Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1281
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ЛОГИСТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смольянинова Елена Николаевна, Чуксина Валерия Александровна

Рассматривая современную систему таможенного декларирования товаров в Российской Федерации, следует отметить, что этому этапу предшествовала достаточно длительная и сложная работа по правовому обеспечению и становлению системы электронного декларирования в Российской Федерации, осуществлявшаяся таможенными органами России. В настоящее время систему электронного таможенного декларирования можно определить, как комплекс программных средств, объединяющий подсистемы декларанта и таможенного органа, позволяющий реализовывать таможенные операции и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу. Иными словами, автоматизированная система всевозможных органов государственного управления и субъекты хозяйствования посредством информационных технологий обмениваются электронными документами, включая документы в формализованном виде. В ближайшей перспективе планируется дальнейшее совершенствование и внедрение модернизированных систем в таможенном деле. На сегодняшний день разработана Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030, которая была создана с учетом предложений бизнес-сообществ. В документе представлены основные направления развития: цифровизация, автоматизация, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операции и поведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и другое. Изученные пункты, включенные в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, в данной статье представлены в рамках совершенствования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смольянинова Елена Николаевна, Чуксина Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MODERN CUSTOMS TECHNOLOGIES IN THE FRAMEWORK OF OPTIMIZATION OF THE LOGISTICS PROCESS

Considering the modern system of customs Declaration of goods in the Russian Federation, it should be noted that this stage was preceded by a rather long and complex work on the legal support and establishment of the electronic Declaration system in the Russian Federation, carried out by the customs authorities of Russia. Currently, the electronic customs Declaration system can be defined as a set of software tools that combines the subsystems of the declarant and the customs authority, which allows to implement customs operations and customs control of goods moved across the customs border. In other words, the automated system of various state administration bodies and business entities exchange electronic documents, including documents in a formalized form, through information technologies. In the near future, it is planned to further improve and implement modernized systems in customs. To date, a Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030 has been developed, which was created taking into account the proposals of business communities. The document presents the main directions of development: digitalization, automation, assistance in the development of export-oriented sectors of the national economy, ensuring transparency of customs operations and customs control behavior, improving business conditions, and more. The studied items included In the strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030 are presented in this article as part of improving foreign economic activity (FEA).

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

SMOLYANINOVA Elena Nikolaevna and others Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration.

IMPROVEMENT OF MODERN CUSTOMS TECHNOLOGIES ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

УДК 339.54

DOI: 10.26140/anie-2021-1001-0094

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

© Автор(ы) 2021

SPIN-код: 9260-0387

AuthorlD: 492225

СМОЛЬЯНИНОВА Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного маркетинга и торговли ЧУКСИНА Валерия Александровна, магистрант, кафедра международного

маркетинга и торговли Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: cherneyvaleria@mail.ru)

Аннотация. Рассматривая современную систему таможенного декларирования товаров в Российской Федерации, следует отметить, что этому этапу предшествовала достаточно длительная и сложная работа по правовому обеспечению и становлению системы электронного декларирования в Российской Федерации, осуществлявшаяся таможенными органами России. В настоящее время систему электронного таможенного декларирования можно определить, как комплекс программных средств, объединяющий подсистемы декларанта и таможенного органа, позволяющий реализовывать таможенные операции и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу. Иными словами, автоматизированная система всевозможных органов государственного управления и субъекты хозяйствования посредством информационных технологий обмениваются электронными документами, включая документы в формализованном виде. В ближайшей перспективе планируется дальнейшее совершенствование и внедрение модернизированных систем в таможенном деле. На сегодняшний день разработана Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030, которая была создана с учетом предложений бизнес-сообществ. В документе представлены основные направления развития: цифровизация, автоматизация, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операции и поведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и другое. Изученные пункты, включенные в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, в данной статье представлены в рамках совершенствования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

Ключевые слова: таможенные органы, таможенная территория Евразийского экономического союза, логистика, цифровизация, электронная таможня, центр электронного декларирования, информационная система, таможенный контроль, участники внешнеэкономической деятельности, стратегия.

