Научная статья на тему 'Цифровизация экономики Российской Федерации как условие инновационного развития государственных таможенных услуг'

Цифровизация экономики Российской Федерации как условие инновационного развития государственных таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1787
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таможенная услуга / инновация / Евразийский экономический союз / цифровые технологии / цифровая экономика. / customs service / innovation / Eurasian Economic Union / digital technologies / digital economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю Е. Шабашева

В статье рассмотрены инновационные направления развития государственных таможенных услуг, сделаны выводы о достигнутых результатах по данным направлениям. Приведены основные направления построения цифровой экономики РФ. Ключевые мероприятия по цифровизации российской экономики рассмотрены в качестве условий, опосредующих инновационное развитие государственных таможенных услуг. Автором составлена схема, иллюстрирующая взаимосвязь ключевых мероприятий национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и инновационных направлений развития государственных таможенных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ю Е. Шабашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A CONDITION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PUBLIC CUSTOMS SERVICES

The article discusses the innovative directions of development of state customs services, made conclusions about the results achieved in these areas. The main directions of building the digital economy of the Russian Federation are given. Key measures to digitize the Russian economy are considered as conditions mediating the innovative development of state customs services. The author has drawn up a diagram illustrating the interrelation of key events of the national program “Digital economy of the Russian Federation” and innovative directions of development of state customs services.

Текст научной работы на тему «Цифровизация экономики Российской Федерации как условие инновационного развития государственных таможенных услуг»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Ю.Е. Шабашева, магистр Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10885

Аннотация. В статье рассмотрены инновационные направления развития государственных таможенных услуг, сделаны выводы о достигнутых результатах по данным направлениям. Приведены основные направления построения цифровой экономики РФ. Ключевые мероприятия по цифровизации российской экономики рассмотрены в качестве условий, опосредующих инновационное развитие государственных таможенных услуг. Автором составлена схема, иллюстрирующая взаимосвязь ключевых мероприятий национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и инновационных направлений развития государственных таможенных услуг.

Ключевые слова. Таможенная услуга, инновация, Евразийский экономический союз, цифровые технологии, цифровая экономика.

В эпоху глобализации важнейшее значение для достижения устойчивого экономического роста государств приобретают инновации. В инновациях находят отражение новые изобретения, открытия, идеи. В настоящее время страны с развитой инновационной экономикой (Европейские страны, США, Япония, Израиль и др.) являются наиболее успешными в социально-экономическом развитии. При этом мировые тренды дальнейшего инновационного развития базируются на развитии цифровых технологий.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года создает условия для внедрения инноваций в большинство сфер жизни общества [1]. При этом инновационное развитие охватывает и сферу оказания государственных услуг населению, в т.ч. и предоставление таможенных услуг. Таможенное регулирование играет значительную роль в обеспечении экономической безопасности и экономического развития государства.

Актуальность исследования обусловлена тем, что для достижения устойчивого экономического роста государству необходимо двигаться по пути инновационного развития. Такой вектор направления развития экономики задан в Стратегии инновационного развития Российской Федера-

ции на период 2020 года. При этом важное значение для инновационного развития в целом имеет внедрение инноваций в сферу оказания государственных услуг населению, в т.ч. и таможенных услуг.

Федеральная таможенная служба России активно внедряет инновационные технологии в процесс оказания государственных таможенных услуг. Учитывая современные мировые тренды, внедряемые инновации, направленные на сокращение времени оказания услуг, улучшение их качества и др., базируются на развитии информационных технологий. Основным направлением развития информационных технологий на сегодняшний день являются цифровые технологии. В России в период 2019-2024 гг. действует одна из важнейших национальных программ - «Цифровая экономика Российской Федерации», по-свящённый комплексной цифровой трансформации экономического устройства и социальной сферы государства [2]. Таким образом, развитие цифровых технологий является важнейшим условием инновационного развития государственных таможенных услуг.

