Научная статья на тему 'Перспективы использования в евразийском экономическом Союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров'

Перспективы использования в евразийском экономическом Союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1475
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ПОСТ-ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CUSTOMS CONTROL AFTER GOODS RELEASE / CUSTOMS AUDIT / POST-CUSTOMS AUDIT / CUSTOMS LEGISLATION / CUSTOMS LEGAL RELATIONSHIP / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тукеев Д. Л., Салакова Л. Д.

В данной статье рассматривается международный опыт осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, и возможности становления и развития института таможенного аудита в Евразийском экономическом союзе. Таможенный контроль после выпуска товаров в ЕАЭС может стать эффективным только при условии полномасштабного внедрения пост-таможенного аудита, который объединяет ключевые принципы и стандарты Киотской конвенции. Таким образом, пост-таможенный аудит является на сегодня лучшим из известных подходов при реализации современных общепринятых методик таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the use in the Eurasian Economic Union of international experience in the implementation of customs control after the release of goods

This article discusses the international experience of customs control after the release of goods, and the possibility of the formation and development of the institution of customs audit in the Eurasian Economic Union. Customs control after the release of goods in the Eurasian Economic Union can be effective only if full implementation of the post-customs audit, which combines the key principles and standards of the Kyoto Convention. Thus, the post-entry audit is by far the best known approach in the implementation of modern generally accepted methods of customs control.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования в евразийском экономическом Союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров»

УДК 338.242.2

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Тукеев Д.Л., Салакова Л.Д.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии;

PROSPECTS FOR THE USE IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION OF INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS

Tukeev D.L., Salakova L.D.

St. Petersburg named after V.B.Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В данной статье рассматривается международный опыт осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, и возможности становления и развития института таможенного аудита в Евразийском экономическом союзе. Таможенный контроль после выпуска товаров в ЕАЭС может стать эффективным только при условии полномасштабного внедрения пост-таможенного аудита, который объединяет ключевые принципы и стандарты Киотской конвенции. Таким образом, пост-таможенный аудит является на сегодня лучшим из известных подходов при реализации современных общепринятых методик таможенного контроля.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, таможенный аудит, пост-таможенный аудит, таможенное законодательство, таможенные правоотношения, внешнеэкономическая деятельность.

В настоящее время при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров (ТК ПВТ) таможенными органами РФ возникает ряд значительных проблем, которые, в свою очередь, снижают результативность проводимых таможенных проверок. Сложившаяся ситуация обуславливает целесообразность

рассмотрения зарубежного опыта организации и проведения ТК ПВТ.

Анализируя международный опыт ТК ПВТ, следует отметить, что данная форма контроля в иностранных государствах осуществляется в форме таможенного аудита (пост-таможенного аудита), под которым понимается деятельность, направленная на предотвращение и

Abstract

This article discusses the international experience of customs control after the release of goods, and the possibility of the formation and development of the institution of customs audit in the Eurasian Economic Union. Customs control after the release of goods in the Eurasian Economic Union can be effective only if full implementation of the post-customs audit, which combines the key principles and standards of the Kyoto Convention. Thus, the post-entry audit is by far the best known approach in the implementation of modern generally accepted methods of customs control.

Keywords: customs control after goods release, customs audit, post-customs audit, customs legislation, customs legal relationship, foreign economic activity

выявление нарушений законодательства в сфере таможенного дела с целью определения суммы недоимки или, напротив, суммы излишне уплаченных таможенных платежей.

В 2012 году Всемирной таможенной организацией был создан проект «Руководства по проведению посттаможенного аудита» [1]. С момента создания проекта начали пользоваться своей популярностью такие термины, как «таможенный аудит», «пост-таможенный аудит» и «аудит после очистки».

В соответствии с данным Руководством, таможенный аудит в зарубежных государствах осуществляется в соответствии с алгоритмом пост-

БИТ 2019 Том 3 № 2 (10)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис.1. Алгоритм пост-таможенного аудита в иностранных государствах

таможенного аудита, который представлен на рис.1.

В целом, можно констатировать факт, что процедура пост-таможенного аудита до конца не унифицирована и применяется везде с учетом национальных особенностей.

