УДК (339.543+339.9):004.9
Игнаток М.В}
формирование кадрового потенциала в сфере таможенного дела для решения задач цифровой экономики
Аннотация. Статья посвящена анализу формирования кадрового потенциала в сфере таможенного дела, в условиях цифровой экономики. Рассмотрены основные типы программного обеспечения в сфере ВЭД и таможенного оформления, которые являются сложными программно- педагогическими средствами, предоставляющими широкие дидактические возможности в подготовке специалистов в области таможенного дела. Проанализированы положительные и отрицательные стороны цифровизации образовательных процессов в этой сфере, даны рекомендации.
Ключевые слова: кадровый потенциал, таможенное дело, цифровая экономика, информационные таможенные технологии.
Ignatok M.
FORMATION OF PERSONNEL POTENTIAL IN CUSTOMS CASES FOR SOLVING
THE DIGITAL ECONOMY PROBLEMS
Abstract. The paper is devoted to the analysis of the formation of personnel potential in the field of customs in the digital economy/ The author consideres the main types of software in the field of foreign economic activity and customs clearance which are complex software and pedagogical tools that provide wide didactic opportunities in training specialists in the field of customs. The author analyzes the positive and negative aspects of the digitalization of educational processes in this area and gives some recommendations.
Keywords: human resources, customs, digital economy, customs information technology.
Переход Российской Федерации к новому технологическому укладу, определил необходимость перевода аналоговой информации в цифровую, в том числе и в государственном секторе. Эффективность деятельности организаций государственного сектора, в том числе Федеральной таможенной службы, в значительной степени зависит от проведения целенаправленной работы по формированию своего кадрового потенциала, особенно актуален этот процесс в рамках реализации программы и национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р
утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2025 г. [1]. Программа увязывалась со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [2].
12 февраля 2019 г. в связи с дублированием с национальным проектом «Цифровая экономика в Российской Федерации», паспорт которого был утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018, протоколом № 16, программа утратила свой самостоятельный статус [3]. На этот национальный проект делается ставка перспективного развития российской экономики. Изо
1 Игнаток Михаил Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, СевероКавказский институт (филиал) АНО ВО Московский гуманитарно-экономический университет г. Минеральные Воды, e-mail: [email protected], т. 8(879)226-83-97
Mikhail Ignatok, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Customs, North Caucasus Institute (branch) Moscow Humanitarian-Economic University, Mineralnye Vody, e-mail: [email protected], tel. 8(879)226-83-97
дня в день компьютерные технологии занимают более прочное положение во всех сферах жизнедеятельности человека. Не исключением являются таможенная сфера и сфера образования. Цифровая экономика уже сейчас диктует необходимость подготовки квалифицированных кадров обладающих новыми компетенциями XXI века.
Появление и бурное развитие цифровой экономики полностью изменило технологию подготовки современных специалистов по таможенным операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Сегодня для построения и развития отечественной цифровой экономики эта проблема более чем актуальна, возникла потребность в кадрах нового поколения, обладающих креативными и творческими компетенциями. Для обеспечения этого процесса, необходимо изменить направление развития системы образования в сторону цифровизации, рассмотрим этот вопрос более детально.
В настоящее время в образовательном процессе применяются различные формы обучения с использованием специализированных программных средств. В их основе лежит обучающая среда для будущих специалистов в сфере таможенного дела, основанная на конкретной модели предметной области. Современные компьютерные обучающие системы разрабатываются комплексно, они включают программное, методическое и математическое обеспечение, содержательный контент, и представляют собой сложные программно-педагогические средства. На данный момент существует большое разнообразие таких систем.
Данные системы имеют разнообразные возможности обучения и проверки знаний. Простые компьютерные системы способны проводить тестирования, они сохраняют и выдают результаты пройденных заданий. Сложные системы дополнительно оснащены различными средствами анализа результатов пройденных заданий, установками ограничения времени тестирования, установками коэффициента сложности вопросов, оформления отчётов по различным показателям. Большинство подобных компьютерных систем имеют
интеграцию в локальные и глобальные сети, и могут использоваться для работы в них.
С учетом особенностей образовательной деятельности, выделяют следующие типы компьютерных программ [4]:
1. Тренировочные и контролирующие программы.
