Научная статья на тему 'Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России'

Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2039
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / THE CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA / FISCAL FUNCTION / EXTERNAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / INTERACTION OF THE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптев Роман Алексеевич, Рогов Роман Александрович

В работе рассмотрены основные направления деятельности таможенных органов России по обеспечению внешнеэкономической безопасности РФ.В статье отмечено, что обеспечение экономической безопасности России таможенные органы осуществляют посредством выполнения возложенных задач и функций в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и Федеральным законом №289.ФТС России обеспечивает формирование федерального бюджета РФ более чем на 30 % посредством выполнения фискальной функции. В дополнении к этому, таможенные органы РФ участвуют в стимулировании развития внешнеэкономической деятельности, осуществляя мероприятия по перманентному улучшению условий работы для хозяйствующих субъектов. Прежде всего, это реализуется посредством установления диалога с бизнесом и развития электронного взаимодействия, что направлено на сокращение затрат времени и материальных ресурсов при проведении операций при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.Важным направлением деятельности ФТС России является расширение взаимодействия с таможенными органами стран ЕАЭС с целью унификации и обеспечение защиты экономической безопасности стран.Помимо отмеченного выше, таможенные органы России в качестве органа валютного контроля осуществляет в пределах своей компетенции контроль за осуществлением валютных операций при ВЭД, обеспечивают защиту прав на объекты интеллектуальной собственности т. д.Во второй части работы сформулированы основные направления в рамках совершенствования таможенной деятельности по обеспечению экономической безопасности России, в т. ч. в разрезе векторов движения товаров. Отмечена целесообразность расширения взаимодействия с ФНС России, ЦБ России, ФСБ России. В целях развития системы прослеживаемости необходима активизация взаимодействия как с российскими органами власти, так и стран ЕАЭС.В заключении работы сделаны обоснованные выводы и сформулированы предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаптев Роман Алексеевич, Рогов Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the role of customs authoritiesin ensuring Russia's foreign economic security

The paper discusses the main activities of the customs authorities of Russia to ensure foreign economic security of the Russian Federation.The article notes that the customs authorities carry out the economic security of Russia by performing the assigned tasks and functions in accordance with the customs code of the EAEU and Federal law No. 289.The FCS of Russia ensures the formation of the Federal budget of the Russian Federation by more than 30 % through the implementation of the fiscal function. In addition, the customs authorities of the Russian Federation are involved in stimulating the development of foreign economic activity, carrying out measures to permanently improve working conditions for economic entities. First of all, it is implemented through the establishment of a dialogue with business and the development of electronic interaction, which is aimed at reducing the cost of time and material resources during operations when moving goods across the customs border of the EAEU.An important activity of the FCS of Russia is to expand cooperation with the customs authorities of the EAEU countries in order to unify and protect the economic security of the countries.In addition to the above, the customs authorities of Russia as a currency control body exercises control over the implementation of foreign exchange transactions within its competence, ensure the protection of intellectual property rights.In the second part of the work, the main directions in the framework of improving customs activities to ensure the economic security of Russia, including in the context of vectors of movement of goods, are formulated. Expediency of expansion of interaction with FNS of Russia, Central Bank of Russia, FSB of Russia is noted. In order to develop the traceability system, it is necessary to intensify cooperation with both the Russian authorities and the EAEU countries.At the end of the work reasonable conclusions are made and proposals are formulated.

Текст научной работы на тему «Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №4, Том 11 / 2019, No 4, Vol 11 https://esj.todav/issue-4-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/52ECVN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2019 №4, https://esj.today/PDF/52ECVN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Laptev R.A., Rogov R.A. (2019). Study of the role of customs authorities in ensuring Russia's foreign economic security. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(11). Available at: https://esj.today/PDF/52ECVN419.pdf (in Russian)

УДК 338, 339 ГРНТИ 06.51.01, 06.51.51

Лаптев Роман Алексеевич

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат исторических наук, доцент E-mail: laptevr@yandex.ru

Рогов Роман Александрович

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия

Доцент

Кандидат сельскохозяйственных наук E-mail: rra46@rambler.ru

Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России

Аннотация. В работе рассмотрены основные направления деятельности таможенных органов России по обеспечению внешнеэкономической безопасности РФ.

В статье отмечено, что обеспечение экономической безопасности России таможенные органы осуществляют посредством выполнения возложенных задач и функций в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и Федеральным законом №289.

ФТС России обеспечивает формирование федерального бюджета РФ более чем на 30 % посредством выполнения фискальной функции. В дополнении к этому, таможенные органы РФ участвуют в стимулировании развития внешнеэкономической деятельности, осуществляя мероприятия по перманентному улучшению условий работы для хозяйствующих субъектов. Прежде всего, это реализуется посредством установления диалога с бизнесом и развития электронного взаимодействия, что направлено на сокращение затрат времени и материальных ресурсов при проведении операций при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Важным направлением деятельности ФТС России является расширение взаимодействия с таможенными органами стран ЕАЭС с целью унификации и обеспечение защиты экономической безопасности стран.

Помимо отмеченного выше, таможенные органы России в качестве органа валютного контроля осуществляет в пределах своей компетенции контроль за осуществлением валютных

операций при ВЭД, обеспечивают защиту прав на объекты интеллектуальной собственности т. д.

Во второй части работы сформулированы основные направления в рамках совершенствования таможенной деятельности по обеспечению экономической безопасности России, в т. ч. в разрезе векторов движения товаров. Отмечена целесообразность расширения взаимодействия с ФНС России, ЦБ России, ФСБ России. В целях развития системы прослеживаемости необходима активизация взаимодействия как с российскими органами власти, так и стран ЕАЭС.

В заключении работы сделаны обоснованные выводы и сформулированы предложения.

