Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.todav/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/48ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Лобас Т.В. Минимизация трансакционных издержек в таможенном деле // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/48ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Lobas T.V. (2020). Transaction costs minimizing in customs fundamentals. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/48ECVN220.pdf (in Russian)
УДК 33
Лобас Татьяна Викторовна
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Люберцы, Россия Доцент кафедры «Экономической теории» Кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Минимизация трансакционных издержек в таможенном деле
Аннотация. С помощью методов системного подхода, классификации, сравнительного и экспертного анализа в данной статье изучено влияние современных технологий таможенного администрирования, а именно: электронного декларирования, обязательного предварительного информирования, авторегистрации (автовыпуска) таможенной декларации, уплаты таможенных платежей централизованно с применением единого лицевого счёта, системы межведомственного электронного взаимодействия, концентрации таможенного оформления в центрах электронного декларирования и электронных таможнях на минимизацию трансакционных издержек в сфере таможенного дела.
Установлено, что главным образом, на минимизацию трансакционных издержек в таможенном деле оказывают влияние два фактора: (1) формальные институты, то есть действующее законодательство, которое ориентировано на электронные технологии, учитывает перспективу развития нормотворчества исходя из цифровой повестки; (2) цифровизация таможенных процессов. Происходит упрощение, ускорение таможенных процедур, повышается их прозрачность. С точки зрения таможенных органов это способствует тому, что: повышается уровень управляемости процессом таможенного оформления, обеспечивается единообразие принятия решений по однородным товарным партиям; разрывается личный контакт выпускающего инспектора и декларанта, что снижает коррупционные риски. С точки зрения участников внешнеэкономической деятельности можно констатировать, что: «правила игры» становятся понятными, прозрачными, удобными; минимизируются сроки совершения таможенных операций, ускоряется перемещение товаров через таможенную границу; уходит субъективизм в принятии решений со стороны таможенных органов, минимизируются коррупционные риски, а в целом и издержки бизнеса. Все это свидетельствует о минимизации трансакционных издержек в таможенном деле.
Ключевые слова: трансакционные издержки; минимизация трансакционных издержек; таможенное дело; цифровая таможня; цифровые технологии; внешнеэкономическая деятельность
Памятуя известное изречение французского мыслителя Рене Декарта о том, что, уточнив значение слов, можно избавить человечество от половины заблуждений, для начала определимся с терминологией, содержащейся в названии статьи.
Понятие таможенное дело достаточно хорошо разработано в научной литературе. Мы будем исходить из определения, которое дает профессор В.В. Макрусев: «...таможенное дело - это сложный собирательный термин, включающий в себя таможенные органы, таможенные процессы (функции, процедуры, операции), технологии, ресурсы (кадровые, информационные), услуги» [1].
Под трансакционными издержками подразумевают издержки, связанные с процессом заключения и исполнения сделок. Существуют разные подходы к классификации трансакционных издержек, но, практически, все исследователи выделяют издержки поиска информации и выявления альтернатив, измерения, ведения переговоров и заключения контракта, оппортунистического поведения, спецификации и защиты прав собственности [2]. Причинами возникновения данного рода издержек являются неопределенность выбора и иррациональное поведение экономических агентов, неполнота и искажение информации. Действительно, если предположить, что индивиды обладают совершенной информацией, неограниченными когнитивными способностями, а также не уклоняются от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнера, то есть не ведут себя оппортунистически, тогда в описанной идеальной ситуации не возникало бы трансакционных издержек.
Общей задачей эффективного развития является задача минимизации издержек, в том числе и трансакционных. Но она, по мнению профессора О.С. Сухарева, затрагивает момент получения отдельного результата, операции, исполнения функции [3]. Будем исходить именно из этого в настоящем исследовании.
