Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в таможенном деле'

Применение информационных технологий в таможенном деле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6692
651
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенкова Татьяна Александровна, Крылова Лариса Александровна, Афанасьева Галина Александровна

Применение цифровых технологий все более активно входит в жизнь современного человека, и это неудивительно. Данные технологии значительно ускоряют все процессы жизнедеятельности человека. Государственные органы управления, как любой другой хозяйствующий субъект экономики, тоже стремятся к повышению качества оказываемых ими услуг. Применение цифровых технологий в таможенном деле позволит органам таможни не только повысить качество оказываемых услуг и ускорить процесс предоставления услуг. В проведенном исследовании авторами были рассмотрены вопросы применения в таможенных органах таких цифровых технологий, как электронное декларирование, автоматическая регистрация таможенных деклараций, автоматический выпуск товаров и удаленное совершение таможенных платежей. В связи с вышесказанным считаем тему применения цифровых технологий в таможенном деле актуальной для проведения исследований, а проведенный авторами анализ, на наш взгляд, позволит оценить сложившуюся на современном этапе ситуацию в сфере применения цифровых технологий в органах таможни и предложить мероприятия для ускорения внедрения и повышения качества использования этих технологий. Цель исследования выявить недостатки в процессе применения цифровых технологий в таможенном деле и предложить мероприятия по ускорению внедрения этих технологий считаем достигнутой. В процессе поставленных авторами задач были рассмотрены применяемые в системе ФТС цифровые технологии, выявлены риски их применения, определены положительные и отрицательные моменты использования цифровых технологий, и на основе этого предложены мероприятия, способствующие снижению рисков и более эффективному применению рассмотренных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of digital technologies is becoming more and more active in the life of modern man, and this is not surprising. These technologies significantly accelerate all processes of human life. Government authorities, like any other economic entity, also strive to improve the quality of their services. The use of digital technologies in customs will allow customs authorities to not only improve the quality of services provided and speed up the process of providing services. In the study, the authors considered the application of digital technologies such as electronic declaration, automatic registration of customs declarations, automatic release of goods and remote customs payments in customs bodies. In connection with the foregoing, we consider the topic of applying digital technologies in customs to be an actual topic for conducting research, and the analysis carried out by the authors, in our opinion, will make it possible to assess the current situation in the field of digital technologies in customs bodies and suggest measures to accelerate implementation and improvement the quality of their use of these technologies. The goal of the study is to identify shortcomings in the process of applying digital technologies in customs and to suggest measures to speed up the introduction of these technologies, we consider it achieved. In the process of the tasks set by the authors, the digital technologies used in the FCS system were considered, the risks of their application were identified, the positive and negative aspects of using digital technologies were identified and, based on this, measures were proposed to help reduce risks and more efficiently use the technologies considered.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в таможенном деле»

EQUiPMENT AND iT TECHNOLOGiES

УДК 004:65.42/.44:65.5(045)

Применение информационных технологий в таможенном деле

Т.А. Власенкова, канд. экон. наук; Л.А. Крылова; Г.А. Афанасьева, канд. экон. наук московский государственный университет пищевых производств

Реферат

Применение цифровых технологий все более активно входит в жизнь современного человека, и это неудивительно. Данные технологии значительно ускоряют все процессы жизнедеятельности человека. Государственные органы управления, как любой другой хозяйствующий субъект экономики, тоже стремятся к повышению качества оказываемых ими услуг. Применение цифровых технологий в таможенном деле позволит органам таможни не только повысить качество оказываемых услуг и ускорить процесс предоставления услуг. В проведенном исследовании авторами были рассмотрены вопросы применения в таможенных органах таких цифровых технологий, как электронное декларирование, автоматическая регистрация таможенных деклараций, автоматический выпуск товаров и удаленное совершение таможенных платежей. В связи с вышесказанным считаем тему применения цифровых технологий в таможенном деле актуальной для проведения исследований, а проведенный авторами анализ, на наш взгляд, позволит оценить сложившуюся на современном этапе ситуацию в сфере применения цифровых технологий в органах таможни и предложить мероприятия для ускорения внедрения и повышения качества использования этих технологий. Цель исследования - выявить недостатки в процессе применения цифровых технологий в таможенном деле и предложить мероприятия по ускорению внедрения этих технологий - считаем достигнутой. В процессе поставленных авторами задач были рассмотрены применяемые в системе ФТС цифровые технологии, выявлены риски их применения, определены положительные и отрицательные моменты использования цифровых технологий, и на основе этого предложены мероприятия, способствующие снижению рисков и более эффективному применению рассмотренных технологий.