Ключевые слова: таможенные органы России; фискальная функция; внешнеэкономическая безопасность; обеспечение экономической безопасности; взаимодействие органов власти

Развитие экономических систем, как частных, так и государственных, невозможно представить без, хотя бы косвенного, применения международных отношений. Практически все государства (все экономически развитые и экономически развивающиеся) в разной степени, но интегрированы в мировую экономику (даже такая «закрытая» страна, как Северная Корея имеет внешнеэкономические связи с рядом государств). При этом, являясь частью мировой экономики, каждая страна в целом и ее хозяйствующие субъекты в частности (резиденты) имеют как определенные возможности развития, так и деградации и кризисов в связи с международными процессами. Причем, конкурентная среда мировой экономики достаточно жесткая и с каждым годом конкурентное давление усиливается.

В связи с этим, многие экономисты и политики отмечают, что в условиях процесса глобализации и региональной интеграции необходимо своевременно и на должном уровне контролировать состояние экономической (и национальной) безопасности, т. к. от интеграции в международные экономические отношения каждый субъект международного права может извлекать как положительные, так и отрицательные последствия.

Так, в настоящее время (отражено в Стратегии экономической безопасности РФ) в России имеется ряд существенных проблемных моментов, которые оказывают значительное влияние на состояние экономической безопасности. Среди них можно выделить следующие: периодический приток международного спекулятивного капитала, отток капитала за границу (в т. ч. незаконный), уклонение от уплаты обязательных платежей в бюджет и т. п.

Противодействием преступным проявлениям и обеспечением экономической безопасности занимается система государственных органов, среди которых можно выделить ФСБ России, МВД России, ФТС России, ФНС России, Банк России и т. д.

При осуществлении внешнеэкономических операций значительную роль в обеспечении экономической безопасности играют таможенные органы России, которые, во-первых, контролируют и регулируют внешнеэкономические операции, во-вторых, посредством участия в межведомственном взаимодействии с другими органами исполнительной власти являются ключевым элементом системы экономической безопасности [1-3].

Введение

Цель работы

В связи с вышесказанным, при написании работы была поставлена цель - исследовать деятельность таможенных органов России в рамках реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

В качестве материала исследования выступают нормативные правовые акты в области обеспечения национальной и экономической безопасности России, внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, а также статистические сборники Росстата, результаты исследований российских и зарубежных ученых.

Методы исследования представляют собой комплекс системного и сравнительного анализа.

В мае 2017 г. Президент РФ подписал Указ о Стратегии экономической безопасности России до 2030 г.1, в соответствии с которым экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. В связи с этим, внешнеэкономическую безопасность можно охарактеризовать как составляющую экономической безопасности, обеспечение которой осуществляется при взаимодействии с внешней средой (по отношению к России). В этом аспекте необходимо также учитывать, что в настоящее время несмотря на национальные границы и интересы стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), ЕАЭС выступает в мировой экономике как самостоятельный субъект (например, договор о зоне свободной торговле Социалистической республикой Вьетнам подписан с ЕАЭС, а не каждой страной в отдельности).

Таможенные органы России принимают участие в обеспечении экономической безопасности в целом, и внешнеэкономической, в частности, посредством выполнения возложенных на них функций и задач.

В соответствии со статьей 351 «Таможенные органы, их задачи и функции» ТК ЕАЭС2, таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории ЕАЭС выполнение задач, представленных на рисунке 1.

Таким образом, таможенные органы государств ЕАЭС (Евразийский экономический союз, Союз) призваны обеспечивать национальную безопасности стран участниц Договора о ЕАЭС (в пределах своей компетенции), создавать условия для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также обеспечивать исполнение

1 Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2 "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.

Страница 3 из 21

Материал и методы исследования

Теоретические аспекты обеспечения таможенными органами экономической безопасности России

52ECVN419

международных и национальных нормативных правовых актов (в случае, если они составляют право ЕАЭС).

Задачи таможенных органов (в соответствии с ТК ЕАЭС)

защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС обеспечение исполнения междунар. договоров и актов в сфере тамож. регулирования, иных междунар. договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодат-ва государств-членов о тамож. регулировании, а также законодат-ва государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на тамож. органы

Рисунок 1. Задачи таможенных органов (составлено авторами в соответствии с ТК ЕАЭС)

В целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции, представленные на рисунке 2.

Функции таможенных органов (в соответствии с ТК ЕАЭС)

совершение таможенных операции и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи

взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному

взысканию

обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС

противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

предупреждение, выявление и пресечение преступлении и административных

правонарушений

защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной

территории ЕАЭС

ведение таможенной статистики

осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов

Рисунок 2. Функции таможенных органов по ТК ЕАЭС (составлено авторами в соответствии с ТК ЕАЭС)

Из рисунка 2, на котором представлены функции таможенных органов стран ЕАЭС видно, что практически все функции направлены на обеспечение экономической безопасности, в т. ч. фискальная функция (взимание таможенных платежей и т. п.); функция обеспечения соблюдения мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС; защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС и т. д.

Фискальная функция является одной из основных для таможенных органов России, ее выполнение зависит от множества факторов и уровень собираемости таможенных платежей является предметом научных изысканий ученых в области таможенного дела, экономической политики и государственных финансов. Многолетняя зарекомендовавшая себя практика планирования доходов государственного бюджета свидетельствует о том, что для оценки полноты поступления доходов бюджета обычно используется показатель уровня собираемости. При этом, значение фискальной функции таможенных администраций может меняться в зависимости от стадии и уровня экономического развития, а также - проводимой экономической политики. Так, в Европейском Союзе (ЕС) фискальная составляющая деятельности имеет существенное, но не ключевое значение в оценке эффективности работы таможенных органов, где доминируют регулирующая и защитная функции. Также, деятельность таможенных органов оказывает существенное влияние на развитие региональных экономик [4], особенно имеющих приграничное положение [5].

