Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1232
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FACTORS OF INFLUENCE / DEVELOPMENT PROCESSES / ADMINISTRATION / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS REGULATION / OPERATIONAL EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович, Плоткина Надежда Петровна

В статье рассматриваются современное состояние и перспективы развития таможенной службы России посредством изменения содержания управленческой деятельности с акцентом на преобразования в администрировании, совершенствования системы единого механизма таможенного и налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович, Плоткина Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the Development of CustomsAuthorities: state and prospects

The article describes the current state and prospects for the development of the Customs Service of Russia by modifying the contents of management activities with an emphasis on transformations in administration, as well as for improvement of the single system for customs and tax administration mechanism.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543

БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.1.5 В. В. ПИЛИПЧУК*, Н. П. ПЛОТКИНА*

Управление развитием таможенных органов: состояние и перспективы

В статье рассматриваются современное состояние и перспективы развития таможенной службы России посредством изменения содержания управленческой деятельности с акцентом на преобразования в администрировании, совершенствования системы единого механизма таможенного и налогового администрирования.

Ключевые слова: факторы влияния, процессы развития, администрирование, таможенный контроль, таможенное регулирование, эффективность деятельности.

ПИЛИПЧУК

Виктор Владимирович - доцент, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. pilipchuk.viktor@vfrta.ru.

PILIPCHUK V. V. - Candidate of Economic Sciences, Docent, Professor at the Department of Economics of Customs and Management.

ПЛОТКИНА Надежда Петровна -кандидат географических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. plotkina.nadejda@vfrta.ru.

PLOTKINA N. P. - Candidate of Geographic Sciences, Assistant Professor at the Department of Economics of Customs and Management.

V. V. PILIPCHUK, N. P. PLOTKINA

Management of the Development of Customs

Authorities: state and prospects

The article describes the current state and prospects for the development of the Customs Service of Russia by modifying the contents of management activities with an emphasis on transformations in administration, as well as for improvement of the single system for customs and tax administration mechanism.

Keywords: factors of influence, development processes, administration, customs control, customs regulation, operational efficiency

На современном этапе факторами, оказывающими влияние на функционирование и развитие таможенной службы России, являются изменения как на макроэкономическом уровне (процессы глобализации, интеграции, геополитические факторы), так и в сфере внешнеэкономической и таможенной

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

деятельности. Данные тенденции обусловливают необходимость постоянной адаптации таможенной службы России к сложившимся условиям, изменяя содержание управленческой деятельности с акцентом на преобразования в администрировании. «Трансформация таможенной системы в систему таможенных услуг становится главным вектором развития таможенной службы, ориентирующим ее на совершенствование существующих и создание новых типов организационно-экономических и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России» [4]. В связи с этим все большую значимость приобретает управление развитием таможенной системы, определяемое необходимостью и возможностью этого процесса.

Целью настоящей работы является исследование современного состояния и перспектив развития таможенной службы России в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов.

Понятие развития В. В. Макрусев с соавторами формулируют «как процесс прогрессивных качественных изменений объектов (систем), сопряженный с преобразованием их внутренних и внешних связей». Или, в частном определении, «развитие - это устойчивая прогрессивная эволюция системы или переход системы на более высокий уровень качества» [4].

В Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 г. (далее - Программа) приводятся основные как позитивные, так и негативные факторы, оказавшие влияние на дальнейшее развитие Федеральной таможенной службы: «принятие Таможенного кодекса ЕАЭС и интеграционные процессы в рамках Союза; участие Российской Федерации и ее партнеров по ЕАЭС в ВТО; изменение структуры внешнеторгового оборота и объемов декларирования товаров; применение санкционных мер США и странами Европейского союза и антисанкционных экономических мер Российской Федерацией в отношении отдельных категорий товаров; реализация реформы налогообложения и проведение "большого налогового маневра"; наделение ФТС России функциями органа валютного контроля» [5].

В условиях политической нестабильности данными обстоятельствами обусловлена вероятность «ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры рынка, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иные негативные экономические и политические явления» [5]. Поэтому важнейшей проблемой совершенствования деятельности таможенной службы России является развитие таможенных органов в новых экономических условиях.

Использование автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий позволило повысить эффективность проведения всех видов контроля в деятельности таможенных органов, способствовало созданию благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности.

