Научная статья на тему 'Цифровизация налогового контроля России и ее влияние на экономическую безопасность'

Цифровизация налогового контроля России и ее влияние на экономическую безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговое администрирование / налоговый контроль / налоговые правонарушения / цифровизация / налоговые проверки / контроль налогоплательщиков / экономическая безопасность / tax administration / tax control / tax offenses / digitalization / tax audits / taxpayer control / economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Владимирович Минаков, Нодари Дарчоевич Эриашвили

Налоговая система в настоящее время нуждается в совершенствовании администрирования и развитии цифровизации. Развитие системы налогового контроля позволяет выявлять налоговые правонарушения, привлекать к ответственности лиц, их совершивших, способствовать тем самым росту собираемости налогов, а также минимизации уклонения от налогов. Развитие и модернизация цифровых методов налогового контроля позволяет обеспечивать полноту уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, более эффективно выявлять налоговые преступления, негативно отражающиеся на пополнении государственного бюджета, а следовательно, обеспечивать экономическую безопасность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андрей Владимирович Минаков, Нодари Дарчоевич Эриашвили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of tax control in Russia and its impact on economic security

The tax system currently needs to be improved in administration and digitalization. The development of the tax control system makes it possible to identify tax offenses, prosecute those who have committed them, thereby contributing to the growth of tax collection, as well as minimizing tax evasion. The development and modernization of digital methods of tax control makes it possible to ensure the completeness of payment of taxes and fees by taxpayers, more effectively identify tax crimes that negatively affect the replenishment of the state budget, and, consequently, ensure the economic security of the country.

Текст научной работы на тему «Цифровизация налогового контроля России и ее влияние на экономическую безопасность»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 269 — 276. ЛибЩоита!. 2023;(4):269 — 276.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья УДК 336.74

https://doi.org/1 0.2441 2/1 727-8058-2023-4-269-276 201 7-0074-4/23-200

EDN: https://elibrary.ru/YORHLA MOSURED: 77/27-021-2023-04-400

Цифровизация налогового контроля России и ее влияние на экономическую безопасность

Андрей Владимирович Минаков1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2, 3

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

3 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 minakov-info@yandex.ru

2 office@unity-dana.ru

Аннотация. Налоговая система в настоящее время нуждается в совершенствовании администрирования и развитии цифровизации. Развитие системы налогового контроля позволяет выявлять налоговые правонарушения, привлекать к ответственности лиц, их совершивших, способствовать тем самым росту собираемости налогов, а также минимизации уклонения от налогов. Развитие и модернизация цифровых методов налогового контроля позволяет обеспечивать полноту уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, более эффективно выявлять налоговые преступления, негативно отражающиеся на пополнении государственного бюджета, а следовательно, обеспечивать экономическую безопасность страны.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговые правонарушения, цифровизация, налоговые проверки, контроль налогоплательщиков, экономическая безопасность

Для цитирования: Минаков А.В., Эриашвили Н.Д. Цифровизация налогового контроля России и ее влияние на экономическую безопасность // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 269—276. https://doi.org/l0.24412/1727-8058-2023-4-269-276. EDN: https://elibrary.ru/YORHLA.

ECONOMIC SECURITY

Original article

Digitalization of tax control in Russia and its impact on economic security

Andrey V. Minakov1, Nodari D. Eriashvili2, 3

1 2 Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

3 State University of Management, Moscow, Russia

1 minakov-info@yandex.ru

2 office@unity-dana.ru

Abstract. The tax system currently needs to be improved in administration and digitalization. The development of the tax control system makes it possible to identify tax offenses, prosecute those who have committed them, thereby contributing to the growth of tax collection, as well as minimizing tax evasion. The development and modernization of digital methods of tax control makes it possible to ensure the completeness of payment of taxes and fees by taxpayers, more effectively identify tax crimes that negatively affect the replenishment of the state budget, and, consequently, ensure the economic security of the country.

Keywords: tax administration, tax control, tax offenses, digitalization, tax audits, taxpayer control, economic security

For citation: Minakov A.V., Eriashvili N.D. Digitalization of tax control in Russia and its impact on economic security // Audi-torskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):269—276. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-269-276. EDN: https://elibrary.ru/YORHLA.