В статье 3 «Главные администраторы доходов федерального бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета» Федерального закона от 29.11.2018 №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета (представлен в Приложении 6 к вышеотмеченному Федеральному закону), а также перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (Приложение 7 вышеотмеченному Федерального закона)3. В данных перечнях под кодом бюджетной классификации Российской Федерации главного администратора доходов №153 утверждена Федеральная таможенная служба России.

По итогам 2018 года сумма доходов федерального бюджета РФ, администрируемых таможенными органами, составила 6063,2 млрд рублей, что на 1487,5 млрд рублей или на 32,5 % больше по сравнению с 2017 годом. Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации, администрируемых таможенными органами представлена на рисунке 3, из которого видно, наибольшую долю занимают вывозные таможенные пошлины и НДС. Третье по величине значение имеют ввозные таможенные пошлины, размер которых в 2018 г. составил 578,6 млрд руб. (почти в пять раз меньше суммы вывозных таможенных пошлин).

Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 102,1 %.

3 Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/.

Страница 5 из 21

Анализ деятельности таможенных органов России по формированию федерального бюджета России

52ECVN419

СТРУКТУРА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Налог на добавленную стоимость

ввозные таможенные пошлины

вывозные таможенные пошлины

акцизы при ввозе товаров

Тамож. пошлины, налоги, уплачиваемые физ. лицами

иные платежи

Объем платежей в 2018 г. (млрдрублей)

2255,5

578,6

3025,7

95,2

16,3

71,6

Сумма таможенных сборов по итогам 2018 г. составила 20,3 млрд руб.

Рисунок 3. Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации, администрируемых таможенными органами (составлено авторами)

По итогам 2018 г. плановое задание по сумме администрируемых доходов федерального бюджета РФ выполнено на 102,1 % (в 2017 г. перевыполнение составило 2,8 % планового, 2016 г. - 1,1 %) (рисунок 4). Следует отметить, что объем администрируемых доходов федерального бюджета Российской Федерации последние 2 года увеличивается в абсолютном выражении (снижение наблюдалось в 2016 г. - в 2015 г. объем средств составил 4933,2 млрд руб., в 2016 г. - 4406,9 млрд руб.).

Рисунок 4. Выполнение таможенными органами России задания по администрируемым доходам (из годового статсборника ФТС России)

Таким образом, в 2018 г. таможенные органы администрировали на 32,5 % доходов федерального бюджета России больше, чем в 2017 г. (6063,2 млрд руб. в 2018 г., 4575,7 млрд руб. в 2017 г.). Т. е., по итогам 2018 г. в федеральный бюджет Российской Федерации было перечислено 6063,2 млрд руб.

В 2015 г. наблюдалось значительное снижение платежей от ввоза товаров при условии девальвации российского рубля и, соответственно, роста стоимости готовой продукции в пересчете на рублевый эквивалент (из иностранной валюты). В 2016 г. отмечено некоторое увеличение не только в сравнении с 2015 г., но и с 2014 г. (2016 г. - 2316,9 млрд руб., 2014 г. -

2283,6 млрд руб.), однако в физическом объеме, преимущественно, наблюдалось снижение ввоза иностранной продукции.

В 2018 г. произошел значительный рост (2945,6 млрд руб. против 2490,3 млрд руб. в 2017 г. или на 18 %), что может означать увеличение физического объема ввезенного товара, т. е. оживление внутреннего спроса на импортируемую продукцию. В целом, за анализируемый период, объем перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета Российской Федерации при импорте увеличился на 27,5 %, т. е. более чем на четверть (рисунок 5).

3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1000 500 0

2310,3 2260,2 2283,6 2184 2316,9

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Рисунок 5. Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при импорте в 2012-2018 годах (из годового статсборника ФТС России)

Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при экспорте в 2012-2018 гг. представлена на рисунке 6.

Данный показатель, а тем более динамика, тем важны для анализа, т. к. вывозные пошлины в России введены только на отдельные категории товаров, преимущественно, сырьевые (прежде всего, нефтегазовые), и, традиционно, составляют большую часть таможенных платежей.

Рисунок 6. Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при экспорте в 2012-2018 гг. (из годового статсборника ФТС России)

До 2014 г. происходил рост объема таможенных платежей в доход федерального бюджета Российской Федерации (в 2012 г. - 4099,7 млрд руб., 2013 г. - 4058 млрд руб., 2014 г. - 4637,1 млрд руб.), в 2015 г. произошло резкое уменьшение (почти на 40 %, до 2780,4 млрд руб.). Данный факт связан с кризисными явлениями в экономике России и снижением мировых цен на энергоносители. К тому же, Правительство Российской Федерации стало реализовывать «большой налоговый маневр», постепенно и одновременно снижая величину вывозных таможенных пошлин на энергоносители и повышая ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате, до 2017 г. наблюдается постепенное снижение объема таможенных платежей при экспорте, перечисляемых в федеральный бюджет России. Так, в 2016 г. объем таможенных платежей при экспорте составил 2504,1 млрд руб. (уменьшение на 10 % по сравнению с 2015 г.), в 2017 г. - 1968,3 млрд руб. (уменьшение на 21,4 % в сравнении с 2016 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, по итогам 2018 г. произошел рост более чем на 53 %, в результате объем перечисленных в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных платежей, полученных от экспорта, составил 3025,7 млрд руб. Данный факт обусловлен как ростом мировых цен на сырьевую продукцию, в т. ч. энергоносители, так и увеличением спроса.

На рисунке 7 представлена структура доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2019 г. Так, в федеральный бюджет РФ 2019 г. заложен профицит («профицитный бюджет»), т. е. превышение доходов над расходами (значительную часть доходов администрируется таможенными органами России).

Рисунок 7. Структура доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2018 г.4

4 Федеральный бюджет России 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vesbiz.ru.