Ключевые слова

информационные технологии, цифровая таможня, электронное декларирование, таможенные органы Цитирование

Власенкова Т.А., Крылова Л.А., Афанасьева Г.А. (2019) Применение информационных технологий в таможенном деле // Пищевая промышленность. 2019. № 3. С. 77-81.

Application of information technology in customs

T.A. Vlasenkova, Candidate of Economic Sciences; L.A. Krylova; G.A. Afanasieva, Candidate of Economic Sciences Moscow State University of Food Production

Abstracts

The use of digital technologies is becoming more and more active in the life of modern man, and this is not surprising. These technologies significantly accelerate all processes of human life. Government authorities, like any other economic entity, also strive to improve the quality of their services. The use of digital technologies in customs will allow customs authorities to not only improve the quality of services provided and speed up the process of providing services. In the study, the authors considered the application of digital technologies such as electronic declaration, automatic registration of customs declarations, automatic release of goods and remote customs payments in customs bodies. In connection with the foregoing, we consider the topic of applying digital technologies in customs to be an actual topic for conducting research, and the analysis carried out by the authors, in our opinion, will make it possible to assess the current situation in the field of digital technologies in customs bodies and suggest measures to accelerate implementation and improvement the quality of their use of these technologies. The goal of the study is to identify shortcomings in the process of applying digital technologies in customs and to suggest measures to speed up the introduction of these technologies, we consider it achieved. In the process of the tasks set by the authors, the digital technologies used in the FCS system were considered, the risks of their application were identified, the positive and negative aspects of using digital technologies were identified and, based on this, measures were proposed to help reduce risks and more efficiently use the technologies considered.

Key words

information technologies, digital customs, electronic declaration, customs authorities Citation

Vlasenkova T.A., Krylova L.A., Afanasieva G.A. (2019) Application of information technology in customs // Food processing industry = Pishhevaya promyshlennost. 2019. № 3. P. 77-81.

Введение. В современном мире информационные системы вошли во все сферы цифровых технологий, что открыло огромный ассортимент возможностей. Цифровые технологии, основанные на методах кодировки и передачи информации, - дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики сложно представить без активного внедрения передовых информационных технологий. Ядром, несущим качественные изменения среды для всех субъектов и институционально оформляющим новые правила, является сектор информационно-компьютерных технологий. Таможенные органы для повышения экономической безопасности страны должны обеспечить эффективность таможенного контроля и безопасность грузов, пополнение доходов бюджета за счет таможенных платежей. В то же время важно сделать выполнение таможенных операций максимально комфортным и несложным для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

По этой причине таможенная служба уже несколько лет активно применяет передовые цифровые технологии.

Появление модели «Цифровая таможня» связано с функционированием цифровой экономики, которое представляет собой существующее, быстро развивающееся международное экономическое явление. Цифровая экономика - это экономика, которая функционирует главным образом с помощью цифровых технологий, в частности электронных транзакций, совершаемых через интернет. Описание «всего» создает новые цифровые сети, которые меняют традиционную торговлю. Появление трансграничной электронной торговли увеличивает товарооборот между странами - это положительно влияет на их экономическое развитие. По оценкам экспертов, цифровая экономика вносит вклад в ВВП ведущих стран, стимулируя рост и создавая рабочие места.

В ЕАЭС происходит формирование «Цифровой повестки», в соответствии с которой целями формирования «цифрового пространства» являются создание условий для устойчивого развития экономик государственных членов ЕАЭс при переходе на новые технологический и экономический уклады, обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в цифровом пространстве, формирование единого цифрового рынка ЕАЭС, рост включенности граждан и хозяйствующих субъектов в цифровую экономику.