© Минаков А.В., Эриашвили Н.Д., 2023

Проблемы экономической безопасности становятся комплексными с учетом роста угроз, в том числе связанных с киберрисками (утечкой информации, компьютерными вирусами, хакерскими атаками, мошенничеством в сети Интернет). Стабильность налоговой системы, обеспечение регулярности сбора налогов и контроля за налогоплательщиками также воспринимаются как важный элемент экономической безопасности государства.

Сначала необходимо дать определение экономической безопасности. Так, А.Н. Дуле-пов с соавторами считают, что экономическая безопасность — это комплекс эффективных мер официальных государственных органов по обеспечению устойчивости экономической системы к внешним и внутренним угрозам [8, с. 235]. Экономическая безопасность означает доступ к ресурсам, финансам и рынкам, необходимым для поддержания приемлемого уровня процветания и управления. Система экономической безопасности является неотъемлемой частью национальной безопасности, защищающей жизненно важные интересы граждан, общества и государства [9, с. 176]. Экономическая безопасность обеспечивает возможность национальной экономике расширять самовоспроизводство для удовлетворения потребностей граждан, общества и государства на конкретном уровне и временном интервале, а также означает состояние экономики, обеспечивающее достаточно высокий и стабильный экономический рост.

Одним из элементов обеспечения экономической безопасности является налоговая безопасность. По мнению О.Н. Грабовой и А. Р. Романова, налоговая безопасность представляет собой состояние надежности налого-

вой системы, при котором обеспечивается полнота уплаты налогов и сборов в соответствии с законодательством, осуществляется контрольно-надзорная деятельность, направленная на предотвращение противоправных действий налогоплательщиков [5, с. 130]. Г.С. Глазов и В.А. Иванова считают, что эффективная налоговая система с налаженным механизмом налогового контроля содействует процветанию страны, обеспечивает ее независимость, достижение социально-экономических целей [4, с. 58].

Одной из угроз экономической безопасности являются налоговые правонарушения и преступления, так как в результате совершения таких правонарушений бюджет недополучает причитающиеся ему средства, в результате чего приходится ограничивать или сокращать масштабы государственных и муниципальных программ и проектов, сокращать бюджетные расходы на экономику и социальную сферу. О. А. Левшукова и Е.А. Дзюба считают, что налоговые преступления подрывают устойчивость социально-экономического развития государства [12, с. 59].

Рассмотрим динамику налоговых преступлений в России за последние годы (рис. 1 и 2).

В 2021 г. количество зарегистрированных налоговых преступлений выросло на 13,8%, а в 2022 г. снизилось на 5% и составило 5264 преступления. Количество предварительно расследованных налоговых преступлений ежегодно росло: в 2021 г. оно выросло на 10,8%, а в 2022 г. — еще на 6,8%. Доля предварительно расследованных преступлений в общем объеме зарегистрированных преступлений составляла в 2020 г. 61,5%, в 2021 г. она снизилась до 59,9%, а в 2022 г. выросла до 67,4%, что является позитивным фактом (рис. 1).

6000 5000 4000 £ 3000 2000 1000 О

4872

5264

2996

3321

3 546

2020 г.

2021 г период

2022 г

□ Зарегистрировано ■ Предварительно расследовано

Рис. 1. Динамика налоговых преступлений в РФ в 2020—2022 гг., ед.

Источник: составлено авторами на основе [15].

В январе-августе 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. количество зарегистрированных налоговых преступлений выросло на 7%, а количество предварительно расследо-

Доля предварительно расследованных преступлений в общем объеме зарегистрированных преступлений составила в январе-августе 2022 г. 70,9%, в январе-августе 2023 г. — 69,7%, т.е. в

ванных налоговых преступлений выросло на 1%. 2023 г. ситуация ухудшилась (рис. 2). 5000 4000 3000 2000 1000 О

36-6 3934

январь-август 2022 г январь-август2023 г

период

□ Зарегистрировано

Предварительно расследовано

Рис. 2. Динамика налоговых преступлений за январь-август 2022—2023 гг., ед.

Источник: составлено авторами на основе [15].

Данные статистики могут свидетельствовать о недостаточно грамотной защите, разработанной Федеральной налоговой службой России в целях противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям.

Для контроля, обнаружения и расследования налоговых правонарушений предназначен нало-

говый контроль, который выражается в системе контрольно-проверочных действий [11, с. 144].

