УДК 339.543:339.318
БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2018.1.43
И. В. ШАРОЩЕНКО*
Современные формы взаимодействия таможенных органов и бизнеса в Российской Федерации: характеристика, современные тенденции, перспективы развития
В статье обобщены современные формы взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур в Российской Федерации. Изучена практика взаимодействия таможенных органов и бизнеса, в частности, количество предоставленных государственных таможенных услуг таможенными органами России и количество мероприятий, проведенных ДВТУ с представителями российских и иностранных деловых кругов за исследуемый период.
Ключевые слова: внешнеэкономические отношения, взаимодействие таможенных органов, государственные услуги, консультирование и информирование.
ШАРОЩЕНКО Ирина Валерьевна кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики таможенного дела. [email protected].
SHAROSHCENKO I. V. - Candidate of Economic Sciences, the Head of the Department of Economics and Customs.
IV. SHAROSHCHENKO
Contemporary Forms of Interaction between Customs Authorities and Business in the Russian Federation: Characteristics, Current Trends, Development Prospects
The article summarizes the contemporary forms of interaction between customs authorities and business structures in the Russian Federation. The author studies the practice of interaction between customs authorities and business, in particular, the number of public services provided by the customs authorities of Russia and the number of events arranged by the Far Eastern Customs Administration together with the representatives of the Russian and foreign business circles for the period under study.
Keywords: foreign economic relations, interaction of customs authorities, public services, consulting and informing.
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. 16 V, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.
На современном этапе развития внешнеэкономических отношений наличие эффективных механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса определяет уровень национальной экономики. Характер взаимодействия должен отражать задачи экономической политики государства и интересы бизнеса, способствуя созданию наиболее благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности национальных компаний на международном рынке и поддержки международной торговли.
Существенную роль в реализации экономической политики Российской Федерации играет Федеральная таможенная служба, которая является одним из важнейших элементов рыночной инфраструктуры, осуществляя защиту экономических интересов государства, создавая условия, способствующие ускорению внешнеэкономических связей и развитию бизнес-структур.
Роль таможенных органов во внешнеэкономической деятельности реализуется посредством выполнения широкого перечня функций, которые заключаются в проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а следовательно, и во взаимодействии с участниками ВЭД и создании необходимых условий для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС юридическими и физическими лицами [11].
Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения практики взаимодействия таможенных органов и бизнеса, поскольку совершенствование и развитие таких отношений обеспечивает повышение привлекательности отечественных компаний и существенно стимулирует внешнеэкономическую деятельность.
Цель исследования заключается в обобщении современных форм взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур и оценке перспектив их развития.
Механизм взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур во многом определяется особенностями, обусловленными законодательством в области таможенного регулирования. Изучение положений нормативно-правовых актов в сфере таможенного регулирования и таможенного дела в РФ позволяет сделать вывод, что взаимодействие таможенных органов и субъектов ВЭД можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком понимании взаимодействие происходит путем осуществления таможенного контроля в соответствии с формами и порядком его проведения, а также в виде оказания государственных услуг в сфере таможенного дела [7]. Законодательством РФ для данных форм взаимодействия предусмотрен порядок, регламент и механизм их осуществления. В узком же
смысле взаимодействие представлено организацией мероприятий по решению текущих задач, входящих в компетенцию таможенных органов. Данные мероприятия проводятся на уровне как ФТС России, так и территориальных таможенных органов на основании положений и требований руководящих документов
Отношения между таможенными органами и бизнес-структурами, представлены структурными элементами (см. рисунок).
Субъекты отношений
- участники ВЭД;
- лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела
J
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- осуществление таможенного контроля (в соответствии с формами и порядком проведения таможенного контроля);
- оказание таможенных услуг участникам ВЭД;
- организация мероприятий по решению текущих задач, входящих в компетенцию таможенных органов.
Элементы взаимодействия таможенных органов и бизнеса. Составлено по: [2]
Взаимодействие в форме таможенного контроля в основном осуществляется на этапах предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, которые перемещаются через таможенную границу ЕАЭС; приема, регистрации и проверки сведений, указанных в декларации на товары уполномоченным должностным лицом таможенных органов; проверки соблюдения таможенного законодательства; применения системы управления рисками; контроля после выпуска товара.
Совершенствование технологий проведения таможенного контроля позволило значительно повысить эффективность такого взаимодействия, в частности, сократить среднее время таможенного оформления товаров для безрисковых поставок при импорте почти в 30 раз - с 48 часов в 2013 г. до 97 минут в 2016 г., при экспорте сроки выпуска сократились с 4 часов в 2013 г. до 47 минут в 2016 г. Количество документов, представляемых участником ВЭД таможенному органу при таможенном декларировании товаров, сократилось и составило 3 документа при экспорте (в 2015 г. - 4) и 4 документа при импорте (в 2015 г. - 6). Это стало возможным благодаря созданию и внедрению в федеральных органах исполнительной власти
системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая исключает необходимость представления документов, выданных федеральными органами исполнительной власти [14].