IMPROVEMENT OF MODERN CUSTOMS TECHNOLOGIES IN THE FRAMEWORK OF OPTIMIZATION OF THE LOGISTICS PROCESS

© The Author(s) 2021

SMOLYANINOVA Elena Nikolaevna, PhD in Economics, associate Professor

of international marketing and trade CHUKSINA Valeria Aleksandrovna, postgraduate, Department of international

marketing and trade Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St., 41, e-mail: cherneyvaleria@mail.ru)

Abstract. Considering the modern system of customs Declaration of goods in the Russian Federation, it should be noted that this stage was preceded by a rather long and complex work on the legal support and establishment of the electronic Declaration system in the Russian Federation, carried out by the customs authorities of Russia. Currently, the electronic customs Declaration system can be defined as a set of software tools that combines the subsystems of the declarant and the customs authority, which allows to implement customs operations and customs control of goods moved across the customs border. In other words, the automated system of various state administration bodies and business entities exchange electronic documents, including documents in a formalized form, through information technologies. In the near future, it is planned to further improve and implement modernized systems in customs. To date, a Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030 has been developed, which was created taking into account the proposals of business communities. The document presents the main directions of development: digitalization, automation, assistance in the development of export-oriented sectors of the national economy, ensuring transparency of customs operations and customs control behavior, improving business conditions, and more. The studied items included In the strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030 are presented in this article as part of improving foreign economic activity (FEA).

Keywords: customs authorities, customs territory of the Eurasian economic Union, logistics, digitalization, electronic

customs, electronic declaration center, information system, customs control, participants in foreign economic activity, strategy.

Постановка проблемы ВЭД;

Несмотря на превосходство цифрового формата до- - дефицит профессиональных кадров;

кументооборота над бумажным аналогом электронное - высокая загруженность центров электронного де-

декларирование на сегодняшний день все еще не со- кларирования (далее - ЦЭД);

вершено. Увеличению эффективности деятельности - несовершенство имеющейся на рынке техники для

таможенных органов и производительности участников целей электронного декларирования;

ВЭД способствовало полное внедрение системы элек- - технические сбои на серверах Федеральной тамо-

тронного декларирования. Но при внедрении системы женной службы (далее - ФТС);

электронного документооборота были замечены некото- - трудности взаимодействия между участниками то-

рые особенности, которые препятствуют полноценному варооборота.

формированию и модернизации технологии электронно- Для решения большинства актуальных проблем него декларирования товаров. К ним относятся: обходим комплексный подход. ФТС России совместно с

- значительные коммерческие затраты участников бизнес-средой создали Стратегию 2030, которая и явля-382 OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 1(34) p-ISSN: 2309-1762; в-Ш8Ы: 2712-8482

СМОЛЬЯНИНОВА Елена Николаевна и другие СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ...

ется способом их устранения.

Анализ последних исследований

Опыт других стран и международные нормативно-правовые акты [1], конвенции дают основу значительному количеству положений о взаимодействии таможенных органов с участниками внешней торговли. Минимизация издержек при декларировании товаров - одна из основных целей для участников ВЭД и таможенных органов [2] .

Различные варианты сотрудничества таможенных органов и сторон внешней торговли были проанализированы Шиндиной Т. А. и Степановым Е.А. Они полагают, что координация экспортно-импортных потоков продукции выступает в качестве ведущей задачи взаимодействия участников ВЭД и служб таможни. Варианты такого контакта непрерывно улучшаются и трансформируются, ведь инновационные технологии меняются благодаря научно-техническому прогрессу в организации внешнеэкономической деятельности и работе таможни. Специфические таможенно-логистические формы взаимодействия в данном случае возникают из-за институциональной среды в области внешнеторговых отношений в нашей стране [3].