Предмет налогового контроля — это своевременная и полная уплата налогоплательщиками налогов и сборов.

Задачи налогового контроля представлены на рис. 3.

Про верка соблюдения законодательств а о налогах п сборах

Пр о в ер ка пр а В1 ш ьно с и 111С ч* 1С л еш гя 11 с в о евр еменно с тт I у пл а ты

налогов и сборов, страховых взносов

Пр епя тств! 1е ух оду от нал о гоо б л ожеш ш

Выявление п привлечение к ответственности лиц. виновных в

с о вер ш ей ш налоговых правонарушений

Устранение причин нарушения законодательства о налогах и

сборах

Рис. 3. Задачи налогового контроля

Источник: составлено авторами на основе [1, с. 234].

По мнению Д.В. Гриневича, совершенствование налогового контроля относится к одному из важных факторов повышения экономической безопасности. Эффективное осуществление налогового контроля приводит к росту поступлений в бюджет, создает благоприятные условия для развития

бизнеса и роста жизненного уровня граждан [6, с. 145].

Основными формами налогового контроля являются камеральные и выездные налоговые проверки. На рис. 4 представлена динамика количества камеральных налоговых проверок в РФ за последние годы.

Рис. 4. Динамика количества камеральных налоговых проверок в РФ, млн ед.

Источник: составлено авторами на основе [7].

За 2020—2022 гг. количество камеральных на с переходом части контрольных действий

проверок снизилось на 7 млн. В первом по- в режим «онлайн».

лугодии 2023 г. было минимальное количест- Показатели результативности камераль-

во проверок относительно аналогичных пе- ных налоговых проверок отражены на

риодов 2020—2022 гг. Такая динамика связа- рис. 5.

р езультап шность камер альных налоговых про в ер ок, У о

Рис. 5. Анализ результативности камеральных налоговых проверок, %

Источник: составлено авторами на основе [7].

В первом полугодии 2023 г. была самая низкая результативность камеральных налоговых проверок относительно аналогичных периодов 2020—2022 гг.

За 2020—2022 г. количество выездных проверок в отношении организаций выросло на 3901 единицу, однако относительно периода с

2015 по 2018 г., когда количество составляло от 20,5 до 16,2 тыс. проверок в год, заметно снижение количества проверок. В первом полугодии 2023 г. количество проверок относительно аналогичного периода 2022 г. снизилось в два раза. Такая динамика обусловлена процессом цифровизации контроля (рис. 6).

Рис. 6. Динамика количества выездных налоговых проверок в отношении организаций в РФ, ед.

Источник: составлено авторами на основе [7].

Результативность выездных налоговых проверок является достаточно высокой и растет с каждым годом. Высокая результативность проверок объясняется тем, что выездные проверки совершаются после предварительно проведенной работы со стороны налоговых органов в час-

ти налогового контроля (изучение дополнительной информации о конкретных сделках, проведение анализа данных автоматизированных информационных систем и пр.). В первом полугодии 2023 г. показатель результативности выездных налоговых проверок достиг 97,56% (рис. 7).

98 97,5 97 96,5 о° 96 95,5 95 94,5 94

9^,56

95 26 95,48

1 пол 2020 г 1 пол 2021 г 1 пол 2022 г

период

1 пол 2023 г

результативность выездных налоговых проверок в отношении организации. %

Рис. 7. Анализ результативности выездных налоговых проверок, %

Источник: составлено авторами на основе [7].

За 2020—2022 гг. сумма доначисленных начислений, включающая штрафы пени, — налогов выросла на 304 млрд руб., а сумма до- на 475 млрд руб. (рис. 8).

2020 г 2021 г 2022 г 1 пол 2023 г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

период

сумма доначисленных налогов ■ суммы доначислений, включая пенн и штрафы

Рис. 8. Динамика налоговых доначислений по результатам выездных налоговых проверок

в отношении организаций в РФ, ед.

Источник: составлено авторами на основе [7].

Представленные данные показывают, что благодаря цифровизации налоговых органов процессы налогового контроля стали более эффективными.

В настоящее время цифровизация налогообложения, налогового администрирования и контроля актуальна так же, как и в других отраслях. В систему налогового контроля внедряются современные программы и компьютерные технологии [3, с. 71].