Для эффективного межведомственного взаимодействия при осуществлении таможенными органами функций санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного и фитосанитарного контроля в настоящее время используются технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ), позволяющие оперативно передавать и получать информацию по каналам электронной связи. Главной особенностью является использование ТКМВ при перевозке товаров на всех видах транспорта, кроме морского.
При прибытии товара морским транспортом межведомственное взаимодействие осуществляется в рамках КПС «Портал Морской порт» в режиме онлайн [9]. Практика ДВТУ по развитию технологий предварительного информирования о товарах, ввозимых морским транспортом, электронного транзита товаров, предварительного декларирования товаров позволяет значительно сократить сроки нахождения товаров в морских портах. В 2016 г. наблюдается снижение значения по срокам обработки контейнеров в морских портах. Так, по состоянию на конец 2016 г. в сравнении с 2015 г. среднее время нахождения товаров в порту Восточный сократилось на 18 % (с 5,5 сут. до 4,5 сут.), в порту Владивосток на 26 % (с 7,9 сут. до 5,8 сут.). В 2017 г. средний срок выпуска товаров в контейнерах, вывезенных из портов Владивосток и Восточный, составил 1,72 и 0,91 сут. соответственно, включая день регистрации таможенной декларации [3-5].
В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» в пунктах пропуска при осуществлении таможенного и иных видов контроля реализуется механизм «единого окна» путем представления в таможенный орган перевозчиком или лицом, действующим от его имени, или иным заинтересованным лицом, имеющим право распоряжаться грузами, товарами, всех документов и сведений, необходимых для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосани-тарного контроля (надзора) [9].
Взаимодействие таможенного органа и декларанта в рамках работы механизма «единого окна» происходит в основном при проверке разрешительных и лицензионных документов с использованием СМЭВ, которая позволяет оптимизировать работу государственных контролирующих органов (Роспотребнадзор и Россельхознадзор) по формированию базы данных разрешительных документов и таможенных органов, обеспечивающих контроль наличия таких разрешений при перемещении товаров через таможенную границу. За 2015 г. доля документов, полученных таможенными
органами с использованием СМЭВ, выросла с 40 до 77,52 % на конец года, за 2016 г. средняя доля составляет 80 %.
Другим важным направлением взаимодействия в рамках осуществления таможенного контроля является работа контролирующих органов в рамках евразийской экономической интеграции по созданию механизма отслеживания движения товаров в едином экономическом пространстве, который подразумевает наблюдение за логистическими цепочками движения товара, ввезенного через любой участок границы ЕАЭС, вплоть до его реализации в розничной торговле. Данный проект реализуется ФТС России совместно с Федеральной налоговой службой.
По результатам пилотного проекта по маркировке изделий из меха видно, что объем таможенного декларирования меховых изделий вырос на 32 %, таможенная стоимость товаров при декларировании увеличилась на 39 %, сумма уплаченных таможенных платежей - на 32 % [12].
Реализация подобных проектов должна сформировать у бизнеса представление о серьезных преимуществах «выхода из тени» - к компаниям низкого уровня риска широко применяются упрощения и ускорения таможенных процедур.
Оказание таможенных услуг как форма взаимодействия, по мнению В. В. Макрусева и А. В. Сафронова, предполагает «действия или последовательность действий, которые реализуются специальными таможенными инструментами с целью повышения потребительской полезности сферы внешнеэкономической деятельности для государства и участников ВЭД» [8]. Механизм взаимодействия таможенных органов и бизнеса в данном случае можно классифицировать в соответствии с административными регламентами по оказанию государственных услуг по следующим группам:
- ведение реестров участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД и стране происхождения товаров;
- услуги, связанные с выполнением возложенных на таможенные органы функций, в частности осуществление валютного контроля, информирование об актах таможенного законодательства ЕАЭС и консультирование по вопросам таможенного дела;
- выдача и отзыв документов для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела [1].
Анализ сведений о количестве предоставленных государственных услуг поквартально за 2016-2017 гг. показывает, что общее количество оказанных услуг снижается (темп снижения за 9 мес. 2017 г. составил 4,32 %), Самой востребованной государственной таможенной услугой является
информирование и консультирование в области таможенного дела (в 2016 г. доля составляла 68,46 %, за 9 мес. 2017 г. - 70,44 %). Доли всех остальных предоставленных государственных услуг существенно ниже. Вторая по популярности государственная услуга - это услуга по выдаче и отзыву квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям, доля которой относительно устойчива (за 2016 г. доля - 14,25, за 9 мес. 2017 г. -11,61 %) (см. таблицу).