В условиях современной экономики цифровизация, т.е. повсеместное использование современных технологий в области информатизации и коммуникации, является одним из обязательных условий ус-

пешного инновационного развития. Понимание цифровизации экономической системы как главной движущей силы развития инновационной экономики обусловило принятие ряда важных документов, как в России, так и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Важность создания цифровой экономики не только в отдельно взятом государстве, но и в ЕАЭС в целом подчеркивает Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года. Согласно документу, внедрение цифровых технологий предоставляет значительные возможности для экономического, социального, культурного развития ЕАЭС в совокупности с ростом региональной и глобальной конкурентоспособности [3].

Анализ деятельности ФТС России и таких нормативных документов как: Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №289-ФЗ от 03.08.2018 [4], Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [5], Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года [6], позволил выделить основные направления инновационного развития государственных таможенных услуг:

- создание электронных таможен;

- сосредоточение всего объема декларирования в центрах электронного декларирования (ЦЭД), организуемых по всей территории страны;

- совершенствование функционала сервиса «Личный кабинет участника ВЭД»;

- переход на электронный документооборот;

- автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров;

- совершенствование информационного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) в целях наиболее эффективного исполнения обязанности по администрированию и взиманию таможенных платежей;

- перевод участников ВЭД на единый ресурс лицевых счетов плательщиков таможенных платежей;

- использование цифровых пломб при организации с 1 июля 2019 года транзита через территорию РФ товаров, запрещенных к ввозу в РФ [7].

Основные достигнутые результаты по состоянию на 01.01.2019 в области инновационного развития государственных таможенных услуг определены с помощью данных ежегодного сборника «Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году» [8] и представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты, достигнутые по основным направлениям инновационного развития государственных таможенных услуг по состоянию на 01.01.2019_

Направления инновационного развития государственных таможенных услуг Достигнутые результаты

Создание электронных таможен Созданы Приволжская, Уральская, Северо-Кавказская электронные таможни

Организация ЦЭД Организованы ЦЭД Владивостокской, Новороссийской и Калининградской областной таможен.

Совершенствование функционала сервиса «Личный кабинет участника ВЭД» В ЛК участника ВЭД работает 28 информационных сервисов, предназначенных для всестороннего информационного взаимодействия с таможенными органами.

Переход на электронный документооборот Осуществлен переход на электронный документооборот на этапе декларирования товаров и при администрировании таможенных платежей

Автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров В автоматическом режиме в 2018 г. зарегистрировано более 1,8 млн. ЭДТ, что почти в 2 раза выше показателя в 2017 г. В 2018 г. проведен автоматический выпуск более 323 тыс. ЭДТ, что в 3,8 раза больше чем в 2017 г. Технология автоматического выпуска использовалась на всех уполномоченных таможенных постах.

Совершенствование информационного межведомственного взаимодействия В течение 2018 г. таможенные органы получили 94,5% сведений из баз данных других органов власти посредством СМЭВ, что выше планового показателя на 1,5%

Перевод участников ВЭД на единый ресурс лицевых счетов плательщиков таможенных платежей В 2018 г. через ЕЛС уплачено 74,3% от всех платежей, что почти на 25% выше планового значения

Использование цифровых пломб при организации транзита товаров через территорию РФ В 2018 г. проведен эксперимент по прослеживанию автомобильного транзита на пространстве ЕАЭС. Результаты эксперимента признаны успешными

На уровне ЕАЭС также разрабатываются подходы к инновационному развитию таможенного регулирования на пространстве Союза:

- ведется разработка механизма про-слеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС;

- разработана концепция организации системы цифровых транспортных коридоров на пространстве ЕАЭС.

Исследуя инновационное развитие государственных таможенных услуг в условиях цифровизации российской экономики, необходимо проанализировать влияние ключевых мероприятий по цифровой трансформации на сферу таможенного регулирования. Основными направлениями национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» являются [2]:

1. Нормативное регулирование.

