Правовое обеспечение создания единого информационного пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сфере таможенного регулирования
Новиков Андрей Борисович,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и административного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета, docanovikov@mail.ru
Рагозина Наталья Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета, ragozina@bk.ru
В статье показано, что в условиях реализации концепций цифровой экономики и электронного правительства на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возникает правовое понятие «единого цифрового пространства». Указанное понятие формируется наряду с понятием «единого экономического пространства», которое заняло прочное место в международных соглашениях ЕАЭС. Единое цифровое пространство как совокупность массивов информации и информационных потоков (процессов движения информации) имеет целый ряд взаимосвязанных составляющих. Эти составляющие требуют правовой регламентации. Среди таких составляющих особо выделяется таможенная информация и электронное таможенное управление.
Таможенное регулирование в условиях ЕАЭС вносит решающий вклад в развитие мировой торговли, экономической интеграции и всей системы мировых экономических связей. В этой связи речь идет об эволюции правового регулирования экономических коммуникаций, о содействии мировой торговле. Утверждается, что базовые идеи цифровой экономики пока не изменяют традиционные принципы таможенного регулирования.
На современном этапе развития таможенной системы требуется реальное соединение и воплощение идей «сервисной таможни», «электронной таможни» и «умной таможни». Эти идеи обеспечивают существенное снижение издержек государственного управления и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В связи с этим в статье характеризуется правовая платформа и техническая поддержка концепции «электронной таможни». Подчеркивается, что реализация идеи «электронного управления» требует надежного установления процессов и их подтверждения техническими средствами.
Ключевые слова: цифровая экономика, электронное правительство, сервисная таможня, электронная таможня, единое цифровое пространство
В условиях реализации концепций цифровой экономики и электронного правительства на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возникает правовое понятие «единого цифрового пространства». Указанное понятие формируется наряду с понятием «единого экономического пространства», которое заняло прочное место в международных соглашениях ЕАЭС.
Подчеркнем, что построение «единого экономического пространства» начинается с формирования «единого таможенного пространства». Единое экономическое пространство - проект существенно более масштабный, чем единое таможенное пространство. Он требует долгой и колоссальной работы по согласованию законодательств государств-участников ЕАЭС.
Единое цифровое пространство как совокупность массивов информации и информационных потоков (процессов движения информации) имеет целый ряд взаимосвязанных составляющих. Эти составляющие требуют правовой регламентации. Среди таких составляющих особо выделяется таможенная информация и электронное таможенное управление.
Таможенная информация в масштабах государств-участников, в рамках ЕАЭС формирует уникальные объемные базы данных (Dig Date в таможенной сфере). С учетом того, что таможенные отношения являются трансграничными и развиваются на платформе правовой системы Всемирной торговой организации (WTO), таможенные базы данных становятся объектом международного сотрудничества, международного использования. Современная практика показывает, что Dig Date таможенной и внешнеэкономической информации выходит за пределы жесткого государственного регулирования.
Таможенное регулирование в условиях ЕАЭС вносит решающий вклад в развитие мировой торговли, экономической интеграции и всей системы мировых экономических связей. В этой связи речь идет об эволюции правового регулирования экономических коммуникаций, о содействии мировой торговле. Необходимо подчеркнуть, что функция «содействия внешней торговли», присущая таможенным органам всех стран-участниц ЕАЭС и закрепленная нормативно, требует и серьезного
X 2
00
0
сч
CD
01
теоретико-правового осмысления концепции «сервисной таможни» [ 1 ]. В этой связи, базовые идеи цифровой экономики пока не изменяют традиционные принципы таможенного регулирования, а лишь совершенствуют механизмы оказания государственных таможенных услуг в электронной форме. Таким образом, мы не пытаемся экстренно деформировать таможенные отношения с «оглядкой» на формирующиеся отношения цифровой экономики.
Указанное совершенствование придает новый импульс реализации концепций «электронная таможня», «умная таможня», «центр электронного декларирования» на правовой основе [ 2-4 ]. Стратегия развития таможенной службы России до 2020 года [ 5 ] в рамках реализации задач информационно-технической политики ФТС России предусматривает создание и внедрение особых информационных технологий.
