Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2575
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ECONOMIC SECURITY / DIGITALIZATION / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS AUTHORITIES / RISK MANAGEMENT SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGY / CUSTOMS ADMINISTRATION / ELECTRONIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коварда Владимир Васильевич, Лаптев Роман Алексеевич

Актуальность статьи обусловлена перманентной трансформацией мировой экономики и необходимостью соответствующей модернизации системы обеспечения экономической безопасности России, в т. ч. в рамках внешнеэкономической деятельности. Наглядным примером этому является обеспечение соблюдения продуктового эмбарго, активным участником чего является таможенная служба РФ. В связи с этим, при написании работы была поставлена цель проанализировать перспективы совершенствования системы таможенного контроля посредством развития цифровизации в аспекте обеспечения экономической безопасности России. Задачами исследования являются выявление основных проблем в области таможенного контроля, формирование предложений по совершенствованию таможенного контроля на всех этапах его осуществления за счет расширения использования информационных технологий. Методологией исследования является системный анализ, а также методы анализа и синтеза с элементами прогнозирования. По результатам исследования определены основные мероприятия по развитию системы таможенного контроля как на этапе предварительного информирования и в пунктах пропуска, так и после выпуска товаров. Прежде всего, базой совершенствования является цифровизация таможенной деятельности, расширение взаимодействия с другими органами государственной власти с учетом апробации положительного мирового опята, а также соответствующей модернизации нормативной правовой базы. Отдельным направлением повышения эффективности функционирования таможенной службы России выступает развитие системы управления рисками как в аспекте методов и средств, так и посредством применения элементов искусственного интеллекта. В заключении сделан вывод о положительном влиянии цифровизации как на базовые основы деятельности таможенной службы России, так и на систему межведомственного взаимодействия. Однако отмеченному процессу необходимо законодательное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коварда Владимир Васильевич, Лаптев Роман Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE CUSTOMS CONTROL SYSTEM THROUGH ITS PROSPECTIVE DIGITALIZATION AS PART OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIA'S ECONOMIC SECURITY SYSTEM

The relevance of the article is due to the permanent transformation of the world economy and the need for appropriate modernization of the system of ensuring economic security of Russia, including in the framework of foreign economic activity. A clear example of this is ensuring compliance with the food embargo, an active participant of which is the customs service of the Russian Federation. In this regard, when writing the work, the goal was to analyze the prospects for improving the customs control system through the development of digitalization in the aspect of ensuring economic security in Russia. The objectives of the study are to identify the main problems in the field of customs control, to form proposals for improving customs control at all stages of its implementation by expanding the use of information technologies. The research methodology is system analysis, as well as methods of analysis and synthesis with elements of forecasting. Based on the results of the study, the main measures for the development of the customs control system were identified both at the stage of preliminary information and at checkpoints, and after the release of goods. First of all, the basis for improvement is the digitalization of customs activities, the expansion of interaction with other public authorities, taking into account the testing of positive global experience, as well as the corresponding modernization of the regulatory framework. A separate direction for improving the efficiency of the Russian customs service is the development of a risk management system, both in terms of methods and tools, and through the use of artificial intelligence elements. In conclusion, it is concluded that digitalization has a positive impact both on the basic foundations of the Russian customs service and on the system of interagency interaction. However, this process needs legislative support.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №4, Том 12 / 2020, No 4, Vol 12 https://esj.today/issue-4-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/20ECVN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Коварда В.В., Лаптев Р.А. Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/20ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kovarda V.V., Laptev R.A. (2020). Improving the customs control system through its prospective digitalization as part of the development of Russia's economic security system. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(12). Available at: https://esj.today/PDF/20ECVN420.pdf (in Russian)

Выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема №1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»)

УДК 338

ГРНТИ 06.52.13; 06.56.31; 06.75.02

Коварда Владимир Васильевич

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: kovarda@yandex.ru

Лаптев Роман Алексеевич

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат исторических наук, доцент E-mail: LaptevR@yandex.ru

Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической

безопасности России

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена перманентной трансформацией мировой экономики и необходимостью соответствующей модернизации системы обеспечения экономической безопасности России, в т. ч. в рамках внешнеэкономической деятельности. Наглядным примером этому является обеспечение соблюдения продуктового эмбарго, активным участником чего является таможенная служба РФ.

В связи с этим, при написании работы была поставлена цель проанализировать перспективы совершенствования системы таможенного контроля посредством развития цифровизации в аспекте обеспечения экономической безопасности России. Задачами исследования являются выявление основных проблем в области таможенного контроля, формирование предложений по совершенствованию таможенного контроля на всех этапах его осуществления за счет расширения использования информационных технологий.

Методологией исследования является системный анализ, а также методы анализа и синтеза с элементами прогнозирования.

По результатам исследования определены основные мероприятия по развитию системы таможенного контроля как на этапе предварительного информирования и в пунктах пропуска, так и после выпуска товаров. Прежде всего, базой совершенствования является цифровизация таможенной деятельности, расширение взаимодействия с другими органами государственной власти с учетом апробации положительного мирового опята, а также соответствующей модернизации нормативной правовой базы. Отдельным направлением повышения эффективности функционирования таможенной службы России выступает развитие системы управления рисками как в аспекте методов и средств, так и посредством применения элементов искусственного интеллекта.

В заключении сделан вывод о положительном влиянии цифровизации как на базовые основы деятельности таможенной службы России, так и на систему межведомственного взаимодействия. Однако отмеченному процессу необходимо законодательное обеспечение.

Ключевые слова: экономическая безопасность; цифровизация; таможенный контроль; таможенные органы; система управления рисками; информационные технологии; таможенное администрирование; электронное взаимодействие

Введение

Экономическая безопасность представляет собой системную и комплексную категорию, особенностью которой является сложность однозначной дефиниции. Однако, можно отметить, что значительная часть исследователей связывают ее с неким состоянием, при котором обеспечивается реализация либо достижение определенных целей и задач в экономической сфере. Так, в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (Стратегия) указывается на состояние, характеризуемое защищенностью экономической системы страны от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации1.

