Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
730
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ ИНТЕГРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INTEGRATIVE MANAGEMENT MODEL / INNOVATIVE MANAGEMENT MODEL / INNOVATIVE ACTIVITY / CUSTOMS ADMINISTRATION / CUSTOMS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович, Семенова Нина Константиновна

В статье рассмотрены ключевые факторы ускорения перехода экономики на инновационный путь развития, основополагающие принципы формирования инновационной модели управления, некоторые аспекты реализации инновационной модели в системе таможенных органов, возможности ее применения и развития в таможенной службе России, альтернативные варианты инновационного развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович, Семенова Нина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of an Innovative Management Model in the System of Customs Authorities

The article discusses the key factors of accelerating the transition of the economy towards an innovative development path, the basic principles for the formation of an innovative management model, some aspects of the implementation of an innovative model in the system of customs authorities, the possibilities of its application and development in the Customs Service of Russia and alternative options for Russia’s innovative development.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543.5

БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.2.33 В. В. ПИЛИПЧУК*, Н. К. СЕМЕНОВА*

Реализация инновационной модели управления в системе таможенных органов

ПИЛИПЧУК

Виктор Владимирович - доцент, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. [email protected].

PILIPCHUK V. V. - Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Professor at the Department of Customs Economics and Management.

СЕМЕНОВА Нина Константиновна -доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономики таможенного дела и управления. [email protected].

SEMENOVA N. K. - Candidate of Engineering Sciences, head of the Department of Customs Economics and Management.

В статье рассмотрены ключевые факторы ускорения перехода экономики на инновационный путь развития, основополагающие принципы формирования инновационной модели управления, некоторые аспекты реализации инновационной модели в системе таможенных органов, возможности ее применения и развития в таможенной службе России, альтернативные варианты инновационного развития России.

Ключевые слова: инновационное развитие, модель интегративного управления, инновационная модель управления, инновационная деятельность, таможенное администрирование, таможенные технологии.

V. V. PILIPCHUK, N.K. SEMENOVA

Implementation of an Innovative Management

Model in the System of Customs Authorities

The article discusses the key factors of accelerating the transition of the economy towards an innovative development path, the basic principles for the formation of an innovative management model, some aspects of the implementation of an innovative model in the system of customs authorities, the possibilities of its application and development in the Customs Service of Russia and alternative options for Russia's innovative development.

Keywords: innovative development, integrative management model, innovative management model, innovative activity, customs administration, customs technologies.

В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия)

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

«система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития, в том числе с помощью современных технологий управления, предполагающих пересмотр способов и инструментов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций»1.

Наиболее актуальной моделью системы управления, на основе которой целесообразен переход на инновационный тип развития сферы таможенного дела, является, на наш взгляд, модель системы интегратив-ного управления. Основной идеей формирования данной модели выступает объединение модели классического администрирования и рыночной модели (маркетинговая концепция) с целью повышения эффективности деятельности по предоставлению таможенных услуг, где первостепенной становится ориентация на потребителя (клиента), что в полной мере соотносится с основными направлениями Стратегии. Именно акцент деятельности организации на максимально качественное удовлетворение потребностей субъектов рынка таможенных услуг (клиентов, потребителей), более эффективное, чем у конкурентов в сфере государственных услуг, определяет инновационность модели интегративного управления.

В данном контексте определяющая роль в развитии таможенных органов России отводится инновационному управлению, основой которого является рыночно ориентированная система управления.

Проблемы формирования и развития инновационного управления в таможенной сфере освещались в публикациях С. В. Барамзина, Г. П. Геращенко, В. И. Голоскокова, Ю. Е. Гупановой, В. Ю. Диановой, В. В. Макру-сева, О. Г. Симахина, А. Я. Черныша [1-6] и др. Однако на современном этапе становления и развития рынка таможенных услуг возникла необходимость в дополнительных теоретических и практических исследованиях в области инновационного управления развитием системы таможенных органов.