На современном этапе развития таможенной системы требуется реальное соединение и воплощение идей «сервисной таможни», «электронной таможни» и «умной таможни» как на надежной технической базе, воплощающей «цифровизацию» соответствующих отношений, так и на правовой платформе. В свете проблем цифровизации мы наблюдаем качественный переход в сфере публичного менеджмента (на примере таможенной сферы) от разработки организационных мер к правовой и цифровой процессуализации таможенного администрирования. Так, Компания «Нуктэк» (Китай), заслужившая высокую репутацию на рынке систем контроля и безопасности, входит со своей продукцией на цифровое таможенное пространство ЕАЭС. Компания обеспечивает интеллектуальную таможенную проверку и функционирование «электронных» аксессуаров таможенной идентификации (например, знаменитый «умный замок»). Здесь мы имеем дело с серьезным влиянием достижений технического прогресса на правовой подход к администрированию тех или иных отношений в сфере таможенного дела.
Однако представленная ситуация заставляет предполагать и возможное усиление конкуренции на рынке информационных услуг в сфере таможенного дела, особенно в условиях современной волотильности экономических процессов, отчасти обусловленных процессами экономического санк-ционного противостояния и импортозамещения[ 6, 7 ].
Передовые ииновационные кампании разрабатывают и предлагают к реализации в сфере обеспечения безопасности и государственного контроля новейшие устройства, которые могут быть встроены в систему электронного таможенного администрирования.
Осуществление идей «электронной таможни» обеспечивает существенное снижение издержек государственного управления и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также повышение надежности таможенных операций и безопасности трансграничных перемещений товаров на основе концептуальных положений разви-
тия системы таможенных процедур [1, 8 ]. Указанное осуществление не мыслится без современных технических систем безопасности и контроля. Право (национальное и международное) лишь опосредует внедрение, закрепление и эволюцию этих систем в сфере публичного менеджмента. В этом направлении могут быть сформулированы взаимосвязанные тренды: а) технические достижения диктуют развитие административных регламентов, б) общепризнанные правовые принципы диктуют свойства и параметры технических устройств, включаемых в решение нормативно установленных задач.
Безопасность в таможенной сфере прежде всего понимается как состояние стабильности и устойчивого развития торгового оборота, мирохозяйственных связей, свободных от криминальных проявлений (торговля оружием, распространение запрещенных технологий, наркотраффик, незаконная миграция трудовых ресурсов). В тоже время в условиях цифровой среды необходима и защищенность самих электронных таможенных коммуникаций от хакерских взломов. Так, был допущен масштабный сбой на серверах ФТС России 30 ноября 2018 г. вследствие хакерской атаки. Его последствием явилась остановка процессов таможенного оформления и обмена электронными документами во всех таможенных органах минимум на сутки [9 ]. При этом зависимость таможенных коммуникаций от надежности технической электронной инфраструктуры уже невозможно преодолеть, не возвращаясь «в прошлое» [10 ].
В связи с этим мы должны подчеркнуть, что правовая платформа и техническая поддержка концепции «электронной таможни» находится сейчас в рамках ЕАЭС на высоком уровне, но не достаточном, чтобы говорить о завершении рассматриваемого этапа администрирования конституционного таможенного правоотношения. Можно утверждать, что блок «электронная таможня» креативно включается в проект «электронное правительство», «электронное управление» и будет укреплять позитивные свойства цифровой экономики.
Литература
1. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: монография. - СПб: Издательство Инфо-да, 2008 - 504c.
2. Распоряжение ФТС России от 23.10.2015 № 324-р «О проведении эксперимента по концентрации таможенного оформления в центрах электронного декларирования». URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 21.09.18).
3. Распоряжение ФТС России от 27.12.2017 № 293-р «О проведении эксперимента . по разделению таможенных операций, связанных с принятием ДТ, подаваемых в электронной форме, и таможенных операций, предшествующих подаче ДТ». URL: http://www.concultant.ru /(дата обращения: 21.09.18).
4. Письмо ФТС России от 25.12.2017 № 0111/73654 «Разъяснения по вопросам организации деятельности региональных электронных таможен и таможен фактического контроля». URL: http://www.concultant.ru /(дата обращения: 21.09.18).
5. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». URL: http://www.concultant.ru /(дата обращения: 21.09.18).
6. Новиков А.Б., Назаров В.П. О некоторых экономико-правовых аспектах «санкционного» противостояния России и западных держав // Журнал правовых и экономических исследований. - Спб: Изд-во ГИЭФПТ. - 2014 - № 4- С.24-30.
