Научная статья на тему 'Выездная налоговая проверка как способ выявления налоговых преступлений'

Выездная налоговая проверка как способ выявления налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые органы / налоговый контроль / выездная налоговая проверка / предпроверочный анализ / налоговые преступления / tax authorities / tax control / field tax audit / pre-audit analysis / tax crimes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Анатольевна Сафохина

Рассматриваются возможности налоговых органов по выявлению налоговых преступлений посредством проведения выездной налоговой проверки. В процессе исследования установлено, что налоговые органы имеют эффективные инструменты для выявления налоговых преступлений при осуществлении налогового контроля. Применение предпроверочного анализа позволяет отобрать для проведения выездных налоговых проверок тех налогоплательщиков, у которых вероятность неуплаты налогов в крупных размерах велика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Field tax audit as a way to detect tax crimes

The possibilities of the tax authorities to identify tax crimes through a field tax audit are being considered. The study found that the tax authorities have effective tools to detect tax crimes. The use of a pre-audit analysis makes it possible to select for on-site tax audits those taxpayers who have a high probability of non-payment of taxes on a large scale.

Текст научной работы на тему «Выездная налоговая проверка как способ выявления налоговых преступлений»

ECONOMIC SCIENCE

УДК 336.225

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-205-209 EDN: https://elibrary.ru/wyyjam

2015-0066-3/23-737 MOSURED: 77/27-011-2023-03-936

Выездная налоговая проверка как способ выявления налоговых преступлений

Елена Анатольевна Сафохина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

saf-ea@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются возможности налоговых органов по выявлению налоговых преступлений посредством проведения выездной налоговой проверки. В процессе исследования установлено, что налоговые органы имеют эффективные инструменты для выявления налоговых преступлений при осуществлении налогового контроля. Применение предпроверочного анализа позволяет отобрать для проведения выездных налоговых проверок тех налогоплательщиков, у которых вероятность неуплаты налогов в крупных размерах велика.

Ключевые слова: налоговые органы, налоговый контроль, выездная налоговая проверка, предпроверочный анализ, налоговые преступления

Для цитирования: Сафохина Е. А. Выездная налоговая проверка как способ выявления налоговых преступлений // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. С. 205-209. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-205-209. EDN: WYYJAM.

Original article

Field tax audit as a way to detect tax crimes

Elena A. Safokhina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, saf-ea@yandex.ru

Abstract. The possibilities of the tax authorities to identify tax crimes through a field tax audit are being considered. The study found that the tax authorities have effective tools to detect tax crimes. The use of a pre-audit analysis makes it possible to select for on-site tax audits those taxpayers who have a high probability of non-payment of taxes on a large scale.

Keywords: tax authorities, tax control, field tax audit, pre-audit analysis, tax crimes

For citation: Safokhina E. A. Field tax audit as a way to detect tax crimes. Bulletin of economic security. 2023;(3): 205-9. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-205-209. EDN: WYYJAM.

Основная роль в выявлении налоговых преступлений принадлежит налоговым органам, осуществляющим контрольно-надзорную деятельность в отношении налогоплательщиков.

Налоговые органы в современной России - прогрессивное, высокотехнологичное ведомство, имеющее высочайший уровень информационных технологий. В утвержденной руководителем ФНС Д. В. Егоровым Стратегической карте ФНС России на 2021-2023 годы для внедрения в систему управления Службы проектного подхода и стратегического планирования на основе программно-целевого метода [1] можно в числе других выделить и задачи, непосредственно связанные

© Сафохина Е. А., 2023

с вопросами совершенствования контрольной деятельности:

- создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы»;

- развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля;

- совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ;

- создание системы управления рисками;

- совершенствование налогового администрирования, совершенствование инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

- обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий.

Основными средствами данной деятельности являются налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Однако в последние годы развивается еще одна форма контроля налогоплательщиков - налоговый мониторинг, установленный разделом У2. НК РФ, на который с 1 июля 2021 г. смогло перейти большее количество крупных организаций благодаря смягчению условий его применения [2].

Камеральная налоговая проверка в соответствии с п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 87 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства. Порядок проведения камеральных налоговых проверок регулируется ст. 88 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов. Особенностью камеральной проверки является то, что на ее проведение не требуется какое-либо уведомление налогоплательщика, а в современных условиях и уровне информатизации она проводится автоматически, и только если по ходу проверки возникают «нестыковки», нарушения контрольных соотношений, отсутствие данных или несоответствие сведений информации, имеющейся в доступе у налоговых органов, налогоплательщику согласно п. 3 ст. 88 НК РФ направляется требование о предоставлении пояснений или внесения изменений.

Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля установлена в ст. 87 НК РФ. Порядок ее назначения и проведения установлен в ст. 89 НК РФ, а ст. 89.1 и 89.2 конкретизируют особенности проведения в отдельных случаях - для консолидированной группы налогоплательщиков и налогоплательщиков -участников региональных инвестиционных проектов. В отличии от камеральных проверок, НК РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе. В последние годы ФНС России активно работает в области расширения риск-ориентированного подхода к планированию и отбору кандидатов на проведение выездной налоговой проверки и сокращения количества выездных налоговых проверок. Современные информационные технологии, которыми обладает ФНС России, позволяют обрабатывать в рамках камеральных проверок поступающую от налогоплательщиков информацию, а аналитические возможности применяемых программных продуктов, а также применяемые 12 общеизвестных критериев [3] наряду с иной информацией, получаемой ФНС России, позволяют проводить целенаправленные выездные проверки, которые лишний раз не будут «напрягать» законопослушных налогоплательщиков, но настигнут нарушителей. В процессе планирования с целью отбора налогоплательщиков анализируется не только информация, которой обладает ФНС и иные государственные органы, но и любая иная общедоступная информация,

в том числе материалы средств массовой информации и интернет-ресурсы (например, рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации, сайты компаний и т. д.), информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т. п.). Современные подходы к отбору, планированию и проведению позволили существенно повысить результативность выездных налоговых проверок. Проведение выездных налоговых проверок осуществляется налоговыми органами с учетом специально разработанных рекомендаций [4], которые, как позднее было отмечено в письме Минфина России, носят именно рекомендательный характер [5].

Одним из важных направлений при проведении налогового контроля является установление фактов получения необоснованной налоговой выгоды. В частности, в этой связи с целью борьбы с таким явлением, как использование фирм-однодневок, письмом ФНС от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@ введено в оборот вместо неофициального часто используемого термина «однодневки» понятие «техническая компания», к которым относят организации, не ведущие реальную деятельность, не имеющие активов, не сдающие отчетность и не уплачивающие налоги. Причем в ходе мероприятий налогового контроля устанавливать факт того, знает ли проверяемая организация, что контрагент является «технической компанией», налоговые органы будут исходя из наличия переговоров, переписки, по согласованностям и гарантиям, которые предоставил фактический «исполнитель», а также другими методами.

В процессе проведения выездной налоговой проверки укрупненно можно выделить три этапа:

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

Поскольку подготовительному этапу предшествует планирование и отбор, то очевидно наличие у налоговых органов оснований для назначения выездной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика или налогового агента с учетом имеющейся тенденции на сокращение количества выездных налоговых проверок и повышения их эффективности. В этой связи необходимо обеспечить на подготовительном этапе дополнительный сбор информации путем взаимодействия с органами внутренних дел, которые, основываясь на своих информационных возможностях, правовой основе осуществления оперативно-розыскной деятельности, осуществляют сбор информации, в том числе и с использованием негласных источников в соответствии с Федеральным законом об ОРД [6], и эта информация в дальнейшем будет полезна при проведении выездной проверки.

В ходе предпроверочных мероприятий в налоговых органах формируются информационные ресурсы

ECONOMIC SCIENCE

относительно конкретного налогоплательщика, включающие, в том числе и информацию о его контрагентах, анализируются результаты камеральных налоговых проверок по всем налогам, которые проводятся в автоматическом режиме при получении налоговыми органами налоговых деклараций, анализируется представленная бухгалтерская финансовая отчетность и аудиторское заключение о ее достоверности, анализируется основные показатели деятельности налогоплательщика. На предпроверочном этапе также важно изучить конкурентную среду бизнеса налогоплательщика, выявить основных бизнес-конкурентов, их доли на рынке.

На предпроверочном этапе для налоговых органов важно максимально возможно использовать открытую информацию, в частности, интернет-сайт компании, на которой представлены как миссия, цели и задачи компании, так и иная полезная информация, социальные сети. Кроме того, желательно ознакомиться с годовыми отчетами, подготавливаемые налогоплательщиком для годового собрания, которые также представляются в открытом доступе. В этих отчетах широко представлена и нефинансовая информация, которая характеризует специфику деятельности организации, затрагивает экологические, социальные и иные аспекты.

