Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности органов внутренних дел по выявлению налоговых преступлений'

Совершенствование деятельности органов внутренних дел по выявлению налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые преступления / органы внутренних дел / налоговые органы / взаимодействие / tax crimes / internal affairs bodies / tax authorities / interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Анатольевна Сафохина

Рассматриваются проблемы выявления налоговых преступлений органами внутренних дел. Установлено, что для достижения эффективного выявления налоговых преступлений необходимо актуализировать нормативную базу, регламентирующую взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов, предоставить органам внутренних дел возможность пользования базами налоговых органов, а также принимать решения об участии в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the activities of the internal affairs bodies to detect tax crimes

The problems of detecting tax crimes by the internal affairs bodies are being considered. In the course of the study, it was found that in order to achieve effective detection of tax crimes, it is necessary to update the regulatory framework governing the interaction of internal affairs bodies and tax authorities, to provide the internal affairs bodies with the opportunity to use the databases of tax authorities, as well as to make decisions on participation in on-site tax audits conducted by tax authorities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности органов внутренних дел по выявлению налоговых преступлений»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 336.225

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-227-230 EDN: https://elibrary.ru/quxwgd NIION: 2003-0059-4/23-761 MOSURED: 77/27-003-2023-04-960

Совершенствование деятельности органов внутренних дел по выявлению налоговых преступлений

Елена Анатольевна Сафохина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, saf-ea@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемы выявления налоговых преступлений органами внутренних дел. Установлено, что для достижения эффективного выявления налоговых преступлений необходимо актуализировать нормативную базу, регламентирующую взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов, предоставить органам внутренних дел возможность пользования базами налоговых органов, а также принимать решения об участии в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами.

Ключевые слова: налоговые преступления, органы внутренних дел, налоговые органы, взаимодействие

Для цитирования: Сафохина Е. А. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по выявлению налоговых преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 227-230. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-227-230. EDN: QUXWGD.

Original article

Improving the activities of the internal affairs bodies to detect tax crimes

Elena A. Safokhina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

saf-ea@yandex.ru

Abstract. The problems of detecting tax crimes by the internal affairs bodies are being considered. In the course of the study, it was found that in order to achieve effective detection of tax crimes, it is necessary to update the regulatory framework governing the interaction of internal affairs bodies and tax authorities, to provide the internal affairs bodies with the opportunity to use the databases of tax authorities, as well as to make decisions on participation in on-site tax audits conducted by tax authorities.

Keywords: tax crimes, internal affairs bodies, tax authorities, interaction

For citation: Safokhina E. A. Improving the activities of the internal affairs bodies to detect tax crimes. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):227-230. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-4-227-230. EDN: QUXWGD.

Налоги, сборы и страховые взносы являются одними из важных элементов экономики Российской Федерации. По данным статистической отчетности бюджет одной Москвы зависит на 90 % от поступления налоговых доходов. Их неуплата значительно влияет на экономическую безопасность страны, поэтому борьба с налоговой преступностью является одной из основных задач органов государственной власти.

Налоговая преступность — общественно-опасное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых явля-

© Сафохина Е. А., 2023

ются охраняемые уголовным законом отношения, связанные с налогообложением.

На сегодняшний день достаточно много ведомств осуществляют прямо или косвенно борьбу с неуплатой налогов и сборов: ФНС России, ФТС России, Рос-финмониторинг, а также МВД России. Каждый орган осуществляет эту борьбу, используя свои методы. Так, ФНС России выявляет налоговые правонарушения и преступления посредством проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка представляет собой

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

важный механизм защиты государства и общества от нарушений в сфере налогообложения, основанный на наиболее полной и объективной оценке налогового потенциала налогоплательщика [1]. Выездная налоговая проверка — форма налогового контроля, организуемая по месту нахождения налогоплательщика посредством проведения, в установленные сроки, комплекса специальных контрольных мероприятий, обеспечивающих всестороннее изучение финансовой деятельности налогоплательщика в части, касающейся правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, и направленных на установление фактов наличия или отсутствия нарушения законодательства о налогах и сборах, а также формирование доказательственной базы для последующего привлечения налогоплательщика к предусмотренной законом ответственности. Категорию «ответственность» в данном определении следует рассматривать широко, принимая во внимание, что от качественного проведения выездных налоговых проверок зависит не только возможность применения к нарушителям налоговых санкций со стороны, соответственно, налоговых органов, но и возможность возбуждения уголовных дел соответствующей категории следственными органами.