Важнейшими факторами ускорения перехода экономики на инновационный путь развития в условиях роста масштабов внешних и внутренних вызовов являются:

- расширение процессов глобализации, интеграции, усиление влияния геополитических факторов, что увеличивает экономические и геополитические риски, меняет позиционирование мировых союзов и объединений, вектор распределения товаропотоков и капитала;

1 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

- ускорение технологического развития мировой экономики, когда конкурентами России становятся не только развитые, но и развивающиеся страны;

- обострение конкурентной борьбы, что в условиях отсутствия эффективной инновационной системы в Российской Федерации инициирует спад инвестиционной активности, увеличение оттока капитала из страны.

Предварительные итоги реализации Стратегии показывают, что «в целом не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций, ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в мировую систему, наладить взаимодействие науки и бизнеса... Недостаточно эффективными оказались и такие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование и администрирование, а также политика в сфере развития конкуренции»2. Сложившаяся ситуация определяет необходимость корректировки инновационной политики, смещения акцентов на первостепенное решение ключевых для инновационного развития позиций.

Обозначенные выше обстоятельства определяют актуальность проблематики применения инновационной модели управления в таможенной сфере.

Цель данной работы - исследовать некоторые аспекты реализации инновационной модели в системе таможенных органов, рассмотреть возможности ее применения и развития в таможенной службе России.

В основу инновационной модели заложен принцип рыночно ориентированной системы управления, в которой основополагающим является управление с позиций маркетингового менеджмента. В данной модели маркетинг и менеджмент взаимосвязаны, являясь подсистемами (элементами) системы (целого), каждая из которых, выполняя свои функциональные задачи, способствует достижению целей организации. Реализуя маркетинговые принципы - ориентация на потребителя и удовлетворение его потребностей - менеджмент обеспечивает достижение целей развития организации на рынке посредством использования управленческих инструментов воздействия на людей.

Инновационную деятельность характеризует достаточно широкий спектр ее видов и направлений, однако в рамках данного исследования акцентируем внимание на инновациях в системе управления таможенными органами. При этом будем учитывать, что в инновационной деятельности

2 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

используются знания из различных сфер науки и техники, экономики, менеджмента, производства и управления им, вследствие чего управленческие инновации изменяют характер функционирования организации и технологию производственной деятельности, что позволяет достигнуть выполнения поставленных стратегических целей.

Так, в 2018 г. «основные усилия таможенных органов Российской Федерации были сосредоточены на достижении приоритетных целей, ...направленных на совершенствование таможенного администрирования в целях создания благоприятных условий для ведения внешнеэкономической деятельности, обеспечение полноты, своевременности и правомерности взимания таможенных платежей, защиту экономической безопасности Российской Федерации, создание совместно с ФНС России системы про-слеживаемости движения товаров, а также развитие системы таможенных органов в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года»3.

ФТС России является участником государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и соисполнителем государственной программы РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» в рамках направления «Инновационное развитие и модернизация экономики». Реализация программы позволит в среднесрочной перспективе выйти на рубежи конкурентоспособной экономики и обеспечить дальнейшее продвижение новых технологий.

Исходя из положений концепции инновационного развития, можно утверждать, что ФТС России в своей деятельности руководствуется принципами инновационного управления, что подтверждают реализованные в 2018 г. мероприятия Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года. Основные среди них: обеспечение автоматизации процессов таможенного администрирования; повышение эффективности таможенного контроля с применением новых технологий; взаимодействие большей частью в безбумажном формате с заинтересованными лицами; сокращение трудовых и финансово-материальных ресурсов участников ВЭД; «совершенствование информационного взаимодействия ФТС России и ФНС России; обеспечение дальнейшего внедрения субъектно-ориентированной модели системы управления рисками (СУР); разработка электронных сервисов и технологических карт межведомственного взаимодействия с рядом федеральных органов исполнительной власти и др.»4.