Цифровая повестка - это цифровое преобразование в рамках развития интеграции, укрепление единого экономического пространства и углубление сотрудничества государств.

Цифровое пространство может стать ключом к углублению евразийских интеграционных процессов и устранению барьеров и ограничений.

На заседании тематического блока «Электронная таможня», которое состоялось 27 марта 2017 г., был рассмотрен вопрос «О концептуальных подходах и причинах перехода к цифровой таможне». По итогам обсуждения были приняты следующие решения:

- Принять к сведению информацию о подходах к определению термина «цифровая таможня», а также о тенденциях использования современных технологий в таможенной сфере.

- Продолжить работу по изучению квалифицирующих характеристик «безбумажная таможня», «электронная таможня», «цифровая таможня».

Согласно видению «Всемирной таможенной организации», понятие «электронная таможня» включает в себя следующие элементы:

- электронная обработка, упрощение и дематериализация документов для таможенных целей;

- автоматизация работы таможни по принципу «24/7»;

- электронная оплата пошлин и налогов;

- электронный калькулятор пошлин;

- мобильные услуги участникам внеэкономической деятельности;

- электронный возврат товаров и уплаченных за них таможенных платежей;

- досмотр и другие служебные проверки на территории торгового оператора;

- подача предварительной дополнительной информации до погрузки товара;

- электронные версии таможенных деклараций форм CN22 и CN23 на товары, перемещаемые в международных почтовых отправлениях;

- система таможенного декларирования;

- установление минимальных и пороговых показателей стоимости товаров для применения к ним упрощенных процедур таможенной очистки [1].

Появление «Цифровой таможни» связано с возрастающим объемом интернет-торговли и необходимостью контроля перемещения таких товаров.

Цифровая цепь поставки товаров - это сфера, в которой мир торговли трансформируется, так как потребители и предприятия переходят на цифровые средства информатизации, цифровые товары и интернет-торговлю вместо физических товаров, покупаемых прямо на заводах.

Таким образом, таможенные органы могут отслеживать цифровые цепочки поставок товаров, предупреждая изменения в привычных цепях поставок товаров и проводя мониторинг интернет-активности.

Также под «цифровой таможней» понимается использование информационно-

коммуникационных технологий, баз данных, облачных технологий, которые объединяют информацию, полученную посредством технологий электронной таможни, а также глобальной сети интернет, СМИ и сотовых сетей.

ФТС России проводится большая работа по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия. Таможенные органы получают в электронном виде от различных министерств и ведомств актуальные и заверенные электронной подписью сведения и документы, необходимые для оказания государственных услуг и исполнения государственных функций. Получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов, а не от участников ВЭД, снижает риски заявления недостоверных сведений и существенно сокращает время проведения таможенных операций. Это заметно уменьшает административную нагрузку на бизнес. Кроме того, большая часть таможенных деклараций регистрируется таможенными органами в автоматизированном транспортном режиме. Введение обязательного электронного декларирования дало возможность сначала перейти к технологии удаленного выпуска товаров, спустя несколько лет - к технологии удаленного выпуска в отношении товаров, по которым в автоматическом режиме не выявлены риски в рамках системы управления рисками (СУР). С одной стороны, СУр призвана способствовать эффективной работе таможенных органов, проведению мероприятий по контролю за перемещаемыми товарами, а с другой -выявить добросовестных участников внешнеторговой деятельности, предоставить им более предпочтительные условия таможенного обслуживания путем применения специальных упрощенных процедур [3].

После полного перехода на электронное декларирование, отработки технологии удаленного выпуска товаров ФТС России приняла решение о целесообразности сконцентрировать таможенные оформления в специальных центрах электронного декларирования (ЦЭД). В настоящее время в России действуют 672 места таможенного оформления. Уже к 2020 г. планируется оставить всего 16 центров электронного декларирования. Остальные таможенные органы будут осуществлять фактический таможенный контроль.