Ввозные таможенные пошлины запланированы на 2019 г. в объеме 655 млрд руб. (3,33 % всех доходов федерального бюджета Российской Федерации), НДС при импорте - 2913 млрд руб. (14,59 % всех доходов), акцизы при импорте - 99 млрд руб. (0,5 % всех доходов). В результате получается, что таможенные органы России администрируют более 18 % доходов федерального бюджета Российской Федерации (часть НДС (из государств ЕАЭС) администрирует налоговая служба России), т. к. в расчете не учитывался объем таможенных платежей при экспорте товаров (на рисунке они входят в раздел «нефтегазовые доходы»). При этом, на поддержку экономики запланировано 2655 млрд руб., что сравнимо (но меньше) «импортного НДС» (2913 млрд руб.).

В Приложении 10 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» к Федеральному закону от 29.11.2018 №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» отмечены расходы федерального бюджета, которые покрываются доходами, администрируемыми ФТС России (код - 153) (в таблице 1 представлен фрагмент плана ведомственной структуры расходов федерального бюджета России).

Таблица 1

Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Наименование 2019 год 2020 год 2021 год

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 74 206 553,90 68 308 971,10 70 096 435,30

Общегосударственные вопросы 60 566 769,00 62 065 112,50 63 644 392,90

Международные отношения и международное сотрудничество 415 342,90 400 150,80 401 405,20

Национальная экономика 250 000,00 250 000,00 250 000,00

Государственная программа РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" 250 000,00 250 000,00 250 000,00

Образование 2 014 858,20 2 077 642,90 2 156 557,50

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 172 386,90 168 815,50 173 537,20

Высшее образование 1 793 900,10 1 857 851,00 1 928 958,70

Здравоохранение 3 320 667,30 3 529 598,70 3 654 652,60

Социальная политика 8 054 259,40 386 617,00 390 832,30

Таким образом, данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что таможенные органы России посредством выполнения фискальной функции, поддерживают экономику РФ (значит, обеспечивают экономическую безопасность) как прямо (через перераспределение части доходов, администрируемых ФТС России, на финансирование по статье «национальная экономика»), так и косвенным образом (например, через человеческий капитал, который формируется, в том числе, посредством социальной политики и образования).

В конечном итоге, доходы, администрируемые таможенными органами России, в 2018 г. составляли более 30 % доходной части федерального бюджета Российской Федерации, при этом, анализ показал, что они является целевым источником финансирования затрат на исполнение государством социальной политики, а также поддержку национальной экономики и образования. ФТС России ежегодно выполняет план по объему администрируемых таможенных платежей на 100 % или перевыполняет его на протяжении периода 2012-2018 гг. (т. е. за анализируемый период не было недовыполнение планового задания).

Исследование результатов деятельности таможенных органов по развитию экономики России

Таможенные органы России, посредством исполнения возложенных на них функций, и наряду (а, зачастую, в сотрудничестве) с другими органами власти (прежде всего,

исполнительной), прямым или косвенным образом осуществляют поддержку национальной экономической системы и стимулируют ее к дальнейшему развитию. Данное положение лишь отчасти затрагивает фискальную функцию ФТС России по формированию доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Таким образом, деятельность таможенных органов России по развитию национальной экономики Российской Федерации осуществляется по ряду направлений, основные из которых представлены на рисунке 8.

Так, в федеральном бюджете России запланированы ежегодные затраты по статье «национальная экономика» в размере 250 млн руб. из доходов, администрируемых таможенными органами России (анализируемый период - 2019-2021 гг.), что отражено в нормативных правовых документах федерального уровня.

Основные направления деятельности ФТС России по развитию

национальном экономики

Формирование Стимулирование Стимулирование

федерального развития ВЭД развития внутреннего

бюджета РФ производства

Примеры реализации конкретного направления деятельности

В расходной части Совершенствование Участие в

федерального таможенной регулировании

бюджета РФ деятельности (в т. ч. деятельности

запланировано совершенствование резидентов СЭЗ,

финансирование таможенного администрирование

нацэкономики из администрирования) с свободных складов

средств, целью создание более

администрируемых благоприятных

таможенными условий для

органами участников ВЭД

Рисунок 8. Основные направления деятельности ФТС России по развитию национальной экономики (составлено авторами)

Исключительно важным представляется развитие таких инструментов привлечения инвестиций (в т. ч. иностранных), как свободная экономическая зона и свободный склад (на рисунке 8 отмечено справа) [6]. В данном случае ключевым в деятельности таможенных органов РФ дальнейшее совершенствование таможенного администрирования, в т. ч. в рамках помещения товаров под таможенные процедуры свободная таможенная зона и свободный склад (в связи со вступлением в силу с 01.07.2019 г. главы 25 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ5). Результативность таких территорий, обладающих особым экономическим статусом, доказана многими субъектами мировой экономики (например, Китай, Мексика) [7-9].

5 Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.

С целью создания более благоприятных условий для участников ВЭД, направленных на сокращение временных (количество затрачиваемого времени на осуществление операций) и финансовых затрат, реализуется ряд мероприятий, среди которых можно отдельно выделить «дорожную карту» «Совершенствование таможенного администрирования» и Комплексную программу развития ФТС России на период до 2020 года (рисунок 9) [10].

Основные мероприятия в области развития конкуренции, инноваций, поддержки малого и среднего бизнеса, реализованные ФТС России в 2018

План мероприятий

(«дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012. № 1125-р.)