Необходимо отметить, что в последнее время привлечение сотрудников органов внутренних дел к участию в проведении выездных налоговых проверок становится все более распространенным явлением,

что свидетельствует о намерении государства обеспечивать надлежащее поступление налогов в бюджет путем обеспечения более тесного межведомственного сотрудничества по выявлению налоговых преступлений. Таким образом, совместное проведение налоговых проверок не только позволяет провести контрольную функцию эффективно, но и предупреждает посягательства со стороны «нерадивых» налогоплательщиков на должностных лиц, ускоряет работу проверяющей группы, проводящей выездную налоговую проверку.

Рассмотрим результативность проведения выездных налоговых проверок, в том числе и с участием сотрудников ОВД за 2018-2020 гг., на основании данных отчетности ФНС «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)» 2-НК (таблица 1).

Под результативностью применительно к выездным налоговым проверкам организаций, в том числе с участием ОВД будем рассматривать соотношение количества проверок в отношении организаций, у которых в ходе выездных налоговых проверок были выявлены нарушения и общего количества проведенных выездных налоговых проверок организаций.

Следует отметить, что в отчетных формах 2-НК за 2021 и 2022 гг. информации относительно участия сотрудников ОВД в проведении выездных налоговых проверок не представлено.

Таблица 1.

Результативность выездных налоговых проверок (по данным раздела 3 формы 2-НК) за 2018-2020 гг.

Показатель/год 2020 2019 2018

Кол-во ВНП организаций, всего 5470 8267 12553

Кол-во проверок организаций, У которых выявлены нарушения в ходе ВНП 5224 7917 12275

Результативность 95,50 % 95,77 % 97,79 %

В т. ч. кол-во ВНП организаций с участием ОВД 2416 2913 4080

Кол-во ВНП организаций, В ходе которых выявлены нарушения при участии ОВД 2299 2823 4015

Результативность 95,16 % 96,91 % 98,41 %

Доля ВНП с участием ОВД 44,17 % 35,24 % 32,50 %

Как можно видеть из таблицы 1, за период с 2018 по 2020 гг. явно прослеживается тенденция сокращения количества проводимых выездных налоговых проверок за счет повышения эффективности планирования проверок и изменения концепции отбора, который в настоящее время основан на риск-ориентированном подходе, однако результативность при этом не увели-

чивается. При этом результативность выездных налоговых проверок с участием органов внутренних дел растет (следует учитывать, что 2020 год — год больших ограничений в работе всех органов в связи с пандемией). Важно отметить, что при общем сокращении количества выездных налоговых проверок возрастает доля выездных налоговых проверок, в которых уча-

ECONOMIC SCIENCE

ствуют органы внутренних дел. практикой, то можно отметить, что результаты в слу-

Если рассматривать данные по доначислениям, чае участия в проверках сотрудников ОВД, более вы-

осуществляемым по итогам выездных налоговых про- сокие (рис. 1). Под доначислениями в отчетной форме

верок как организаций, так и индивидуальных пред- 2-НК рассматриваются как суммы доначисленных на-

принимателей, а также лиц, занимающихся частной логов, налоговые санкции, а также пени.

Рис. 1. Суммы доначислений, включая налоговые санкции и пени в пересчете на 1 проверку, проведенную как без участия специалистов ОВД, так и с участием

Несмотря на эффективность данной формы контроля, следует отметить, что у нее имеются и минусы:

• утечка информации — нередко, приезжая на место проведения проверки обнаруживается, что организация на днях переехала на другой адрес. Соответственно межведомственное взаимодействие охватывает подписание определенного перечня документов, а также круг лиц, обладающей информацией расширяется, что способствует обозначенной проблеме;

• налоговый орган вправе отказать в назначении выездной налоговой проверки по материалам ОВД. В данном случае сотрудники органов внутренних дел обращаются в вышестоящий налоговый орган, что так же способствует подготовке недобросовестного налогоплательщика к проверкам в случае утечки информации;

• односторонний характер инициирования привлечения сотрудников органов внутренних дел к участию в выездных налоговых проверках.

Кроме того, получить информацию в отношении налогоплательщика сотрудники ОВД могут только по запросу. Однако предоставление доступа к информационным базам налоговых органов гораздо ускорит процесс проведения оперативно-розыскных и проверочных мероприятий.

Помимо несовершенства межведомственного взаимодействия существует особенность уголовного законодательства по налоговым статьям. Довольно частое увеличение размеров ущерба приводит к тому, что в небольших городах работа по налоговым статьям в подразделениях экономической безопасности ставится далеко не на первый план, а предыдущие наработки становятся не актуальными.