Должно обеспечиваться качественное информационное взаимодействие между центром электронного декларирования (ЦЭД) и таможенными постами фактического контроля. Ведь груз находится на одной таможне, а его таможенное оформление проводит другая таможня. В любой таможенный орган фактического контроля можно подавать документы по запросу ЦЭД.

Это существенно облегчает проведение таможенных операций и экономит время

ЕОШРМЕЫТ А№ iT TECHNOLOGiES

как участников ВЭД, так и работников таможенных органов.

Сокращению времени на осуществление таможенных формальностей способствовали такие активно внедряемые в последнее время передовые информационные технологии, как автоматическая регистрация и автоматический выпуск товара.

Пример. В Саратовской таможне с декабря 2016 г. используют технологию автоматического выпуска, что привело к значительному сокращению времени. Не для всех участников внешнеэкономической деятельности возможно использование этой технологии. Автоматический выпуск применяется только для добросовестных участников ВЭД, компаний с низким уровнем риска из так называемого «зеленого сектора». Эти фирмы могут подавать декларации в любой таможенный орган: они редко подвергаются проверкам, и таможенный контроль их товаров обычно проводится только после выпуска.

Отнесение фирмы к высокому, среднему или низкому уровню риска осуществляется в автоматическом режиме, то есть без участия должностных лиц таможенных органов. Если компания, по сведениям налоговой службы, имеет высокий уровень налогового риска или у нее накопилась задолженность по таможенным платежам, то автоматическое определение степени таможенного риска не используется, чтобы упрощение таможенных операций не противоречило задаче защиты экономической безопасности [2].

В последнее время число компаний «зеленого сектора» существенно выросло благодаря смягчению условий, по которым участники ВЭД могут быть отнесены к категории низкого уровня риска.

ЦЭД будет взаимодействовать с таможенными постами фактического контроля своего РТУ, а при декларировании товаров участников ВЭД низкого уровня риска - с постами фактического контроля по всей стране, так как эти формы декларации можно подавать в любом регионе.

В целом технологии авторегистрации и автовыпуска декларации на товары благополучно внедрены и функционируют. В то же время имеется ряд проблемных вопросов, связанных с несоблюдением ряда критериев, являющихся причиной непрохождения алгоритмов проверки [3].

В пример приведем неточное указание в графе 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации номеров масок разрешительных документов, что приводит к невозможности получения посредством информационного взаимодействия таможенных органов с федеральными органами государственной власти всевозможных разрешительных документов, представление которых считается обязательным при таможенном декларировании товаров. В этом случае таможенному посту приходится запрашивать нужные документы

у декларанта. Кроме того, ошибки или отсутствие данных в графе «Подробности подсчета» декларации, например, неуказание ИНН/КПП плательщика, приводят к невозможности списания денежных средств. При подаче такой декларации на товары таможенный орган отказывает в регистрации. При окончании проверки декларации вероятен отказ в выпуске, не говоря уже о потраченных впустую временных, а также материальных ресурсах.

Заполнять декларацию следует в соответствии с инструкцией, утвержденной Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.05.2010 № 257, уделить особое внимание заполнению абсолютно всех полей электронных копий документов в соответствии с альбомом форматов, который вступил в действие с 5 июля 2017 г. и предназначен для организации взаимодействия таможенных органов с автоматизированными системами предприятия, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, а также одновременного представления всех необходимых документов с электронной декларацией на товары. Передовые информационные технологии способны значительно облегчить совершение таможенных операций, снизить связанные с ними издержки как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов.