При этом необходимо отметить замечания В.К. Сенчагова, которого некоторые авторы считают основателем отечественной системы измерения уровня экономической безопасности

[1], что деятельность государства по обеспечению экономической безопасности должна иметь перманентный характер и органично вписываться в процесс формирования и реализации государственной экономической политики, содействуя социально-экономическому развитию

[2]. В свою очередь, Крохичева Г.Е. и др. указывают на необходимость системного подхода в рамках обеспечения экономической безопасности [3]. При этом, разнообразие подходов к определению понятия подчеркивает В.В. Морунов [4], В.В. Коварда [5], Воротникова Е.В., Долгушина О.В. [6] и т. д., что, порой, несколько осложняет процесс управления обеспечением экономической безопасности в части выработки единых или однообразных механизмов (выявляется при анализе научных трудов). Так, Гребеник В.В. указывает, что разные авторы выделяют разное количество подходов и трактовок к определению категории «экономическая безопасность», а, соответственно, различаются как системы индикаторов, так и сами индикаторы [7]. В монографии под редакцией С.Н. Сильвестрова отмечено, что можно выделить четыре группы подходов к определению экономической безопасности, выражающиеся в исследовании указанной категории как совокупности условий, определенном состоянии экономической системы управления, а также независимости, оказывающей влияние на обеспечение эффективного удовлетворения потребностей (четвертый подход сочетает в себе

1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.

предыдущие в различной комбинации) [8]. При этом следует отметить, что с усложнением хозяйственных связей трансформируется и система обеспечения экономической безопасности, а дальнейшая интеграция в мировое хозяйство значительно повышает важность внешнеэкономической составляющей.

В результате, отдельным направлением в рамках обеспечения экономической безопасности (своеобразной подсистемой) является обеспечение внешнеэкономической безопасности, что подчеркнуто в работе Р.А. Лаптева и Р.А. Рогова [9]. В этом аспекте интерес представляют перспективы развития деятельности таможенной службы России (в т. ч. в части осуществления таможенного контроля) в императиве повышения уровня экономической безопасности страны.

При написании работы использовались официальные материалы, отражающие результаты деятельности Федеральной таможенной службы России, прежде всего, данные таможенной статистики и программы развития, а также нормативные правовые документы справочно-правовой системы «Консультант».

Результаты и обсуждение

Одним из ключевых элементов системы обеспечения экономической безопасности России является таможенная служба России, деятельность которой имеет именно такую цель, что отражено в словах присяги «клянусь ... защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации.»2. Одной из наиболее очевидных угроз экономической безопасности (согласно Стратегии), на недопущение (устранение) которой направлена деятельность ФТС России, является высокий уровень теневой экономики и ее криминализация (относится, в том числе, перемещению к незадекларированной (неверно задекларированной) продукции через границу). К тому же, в рамках основных задач по реализации направления по развитию системы госуправления и стратегического планирования, важным в Стратегии отмечена необходимость совершенствования механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации. В качестве примера ответной реакции можно указать на Указ Президента РФ от 06.08.2014 №560 (ред. от 24.06.2019) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" 3 , который был введен в ответ на введение антироссийский санкций. Обеспечение соблюдения условий запрета является одной из ключевых задач, стоящих перед таможенными органами России, которая осуществляется, преимущественно, посредством результативного функционирования системы таможенного контроля. Дополнительную важность эффективности вышеуказанной деятельности обусловлена тем, что эмбарго, в некоторых случаях, является базой для перспективного импортозамещения. Так, в Аналитическом вестнике №34 (633) указано, что введение эмбарго «способствовало расширению ниши для отечественных товаропроизводителей на внутреннем агропродовольственном рынке» [10]. Тем не менее, имеются факты поступления «санкционной» продукции на российский рынок, что, помимо прямого ущерба как товаропроизводителям, так и государству, подрывает авторитет власти, наносит

2 О службе в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.07.1997 №114-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 15264/.

3 О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (ред. от 24.06.2019) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922/.

репутационные потери. Так, Матвеевой Н.В. отмечается, что санкционные продовольственные товары ввозятся на российскую территорию под видом товаров, наименование которых не соответствует фактическому [11], что диктует необходимость дальнейшего повышения результативности системы таможенного контроля, конечной целью чего является обеспечение экономической и национальной безопасности России.

В дополнении к вышесказанному, в Стратегии указана потребность в перспективном совершенствовании деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности. Именно в этом аспекте осуществляется развитие таможенных органов России, постоянно совершенствуется система таможенного администрирования, в т. ч. таможенного контроля.

к к

о о

о

РМ

Л

н о

о

К о eö С

о

со <и

ю «

eö И о

(U

к

м о

К

о

И

О

Отдельные вызовы и угрозы экономической безопасности России

Субъекты системы обеспечения экономической безопасности (ЭБ) России

I

Инструменты обеспечения ЭБ России

Стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в т. ч. информационных) в качестве инструмента глобальной

конкуренции

Усиление структурных

дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной

задолженности, увеличение

разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг

Использование

дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и

современным технологиям ' \

Сохранение значительной доли теневой экономики

Избыточные административные барьеры, неэффективная защита прав собственности

V.

Рисунок 1. Фрагмент системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (составлено авторами)

Таким образом, таможенный контроль является необходимым условием обеспечения экономической безопасности в различных векторах ее проявления (в рамках выполнения фискальной, контрольно-надзорной и регулирующей функций). При этом важно осознавать, что система таможенного контроля не должна препятствовать развитию внешнеэкономических отношений, а, напротив, оказывать содействие (стимулировать) в формировании благоприятной бизнес среды.

Фрагмент системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, на котором показано место федеральной таможенной службы России (в качестве субъекта соответствующей системы), а также некоторые инструменты обеспечения экономической безопасности, реализуемые таможенными органами России, представлен на рисунке 1. В итоге можно заключить, что таможенная служба России посредством выполнения возложенных на нее задач и функций, обеспечивает достижение состояния экономической безопасности государства, нивелируя угрозы как внешнего, так и внутреннего характера.