На сегодняшний день существует немало автоматизированных систем, позволяющих обеспечить высокий уровень налогового контроля.

С.Г. Синельников-Мурылев с соавторами выделяют такие цифровые инструменты налогового контроля и цифровые сервисы для налогоплательщиков, как:

• автоматизированная система контроля за возмещением НДС;

• онлайн-кассы;

• интеграции информационных систем банков и налоговой службы;

• автоматический обмен информацией с зарубежными странами;

• единый налоговый платеж для физических лиц;

• распределенный реестр налоговой службы;

• интерактивные сервисы [14, с. 8].

О.С. Кириллова считает основными следующие цифровые технологии налоговой службы:

• автоматизированную информационную систему «Налог»;

• систему маркировки товаров и др. [10, с. 12].

В настоящее время налоговые органы имеют доступ к информации о банковской тайне в рамках процедуры взыскания ущерба, нанесенного бюджету, у налоговой службы есть возможность определить более широкий круг лиц, с которых можно взыскать ущерб.

В результате происходит увеличение количества услуг, оказываемых органами налогового контроля обезличено, т.е. через компьютерную сеть, а по мере увеличения такого перечня повышается и уровень ответственности за нарушение финансовой и налоговой дисциплины.

Безусловно, цифровизация налогового контроля имеет множество преимуществ (эффективность, сокращение сроков и затрат на проверки), однако нельзя не отметить наличие проблем в рассматриваемой сфере:

• недостаток в налоговых органах новейших систем и программ;

• недостаточный уровень знаний цифровых технологий, слабая подготовка кадрового состава на техническо-админи-стративных должностях;

• не все проверки являются добросовестными и некачественными;

• хакерские атаки на серверы с личными данными пользователей [2, с. 125].

H.Р. Бобейко считает, что для развития цифровизации налогового контроля необходимы постоянное повышение квалификации налоговых служащих и обмен опытом, совершенствование законодательства по организации контрольных проверок [2, с. 125].

По мнению Т.В. Муравлевой, необходимо усовершенствовать контроль над электронной коммерцией, разработать стандарты системы электронного документооборота бизнеса, повышать налоговую грамотность налогоплательщиков, улучшать средства защиты информационных систем [13, с. 39].

Таким образом, экономическая безопасность является залогом успешного развития любого государства. Вектор этого развития должен быть направлен на обеспечение устойчивого развития государства, реализацию структурных реформ и, как следствие, повышение уровня жизни населения. Одним из элементов обеспечения экономической безопасности является налоговая безопасность. Система налогового контроля поддерживает управление налоговыми рисками и обеспечивает соблюдение налогового законодательства. В настоящее время в систему налогового контроля активно внедряются современные программы и компьютерные технологии (АСК «НДС», АИС «Налог», онлайн-кассы, обмен данными с банками и т.д.). Как показал анализ проведения налоговых проверок, благодаря цифровизации налоговых органов процессы налогового контроля стали более эффективными. Для дальнейшего развития цифровизации налогового контроля необходимо повышение уровня защищенности налоговых информационных систем, повышение квалификации налоговых служащих, совершенствование законодательства по организации контрольных проверок.

Список источников

I. Басов И.В. Налоговый контроль как инструмент борьбы с уклонением от уплаты налогов и составляющая экономической безо-

пасности государства // Вестник науки. 2021. Т. 2, № 6-1. С. 234-246.

2. Бобейко Н.Р. К Вопросу о налоговом контроле в условиях цифровизации // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2023. № 4. С. 125-130.

3. Бородина Ю.И, Токмачева Н.В. Цифро-визация налогового контроля России и ее влияние на экономическую безопасность // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 71—76.

4. Глазов Г. С., Иванова В.А. Влияние качества налогового контроля на обеспечение экономической безопасности России // Эпо-мен. 2020. № 49. С. 58—65.

5. Грабова О.Н, Романов А.Р. Классификация и оценка показателей налоговой безопасности региона // Экономическая безопасность и маркетинговое управление социально-экономическими системами. Кострома, 2020. С. 130—135.

6. Гриневич Д.В. Влияние налогового контроля на экономическую безопасность хозяйствующих субъектов региона // Вестник ВИЭПП. 2023. № 1. С. 145—151.