Сведения о количестве предоставленных государственных услуг таможенными органами России, ед.
2016 г. 2017 г.
Государственная услуга 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал
Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного со-
юза, законодательства РФ о таможенном деле и об
иных правовых актах РФ в области таможенного дела 3 940 4 726 4 442 3 723 3 890 4 058 4 146
и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов
Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС 343 356 331 341 332 231 803
Принятие предварительных решений о стране происхождения товара - - - - - - -
Ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов 94 98 28 24 25 15 14
Ведение реестра таможенных представителей 71 65 65 63 53 94 71
Ведение реестра уполномоченных экономических 121 59 180 224 193 49 61
операторов
Окончание таблицы
Государственная услуга 2016 г. 2017 г.
1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал
Ведение реестра владельцев таможенных складов 15 20 22 29 14 23 38
Ведение реестра владельцев складов временного хранения 130 142 143 140 159 151 164
Ведение реестра таможенных перевозчиков 40 24 18 30 19 15 12
Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли 26 45 21 45 27 29 22
Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности 371 181 172 172 159 149 159
Выдача и отзывы квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям 546 679 429 1 850 807 808 378
Всего 5 697 6 395 5 851 6 641 5 678 5 622 5 868
Составлено по: [14].
За анализируемый период тенденции в изменении количества отдельных видов оказанных государственных услуг не одинаковы: наблюдается больший рост количества принятых предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС (рост на 32,62 %), услуг по ведению реестра владельцев таможенных складов (увеличение на 31,58 %) и услуг по выдаче и отзывам квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям (рост на 20,5 %); снижение значений наблюдается у услуг по ведению реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов (снижение в 4 раза), услуг по ведению реестра таможенных перевозчиков (уменьшение на 43,9 %), услуг по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (снижение на 35,5 %).
Некоторое ослабление интереса организаций, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и ВЭД, к обращению за государственными услугами можно объяснить ухудшением общеэкономической ситуации и, как следствие, конъюнктуры мирового рынка.
В настоящий момент технология оказания всех рассмотренных государственных услуг предполагает использование специального ресурса -«Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» [13].
Анализ сведений о форме предоставления государственных услуг показывает, что за анализируемый период существенно увеличилась доля государственных услуг, полученных в электронном виде - среднее значение выросло с 2,8 до почти 12 %. Если в 2016 г. процент получения государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ЕТН ВЭД ТС в электронном виде составлял 2,63, то в 2017 г. - уже 31,2 % общего количества услуг данного вида.
Выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям в электронном виде в 2016 г. осуществлялась в размере 5,79 %, в 2017 г. - 12,3 % общего количества услуг данного вида.
Доля юридических лиц, получивших государственную услугу по ведению реестра владельцев складов временного хранения в электронной форме за анализируемый период выросла с 4,86 до 20,4 %, услуг по ведению реестра владельцев таможенных складов увеличилась с 2,33 до 5,3 %, по ведению реестра таможенных представителей с 0,75 до 3,2 % соответственно.
Анализ опыта взаимодействия таможенных органов и бизнеса в Дальневосточном регионе позволил выявить, что только одна треть представителей бизнеса подает заявление на оказание услуг и сопроводительные документы в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), остальные же продолжают направлять документы в письменном виде. Это объясняется недостаточным уровнем технического оснащения и информационной поддержки бизнес-структур.
Для решения таких проблем ДВТУ проводит работу по популяризации сервиса «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в частности, организовывает мероприятия по маркетингу таможенных услуг.
В целях улучшения взаимодействия таможенных органов и бизнеса ФТС России создана специальная система «Личный кабинет участника ВЭД», в которой представлен достаточно широкий перечень информационно-справочных сервисов (по состоянию на 1.01.2017 - это 31 сервис, из которых 27 функционируют на постоянной основе). Основное предназначение такой специальной системы заключается в персонифицированном информационном взаимодействии участника ВЭД с таможенными органами [6].
Информационные сервисы личного кабинета представлены: сервисами, позволяющими формировать электронные документы (декларации, уведомления, отчеты, описи и др.) и отправлять их в таможенные органы; сервисами хранения электронных документов участника ВЭД; сервисами,
с помощью которых можно запрашивать и получать информацию из таможенных органов; сервисом «Калькулятор таможенных платежей».
Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур по организации мероприятий для решения текущих задач, входящих в компетенцию таможенных органов, в основном представлено деятельностью консультативных советов, рабочих групп, сформированных и координируемых консультационными советами при соответствующих региональных таможенных управлениях, а также проведением ежегодных региональных конкурсов среди участников ВЭД.