На рисунке 2 в графической форме представлено соотнесение некоторых угроз экономической безопасности (в соответствии со Стратегией) и направлений совершенствования деятельности таможенных органов России, которые подкреплены примерами. В результате становится очевидным факт влияния эффективного функционирования системы таможенного контроля на отдельные вызовы и угрозы, а в целом -на уровень экономической безопасности России.

Федеральная таможенная служба России

Угроза экономической безопасности России

использование

дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям

у

Направление совершенствования деятельности ФТС России в

рамках устранения угрозы ,

Совершенствование системы таможенного контроля

Пример

Обеспечение соблюдения условий продуктового эмбарго

\ с Л >

СОХРАНЕНИЕ значительной доли Совершенствование Предотвращение

теневой экономики системы таможенного контроля контрабанды и т. д.

1 ч. J

г \ / \ а N

Избыточные административные Совершенствование системы Снижение затрат при

барьеры, неэффективная защита таможенного ВЭД

прав собственности администрирования

-J _

_

Рисунок 2. Некоторые направления деятельности ФТС России по предотвращению отдельных угроз экономической безопасности Российской Федерации (составлено авторами)

В таблице 1 представлены отдельные результаты таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами России, которые наглядным образом показывают влияние на состояние экономической безопасности РФ. Так, платежи, администрируемые ФТС России, и перечисленные в доходную часть федерального бюджета РФ, в 2019 г. составили 5729,1 млрд руб. или более 28 % всех доходов государства. В этом аспекте уже определяется роль таможенных органов России как важного субъекта экономической безопасности.

В результате осуществления таможенного контроля в рамках обеспечения соблюдения «продуктового эмбарго»3, мобильными группами в 2019 г. было выявлено 105189 тонн товаров, ввезенных с различного рода нарушениями (в т. ч. в обход запретов), что на 46 % больше, чем в 2018 г. Аналогично прослеживается рост и в отношении транспортных средств, имеющих нарушения (7430 ед. в 2019 г., т. е. увеличение почти на 49 %).

В рамках таможенного контроля после выпуска товаров (ТК ПВТ) средняя сумма денежных средств, взысканных по результатам одной таможенной проверки, выросла в 2019 г. на 75 % и составила 7,7 млн руб. При взаимодействии таможенных и налоговых органов доначислено таможенных платежей, пеней и наложено штрафов на сумму 10,53 млрд руб. (в сравнении с 2018 г. более чем в два раза). В целом, с ФНС России развивается сотрудничество как в двустороннем порядке 4 , так и в рамках развития национальной системы прослеживаемости (НСП) [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Отдельные результаты деятельности таможенных органов России в рамках осуществления таможенного контроля

Наименование показателя Подпоказатель 2018 2019

Объем таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет РФ, млрд руб. 6063,2 5729,1

Результаты деятельности мобильных групп выявлено товаров с нарушениями, т 71852 105189

вывезено в сопредельные государства, т 64083 93339

выявлено транспортных средств с нарушениями, единиц 4989 7430

Результаты таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ) средняя сумма денежных средств, доначисленных по результатам одной таможенной проверки, млн руб. 2,4 4,4

средняя сумма денежных средств, взысканных по результатам одной таможенной проверки, млн руб. 4,4 7,7

Результаты взаимодействия таможенных и налоговых органов доначислено таможенных платежей, пеней и наложено штрафов, млрд руб. 4,73 10,53

Общее количество дел об АП, возбужденных таможенными органами в 2019 году по фактам несоблюдения установленных запретов и ограничений 13731 17212

Возбуждено уголовных дел по статьям 194 и 226.1 УК РФ по фактам контрабанды водных биоресурсов 47 47

Возбуждено уголовных дел по статьям 194 и 226.1 УК РФ по фактам незаконного перемещения леса и лесоматериалов 171 222

Возбуждено уголовных дел по статье 194 УК РФ по линии борьбы с незаконным оборотом драгоценных металлов, камней и изделий из них 16 28

Возбуждено уголовных дел по статьям 194 и 226.1 УК РФ по фактам нарушения таможенного законодательства при перемещении металлов, указанных в группах 72-81 ТН ВЭД ЕАЭС 17 23

Возбуждено уголовных дел по статьям 194 и 226.1 УК РФ по фактам нарушения таможенного законодательства при перемещении продукции угольной промышленности, мяса, пушнины и меховых изделий 7 26

Составлено авторами

4 Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы

[Электронный ресурс]: Заключено в г. Москве 21.01.2010 №01-69/1, №ММ-27-2/1 (ред. от 05.09.2016) //

http://www.consultant.ru/.

Помимо приведенных в таблице данных, таможенные органы осуществляют контроль за безопасностью ввозимых в Российскую Федерацию товаров в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Таким образом, посредством осуществления таможенного контроля ФТС России вносит значительный вклад в обеспечение экономической безопасности РФ. Однако, осуществление указанной деятельности имеет ряд существенных проблем, которые оказывают влияние на эффективность таможенного контроля. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование, основным инструментом чего является расширение использования цифровых технологий, т. е. перспективная цифровизация таможенной деятельности, в т. ч. системы осуществления таможенного контроля (схематично представлено на рисунке 3).

»I

Повышение уровня экономической безопасности

е и

Экономическая безопасность России

Деятельность, осуществляемая таможенными

органами России

в о в т с н е

р

е в о

о

а а о

63 I

Таможенное администрирование

Таможенный контроль

Рисунок 3. Схематическое изображение взаимосвязи совершенствования системы таможенного контроля посредством цифровизации и уровня экономической безопасности (составлено авторами)

В первую очередь необходимо отметить, что к целому комплексу актуальных проблем относятся вопросы по совершенствованию таможенного контроля, особенно в пунктах пропуска (1111), которые обусловлены, прежде всего, темпами развития информационных технологий и института предварительного информирования (рисунок 4).