Так, проведенная ФТС России работа позволила обеспечить достижение в 2017 г. показателей, установленных Программой (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели использования ФТС России автоматизированных систем и информационных таможенных технологий в 2017 г., %

Удельный вес

Показатель планового значения фактического значения

Доля электронных деклараций на товары, зарегистрированных в ЦЭД 20 22,6

Доля ЦЭД на площадях, находящихся в государственной собственности 80 86

Доля автоматически зарегистрированных ЭД: - на экспортируемые товары - на импортируемые товары 50 10 54,8 11,2

Доля автоматически выпущенных ЭД участниками ВЭД низкого уровня риска: - на экспортируемые товары - на импортируемые товары 25 5 28,2 7,3

Доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков Не менее 80 80,3

Составлено по: [1].

Кроме того:

- «доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, примененными при таможенном декларировании товаров, от общего количества товарных партий, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков, составила 42,5 % (плановое значение -не менее 40 %);

- доля выявляемых оперативными подразделениями таможенных органов преступлений в общем количестве возбужденных таможенными органами уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов, составила 92,3 % (плановое значение - 85 %)» [1].

В направлении улучшения инвестиционного климата для осуществления предпринимательской деятельности реализуется План деятельности ФТС России по улучшению инвестиционного климата в Российской

Федерации, обеспечению максимального содействия внешнеторговой деятельности, что позволило обеспечить в 2017 г. [1]:

- «увеличение до 83 % доли участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами РФ, в общем количестве опрошенных участников ВЭД (плановое значение - 65 %);

- увеличение до 99,93 % доли деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (плановое значение - 98 %);

- сокращение до 0,76 часа предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки (плановое значение - 2 часа), и до 1,51 часа - при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (плановое значение - 2 часа)» [1].

Важнейшей задачей является совершенствование фискальной функции, основанной «на эффективном осуществлении контроля за соблюдением норм права ЕАЭС, законодательства РФ о таможенном деле и законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления и своевременностью уплаты пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий, а также за безусловным исполнением закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами» [2].

Так, работа ФТС России в направлении обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, повышения конкурентоспособности российской экономики позволила достигнуть в 2017 г. следующих показателей (табл. 2).

Кроме того, «снижение до 0,07 % доли таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в федеральный бюджет (плановое значение - 0,19 %)» [1].

В рамках решения задачи «Подпрограммы по повышению качества таможенного контроля за счет внедрения выборочности применения методов таможенного контроля, повышения эффективности системы управления рисками (далее - СУР), расширения практики применения таможенного контроля после выпуска товаров и современных технологий таможенного оформления ФТС России проведена следующая работа» [1].

Таблица 2

Основные показатели обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей ФТС России в 2017 г., %

Показатель Удельный вес

планового значения фактического значения

Уровень выполнения задания по администрируе-мым таможенными органами доходам в федеральный бюджет 100 102,8

Доля решений судебных органов в пользу таможенных органов по таможенной стоимости 72 95

Доля судебных решений о корректировке таможенной стоимости в пользу участников ВЭД 0,21 0,08

Составлено по: [1].

В итоговом докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 г. отмечено, что «в целях предотвращения перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле утверждено и актуализировано 49 182 профиля рисков (в 2016 году - 38 203 профиля рисков)» [1].

«Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве декларируемых товарных партий снизилась в 2017 году до 2,2 % (в 2016 году - 2,9 %). При этом доля результативных таможенных досмотров увеличилась и составила в 2017 году 47,5 % (в 2016 году - 39,1 %).

Доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением СУР, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля, достигла 85,7 %» [1].

Используя СУР «при выборе объектов контроля учитываются не только сведения о товарах, но и деятельность участника ВЭД» [1].

В 2017 г. «продолжена работа по совершенствованию и развитию применяемой субъектно-ориентированной модели СУР, основанной на распределении участников ВЭД по категориям уровня риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Внедрен новый порядок автоматизированного категорирования участников ВЭД, который предусматривает распределение участников ВЭД по 3-м категориям уровней таможенного риска: низкий, средний

и высокий, с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля» [1].

В рамках работы по совершенствованию системы категорирова-ния в 2017 г. «снижены требования к количеству оформленных ДТ со 150 до 100 единиц за последние два года. Для организаций, отнесенных по результатам категорирования ФНС России к категории низкого уровня налогового риска, снижены требования к минимальному периоду осуществления внешнеэкономической деятельности до 6 месяцев» [1].