3 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view= article&id =7995& Itemid=1845 (дата обращения: 25.04.2019).

4 Таможенная служба Российской Федерации в 2018 г.: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view= article&id =7995& Itemid=1845 (дата обращения: 25.04.2019).

Применительно к вопросу о реализации направлений инновационной деятельности в системе таможенных органов, можно отметить следующее.

На основании приказа Минфина России от 9.01.2018 № 2 и плана мероприятий («дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов с 2018 г. начали свою деятельность 3 электронные таможни и центры электронного декларирования (ЦЭД), в том числе и во Владивостокской таможне5.

При этом «доля электронных деклараций (ЭД) на товары, зарегистрированные в ЦЭД, превысила плановое значение на 3,6 %; доля ЦЭД на площадях, находящихся в государственной собственности, от их общего количества составила 89,6 % при плановом значении 80 %; доля автоматически зарегистрированных (АР) ЭД на экспортируемые товары составила 82,8 и на импортируемые - 36,2 % против плановых значений - 60 и 30 % соответственно; доля автоматически выпущенных (АВ) ЭД на экспортируемые товары составила 46,9, на импортируемые - 26,6 % при плановых значениях - 40 и 25 % соответственно; доля автоматических профилей рисков от их общего количества составила 82,3 % и превысила плановое значение на 0,3 %» (рис. 1)6.

82,8

30,0

33,6

60,0

9

II

9 9 9 9 9 Uli

36,2

30,0

Р

т ¥ iilli

46,9

40,0

i

Iii 8

Iii 8

Iii w

25,0 26,6

9 _

ЭД в ЦЭД АР на экспорт АР на импорт АВ на экспорт АВ на импорт

Ш 1 И 2

Рис. 1. Удельный вес плановых и фактических значений автоматизации процессов таможенного администрирования в 2018 г., %: 1 - план, 2 - факт

5 Таможенная служба Российской Федерации в 2018 г.: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view= article&id =7995& Itemid=1845 (дата обращения: 25.04.2019)..

6 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view= article&id =7995 & Itemid=1845 (дата обращения: 25.04.2019).

В автоматическом режиме в 2018 г. «зарегистрировано более 1,8 млн ЭДТ, что в 1,9 раза превышает показатель 2017 г. (963 тыс. ЭДТ). Автоматически выпущено более 323 тыс. ЭДТ, что в 3,8 раза превышает показатель 2017 г. (84 тыс. ЭДТ). Автоматический выпуск ЭДТ применялся на всех таможенных постах, правомочных регистрировать ЭДТ»7.

В 2018 г. обеспечено дальнейшее сокращение времени выполнения таможенных операций с товарами и транспортными средствами: «в морских портах (не превышает 2 суток); в автомобильных пунктах пропуска для товаров, подлежащих ветеринарному, карантинному фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю (не превышает 38 минут), для товаров, не идентифицированных в качестве рисковых поставок, - 20 минут; в железнодорожных пунктах пропуска в отношении товаров, не идентифицированных в качестве рисковых поставок, не превышает 2 часов»8.

В отношении таможенного контроля после выпуска товаров проведена работа по его автоматизации, созданию механизма прослеживаемо-сти движения товаров и единого механизма таможенного и налогового администрирования.

В 2018 г. результативность таможенных проверок возросла с 87 до 91 %, в то же время нагрузка на бизнес снизилась - количество таможенных проверок уменьшилось на 43 % с 4 805 в 2017 г. до 2 717 в 2018 г.9

Эффективным механизмом инновационного развития деятельности ФТС России является проект соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС в целях контроля оборота товаров в рамках создания национальной системы прослежи-ваемости товаров (распоряжение Совета ЕЭК от 5 декабря 2018 г. № 38). Данная система позволит связать в единую цепочку все операции с товарами от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю10.