Основные проблемы в области таможенного контроля

Цифровизация таможенного контроля от уровня ФТС России до пунктов пропуска

Повышение

результативности

системы

управления

рисками

Расширение взаимодействия ФТС России и ФНС России

Развитие института предварительного информирования

Рисунок 4. Основные проблемы в области таможенного контроля (составлено авторами) Страница 7 из 21

Предварительная информация становится своеобразным (причем, основным) инструментом в императиве снижения к минимальному значению числа ситуаций, когда таможенными органами РФ используются дополнительные инструменты контроля (это вызвано тем, что предварительная информация содержит все необходимые сведения). Следует сказать, что в настоящее время обязательному предварительному информированию подлежат только те товары, которые ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) автомобильным и железнодорожным видами транспорта (если же продукция перемещается водным видом транспорта - обязательное предварительное информирование в РФ введено только в случае свободного порта Владивосток).

В направлении решения проблемы совершенствования механизмов государственного контроля в пунктах пропуска (ПП) через госграницу РФ, в первую очередь, требуется выполнить мероприятия, приведенные на рисунке 5.

Во-первых, возникает объективная необходимость развития института предварительного информирования (тем более, что положительная практика уже имеется, равно как и накопленный опыт). Расширение указанного выше направления связано с введением (реализацией) механизмов обязательного предварительного информирования при перемещении товаров воздушным транспортом (т. е. ввоз на таможенную территорию ЕАЭС). Одновременно с этим, целесообразным представляется расширение механизмов предварительного информирования на водный транспорт, определенные наработки которого сформированы в рамках порта Владивосток.

Мероприятия, необходимые для совершенствования механизмов

государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу

Российской Федерации _

реали ;ова1 ь механизмы, определенные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 декабря 2015 г. № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом»

проведение работы с Евразийской экономической комиссией, направленной на введение обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом

завершение работ по обеспечению получения налоговыми органами информации о факте вывоза товара в электронном виде

Рисунок 5. Мероприятия, необходимые для совершенствования механизмов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (составлено авторами)

Страница 8 из 21

20ECVN420

Во-вторых, исключительно важным является развитие взаимодействия с налоговыми органами России (Соглашение подписано еще в 2010 г.4, но условия диктуют необходимость расширения). Так, следует (в т. ч. и в рамках формирования системы прослеживаемости (национальной и в масштабах ЕАЭС)) завершить (с положительным результатом) деятельность в рамках обеспечения возможности получать налоговыми органами РФ в электронном (цифровом) виде сведения о факте вывоза продукции.

Еще одним этапом (при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС), в рамках которого следует провести мероприятия по совершенствованию таможенного контроля, является декларирование товаров. Уже в настоящее время посредством введения декларирования в электронной форме была получена возможность отказаться от предоставления некоторых документов, а затем, постепенно, автоматизировать принимаемые таможенными органами России решения. В конечном итоге, были внедрены технологии совершения таможенных операций без необходимости непосредственного участия должностных лиц таможенных органов, такие, как автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров. В последнее десятилетие практически все мероприятия по совершенствованию работы ФТС России проходили в аспекте создания и развития условий наибольшего благоприятствования для осуществления ВЭД (при сохранении (и повышении) эффективности контроля и других функций, выполняемых таможенными органами России)5. Ключевым фактором реализации подобных мероприятий (проводимых в достижении поставленных целей) явилась автоматизация процессов таможенного контроля. В итоге, например, было значительно сокращено время, затрачиваемое на совершение таможенных операций, т. е. длительность их осуществления, чем, несомненно, было оказано содействие развитию участия России в международной торговле.

Однако, цель расширения практики применения автоматического принятия решений при декларировании товаров (т. е. полномасштабное внедрение) побуждает к дальнейшему развитию системы центров электронного декларирования (ЦЭД), которые в своей деятельности используют исключительно электронные документы. В связи с отмеченным, в настоящее время происходит внедрение технологии электронного транзита. Данная тенденция в отношении товаров, которые помещены под таможенную процедуру таможенного транзита, продиктована стремлением сократить период проведения таможенных операций (т. е. уменьшить сроки), а также содействовать развитию взаимодействия (прежде всего, информационного) таможенных органов России и хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). В дополнении к вышесказанному, посредством технологии электронного транзита будет обеспечена автоматическая обработка данных, которые содержатся в соответствующих документах (представляемых в таможенный орган), что приведет к повышению оперативности принятия решений. Еще одним преимуществом указанной выше технологии является необходимость предоставлять в таможенный орган документы только один раз (имеются ввиду документы, необходимые для совершения таможенных операций), а использоваться они будут на всех этапах совершения таможенных операций.

К тому же, использование технологии электронного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита приведет к решению возложенных на ФТС России задач, которые представлены на рисунке 6.

5 Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 №1125-р (ред. от 28.11.2017) // http://www.consultant.ru/.

Страница 9 из 21

20ЕСУШ20

Задачи, которые позволит решить развитие технологии электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита

проводить оценку рисков до прибытия в пункт пропуска транспортного средства (ТС) с грузом

осуществлять планирование мероприятии таможенного контроля в отношении товаров и ТС, проводимых в пунктах пропуска

уменьшить время нахождения ТС с товаром в пунктах пропуска

увеличить объем сбора таможенных платежей за счет ускорения прохождения таможенных процедур

снизить коррупцию за счет всестороннего автоматизированного учета и контроля

повысить производительность труда не только работников таможенных органов, но и участников ВЭД

применять электронный документооборот с последующим вариативным использованием информации (в т. ч. конечным потребителем товара)

Рисунок 6. Задачи, которые позволит решить развитие технологии электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита (составлено авторами)

Вышеизложенное означает использование в качестве приоритетного направления повсеместное применение данной технологии во всех пунктах пропуска. К тому же, предварительное декларирование товаров, которые помещены под таможенную процедуру таможенного транзита, еще до фактического ввоза товаров на территорию Российской Федерации, несомненно, будет способствовать повышению пропускной способности пунктов пропуска.

В целом, основные преимущества для совершенствования таможенного администрирования посредством дальнейшего развития применения информационных технологий при таможенном декларировании представлены на рисунке 7.

