Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRENDS IN DEVELOPMENT / INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATION ACTIVITY / CUSTOMS MANAGEMENT / CUSTOMS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович, Семенова Нина Константиновна, Плоткина Надежда Петровна

Рассмотрены ключевые направления развития системы управления таможенными органами России в контексте инновационной деятельности, проведен анализ и оценка ее результативности. Обозначены основные вопросы и задачи, вытекающие из проблем развития инновационной деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации на стратегическую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович, Семенова Нина Константиновна, Плоткина Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES AND PROSPECTS OF DEVELOPING INNOVATION ACTIVITY IN CUSTOMS SERVICE SYSTEM

The authors considered and analyzed key trends in development of Russian Customs system management in the context of innovation activity and assessed its efficiency. Main issues and objectives resulting from the development of innovation activity in Russian Customs Agencies are outlined for strategic prospective.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

УДК 339.543.62

DOI 10.24866/1815-0683/2020-1/68-78

В. В. ПИЛИПЧУК*, Н. К. СЕМЕНОВА*, Н. П. ПЛОТКИНА*

Актуальные вопросы и перспективы развития инновационной деятельности в системе таможенных органов

ПИЛИПЧУК

Виктор Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. pilipchuk.viktor@vfrta.ru.

PILIPCHUK V. V. - Candidate of Technical Sciences, Associate professor, Department of Customs Economy and Management.

СЕМЕНОВА Нина Константиновна -кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики таможенного дела и управления. semenova.nina@vfrta.ru.

SEMENOVA N. K. - Candidate of Technical Sciences, Associate professor, Head of Department of Customs Economy and Management.

ПЛОТКИНА Надежда Петровна -кандидат географических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. plotkina.nadejda@vfrta.ru.

PLOTKINA N. P. - Candidate of Geographic Sciences, Associate professor, Department of Customs Economy and Management.

Рассмотрены ключевые направления развития системы управления таможенными органами России в контексте инновационной деятельности, проведен анализ и оценка ее результативности. Обозначены основные вопросы и задачи, вытекающие из проблем развития инновационной деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации на стратегическую перспективу.

Ключевые слова: направления развития, инновационное развитие, инновационная деятельность, таможенное администрирование, таможенные технологии.

V. V. PILIPCHUK, N.K. SEMENOVA,

N. P. PLOTKINA

Topical Issues and Prospects of Developing

Innovation Activity in Customs Service System

The authors considered and analyzed key trends in development of Russian Customs system management in the context of innovation activity and assessed its efficiency. Main issues and objectives resulting from the development of innovation activity in Russian Customs Agencies are outlined for strategic prospective.

Keywords: trends in development, innovation development, innovation activity, Customs management, Customs technologies.

На современном этапе влияние на функционирование и развитие таможенной службы оказывают изменения, происходящие как на макроэкономическом уровне (процессы глобализации, интеграции,

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.

геополитические факторы), так и в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности России, что обусловливает необходимость постоянной адаптации таможенной службы страны к сложившимся условиям, изменяя содержание управленческой деятельности с акцентом на инновационные преобразования в администрировании [5]. В связи с этим все большую значимость приобретает управление развитием таможенной системы, где ключевым фактором является активизация инновационной деятельности.

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия), «система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития, в том числе с помощью современных технологий управления, предполагающих пересмотр способов и инструментов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций»1.

В данном контексте определяющая роль в развитии таможенных органов России отводится инновационному управлению, основой которого является рыночно ориентированная система управления. Поэтому важнейшей проблемой совершенствования деятельности таможенной службы России является проблема развития инновационной деятельности в таможенных органах в новых экономических условиях [6].

Предварительные итоги реализации Стратегии показывают, что «в целом не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций, ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в мировую систему, наладить взаимодействие науки и бизнеса... Недостаточно эффективными оказались и такие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование и администрирование, а также политика в сфере развития конкуренции»2. Сложившаяся ситуация требует корректировки инновационной политики, смещения акцентов на первостепенное решение ключевых для инновационного развития позиций.

Обозначенные выше обстоятельства определяют актуальность развития инновационной составляющей в деятельности таможенных органов.