Именно широкое применение в ключевых сферах таможенного регулирования таких подходов, как система управления рисков (СУР), категорирование участников ВЭД, пост- контроль, позволило 28 странам Европейского союза (ЕС) создать эффективную систему

взаимодействия таможенных органов государств-членов - CIS (Customs Information System). Сегодня только таможенный аудит, внедряемый или уже применяемый таможенными органами других стран, позволяет вступившим в совместные таможенные правоотношения сторонам иметь реальную и объективную картину финансово-хозяйственной

деятельности проверяемой компании -участника ВЭД. В числе прочего, институт таможенного аудита позволяет эффективно снимать риски при автоматическом выпуске товаров. Правомерность этого постулата

доказана опытом таких стран, как Сингапур и Новая Зеландия. ТК ПВТ в зарубежных странах составляет 90% от всего проводимого таможенного контроля. Например, контроль после выпуска в Южной Корее составляет 88% от всего объема контролируемых товаров. Таможенными администрациями Японии и Финляндии контроль после выпуска товаров целиком сведен к посттаможенному аудиту. Хотя опыт Японии и доказал свою эффективность, что обусловлено двукратным увеличением сбора таможенных платежей при одновременном снижении нагрузки на бизнес, в целом, пост-контроль необязательно сводить исключительно к пост-аудиту. Поскольку можно рассмотреть опыт и других стран, например, в Китае и США специальные отделения посттаможенного аудита функционируют наряду с другими формами контроля после выпуска, а в Индии, главной задачей посттаможенного аудита является создание благоприятных условий для добровольного соблюдения требований и ограничений. В Евросоюзе широкое применение таможенного аудита, позволило создать эффективную систему взаимодействия между таможнями, причем всех входящих в ЕС стран. Указанная технология может являться инструментом сопряжения и интеграции информационных баз данных на уровне межведомственного и межнационального взаимодействия. На сегодня, 17 тыс. зарегистрированных в ЕС участников ВЭД сочли для себя выгодным сделать свою деятельность абсолютно прозрачной для таможенной службы и получили статус уполномоченного экономического оператора (УЭО). Исчерпывающим основанием для их включения в реестр УЭО послужили заключения, выданные сотрудниками подразделений пост-таможенного аудита.

Рассматривая вопрос о том, кто должен осуществлять таможенный аудит: таможенные органы совместно с налоговыми органами или независимые аудиторы, следует обратить внимание на ряд документальных предписаний. Так, в пункте 5 статьи 7 протокола 2014 года к Соглашению об упрощении торговли ВТО (The WTO Agreement on Trade Facilitation, 2013) указано, что каждая страна-участник Соглашения должна адаптировать или разработать систему аудита после выпуска

товаров для проверки соответствия деятельности участников ВЭД требованиям таможенного и налогового

законодательства [2]. Результаты такого аудита должны быть применены при доработке или усовершенствовании СУР. Кроме того, международный стандарт Всемирной таможенной организации (ВТамО) от июня 2012 года «Руководство по проведению таможенного контроля после выпуска товаров», часть 1 (Post-clearance audit. The World Customs Organisation guidelines, 2012) прямо предписывает для упрощения методов и достижения большей эффективности при проведении таможенного контроля после выпуска товаров формировать законодательную базу, которая позволила бы таможенным органам получить возможность признавать результаты внутреннего аудита организации, и не проводить таможенную проверку [1]. При таком подходе государственные органы экономят ресурсы на проведение контрольных мероприятий, не снижая эффективности таможенного контроля, а участники ВЭД минимизируют риск несоблюдения законодательства и избегают потери от наложения мер административной ответственности за неумышленные нарушения. Кроме того, в Стандарте указано, что по сравнению с остальными проверками таможенный аудит является наиболее эффективным механизмом контроля соответствия деятельности участников ВЭД требованиям таможенного законодательства. Наиболее актуальное решение Совета таможенного сотрудничества ВТО датировано 20 сентября 2017 года и касается стандартов сертификации для претендентов на получение статуса УЭО, так например, чтобы обеспечить сертификацию УЭО, экономические операторы должны провести всестороннюю самооценку своих международных цепочек поставок на основе управления рисками. Информация, представленная в рамках самооценки, используется таможенными органами в процессе авторизации УЭО и обеспечивает эффективное проведение этого процесса. Таким образом, международные стандарты не содержат жестких предписаний в отношении организации проведения таможенного аудита. Однозначно указывается лишь на необходимость активного участия таможенной

БИТ 2019 Том 3 № 2 (10) ^

администрации в разработке института таможенного аудита.