В целях формирования и развития единого механизма таможенного и налогового администрирования налажен информационный обмен между налоговыми и таможенными органами, что позволило значительно повысить результативность работы. Так, в 2018 г. совместно с налоговыми органами осуществлено 796 проверок, по итогам которых дополнительно начислено 4,7 млрд руб. (на 76,2 % больше, чем в 2017 г.), взыскано - 2,0 млрд руб. (на 29,4 % больше, чем в 2017 г.).

7 Таможенная служба Российской Федерации в 2018 г.: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view= article&id =7995& Itemid=1845 (дата обращения: 25.04.2019).

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

Ключевую роль в реализации инновационного управления играет информационно-техническое обеспечение таможенных органов. ФТС России продолжена деятельность по развитию межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями (Пенсионный фонд РФ, Рос-имущество, Россельхознадзор, Минпромторг России, ФНС России, ФСБ России и др.).

На 1 января 2019 г. «ФТС России совместно с органами власти, заинтересованными организациями разработано и согласовано 93 технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) с 42 участниками информационного взаимодействия»11. Информационная система проектирования и поддержания жизненного цикла технологических карт межведомственного взаимодействия (ИС ТКМВ), предусматривающих передачу данных в электронном виде, позволяет поддерживать функционал внесения изменений сведений в каждую ТКМВ автоматически; минимизировать человеческий фактор; упростить процесс межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг.

В материалах к расширенному заседанию коллегии ФТС России отмечается, что «в 2018 году на оснащение таможенных органов поступили 11 мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) российского производства, что позволит обеспечить экономию бюджетных средств при их эксплуатации в таможенных органах, независимость от иностранных производителей, а также возможность интеграции программного обеспечения ИДК с Единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов»12.

Активная интеграция в мировое инновационное пространство определяет деятельность ФТС России в сфере международного сотрудничества, направленную на развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ, тесное взаимодействие с международными организациями. С этой целью проведено согласование ряда решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по основным направлениям развития таможенного регулирования: акцент на таможенное декларирование в электронной форме; заявление сведений о документах без их представления; автоматический выпуск товаров без прямого контакта с должностными лицами таможенного органа; совершенствование деятельности уполномоченных экономических операторов (УЭО), совершенствование технологий уплаты

11 Таможенная служба Российской Федерации в 2018 г.: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view= article&id =7995& Itemid=1845 (дата обращения: 25.04.2019).

12 Там же.

таможенных платежей, расширение применения принципов «единого окна».

Так, «в 2018 году получило развитие применение новых прогрессивных технологий уплаты таможенных платежей. В частности, использование технологии удаленной уплаты таможенных платежей в электронной форме способствовало росту перечислений сумм таможенных платежей с 535,19 млрд руб. в 2017 году до 876,26 млрд руб. в 2018 году (рост на 63,7 %), а их доля в общем объеме таможенных и иных платежей, уплаченных с применением микропроцессорных карт, составила 82,4 %»13.

Совершенствуется применение технологии централизованного учета таможенных и иных платежей с использованием единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (ЕЛС). В 2018 г. участниками ВЭД открыто 77 278 ЕЛС плательщиков таможенных пошлин, налогов. Доля денежных средств, уплаченных в счет таможенных и иных платежей, составила 74,3 % общей суммы денежных средств при плановом значении 50,0 % (рис. 2)14.

2016 г.

Начало работы ЕЛС с 01.10.2016

2017 г.

План - 25 %, факт - 25,1 %

2018 г.

План - 50 %, факт - 74,3 %

2019 г.

План - 75 %

2020 г.

План - 100 %

Рис. 2. Доля уплаченных платежей в федеральный бюджет с использованием технологии единых лицевых счетов

Рассматривая деятельность таможенных органов Российской Федерации с позиции применения инновационной модели управления, следует отметить значение маркетингового мониторинга как инструмента обратной связи, являющегося обязательным элементом маркетингового менеджмента и позволяющего получить сведения о проблемах и результативности работы в сфере таможенных услуг.