Проблемы минимизации трансакционных издержек в экономике в целом, в отдельных отраслях, роль институтов как механизма минимизации трансакционных издержек вошли в исследовательское поле, активно разрабатываются [4; 5]. Если же говорить о работах посвященных непосредственно минимизации трансакционных издержек в таможенном деле, то здесь ситуация другая. Косвенным образом данная тематика развивается в научных статьях, монографиях профессора В.В. Макрусева [6; 7]. Непосредственно же данной теме посвящена глава в учебном пособии «Экономика таможенного дела» В.В. Галкина [8]. В главе «Трансакционные издержки в таможенных операциях» автор выделяет такие способы минимизации трансакционных издержек как: автоматизация деловых процессов, консалтинговая деятельность таможни (снижаются издержки вызванные незнанием и ошибками участников внешнеэкономической деятельности), повышение заработной платы сотрудников таможни, рациональное распределение должностных полномочий, выработка кодексов корпоративной этики (три последних способа направлены на снижение издержек от коррупционной деятельности сотрудников таможни). Есть еще статья О.О. Ильиновой и Е.Н. Ковтун «Трансакционные издержки в таможенном деле и во внешнеэкономических операциях, пути их минимизации», в которой авторы повторяют основные положения из учебного пособия В.В. Галкина [9].
Настоящее исследование, являясь логическим продолжением нашей предыдущей работы, в которой анализировались виды трансакционных издержек бизнеса в контексте таможенного оформления товаров, представляет собой попытку выявить основные пути и механизмы минимизации данной категории издержек [10]. Исследование проводится с помощью методов системного подхода, классификации, сравнительного и экспертного анализа.
Основным средством минимизации трансакционных издержек в экономике на современном этапе является внедрение цифровых технологий, поскольку они позволяют более
точно и оперативно выполнять отдельные функции, операции. Канадский ученый Дон Тапскотт, тот который стоял у истоков термина «цифровая экономика», отмечал, что одним из важнейших последствий проникновения цифровых технологий в экономику будет возможность радикального снижения трансакционных издержек фирмы, в первую очередь, издержек поиска информации и заключения договоров [11]. На эту же закономерность указывают в своих статьях российские исследователи Козырев А.Н., Пигорев Д.П. [12].
Минимизация трансакционных издержек участников внешнеэкономической деятельности (далее - участников ВЭД) в контексте таможенной очистки товара связана, прежде всего, с внедрением цифровых технологий таможенного администрирования. Результатами реализации основных программных и стратегических документов по таможенному администрированию1 стало появление таких технологий (функций, операций, процессов) как: Личный кабинет участника ВЭД, удаленный выпуск, обязательное предварительное информирование, авторегистрация (автовыпуск) таможенной декларации, уплата таможенных платежей централизованно с применением единого лицевого счёта (далее - ЕЛС), национальная система прослеживаемости движения товаров, концентрация таможенного оформления в центрах электронного декларирования (далее - ЦЭД) и электронных таможнях (далее - ЭТ), система межведомственного электронного взаимодействия. Рассмотрим как данные технологии (функции, операции, процессы) влияют на минимизацию трансакционных издержек в таможенном деле.
Анализируя трансакционные издержки бизнеса в контексте таможенного оформления товаров, мы отмечали, что первыми в ряду трансакционных издержек идут издержки поиска информации, которые складываются из затрат времени, ресурсов необходимых для поиска информации о правилах таможенного оформления в отношении импортируемых или экспортируемых товаров, потерь, связанных с неполнотой и несовершенством информации [10].
Значительно минимизировать данную категорию издержек удалось с помощью онлайн-сервиса Личный кабинет участника ВЭД, который появился на сайте ФТС в конце 2015 г. С этого времени функционал сервиса постоянно усовершенствуется и обновляется. В настоящее время в Личном кабинете зарегистрировано более 155 тыс. участников, которым доступно более 30 информационных сервиса.2 Личный кабинет работает круглосуточно, есть возможность использовать его мобильную версию.
С помощью Личного кабинета осуществляется персонифицированное информационное взаимодействие участника ВЭД с таможенным органом, а именно: запрашивается и получается актуальная информация; формируются, хранятся и отправляются подтверждённые электронной подписью документы и др. Имеется возможность скачивать из системы Личного кабинета постоянно обновляемые сведения из нормативных документов.
