УДК 339.543.5
БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2018.3.45 В. В. ПИЛИПЧУК*, Н. П. ПЛОТКИНА*
Проблемы совершенствования управления таможенной деятельностью и направления их решения
ПИЛИПЧУК
Виктор Владимирович - доцент, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. pilipchuk.viktor@vfrta.ru.
PILIPCHUK V. V. - Docent, Candidate of Economic Sciences, professor at the Department of Economics and Customs and Management.
ПЛОТКИНА Надежда Петровна -кандидат географических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. plotkina.nadejda@vfrta.ru.
PLOTKINA N. P. - Candidate of Geographic Sciences, assistant professor at the Department of Economics and Customs and Management.
Рассмотрены проблемы современного менеджмента и направления их решения с целью совершенствования управления таможенной деятельностью. Сформулированы задачи, стоящие перед таможенной службой России на современном этапе, проанализированы достигнутые результаты деятельности Дальневосточного таможенного управления по выполнению поставленных задач на основе современных достижений в области теории и практики управления.
Ключевые слова: менеджмент, управление, совершенствование, концепция, таможенная деятельность, программно-целевое управление, институцио-нализация.
V. V. PILIPCHUK, N. P. PLOTKINA The Topical Issues of Improvement in Administration of Customs and Ways for Their Solution
The article highlights the topical issues relating to the modern management and ways for their solution to improve the administration of customs activities. The authors shape the tasks facing the customs service of Russia at the present stage, as well as analyse the accomplishments in the area of performing the tasks assigned made by the Far Eastern Customs Administration with use of current achievements in the field of theory of management and practice of administration.
Keywords: management, administration, improvement, concept, customs activities, result-based management, institu-tionalization.
Качественные преобразования в таможенном деле, связанные с формированием
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. 16 V, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.
Единого экономического пространства, развитием ФТС России, Таможенного союза, изменением условий осуществления деятельности таможенных органов, обусловливают возрастание роли менеджмента в решении задач развития таможенного дела. Проблема эффективного менеджмента является одной из наиболее актуальных и практически значимых для таможенной службы.
Ключевые вопросы в управлении таможенными органами связаны с проблемами модернизации таможенной системы, совершенствованием управления таможенной деятельностью, поиском новых управленческих технологий, автоматизацией процессов управления в соответствии с инновационной направленностью концепции управления в государственной службе. Этим обусловлена актуальность систематизации и конкретизации целей и задач, стоящих перед Федеральной таможенной службой в Концепции развития и программных документах Российской Федерации, где отражена система приоритетов и целевых ориентиров с учетом экономических преобразований, внешнеполитических интересов России и международной практики государственного регулирования в области таможенного дела на долгосрочную перспективу.
Целью данного исследования является обобщение проблем современного менеджмента и определение направлений их решения с целью совершенствования управления таможенной деятельностью на основе современных достижений в области теории и практики управления.
Переход Российской Федерации на инновационные подходы управления экономикой страны, интеграция России в мировое хозяйство, трансформация осуществления внешнеэкономической деятельности создают основы модификации в таможенной сфере с учетом ключевых позиций и направлений совершенствования таможенной деятельности на стратегическую перспективу в соответствии с поставленными целями и задачами.
Так, по данным, опубликованным ФТС России, можно сделать определенные выводы о результатах деятельности Дальневосточного таможенного управления по решению задач, поставленных, в частности, в государственной программе Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» подпрограммы 5 «Совершенствование таможенной деятельности».
Согласно статистической отчетности, за 2017 г. таможенными органами региона в электронной форме зарегистрировано 286 564 декларации на товары (ДТ), что на 20,7 % больше, чем в 2016 г. (237 402 ДТ). Подача ДТ в письменной форме зафиксирована в 3-х случаях при помещении товаров под специальную таможенную процедуру [2]. Таким образом, технология электронного декларирования реализована практически для всех ДТ.
Согласно информационно-справочным материалам о деятельности ДВТУ в отчетном году таможнями ДВТУ реализованы технологии авторегистрации (технология АР) и автовыпуска (технология АВ). В 2017 г. технология АР экспортных ДТ имеет значение в 2 раза выше, чем в 2016 г. При этом заметим, что снижение доли автоматически зарегистрированных ДТ в декабре 2017 г. обусловлено некорректной работой алгоритма. Технология АР импортных ДТ также применялась более чем в 2 раза больше, чем в 2016 г. (см. таблицу).
Реализация технологий авторегистрации (АР) и автовыпуска (АВ) таможенными органами ДВТУ в 2016-2017 гг.