Целью настоящей работы является исследование актуальных вопросов и перспектив развития инновационной деятельности в системе таможенных органов России в условиях изменяющихся внешних и внутренних факторов.

1 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018). URL: www.consuItant.ru.

2 Там же.

Первостепенным программным документом, определяющим ключевые направления развития системы управления таможенными органами России, стала Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года3 (далее - Программа), в основу которой заложены ориентиры, обозначенные в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. Программа, являясь концептуальным документом, актуализирует и конкретизирует цели и задачи Федеральной таможенной службы, сформулированные в Стратегии, дорожных картах по совершенствованию таможенного администрирования и поддержке экспорта, указаниях правительства и Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что в Программе представлен более широкий спектр направлений совершенствования деятельности таможенных органов в сравнении (относительно) с целями и задачами Стратегии (18 и 11 основных направлений соответственно).

На заседании Коллегии Федеральной таможенной службы 25 мая 2017 г. при обсуждении и утверждении проекта Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года для таможенной службы были сформулированы две ключевые задачи, имеющие многоаспектный характер. Это, во-первых, «повышение качества администрирования таможенных платежей и снижение административной нагрузки на бизнес» в соответствии с принципом «простота и удобство для участников ВЭД», во-вторых, «эффективность и безопасность с точки зрения государственных интересов» [11]. При этом простота и удобство в контексте снижения административной нагрузки на бизнес должна обеспечиваться автоматизацией таможенных процессов, в результате чего сроки совершения таможенных операций для участников ВЭД существенно сократятся.

Эффективность и безопасность соблюдения государственных интересов в контексте повышения качества администрирования таможенных платежей предполагает в числе реализуемых задач концентрацию декларирования товаров в центрах электронного декларирования (ЦЭД) для выполнения процедур таможенного контроля, не связанных с операциями декларирования. Отметим, что апробация данного механизма осуществляется таможенными органами России с 2015 г.

Проведем сравнительный анализ деятельности таможенных органов Российской Федерации в контексте направлений развития таможенной службы, имеющих инновационный характер и отраженных в соответствующих программных документах. В табл. 1 приведены данные об использовании и развитии ЦЭД в таможенной службе России в 2017-2018 гг.

На Петербургском международном экономическом форуме-2019 руководитель ФТС России В. И. Булавин отметил, что «в настоящее время

3 Комплексная Программа развития ФТС России на период до 2020 года. URL: https://base. garant.ru/72040528/.

созданы электронные таможни в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге, в Минеральных Водах, центры электронного декларирования в Калининграде, Новороссийске и Владивостоке, в Московской областной и Акцизной таможнях, Балтийский и Авиационный ЦЭД. В этом году 60 % всех деклараций уже оформляется в электронных таможнях и центрах электронного декларирования» [1].

Таблица 1

Использование и развитие ЦЭД в таможенной службе России в 2017-2018 гг., % [2; 3]

Показатель 2017 г. 2018 г.

Доля электронных деклараций на товары, зарегистрированных в ЦЭД 22,6 33,6

Доля ЦЭД на площадях, находящихся в государственной собственности 86,0 89,6

При этом доля электронных деклараций (ЭД) на товары, зарегистрированных в ЦЭД, превысила плановое значение на 3,6 %; доля ЦЭД на площадях, находящихся в государственной собственности, от их общего количества составила 89,6 % при плановом значении 80 %; доля автоматически зарегистрированных (АР) ЭД на экспортируемые товары составила 82,8 % и на импортируемые - 36,2 % против плановых значений - 60 и 30 % соответственно; доля автоматически выпущенных (АВ) ЭД на экспортируемые товары составила 46,9 %, на импортируемые - 26,6 % при плановых значениях - 40 и 25 % соответственно; доля автоматических профилей рисков от их общего количества составила 82,3 % и превысила плановое значение на 0,3 % (см. рисунок).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

82,8

60,0

30,0 33,6

-

46,9

36,2

40,0

30,0

26,6

25,0

ЭД в ЦЭД

А Р ЭД на экспорт

АР ЭД на импорт

т 1 ш 2

АВЭД на экспорт

АВ ЭД на импорт

Удельный вес плановых и фактических значений автоматизации процессов таможенного администрирования в 2018 г., %: 1 - план, 2 - факт [3]

В табл. 2 приведены данные об использовании за период 2015-2018 гг. технологии авторегистрации (АР) и автовыпуска (АВ).