2. Наставнические программы.
3. Имитационные и моделирующие программы.
4. Развивающие игры-программы.
Наиболее часто в образовании применяются первые и вторые виды обучающих программ. Так как ни наставнические, ни тренировочные программы не требуют специальной подготовки для работы в них, они просты и понятны в использовании.
Россия имеет высокий потенциал в информатизации, и сфере цифровой индустрии. Российские 1Т-разработки занимают одно из лидирующих мест в мире. Российские 1Т-про-дукты абсолютно конкурентоспособны и обладают способностью заменить иностранные аналоги. Это реально и достаточно актуально в современных условиях. Рассмотрим несколько самых популярных российских компьютерных обучающих программ, используемых при подготовке специалистов в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела [5]:
1. ВЭД-Алфавит: является дополнением к программе «ВЭД-Инфо», по сути это ал-фавитно-предметный указатель, предназначенный для упрощения и ускорения подбора товарного кода по ЕТН ВЭД ЕАЭС. Ключевая функция - максимально эффективный поиск кода товара. При осуществлении поиска программа просматривает все существующие пояснения к ЕТН ВЭД ЕАЭС, принятые классификационные решения в рамках ЕАЭС, базу ранее задекларированных товаров.
2. ВЭД-Декларант: Программа предназначена для специалистов по таможенным операциям, непосредственно занимающихся таможенным оформлением и заполнением деклараций на товары. Ключевые функции - «ВЭД-Декларант» формирует полный пакет документов, который необходимо предоставить в таможенные органы при перемещении
товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом формируется два вида документов: электронный и печатный, если таковой предусмотрен национальным таможенным законодательством стран-участниц ЕАЭС. Программа работает в системе Электронного декларирования и поддерживает все официальные форматы ФТС России.
Программа «ВЭД-Декларант» предусматривает оформление следующих видов деклараций: Декларации на товары (ДТ); Декларации Таможенной Стоимости (ДТС); Корректировки Декларации на товары (КДТ); описи документов, прилагаемых к ДТ; карточки (паспорта) ТС и прочее; документов, необходимых для передачи в систему Электронного декларирования (ЭД).
3. ВЭД-Инфо: Уникальный электронный справочник, который содержит полную нормативно-правовую базу в сфере внешнеэкономической деятельности в актуальном состоянии. Ключевые функции - программа позволяет быстро и просто получать полную, актуальную и структурированную информацию по действующему таможенному законодательству, которая необходима при проведении внешнеэкономических сделок. Программа самостоятельно обновляется: все вступающие в действие изменения и дополнения к нормативным документам в таможенной сфере оперативно появляются в «ВЭД-Инфо». Структура нормативной базы имеет стороне-ние с учетом различных аспектов ВЭД. Программа позволяет провести быстрый поиск по описанию конкретного товара, по ключевому слову, найти код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС и получить информацию о мерах тарифного и нетарифного регулирования, запретах и ограничениях с обязательной ссылкой на регламентирующие документы с гипертекстовыми ссылками между документами.
Программа «ВЭД-Инфо» содержит: Общероссийский Классификатор продукции и видов деятельности ОКПД2; Единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕТН ВЭД ЕАЭС); базу нормативных документов (более 50 000) ФТС России и ре-
гиональных таможенных управлений с гипертекстовыми ссылками между документами и способностью просмотра, как в тематическом, так и хронологическом порядке; подборку правовых документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью (Таможенный кодекс ЕАЭС, международные договора, Налоговый кодекс, Федеральные законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также все документы Евразийского экономического союза); Международные правила по толкованию международных торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакциях 1990 г., 2000 г., и 2010 г., их сравнительный анализ; дополнительную справочную информацию. В программе «ВЭД-Инфо» возможно формирование справки по товару для стран входящих в Евразийский экономический союз, с учетом «страновых» особенностей.