Как отмечают Степанова Е.А. и Смекалина А.Е., посредством информационных технологий достигаются: ускорение, упрощение, а также качество процесса таможенного декларирования товаров, создание подходящих условий при взаимодействии с участниками ВЭД, развитие инвестиционного климата в стране [4].

Электронное декларирование товаров, автоматическая регистрация и выпуск деклараций, предварительное информирование, удаленный выпуск товаров - внедрение данных современных таможенных технологий рассматривали в своих работах различные авторы [5,6,7,8].

Цель

Актуальность исследования проблемы внедрения модернизированных систем в таможенном деле обусловлена несколькими причинами. Основные задачи, представленные в перспективе на ближайшие 10 лет в Стратегии 2030 перед таможенными органами и участниками ВЭД состоят в: модернизации информационных систем, развитии механизма «Единое окно», усилении борьбы с коррупцией, унификации интерфейсов внутри страны, на уровне Евразийского экономического союза и на трансграничном уровне, модернизации системы контроля информации, упрощении процедуры доступа участников ВЭД к электронной форме декларирования. Путем активного развития ресурса «Личный кабинет» со стороны государства и программных коммерческих продуктов со стороны бизнес-сообществ.

Целью данной статьи является исследование ключевых мероприятий при совершенствовании и внедрении модернизированных систем в таможенном деле в рамках оптимизации логистического процесса посредством разработки Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года.

Основная часть

Вопросы цифровизации экономики становятся ключевыми во всем мире. Современная Россия нацелена на развитие инновационной модели экономики, что предполагает создание новых экономических отношений, которые будут соответствовать всем требованиям качественного роста, предполагающего внедрение новых технологий в процессы транспортировки, производства, продажи товара, опирающиеся на интенсивные методы ведения хозяйственной деятельности [8]. Важнейшим действием, влияющим на упрощение прохождения таможенных операций, явилось распространение практики электронного декларирования. Внедрение новых таможенных технологий (удаленный выпуск товаров, автоматический выпуск и предварительное информирование) максимально сокращает сроки проведения таможенных операций (рисунок 1), что, несомненно, способствует выполнению общегосударственных задач:

ускорению своевременности поступлений таможенных платежей и увеличению доходной части федерального бюджета страны [4].

Рисунок 1 - Среднее время выпуска товаров в часах (для безрисковых поставок) [9]

Внедрение полного безбумажного документооборота, направленное на минимизацию сроков прохождения таможенного контроля, выгодно не только государству, но и участникам ВЭД ввиду ускорения процесса выпуска товара и завершения внешнеэкономической сделки [6]. Прогрессивная технология электронного декларирования, помимо всего прочего, позволяет значительно сократить время обработки документов и, как следствие, минимизировать продолжительность простоя транспорта на границе [5].

В 2019 году подготовлен проект «Стратегии развития таможенной службы до 2030 года» [10]. Стратегическая цель выражается в создании «умной» таможенной службы, связанной с «искусственным интеллектом» и основанной на опыте других стран.

Необходимо понимать, что любая система управления направлена на то, чтобы те цели и задачи, которые стоят перед государственными органами, организациями, прочими организационными формированиями, были выполнены [8]. Исполнение всех пунктов Стратегии должно отразиться положительным образом на деятельности заинтересованных лиц (таблица 1).

Таблица 1 - Предполагаемый эффект от реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 [9,10]

Для государства Для участника ВЭД

Унификация таможенного администрирования на основе положений Всемирной таможенной организации Четкие требования в рамках таможенного законодательства

Создание эталона коммуникационных систем и безбумажного декларирования в рамках Евразийского экономического союза Конкурентные преимущества для добросовестных участников ВЭД

Безопасная реализация поставок продукции Искоренение дискриминации при осуществлении ВЭД

Воздействие на глобализацию мировой торговли без ущерба внутреннему рынку и отечественному производителю Минимизация сроков таможенного декларирования

Рациональное использование ресурсов таможенных органов, таможенное администрирование является экономически эффективным для государства Повышение привлекательности российского рынка для осуществления ВЭД

В тексте Стратегии определена и миссия ФТС: «Содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности страны, полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурент-

ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080005, 080010, 080012, 080013, 080014

383

SMOLYANINOVA Elena Nikolaevna and others IMPROVEMENT OF MODERN CUSTOMS TECHNOLOGIES .