Основные преимущества для совершенствования таможенного администрирования посредством дальнейшего развития применения информационных технологий при таможенном декларировании

создание территориальных распределенных центров электронного декларирования

концентрация декларирования товаров на таможенных постах электронного декларирования

центрах

размещение таможенных постов - центров электронного декларирования на площадях, находящихся в государственной собственности

совершение таможенных операции, связанных с регистрацией декларации на товары и выпуском безрисковых товаров, преимущественно в автоматическом режиме

повышение эффективности реализации взаимодействия с ФНС России в рамках унификации информации, используемой при проведении мероприятий налогового и таможенного контроля, выработке совместных технологических решений по обмену информацией, а также разработке новых информационных решений

упрощение таможенного администрирования на территориях свободных таможенных зон, территориях опережающего социально-экономического развития и свободных портов

обеспечение возможности подачи сведений в электронном виде в отношении товаров для личного пользования, а также товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

развития электронного транзита и применения механизмов предварительного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита

Рисунок 7. Преимущества развития применения информационных технологий при таможенном декларировании для совершенствования таможенного администрирования (составлено авторами)

В продолжении представленной на рисунке информации можно подчеркнуть, что развитие цифровых технологий как своеобразного инструмента в таможенной деятельности обеспечит возможности для включения хозяйствующего субъекта в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в электронной форме. К тому же, обеспечивается возможность подачи заявления о выпуске товаров еще до подачи декларации на товары (ДТ) в электронной форме.

В заключении вышеназванных предложений можно отметить, что развитие соответствующих электронных (цифровых) технологий позволит реализовать возможность получения разрешения на переработку товаров в электронной форме (для помещения товаров под таможенные процедуры переработки (на таможенной территории, вне таможенной территории, для внутреннего потребления)).

Исключительно важным элементом системы таможенного контроля в рамках курса на обеспечение благоприятных условий для ВЭД и обеспечения соблюдения экономических

интересов России посредством сокращения времени (временных затрат) при осуществлении таможенных формальностей является система управления рисками (СУР). Уже сейчас в рамках СУР осуществлены механизмы по обеспечению возможности определения (выявления) рисков нарушения таможенного законодательства на протяжении всех стадий совершения таможенных операций (в том числе включая фазы до и после выпуска товаров). Однако, одним из условий обеспечения оперативного контроля за процессами совершения таможенных операций и принятия мер реагирования на обнаруженные (либо выявляемые) риски нарушения таможенного законодательства является дальнейшее развитие или совершенствование системы центров оперативного мониторинга и управления рисками. В дополнение к вышесказанному, приоритетным направлением работы таможенной службы России в рамках СУР представляется минимизация фискальных рисков (занижение таможенной стоимости товаров, предоставление недостоверных сведений о классификации товаров, заявление права на получение тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей). Необходимым условием по минимизации фактов образования или возникновения задолженности по уплате таможенных и иных платежей, пеней, процентов, должен стать оптимальный выбор форм и методов таможенного контроля в рамках применения системы управления рисками.

Развитию процессов информационно-аналитического сопровождения таможенного контроля должно стать расширение взаимодействия со специализированными организациями, такими, как профессиональные объединения импортеров, крупные производители, отраслевые союзы и ассоциации и прочее. Последние, зачастую, осуществляют мониторинг и анализ ценовой информации (ценовые исследования), результаты которых посредством доведения до таможенных органов России в рамках СУР будут оказывать содействие в минимизации фискальных рисков.

Еще одним значимым направлением совершенствования механизмов определения объектов таможенного контроля (т. е. их выбора) должно стать продолжение деятельности по трансформации в императиве модернизации субъектно-ориентированной модели СУР. Этот процесс требуется осуществлять посредством развития (в т. ч. расширения) практики применения результатов контроля налоговой службой России (ФНС России). Указанная практика основывается на использовании интегрированных информационных технологий федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), входящих в структуру Минфина России. При этом, дальнейшее развитие в рамках совершенствования и автоматизации таможенных операций и таможенных процедур должно сопровождаться соответствующим развитием системы управления рисками (т. е. невозможно без совершенствования СУР).

Следует отметить, что внедряемые в настоящее время ФТС России перспективные информационные технологии для таможенных органов (таможенной деятельности) и комплексы функциональных автоматизированных систем предъявляют соответствующие требования к процессу управления рисками в таможенных органах по обеспечению всеобъемлющего оперативного контроля. В данном случае исключительно важным является соблюдение одного из главных принципов применения СУР (который необходимо реализовать в практической деятельности), заключающемся в необходимости проведения таможенного контроля в минимальном объеме, требующемся для обеспечения соблюдения законодательства РФ.

Систематизированные задачи по совершенствованию и развитию СУР к 2020 году (включительно, начало реализации 2017 г.), представлены на рисунке 8.

Основные задачи по совершенствованию и развитию системы управления

рисками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совершенствование правовой базы, регламентирующей порядок применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля, а также при таможенном контроле после выпуска товаров, путем издания документов в статусе нормативных правовых актов

обеспечение автоматизации процессов выявления рисков на уровне не менее 90 % к 2020 году

внедрение субъектно-ориентированной модели системы управления рисками, основанной на трехуровневом дифференцировании риска при категорировании участников ВЭД, и дальнейшее совершенствование подходов к идентификации уровня риска нарушения таможенного законодательства участников ВЭД

обеспечение результативности мер по минимизации рисков, применяемых при таможенном декларировании товаров, на уровне не менее 50 % к 2020 году

распределение применения мер по минимизации рисков на этапе до и после выпуска товаров в зависимости от уровня риска нарушения таможенного законодательства участников ВЭД

внедрение и использование в процессе управления рисками интеллектуального анализа данных

Рисунок 8. Основные задачи по совершенствованию и развитию системы управления рисками (составлено авторами)

Некоторые мероприятия (в реализации курса по достижению целей и решения поставленных задач), из указанных на рисунке, уже практически завершены, однако часть работы еще требует своего окончания. При этом, в самом общем смысле, каждая задача нуждается в дальнейшем развитии. Так, например, автоматизация процессов по определению и выявлению рисков должна стремиться к 100 %, причем развитие данной тенденции должно быть расширено до масштабов ЕАЭС. Это, в перспективе, приведет к дальнейшему сокращению временных издержек (затрат времени) хозяйствующих субъектов, которые принимают участие в реализации ВЭД, что будет являться еще одним слагаемым (элементом) развития предпринимательского климата в России. Т. е. таможенное администрирование будет продолжать свое совершенствование в направлении реализации более масштабных задач, поставленных Президентом России (в т. ч. достижение определенных значений международных индексов, например, Doing Business Index).