По итогам предпроверочного анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы:

- имеются ли у организации-налогоплательщика налоговые нарушения;

- каков размер возможных доначислений;

- насколько реальны перспективы взыскания доначисления.

Причем, в случае, если у налогоплательщика налоговые органы предполагают по итогам предпрове-рочного анализа наличие серьезных нарушений, налогоплательщик может и не подлежать выездной проверке в том случае, когда материальное положение самого налогоплательщика, его учредителей таково, что не будет возможности получить в бюджет доначисления, то есть выездная проверка не будет назначена. Этим и пользуются разные консалтинговые структуры, которые помогают клиентам избежать выездной налоговой проверки, доначислений и санкций.

По результатам предпроверочного анализа составляется заключение, включающее 6 разделов:

- основная информация о налогоплательщике, включая местонахождение, адреса, телефоны, сведения об учредителях, сведения об имуществе;

- результаты оценки финансово-хозяйственной деятельности;

- оценка рисков по 12 критериям, рекомендованным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 (с учетом ежегодных обновлений значений);

- сведения из информационных источников (в том числе результаты проведенного как автомати-

ческого, так и «ручного» анализа, а также и прогноз эффективности (с точки зрения выявления, доначисления и возможности взыскания) проведения выездной проверки;

- сведения о проведенных мероприятиях (результаты камеральных проверок, проверок контрагентов и т. д.);

- итоговый вывод о целесообразности проведения выездной проверки, включающий оценку того, имеет ли смысл проводить выездную проверку, какую сумму доначислений можно будет реально взыскать с предприятия.

Предпроверочный этап позволяет налоговым органам сформировать план проведения конкретной проверки с учетом ограниченности сроков. Важно учитывать, что на предпроверочном этапе большую роль играет взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел, в частности, переданные специалистами ОВД материалы оперативно-розыскной деятельности, позволяющие устанавливать наличие применения схем уклонения от налогообложения.

В рамках выездной налоговой проверки в ходе основного этапа осуществляется истребование документов (информации) [7, ст. 93, 93.1, 93.2]. Следует отметить, что налоговые органы вправе истребовать регистры бухгалтерского учета. А. Веселов отмечал, что перечень документов, которые могут быть истребованы, в НК РФ не определен и регистры учета могут быть истребованы при проведении выездной налоговой проверки исходя из правоприменительной практики [8; 9]. А. А. Сурков также отмечал, что суды считают обоснованным привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление имеющихся у него регистров бухгалтерского учета [10].

Налогоплательщики обязаны представлять регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные документы, договоры, счета-фактуры и т. д. (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). Однако на истребование документов при выездной проверке есть ограничения, например:

- документы должны непосредственно относиться именно к тем налогам (сборам, взносам) и периодам, которые проверяются;

- истребованы могут быть только регистры бухгалтерского и налогового учета, которые налогоплательщик обязан вести, в том числе в соответствии с учетной политикой, на что указывал Минфин России в письме от 11 мая 2010 г. № 03-02-07/1-228.

Следует отметить, что все мероприятия налогового контроля [7, ст. 92-95], которые осуществляются в ходе выездной налоговой проверки, очень важны, причем применение каждого из них должно быть обосновано и в ряде случаев в их проведении принимают участие сотрудники органов внутренних дел.

На заключительном этапе осуществляется составление акта налоговой проверки и иных документов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Именно на этом этапе в случае возникновения обязанности по направлению материалов проверки в следственные органы, установленной НК РФ, осуществляется взаимодействие со следственными органами, так как именно Следственному комитету подследственны налоговые преступления. Для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела налоговая инспекция обязана направить в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно условий, установленных в п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 108 НК РФ. Причем налоговые органы должны направить материалы в следственные органы в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 32 НК РФ).

Следует также выделить еще один дополнительный этап выездной налоговой проверки - последующий, в ходе которого в большинстве случаев имеют место попытки налогоплательщика оспорить либо в досудебном, либо в судебном порядке результаты проверки, как правило, это касается сумм доначисления налогов в случае, когда отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела.

Как уже было отмечено, в последние годы снижается количество выездных налоговых проверок при повышении их результативности. Министр финансов России А. Г. Силуанов утвердил план ФНС России на 2023 год, где намечено довести результативность выездных налоговых проверок до 96 % [11].