4. ВЭД-Контракт: Справочно-информа-ционная программа, содержащая сведения о среднестатистических таможенных ценах на ввозимые и вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза товары с учетом страны их происхождения. Ключевые функции - Программа предназначена для участников внешнеэкономической деятельности и сотрудников таможенных органов. «ВЭД-Контракт» позволяет заранее рассчитать и заложить в стоимость товара, расходы на таможенные платежи и сборы, соотнести контрактную цену товара с ожидаемой таможенной ценой. Пользователям «ВЭД-Контракт» доступны статистические данные о таможенных ценах за предыдущие периоды. В «ВЭД-Контракт» реализованы: просмотр среднестатистической стоимостной информации по конкретному коду ЕТН ВЭД ЕАЭС, коду таможенного поста, стране происхождения; просмотр информации по различным значениям статистической стоимости товаров за «кг» или иную дополнительную единицу измерения для товара (кода ЕТН ВЭД ЕАЭС); быстрый поиск кодов по справочнику ЕТН ВЭД ЕАЭС; сохранение/загрузка пользовательского списка товаров; просмотр информации в графическом виде (диаграмма) по среднестатистическим ценам; печать справ-
ки по пояснениям к коду ЕТН ВЭД ЕАЭС и среднестатистическим ценам; возможность настройки на внешнюю базу среднестатистических цен (базу данных пользователя).
5. ВЭД-Контроль: программа для проверки деклараций на товары, таможенной стоимости, её корректировки и описи документов до представления в таможенные органы и для внесения изменений в электронном виде. Ключевые функции - программа позволяет выполнять проверку правильности заполнения деклараций и описи документов. В результате такой проверки программа формирует протокол ошибок с комментариями и ссылками на нормативные акты. Специалист по таможенному оформлению, на основании данного протокола, может внести необходимые изменения в заполненные документы, для минимизации сложностей прохождения форматно-логического контроля в электронной таможне и на таможенном посту.
6. Программа «ВЭД-Платежи» создана для расчета таможенной стоимости товаров и величины таможенных платежей после «таможенной очистки». Ключевые функции - Программа «ВЭД-Платежи» рекомендуется участникам ВЭД и специалистам по таможенному оформлению, оказывающим консалтинговые услуги. Программа рекомендуется к использованию во внешнеэкономической сделке, на этапе финансового планирования. Таможенные платежи рассчитываются с учетом всех особенностей специфики начисления таможенных пошлин и налогов (таможенные льготы и преференции, в зависимости от самого товара и страны его происхождения и т.д.), курса валюты, выбранной таможенной процедуры и пр. Программа позволяет производить расчеты таможенных платежей посредством нескольких простых операций: необходимо ввести в соответствующие графы код товара (ЕТН ВЭД ЕАЭС) и его описание (наименование), курс валюты, актуальную таможенную стоимость и страну происхождения. Платежи пересчитываются так же при изменении любого из параметров.
Применение компьютерных обучающих систем имеет много положительных граней. Современные цифровые технологии позво-
ляют динамично и наглядно визуализировать любую информацию. Это делает материал более понятным и легким к усвоению. Компьютерное обеспечение образовательного процесса предоставляет возможность учиться дистанционно. Обучающийся может заниматься по индивидуальному графику занятий, что является положительным моментом такого вида обучения, которое строится с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. В итоге, он сам определяет темп обучения, может пропускать уже изученные им ранее разделы, либо неоднократно возвращаться к плохо усвоенным темам. Цифровые технологии предоставляет возможность контролировать все шаги обучающегося за время обучения и составить на основании этого полный отчет. Помимо изучения теоретического материала, цифровые технологии предоставляют возможность применять полученные знания на практике в процессе заполнения электронных деклараций и описи сопроводительных документов.
Необходимо отметить, что помимо всех перечисленных достоинств компьютерных обучающих систем, у них имеются и недостатки:
1) необходима жёсткая самодисциплина обучающегося, так как результат напрямую зависит только от того, насколько хорошо обучающийся самостоятельно усвоил материал;
2) достаточно высокий уровень знаний, и владения цифровыми технологиями и навыков работы с компьютерной техникой;
3) не все преподаватели готовы к переходу на цифровые технологии в образовательном процессе и отдают предпочтение классическим вариантам подачи информации;
4) высокая стоимость подобных технологий;
5) сложность восприятия больших объёмов информации в электронном виде [6].