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ных преимуществ для законопослушных участников ников ВЭД «Альта-Софт». - URL: https://www.alta.ru ВЭД» [10].

Подводя итоги, стоит отметить, что существующий Статья поступила в редакцию 23.10.2020 механизм регулирования международной внешнеэконо- Статья принята к публикации 27.02.2021 мической деятельности направлен на разработку предложений, правил и норм осуществления ВЭД. Различные организации, которые осуществляют свою деятельность в рамках регулирования ВЭД, также разрабатывают и внедряют единые подходы для регулирования правоотношений в сфере ВЭД [7]. Существующая система взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеторговой деятельности, предполагает использования современных электронных технологий для обработки представленных данных.

Выводы

Таким образом, переход на полноценную систему электронного декларирования, безусловно, увеличивает эффективность деятельности таможенных органов. Но существуют некоторые вопросы во взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности и таможни, решение которых отображено в Стратегии 2030. Основными векторами Стратегии развития до 2030 года являются:

- повышение уровня автоматизации всех процессов;

- однократность предоставления информации и применения форм государственного контроля;

- цифровое преобразование технологий таможенного оформления и таможенного контроля;

- совершенствование системы таможенного транзита;

- модернизация инфраструктуры пунктов пропуска и другое.

Опираясь на вышеизложенное, стоит сделать вывод, что эволюция системы электронного документооборота в рамках Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года отразится предполагаемым положительным эффектом в деятельности всех заинтересованных лиц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eaeunion. org

2. Аитова К. А., Лотков Д. А. Современные таможенные технологии для реализации : основных направлений повестки ЕАЭС // Научно-практический журнал «Гипотеза». : СПб.: СПбГЭУ, 2018. № 3 (4).

3. Шиндина Т.А., Степанов Е.А. Специфика таможенно-ло-гистических механизмов в системе внешней торговли // Вестник Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева.

- 2014. - № 4.

4. Степанов Е.А., Смекалин А.Е. Особенности взаимодействия Участников внешней торговли и таможенных органов // Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. - 2015. -120 с.

5. Белоусова Т.И., Антонова Е. И., Шаланина Н.А. Современные технологии таможенного администрирования. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2017. - № 1. - С.16-27

6. Малышенко Ю.В., Богданов М.П. Внедрение технологий автоматической регистрации и выпуска товаров Российской таможней // ВестникРоссийской таможенной академии - 2017. - № 4. - С. 107-113.

7. Себедаш И.А., Смольянинова Е.Н., Формирование понятийного аппарата логистической деятельности при пересечении товаров таможенной границы Евразийского экономического союза //И.А. Себедаш, Е.Н. Смольянинова // Интеллектуальный потенциал вузов

— на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР : материалы XXII междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Владивосток, апреля 2020 г.). — Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2020. — С. 83-86.

8. Чуксина В.А., Смольянинова Е.Н., Функциональное поле современных технологий в таможенной логистике // В.А. Чуксина, Е.Н. Смольянинова // Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР : материалы XXII междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Владивосток, апреля 2020 г.). — Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2020. - С. 95-99.

9. Федеральная таможенная служба России // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс] - URL: http://www.customs.ru/

10. Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2020 г. № 1388-р [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74078959/

11. Приказ ФТС России от 26.06.2018 № 988 «О создании единой

сети электронных таможен и ЦЭД». Таможенный портал для участ-_

384 OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.