Таким образом, создание системы «электронной таможни» продолжается и в соответствии с руководящими документами ФТС России к концу 2020 г. планируется создание единой системы электронных таможен, в которую войдут 16 центров электронного декларирования.

Таблица 2

Использование технологий авторегистрации и автовыпуска таможенными органами ФТС России в 2015-2018 гг. (% от всего декларационного массива) [2; 3; 9]

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

АР экспортных ДТ 28 36 54,8 82,8

АР импортных ДТ - 1,6 11,2 36,2

АВ экспортных ДТ 5 20 28,2 46,9

АВ импортных ДТ - - 7,3 26,6

Развитие таможенной службы России в направлении совершенствования таможенного регулирования в части совершенствования таможенных операций и развития таможенных технологий демонстрируют целевые индикаторы за период 2012-2018 гг., характеризующие значительные успехи в решении поставленных задач инновационного характера (табл. 3).

В направлении решения задач Программы осуществлялась деятельность по развитию применения безбумажных технологий, в частности, технологии декларирования процедуры транзита товаров в электронной форме, что позволило оформить в 2018 г. порядка 940 тыс. электронных транзитных деклараций и составило 98,8 % общего количества оформленных транзитных деклараций (в 2017 г. - более 614 тыс. электронных транзитных деклараций, или 60,8 % общего количества оформленных транзитных деклараций). Развивается технология предварительного декларирования процедуры транзита до прибытия товаров в пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (30 дней). В 2018 г. таможенными органами было оформлено свыше 52 тыс. предварительных транзитных деклараций (в 2017 г. - 7,7 тыс.), что более чем 6,5 раз превышает количество оформленных предварительных транзитных деклараций. Эффективным механизмом инновационного развития деятельности ФТС России является проект соглашения о механизме прослеживаемо-сти товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, позволяющий снизить контрольную нагрузку на бизнес и в ближайшей перспективе охватить большую часть продукции, перемещаемой в ЕАЭС. Вследствие

проведенных мероприятий результативность таможенных проверок в 2018 г. возросла с 87 до 91 %, в то же время нагрузка на бизнес снизилась - количество таможенных проверок уменьшилось на 43 % с 4 805 в 2017 г. до 2 717 в 2018 г. [8].

Таблица 3

Целевые индикаторы совершенствования таможенного регулирования [4]

Показатель 2012 г. 2018 г. Отклонение

Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, (безрисковые поставки), ч. 72 до 2 -70

Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля (безрисковые поставки), ч. 96 2 -94

Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, % 40 100 60 п.п.

Доля деклараций на товары, ввезенные на территорию РФ, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в приграничных таможенных органах, в общем объеме деклараций на товары, % 34 65 (к 2020 г.) 31 п.п.

Количество документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товара через государственную границу РФ при импорте (экспорте), шт. 10 4 -6

Доля случаев несоблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также нарушений валютного законодательства при помещении товаров под таможенные процедуры, % 17 11 (к 2020 г.) -6 п.п.

Доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных таможенными органами РФ с применением системы управления рисками при декларировании товаров, в общем объеме таких нарушений по результатам таможенного контроля, % 20 95 (к 2020 г.) 75 п.п.

С целью формирования единого механизма таможенного и налогового администрирования ФТС России получил развитие информационный обмен между налоговыми и таможенными органами, что позволило значительно повысить результативность работы. Так, в 2018 г. совместно с налоговыми органами осуществлено 796 проверок, по итогам которых

дополнительно начислено 4,7 млрд руб. (на 76,2 % больше, чем в 2017 г.), взыскано - 2,0 млрд руб. (на 29,4 % больше, чем в 2017 г.) [3].

Немаловажным фактором развития инновационной деятельности ФТС является применение прогрессивных технологий уплаты таможенных платежей. В частности, использование технологии удаленной уплаты таможенных платежей в электронной форме способствовало росту перечислений сумм таможенных платежей с 535,19 млрд руб. в 2017 г. до 876,26 млрд руб. в 2018 г. (рост на 63,7 %), а их удельный вес в общем объеме таможенных и иных платежей, уплаченных с применением микропроцессорных карт, составил 82,4 % [8].