2. Информационная инфраструктура.

3. Информационная безопасность.

4. Научно-технологический задел.

5. Кадры и образование.

1. В направлении совершенствования нормативного регулирования ключевыми областями наиболее значимыми для инновационного развития таможенных услуг являются:

- создание цифровой среды доверия;

- отчетность и статистика.

Создание цифровой среды доверия призвано предоставить пользователям инструменты доверенной дистанционной коммуникации в условиях цифровой экономики. Данная область включает в себя следующие значимые для инновационного развития таможенных услуг мероприятия:

А) легализация и разработка правил функционирования интернета вещей (1оТ);

Б) расширение способов идентификации, в т.ч. через доступ бизнеса к ЕСИА и СМЭВ.

Технология интернета вещей (1оТ) связывает бесчисленное множество устройств и объектов в единую интеллектуальную сеть, в которой каждое устройство соответствующим образом идентифицировано. Интерес к технологии 1оТ во всем мире очень высок, она считается одной из са-

мых перспективных инновационных технологий.

В сфере таможенного регулирования внедрение технологии 1оТ также имеет большой потенциал применения. Элементы данной технологии будут более широко использованы ФТС России при организации транзита через территорию РФ попавших под эмбарго товаров. С 1 июля 2019 г. товары, запрещенные к ввозу в РФ, могут быть перевезены железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию страны при условии обязательного опломбирования цифровыми пломбами, работающими на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Цифровая пломба (ЭЗПУ - электронное запорно-пломбировочное устройство) в режиме реального времени передает данные о местонахождении груза, целостности пломбы и других дополнительных параметрах. Использование данной технологии позволяет четко отследить факт вскрытия пломбы и тем самым гарантировать, что, попавшая под санкции, не будет выгружена на территории РФ.

Несмотря на то, что инновационная технология цифрового опломбирования в настоящее время будет широко использована только для организации транзита санкционных товаров, она имеет значительный потенциал в сфере таможенного регулирования. В ближайшем будущем данная технология будет применена при организации системы цифровых транспортных коридоров, анонсированной Евразийской Экономической Комиссией (ЕЭК).

Следующие рассматриваемые мероприятия - это расширение способов идентификации, в т.ч. через доступ бизнеса к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и СМЭВ. Роль ЕСИА в инновационном развитии таможенных услуг состоит в обеспечении безопасности персональных данных и достоверной он-лайн-идентификации при получении электронных таможенных услуг. К примеру вход в личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС России может быть выполнен как с помощью электронной подписи, так

и через ЕСИА. Дальнейшее развитие данной системы обеспечит участников ВЭД инструментами достоверной дистанционной коммуникации в условиях цифровой экономики.

В области отчетности и статистики конечной целью является формирование правил сбора отчетности и статистической информации, отвечающих современным реалиям и мировым трендам к переходу на безбумажный оборот. В число особенно значимых для инновационного развития таможенных услуг мероприятий в этой области входит осуществление государ ст-венного контроля на базе автоматического обмена данными. В таможенных органах, в соответствии с Комплексной программа развития ФТС России на период до 2020 года, достаточно успешно используется система межведомственного электронного взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти [6]. Дальнейшее совершенствование данной технологии способствует переходу на безбумажный оборот.

2. В рамках направления «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» для развития инноваций в сфере таможенного регулирования исключительно важны следующие мероприятия:

- обеспечение широкополосного доступа в интернет. В результате проведении мероприятий им будет обеспечено 97% домохозяйств и все общественно значимые объекты, в т.ч. и таможенные органы, располагающиеся на всех уровнях иерархии таможенной службы РФ;

- развитие сетей связи 5 О на всей территории РФ;

- создание цифровых платформ, в т.ч. государственной единой облачной платформы.

