УДК 351
ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
PROSPECTS AND RISKS OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN CUSTOMS MANAGEMENT
Игнатьева Галина Вячеславовна
Ignatyeva Galina Vyacheslavovna
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor, head of the department of customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
е-mail: gvign@yandex.ru
Алёхина Ольга Владимировна
Alyokhina Olga Vladimirovna
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of customs management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
е-mail: olga1978kowsw2012@yandex.ru
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с перспективами развития цифровых информационных технологий в таможенном деле, призванных обеспечить не только простоту таможенного оформления для участников ВЭД, но и эффективность таможенного контроля со стороны государственного аппарата. Отмечается, что до конца 2020 г. основной декларационный массив должен быть сконцентрирован в центрах электронного декларирования, анализируются сопутствующие этому процессу риски. В частности, риски высвобождения большого количества кадровых специалистов таможенных органов и предприятий околотаможенной инфраструктуры, риски, связанные с реформированием материально-технической базы и обеспечением информационной безопасности и др.
Обоснована необходимость изменения нормативно-правовой базы для внедрения соответствующих цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровая таможня, автоматический выпуск товаров, единый лицевой счет, центры электронного декларирования, информационные таможенные технологии.
The article discusses issues related to the prospects of using digital information technologies in customs management that are designed to not only streamline customs clearance for foreign trade but also ensure efficient customs control by the state. It is noted that by the end of 2020 the bulk of customs declarations should be transferred to the centers of electronic declaration, and the risks that this process involves are analyzed. Those are the risks of redundancy for a large number of customs experts and customs infrastructure workers, risks associated with the reform of physical infrastructure and ensuring information security, etc. The necessity of changing regulatory and legislative framework for the introduction of relevant digital technologies is stated.
Keywords: digital customs, automatic release of goods, single business account, electronic declaration centers, information customs technologies.
В современном мире информационные системы вошли во все сферы жизни, а развитие цифровых технологий открыло огромный спектр возможностей. Цифровые технологии (англ. digital technology) - это основанная на методах кодиров-
ки и передачи информации дискретная система, позволяющая совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность сделали ИТ-технологии столь востребованными.
Устойчивый экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики сложно представить без активного внедрения передовых информационных технологий. Для государственных структур, в частности таможенных органов, внедрение и использование цифровых технологий привело к существенному повышению качества государственных услуг, расширению их доступности для граждан и других участников внешнеэкономической деятельности.
В июле 2017 г. была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», а в мае принята «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы».
В мае 2017 г. была принята новая Комплексная программа развития Федеральной таможенной службы до 2020 г., активно обсуждавшаяся с участниками внешнеэкономической деятельности. Она получила название «Десять шагов навстречу бизнесу» и содержит положения о цифровой таможне.
Данная программа предполагает коренное реформирование информационной системы таможенных органов. В условиях постепенного перехода на цифровые технологии организация таможенного администрирования требует изменения структуры таможенных органов и концентрации декларирования товаров в специализированных таможенных органах, работающих только с электронными документами - электронных таможнях и центрах электронного декларирования.
Согласно этой программе определены целевые индикаторы в области реализации мер с применением цифровых технологий (см. рис. 1).
Современные планы развития таможенной системы являются крайне амбициозными.
Выполнение поставленных задач построено с учетом высоких возможностей информационных ресурсов таможенных органов. Так, к 2020 г. планируется довести показатель автоматической регистрации безрисковых поставок до 99 %, а количество автоматически выпущенных деклараций - до 80 %. А к 2021 г. планируется запустить автоматический выпуск в отношении 64 % всех поданных деклараций.
При достижении целевых ориентиров будут существенно изменены функциональные обязанности инспекторского состава таможенных органов при проведении таможенного контроля товаров, пересекающих таможенную границу. Таможенные органы, которые сегодня осуществляют таможенное оформление, станут таможнями фактического таможенного контроля.
