Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле'

Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2467
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ВЭД / ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ СИСТЕМЫ / КОНТРОЛЬ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / CUSTOMS / FOREIGN TRADE / LOGISTICS / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITAL ECONOMY / TECHNOLOGICAL REVOLUTION / ELECTRONIC CUSTOMS SYSTEMS / CONTROL OF GOODS / CUSTOMS REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Ольга Александровна, Илюхина Светлана Сергеевна, Власов Александр Викторович

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с перспективами развития цифровых информационных технологий в таможенном деле, которые призваны обеспечить не только простоту таможенного оформления для участников ВЭД, но и эффективность таможенного контроля со стороны государственного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриева Ольга Александровна, Илюхина Светлана Сергеевна, Власов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN CUSTOMS AFFAIRS

This article discusses issues related to the prospects of digital information technologies in customs, which are designed to provide not only the simplicity of customs clearance for traders, but also the effectiveness of customs control by the state apparatus.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле»

УДК 353 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-88-91

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела», Российский университет транспорта (МИИТ) (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9). E-mail: davis6589@mail.ru кандидат технических наук, доцент кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (125319, Россия, г. Москва, Ленинградский пр., 64). E-mail: sana18@mail.ru кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела», Российский университет транспорта (МИИТ) (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9). E-mail: alessandro.vlasov@seznam.cz

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с перспективами развития цифровых информационных технологий в таможенном деле, которые призваны обеспечить не только простоту таможенного оформления для участников ВЭД, но и эффективность таможенного контроля со стороны государственного аппарата.

Ключевые слова: таможенное дело, ВЭД, логистика, информационные технологии, цифровая экономика, технологическая революция, электронные таможенные системы, контроль товаров, таможенные требования.

Цифровая экономика еще только делает свои первые шаги. Но уже сейчас ясно, что в будущем она во все большей степени будет оказывать глобальное преобразующее воздействие на экономику. Использование огромной силы информационно-коммуникационных технологий может стать одним из ключей к успеху, в том числе путем открытия новых путей развития и получения доступа к глобальному хранилищу знаний [9, с. 68].

Мир стоит на пороге очередной технологической революции. Она будет многогранной, а ее последствия принесут перемены в глобальном масштабе. Цифровизация уже создает новые возможности для предпринимателей и бизнеса и уже в ближайшее время принесет огромные выгоды потребителям. Однако в то же время это нарушит существующую практику, приведет к конкуренции на рынке труда, изменит требования к квалификации работников и приведет к потере рабочих мест в некоторых странах и секторах.

Цифровизация трансформирует также социальную парадигму: открываются беспрецедентные возможности для приобретения новых знаний, расширения горизонтов, освоения новых профессий и повышения квалификации. Появляются новые возможности для социального роста. [6, с. 14]. Благодаря более комфортным городам, эффективным государственным учреждениям и доступным государственным услугам улучшаются условия повседневной жизни граждан.

Государства, ведущие планомерную работу в области исследований и инноваций, привлекают квалифицированные кадры - ключевой ресурс цифровой экономики. Цифровая экономика ломает привычные модели промышленных рынков, повышает конкурентоспособность их участников. Так цифровизация определяет перспективы роста компаний, отраслей и национальных экономик в целом.

Промышленная революция XVIII-XIX вв. позволила отдельным странам добиться впечатляющих темпов экономического роста, и они на многие десятилетия стали лидерами мировой экономики. Сегодня у России появляется уникальный шанс реализовать свой потенциал в ходе цифровой революции и занять достойное место среди ее лидеров.

В Европейском законодательстве понятие «электронной таможни» (e-customs) закрепляется в 2008 г. в Решении № 70/2008/EC Европейского Парламента и Консула Европейского Союза (e-customs decision) [3, с. 15]. В документе устанавливается, что комиссия и государства-члены создают безопасные, интегрированные, совместимые и доступные электронные таможенные системы для обмена данными, содержащимися в таможенных декларациях, документах, сопровождающих таможенные декларации и сертификатах, и обмена другой соответствующей информацией. Создание электронных таможенных систем должно способствовать достижению следующих целей:

- облегчение процедур импорта и экспорта;

- сокращение расходов на соблюдение законодательства и административных расходов, а также сокращение сроков оформления;

- координация общего подхода к контролю товаров;

- обеспечение надлежащего сбора таможенных пошлин и других сборов;

- обеспечение оперативного предоставления и получения соответствующей информации в отношении международной цепочки поставок;

Дмитриева Ольга

Александровна Илюхина Светлана Сергеевна

Власов

Александр

Викторович

- обеспечение беспрепятственного обмена данными между администрациями экспортирующих и импортирующих стран, а также между таможенными органами и экономическими операторами, позволяющего повторно использовать данные, введенные в систему [5, с. 46].