Одним из источников информации о качестве деятельности таможенных органов является проведение опросов участников ВЭД. Так,

13 Таможенная служба Российской Федерации в 2018 г.: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view= article&id =7995& Itemid=1845 (дата обращения: 25.04.2019).

14 Там же.

«по итогам 2018 года проведено 2 ведомственных социологических опроса на официальном сайте ФТС России, по результатам которого доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве опрошенных участников ВЭД составила 85 % (в 2017 году -83 %)»15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный мониторинг показывает, что качество таможенных услуг в таможенных органах ФТС России в целом устраивает участников ВЭД и имеет устойчивую положительную тенденцию.

Таким образом, решение проблем становления и развития инновационного управления в таможенной сфере в рамках реализации инновационной политики Российской Федерации имеет поступательный характер.

Отметим, что с учетом факторов развития российской экономики, роста масштабов вызовов, а также имеющихся возможностей роста вероятны три варианта инновационного развития России16.

1. Вариант инерционного (ориентированного на импорт) развития предполагает отсутствие широкомасштабных целей, акцентирование усилий на макроэкономическую стабильность и минимальный уровень затрат на науку, инновации и развитие человеческого капитала. Инновационное развитие осуществляется большей частью посредством формирования и совершенствования имеющихся институтов, создания благоприятной деловой среды, проведения мероприятий организационного характера. Данный вариант ослабит отечественную инновационную систему, усилит зависимость от иностранных технологий, что приведет к ее распаду на отдельные, преимущественно оборонного характера, сегменты. Вариант инерционного развития является худшим, т. к. не способствует технологическому развитию страны и не соответствует стратегическим ориентирам России.

2. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности предполагает модернизацию экономики на базе импортных технологий, а также частичное стимулирование развития российских научно-технических проектов.

Реализация данного варианта имеет некоторые позитивные характеристики: используются готовые, апробированные технологии; инновационные затраты минимальны, короткий инновационный цикл; возможно

15 Таможенная служба Российской Федерации в 2018 г.: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view= article&id =7995& Itemid=1845 (дата обращения: 25.04.2019).

16 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

технологическое сопровождение; на базе импортных технологий возможно развитие отечественных.

Однако данный вариант требует привлечения иностранных инвестиций, что повышает зависимость страны от иностранного капитала и, соответственно, усиливает внешние риски, сдерживает развитие собственных технологий.

3. Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях в полной мере соотносится с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Он предполагает модернизацию научной сферы, приоритет для наиболее перспективных научно-технических и технологических направлений и проектов с целью решения проблем российской экономики и инновационной системы, восстановление позиций отечественной науки.

Для данного варианта присущи высокие инновационные затраты и риски, длительный инновационный цикл и сроки реализации инновационных проектов.

Оптимальным (и наиболее предпочтительным) вариантом развития России является комбинация вариантов второго - «догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности» (в большинстве сфер экономики), и третьего - «достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях» (в отдельных сферах экономики, где есть потенциал формирования и развития конкурентных преимуществ).

Список литературы

1. Барамзин С. В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества процессов и результатов): монография. Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

2. Барамзин С. В. О сущности таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. С. 47-53.

3. Геращенко Г. П. и др. Консалтинговые услуги: монография. М.: Экономика, 2016.

4. Макрусев В. В. Инновационные направления развития системы управления государственными таможенными услугами // Экономика, педагогика и право. 2016. Т. 4. С. 1.

5. Черныш А. Я. и др. Теоретические основы освоения требований МС ИСО серии 9000 в ФТС России / под общ. ред. д.э.н., проф. С. В. Барамзина. Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 308 с.

6. Черныш А. Я., Гупанова Ю. Е., Симахин О. Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

© Пилипчук В. В., Семенова Н. К., 2019 © РШрсЬик V. V., Зешепоуа N. К., 2019

Для цитирования:

Пилипчук В. В., Семенова Н. К. Реализация инновационной модели управления в системе таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2(87). С. 33-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.