Существенным содействием развитию условий наибольшего благоприятствования при совершении ВЭД является дальнейшее повышение эффективности работы СУР, т. е.

увеличение ее результативности свыше 50 % (а в перспективе - выше 80 %) (это приведет к еще большему сокращению издержек времени при осуществлении ВЭД для соблюдающих законодательство участников ВЭД), что позволит конкурировать по показателю «таможенное администрирование» с ведущими экономиками по качеству таможенного администрирования Сингапура, Швеции, США.

Также, в связи с разграничением объема таможенного контроля на этапы до и после выпуска товаров (и смещением акцента для добросовестных участников ВЭД на этап после выпуска) следует продолжить деятельность по соответствующему распределению применения мер по минимизации рисков на основе ранжирования уровня риска несоблюдения таможенного законодательства со стороны юридических и физических лиц, которые в рамках хозяйственной деятельности осуществляют внешнеэкономические операции. В этом же ключе лежит задача по развитию субъектно-ориентированного подхода (в т. ч. модели) СУР при распределении всех участников ВЭД на три категории (т. е. категорирование) и соответствующего размежевания (дифференциации) риска на три уровня. В перспективе требуется дальнейшее совершенствование подходов и механизмов к распознаванию (либо идентификации) уровня риска несоблюдения, а, точнее, нарушения, актов, составляющих таможенное законодательство России и ЕАЭС, со стороны участников ВЭД.

Явным преимуществом, несомненно, содействующим достижению отмеченных выше задач, может стать внедрение в процесс управления рисками искусственного интеллекта. Использование последнего, особенно в рамках системы анализа информации, в перспективе станет залогом развития результативности СУР (достоинство указанного внедрения отразятся как на участниках ВЭД, так и на деятельности таможенных органов России).

Все отмеченные выше направления совершенствования деятельности в рамках осуществления таможенного контроля имеют место в России, однако приоритетным, в настоящее время, является апробация успешного опыта во всех странах ЕАЭС.

Таким образом, трансформация таможенного контроля в рамках его совершенствования, необходимо осуществлять путем развития информационных технологий на всех этапах совершения таможенных операций (т. е. на этапах до и после выпуска товаров, в процессе электронного декларирования и деятельности СУР) и в рамках всех таможенных процедур.

В результате, одно из стратегических направлений заключается в необходимости перехода от глобального (всеобъемлющего) таможенного контроля к реализации принципа выборочности. При этом, работа таможенной службы России должна иметь целью развитие благоприятной среды для осуществления ВЭД, расширение ее как по численности участников, так по формам и объему сделок (стоимостному и физическому). В этом аспекте приоритетным направлением должно стать стремление к дальнейшему сокращению времени, затрачиваемому хозяйствующим субъектом в рамках проведения внешнеэкономических операций (этот процесс уже принес свои результаты и доказал свою эффективность в ходе исполнения мероприятий соответствующей дорожной карты5). Однако, необходимые мероприятия должны осуществляться при сохранении надлежащего качества таможенного контроля с перемещением основной его части (при системном подходе к нему как к единому целому) на этап после выпуска товаров (с этапов декларирования и нахождения в пункте пропуска), что является общемировой тенденцией и соответствует стремлению к развитию внешней торговли и международной кооперации. В свою очередь, расширению успешной практики применения таможенного контроля после выпуска товаров (повышению эффективности всей системы) в условиях, направленных на упрощение таможенных операций, способствовали факторы, приведенные на рисунке 9.

Основные факторы, способствующие расширению успешной практики применения таможенного контроля после выпуска товаров

---

совершенствование межведомственного взаимодействия с государственными и иными контролирующими органами, а также представителями крупных бизнес-сообществ в целях противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации

поэтапное смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров

создание условий, исключающих использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и способствующих повышению результативности таможенного контроля

Рисунок 9. Основные факторы, способствующие расширению

успешной практики применения таможенного контроля после выпуска товаров

Все приведенные на рисунке факторы взаимосвязаны и требуют дальнейшего развития. Например, расширение сотрудничества с налоговым ведомством России (1-й фактор) будет способствовать повышению эффективности борьбы с организациями, которые используют нелегальные (полулегальные) схемы «ухода» от уплаты налогов и иных обязательных платежей (3-й фактор). Данное взаимодействие, в первую очередь, осуществляют подразделения таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов России (2-й фактор), а конечной целью является пресечение фактов уклонения от уплаты таможенных и иных платежей.

Уже в настоящее время реализована система мероприятий, в рамках которой произведено совершенствование законодательного механизма и комплекса нормативного правового регулирования, а также был осуществлен пересмотр подходов к порядку и алгоритму организации таможенного контроля после выпуска товаров. Следует особо подчеркнуть, что посредством реализации вышеуказанной системы мероприятий произвели генерацию новых механизмов и моделей выбора объектов контроля, а также внедрение информационных технологий и активное развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.

Результатом стала трансформация системы таможенного контроля после выпуска товаров от практики проведения «точечных» проверок (камеральных и выездных), которые осуществлялись, в основном, с целью выявления единичных нарушений или фактов несоблюдения законодательства и взыскания денежных средств, к сложной комплексной многоступенчатой (некоторые авторы называют многофазной либо полифазной) деятельности в императиве декриминализации отраслей и чувствительных сегментов рынка (посредством снижения доли теневого сектора). К тому же, в практическую работу были введены субъектно-и объектно-ориентированные модели контроля, базой которых является система управления рисками. В итоге, было достигнуто значительное развитие в рамках организации системы взаимодействия с другими государственными органами (контролирующими, правоохранительными).