Так, по состоянию на январь 2018 г. в России действует 672 места таможенного оформления. Во всех региональных таможенных управлениях, Калининградской областной, Московской областной и Шереметьевской таможнях функционируют 29 % электронного декларирования, на которые приходится около 22 % всего декларационного массива. При этом на ЦЭДах Сибирского, Уральского, Центрального и СевероКавказского таможенных управлений уже сейчас оформляется более 30 % всех деклараций соответствующего управления.
По своей сути центр электронного декларирования является специализированным таможенным органом, компетенция которого ограничивается совершением таможенных операций исключительно в электронной форме.
Технологическим базисом его работы является технология удаленного выпуска, предусматривающая с использованием штатных
^ И^МИ I
99%
Л
л
.—-г—/'
214
| 29%
> 1.9%
^ 2017 2018 ^Г
ч
2Ш9 _ 2020
'.У
Рис. 1. Перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле
программных средств электронное взаимодействие таможенных органов декларирования и места нахождения товара.
Переход на обязательное электронное декларирование, внедрение электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, обеспечение однократности представления электронных документов, автоматизация совершения таможенных операций, возможность представления документов на бумажных носителях в любой таможенный орган и целый ряд других мероприятий позволили исключить необходимость личного присутствия участника ВЭД при декларировании товаров.
К 2020 г. предполагается свести количество центров электронного декларирования к 16, в том числе центры электронного декларирования: в восьми столицах федеральных округов, Калининградской областной таможни, Московской областной таможни, московского авиаузла, три морских центра электронного декларирования (Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток), а также при Центральной энергетической и Центральной акцизной таможнях.
Одним из обоснований такого решения является снижение риска коррупции, поскольку исчезнет личный контакт выпускающего таможенного инспектора и участника внешнеэкономической деятельности. Кроме того, к преимуществам введения таких мер, которые не вызывают сомнений, относится снижение издержек на содержание таможенной системы. Таможенные органы к 2020 г. должны полностью уйти с арендованных помещений и располагаться только на государственных площадках.
Кроме того, проводятся работы по созданию 9 электронных таможен в тех же городах, что и региональные таможенные управления. В структуре электронной таможни предполагается создание центра электронного декларирования, который функционирует ежедневно в 12-часовом режиме.
В зависимости от внешнеэкономических характеристик региона, таких как объем товарооборота, наличие предприятий непрерывного цикла работы, возможно установление круглосуточного режима работы.
Таможенные органы в процессе осуществления таможенного контроля, с одной стороны, должны обеспечить эффективность таможенного контроля и безопасность грузов, а с другой -простоту и комфорт для участников внешнеэкономической деятельности. По этой причине таможенная служба уже несколько лет активно
применяет передовые цифровые технологии. Создаются новые автоматизированные системы, призванные упростить и ускорить взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами.
В целях обеспечения экономической безопасности, относимой к компетенции таможенных органов, необходимо осуществлять повышение уровня автоматизации системы управления рисками, снижение количества неавтоматических профилей рисков, применение комплексного сравнительного анализа различных информационных ресурсов со сведениями о перемещении товаров и о результатах совершения таможенных операций, начиная от предварительной информации, заканчивая результатами таможенного контроля после выпуска товаров [2, с. 22].
Согласно статистике ФТС России, таможенное декларирование с 2014 г. в стопроцентном объеме проводится в электронной форме. Во вступившем в действие Таможенном кодексе Евразийского экономического союза закреплен приоритет электронного декларирования и отменено действовавшее в Таможенном кодексе Таможенного союза требование обязательного документального подтверждения всех декларируемых сведений. Одновременно с подачей декларации на товар теперь не требуется подавать все документы, на основании которых она заполнена.
Кроме того, большая часть таможенных деклараций регистрируется таможенными органами в автоматизированном транспарентном режиме. Так, в Саратовской таможне доля ав-торегистраций по декларациям составляет на сегодня 74 %.
Одной из передовых информационных технологий, внедряемой таможенными органами в последние годы, является технология автоматического выпуска товаров. В Саратовской таможне в декабре 2016 г. был осуществлен первый автоматический выпуск товара. К январю 2018 г. выпущено уже 16 таких деклараций. Это позволило очень существенно сократить время на осуществление таможенной операции. Затраты времени при автоматическом выпуске составляют не более 16 минут и в настоящее время по Саратовской таможне время на автоматический выпуск сократилось до 5 минут.
Технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров позволяют существенно упростить порядок ведения внешнеэкономической деятельности, сократить время осуществления таможенных формальностей,
а также существенно ускорить товарооборот. Возможность подачи декларации через «Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности» делает процесс таможенного оформления более комфортным. Передовые информационные технологии способны значительно облегчить совершение таможенных операций, снизить связанные с ними издержки как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов [3, с. 33].
Еще одной технологией, направленной на исключение личного присутствия участника ВЭД в месте декларирования, является технология удаленного представления документов.
В случае если таможенным органом запрошены документы на бумажном носителе, при реализации данной технологии декларант сообщает в таможенный орган декларирования о том, что документы будут представлены в другой, удобный участнику ВЭД, орган.
После получения оригиналов документов таможенный орган проводит их сканирование и размещает их сканированные изображения в электронном архиве с электронной подписью должностного лица, проводившего эти действия. Идентификационные номера документов сообщаются участнику ВЭД и в таможенный орган, который запросил данные документы.
В последующем вместо представления оригиналов документов участнику ВЭД достаточно указать их идентификационные номера.
Для более активного внедрения технологии автоматического выпуска важно определить уровень риска участника внешней торговли. Это также делается в автоматическом режиме. Для компаний с низким уровнем риска, так называемого «зеленого сектора», предусмотрены минимальная частота проверок документов и товаров до выпуска товаров, смещение таможенного контроля на этап после выпуска товаров, участие в автоматическом выпуске товаров, а также возможность подачи декларации в любой таможенный орган.
Информационная система ФТС России на основе 35 критериев анализирует различные аспекты деятельности участника ВЭД и относит компанию к высокому, среднему или низкому уровню. Это происходит автоматически, без участия должностных лиц.
Расширение так называемого «зеленого сектора» стало возможным благодаря смягчению требований к срокам ведения хозяйственной деятельности и ее объемам. В 2017 г. ФТС России упростила условия, по которым участники
ВЭД могут быть отнесены к категории низкого уровня риска. В частности, от компании теперь требуется подать минимум 100 деклараций за последние два года (ранее - за год).
Автоматическое (без участия должностных лиц) отнесение фирмы к тому или иному виду по степени риска возможно не для всех участников ВЭД. Так, например, автоматическому категорированию не подлежат фирмы, отнесенные ФНС к высокому уровню налогового риска, или имеющие задолженности по таможенным платежам, а также лица, в отношении которых невозможно провести таможенную проверку.
Чтобы компания была отнесена к низкой степени риска, необходимо выполнение следующих условий: за 2 года должно быть выпущено не менее 100 деклараций на товар, с даты регистрации первой декларации должно пройти более 2 лет (для фирм с низким уровнем налогового риска более 6 месяцев), декларации должны выпускаться под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.
Только компании с низким уровнем риска, так называемый «зеленый сектор», могут участвовать в автоматическом выпуске товаров. Кроме того, им предоставлена возможность подавать декларации в любой таможенный орган, таможенный контроль в отношении их грузов смещается на контроль после выпуска товаров. По данным ФТС России, на конец 2017 г. 67 % деклараций на товар и 82 % всех таможенных платежей приходится на участников ВЭД с низким уровнем риска (около 7 500 участников внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают доходность по таможенным платежам). Еще несколько лет назад к сектору участников внешнеэкономической деятельности с минимальными рисками относились только 2 800 предприятий (3,5 % всех участников внешнеэкономической деятельности). Это также свидетельствует об успешности внедрения цифровых технологий в деятельность таможенных органов.