Обеспечение широкополосного доступа в интернет и развитие сетей связи 5 О на всей территории РФ играет важнейшую роль для развития инновационных технологий, как во всех сферах общественной жизни, так и в сфере таможенного регулирования. Таможенные органы РФ непрестанно развивают возможности удаленного получения таможенных услуг. Это

электронное декларирование, осуществление значительного количества операций через личный кабинет участника ВЭД, возможность автоматического выпуска товаров и др. Но зачастую использование этих сервисов затруднено для предпринимателей по причине отсутствия доступа в интернет в отдаленных районах страны. Обеспечение граждан широкополосным доступом в интернет и развитие сетей связи 5 О на всей территории РФ даст возможность участникам ВЭД более эффективно использовать все инновации в сфере таможенного регулирования, внедряемые ФТС России.

Еще одной инновационной технологией, которую целесообразно внедрить в сферу таможенного регулирования является создание облачных сервисов. Создание единой государственной цифровой облачной платформы является одним из ключевых направлений построения цифровой экономики в России.

Согласно Цифровой повестке Евразийского экономического союза в следующее десятилетие предполагается существенное увеличение уровня применения технологий облачных вычислений странами - членами ЕАЭС. Использование данных технологий таможенными органами позволит оказывать трансграничные таможенные услуги нового поколения. Внедрение облачных технологий, функционирующих на уровне ЕАЭС, будет способствовать ускорению экономического роста. Согласно прогнозам экспертов, в результате активного дальнейшего роста «экономики данных» потенциальный прирост ВВП ЕАЭС за счет применения облачных технологий к 2025 году может составить 2% [3].

Все инновационные технологии, внедряемые в таможенной сфере на современном этапе, базируются на цифровых данных. Их бесперебойное функционирование может быть гарантировано только за счет обеспечения информационной безопасности.

3. В рамках направления «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» ключевыми мероприятиями, опосредую-

щими инновационное развитие сферы таможенных услуг, являются:

A) Совершенствование инфраструктуры многофакторной цифровой идентификации и биометрической аутентификации. Дальнейшее усовершенствование данной инфраструктуры, в т.ч. и при использовании ее в ЕСИА будет способствовать повышению безопасности использования электронных услуг, предоставляемыми таможенными органами.

Б) Создание инфраструктуры единого пространства доверия электронной подписи между странами ЕАЭС. Такая инфраструктура, согласно Цифровой повестке Евразийского экономического союза, будет способствовать повышению эффективности транспортных узлов ЕАЭС в целом. Она призвана содействовать появлению новых связей между потребителями и производителями во всех отраслях хозяйства и на всей территории ЕАЭС [3].

Создание единого пространства цифрового доверия в ЕАЭС необходимо для осуществления трансграничной электронной коммерции и цифровой торговли, которая в настоящее время является мировым трендом. С каждым годом во всем мире растет доля компаний, вовлеченных в трансграничную торговлю с помощью цифровых инструментов. При этом в силу стремительного развития данной сферы, многие аспекты цифровой торговли в настоящее время должным образом не урегулированы. Это создает новые вызовы, как для Всемирной Таможенной организации, так и для ФТС России. Цифровая торговля сама, являясь инновационной отраслью, создает необходимость внедрения инновационных методов таможенного регулирования.

B) Гармонизация документов ЕАЭС по стандартизации в сфере информационной безопасности. Согласно Цифровой повестке Евразийского экономического союза, проведение данных мероприятий необходимо для создания единой цифровой среды на всей территории ЕАЭС и цифровой перестройки экономик стран - участников ЕАЭС [3]. Установление единых стандартов в сфере информационной безопасности на всей территории ЕАЭС будет спо-

собствовать обеспечению безопасности при оказании трансграничных таможенных услуг.

4. Для развития инноваций в сфере таможенного регулирования немаловажное значение представляет такое направление Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», как «Научно-технологический задел».