На сегодняшний момент компьютерные обучающие системы не могут восприниматься однозначно положительно. При этом следует отметить очень существенное преимущество цифровых технологий в образовании:
обучающийся находится за персональным компьютером и непосредственно вовлечён в процесс, который в конечном итоге позволяет продемонстрировать конечный результат проделанной им работы, что выявляет его личностные качества, раскрыть творческий потенциал, выявить мотивационные составляющие, которые при традиционном обучении могут остаться нераскрытыми. В ближайшем будущем будут востребованы только такие специалисты, обладающие новыми навыками и компетенциями.
Ключевой ресурс цифровой экономики - человек, роли, компетенции и функции которого в цифровой среде коренным образом изменяются. Специалист по таможенным операциям в сфере цифровой экономики - это личность, не только адаптированная к возможностям и ограничениям цифровой экономики, но и использующая ее блага, испытывающая минимальные неудобства от цифрового шока, постоянно приспосабливающаяся к изменяющимся условиям, личность, которая учится на протяжении всей своей жизни. Специалист по таможенным операциям в цифровой экономике, как пользователь цифровых технологий -это и профессионал, и обучающийся. Знаний о цифровых технологиях, основных моделях их применения на данный момент развития экономики недостаточно для эффективной деятельности профессионала в сфере таможенного дела. Необходимо обладать компетенциями XXI века, то есть, обладать не только возможностью уверенного и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, умением выстраивать межкультурные сетевые коммуникации, но и возможностью непрерывно совершенствоваться и учиться новому, превращать идеи в действия через инновации и систему управления рисками, через творчество, через умение критически и творчески мыслить, планировать и управлять проектами. Таким образом, новые компетенции специалиста - это инициативность и ответственность, адаптивность и
инновационность, предприимчивость и эмоциональный интеллект [7].
Цифровые компетенции специалиста по таможенным операциям, будут наращиваться из компетенций, полученных им в сфере образования, и в процессе его деятельности. Необходима индивидуализация компетенций каждого такого специалиста исходя из степени мотивации на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и талантов, диагностики трудностей и проблем в освоении образовательных программ. По мере накопления информации необходимо производить диагностику индивидуальных достижений и затруднений, прогнозировать индивидуальные образовательные маршруты, оцениваться относительные и абсолютные результаты, давать рекомендации обучающимся, их семьям, работодателям. Запас знаний специалиста по таможенным операциям будет постоянно пополняться за счет открытых онлайн-источни-ков и образовательных ресурсов профессионального образования, начиная от отдельных заданий и их блоков, до курсов и модулей формирования заданных компетенций, дополняемых внутрикорпоративными образовательными ресурсами.
Система профессионального образования специалиста по таможенным операциям должна включать, как практическую работу в организациях, интенсивно использующих цифровые технологии, так и стажировку в организациях, использующих передовые модели цифровых технологий. Такими организациями на сегодняшний момент в сфере таможенного дела являются: Центральное электронное таможенное управление, Региональные электронные таможни, Центры электронного декларирования, среди субъектов околотаможенной инфраструктуры можно выделить таможенных представителей и уполномоченных экономических операторов. Этот процесс является необходимостью для максимально комфортного и эффективного вхождения в цифровой мир.
библиографическим список
1) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 г. № 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
2) Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017г. № 203. «О Стратегии развития ин-
формационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
3) Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16): по состоянию на 19.04.2019. [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
4) Лазарева А. А. Анализ современных компьютерных обучающих деловых игр [Электронный
ресурс] // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2015. № 7 (17). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2368 (дата обращения: 19.04.2019).
5) Официальный сайт ООО «СТМ» - российского разработчика специализированного программного обеспечения [Электронный ресурс]. URL: https://www.ctm.ru/ (дата обращения: 19.04.2019).
6) Игнаток М.В. Анализ современного программного обеспечения используемого для подго-
товки специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного оформления // Современные методы интеллектуального анализа данных в экономических, гуманитарных и естественнонаучных исследованиях: Матер. междунар. научно-практич. конф. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске Ставропольского края. 2016. С. 397-404.
7) Соловых Н.Н. Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями [Электронный ресурс] // Российский следователь. 2018. № 5. С. 64-68. URL: http://elib.fa.ru/art2018/bv1498.pdf. (дата обращения: 19.04.2019).