В итоговом докладе о деятельности ФТС России в 2017 г. отмечается, что «в целях обеспечения исполнения сводного плана приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" (утвержден протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Международная кооперация и экспорт" от 31.01.2017 № 7) внедрено автоматизированное категорирование участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров. Это позволяет не только обеспечить повышение эффективности СУР при экспорте товаров, но и создать благоприятную среду для развития экспортного потенциала России, предоставив добросовестным экспортерам оптимальные условия ведения внешнеторговой деятельности за счет снижения частоты применения контрольных мер при совершении таможенных операций и использования технологии автоматического выпуска вывозимых товаров» [1].

Данные нововведения «позволили увеличить количество участников ВЭД низкого уровня риска в 3,7 раза - с 2 199 по состоянию на 1 января 2017 года до 8 074 по состоянию на 1 января 2018 года. К категории высокого уровня риска отнесено 10 942 участника ВЭД, к категории среднего уровня риска - 88 432 участника ВЭД. На долю организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска, за 2017 год пришлось около 65 % от всех оформленных ДТ и 83 % от общей суммы подлежащих уплате таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров» [1].

Применение «дифференцированного подхода к реализации мер и форм таможенного контроля в зависимости от уровня риска позволяет таможенным органам сконцентрировать свои основные ресурсы и внимание на наиболее рисковых товарных поставках, а в отношении законопослушных организаций - сместить проведение таможенного контроля на этап после выпуска товара» [1].

В материалах доклада указывается, что в «целях реализации ведомственного приоритетного проекта ФТС России "Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе" с учетом решения проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ "Реформа контрольной и надзорной деятельности"

издан приказ ФТС России от 30 октября 2017 г. № 1720 "Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России", в котором утверждены 117 индикативных показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности ФТС России (по различным направлениям деятельности), 24 показателя результативности деятельности, 8 показателей эффективности деятельности и 33 индикативных показателя РТУ и ТНП».

Согласно информационным материалам доклада, эффективность осуществления ФТС России государственного контроля в установленной сфере деятельности в 2017 г. можно охарактеризовать показателями, представленными в табл. 3.

Таблица 3

Эффективность осуществления ФТС России государственного контроля

Показатель 2016 г. 2017 г.

Проведено таможенных проверок, ед. 4 125 4 805

Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров, % 82 87

Доля товарных партий, не получивших разрешение на выпуск товаров, в общем объеме досматриваемых партий товаров, % 39,3 47,3

Экономическая эффективность принятых решений по классификации товаров, % 0,17 0,30

Составлено по: [1].

Кроме того:

- «исполнение контрольного задания по формированию доходов федерального бюджета составило 102,8 % (в доход федерального бюджета перечислено 4 575,7 млрд рублей или на 3,8 % больше по сравнению с 2016 годом);

- проведено 4 805 таможенных проверок, из них 3 725 таможенных проверок - по признакам нарушений таможенного законодательства, проведенных в отношении 3 275 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- доначислено таможенных платежей, пеней и наложено штрафов по результатам проведения таможенных проверок на сумму 10,1 млрд рублей, взыскано - 6,8 млрд рублей (в 2016 году - 8,4 млрд рублей и 4,3 млрд рублей соответственно)» [1].

В соответствии с проведенным Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации расчетом одного из ключевых показателей

реформы «Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций» «ФТС России по итогам 2017 года заняла 1-е место среди контрольно-надзорных органов по осуществляемому виду контроля - таможенному контролю (среди 47 видов контроля (надзора), участвующих в оценке)» [1].

В рамках реализации проекта «Автоматизация контрольно-надзорной деятельности» «таможенными органами используются функциональные возможности АИС "ЦРСВЭД", представляющей собой единый информационный ресурс, в котором хранятся сведения о субъектах внешнеэкономической деятельности, имеющих правоотношения с таможенными органами как во внутренних информационных ресурсах (ЕАИС таможенных органов), так и во внешних информационных ресурсах (базах данных ФНС России).

На сегодняшний день в информационных системах таможенных органов максимально исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах» [1].