В дополнении к отмеченному выше, были сформированы институты, а также разработаны инструменты контроля, которые в перспективе могут стать фундаментом для формирования и развития системы сквозного контроля и прослеживаемости движения товаров в цепочках поставок (от момента ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до факта передачи (реализации, продажи) конечному потребителю). Таким образом, в настоящее время таможенный контроль после выпуска товаров является наиболее важным направлением деятельности подразделений таможенных органов России, а его совершенствование - один из приоритетов развития таможенных органов.

Следует сказать, что субъектно- и объектноориентированные модели контроля уже внедрены в практическую деятельность, однако необходимо их дальнейшее совершенствование в направлении перспективного распределения мер таможенного контроля как к конкретным участникам ВЭД, так и товарам, товарным партиям (либо декларациям). Фундаментальными основами вышеназванных моделей является применение системы управления рисками, в рамках которой и осуществляется соответствующий анализ для определения необходимой степени таможенного контроля.

Одновременно с этим, существенный прогресс наблюдается в организации взаимодействия с другими государственными органами, прежде всего, контролирующими и правоохранительными. В развитии чего созданы специализированные институты и сформированы инструменты контроля, посредством которых в перспективе имеется возможность развития национальной системы прослеживаемости движения товаров в цепях поставок (цепочках создания стоимости) от этапа ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до реализации конечному потребителю. В данном случае перспективным представляется обмен информацией соответствующих систем управления рисками (например, СУР ФТС России и СУР ФНС России), однако, прежде всего, это требует необходимого юридического обеспечения. В настоящее время последний аспект несколько упростился в связи с ведомственными перестановками, а точнее переходом и ФТС России и ФНС России в структуру Минфина РФ. Помимо правового сопровождения трансформационных процессов, целесообразным представляется и соответствующее организационное обеспечение, в т. ч. определение штатных единиц, ответственных за взаимодействие в этом направлении (т. к. информация СУР, например, профили рисков, является «для служебного пользования», т. е. находится под грифом «ДСП»), а также определение каналов связи, которые должны быть соответствующим образом защищены от несанкционированного доступа.

■ Средняя сумма денежных средств, взысканных по результатам одной таможенной проверки

■ Средняя сумма денежных средств, доначисленных по результатам одной таможенной проверки

Рисунок 10. Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров в 2018 и 2019 годах, млн руб.

Несмотря на определенный успех в деятельности таможенных органов России в направлении таможенного контроля после выпуска товаров (определяется результатами

функционирования, которые демонстрируют положительную динамику (рисунок 10) 6), приоритет необходимости дальнейшего совершенствования очевиден, и может быть по векторам представлен в форме рисунка 11.

Основные направления совершенствование таможенного контроля после

выпуска товаров

создание механизма прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, а также развитие института маркирования товаров в целях исключения применения проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, способствующих проведению эффективного таможенного контроля, в том числе у лиц, осуществляющих на территории РФ оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами

1

создание единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов РФ

совершенствование созданных инструментов, направленных на обеспечение полноты собираемости таможенных и иных платежей с учетом перераспределения административной нагрузки по таможенному контролю в отношении добросовестных участников ВЭД с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров

стандартизация проверочной деятельности, в том числе с учетом использования международного опыта в области постаудита (рекомендаций ВТамО, Компендиума ВТамО по управлению рисками)

развитие информационно-программных средств

автоматизация выбора объектов контроля, а также процессов (функций) для целей осуществления контроля после выпуска товаров

минимизация применения количества форм контроля с одновременным повышением их эффективности

совершенствование системы профилактики правонарушений в таможенной сфере

совершенствование взаимодействия ФТС России и ФНС России при создании единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей

Рисунок 11. Основные направления совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров

6 Федеральная таможенная служба России [Электронный ресурс]: официальный сайт // http://customs.ru/.

По информации, представленной на рисунке можно заключить, что одним из приоритетов совершенствования является развитие системы прослеживаемости и прочих взаимосвязанных задач (например, расширение взаимодействия таможенных и налоговых служб России (прежде всего, в рамах информационного обмена) - одно из условий эффективности формируемой системы и важный ее элемент).

В данном случае отмечается необходимость контроля маркировки товаров (подлежащих обязательной маркировки), причем эксперимент в отношении некоторых категорий уже успешно реализован. Приведенный вид прослеживаемости носит название физической прослеживаемости, а контроль за маркировкой является одной из задач ФТС России (в соответствии с федеральным законом от 03.08.2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании.. .»)7. В этом же федеральном законе прописана в качестве одной из функций (и задач) участие таможенных органов России в обеспечении системы прослеживаемости. Другой вид прослеживаемости (документальная прослеживаемость) реализуется в России налоговой службой (ФНС России) с 2015 г.

В результате реализации пилотных проектов (как в области физической, так и документальной прослеживаемости), опыт которых был признан успешным, значительному «обелению» подверглись рынки соответствующих товаров (т. е. снизилась доля теневой составляющей).

Уже в настоящее время поэтапно расширяется список (перечень) товаров, подлежащих обязательной маркировке (например, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации») 8'9'10 . Однако, с целью дальнейшего развития формируемой системы и повышения результативности ее функционирования необходимо приоритетное (первоочередное) расширение сотрудничества между ФТС России и ФНС России (прежде всего, в рамках обмена данными (необходимыми сведениями)). Реализация данного посыла затрудняется несовершенством и недостаточностью технической базы для информационных технологий, а также и самих технологий. В итоге, наиболее важным представляется развитие как техники (количественно и качественно), так и технологий, а также расширения взаимодействия (особенно по результатам проверочных мероприятий) между налоговым и таможенным ведомствами России. Осложняет ситуацию тот факт, что имеются определенного рода различия в системе работы соответствующих служб налоговых и таможенных органов России. В этой ситуации, особенно для таможенного ведомства России, интерес представляет стандартизация проверочной деятельности, для чего могут быть учтены разработки и результаты успешного международного опыта, накопленного в сфере постаудита

7 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.

8 Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р (ред. от 08.11.2019) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/.

9 О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 №807 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328175/.