Декларируется, что для достижения данных целей необходимо обеспечить:

- согласованный обмен информацией на основе международно признанных моделей данных и форматов сообщений;

- реинжиниринг таможенных и связанных с таможней процессов с целью оптимизации их эффективности и результативности, их упрощения и снижения затрат на соблюдение таможенных требований;

- предоставление экономическим операторам широкого спектра электронных таможенных услуг, позволяющих таким операторам взаимодействовать таким же образом с таможенными органами любого государства-члена [4, с. 79].

Термин «цифровая таможня» появился совсем недавно. Концепция «цифровой таможни» была предложена Генеральным секретарем Всемирной таможенной организации Кунио Микурия в качестве темы 2016 года [9, с. 152].

В понимании ВТамО, цифровая таможня означает использование цифровых систем для сбора и обеспечения безопасности таможенных пошлин, контроля за потоком товаров, людей, транспортных средств и денег, а также для защиты трансграничной торговли от преступности, включая международный терроризм. Инициатива по реализации цифровой таможни направлена на замену бумажных таможенных процедур электронными операциями, что будет способствовать созданию более эффективной и современной таможенной среды в соответствии с новыми глобальными требованиями.

В стратегическом плане ВТамО констатируется, что современные цифровые технологии - от использования ИКТ в автоматизации делопроизводства до использования интернета для публикации и распространения информации, использования автоматизированных систем оформления деклараций, управления рисками, проверки и обработки и выдачи разрешений, - изменили методы работы таможенных органов и правительств [12, с. 112].

Предпринимая усилия по внедрению цифровой таможни, международное таможенное сообщество демонстрирует стремление к дальнейшему развитию цифровых решений и услуг в таможенной сфере, что позволит упростить сотрудничество с участниками внешнеэкономической деятельности, с другими ведомствами на границе и с таможенниками. Современные технологии, такие как использование больших данных, телематических услуг и облачных технологий, должны помочь повысить производительность и позволить переосмыслить саму идею таможенной службы [7, с. 77].

В рамках ЕврАзЭС основные направления внедрения и совершенствования политики в сфере цифровых технологий определяются Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [12, с. 52]. В документе указывается, что цели реализации цифровой повестки заключаются в актуализации сложившихся механизмов интеграционного сотрудничества в рамках Союза с учетом глобальных вызовов цифровой трансформации, в обеспечении качественного и устойчивого экономического роста государств-членов, в том числе для ускоренного перехода экономик на новый технологический уклад, формирования новых индустрий и рынков, развития трудовых ресурсов.

Подчеркивается, что реализация цифровой повестки не ограничивается применением информационно-коммуникационных технологий, а предполагает использование новых бизнес-процессов, цифровых моделей и создание цифровых активов.

Вступивший в силу с 1 января 2018 г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС) последовательно проводит принцип «электронной таможни» и максимально возможного отказа от бумажных документов [8, с. 38]. Положения Таможенного кодекса ЕАЭС создают базис для упрощения таможенных процедур, вводят приоритет автоматизированных электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулируют применение механизмов «единого окна».

Кодекс устанавливает, что таможенное регулирование в ЕАЭС основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.

Переход к модели цифровой экономики дает такие преимущества, как рост производительности, повышение конкурентоспособности, снижение издержек производства и снижение безработицы. К рискам для традиционных отраслей промышленности относятся усиление конкуренции за счет сокращения барьеров для входа, глобализации рынков и сокращения жизненного цикла продуктов [15, с. 58].

