Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОВД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотарева Галина Алексеевна, Бендас Юлия Сергеевна

Статья посвящена оценке взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в процессе контрольной деятельности. Проведен анализ динамики налоговых проверок и результативности практики совместной работы налоговых органов и органов внутренних дел по данным статистической отчетности ФНС России на примере территориального уФнс России. Рассмотрены проблемы оценки эффективности их совместной деятельности. Предложенная методика позволит более объективно оценивать эффективность совместного проведения налоговых проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF INTERACTION BETWEEN TAX AUTHORITIES AND INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES IN THE PROCESS OF CARRYING OUT CONTROL ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF ON-SITE TAX AUDITS

The article is devoted to the assessment of the interaction of tax authorities and internal affairs bodies in the process of carrying out control activities. The analysis of the dynamics of tax audits and the effectiveness of the practice of joint work of tax authorities and internal affairs bodies is carried out according to the statistical reporting of the Federal Tax Service of Russia on the example of the territorial Federal Tax Service of Russia. The problems of evaluating the effectiveness of their joint activities are considered. The proposed assessment methodology will allow for a more objective assessment of the effectiveness of joint tax audits.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК»

DOI 10.47576/2712-7559_2023_1_33 УДК 336.225.673

Золотарева Галина Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, е-mail: [email protected]

Бендас Юлия Сергеевна,

магистрант кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, e-mail: [email protected]

Статья посвящена оценке взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в процессе контрольной деятельности. Проведен анализ динамики налоговых проверок и результативности практики совместной работы налоговых органов и органов внутренних дел по данным статистической отчетности ФНС России на примере территориального УФНС России. Рассмотрены проблемы оценки эффективности их совместной деятельности. Предложенная методика позволит более объективно оценивать эффективность совместного проведения налоговых проверок.

Ключевые слова: налоговый контроль; контрольная деятельность; выездная налоговая проверка; камеральная налоговая проверка; оценка эффективности; налоговые органы; органы внутренних дел; ОВД; взаимодействие.

UDC 336.225.673

Zolotareva Galina Alekseevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, e-mail: [email protected]

Bendas Yulia Sergeevna,

master student of the Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the assessment of the interaction of tax authorities and internal affairs bodies in the process of carrying out control activities. The analysis of the dynamics of tax audits and the effectiveness of the practice of joint work of tax authorities and internal affairs bodies is carried out according to the statistical reporting of the Federal Tax Service of Russia on the example of the territorial Federal Tax Service of Russia. The problems of evaluating the effectiveness of their joint activities are considered. The proposed assessment methodology will allow for a more objective assessment of the effectiveness of joint tax audits.

Keywords: tax control; control activities; field tax audit; cameral tax audit; efficiency mark; tax authorities; internal affairs bodies; ATS; interaction.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF INTERACTION BETWEEN TAX AUTHORITIES AND INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES IN THE PROCESS OF CARRYING OUT CONTROL ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF ON-SITE TAX AUDITS

Государственное управление бюджетной деятельностью осуществляется с помощью государственных органов власти, наделенных определенными полномочиями для решения проблем в области финансов. Одной из главных целей государства является создание условий для обеспечения безопасного и достойного проживания граждан в стране, что предполагает проведение сбалансированной бюджетной политики.

Расформирование Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 № 306 [1] Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, правопреемником полномочий которой стало МВД России, дало начало сотрудничеству налоговых органов и органов внутренних дел.

Ввиду того что отношения между налогоплательщиками и государством всегда носили противоречивый характер, так как первые желают сохранить полученную прибыль, в второе - получить доходы с объектов, подлежащих налогообложению, основную задачу организации совместной деятельности органов внутренних дел и налоговых органов можно обозначить как выявление и пресечение налоговых преступлений, а также мини -мизация их количества.

Налоговый контроль занимает особую роль в системе социально-экономической политики, поскольку доходная часть бюджета в большей части формируется за счет налоговых поступлений. Так, по итогам 10 месяцев 2022 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 27,4 трлн руб.

Контрольная деятельность, реализуемая в форме налоговых проверок и осуществляемая сотрудниками налоговых органов также и во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел, направленна на противодействие незаконному возмещению налога на добавленную стоимость, а также на выявление и пресечение незаконных способов ухода от уплаты налогов.