В рамках данного направления особый интерес представляет создание экспертных советов по совместным исследованиям и разработкам в области «сквозных» технологий в России и странах-участниках ЕА-ЭС. Концентрация совместных усилий экспертного сообщества будет способствовать, созданию наиболее перспективных технологий, выработке наиболее эффективных решений, в том числе в сфере таможенного регулирования, одинаково эффективных не только в отдельно взятых национальных экономиках, но и на всей территории ЕАЭС.

5. Для реализации любого из инновационных направлений деятельности таможенных органов необходимо надлежащее кадровое обеспечение. Овладение новыми технологиями, переориентация персонала на иную деятельность происходит во время подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава таможенных органов. Одним из важнейших аспектов построения цифровой экономики в РФ является направление «Кадры и образование».

В рамках данного направления ФТС России на базе Российской таможенной академии проводит работу по сформулированным в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» ключевым аспектам:

- условия для подготовки кадров цифровой экономики;

- система образования для цифровой экономики.

По данным ежегодного доклада о деятельности ФТС России в 2018 году более 15 тыс. человек из числа должностных лиц таможенных органов прошли профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации [8]. РТА развивает международное сотрудничество с тамо-

женными службами других стран, ведет активную научно-исследовательскую деятельность, отдельное место в которой занимает проблематика инновационного развития таможенных услуг.

Анализ влияния различных аспектов цифровизации российской экономики на

сферу таможенного регулирования позволил составить схему, иллюстрирующую взаимосвязь ключевых мероприятий национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и инновационных направлений развития государственных таможенных услуг (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь ключевых мероприятий Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и инновационных направлений развития государственных

таможенных услуг

Проведенное исследование влияния процессов цифровизации экономики России на инновационное развитие государственных таможенных услуг позволило сделать следующие выводы:

1. ФТС России внедряет значительное количество инноваций в свою деятельность, которые способствуют улучшению качества таможенных услуг, повышению их продуктивности для бизнеса. При этом в основе подавляющего числа инновационных разработок лежит использование цифровых технологий.

2. Инновационное развитие трансграничных таможенных услуг на пространстве ЕАЭС базируется на гармонизации усилий стран-участников Союза по развитию цифровых инициатив.

3. Реализация ключевых мероприятий Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» служит условием для успешного инновационного развития государственных таможенных услуг.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что процесс построения цифровой экономики в РФ, происходящий в настоящее время, оказывает значительное влияние на инновационное развитие государственных таможенных услуг. Ключевые мероприятия Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выступают в качестве условий, обуславливающих разработку и внедрение инновационных технологий в процесс оказания таможенных услуг.

Библиографический список

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период 2020 года [Электронный ресурс]: http://ac.gov.ru/files/attachment/4843.pdf

2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: https://data-economy.ru/2024

3. Обзор совместного исследования Всемирного банка и евразийской экономической комиссии: Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации [Электронный ресурс]: http://ww.eurasiancommission.org/m/act/dmi/SiteAssets/%D0%9E%D0%B 1%D0%B7%D0% BE%D1 %80%20%D0%92%D0%91 .pdf

4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №289-ФЗ от 03.08.2018 [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/

5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17220&Itemid=2375

6. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года [Электронный ресурс]:

http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2727

7. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201906240028?index=0&rangeSize=1

8. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году» [Электронный ресурс]: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845

DIGITALIZATION OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A CONDITION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PUBLIC CUSTOMS SERVICES

Yu.E. Shabasheva, master Russian customs academy (Russia, Lyubertsy)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article discusses the innovative directions of development of state customs services, made conclusions about the results achieved in these areas. The main directions of building the digital economy of the Russian Federation are given. Key measures to digitize the Russian economy are considered as conditions mediating the innovative development of state customs services. The author has drawn up a diagram illustrating the interrelation of key events of the national program "Digital economy of the Russian Federation" and innovative directions of development of state customs services.

Keywords: customs service, innovation, Eurasian Economic Union, digital technologies, digital economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.