Иные мероприятия в области развития

инноваций и создания равных конкурентных условий для ведения бизнеса

расширена практика применения технологий автоматической регистрации деклараций и автоматического

выпуска товаров

- развитие технология удаленного выпуска товаров

- работа по дальнейшему развитию обязательного предварительного информирования о товарах

в морских, речных (озерных) пунктах

пропуска реализуются элементы механизма «единого окна» с использованием КПС «Портал Морской порт» - расширение практики электронного декларирования процедуры транзита

расширен спектр информационных услуг, предоставляемых с

помощью АПС «Личный кабинет»

реализована возможность оплаты административных штрафов всеми

способами, предусмотренными законодательством РФ

успешно завершен эксперимент в части электронного взаимодействия правообладателей (их представителей) и ФТС России через сеть Интернет с

использованием информационного сервиса

«Правообладатели» АПС «Личный кабинет»

Реализация Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года

мероприятия по созданию системы прослеживаемости движения товаров ЕАЭС

- изданы правовые акты по совершенствованию подходов к идентификации уровня риска нарушения таможенного законодательства

- разработаны (доработаны) электронные сервисы межведомственного электронного взаимодействия

подготовлены

нормативные правовые акты по вопросам, направленным на реализацию ТК ЕАЭС и Федерального закона № 289-ФЗ

реализованы мероприятия

по совершенствованию применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин - разработаны (актуализированы) ТКМВ с рядом ФОИВ ... и т. д.

Рисунок 9. Основные мероприятия в области развития конкуренции, инноваций, поддержки малого и среднего бизнеса, реализованные ФТС России в 2018 г. (составлено авторами)

Итак, к мероприятиям, реализованным ФТС России в области развития конкуренции, инноваций, поддержки малого и среднего бизнеса, относятся мероприятия, реализованные ФТС России в рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. №1125-р.

Реализация указанных мероприятий направлена, прежде всего, на обеспечение автоматизации бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, повышение эффективности таможенного контроля (в том числе за счет развитием риск-ориентированного похода и совершенствования системы управления рисками), обеспечение взаимодействия с бизнесом преимущественно в электронном виде, сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности.

В дополнении к этому, таможенные органы России принимают участие в реализации ряда мероприятий в рамках следующих нормативных правовых документов:

• государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №330 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"»);

• национальный проект «Международная кооперация и экспорт»;

• приоритетный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».

Таким образом, напрямую или опосредованно таможенные органы принимают участие в развитии национальной экономики России, в т. ч. посредством создания благоприятных условий хозяйствующим субъектам (в пределах своих полномочий). В рамках данного направления основные усилия сконцентрированы на уменьшении финансовых и временных (количество времени) затрат участников внешнеэкономической деятельности на совершении операций, а также их стимулирование к более активному развитию ВЭД и участию в международных проектах.

В настоящее время особенно важным является деятельность таможенных органов России в рамках ЕАЭС, в т. ч. по обеспечению сбалансированной и скоординированной деятельности таможенных администраций всех государств, входящих в Союз [11].

Исследование деятельности таможенных органов России по контролю за исполнением законодательства РФ при осуществлении ВЭД

В 2018 году ФТС России проведен комплекс мероприятий, целью которых являлось обеспечение реализации одной из ключевых норм Таможенного кодекса ЕАЭС, которая состоит в отсутствии обязательного представления участником ВЭД в таможенный орган разрешительных документов, необходимых для совершения таможенных операций и подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а также осуществлении автоматической регистрации деклараций на товары (ДТ) и автоматического выпуска товаров, в отношении которых правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании установлены запреты и ограничения.

Проведенная работа позволила реализовать механизм автоматической регистрации всех ДТ, в отношении которых установлены запреты и ограничения, а также определить подходы к дальнейшей реализации данной технологии.

По состоянию на 31 декабря 2018 года межведомственное электронное взаимодействие, включающее в том числе автоматическую сверку информации, осуществляется с 18 федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешительных документов.

В 2018 году доля сведений из разрешительных документов, полученных таможенными органами в ходе совершения таможенных операций через систему межведомственного электронного взаимодействия из баз данных федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, составила 94,5 % (плановое значение - 93 %).

В 2018 году ФТС России продолжала обеспечивать контроль за безопасностью ввозимых в Российскую Федерацию товаров в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

В 2018 году таможенными органами выявлено 67,5 тыс. случаев представления для целей таможенного декларирования недостоверных и (или) неполных сведений о соблюдении запретов и ограничений либо недействительных разрешительных документов, подтверждающих соответствие ввозимой продукции (недействительные документы).

Общее количество дел об административных правонарушениях (АП), возбужденных таможенными органами в 2018 году по фактам несоблюдения установленных запретов и ограничений, составило 13731 дело по статье 16.3 КоАП РФ. По фактам представления недействительных разрешительных документов возбуждено 2084 дела об АП по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Также, в 2018 году ФТС России принимала активное участие в работе, проводимой Минфином России, Банком России и иными заинтересованными ведомствами, направленной на снятие избыточных требований при осуществлении валютного контроля. В дополнении к этому важное место в деятельности ФТС России занимала подготовка к очередному раунду переговоров в рамках ФАТФ по имплементации национального законодательства в соответствии с рекомендациями (переговоры осуществлялись в марте 2019 г., итоги которых будут подведены в октябре 2019 г.).

Со вступлением в силу с 1 марта 2018 года Инструкции Банка России от 16 августа 2017 г. №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» значительно упростились процедуры валютного контроля (рисунок 10).

ФТС России обеспечена модернизация программных средств по принятию, загрузке в ЕАИС таможенных органов и доведению до нижестоящих таможенных органов информации в электронном виде о принятых уполномоченными банками на учет (обслуживание) договорах (контрактах) и об изменении сведений в них, а также о снятых ими с учета договорах (контрактах), полученной из Банка России в соответствии с Указанием Банка России от 30 августа 2017 г. №4512-У «Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля».

В 2018 году в целях противодействия сомнительным финансовым операциям ФТС России на регулярной основе передавалась в Банк России информация о сомнительных валютных операциях с использованием ДТ. В результате предпринятых ФТС России совместно с Банком России мер объемы таких операций сократились в 2018 году по сравнению с 2017 годом по количеству ДТ почти в 4 раза (с 94 до 26 деклараций), по сумме - более чем в 7 раз (с 89 до 12,3 млн долларов США); предотвращено незаконных валютных операций на сумму более 3 млрд долларов США.