Применение единого лицевого счета участников внешнеэкономической деятельности и централизация учета таможенных и иных платежей в единой базе данных позволяют при осуществлении таможенного оформления товаров в разных регионах эффективно управлять денежными средствами, быстрее осуществлять платежи, облегчают проведение возвратов таможенных и иных платежей [2]. Личный кабинет участника ВЭД способствует быстрому и продуктивному взаимодействию фирм с таможенными органами. В 2017 г. внедрили электронные технологии, удобные для компаний, ведущих внешнюю торговлю. Появилась возможность обеспечения оплаты таможенных платежей электронной банковской гарантией и информирования участников ВЭД в личном кабинете о приеме либо отказе в приеме банковской гарантии практически в режиме реального времени. В электронную версию перевели таможенные расписки, подтверждающие принятие обеспечения оплаты таможенных пошлин, налогов. Ее стали отображать в том же личном кабинете. В личном кабинете можно формировать всю отчетность участка ВЭД. однако пока еще сохраняется проблема получения таможенными органами этой отчетности из личных кабинетов участков ВЭД. Подключение к сервису личного кабинета станет обязательным для таможенных представителей, владельцев таможенных складов и СВХ, владельцев магазинов беспошлинной торговли. На собираемость

сумм ввозных таможенных пошлин на территории Российской Федерации оказывают влияние такие факторы, как ежегодное снижение ставок ввозных таможенных пошлин в связи с исполнением обязательств РФ перед всемирной организацией, перераспределение объемов декларирования товаров между государствами - членами ЕАЭС. Косвенное влияние оказывают и современные цифровые технологии. Внедрение электронного декларирования заложило предпосылки создания и внедрения технологий удаленной оплаты таможенных платежей. Были разработаны две платформы технологий оплаты - платежные системы ООО «Таможенные карты» и ООО «Мультисервисная платежная система». Для участников ВЭД - таможенного представителя имеется возможность совершать оплату всех видов таможенных платежей двумя способами:

- через портативный терминал;

- на портале ФТС через личный кабинет участника ВЭД.

Наличие чека, сформированного электронным терминалом, является достаточным условием для выпуска товаров. У участников ВЭД, перешедших на применение таможенных карт, нет необходимости перечислять денежные средства на счет таможенного органа с запасом суммы на случай повышения курса валюты контракта и ждать следующего дня для их зачисления и появления отображения в таможенной информационной системе; чтобы в случае безошибочной оплаты списать по декларируемым товарам, по картам, денежные средства зачисляются сразу же, как только терминал выдаст первый чек [2].

Применение современных технологий позволяет не только сократить время совершения таможенных операций, но и совместить возможности электронного декларирования и технологии удаленной оплаты таможенных платежей. исключается необходимость присутствия участника ВЭД в местах совершения таможенных операций. Оплата таможенных платежей происходит строго в соответствии с суммами, начисленными в декларации на товары, что исключает необходимость авансирования денежных средств.

Импортер имеет возможность минимизировать ошибки при вводе банковских реквизитов и другой информации, необходимой для однозначной идентификации плательщика и платежей, хотя имеется риск ошибки при вводе кода вида таможенного платежа на платёжном терминале. Пользователь такой таможенно-платежной системы имеет возможность оплаты всех видов таможенных платежей, начисленных по декларируемой партии товаров, единым вводом реквизитов платежей на платежном терминале. Вместе с тем раздельный ввод каждого вида таможенного платежа (сбор за таможенные операции, ввозная таможенная пошлина,

налог на добавочную стоимость) способствует облегчению обработки таможенной информационной системой и создает условия для прохождения декларации на товары в режиме автоматической регистрации и автоматического выпуска без участия должностного лица таможенного органа. Однако, несмотря на явные преимущества данной цифровой таможенной технологии, она недостаточно распространена среди участников ВЭД. Основным сдерживающим фактором внедрения таможенной карты является ее кредитная направленность, поскольку банки взимают комиссию от 3% за суммы перечисленных денежных средств в таможенные органы. Электронное информирование о движении грузов через внутренние границы нужно, чтобы предотвратить переток в Россию и другие страны ЕАЭС ввезенных в одну из этих стран товаров.

Серьезной проблемой остается инфор-м ационная б езопасность , треб ования к которой резко повышаются в связи с активным использованием цифровых технологий. Возрастает зависимость от технического оснащения таможенных органов, качественной работы ЕАИС и других информационных ресурсов. Концентрация таможенных информационных баз данных растет. ФТС планирует уже в этом году создать Главный центр обработки данных ФТС России, возложив на него обязанности по хранению и обработке данных, аккумулируемых с таможенных постов, таможен и региональных таможенных управлений. Все это повышает требования к надежности и безопасности программного обеспечения таможенных органов.