В системе ФТС для всех участников ВЭД в 2016 г. появилась возможность открыть Единый лицевой счет. Преимущество такого подхода для участника ВЭД состоит в возможности декларирования товара в любом таможенном органе РФ, деньги при этом всегда поступают на один счет. Это ускоряет прохождение денежных платежей и повышает эффективность управления денежными средствами компаний, осуществляющих таможенное оформление своих грузов в разных регионах. Благодаря специальной элек-
тронной цифровой подписи можно получить данные об остатках в режиме онлайн. Это удобно при информировании о расходовании денежных средств и осуществлении возвратов (зачетов) таможенных и иных платежей.
Таможни организуют и успешно проводят совещания для участников ВЭД, на которых разъясняются новые подходы в работе таможенных органов и применение передовых информационных технологий в таможенном декларировании.
Уплата таможенных пошлин, налогов и денежных средств на лицевые счета на уровне ФТС России осуществляется на основании Приказа ФТС России от 22 августа 2016 г. № 1617 «Об утверждении Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможен с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России» (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 30 января 2017 г. № 139).
Концепция централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности была принята в 2013 г. В соответствии с ней применение единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности и централизацию учета таможенных и иных платежей в единой базе данных планировалось начать с января 2015 г.
Такой подход позволяет сократить сроки уплаты таможенных платежей и сроки декларирования товаров.
В практике взаимодействия между таможенными органами и бизнесом все большее место занимают электронные документы, банковские гарантии и таможенные расписки. В 2017 г. таможенными органами было принято около 3,5 тысяч электронных банковских гарантий на сумму более 21,9 миллиардов рублей. По итогам прошедшего года электронные банковские гарантии выдавались 23 кредитными организациями [5].
На собираемость сумм ввозных таможенных пошлин на территории Российской Федерации оказывает влияние ряд факторов: ежегодное снижение ставок ввозных таможенных пошлин в связи с исполнением обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией, перераспределение объемов декларирования товаров между государствами - членами
ЕАЭС [1, с. 5]. Косвенное влияние оказывают и современные цифровые технологии.
Возможность обеспечения уплаты таможенных платежей электронной банковской гарантией была реализована в апреле 2017 г. благодаря расширению информационного обмена между ФТС России и кредитными организациями. Был сокращен срок приема банковской гарантии. При этом участнику ВЭД предоставлена возможность получения информации о приеме либо об отказе в приеме банковской гарантии в режиме времени, близком реальному (не более часа в «Личном кабинете участника ВЭД»).
С сентября 2017 г. таможенные органы приступили к оформлению электронных таможенных расписок, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. До конца прошлого года таких расписок было оформлено на сумму более 50 миллиардов рублей [5].
Перевод таможенной расписки в электронный вид упростил форму данного документа, сведения о котором стали передаваться плательщику в автоматизированном режиме посредством «Личного кабинета участника ВЭД».
ФТС России активно проводится работа по повсеместному внедрению в практику работы таможенных органов различных технологий, основанных на возможностях интернета, направленных на оптимизацию совершаемых таможенных операций, обеспечивающих ускорение и упрощение таможенного контроля при сохранении уровня его эффективности.
К октябрю 2018 г. в России должна заработать первая Приволжская электронная таможня, созданная в Нижнем Новгороде.
В настоящее время Федеральной таможенной службой в Северо-Западном таможенном управлении проводится эксперимент по осуществлению таможенного декларирования в центрах электронного декларирования с ограничением компетенции таможенных постов таможни, привязанных к данному центру электронного декларирования.
Суть данного эксперимента заключается в разделении таможенных операций, связанных с принятием деклараций на товары (ДТ), подаваемых в электронной форме, и таможенных операций, предшествующих подаче ДТ, а также операций, связанных с проведением фактического таможенного контроля.
На данном этапе предполагается, что компетенция отдельных таможенных постов Санкт-Петербургской таможни по принятию
таможенных деклараций будет ограничена. Эти таможенные посты будут осуществлять таможенные операции, связанные с проведением фактического таможенного контроля. Декларирование товаров, расположенных в регионе деятельности данных таможенных постов осуществляется на Санкт-Петербургском таможенном посту (ЦЭД).
Предусмотрено электронное информирование о движении грузов через внутренние границы, чтобы предотвратить переток в Россию и другие страны ЕАЭС ввезённых в одну из этих стран товаров [4, с.102].