Основные направления упрощения процедур валютного контроля (в связи со вступлением в силу Инструкции Банка России

от 16 августа 2017 г. № 181-И)

отменено требование об оформлении паспорта сделки в уполномоченном банке и введена процедура постановки контракта на учет путем присвоения ему уникального номера

повышена пороговая сумма, начиная с которой требуется постановка контракта на учет, до 6 млн рублей по

экспортным контрактам и до 3 млн рублей - по импортным контрактам

отменено требование о представлении в уполномоченный банк справок о валютных операциях

установлена пороговая сумма внешнеторгового

договора (200 тыс. рублей), до достижения которой уполномоченные банки не требуют у резидентов документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (внешнеторговые договоры)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 10. Основные направления упрощения процедур валютного контроля (в связи со вступлением в силу Инструкции Банка России от 16 августа 2017 г. №181-И) (составлено авторами)

В 2018 году таможенными органами проведено 10,6 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, по результатам которых возбуждено 13,8 тыс. дел об АП на сумму более 200 млрд рублей по статье 15.25 КоАП РФ (нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования) (в 2017 году проведено 9,7 тыс. проверок, возбуждено более 14 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ на сумму 81,5 млрд рублей). Значительную часть дел об АП (51 %) составляли дела, возбужденные таможенными органами по нарушениям, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Еще одним важным направлением содействия развитию предпринимательской активности и обеспечения экономической безопасности при осуществлении деятельности таможенными органами России является обеспечение соблюдения законных интересов правообладателей. В современном мире, когда средства производства имеет значительное количество субъектов хозяйствования, изготовление аналогов или подделок является довольно распространенным явлением. При этом, компания, разработавшая продукт, находится в данном случае в относительно проигрышной ситуации, т. к. первичные затраты у нее значительно выше (чем у скопировавших продукцию конкурентов) ввиду расходов на исследования и т. п. В результате снижается инновационная активность хозяйствующих субъектов, что в совокупности отрицательно влияет на мировую экономическую систему. Одним из важнейших инструментов защиты интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (таможенный реестр или ТРОИС), администрируемый ФТС России на основании заявлений обладателей исключительных прав.

По состоянию на 31 декабря 2018 года в таможенном реестре зарегистрировано 4916 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским

компаниям, в том числе 4879 товарных знаков, 32 объекта авторского права, 5 наименований мест происхождения товаров.

По результатам 2018 года таможенными органами было возбуждено 1255 дел об АП (в 2017 году - 1072 дела) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Из них 1223 дела об АП - по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 32 дела об АП - по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).

В дополнении к вышесказанному следует указать, что за анализируемый период выявлено свыше 16 млн единиц контрафактной продукции, предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 6,8 млрд рублей (в 2017 году было выявлено свыше 10 млн единиц контрафактной продукции на сумму 4,5 млрд рублей).

В целях повышения качества предоставления государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, а также прозрачности администрирования процесса ее оказания ФТС России сформирована законодательная база, предусматривающая возможность получения государственной услуги в электронном виде, а также завершен эксперимент в части подачи и приема в электронном виде заявлений о включении товарных знаков в таможенный реестр с использованием информационного сервиса Личного кабинета участника ВЭД.

Основные направления совершенствования таможенной деятельности по обеспечению экономической безопасности России

Таможенные органы России, как один из ключевых элементов системы обеспечения экономической безопасности РФ, имеют дело с внешней средой, с динамично развивающимися внешними факторами, которые оказывают воздействие как на отечественных экономических агентов на мировом рынке (внешних рынках), так и на состояние национальной экономики. Учитывая возрастающую турбулентность процессов, происходящих в мировой экономике, значительную долю хаоса в международных экономических процессах, появление новых центров экономической силы (причем не только государственных) диктует необходимость перманентного совершенствования таможенной деятельности в аспекте обеспечения экономической безопасности.

На рисунке 11 представлены основные направления совершенствования таможенной деятельности в рамках обеспечения экономической безопасности.

Основные направления совершенствования таможенной деятельности в рамках обеспечения экономической безопасности

7 7 У

Совершенствование выполнения фискальной функции Совершенствование выполнения регулирующей функции Совершенствование выполнения правоохранительной функции

Рисунок 11. Основные направления совершенствования таможенной деятельности в рамках обеспечения экономической безопасности (составлено авторами)

Совершенствование выполнения фискальной функции направлено на обеспечение полноты уплаты таможенных платежей, что направлено в аспекте обеспечения экономической безопасности на следующее:

• выполнение функции пополнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации;

• создание одинаковых условий для участников ВЭД, что позволит улучшить конкурентную среду в экономике России. Это связано с тем, что одни участники ВЭД уплачивают меньше платежей (ввиду различных причин легальных, полулегальных и нелегальных), чем другие, при совершении одних и тех операций (при перемещении продукции на территорию России). В итоге, подобные участники ВЭД имеют больше преимуществ в конкурентной борьбе (по цене (в стоимостном диапазоне)).

В связи с этим, необходимо развитие системы прослеживаемости товаров посредством расширения сотрудничества с Федеральной налоговой службой России (взаимодействие уже налажено, имеется соответствующее Соглашение), а также с таможенными администрациями и другими органами, администрирующих доходы государств и имеющие информацию об участниках ВЭД, стран ЕАЭС. Т. е., не имея таможенной границы между государствами ЕАЭС, таможенные органы России могут не обладать достаточной информацией об участниках ВЭД, перемещающих товары из стран участниц Договора о ЕАСЭС. В этом случае, все необходимые платежи, прежде всего, таможенные, будут получены соответствующим органов страны ЕАЭС, однако для определения дальнейшего формирования добавленной стоимости и сведений о качественных характеристиках товаров у российских органов исполнительной власти не будет (или будет недостаточно).