Одним из существенных направлений взаимодействия таможенных органов и бизнеса Дальневосточного региона является деятельность Консультативного совета (Совета) при ДВТУ С 2007 г. и по настоящее время функция по организации и проведению Совета возложена на отделение по связям с общественностью (ОСМИ) ДВТУ [10].
Совет обеспечивает конструктивное взаимодействие таможенных органов и деловых кругов ДВФО, содействует реализации таможенной политики Российской Федерации в целях создания оптимальных условий для предпринимательской деятельности и привлечения иностранных инвестиций.
Общее количество мероприятий, проведенных ОСМИ ДВТУ с представителями российских и иностранных деловых кругов за исследуемый период систематически увеличивается. Если в 2014 г. количество проведенных мероприятий составляло 73, в 2015 г. - 77, в 2016 г. уже - 85, в 2017 г. -154 рабочие встречи, совещания, «круглых стола» и других мероприятий с представителями деловых кругов, организаций, содействующих развитию бизнеса, Торгово-промышленных палат и участниками ВЭД.
Рабочие встречи проводятся с представителями морских портов, морских агентирующих компаний, операторов морских терминалов, экспедиторов, таможенных представителей, осуществляющих деятельность в морских портах, крупными участниками ВЭД и резидентами СПВ, представителями отраслевых объединений и АО «Корпорация развития Дальнего Востока».
ОСМИ ДВТУ также проводится Дальневосточный региональный конкурс «Таможенный Олимп» по номинациям: «Лучший экспортер», «Лучший импортер», «Лучший таможенный представитель», «Лучший таможенный 1Т-интегратор», «Лучший таможенный перевозчик». Главными задачами конкурса являются признание заслуг представителей бизнес-структур в сфере внешней торговли и таможенного дела, стимулирование ВЭД в регионе и повышение уровня ответственности бизнеса в вопросах соблюдении таможенного законодательства РФ ЕАЭС.
В заключение отметим, что высокоэффективное взаимодействие таможенных органов с представителями бизнес-структур оказывает непосредственное влияние на качество реализации государственной политики в сфере таможенного дела, делает таможенную сферу простой, удобной и доступной для бизнеса путем снижения административной нагрузки и развития информационных ресурсов таможенной службы, что служит реализации одной из главных задач таможенных органов - создания условий, благоприятных для осуществления внешнеторговой деятельности. Доступность и разнообразие форм взаимодействия таможенных органов ДВФО содействует рационализации структуры экспортно-импортных операций и активному привлечению иностранных инвестиций.
Список литературы
1. Административные регламенты по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option=com_newsfts&view=category&id= 18&Itemid= 1843 (дата обращения: 24.09.2017).
2. Илюхина И. Б. Анализ взаимодействия таможенных органов РФ и участников ВЭД в международной цепи поставки товаров // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8. С. 106-107.
3. Информационно-справочные материалы о деятельности Дальневосточного таможенного управления в 2017 году / ДВТУ Владивосток, 2017.
4. Информационно-справочные материалы о деятельности Дальневосточного таможенного управления в 2015 году / ДВТУ. Владивосток, 2015.
5. Информационно-справочные материалы о деятельности Дальневосточного таможенного управления в 2016 году / ДВТУ. Владивосток, 2016.
6. Информационные сервисы. Личный кабинет участника ВЭД. URL: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services (дата обращения: 01.07.2017).
7. Колобкова В. А., Егоров Ю. Н. Взаимодействие таможенных органов и бизнеса: учеб. пособие. М.: ГУУ 2015. 185 с.
8. Макрусев В. В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги: монография. М.: РИО РТА, 2008. 196 с.
9. Об основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности: решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении Положения и Регламента работы Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении: приказ ДВТУ от 30.03.2017 № 134. URL: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21345: -q-q&catid=170:2011-01-19-15-55-53&Itemid=82/ (дата обращения: 16.07.2017).
11. О таможенном регулировании в Российской Федерации (последняя редакция): федер. закон от 27.11.2010 № 311-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов выступил на Петербургском Международном юридическом форуме. URL: http://sztu. customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26502:2017-05-18-11-32-57&catid=165:2010-12-23-09-12-04&Itemid=83 (дата обращения: 20.06.2017).
13. Перечень государственных таможенных услуг. URL: https://www.gosuslugi. ru/structure/10000001001 (дата обращения: 07.07.2017).
14. Сведения о количестве предоставленных государственных услуг. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=564 &Itemid=2676 (дата обращения: 02.07.2017).
© Шарощенко И. В., 2018 © Sharoshchenko I. V., 2018
Для цитирования:
Шарощенко И. В. Современные формы взаимодействия таможенных органов и бизнеса в Российской Федерации: характеристика, современные тенденции, перспективы развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 1(82). С. 43-53.