В перечне направлений Комплексной программы особое внимание уделено обеспечению дальнейшего внедрения субъектно-ориентирован-ной модели системы управления рисками (СУР). В результате в этом направлении доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 39,1 % в 2016 г. и 47,5 % в 2017 г. до 51,4 % в 2018 г. [8].

В 2018 г. ФТС России обеспечила возможность формирования профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости на основе отчетов системы Автоматизированного контроля таможенной стоимости (ИСС «Малахит»), что позволило применить динамические стоимостные индикаторы риска к товарам со значительным расхождением задекларированной таможенной стоимости от стоимости аналогичных товаров [3].

Таким образом, совершенствование системы управления рисками и системы межведомственного электронного взаимодействия непосредственно связаны с развитием информационно-технического обеспечения в таможенном деле, которое является базисом инновационного развития системы таможенных органов России.

В системе таможенных органов Российской Федерации «организован переход телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов на отечественную техническую базу, что позволит обеспечить бесперебойное функционирование сегментов ВИТС ФТС России независимо от поставок зарубежного оборудования. Поставлено и в настоящее время эксплуатируется отечественное телекоммуникационное оборудование в количестве 1 697 комплектов. ... На оснащение таможенных органов поступили 11 мобильных ИДК российского производства, что дает возможность интеграции программного обеспечения ИДК с ЕАИС таможенных органов» [8].

Однако «неразвитость инфраструктуры и слабая техническая оснащенность является критически сдерживающим фактором повышения пропускной способности пунктов пропуска и существенно влияющим на скорость таможенного оформления». В докладе руководителя ФТС

России В. И. Булавина на совместном заседании Общественного совета и Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России в июле 2019 г. при обсуждении проекта Стратегии развития таможенной службы до 2030 года было отмечено, что в настоящее время «разрабатывается модель "интеллектуального" пункта пропуска, в основе которой лежит максимальная автоматизация процессов совершения таможенных операций с использованием элементов "искусственного интеллекта"» [7]. Базой для реализации данной модели станет единая для всех информационная система, элементами которой будут являться технические средства таможенного контроля. Таким образом, на сегодняшний день таможенные информационные системы являются основной составляющей электронной «таможни будущего».

На Дальнем Востоке предполагается функционирование одной электронной таможни - Дальневосточной с Дальневосточным центром электронного декларирования, и одной специализированной таможни - Владивостокской с Владивостокским центром электронного декларирования.

Приамурский и Владивостокский центры электронного декларирования функционируют с января 2011 г., а с июля 2019 г. в состав Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) вошел еще один центр электронного декларирования - Улан-Удэнский таможенный пост, регионом деятельности которого является Бурятия.

По словам и. о. первого заместителя начальника ДВТУ Г. А. Кичи, новая структура таможенных органов выстраивается с учетом уже существующих ЦЭД. Так, специализированным на морском транспорте стал действующий Владивостокский ЦЭД, штатная численность которого сформирована и составляет 179 единиц, кадровый состав практически полностью подобран. Владивостокский центр совершает таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а компетенция Дальневосточного центра будет распространяться на товары, перемещаемые автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом. Иные таможенные посты в регионе будут являться исключительно таможенными постами фактического контроля.

С декабря 2018 г. Владивостокский ЦЭД оформляет декларации на все товары, перемещаемые на Дальнем Востоке морем. На сегодняшний день в нем сконцентрировано уже порядка 93 % всех морских деклараций. В целом по региону, включая Читу и Бурятию, во Владивостоке оформляется основной объем деклараций - 65 %.

Ключевыми показателями успешной реализации мероприятий по реформированию системы таможенных органов является увеличение к 2020 г. доли электронных деклараций на товары, зарегистрированных

в центрах электронного декларирования, до 95 %. По итогам трех кварталов 2019 г. в целом по Дальневосточному региону в центрах сконцентрировано 77 % деклараций.

Г. А. Кича подчеркнул, что результаты проводимых мероприятий позволяют отметить ряд положительных тенденций:

- повысился уровень единообразия применения действующих норм;

- обеспечено равномерное распределение нагрузки между должностными лицами - оформителями;

- высвободившаяся штатная численность оформительских подразделений направлена на усиление подразделений, обеспечивающих фактический контроль;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повысилось качество взаимодействия ЦЭД и функциональных подразделений таможни, что сказалось на сокращении срока выпуска товаров;

- обеспечена повышенная системная устойчивость информационно-программных средств.