Еще одним важным аспектом не только совершенствования таможенного администрирования, развития благоприятных условий для участников ВЭД и хозяйствующих субъектов в целом, но и для обеспечения полноты и своевременности взимания таможенных платежей (т. е. экономической безопасности в целом), является расширение сотрудничества между таможенными органами стран ЕАЭС в вопросе развития и унификации системы управления рисками (СУР).

К тому же, включенность СУР в деятельность органов исполнительной власти предполагает взаимодействие национальной СУР с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами государственной власти субъектов РФ. Соответственно, реализация СУР планируется к реализации на трех уровнях:

1. ФОИВ, Центральный банк;

2. органы государственной власти субъектов РФ;

3. органы местного самоуправления.

В целом же, в настоящее время уровень взаимодействия таможенных, правоохранительных органов и иных контролирующих органов государств - участниках ЕАЭС является недостаточным. Основой взаимодействия указанных органов является обеспечение контроля за соблюдением законодательства о таможенных платежах, налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты (государственные внебюджетные фонды) налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также обеспечение экономической безопасности. Особенности взаимодействия таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами ЕАЭС связаны с задачами указанных органов, которые всей своей деятельностью на основе закона в соответствующих формах и на базе демократических принципов призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное

принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок. Вместе с рем, имеет место недостаточная координация работы названных органов. Не в полной мере развита и отработана система межведомственного обмена информацией, в том числе о юридических и физических лиц, уклоняющихся от подачи таможенных деклараций, а также от уплаты таможенных и налоговых платежей; своевременно не выявляются нарушения налогового и таможенного законодательства, не принимаются надлежащие меры к привлечению их виновников и др. Отсутствие должной правовой реакции на совершаемые правонарушения в сфере экономики со стороны правоохранительной системы государств - участников ЕАЭС вызывает серьезные опасения у ученых-криминологов. В заключении отметим, что повышение уровня межведомственного взаимодействия таможенных, налоговых, правоохранительных и других контролирующих органов является важнейшим фактором совершенствования их фискальной деятельности и активизации работы по выявлению и предупреждению налоговой преступности в таможенной сфере на территории государств ЕАЭС.

Основные подходы таможенно-тарифной политики в отношении

импорта товаров

унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах - членах ЕАЭС

выработка единых условий применения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках функционирования

ЕАЭС

установление унифицированного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной Интернет-торговли

дальнейшее исполнение международных обязательств Российской Федерации

Рисунок 12. Основные подходы таможенно-тарифной политики в отношении импорта товаров (составлено авторами)

Важным моментом при рассмотрении фискальной функции, выполняемой таможенными органами России, является вопрос о вывозных таможенных пошлинах, суммарный объем которых превышает объем ввозных таможенных пошлин (соответственно, это касается объема доходов федерального бюджета Российской Федерации). На текущем этапе функционирования ЕАЭС вопросы установления вывозных пошлин отнесены к компетенции национальных правительств. При этом в предстоящие годы планируется принять механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики. Важным направлением таможенно-тарифной политики с учетом формирования Союза станет работа по расширению сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов. Одновременно в целях устойчивого развития экономик и повышения энергетической безопасности государств -членов Союза продолжится работа по формированию общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа.

Одними из основополагающих принципов формирования общих рынков среди прочих должны стать обеспечение рыночных механизмов ценообразования в отношении указанных товаров, а также неприменение во взаимной торговле нефтью и нефтепродуктами

количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение).

В этих условиях основными подходами таможенно-тарифной политики в отношении импорта товаров в 2019-2021 годах являются (рисунок 12):

• унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах -членах ЕАЭС. Важным аспектом является, например, ставка налога на добавленную стоимость (НДС), которая в Казахстане и Киргизии составляет 12 %, а в России, Белоруссии и Армении - 20 %. Соответственно, объем таможенных платежей при ввозе через Казахстан и Киргизию будет меньше, что создает неравные условия для участников ВЭД из других стран ЕАЭС (таможенные платежи = таможенная пошлина + НДС + акциз + таможенные сборы);

• выработка единых условий применения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках функционирования ЕАЭС, в том числе тарифных льгот при ввозе товаров в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному сектору экономики государства - участника ЕАЭС;

• установление унифицированного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в рамках международной Интернет-торговли. В данном направлении необходимо соответствующее соглашение между главами правительств всех стран ЕАЭС, а также расширение сотрудничества между таможенными администрациями стран ЕАЭС;

• дальнейшее исполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по приведению действующих ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС) в соответствие с принятыми обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.

Развитие такой меры государственной поддержки, как предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат, включая затраты на уплату ввозных таможенных пошлин с учетом ее влияния на формирование доходов федерального бюджета требует создания механизма оценки его эффективности. Данный механизм должен определить соотношение степени стимулирующего воздействия субсидий на развитие и инвестиционную привлекательность отраслей экономики с теми финансовыми потерями, которые несет федеральный бюджет.