Тем не менее, приходится констатировать, что такой современный и признанный Киотской конвенцией 1999 года подход к таможенному контролю после выпуска товаров в общей системе таможенного администрирования не зафиксирован в ТК ЕАЭС [1]. Важно отметить, что понятие «таможенный аудит», в России пока не закреплено законодательно. В РФ термин «аудит» означает независимую проверку бухгалтерской отчетности проверяемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности и не имеет отношения к государственному контролю.

Как известно, ТК ЕАЭС создал новые возможности для ускорения и упрощения таможенного декларирования и выпуска товаров. Он ориентирован на внедрение в рамках Союза в практику таможенного дела прогрессивных технологий, таких как удаленный выпуск, автоматические регистрация и выпуск товаров. С одной стороны, они существенно упрощают таможенное оформление, а с другой -приводят к сокращению возможных механизмов таможенного контроля на этапе декларирования товаров. При этом заложенные в ТК ЕАЭС меры по реализации ТК ПВТ, взаимодействия с СУР полностью не отражают комплексность подхода к оценке соответствия внешнеторговой деятельности компаний требованиям таможенного

законодательства. В итоге такое положение дел не обеспечивает участникам таможенных правоотношений достижение необходимой эффективности

взаимодействия. Опираясь на

международный опыт, можно с уверенностью утверждать, что аудиторская проверка помогает реализовать контроль после выпуска наиболее эффективным способом. Это достигается за счет комплексного подхода, позволяющего оценить не только соответствие внешнеторговой деятельности компании требованиям таможенного

законодательства, но и осуществить полный и объективный анализ бухгалтерского учета, связанного с реализацией функции в сфере ВЭД.

Следует отметить, что таможенные органы стран-участниц ЕАЭС в последнее время проявляют все больший интерес к становлению и развитию на национальном

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

уровне института таможенного аудита. Применительно к России ее таможенные органы сегодня находятся на этапе становления таможенного аудита. На очередном заседании соответствующей рабочей группы ФТС России планируется рассмотреть методику реализации таможенного аудита, основанную на принципах и стандартах общего аудита. Таможенные органы Беларуси также ведут разработку национальной концепции таможенного аудита. По данному вопросу создана и функционирует специальная рабочая группа. Дальше коллег по Союзу продвинулись таможенные органы Казахстана. Они уже активно используют современные стратегии таможенного контроля, в основе которых лежат оценка рисков и управление ими, выборочные проверки, пост-таможенный аудит. Все это сопровождается интенсивным

использованием соответствующих

специальных информационных средств. Таможенные органы Казахстана в основном фокусируют внимание на определении общего уровня соблюдения декларантом соответствующих основополагающих норм и правил, а не на проверке выполнения отдельных операций. Компании, которые, по мнению таможенных органов Казахстана, представляют незначительный риск, проверяются с меньшей тщательностью. При этом в ведомстве в большей мере полагаются на собственные оценки соответствия того или иного участника ВЭД национальному и союзному таможенному законодательству. В завершение необходимо обратить внимание на то, что если таможенные органы РФ и дальше будут практиковать одновременное применение прогрессивных методов таможенного оформления и устаревших принципов таможенного контроля, то в конечном итоге это неизбежно приведет к необоснованному росту нагрузки на бизнес и резкому увеличению его издержек.

Таким образом, прогрессивным и эффективным ТК ПВТ может стать только при условии полномасштабного внедрения таможенного аудита, являющегося на сегодня лучшим из известных подходов при реализации современных общепринятых методик таможенного контроля. Справедливость данного мнения наглядно доказана международным опытом в области таможенного дела, а также

отдельными экспериментами таможенных органов ряда стран-участниц ЕАЭС.

Список литературы

1. Рекомендации ВТамО по пост-таможенному аудиту (ПТА). World Wide Web. URL: WCO_PCA_Guidelines_Volume_1_rus_GIZ.ashx

2. Соглашение об упрощении процедур торговли. Протокол о внесении изменений в Марра-кешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации^огИ Wide Web. URL: docs.cntd.ru/document/542600777

3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973). (в ред. Протокола от 26.06.1999).World Wide Web. URL: www.consultant.ru/docume nt/co n s_doc_LAW_106 124/.

Поступила в редакцию 26.04.2019

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]

Сведения об авторах:

Тукеев Дмитрий Леонидович - профессор кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор технических наук, старший научный сотрудник, e-mail: [email protected]

Салакова Любовь Дмитриевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.