В этом сегменте присутствуют риски, связанные с зависимостью состояния материально-технической базы таможенных органов от импортного программного оборудования, которое состоит из отечественных прикладных программ, размещенных на платформе импортного производства; вместе с тем в настоящее время «наблюдается дисбаланс между результатами образовательной деятельности личности и требованием работодателей к компетентности специалиста, принимаемого на работу». Выпускники системы высшего профессионального образования оказываются неконкурентоспособными на рынке труда.

Таможенные органы проводят работу по практически полному переходу в цифровое пространство, постепенно автоматизируя все процессы совершения таможенных операций.

Например, за последние годы ФТС России проводилась работа по расширению практики электронного декларирования процедуры транзита. Применение технологии электронного таможенного транзита позволило повысить к концу 2017 г. долю электронных транзитных деклараций до 60,8% от общего количества

оформленных транзитных деклараций по сравнению с 12,8% электронных транзитных деклараций в 2016 г.

Реализация технологии электронного таможенного транзита возможна как через таможенного представителя, так и самостоятельно, в том числе с использованием личного кабинета участника ВЭД на портале таможенной службы. Личный кабинет участника ВЭД предоставляет различные сервисы, одним из которых является «предварительное информирование» на портале ФТС. Функционирование системы предварительного информирования таможенных органов с 2006 г. в качестве эксперимента отрабатывалось в отношении грузов, перемещаемых только автомобильным, потом железнодорожным, затем морским и воздушным транспортом. В настоящее время применение технологии предварительного информирования носит обязательный характер. Это нашло отражение в Стратегии развития Таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. и в плане мероприятий «Совершенствования таможенного администрирования». Предварительно информирование осуществляется путем представления документов и сведений в таможенный орган в электронном виде до фактического прибытия товаров и транспортных средств на пункт пропуска или прибытия к месту фактического выпуска товаров. На совершение процедуры выделяется 30 дней до прибытия груза.

В случае непредоставления в российский таможенный орган предварительной информации о прибытии грузов не менее чем за 2 ч до планируемого ввоза управления рисками могут принять меры по минимизации рисков, например, в формате 100 % таможенного досмотра товаров, что в свою очередь работает против оптимизации издержек участников ВЭД и прохождения таможенных операций. Переход на технологию предварительного информирования оказывает положительное влияние не только на деятельность таможенных органов, повышая оперативность принятия решений должностными лицами таможенных органов в отношении товаров категории риска, подлежащихтамо-женному контролю, но и на сокращение времени таможенных операций с товарами и транспортными средствами участников ВЭД, что в целом дополняет механизм обеспечения безопасности страны. Кроме того, в личном кабинете участника ВЭД реализована современная цифровая технология в виде сервиса «Статистической декларации» в отношении перемещаемых товаров при взаимной торговле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государств - членов Евразийского экономического союза.

На портале ФТС через личный кабинет участника ВЭД статистическая форма заполняется заявителем - российским лицом, которое либо заключило сделку,

либо от имени которого заключена эта сделка, либо которое имеет право владения, пользования и распоряжения товарами. Внесение информации в статистическую форму производится в соответствии с установленными правилами как самой системой, так ее таможенным представителем. При наличии электронной цифровой подписи статистическая форма передается организацией-заявителем электронным способом через портал ФТС, при этом исключается необходимость дублирования статистической формы на бумажном носителе в таможенный орган. Таможенный представитель передает статистическую форму, используя свою информационную систему декларанта и интернет. Таким образом, преимущество технологии состоит также в упрощении процедуры предоставления информации и документов в таможенный орган о совершенных торговых операциях в рамках взаимной торговли между сторонами государств ЕАЭС, в сокращении времени на обязательную процедуру для российских компаний. Разработка и введение в практическую деятельность сферы таможенного дела различных цифровых технологий нацелены на содействие развитию торговых операций во взаимной и внешней торговле, что достигается путем сокращения сроков осуществления таможенных операций, снижения издержек не только участников внешнеэкономической деятельности, но и таможенных органов, а также минимизации человеческого фактора, позволяющей снизить коррупционную составляющую таможенной деятельности.