Снижению информационной асимметрии способствует и деятельность приёмной ФТС России. Через официальный сайт ФТС гражданин имеет возможность задать вопрос, в том числе и в электронном виде. Анализ поступивших в центральный аппарат ФТС России обращений за 2019 г. показывает, что граждан волновали вопросы следующего характера:
1 «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» (утверждена приказом ФТС России от 27 июня 2017 г. №1065), «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р), «План мероприятий по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 г.» (утвержден приказом Минфина России от 9 января 2018 г. № 2).
2 Пресс-конференция первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова. ТАСС. 17 февраля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/external_news/72694/.
совершение таможенных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправлениях, их розыск; начисление и уплата таможенных платежей на товары и транспортные средства; возврат таможенных платежей; разъяснение таможенных правил, проведение таможенного контроля, ввоз автотранспортных средств, валюты, культурных
" 3
ценностей.3
К издержкам поиска информации относятся затраты на операции по определению кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС). Это одна из ключевых задач при декларировании товаров, поскольку от правильно выбранного кода зависит ставка таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых декларантом. Особенно, если речь идет о сложном, многокомпонентном изделии, наборе или новом типе товара на рынке, когда варианты классификации неоднозначны. По данным ФТС в 2019 г. было возбуждено 1823 дела об административном правонарушении по фактам неправильной классификации товаров.4
С 2012 г. ФТС предоставляет государственную услугу по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.5 Через Личный кабинет участника ВЭД можно отследить ход оказания услуги. Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок принятия предварительных решений составляет 60 дней (ранее был 90), а срок действия принятого предварительного решения увеличен с трех до пяти лет. В 2018 г. средний срок предоставления услуги, например, в Центральном таможенном управлении составил 25,8 дней.6
В 2019 г. было принято 900 предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. Почти половина решений (49 %) - это решения о классификации оборудования, поставляемого в несобранном или разобранном виде и предназначенного для оснащения и модернизации ключевых отраслей промышленности страны.'
Получение предварительного решения минимизирует трансакционные издержки участников ВЭД, поскольку ускоряет время совершения экспортно-импортных операций, снижает вероятность ошибки при декларировании, облегчает процедуры постконтроля. На это же направлена и регулярная публикация ФТС «Сборников предварительных решений о классификации товаров».
Еще одним видом трансакционных издержек участников ВЭД являются издержки, связанные с получением разрешительных документов - лицензий, сертификатов соответствия
3 Обзор обращений граждан в ФТС России за I, II квартал 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://reception.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=193: -ii-2019 -&catid=5 5:-2019-
4 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/storage/document/document_info/2020-03/11/Тшоженная%20служба%20Российской%20Федерации%20в%202019%20году^. С. 50.
5 Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 19 декабря 2014 г. № 2513), Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (статьи 23-27), Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 18).
6 Принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в электронном виде через Единый портал обсуждалось на консультативном совете при ЦТК. Сайт: виртуальная таможня. [Электронный ресурс]. URL: http://vch.ru/event/view.html?alias=prinyatie predvaritelnyh reschenii o klas sifikazii tovarov v sootvetstvii s tn ved eaes v elektronnom vide cherez edinyi portal obsughdalos na konsult.
7 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/storage/document/document_info/2020-03/11/Таможенная%20служба%20Российской%20Федерации%20в%202019%20году.р^ С. 51.
&Itemid=57.
и деклараций о соответствии, документов, выдаваемых Минпромторгом, Минкультуры, Росздравнадзором и другими ведомствами РФ. По данным Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов 54 % от общего объёма декларационного массива при импорте сопровождается обязательным предоставлением разрешительных документов.8
Минимизации данного вида издержек в таможенном деле способствует система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). Межведомственное электронное взаимодействие ФТС, включающее, в том числе, и автоматическую сверку информации, осуществляется с двадцатью федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешительных документов. В 2019 г. таможенные органы в ходе таможенных операций получили 96,4 % сведений из разрешительных документов через СМЭВ из баз данных федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.8 Ответ от других ведомств по СМЭВ происходит в среднем за 30 секунд.