Приоритетами таможенно-тарифной политики в отношении экспорта товаров в 20192021 годах являются:

• упрощение таможенного администрирования экспортных поставок за счет организации взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности в электронном виде, сокращение времени проведения таможенных операций. Данное направление связано с дальнейшим развитием применения цифровых технологий в таможенном деле в целом и таможенном администрировании в частности;

• продолжение работы по принятию механизмов проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств - членов ЕАЭС, включая унификацию подходов по установлению экспортных пошлин и введение единого механизма уплаты, зачисления и перечисления сумм вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров в третьи страны с таможенной территории ЕАЭС;

• снижение зависимости Российской Федерации от экспорта сырья на внешний рынок. В данном случае, таможенные органы России могут участвовать в обсуждении соответствующих вопросов, выступать с инициативами (используя результаты научного потенциала своих соответствующих заведений (например, Российской таможенной академии)), которые касаются вопросов расширения и увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. В настоящее время, при подготовке статистического сборника по итогам деятельности таможенных органов весь экспорт разделяется на энергетический и неэнергетический, т. е., это косвенным образом означает, что методическая работа в этом направлении осуществляется уже сейчас. В целом же, исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями, как одна из основных угроз экономической безопасности РФ отражено в Указа Президента РФ №208 от 13.05.2017 г. Поэтому, ФТС России, как одному из ключевых исполнителей таможенной политики, необходимо развивать деятельность по подготовки ее на ближайшую перспективу;

• реализация механизма подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти планируемых к добыче и вывозу из Российской Федерации, а также фактически произведенных объемов продукции (минерального сырья) в связи с исполнением соглашений о разделе продукции. В данном случае необходимо развитие механизма межведомственного взаимодействия с расширением применения как информационных технологий, так и соответствующих технических средств (рисунок 13).

Основные подходы таможенно-тарифной политики в отношении

экспорта товаров

упрощение таможенного администрирования экспортных

поставок

продолжение работы по принятию механизмов проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств - членов ЕАЭС

снижение зависимости Российской Федерации от экспорта сырья на внешний рынок

реализация механизма подтверждения уполномоченными ФОИВ планируемых к добыче и вывозу из РФ, а также фактически произведенных объемов продукции (минерального сырья) в связи с исполнением СРП

Рисунок 13. Основные подходы таможенно-тарифной политики в отношении экспорта товаров (составлено авторами)

В целях единообразия и правильности применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации требуется завершение работы по актуализации нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих перечень кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, а также утверждающих ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в части кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

(далее - ТН ВЭД ЕАЭС) в связи с принятием новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС на основе 6-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Заключение

Таможенные органы России являются важным элементом системы обеспечения экономической, а если шире, то и национальной безопасности Российской Федерации. В современном быстроменяющемся мире и интенсивными интеграционными процессами необходима и интеграция усилий всех органов власти в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Прежде всего, в этом аспекте, необходимо расширение сотрудничества между ФТС России и ФНС России, а также с ФСБ России и ЦБ России; создание благоприятных условий для участников ВЭД (т. е. дальнейшее совершенствование таможенного администрирования), расширение применения отдельных таможенных процедур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаптев Р.А. Национальная экономика России в системе мирохозяйственных связей // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 8. С. 25-27.

2. Минакова И.В., Букреева Т.Н. Современное геополитическое состояние России и обеспечение ее национальной безопасности // Фундаментальные исследования. 2018. № 12-1. С. 132-136.

3. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1. С. 77-85.

4. Коржова Г.И., Коварда В.В. Совершенствование методики анализа эффективности внешнеэкономической деятельности социально-экономических систем мезоуровня // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. № 1. С. 66-70.

5. Тихомиров М.Е. Исследование роли таможенно-логистических терминалов в развитии приграничных регионов России (на примере Курской области) // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/55ECVN618.pdf (доступ свободный).

6. Алябьева К.В., Коварда В.В. Таможенные процедуры "свободная зона", "свободный склад" как правовые инструменты в обеспечении развития социально-экономических систем // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2014. № 4. С. 37-42.

7. Kovarda V.V. Improvement of customs administration as a basic factor of Russia's further integration into the world economy // Успехи современного естествознания. 2016. Т. 2. № 2. С. 6.

8. Кочемасова А.В. Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций в условиях глобализации экономики // Финансы и кредит. 2013. №18 (546). С. 66-77.

9. Коварда В.В., Рогов Р.А. Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/07ECVN119.pdf (доступ свободный).

10. Коварда В.В., Харланова В.Н., Реутова Ю.И. Исследование влияния деятельности таможенных органов на формирование благоприятного предпринимательского климата в России // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/02ECVN219.pdf (доступ свободный).

11. Лаптев Р.А. Анализ перспектив развития Евразийской экономической интеграции // Вестник Евразийской науки, 2018 №4, https://esj.today/PDF/44ECVN418.pdf (доступ свободный).

Laptev Roman Alekseevich

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: laptevr@yandex.ru

Rogov Roman Aleksandrovich

Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: rra46@rambler.ru

Study of the role of customs authorities in ensuring Russia's foreign economic security

Abstract. The paper discusses the main activities of the customs authorities of Russia to ensure foreign economic security of the Russian Federation.

The article notes that the customs authorities carry out the economic security of Russia by performing the assigned tasks and functions in accordance with the customs code of the EAEU and Federal law No. 289.

The FCS of Russia ensures the formation of the Federal budget of the Russian Federation by more than 30 % through the implementation of the fiscal function. In addition, the customs authorities of the Russian Federation are involved in stimulating the development of foreign economic activity, carrying out measures to permanently improve working conditions for economic entities. First of all, it is implemented through the establishment of a dialogue with business and the development of electronic interaction, which is aimed at reducing the cost of time and material resources during operations when moving goods across the customs border of the EAEU.

An important activity of the FCS of Russia is to expand cooperation with the customs authorities of the EAEU countries in order to unify and protect the economic security of the countries.

In addition to the above, the customs authorities of Russia as a currency control body exercises control over the implementation of foreign exchange transactions within its competence, ensure the protection of intellectual property rights.

In the second part of the work, the main directions in the framework of improving customs activities to ensure the economic security of Russia, including in the context of vectors of movement of goods, are formulated. Expediency of expansion of interaction with FNS of Russia, Central Bank of Russia, FSB of Russia is noted. In order to develop the traceability system, it is necessary to intensify cooperation with both the Russian authorities and the EAEU countries.

At the end of the work reasonable conclusions are made and proposals are formulated.

Keywords: the customs authorities of Russia; the fiscal function; external security; economic security; interaction of the authorities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.