Передовые информационные технологии повышают качество таможенных услуг, значительно сокращают затраты времени на проведение таможенных операций, облегчают работу участников внешнеэкономической деятельности и снижают риски коррупции.
Однако помимо преимуществ у информационных технологий и цифровой таможни существуют и дополнительные риски, проблемы внедрения.
Одним из неблагоприятных последствий может стать решение кадровых вопросов. С одной стороны, это значительное сокращение кадров в таможенных органах. Такая тенденция отчетливо заметна в настоящее время. Десять лет назад в Саратовской таможне работало более 600 человек, в настоящее время - менее 300. Центры электронного декларирования приведут к высвобождению сотрудников таможенных представителей. А с другой стороны, кадровые ресурсы, готовые к выполнению новых задач, необходимо наращивать, осуществлять соответствующую подготовку, переподготовку, что потребует определенных временных и материальных затрат со стороны государственного финансирования. Как показала практика, таможенная служба нуждается в ИТ-специалистах трех видов: это, прежде всего, сотрудники отделов информационной безопасности и технической защиты информации, а так же сотрудники отделов эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения. Третий вид специалистов - системные аналитики и постановщики задач для научно-обоснованных решений по автоматизации таможенных процессов и их реинжинирингу [7, с. 92] .
Кроме того, автоматизация всех операций без участия должностных лиц таможенных органов как ключевая цель развития цифровых технологий в таможенной системе потребует наращивание материально-технической базы,
донастройку информационной системы к новым параметрам, что также связано со значительным расходованием бюджетных средств.
Серьёзной проблемой остается информационная безопасность, требования к которой резко повышаются в связи с активным использованием цифровых технологий. Возрастает зависимость от технического оснащения таможенных органов, качественной работы ЕАИС и других информационных ресурсов. Программное обеспечение для выполнения задач по реализации стопроцентного декларирования в электронной форме должно функционировать на высочайшем уровне, информационная система - надежно работать. И в этом сегменте присутствуют риски, связанные с зависимостью состояния материально-технической базы таможенных органов от импортного программного оборудования, ко -торое состоит из отечественных прикладных программ, размещенных на платформе импортного производства. «Альт Линукс», ОС «Заря» и ROSA - аналоги операционных систем импортного производства, имеющие российские сертификаты соответствия, которые рассматриваются как замена существующих зарубежных. Далее, СУБД ORACLE - система управления базами данных, аналогов которой нет, либо есть но их производительность на порядок ниже (СУБД Progress Pro). Южнокорейская СУБД Tibero является практически полностью идентичной СУБД ORACLE, прошла тестирование в российских таможенных органах. СУБД «ЛИНТЕР» разработана российскими специалистами и соответствует отечественным требованиям безопасности.
Электронное взаимодействие таможенных органов разных стран, а также их межведомственное информационное взаимодействие также сопряжено с определёнными рисками утечки информации, утраты данных из-за ошибок и сбоев системы.
Таможенные органы проводят работу по практически полному переходу в цифровое пространство, постепенно автоматизируя все процессы совершения таможенных операций.
Проведение данной работы во многом, а в ряде случаев напрямую зависит от готовности иных органов перейти на электронную форму взаимодействия.
В условиях, когда формируется новая нормативная база, хотелось бы получить информацию от бизнес-сообщества о тех документах или процессах, которые необходимо в первую очередь перевести в электронную форму.
Для организации электронного взаимодействия таможенных органов и иных федеральных органов исполнительной власти используется система межведомственного электронного взаимодействия. Техническая реализация осуществляется через электронные сервисы, соответствующие специально разработанным и зарегистрированным заинтересованными контролирующими органами.
Необходимость обращения к сервисам соответствующих ведомств через СМЭВ, обусловленная заявлением в декларациях на товары (ДТ) сведений о документах, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, возникает в 60 % случаев декларирования товаров [6]. При анализе результатов использования СМЭВ выяснилось, что по ряду позиций отмечена нулевая результативность при направленных запросах ряда сервисов федеральных органов исполнительной власти. С некоторых сервисов поступают завершавшиеся ошибкой ответы. У некоторых ведомств выявлено отсутствие ряда сведений, недостаточная наполненность баз данных ряда ведомств [6].