Через сервис «Разрешительные документы» в Личном кабинете участники ВЭД имеют возможность видеть в режиме реального времени поступившие в информационную систему таможенных органов лицензии, сертификаты соответствия и другие разрешительные документы, получать информацию об отнесении ввозимых товаров к подконтрольным объектам, в отношении которых установлены запреты и ограничения.
Участники ВЭД - владельцы лицензий могут получать информацию об остатках количества товара, то есть разность между количеством товара, указанным в лицензии Минпромторга России, и количеством фактически вывезенного (ввезенного) товара. Это способствует минимизации трансакционных издержек исполнения контракта, издержек поиска информации для заключения нового контракта в рамках данной лицензии.
Значительную долю трансакционных издержек бизнеса в таможенном деле составляют издержки, связанные непосредственно с таможенной очисткой товара, а именно: с подачей таможенной декларации и всех необходимых документов в таможенные органы; оплатой таможенных платежей (пошлин, сборов, НДС, акцизов). Цифровая трансформация технологий таможенного оформления способствовала минимизации данного рода издержек.
Отметим, что в формальные правила, в частности в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который вступил в силу с января 2018 г., заложена философия автоматизации процессов таможенного декларирования (декларирование осуществляется только в электронной форме), сокращения срока выпуска товаров.
Развитие электронного декларирования позволило сократить сроки выпуска товаров и стало фундаментом для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, основанной на разделении таможенных операций на процессы документального и фактического контроля.
С 2013 г. среднее время прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, при импорте сократилось в 36 раз - с 48 часов в 2013 г. до 1 часа 19 минут в 2019 г.; при экспорте - в 5,3 раза - с 4 часов в 2013 г. до 45 минут в 20199 [13].
8 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/storage/document/document info/2020-03/ШТшоженнаяУо20службаУо20РоссийскойУо20ФедерацииУо20в0/о202019°/о20году^. С. 41.
9 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/storage/document/document_mfo/2020-03/ШТшоженная%20служба%20РоссийскойУо20ФедерацииУо20вУо202019Уо20году^. С. 26.
С 2015 г. стала внедряться технология автоматического принятия решений о выпуске товаров, то есть автоматическая регистрация таможенных деклараций (далее - ДТ) и автоматический выпуск товаров происходят без участия должностных лиц таможенных органов. На авторегистрацию уходит 2 минуты, на автовыпуск - 3 минут.10
В 2019 г. было зарегистрировано в автоматическом режиме в 1,6 раза больше деклараций, чем в 2018 г. Показатель 2019 г. по автовыпуску в 2 раза превышает показатель 2018 г. Доля автоматически зарегистрированных деклараций в 2019 г. составила 87,6 % по экспорту и 69,2 % по импорту. Доля автоматически выпущенных ДТ в 2019 г. составила 75,9 %, 57,3 % соответственно по экспорту и по импорту.9 Конечно, надо иметь в виду, что речь идет о декларациях, товарных партиях, которые поданы и перемещаются участниками ВЭД низкого уровня риска. По итогам 2019 г. на данную категорию приходится 67 % от общего количества оформленных за 2019 г. деклараций.11
Процедура декларирования товаров проходит в несколько этапов: подготовка документов, отправка в таможенный орган; проверка таможенным инспектором условий регистрации декларации на товары, присвоение уникального регистрационного номера; документальная проверка декларации на товары (на данном этапе могут запрашиваться документы, подтверждающие указанные в таможенной декларации сведения, при необходимости может производиться осмотр (досмотр) товаров); выпуск товара. Все операции (кроме осмотра (досмотра) товаров, отбора проб и образцов, проверки подлинности документов (сертификата происхождения товара, фитосанитарного, ветеринарного и др.)) осуществляются через информационный сервис «Декларирование товаров» в Личном кабинете участника
С 2012 г. активно развивается такой важнейший элемент таможенного дела как институт предварительного информирования, который способствует минимизации трансакционных издержек.
Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС (статья 11) и другим формальным правилам бизнес обязан предоставлять таможенным органам предварительную информацию о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза. 13 Для удобства подачи данного рода информации в Личном кабинете участника ВЭД существуют информационные сервисы «Предоставление предварительной информации для ускорения совершения таможенных операций» (отдельно для автомобильного и железнодорожного, воздушного и водного видов транспорта).
Благодаря институту предварительного информирования таможенные органы могут до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС оценить возможные риски, принять предварительное решение о выборе объектов, форм таможенного контроля. Предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля.
10 Интервью руководителя ФТС России Владимира Булавина ««Цифра» позволит сделать таможенную сферу прозрачной».29.10.2019. URL: http://customs.ru/press/aktual-no/document/212874.
11 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/storage/document/document info/2020-03/11/Тшоженная%20служба%20Российской%20Федерации%20в%202019%20году^. С. 23.
12 Либо через специализированные программные продукты.
13 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Ст.11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/23635d9d929e4800f286ab5e96169f3f62cc7b8b/.
ВЭД.12
Так, например, если в 2015 г. срок осуществления таможенными органами операций с товарами и транспортными средствами в морских портах составлял 6 суток, то в 2019 г. - не превышал 2 суток (за исключением хранения товаров по инициативе участников ВЭД).14
Одним из самых востребованных информационных сервисов Личного кабинета участника ВЭД является «Лицевой счёт». С 2016 г. все участники ВЭД получили возможность открыть единый лицевой счёт (далее - ЕЛС) в системе Федеральной таможенной службы, а с 2019 г. ФТС в обязательном порядке перевела всех участников ВЭД на ЕЛС для уплаты таможенных платежей.
Информационный сервис «Лицевой счёт» позволяет участнику ВЭД оперативно получать информацию о расходовании уплаченных им денежных средств, как в разрезе платежных документов, так и в разрезе документов начисления, об остатках авансовых платежей в разрезе платежных документов. Также он может получать актуальные справочные сведения о задолженности по таможенным платежам и пеням, информационные сообщения с реквизитами документа начисления, требованиями об уплате таможенных платежей и уведомлениями о взыскании таможенных платежей и пеней. Отметим, что списание денежных средств с лицевого счета участника ВЭД происходит в течение 6,5 секунды.10
Принципиально важным для участника ВЭД является то, что средства, уплаченные на ЕЛС в Личном кабинете, доступны при декларировании товаров в любом таможенном органе России.
Всё это даёт возможность более оперативно и эффективно управлять денежными средствами участника ВЭД, поскольку оптимизируется система оплаты таможенных платежей, сокращаются сроки прохождения денежных средств. То есть, сокращаются трансакционные издержки выполнения контракта в части уплаты таможенных платежей.
К трансакционным издержкам спецификации и защиты прав собственности участников ВЭД в контексте таможенного оформления товаров мы относили издержки, связанные с включением товарного знака участника ВЭД в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности [10]. Минимизации данной категории издержек способствует использование информационного сервиса «Правообладатель» в Личном кабинете участника ВЭД. Преимущества использования сервиса для правообладателя (или его представителя) состоят в следующем: (1) упрощены процедуры подачи и рассмотрения заявлений о включении в таможенный реестр; (2) наличие актуальной информации о брендах и правообладателях; (3) электронная форма взаимодействия с таможенным органом, в том числе, для пресечения незаконного использования его товарных знаков.
Трансакционные издержки участников ВЭД могут быть вызваны оппортунистическим поведением должностных лиц таможенных органов. Что касается предконтрактного оппортунизма (неблагоприятный отбор), то его минимизации способствует более тщательный отбор кандидатов, поступающих на таможенную службу: широко применяются лицензированные психодиагностические методики, многофакторные личностные тесты, психофизиологическое исследование на компьютерном полиграфе. Прохождение теста на полиграфе является одним из способов не только оценить достоверность сообщаемых
14 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/storage/document/document info/2020-
03/11/Таможенная%20служба%20Российской%20Федерации%20в%202019%20году.pdf. С. 22; Таможенная служба Российской Федерации в 2016 г. М., 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczü/documen^89909. С. 30.