Основные преимущества внедрения цифровых технологий включают в себя оптимизацию процессов с помощью автоматизации цепочек поставок, расширение рынков сбыта, включая электронную торговлю, создание более инновационных продуктов и расширение возможностей трудоустройства за счет создания новых профессий и форм занятости [13, с. 31].

На волне санкций, об отказе поставлять свое оборудование в Федеральную таможенную службу объявила американская компания Cisco Systems, поставщик маршрутизаторов, Ethernet-коммута-торов, устройств сетевой безопасности, платформ оптической коммутации, DSL-оборудования.

По мнению начальника главного управления информационных технологий (ГУИТ ФТС) Дмитрия Данилина, такое решение может привести к несвоевременному проведению сервисного обслуживания телекоммуникационного оборудования и, как следствие, увеличению нештатных ситуаций, при том, что на приобретение оборудования тратилось несколько десятков миллионов рублей в год.

ФТС вынуждена будет также искать замену оборудованию компании ArcSight,которая также принимает участие в санкционных мерах против России. Оборудование ArcSight, используемое для обеспечения безопасности ЕАИС таможенных органов, относится к классу программных продуктов SIEM, которые представляют собой системы мониторинга событий информационной безопасности. Решения ArcSight осуществляют сбор, обработку, сопоставление событий и реагирование на них, предоставляя всеобъемлющие функции масштабируемости, защиты и отказоустойчивости.

В случае потенциальной угрозы отказа в сотрудничестве, практически невозможно будет найти адекватную замену системам управления базами данных (СУБД), которые поставляются таможенной службе компанией Oracle; ведомство заявляло, что найти замену данному решению на отечественном рынке пока не представляется возможным [7, с. 15].Фактически та же ситуация с используемой практически повсеместно операционной системой Microsoft.

Таможенная служба предполагает уходить от импорта и переходить на отечественные разработки и решения, которые включают системное программное обеспечение, телекоммуникации, информационную безопасность, технические средства таможенного контроля.

Литература

1. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В. и др. Цифровая Россия: новая реальность [Отчет]. - М.: Digital McKinsey, 2017.

2. Власов А.В., Джабиев А.П., Дианова В.Ю., Комарова Е.В., КоровяковскийД.Г., Петров Ю.И., Поляков А.Е., Савченко А.Г., Скрынченко Б.Л., Филиппова М.Ю., Щукина Т.В. Экономические и правовые аспекты совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС. Коллективная монография. М., 2018.

3. Дмитриева О.А. Технологии "единое окно" и "блокчейн" как пути совершенствования межведомственного информационно-технического взаимодействия // Таможенное дело. 2017. № 3. С. 18-21.

4. Илюхина С.С. Развитие внешнеторговой деятельности: таможенный аспект // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2017. № 2. С. 62-65.

5. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года». — [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

6. Крюкова О.Г., Кузьминова Н.В. Оценка экономической эффективности организации управления рисками на промышленных предприятиях // Организатор производства. 2007. № 2 (33).

7. Куликов С. Цифра решает все. Таможенный контроль отдали на откуп IT-системам. [Статья] // «Российская газета» — Федеральный выпуск, № 7471 (8). 16.01.2018.

8. Новый В. Таможня пойдет своим маршрутизатором. Cisco Systems отказала службе в IT-поддержке [Газета] // КоммерсантЪ. 2016. № 55.

9. Фоменко Н.М., Капустина Н.В. Электронно-сетевые инструменты как инновационная составляющая коммуникационных связей публичного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 4. С. 68-72.

10. ФТС не видит рисков для товародвижения при переходе на отечественное ПО. - [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.tass.ru. — 31.03.2016.

11. Baller S., Dutta S., Lanvin B. The Global Information Technology Report 2016: Innovating in the Digital Economy [Отчет]. - Geneva, Switzerland: World Economic Forum, 2016.

12. European Parliament, Council of the European Union. Decision No 70/2008/EC of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 on a paperless environment for customs and trade. — Official Journal of the European Union, L 23, 26 January 2008 [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: World Wide Web. URL: https://eur-lex.europa.eu.

13. Mikuriya K. Digital Customs, the opportunities of the Information Age. // WCO News. Going Digital. -Brussels, Belgium: World Customs Organization, No 79, February 2016.