Исходя из существующих проблем необходимо разработать соответствующие пути решения.

В первую очередь, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, регламентирующую не только порядок выявления налоговых преступлений, но и порядок взаимодействия заинтересованных ведомств.

Также немало важными способом совершенствования деятельности органов внутренних дел по выявлению налоговых правонарушений и преступлений может стать возможность доступа органов внутренних дел к базам налоговых органов без направления запроса, так как в случае направления запроса в налоговые органы возможна утечка информации, что может негативно отразиться на результатах оперативно-розыскных мероприятий. Например, после направленного запроса в налоговый орган сотрудник органов внутренних дел при проведении обыска или выемки может приехать на место проведение мероприятия, а на месте никого уже не окажется, так как произошла утечка информации. Если же у сотрудников органов внутренних дел будет доступ к информационным базам данных налоговых органов, сократиться количество людей, которые имеют информации о проведении мероприятий в отношении какой-либо организации, что способствует лучшей работе сотрудников полиции.

Следующим направлением совершенствования может стать проведение совместных лекций, семинаров со специалистами в налоговом законодательстве.

Важно отметить, что в современных условиях нередко высказываются предложения по ужесточению ответственности за непредставление физическим лицом налоговой декларации, а также о наделении право-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

охранительных органов функцией по привлечению к ответственности налогоплательщиков - физических лиц за непредставление ими налоговых деклараций [2]. Такие предложения вряд ли стоит считать нецелесообразными, поскольку налоговые органы наделены достаточным объемом полномочий для реагирования на данное нарушение со стороны налогоплательщика, и привлекать правоохранительные органы для оказания им содействия в данной ситуации объективно нет необходимости. Вместе с тем, представляется возможным предусмотреть механизмы участия органов внутренних дел в проведении камеральных налоговых проверок, хотя бы в случаях, когда их проведению предшествует направление материалов из органов внутренних дел в налоговый орган для принятия решения о возможном совершении действий, отнесенных к полномочиям последнего. Это позволит обеспечить своевременное обнаружение фактов нарушения законодательства, фиксацию сведений, необходимых для последующего принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Не вызывает сомнений тот факт, что потребность в разработке наиболее оптимальных организационно-правовых основ взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов обусловлена общностью задач, выполняемых ими в сфере налогов и сборов. В данном контексте следует говорить о некоторых предпосылках развития нормативной правовой базы такого взаимодействия, связанных с:

• очевидными преимуществами комплексного подхода к сбору, анализу и оценке информации о нарушениях в сфере законодательства о налогах и сборах;

• реализацией общих задач по противодействию совершению правонарушений в сфере налогообложения;

• повышением результативности применяемых органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий при выявлении налоговых преступлений.

Данную проблему представляется необходимым разрешить посредством наделения органов внутренних дел правом самостоятельно принимать решение об участии в выездной налоговой проверке, хотя бы для тех случаев, когда ее проведению предшествует

направление материалов из органов внутренних дел в налоговый орган для совершения действий, отнесенных к полномочиям последнего. Более того, для таких случаев видится целесообразным предусмотреть механизмы участия органов внутренних дел в проведении камеральных налоговых проверок, что позволит обеспечить своевременное обнаружение фактов нарушения законодательства, фиксацию сведений, необходимых для последующего принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также предупредит совершение налогоплательщиком действий, направленных па сокрытие таких фактов в период, предшествующий выездной налоговой проверке.

Список источников

1. Сафохина Е. А. Полномочия органов внутренних дел по выявлению налоговых правонарушений и преступлений при проведении выездных налоговых проверок. В сборнике : Современные проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта / Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 197-201.

2. Письмо Минфина России от 5 августа 2016 г. № 03-02-07/1/46109 «Об участии ОВД в выездных налоговых проверках; об ответственности за непредставление в налоговый орган налоговой декларации».

References

1. Safokhina E. A. The powers of internal affairs bodies to identify tax offenses and crimes during on-site tax audits. In the collection : Modern problems of ensuring the economic security of an economic entity / Collection of scientific works of the All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2022. P. 197-201.

2. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated August 05, 2016 № 03-0207/1/46109 «On the participation of the Department of Internal Affairs in on-site tax audits; on liability for failure to submit a tax return to the tax authority».

Информация об авторе

Е. А. Сафохина — доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author E. A. Safokhina — Associate Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 12.04.2023; одобрена после рецензирования 29.05.2023; принята к публикации 06.07.2023.

The article was submitted 12.04.2023; approved after reviewing 29.05.2023; accepted for publication 06.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.