Государство для выявления налоговой преступности разрабатывает механизмы, в том числе применяет такой вид контроля, как выездная проверка. В современных условиях ФНС России является органом, обладающим колоссальными информационными и вычислительными ресурсами, которые дают возможность за счет применения аналитических средств выявлять наличие ошибок или противоправных действий по данным налоговой отчетности на уровне камеральной проверки и в рамках камерального контроля запрашивать дополнительную информацию и уточнения. Благодаря внедрению риск-ориенитрованного подхода ФНС России снизила количество выездных налоговых проверок, которые являются весьма трудоемким мероприятием, которое должно быть в соответствии с НК РФ проведено в установленные сроки и осуществлять проверки в отношении тех налогоплательщиков, по которым сформировалось подозрение о наличии совершения противоправных действий. ФНС России проводит колоссальную аналитическую работу, ориентированную на обоснованный отбор на проверку, что способствует повышению эффективности такого контроля. Крупнейшие налогоплательщики переходят на все более совершенствующийся режим контроля «налоговый мониторинг», суть которого - весьма высокий уровень доступа ФНС к системе бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика практически в реальном масштабе времени.

Список источников

1. Приказ ФНС России от 05 марта 2021 г. № ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы» // документ опубликован не был.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 470-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

3. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // «Экономика и жизнь», № 23, июнь, 2007.

4. Письмо Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

5. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 июля 2018 г. № 03-0207/1/52519.

6. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета», № 160, 18 августа 1995 г.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

8. Веселов А. При ВНП от фирмы могут потребовать все что угодно // Практическая бухгалтерия. 2019. № 8. С. 28-31.

9. Веселов А. В. Комментарий к Решению ФНС России от 19.06.2019 № СА-4-9/11730@ [При ВНП от фирмы могут потребовать все что угодно] // Нормативные акты для бухгалтера. 2019. № 15. С. 77-79.

10. Сурков А. А. Об истребовании регистров бухучета // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. № 9. С. 56-61.

11. https://www.nalog.gov.ru/m77/related_activities/

References

1. Order of the Federal Tax Service of Russia dated 05.03.2021 № ED-7-1 / 173@ «On approval of the Strategic Map of the Federal Tax Service of Russia for 2021-2023» // the document was not published.

2. Federal Law № 470-FZ of December 29, 2020 «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Taxes and Fees».

3. Order of the Federal Tax Service of Russia dated May 30, 2007 № ММ-3-06/333@ «On Approval of the Concept for the Planning System for Field Tax Audits» // Economics and Life, № 23, June, 2007.

4. Letter of the Federal Tax Service dated July 25, 2013 № AS-4-2/13622@ «On recommendations for conducting field tax audits».

ECONOMIC SCIENCE

5. Letter of the Tax and Customs Policy Department of the Ministry of Finance of Russia dated July 26, 2018 № 03-02-07/1/52519.

6. Federal Law of August 12, 1995 № 144-FZ «On operational-search activity» // Rossiyskaya Gazeta, No. 160, August 18, 1995.

7. Tax Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 № 146-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/

8. Veselov A. With GNP, anything can be demanded from a firm // Practical Accounting. 2019. № 8. P. 28-31.

9. Veselov A. V. Commentary on the Decision of the Federal Tax Service of Russia dated June 19, 2019 № SA-4-9/11730@ [With GNP, anything can be demanded from the company] // Normative acts for an accountant. 2019. № 15. P. 77-79.

10. Surkov A. A. On the reclamation of accounting registers // Simplified taxation system: accounting and taxation. 2020. № 9. P. 56-61.

11. https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog. ru/docs/analit/indic2021.pdf.

Информация об авторе

Е. А. Сафохина - доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

E. A. Safokhina - Associate Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 12.04.2023; одобрена после рецензирования 13.06.2023; принята к публикации 21.08.2023.

The article was submitted 12.04.2023; approved after reviewing 13.06.2023; accepted for publication 21.08.2023.

Национальная безопасность России в условиях глобализации. Геополитический подход. Монография. Под ред. А. П. Кочеткова, А. В. Опалева. 231 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Показаны концептуальные подходы к противодействию угрозам национальной безопасности России в условиях глобализации, раскрыты современные геополитические технологии обеспечения национальной безопасности России, изложены организационные основы противодействия угрозам ее безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дан анализ политики обеспечения национальной безопасности России в условиях глобализации. Раскрыты основные направления реализации современной политики национальной безопасности России, даны предложения по оптимизации и координации деятельности органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества в обеспечении национальной безопасности.

Книга адресована как научным работникам, сферой научных интересов которых являются проблемы глобалистики, геополитики и безопасности, так и специалистам, принимающим участие в разработке стратегических документов и реализации стратегических установок в сфере национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.