В рамках проекта «Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов» ФТС России проведена работа «по внедрению в таможенных органах единых подходов к установлению квалификационных требований к специальностям (направлениям подготовки), знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы» [1].

«Сформировано 15 видов профессиональной служебной деятельности в рамках области "Регулирование таможенной деятельности" Справочника квалификационных требований к специальностям (направлениям подготовки), знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы.

Разработан примерный должностной регламент федерального государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации и представительства (представителя) таможенной службы Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденный приказом ФТС России от 25 июля 2017 г. № 1208» [1].

«Детализированные квалификационные требования позволят принимать на государственную гражданскую службу в таможенные органы наиболее компетентных лиц, обладающих необходимой квалификацией, использовать при оценке деятельности должностных лиц таможенных органов более точные инструменты, а также повысить эффективность иных кадровых технологий, включая профессиональное развитие гражданских служащих» [1].

ФТС России к настоящему времени реализованы и другие задачи в направлении развития инновационной деятельности и формирования равноправных конкурентных условий для бизнеса.

На Всероссийском форуме «Таможенное регулирование в России -2018», были подведены промежуточные итоги Комплексной программы развития таможенной службы до 2020 г., где за основу принята «цифро-визация и автоматизация процессов таможенного администрирования. Известно, что электронные платежи за таможенный транзит внедряются с 2017 года, и таким способом было оплачено 61,5 % всех деклараций, а за пять месяцев 2018 года - уже 98,5 %» [3].

На форуме отмечено, что «процесс создания 16 электронных таможен и центров электронного декларирования должен завершиться к 2020 году, к этому времени на их долю придется не менее 95% всех электронных деклараций.

Совершенствование системы категорирования участников ВЭД в 2017 году позволило почти в три раза увеличить количество компаний, относящихся к "зеленому" сектору (с 2,6 тыс. компаний до 8,3 тыс.). Их доля составляет 65 % всех поданных таможенных деклараций и 82% всех финансовых отчислений» [3].

В заключение следует отметить, что «целевыми показателями Комплексной программы развития ФТС России на среднесрочную перспективу являются показатели "10 шагов навстречу бизнесу", которыми к 2020 году предусмотрено планомерное увеличение:

- доли электронных деклараций на товары, зарегистрированных в центрах электронного декларирования, до 95 %;

- доли центров электронного декларирования, размещенных на площадях, находящихся в государственной собственности, до 100 %;

- доли автоматически зарегистрированных электронных деклараций на товары до 99 %;

- доли автоматически выпущенных электронных деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, до 80 %;

- доли товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, примененными при таможенном декларировании товаров, до 50 %;

- доли автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков до 90 %;

- доли таможенных и иных платежей, уплачиваемых с применением лицевых счетов юридических лиц, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России, до 100 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доли преступлений, выявляемых оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов, до 90 %» [1].

Реализация задач Программы как средство построения новой таможенной системы России на перспективу позволит существенно повысить эффективность внешней торговли, улучшить макроэкономическую ситуацию посредством развития системы единого механизма таможенного

и налогового администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов Российской Федерации в соответствии с мировыми стандартами.

Список литературы

1. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году. URL: http://customs.ru/index.php?Itemid=2588&catid=475: 2015-03-12-09-57-15&id=26323:-2017-&option=com_content&view=article (дата обращения: 27.02.2019).

2. Комплексная Программа развития ФТС России на период до 2020 года. URL: http://customs.ru/index.php?Itemid=2727&id=25512&option=com_content&vi ew=article (дата обращения: 27.02.2019).

3. О промежуточных итогах реализации Комплексной программы развития ФТС до 2020 года. URL: https://www.alta.ru/external_news/61360/ (дата обращения: 27.02.2019).

4. Управление таможенным делом: учеб. пособие / В. В. Макрусев, В. А. Черных и др.; под общ. ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. СПб.: Троицкий мост, 2011.

5. Управление таможенными органами Российской Федерации на основе применения теории организационно-управленческой деятельности: монография / В. В. Пилипчук, Н. К. Семенова, Н. П. Плоткина; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2017.

© Пилипчук В. В., Плоткина Н. П., 2019 © Pilipchuk V. V., Plotkina N. P., 2019

Для цитирования:

Пилипчук В. В., Плоткина Н. П. Управление развитием таможенных органов: состояние и перспективы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 1(86). С. 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.