Говоря об удаленности мест нахождения товаров и мест таможенного декларирования, стопроцентное электронное декларирование на сегодняшний день не означает полного электронного взаимодействия декларанта с таможенными органами. Так, на практике 90 % операций осуществляется в электронном виде, порядка 10 % (предоставление сертификатов происхождения, ветеринарных и фитосанитарных документов, железнодорожных товаро-транс-портных накладных при экспорте, отзыв декларации на товары и т. п.) - в бумажном.
В соответствии с таможенным кодексом Евразийского экономического союза, всё общение таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности должно перейти в электронный формат. Так, на данный момент декларирование товаров в стопроцентном объеме идет в электронной форме. Планируется в электронный вид перевести весь документооборот и другие виды взаимодействия.
Создание единой сети центров электронного декларирования не потребует концептуального изменения принципа их работы - взаимодействие центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля будет по-прежнему строиться на применении технологии удаленного выпуска.
Вместе с тем, исходя из специфики функционирования единой сети центров электронного
декларирования, а также приоритета электронной формы представления документов, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС, отдельные аспекты их функционирования потребуют доработки, направленной, в первую очередь, на создание и развитие технологий, предусматривающих исключение необходимости личного присутствия декларанта в центре электронного декларирования в ходе декларирования товаров.
На сегодняшний день к реализованным электронным сервисам относятся: «Личный кабинет участника ВЭД», «Предварительное решение классификации товаров по ТНВЭД ЕАЭС», «Оформление таможенной расписки», «Подача банковской гарантии». В остальных 90 % взаимодействие осуществляется с использованием бумажных документов.
Комплексная Программа развития ФТС России на период до 2020 г. содержит поручение по переводу на безбумажные технологии лишь четырех сервисов:
- «Электронное декларирование физических лиц и международных почтовых отправлений»;
- «Включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела»;
- «Заявление о выпуске товара до подачи декларации»;
- «Подача заявлений на открытие и продление таможенной процедуры переработки».
Но есть и таможенные операции, не охваченные электронными сервисами, такие как:
- «Подтверждение факта вывоза товаров»;
- «Ознакомление с результатами экспертиз и ходатайства по дополнительным вопросам эксперту»;
- «Подача заявлений на продление таможенных процедур временного ввоза, уничтожения и т. п.»
- «Подача лицензий, списание квот и т. п.»;
- «Оформление многооборотной тары»;
- «Оформление гарантийных сертификатов и использование средств по предварительной декларации для обеспечения доставки» и др.
Кроме того, часть реализованных электронных сервисов для полноценного использования потребует изменения нормативно-правовой базы, как, например, «Предоставление ветеринарных и фитосанитарных документов», «Производство по делам об административных правонарушениях», «Предоставление сертификатов происхождения». В рамках работ, проводимых в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС и Федерального
закона «О таможенном регулировании», запланировано изменение базовых приказов, регламентирующих порядок регистрации деклараций, совершения таможенных операций в электронной форме, применения технологий удаленного выпуска, автоматической регистрации и автоматического выпуска.
Необходима разработка нормативно-правового документа, который будет учитывать не только вопросы электронного декларирования товаров, в том числе с применением технологии удаленного выпуска, но и вопросы применения технологии автоматической регистрации деклараций и выпуска товаров, вопросы удаленного представления запрашиваемых в ходе декларирования документов на бумажных носителях, вопросы диспетчеризации деклараций, а также вопросы электронного взаимодействия центров электронного декларирования с функциональными подразделениями таможни в ходе принятия или согласования решений.
Технология автоматической диспетчеризации декларации конкретному таможенному органу должна базироваться на выборе места декларирования в зависимости от: категории товара, вида транспорта, места налогового учета декларанта, места нахождения товара.