7. Данные по формам статистической налоговой отчетности // URL: https://www.nalog. gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_anal ytics/forms/

8. Дулепов А.Н, Савелов Г.А, Калач Г.П. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности // Оригинальные исследования. 2022. Т. 12, № 4. С. 235—240.

9. Ермилова О.А., Бобошко Н.М. Роль экономической безопасности в обеспечении национальной безопасности // Поиск. 2023. № 2. С. 176—180.

10. Кириллова О.С. Цифровая архитектура налоговых процессов: актуальные вопросы развития в современных условиях// Промышленность: экономика, управление, технологии. 2020. № 3. С. 12—15.

11. Латышкина Д.Е, Цельникер Г.Ф. Некоторые современные аспекты цифровизации налогового контроля // Modern Science. 2020. № 1-1. С. 144—148.

12. Левшукова О.А., Дзюба Е.А. Проблемы борьбы с налоговыми преступлениями и пути их решения // Деловой вестник предпринимателя. 2023. № 2. С. 59—62.

13. Муравлева Т.В. Цифровые тренды нало-ового контроля // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 3. С. 39—43.

14. Синельников-Мурылев С.Г., Милоголов Н.С., Берберов А.Б. Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски // Экономическая политика. 2022. № 17. С. 8-33.

15. Состояние преступности // URL: https:// мвд .рф /reports/4/

References

1. Basov I.V. Tax control as a tool to combat tax evasion and a component of the economic security of the state // Bulletin of Science. 2021. Vol. 2, No. 6-1. pp. 234-246.

2. Bobeyko N.R. On the issue of tax control in the conditions of digitalization // Skif. Questions of student science. 2023. No. 4. pp. 125—130.

3. Borodina Yu.I, Tokmacheva N.V. Digitalization of tax control in Russia and its impact on economic security // State and municipal administration. Scientific notes. 2021. No. 4. pp. 71—76.

4. Glazov G.S., Ivanova V.A. The influence of the quality of tax control on ensuring the economic security of Russia // Epomen. 2020. No. 49. pp. 58—65.

5. Grabova O.N., Romanov A.R. Classification and assessment of indicators of tax security of the region // Economic security and marketing management of socio-economic systems. Kostroma, 2020. pp. 130—135.

6. Grinevich D. V. The impact of tax control on the economic security of economic entities in the

region // Bulletin of the RESP. 2023. No. 1. pp. 145-151.

7. Data on statistical tax reporting forms // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/

8. Dulepov A.N., Savelov G A., Kalach G.P. Economic security in the national security system // Original research. 2022. Vol. 12, No. 4. pp. 235—240.

9. Ermilova O.A., Boboshko N.M. The role of economic security in ensuring national security // Search. 2023. No. 2. pp. 176—180.

10. Kirillova O.S. Digital architecture of tax processes: current issues of development in modern conditions // Industry: economics, management, technology. 2020. No. 3. pp. 12—15.

11. Latyshkina D.E., Zelniker G.F. Some modern aspects of digitalization of tax control // Modern Science. 2020. No. 1-1. pp. 144—148.

12. Levshukova O.A., Dzyuba E.A. Problems of combating tax crimes and ways to solve them // Entrepreneur's Business Bulletin. 2023. No. 2. pp. 59—62.

13. Muravleva T.V. Digital trends of tax control // Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2022. No. 3. pp. 39—43.

14. Sinelnikov-Murylev S.G., Milogolov N.S., Berberov A.B. Digitalization of tax administration in Russia: opportunities and risks // Economic policy. 2022. No. 17. pp. 8—33.

15. The state of crime // URL: https:// mba /reports/4/

Информация об авторах

А.В. Минаков — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор;

Н.Д. Эриашвили — профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры частного права Государственного университета управления, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Information about the authors A.V. Minakov — Professor, Department of Economics and Accounting, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economics, Professor.

N.D. Eriashvili — Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Professor of the Department of Private Law of the State University of Management, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Laureate of the Russian Government Prize in Science and Technology, Honorary Lawyer of Russia.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 23.10.2023; одобрена после рецензирования 06.11.2023; принята к публикации 23.11.2023.

The article was submitted 23.10.2023; approved after reviewing 06.11.2023; accepted for publication 23.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.