14. 2009 E-customs progress report. Taxud.a.1(2010) 3647292009. - Brussel, Belgium: European Commission Directorate-General, 2010.

15. Rohmer B., Hetherington A., Godfrey E. Evaluation of the electronic customs implementation in the EU. -Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2014.

16. World Customs Organization declares 2016 to be the year of Digital Customs. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.wcoomd.org. - 12 November 2015.

17. The WCO Strategic Plan 2016/2017 to 2018/2019. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://wcoomd.org.

Dmitrieva Olga Aleksandrovna, Candidate of economic Sciences, associate Professor of department «Customs law and customs organization», Russian University of transport (MIIT) (9, Obrazcova Str., Moscow, 127994, Russian Federation). E-mail: davis6589@mail.ru

Ilyhina Svetlana Sergeevna, associate Professor of department «Legal and customs regulation in transport», Moscow automobile and road state technical University (MADI) (64, Leningradskiy pr., Moscow, 125319, Russian Federation). E-mail: sana18@mail.ru

Vlasov Alexander Viktorovich, Candidate of economic Sciences, associate Professor of department «Customs law and customs organization», Russian University of transport (MIIT) (9, Obrazcova Str., Moscow, 127994, Russian Federation). E-mail: alessandro.vlasov@seznam.cz

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN CUSTOMS AFFAIRS

Abstract

This article discusses issues related to the prospects of digital information technologies in customs, which are designed to provide not only the simplicity of customs clearance for traders, but also the effectiveness of customs control by the state apparatus.

Keywords: customs, foreign trade, logistics, information technologies, digital economy, technological revolution, electronic customs systems, control of goods, customs requirements.

УДК 911.3:379.85 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-91-95

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИ СТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

проректор по социально-экономической политике и безопасности, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и финансов, Пятигорский государственный университет (357532, Россия, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9). E-mail: kolyadin@pgu.ru Аннотация

Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности региональной экономики на основе формирования и развития туристско-рекреационных кластеров. Туристско-рекреационные кластеры автор рассматривает как глобальное явление настоящего времени. Показана актуальность кластерного подхода в развитии туристской сферы. Рассмотрены основные принципы образования и функционирования туристских кластеров. Рассмотрена сложная внутренняя структура с множеством экономических агентов, присущая кластерам. На основе регионального анализа выявлены новые технологии управления предприятиями конкурентных туристско-рекреационных кластеров. Теоретические положения иллюстрируются примерами из международной практики.

Ключевые слова: кластерный подход, туристско-рекреационный кластер, конкурентоспособность, туристская индустрия, туристский продукт, экономическая деятельность, диверсификация экономики, конкурентные преимущества, экономический рост.

В настоящее время регионы, оказавшиеся в условиях геоэкономической конкуренции, вынуждено конкурируют в области инвестиций, человеческих ресурсов, расширения внешних связей, товарных и финансовых потоков.

Одновременно центры управления бизнесом, товарно-финансовыми потоками и объектами собственности выносятся за границы «административных» регионов, в результате чего можно говорить о нарастании новой регионализации стран, которая в Европе называется «New economic geography». В ее основе лежат новые принципы управления, которые реализуются не административным, а социально-культурным и инновационно-экономическим образом [1, с. 128]. Региональная политика в современных условиях все более ориентируется на то, чтобы интенсивно осваивать перспективные хозяйственно-экономические уклады, она стимулирует новые виды деятельности, формирует соответствующую инфраструктуру, изменяет территориальную структуру хозяйства и систему расселения.

Эпоха глобализации характеризуется устойчивыми конкурентными преимуществами, которые обусловлены сугубо «местной» локальной спецификой. Стандартные факторы производства, информация и технологии находятся в легком доступе. Но, что касается конкурентных преимуществ более высокого порядка, то они по-прежнему имеют территориальные ограничения, так как все регионы, так или иначе, влияют на уровень экономического роста, имея разные условия производства. Говоря о конкурентных преимуществах более высокого порядка, заметим, что по-прежнему они имеют территориальные ограничения, в связи с тем, что у каждого региона имеются свои особенности, влияющие на уровень экономического развития, лежащие вне области обеспеченности факторами производства.

Колядин

Александр

Петрович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.