Исходя из вышесказанного, в целях минимизации рисков по невыполнению контрольных показателей развития цифровых технологий необходимо провести полный аудит всех таможенных операций, осуществление которых требует личного контакта (бумажного документооборота), а по итогам аудита оценить реальную востребованность того или иного сервиса (частоту использования). Далее необходимо определить нормативно-правовые акты, нуждающиеся в корректировке, провести работу по изменению законодательства для полноценного внедрения электронных сервисов. И только после этого можно концентрировать таможенное оформление в центрах электронного декларирования.
Библиографический список (References)
1. Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Организация системы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС // Наука и общество. 2017. № 1 (27). С. 4-10.
2. Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Роль и место таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века : матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И. А. Сушкова. 2016. С. 17-24.
3. Ермилов И.С., Игнатьева Г.В. Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 31-35.
4. Игнатьева Г.В. Таможенное регулирование как инструмент экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века : матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. 2016. С. 99-105.
5. Новости таможни. URL: http://customsonline. ru/4534-v-2017-tamozhennymi-organami-godu-bylo-prinyato-elektronnyh-bankovskih-garantiy-na-summu-okolo-22-mlrd-rubley.html (дата обращения: 27.01.2018).
6. Надежный контроль без лишних барьеров. URL: http://customsonline.ru/4438-nadezhnyy-konrl-bez-lishnih-barerov.html (дата обращения: 27.01.2018).
7. Филиппова Л.А., Никитченко И.И. Проблемы подготовки IT-специалистов в условиях перехода к им-портозамещению программного обеспечения в ЕАИС таможенных органов // О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере информационно-коммуникационных технологий : сб. матер. Межведомствен. науч. конф. М. : РИО Российской таможенной академии, 2016.
1. Alokhina O.V, Kashcheyev V.V, Poroshin Yu.B. (2017) Organizatsiya sistemy administrirovaniya tamozhennykh platezhey v usloviyakh EAES [Organization of the system of administration of customs payments in the framework of the Eurasian Economic Union] // Nauka i obshchestvo. № 1 (27). P. 4-10.
2. Alokhina O.V, Kashcheyev VV, Poroshin Yu.B (2016) Rol' i mesto tamozhennykh organov v obespechenii ekonomi-cheskoy bezopasnosti [The role and place of customs authorities in ensuring economic security] // Ekonomicheskaya bezo-pasnost' Rossii: vyzovy XXI veka : mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. I.A. Sushkova. P. 17-24.
3. Yermilov I.S., Ignat'yeva G.V. (2016) Peredovyye informatsionnyye tekhnologii v tamozhennom dele [Advanced information technologies in customs management] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (22). P. 31-35.
4. Ignat'yeva G.V. (2016) Tamozhennoye regulirovaniye kak instrument ekonomicheskoy bezopasnosti [Customs regulation as an instrument of economic security] // Ekonomiches-kaya bezopasnost' Rossii: vyzovy XXI veka : mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. I.A. Sushkova. P. 99-105.
5. Novosti tamozhni [Customs bulletin]. URL: http://cus-tomsonline.ru/4534-v-2017-tamozhennymi-organami-godu-bylo-prinyato-elektronnyh-bankovskih-garantiy-na-summu-okolo-22-mlrd-rubley.html (date of access: 27.01.2018).
6. Nadezhnyy kontrol' bez lishnikh bar'yerov [Efficient control without unnecessary barriers]. URL: http://custom-sonline.ru/4438-nadezhnyy-konrl-bez-lishnih-barerov.html (date of access: 27.01.2018).
7. Filippova L.A., Nikitchenko II (2016) Problemy pod-gotovki IT-spetsialistov v usloviyakh perekhoda k importo-zameshcheniyu programmnogo obespecheniya v YEAIS tamozhennykh organov [Problems of training IT specialists in the context of transition to import substitution of software products in the Unified automated information system of customs authorities] // O problemakh importozameshcheniya v tamozhen-nykh organakh i novykh razrabotkakh v sfere informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy: sb. mater. mezhvedomstven. nauch. konf. Moscow : RIO Rossiyskoy tamozhennoy akademii.