Показатель 2016 г. 2017 г.
АР экспортных ДТ, шт. 16 801 (28) 40 520 (60,5)
АР импортных ДТ, шт. 65 (0,05) 233 (0,11)
АВ экспортных ДТ, шт. 62 (0,1) 729 (1,1)
АВ импортных ДТ, шт. 0 0
Примечание. В скобках дан удельный вес в общем объеме, %. Составлено по: [2].
Отметим, что начиная с апреля 2016 г. таможенные органы ДВТУ реализовали технологии автоматической регистрации импортных товаров и технологии автоматического выпуска экспортных товаров. Технология АВ импортных товаров с 11 апреля 2016 г. применялась только в отношении ДТ, зарегистрированных в Приамурском таможенном посту (центре электронного декларирования) Хабаровской таможни, а с 24 апреля 2017 г. - в отношении всех ДТ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) [2].
Приоритетным задачами для ДВТУ за последние два года оставались: работа по соблюдению сроков выпуска товаров, применению перспективных таможенных технологий, предварительному информированию, сокращению сроков нахождения товаров в морских портах, проведению эксперимента по упрощению порядка совершения таможенных операций в отношении иностранных товаров, доставляемых в морской порт железнодорожным или автомобильным транспортом, проведению эксперимента по электронному транзиту [2]. Так, в результате применения КПС «Портал Морской порт» в 2017 г. срок нахождения товаров в морских портах составил 2 сут. (в 2016 г. - 4 сут.) [2].
В процессе реализации направлений по совершенствованию таможенного администрирования в 2017 г. в таможенных органах Дальневосточного региона получила дальнейшее развитие технология электронного
транзита, что позволило сократить сроки совершения таможенных операций при декларировании товаров. С 20 марта 2017 г. с момента вступления в силу приказа Минфина России № 144-н технология электронного транзита перешла на постоянную основу. В 2017 г. удельный вес электронных транзитных деклараций в Дальневосточном регионе составил 97 % (см. рисунок) (в 2016 г. - 87 %). В 2017 г. электронных транзитных деклараций оформлено порядка 60 тыс., что 3 раза больше, чем в 2016 г. [2].
Электронное декларирование таможенного транзита в 2017 г. Источник: [2]
В соответствии с Концепцией системы управления рисками, ключевым направлением деятельности ДВТУ продолжает оставаться совершенствование качества профилей рисков и контроль за их применением [2]. По результатам реализации мер по минимизации рисков, разработанных таможнями региона и отделом контроля таможенной стоимости службы федеральных таможенных доходов (ОКТС СФТД) ДВТУ, сумма дополнительно начисленных и взысканных таможенных платежей составила 208,50 млн руб., что на 105,9 % выше соответствующего показателя 2016 г. (101,24 млн руб.). Однако в 2017 г. в сравнении с 2016 г. снизилась эффективность применения региональных (на 43,1 %) и зональных профилей рисков (на 35,8 %).
Одним из направлений развития управленческих технологий в контексте решения ключевых проблем современного менеджмента является технология информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), которая реализуется с помощью передачи запросов в систему межведомственного электронного взаимодействия.
Динамика развития технологии электронного взаимодействия в Дальневосточном регионе в 2017 г. показывает положительную тенденцию. Так, по итогам 2017 г. в 92 % случаев таможенные органы получили разрешительные документы, выданные государственными органами, через систему межведомственного электронного взаимодействия, что на 10 % больше, чем в 2016 г. [2].
97 %
«100
н
92
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Период декларирования
В теории и практике менеджмента разработана достаточно обширная методологическая база, вариативно используемая в зависимости от специфики таможенной системы, уровня и сути решаемых проблем.
В последнее годы применительно к таможенной практике наиболее широкий интерес вызывают подходы и методы управления, основанные на принципе обратной связи. Прежде всего это использование программно-целевого управления.
Так, ФТС России участвует в исполнении ряда федеральных целевых программ Российской Федерации, а также ведомственных программ: государственных программ РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Социальная поддержка граждан», «Развитие образования на 2013-2020 годы»; планов мероприятий («дорожными картами») «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» и др.