7. Новиков А.Б., Васильева Т.В., Рагозина Н.А. Понятие и правовое обеспечение импортозаме-щения в Российской Федерации // Журнал правовых и экономических исследований. - 2016 - № 4. -С.28-34
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». URL: http://www.concultant.ru / (дата обращения: 21.09.18)
9. Бизнесмены сообщают, что Федеральная таможенная служба зависла до 30 ноября URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2018/11/29/0013/print [Электронный ресурс] (дата обращения 01.12. 2018).
10. Глава ФТС: 100% таможенных деклараций в России подается в электронной форме: интервью руководителя ФТС России порталу «Бизнес ФМ» // URL: https://www.bfm.ru/news/368186 [Электронный ресурс] (дата обращения 06.01.2018).
Legal coverage for creation of united cyberspace of the Eurasian economic union (EEU) in the sphere of custom regulation Novikov A.B., Ragozina N.A.
St. Petersburg State University of Economics In the article it is shown that within the conditions of realization of concepts of cyber economics and electronic government within the Eurasian economic union emerges a legal notion of "united cyberspace", which placed firmly among the international agreements of the EEU. United cyberspace as a sum of massive information and informational streams (processes of informational movement) has a range of interdependent features. This features demand a legal reglamentation. Among such features specially presented is customs information and electronic customs government.
Customs regulation in the conditions of the EEU contributes to the development of world trade, economic integration and all of the system of world economic connections. Thus it refers to an evolution of a legal regulation of economic communications, contribution to the world trade. It is stated that basic ideas of cyber economics still do not change the main principles of customs regulation. At the present time of development of the customs system it is needed a real connection and embodiment of the ideas of "service customs", "electronic customs" and "smart customs". These ideas provide a significant reduction of expenditures of state government and the participants of international economic activity (IEA).
In this context in the article there is characterized a legal platform and technical support of a concept of "electronic customs". It is emphasized that realization of the idea of "electronic government" demands sustainable establishment of the processes and their confirmation by the technical components. Keywords: cyber economics, electronic government, service
customs, electronic customs, united cyberspace. References
1. Novikov AB The administrative process in the mechanism of customs regulation of the Russian Federation: a monograph. -SPb: Info-publishing house, 2008 - 504c.
2. The order of the FCS of Russia dated 10.23.2015 No. 324-p "On
conducting an experiment on the concentration of customs clearance in electronic declaration centers". URL: http://www.concultant.ru/ (appeal date: 09/21/18).
3. Order of the Federal Customs Service of Russia of 27.12.2017
No. 293-p "On the conduct of the experiment. on the separation of customs operations related to the acceptance of DT, submitted in electronic form, and customs operations, preceding the filing of DT ". URL: http://www.concultant.ru/ (access date: 09/21/18).
4. Letter of the FCS of Russia of December 25, 2017 No. 01-11 /
73654 "Explanations on the issues of organizing the activities of regional electronic customs and actual control customs". URL: http://www.concultant.ru/ (access date: 09/21/18).
5. Order of the Government of the Russian Federation of December
28, 2012 No. 2575-p "On the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2020". URL: http://www.concultant.ru/ (access date: 09/21/18).
6. Novikov AB, Nazarov V.P. On some economic and legal aspects
of the "sanctions" confrontation between Russia and the Western powers // Journal of legal and economic research. -SPb: Publishing house GIEFPT. - 2014 - № 4- P.24-30.
7. Novikov AB, Vasilyeva T.V., Ragozina N.A. The concept and
legal support of import substitution in the Russian Federation // Journal of legal and economic research. - 2016 - № 4. - 02834
8. Order of the Government of the Russian Federation of December
28, 2012 No. 2575-p "On the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2020". URL: http://www.concultant.ru/ (access date: 09/21/18)
9. Businessmen report that the Federal Customs Service is stuck
until November 30, the URL:
http://www.tks.ru/news/nearby/2018/11/29/0013/print [Electronic resource] (appeal date 01.12. 2018).
10. Head of the FCS: 100% of customs declarations in Russia are submitted in electronic form: an interview with the head of the FCS of Russia at the Business FM portal // URL: https://www.bfm.ru/news/368186 [Electronic resource] (appeal date 06.01 .2018).