Страница 7 из 10
48ECVN220
сведений, но и протестировать на наличие факторов риска: склонность к антиобщественным поступкам, коррупционным проявлениям.
Компьютерный полиграф применяется и для тестирования действующих сотрудников таможни. Говоря о работе по профилактике и противодействию коррупционных преступлений в рядах сотрудников таможенной службы на расширенной коллегии ФТС в 2019 г., руководитель ФТС Владимир Булавин отметил: «Нам надо расширить практику исследований с использованием полиграфа. В условиях реформирования службы такие исследования должны стать нормой для всех сотрудников, назначаемых на должности руководящего состава, а также сотрудников электронных таможен и тех, то работает в центрах электронного декларирования».15
Предотвращению постконтрактного оппортунизма (моральный риск) способствует цифровизация таможни. Принято и успешно осуществляется решение о концентрации декларационного массива в электронных таможнях и Центрах электронного декларирования. В 2017 г. в России было около 670 мест таможенного оформления, и, как правило, все они располагались в помещениях, которые принадлежали бизнесу. ЭТ и ЦЭДы располагаются на государственных площадях, тем самым прекращаются всякие отношения с частными собственниками площадей и разрывается цепочка «должностное лицо таможенных органов -участник ВЭД». Это призвано обеспечить независимость и большую объективность выпускающего инспектора, существенно снизить коррупционные риски.
Основной вектор работы по профилактике коррупционных преступлений - снизить до минимума субъективный фактор в действиях должностных лиц таможенных органов. Так, процедуры осмотра (досмотра), запрашивание дополнительных документов являются юридически значимыми действиями, которые осуществляются тогда, когда срабатывает система управления рисками. Более того, действия должностных лиц таможенных органов, связанные с процедурами досмотра (осмотра) оставляют «цифровой» след, который можно «поднять» и проверить как с точки зрения обоснованности проведения данных мероприятий, так и с точки зрения ответственности конкретных должностных лиц.
Проведенное исследование показало, что происходит ускорение, упрощение таможенных процедур, повышается их прозрачность. С точки зрения таможенных органов это способствует тому, что: повышается уровень управляемости процессом таможенного оформления, обеспечивается единообразие принятия решений по однородным товарным партиям; разрывается личный контакт выпускающего инспектора и декларанта, что снижает коррупционные риски. С точки зрения участников ВЭД можно констатировать, что: «правила игры» становятся понятными, прозрачными, удобными; минимизируются сроки совершения таможенных операций, ускоряется перемещение товаров через таможенную границу; уходит субъективизм в принятии решений со стороны таможенных органов, минимизируются коррупционные риски, а в целом и издержки бизнеса. Все это свидетельствует о минимизации трансакционных издержек в таможенном деле.
Определенную роль в этом играет институциональная среда в целом (качество правовых норм, эффективность судебной системы, степень неопределенности экономической среды, государственное регулирование и т. д.). Но, главным образом, на минимизацию трансакционных издержек в таможенном деле оказывают влияние два фактора: (1) формальные институты, то есть действующее законодательство, которое ориентировано на электронные технологии, учитывает перспективу развития нормотворчества исходя из цифровой повестки; (2) цифровизация таможенных процессов. Применение цифровых технологий наиболее
15 ФТС сделает обязательной проверку сотрудников на полиграфе // Российская газета. 01.03.2019. https://rg.ru/2019/03/01/fts-sdelaet-obiazatelnoj-proverku-sotrudnikov-na-poligrafe.html.
воздействует на минимизацию трансакционных издержек поиска информации и исполнения контракта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макрусев В.В., Юсупова С.Я., Любкина Е.О. Управление таможенным делом: алгоритм, постановка и формализация задач // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 4. С. 685-692.
