разработки и внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования.
Таможенные органы России активно внедряют цифровые инструменты в свою практическую деятельность. Участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) позитивно воспринимают созданные ФТС России сервисы «Личный кабинет участника ВЭД», «Единый лицевой счет» и др., которые значительно облегчают работу бизнеса и, в частности, таможенных представителей. Эти сервисы позволяют таможенным органам отвечать существующим запросам времени, постоянно упрощая различные процедуры при помощи реализации цифровой повестки, принятой в конце 2017 г. Высшим Евразийским экономическим советом и утвердившим «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г» [1].
Применение информационных технологий и цифровизация таможенных процессов является в настоящее время важнейшим направлением развития отношений таможенных органов и бизнеса не только в Российской Федерации, но на территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Принятые основные направления реализации цифровой повестки полностью согласуются с правовой базой ЕАЭС, которая учитывает внедрение информационных технологии в самых разных аспектах происходящего интеграционного процесса.
Таможенный кодекс ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) [2], который разрабатывался при активном участии делового сообщества, закрепляет положение о том, что таможенное регулирование в ЕАЭС основывается на принципе максимального использования информационных технологий в деятельности таможенных органов (п. 3 ст. 1 ТК ЕАЭС). Также информационным системам и информационным технологиям, используемым таможенными органами посвящена гл. 48 ТК ЕАЭС, а гл. 49. - информационному взаимодействию таможенных органов ЕАЭС с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС, и международными организациями.
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) [3], принятый в августе 2018 года,
закрепляет такие формы взаимодействия таможенных органов и подконтрольных лиц, как предварительное информирование, подача заявления для принятия таможенными органами предварительных решений, обмен документами при предоставлении обеспечения обязанности уплаты таможенных платежей, совершение таможенных операций (в том числе электронное декларирование) и другие способы электронного документооборота [5]. Также Закон прямо устанавливает, что к функциям таможенных органов относится применение современных информационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования, обеспечение совмещения информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, внедрение технологии осуществления таможенного и иных видов государственного контроля с использованием механизма "единого окна" и электронного документооборота [3].
Необходимо отметить, что для проработки инициатив внедрения цифровых проектов Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) организует экспертные площадки с участием представителей государственных органов - членов ЕАЭС, представителей научных организаций, бизнес-сообщества, независимых экспертов международных и национальных организаций. Для принятия конструктивных решений по вопросам таможенного регулирования на площадке ЕЭК функционирует Консультативный комитет по таможенному регулированию, а также созданные рабочие группы по различным направлениям. Результаты этой работы в настоящее время дают свои результаты: электронное декларирование с помощью специальных центров электронного декларирования, удаленный выпуск и аналогичная уплата платежей за таможенные услуги - эти и многие другие механизмы сегодня четко отлажены и бесперебойно функционируют. Таможенное регулирование сегодня - одна из наиболее динамично развивающихся сфер в рамках евразийской интеграции, являющаяся базой для создания условий беспрепятственного перемещения товаров в ЕАЭС. Внедрение передовых цифровых технологий в процесс таможенного администрирования позволяет таможенным органам ЕАЭС следовать основным тенденциям развития таможенного дела в зарубежных странах: телекоммуникации, системы «единое окно», интеллектуальной обработки снимков инспекционно-досмотровых комплексов и систем отслеживания товаров. Активное внедрение таможенными органами электронных форматов взаимодействия с бизнесом во многом можно связать со спецификой деятельности таможенных органов, требующей скорости принятия важных решений для обеспечения качественного и своевременного выпуска товаров.
Несмотря на то, что в последнее время диалог между таможней и бизнесом активно выстраивается, есть еще достаточно проблем, решение которых стоит на повестке дня. В связи с этим ФТС России с участием деловых кругов разработана Стратегия развития таможенной службы до 2030 года [4] (далее -Стратегия). Этот проект указывает на намерение таможенной службы отвечать
на вызовы настоящего времени и ориентироваться на тренды развития мировой экономики, современных цифровых технологий и лучших практик таможенного администрирования.
В мировой практике уже наработано значительное количество технологических решений, на которые целесообразно ориентироваться таможенным органам ЕАЭС. Так, таможенная служба Кореи первой в мировой практике внедрила систему сплошного электронного декларирования и таможенного оформления, которая работает в автоматизированном режиме круглосуточно, Япония использует автоматизированную систему межведомственного взаимодействия, включающую в себя подсистемы всех государственных органов, а в Нидерландах в порту Роттердам на огромной территории трудятся всего два человека, а практически весь комплекс грузовых операций осуществляют роботы.
Руководитель ФТС России Владимир Булавин, представляя Стратегию заявил: «Главной целью Стратегии мы предлагаем определить «Формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства».
Подводя итог сказанному, необходимо заметить, что ФТС России активно внедряя электронные форматы взаимодействия с бизнесом, при разработке и совершенствовании информационных систем таможенных органов активно консультируется с деловыми кругами, а также учитывает сложившуюся международную практику. Поэтому образ таможни будущего будет связан с переходом к цифровизации экономики России и всего мира в целом. Приоритетом будет пользоваться автоматическое совершение таможенных операций, поэтому очевидно, что доля автоматически выпущенных деклараций будет постоянно увеличиваться. Все преобразования в таможенной сфере будут направлены на максимальное ускорение и упрощение взаимодействия между бизнесом и таможенными органами путем перехода на электронный обмен документами и сведениями. Человеческий фактор при этом должен быть сведен к минимуму или полностью исключен. В Стратегии ФТС России также предусмотрена цифровая трансформация технологий таможенного оформления и таможенного контроля и обработки больших объёмов данных с использованием методов «искусственного интеллекта. Таким образом, таможенный орган будущего можно представить как информационно связанную таможню с бесперебойной работой, с высокой автоматизацией процессов с риск-ориентированным подходом к участникам ВЭД.
Библиографический список:
1. Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года: решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. №2 12 // Официальный сайт Евразийского экономического союза - Режим доступа: URL: http: //www.eaeunion. org/
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_215315/ (дата обращения 20.01.2021)
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения 20.01.2021)
4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c0 46143d08662125b1b4032/ (дата обращения 20.01.2021)
5. Бакаева О.Ю. Посттаможенный контроль в ЕАЭС в условиях цифровизации таможенных отношений: правовые вопросы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 2 (37) С.142-150.