10 Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 №224 (ред. от 02.03.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319565/.

(в таможенной деятельности - после выпуска товаров) (в данном случае имеются ввиду рекомендации Всемирной таможенной организации (ВТамО), Компендиума ВТамО по управлению рисками). В данном случае важным представляется анализ опыта (а в некоторых случаях - его апробация) функционирования систем таможенного администрирования (в частности, таможенного контроля) США, Сингапура, Швеции.

В конечном итоге, как подчеркнуто на рисунке, основными целями формирования системы прослеживаемости является фискальная и правоохранительная, в т. ч. улучшение в области собираемости таможенных и иных платежей и борьба с использованием различных схем «ухода» (уклонения) от уплаты обязательных платежей. При этом, функционирование данной системы, предположительно, позволит снизить (минимизировать) количество форм таможенного контроля, применяемых при перемещении товаров и транспортных средств через российские участки таможенной границы ЕАЭС (в перспективе режим прослеживаемости должен будет трансформирован в единую систему в рамках ЕАЭС).

Таким образом, совершенствование системы таможенного контроля, в первую очередь, связано с развитием информационно-телекоммуникационных технологий, ростом оснащения необходимой материальной базой, а также, посредством отмеченного выше, расширением взаимодействия между федеральными органами власти (прежде всего, исполнительной) (приоритетное направление - углубление сотрудничества между таможенными и налоговыми органами России). Также, подчеркивается важность стандартизации механизмов и моделей проверочных мероприятий с учетом положительного международного опыта, который также базируется на цифровых технологиях.

В заключении можно отметить, что в самом обобщенном виде, совершенствование системы таможенного контроля в рамках обеспечения экономической безопасности России связано с развитием применения информационных технологий как на этапе электронного декларирования, так и фактического контроля, а также в рамках таможенного контроля после выпуска товаров. В данном случае необходимо повышение эффективности функционирования системы управления рисками (СУР) и ее дальнейшая автоматизация, что связано с перспективной цифровизацией. Параллельно с вышеотмеченным, на перманентной основе должны подвергаться совершенствованию технические средства, с помощью которых осуществляется таможенный контроль. Реализация предложенных мероприятий приведет к повышению уровня экономической безопасности России через рост эффективности таможенного контроля на всех стадиях перемещения товаров через таможенную границу

Выводы

ЕАЭС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рудакова Т.А., Санникова И.Н., Рудакова О.Ю. Экономическая безопасность региона: сущность, факторы, инструменты мониторинга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 6. - С. 1072-1091.

2. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России // М.: Институт экономики РАН (Центр финансовых исследований). - 2015. https://inecon.org/docs/Senchagov_Ivanov.pdf.

3. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Баздикян М.Ю., Де О.А. Система обеспечения экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/36EVN517.pdf.

4. Морунов В.В. Экономическая безопасность как экономическая категория // Экономические науки. 2011. - 10 (83). С. 53-55. http://ecsocman.hse.ru/data/2012/08/06/ 1265219103Z9.pdf

5. Алябьева К.В. Экономическая безопасность: учебное пособие / Алябьева К.В., Коварда В.В. // Санкт-Петербург: Интермедия, 2019. - 672 а

6. Воротникова Е.В., Долгушина О.В. Определение сущности и генезис понятия «экономическая безопасность» // Регион: государственное и муниципальное управление (Электронный научный журнал). № 3 (11), 2017 года. http://regiongmu.ru/wp-content/uploads/2017/11/RegionGMU0603011.pdf.

7. Гребеник В.В., Бушуева Н.В. Системный взгляд на экономическую безопасность государства // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление*2013'1. https://www.muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2013_1_2 9-32.pdf

8. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: монография / кол. авторов; под науч. ред. С.Н. Сильвестрова. -Москва: РУСАЙНС, 2018. - 350 с.

9. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj .today/PDF/52ECVN419.pdf.

10. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 34 (633) (к совместному заседанию Президиума Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации и Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации 4 октября 2016 года) / Под общей редакцией начальника Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, доктора экономических наук В.Д. Кривова. М.: 2016.

11. Матвеева Н.В. Меры соблюдения продовольственного эмбарго в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 8. С. 146-154. http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2016-8/13-matveeva.pdf.

12. Лаптев Р.А., Коварда В.В., Рогов Р.А. Основные направления развития системы прослеживаемости товаров в качестве фактора обеспечения безопасности России в условиях расширения процесса глобализации // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/15ECVN120.pdf (доступ свободный).

Kovarda Vladimir Vasilievich

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: kovarda@yandex.ru

Laptev Roman Alekseevich

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: LaptevR@yandex.ru

Improving the customs control system through its prospective digitalization as part of the development of Russia's economic security system

Abstract. The relevance of the article is due to the permanent transformation of the world economy and the need for appropriate modernization of the system of ensuring economic security of Russia, including in the framework of foreign economic activity. A clear example of this is ensuring compliance with the food embargo, an active participant of which is the customs service of the Russian Federation.

In this regard, when writing the work, the goal was to analyze the prospects for improving the customs control system through the development of digitalization in the aspect of ensuring economic security in Russia. The objectives of the study are to identify the main problems in the field of customs control, to form proposals for improving customs control at all stages of its implementation by expanding the use of information technologies.

The research methodology is system analysis, as well as methods of analysis and synthesis with elements of forecasting.

Based on the results of the study, the main measures for the development of the customs control system were identified both at the stage of preliminary information and at checkpoints, and after the release of goods. First of all, the basis for improvement is the digitalization of customs activities, the expansion of interaction with other public authorities, taking into account the testing of positive global experience, as well as the corresponding modernization of the regulatory framework. A separate direction for improving the efficiency of the Russian customs service is the development of a risk management system, both in terms of methods and tools, and through the use of artificial intelligence elements.

In conclusion, it is concluded that digitalization has a positive impact both on the basic foundations of the Russian customs service and on the system of interagency interaction. However, this process needs legislative support.

Keywords: ECONOMIC security; digitalization; customs control; customs authorities; risk management system; information technology; customs administration; electronic interaction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.