2. Dahlman C. The Problem of Externality // Journal of Law and Economics. 1979. Vol. 22. P. 141-162.
3. Сухарев О.С. Теория трансакционных издержек: снятие «искусственных» парадоксов // Журнал экономической теории. 2016. № 1. С. 85.
4. Кусмарцева Ю.В. Минимизация трансакционных издержек в сельском хозяйстве в условиях долгосрочного контракта // Вестник ВолгГУ. Сер.3. Экономика. Экология. 2011. № 2 (19). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/minimizatsiya-transaktsionnyh-izderzhek-v-selskom-hozyaystve-v-usloviyah-dolgosrochnogokontrakta/viewer.
5. Гущина И.А. Минимизация трансакционных издержек в процессе воспроизводства национального богатства // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/minimizatsiya-transaktsionnyh-izderzhek-v-protsesse-vosproizvodstva-natsionalnogo-bogatstva/viewer.
6. Макрусев В.В. Вопросы развития теории таможенного сервиса: регулятивный и управленческий аспекты // Экономика и предпринимательство. 2018. №2 (91). [Электронный ресурс]. URL: http://www.intereconom.com/archive/382.html.
7. Макрусев В.В., Лобас Т.В., Любкина Е.О. Институциональная теория развития таможенного регулирования в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18, № 11. С. 2125-2137.
8. Галкин В.В. Экономика таможенного дела. Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях. Учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://vadim-galkin.ru/category/politics/customs/.
9. Ильинова О.О., Ковтун Е.Н. Трансакционные издержки в таможенном деле и во внешнеэкономических операциях, пути их минимизации. Материалы III ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону». Часть 2. / Под ред. Ушвицкого Л.И., Яковенко Н.Н. Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула». 2015. С.76-81.
10. Лобас Т.В. Трансакционные издержки бизнеса: анализ в контексте таможенного оформления товаров // Вестник евразийской науки, 2019, №5. URL: https://esj .today/PDF/ 14ECVN519.
11. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе URL: https://medium.com/cemi-ras/цифровая-экономика-и-цифровизация-в-исторической-ретроспективе- 1ad034c 16373.
12. Козырев А.Н. Указ. соч.; Пигорев Д.П. Трансакционные издержки в цифровой экономике // Цифровая экономика. 19.12.2019. URL: http://digital-economy.ru/stati/tsifrovaya-ekonomika.
13. Давыдов Р.В. Навстречу бизнесу // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2017. №4. URL: https://panor.ru/magazines/tamozhennoe-regulirovanie-tamozhennyy-kontrol/numbers/1950. html.
Lobas Tatiana Viktorovna
Russian customs academy, Lyubertsy, Russia E-mail: [email protected]
Transaction costs minimizing in customs fundamentals
Abstract. In this article, we study the impact of modern customs administration technologies aimed at minimizing transaction costs in customs using methods of systematic approach, classification, comparative and expert analysis.
Among the technologies: electronic declaring, mandatory pre-notification, auto-registration (auto-issue) of a customs declaring, payment of duties centrally using a single personal account, a system of interdepartmental electronic interaction, concentration of customs clearance in electronic declaration centers and electronic customs. It is established that two factors mainly influence the minimization of transaction costs in customs: (1) formal institutions, i.e. current legislation that is focused on electronic technologies, takes into account the development of rulemaking based on the digital agenda; (2) digitalization of customs processes. Customs procedures are being simplified and accelerated, their transparency is increasing. From the point of view of customs authorities, this contributes to increasing the level of manageability of the customs clearance process, ensuring uniformity of decision-making on homogeneous product lots; eliminating personal contact between the issuing inspector and the declarant, which reduces corruption risks. From the point of view of participants of foreign economic activities can be stated that "the rules of the game" are clear, transparent, convenient; the time of customs operations are minimized, the movement of goods across the customs border is accelerated; leaves subjectivity in taking decisions by customs authorities, corruption risks are reduced, as well as business costs in General. All this shows a decline in transaction costs in the customs business.
Keywords: transaction costs; a decline in transaction costs; customs business; digital customs; electronic technologies; foreign economic activities