В связи с тем что отдельного нормативного акта, регулирующего рассматриваемое сотрудничество, не существует, используются различного уровня правовые акты, основными из которых являются:

- НК РФ [2];

- Федеральный закон «О полиции» [3];

- приказ МВД России и ФНС России

от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [4];

- Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой [5].

Также в работе используются протоколы рабочих совещаний, межведомственные и внутриведомственные приказы и письма, регламентирующие работу органов и регулирующие принципы, направления работы и порядок взаимодействия.

Ввиду ограниченного доступа к информации и документам двух ведомств область взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел остается недостаточно освещенной.

Существенное различие во взаимодействии ведомств в формах камеральных налоговых проверок (КНП) и выездных налоговых проверок (ВНП) заключается в том, что при первой, из-за невозможности привлечения сотрудников органов внутренних дел к непосредственному участию в проверках, налоговые органы уведомляют подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России о нарушениях налогового законодательства в части попыток незаконного возмещения НДС или его фактическое возмещение из бюджета страны. Тогда как, напротив, взаимодействие в форме выездных налоговых проверок прямое, так как возможно привлечение к прямому участию в ней сотрудников органов внутренних дел.

Стоит отметить важность проведения выездных налоговых проверок как метода контрольной работы: для выявления нарушений налогового законодательства проводится тщательное изучение документов налогового и бухгалтерского учета проверяемого лица, осуществляются инвентаризация, осмотр территорий и выемка документов.

В настоящее время налоговые органы, прежде чем принять решение о проведении выездной проверки, приглашают налогоплательщика и раскрывают ему информацию о нарушениях, установленных в рамках предпроверочного анализа. Целью такой

встречи является стимулирование самостоятельной уплаты налогоплательщиком налогов. Задача налоговых органов - указать на нарушения и пресечь применение схемы в последующих периодах. Открытый диалог налогоплательщика и налогового органа позволяет принимать сбалансированные и взвешенные решения. Однако не всегда удается убедить налогоплательщика самостоятельно устранить нарушения, тогда инициируется налоговая проверка.

Исходя из вышесказанного, считаем целесообразно рассмотреть механизм взаимодействия в форме проведения выездных налоговых проверок более подробно.

Налоговые органы направляют мотивированный запрос в соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ, содержащий данные проверяемого лица или наименование организации, адрес регистрации, предмет, обстоятельства и проверяемый период, для привлечения к участию в проверках сотрудников органов внутренних дел.

Для направления мотивированного запроса существуют определенные основания, од -

По данным статистической отчетности ФНС России по Томской области по форме №2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов, следует, что в течение последних пяти лет прослеживается стабильное снижение количества выездных налоговых проверок, связанное с более качественным предпроверочным анализом, проводимом сотрудниками налоговых органов: с 2017 по 2021 г. общее число проверок сократилось в среднем в четыре раза (табл. 1).

После анализа данных отчета 2-НК было выявлено, что юридические лица являются наиболее подверженной выездным проверкам категорией налогоплательщиков (рис. 1).

Количество проведенных выездных нало-

ним из них служит то, что сотрудники органов внутренних дел, участвующие в проверке, в большей мере законодательно защищены и имеют более широкий круг полномочий.

После получения такого запроса и по результатам рассмотрения подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России направляет ответ, в котором содержатся сведения о сотрудниках, участвующих в выездной налоговой проверке.

Далее осуществляется непосредственная работа между налоговыми органами и органами внутренних дел при проведении проверки. Результатом взаимодействия является акт и решение об окончании выездной налоговой проверки. Устанавливается сумма недоимки, подлежащая к уплате в бюджет, с учетом начисленных пени и штрафов.

Как показывает практика, сотрудники органов внутренних дел принимают участие в среднем в 10 % проверок, тогда как, согласно положениям письма ФНС России № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 [6], их обязательное участие необходимо практически всегда.

говых проверок в отношении физических лиц в среднем за последние пять лет составляет 9 %. Также стоит отметить, что объем проверок с 2017 по 2020 г. в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, уменьшился с 27 % до 13 %, а в 2021 г. проверки в отношении вышеуказанных лиц не инициировались. Тогда как доля проверок, организованных в отношении юридических лиц, от общего количества выездных налоговых проверок с 2017 по 2021 г. увеличилась с 60 % до 92 % и, как следствие, уменьшилась доля проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой.