Необходимо отметить ряд недостатков, возникающих в результате применения информационных таможенных технологий, к которым можно отнести технические сбои в системе и обеспечении информационной безопасности. В настоящее время в качестве перспективы взаимовлияния информационных технологий и механизмов таможенного контроля в условиях евразийской экономической интеграции специалисты выделяют следующие направления:

- Дальнейшее сокращение сроков и сужение сферы таможенного контроля.

- Автоматизация таможенных операций и увеличение доли таможенных услуг, предоставляемых в электронном виде.

- Оптимизация внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия таможенных органов в рамках реализации функций по контролю и надзору.

- Снижение коррупционных рисков в таможенном администрировании.

- Внедрение механизма «единого окна» в административную деятельность таможенных органов.

Таким образом, использование современных информационных технологий при электронном декларировании,

EQUiPMENT AND iT TECHNOLOGiES

автоматической регистрации таможенных деклараций, автоматическом выпуске и удаленном совершении таможенных платежей позволяет значительно облегчить таможенные операции. При этом не следует забывать о возможных рисках, которые возникают в связи с применением единых баз данных. Особое внимание необходимо уделять повышению уровня защищенности информации. В целом внедрение информационных технологий положительно отражается на скорости и качестве таможенных операций, закономерно упрощает взаимодействие между таможенными органами и бизнесом, способствует совершенствованию таможенного администрировании.

Создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД)

На первое место в организации таможенного декларирования выходит фор-

мирование принципиально нового института - электронной таможни. Именно на нее будет возложено 100% всей работы по организации таможенного декларирования исключительно в электронной форме.

Основная цель таможни сегодня - достижение максимальной автоматизации и цифровизации таможенных операций. Это снизит административную нагрузку на бизнес. Применение электронных таможен позволит избежать коррупционной составляющей. А в целом процессы циф-ровизации и автоматизации таможенных операций будут благотворно сказываться на развитии международной торговли. Для развертывания сети электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД) требуется внедрение новейшей технологии - автоматической диспетчеризации таможенных деклараций. Она подразумевает, что таможенный

орган, в который будет подана таможенная декларация, будет выбираться не лично декларантом, а в автоматическом режиме.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://xn--24-d1d8j.xn--p1ai/cifrovaya-ekonomika-e1ektronnaya-tamozhnya.html (дата обращения 30.10.2018)

2. https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/ tsifrovye-tehnologii-v-tamozhennom-dele (дата обращения 30.10.2018)

3. http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/dmi/SiteAssets/%D0%9A%D1%80%D0%B 0%D1 %82%D0 %BA%D0 %BE%D0 %B5%20%D 0%B8 %D0%B7%D0 %BB%D0%BE%D0%B6 %D 0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9E %D0%9D%D0%A6%D0%9F. pdf (дата обращения 25.10.2018)

4. https: //bookon1ime.ru/system/fi1es/no de/1ecture/1-15_kozhankova_92-96.pdf (дата обращения 20.10.2018)

Авторы

Власенкова Татьяна Александровна, канд. экон. наук,

Крылова Лариса Александровна,

Афанасьева Галина Александровна, канд. экон. наук,

Московский государственный университет пищевых производств,

125080, Москва, Волоколамское ш., д. 11, V1asenkovaTA@mgupp.ru,

afanaseva@ mgupp.ru, Kry1ova@mgupp.ru

Authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vlasenkova Tatyana Alexandrovna, Candidate of Economic Sciences, Krytova Larisa Alexandrovna,

Afanasieva Galina Alexandrovna, Candidate of Economic Sciences, Moscow State University of Food Production, 11, Volokolamskoye Highway, Moscow, V1asenkovaTA@mgupp.ru, afanaseva@ mgupp.ru, Kry1ova@mgupp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.