Для успешного выполнения поставленных целей развития инновационной деятельности необходимо, чтобы таможенная система наряду с текущими проблемами функционирования решала проблемы, имеющие стратегическую направленность, - формирование качественно новой системы таможенного дела. Основные вопросы, вытекающие из проблем развития инновационной деятельности в таможенных органах России на стратегическую перспективу в новых экономических условиях, можно представить в виде комплекса следующих задач.

1. Реализация принципов «одного окна» в процессе таможенного контроля.

2. Дальнейшее развитие информационных таможенных технологий.

3. Совершенствование системы управления рисками, организация центра стратегического анализа и прогнозирования рисков.

4. Создание, систематизация и регламентирование системы государственных таможенных услуг.

5. Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, научно-методического обеспечения деятельности таможенных органов, а также управления процессами функционирования и развития таможенной службы.

6. Подготовка и переподготовка кадрового состава таможенных органов России с учетом современных международных стандартов качества [10].

В проекте Стратегии развития таможенной службы до 2030 года определены ключевые направления развития таможенной службы: цифровиза-ция и автоматизация, содействие в развитии экспортно ориентированных

секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД и ряд других. Главная цель стратегии: «Формирование качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстро-перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства» [7].

Таким образом, приоритетное направление развития таможенных органов определяется трансформацией таможенного администрирования в эффективный и высокотехнологичный процесс на основе применения инновационных методов и цифровых технологий в таможенной сфере.

Список литературы

1. Интервью руководителя ФТС России Владимира Булавина на Петербургском международном экономическом форуме-2019. URL: http://customs-academy. net/?p=12464 (дата обращения: 20.11.2019).

2. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году. URL: http://customs.ru/index.php?Itemid=2588&catid=475: 2015-03-12-09-57-15&id=26323:-2017-&option=com_content&view=article (дата обращения: 20.11.2019).

3. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 20.11.2019).

4. Направления совершенствования таможенного регулирования. Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности. URL: https://nic-pnb.ru/scientific-methodical-materials/napravleniya-sovershenstvovaniya-tamozhen nogo-regulirovaniya/ (дата обращения: 20.11.2019).

5. Пилипчук В. В., Плоткина Н. П. Управление развитием таможенных органов: состояние и перспективы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 1(86). С. 5-14.

6. Пилипчук В. В., Семенова Н. К. Реализация инновационной модели управления в системе таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2(87). С. 33-43.

7. Проект Стратегии развития российской таможни до 2030 года рассмотрен бизнес-сообществом. URL: https://glasnarod.ru/vlast/262102-proekt-strategii-raz vitiya-rossijskoj-tamozhni-do-2030-goda-rassmotren-biznes-soobshhestvom (дата обращения: 20.11.2019).

8. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году. Официальный сайт

Федеральной таможенной службы: URL: http://www.customs.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 20.11.2019).

9. Стенограмма выступления В. И. Булавина на XIV Ежегодной конференции АЕБ «Таможня и Бизнес - 10 шагов навстречу». URL: http://www.np-srv. ru/news/koncepciya-razvitiya-tamogennoy-slugby-do-2020-g-osnovnye-napravleniya-celi-i-zadachi.html (дата обращения: 20.11.2019).

10. Управление таможенным делом: учеб. пособие / В. В. Макрусев [и др.]; под общ. ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. СПб.: Троицкий мост, 2011. 448 с.

11. ФТС России приняла программу развития до 2020 года. URL: http:// profcustoms.com/novosti/2017/fts-rossii-prinyala-programmu-razvitiya-do-2020-goda (дата обращения: 20.11.2019).

© Пилипчук В. В., Семенова Н. К., Плоткина Н. П., 2020 © Pilipchuk V. V., Semenova N. K., Plotkina N. P., 2020

Для цитирования:

Пилипчук В. В., Семенова Н. К., Плоткина Н. П. Актуальные вопросы и перспективы развития инновационной деятельности в системе таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 1(90). С. 68-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.