В частности, в рамках подпрограммы 5 «Совершенствование таможенной деятельности» государственной программы РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» в целях реализации основного мероприятия 5.1 «Совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации» исполнены следующие контрольные события [4]:
5.1.1.4 - Информационно-техническая поддержка деятельности таможенных органов;
5.1.1.5 - Создание новых (модернизация) информационно-программных средств, обеспечивающих развитие Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;
5.1.1.6 - Оснащение таможенных органов РФ техническими средствами таможенного контроля и обеспечение поддержания их эксплуатации;
5.1.1.10 - Издание нормативного правового акта ФТС России по созданию эффективного информационного взаимодействия государственных контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска «Морской порт» на территории Дальнего Востока и Сибири;
5.1.1.12 - Разработка Порядка проведения мониторинга и анализа результатов смещения таможенного контроля с декларирования и выпуска товаров на декларирование и выпуск товаров после их выпуска (утвержден приказом ФТС России от 19.12.2016 № 2367);
5.1.1.13 - Повышение качества экспертного обеспечения;
5.1.1.14 - Освоение новых видов исследований;
5.1.1.15 - Обеспечение устойчивого функционирования производственной инфраструктуры в условиях аварийных отключений объектов от основного электропитания.
Одной из проблем управления кадрами является низкий уровень организации трудовой деятельности персонала таможенных органов и нерациональное использование их потенциала, что в первую очередь связано с неэффективным использованием современных кадровых технологий и методов управления. Поэтому профессиональная подготовка государственных федеральных служащих является важнейшей задачей формирования и совершенствования персонала таможенных органов.
ФТС России участвует в исполнении подпрограммы 1 «Развитие профессионального образования» государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы». В направлении реализации задач Подпрограммы по повышению профессионального уровня должностных лиц таможенных органов в 2017 г. во Владивостокском филиале Российской таможенной академии проведена следующая работа:
- дополнительное профессиональное образование получили 1 343 должностных лица, или 36 % общего фактического количества (годовой показатель 28,5%) (2016 г. - 1 601, или 42,8 %);
- по дополнительным профессиональным программам прошли обучение 1 129 чел., или 84,1 % всего количества обученных (2016 г. - 83,7 %). Повысили квалификацию 227 (2016 г. - 259) должностных лиц руководящего состава таможенных органов региона [2].
Решение задач, поставленных перед таможенными органами России, в настоящее время невозможно без использования достижений современного менеджмента, что обусловливает внесение существенных изменений в подходы к совершенствованию управленческой деятельности в системе таможенных органов.
В связи с этим возникает необходимость в разработке и внедрении современных методов повышения эффективности таможенного администрирования и качественного управления на основе институционального подхода [3].
В Стратегии развития Федеральной таможенной службы определено поэтапное осуществление институциональных изменений на основе требований, содержащихся в Киотской конвенции и Рамочных стандартах Всемирной торговой организации.
В монографии В. Ю. Диановой с соавторами «Развитие таможенных институтов» выделены ключевые направления институционализации: правоохранительная деятельность таможенных органов, инфраструктура, международное сотрудничество таможенных администраций, кадровая и социальная политика, научные исследования [1].
В этом контексте управление развитием таможенных органов России призвано обеспечить:
- развитие внешнеэкономических связей;
- повышение качества, упрощение и сокращение времени обслуживания участников ВЭД;
- обеспечение экономической безопасности государства, повышение конкурентоспособности национальной экономики, оказание содействия отечественным производителям;
- увеличение поступлений платежей в бюджет за счет более полного сбора налогов и пошлин, усиления борьбы с беспошлинным ввозом товаров;
- повышение эффективности в пресечении контрабанды;
- укрепление сотрудничества таможенных органов с другими государственными службами, с правоохранительными органами, а также с таможенными органами других стран.
Таким образом, механизм эволюции таможенного института в динамике происходящих изменений включает и процесс развития таможенных органов России в новых институциональных условиях, направленный на повышение их результативности на основе применения методологии современного менеджмента.
Список литературы
1. Дианова В. Ю., Макрусев В. В., Маркина О. В. Развитие таможенных институтов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.
2. Информационно-справочные материалы о деятельности Дальневосточного таможенного управления в 2017 году / ДВТУ Владивосток, 2017.
3. Макрусев В.В., Дианова В. Ю., Маркина О. В. Управление развитием таможенных органов России на основе институционального подхода // Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 2.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: распоряжение Правительства РФ от 18.03.2013 № 378-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 143608 (дата обращения: 12.05.2018).
© Пилипчук В. В., Плоткина Н. П., 2018 © Pilipchuk V. V., Plotkina N. P., 2018
Для цитирования:
Пилипчук В. В., Плоткина Н. П. Проблемы совершенствования управления таможенной деятельностью и направления их решения // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 3(84). С. 45-51.