После анализа информации для оценки качества и результативности сотрудничества

Таблица 1 - Сравнительный анализ данных о проведенных налоговыми органами Томской области налоговых проверок

Показатель Период

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Выездные налоговые проверки

Количество проверок 218 164 97 31 53

Ежегодный прирост, % х -24,77 -40,85 -68,04 70,97

Количество проверок, в которых выявлены нарушения 218 164 96 29 52

Удельный вес ВНП, в которых выявлены нарушения, % 100,00 100,00 98,97 93,55 98,11

250 200 150 100 50 0

2017 г.

201Е г.

2015 г.

2020 г.

2021 г.

Выездные проверки физических лиц (за исключением индивидуальны* предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой)

■ Выездные проверки индием дуальный предпринимателей и другихлиц, занимающихся частной практикой

■ Выездные проверки организаций

Рисунок 1 - Сравнительная характеристика выездных налоговых проверок, проведенных в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Томкой области

органов внутренних дел и налоговых органов при проведении контрольных мероприятий были сопоставлены данные по выездным налоговым проверкам, проведенным самостоятельно налоговыми органами, с данны-

ми по проверкам, в которых приняли участие сотрудники правоохранительных органов (табл. 2). Представленные данные показывают отрицательную динамику.

Таблица 2 - Сопоставление данных о выездных налоговых проверках, проведенных в Томской области, налоговыми органами самостоятельно и с участием органов внутренних дел

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Общее количество ВНП 218 164 97 31 53

Темп прироста, в % х -25 -41 -68 71

Количество ВНП с участием ОВД 31 17 9 5 4

Темп прироста, в % х -45 -47 -44 -20

Удельный вес ВНП с участием ОВД от общего количества ВНП, в % 14 10 9 16 8

Количество ВНП без участия ОВД 187 147 88 26 49

Темп прироста, в % х -21 -40 -70 88

Удельный вес ВНП без участия ОВД от общего количества ВНП, в % 86 90 91 84 92

Также следует сопоставить результаты контрольной деятельности по дополнительно начисленным платежам в результате оконченных проверок, проведенных как совместно с органами внутренних дел, так и без них (рис. 2).

На рис. 2 показано, что на 2019 г. приходится существенный спад доначислений по итогам выездных проверок, связанный с сокращением общего количества проверок из-за пандемии COVID-19. Однако уровень доначислений по совместным проверкам на протяжении 2017-2018 гг. и 2019-2021 гг. име -ет положительную динамику.

Практика совместной работы показывает хорошие результаты, а именно увеличение объемов финансовых поступлений, получаемых за счет погашения налогоплательщиками сумм недоимок, пеней и штрафов. По имеющимся данным, по итогам выездных налоговых проверок, проведенных совместно с сотрудниками органов внутренних дел, выявляется большее количество нарушений законодательства о налогах и сборах: например, в 2021 г. на одну выездную проверку, проведенную совместно с сотрудниками органов внутренних дел, доначисления составили 24 645 тыс. руб., тогда как на проверку

Рисунок 2 - Сравнительная характеристика дополнительно начисленных платежей (включая налоговые санкции и пени) по выездным налоговым проверкам, проведенным налоговыми органами Томской области самостоятельно и совместно с органами внутренних дел

без участия органов внутренних дел - 23 513 тыс. руб.

Считаем целесообразным для оценки качества и эффективности взаимодействия ведомств, основываясь на том, что главной задачей организации сотрудничества является максимизация поступлений в бюджет страны, использовать показатели, напрямую связанные с количеством налоговых поступлений.

Оценка налогового контроля чаще всего представлена в виде совокупности показателей эффективности либо результативности. Существующие методики в подавляющем большинстве дают оценку, исходя из деятельности и результатов работы только налоговых органов, тогда как низкая эффективность взаимодействия ведомств при осуществлении налогового контроля приводит к неполному объему поступлений в бюджет страны, а также к повышению налоговой преступности.

От успешности налогового контроля зависит существенная доля поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Отсутствие налогового контроля, напрямую связанного с функционированием налоговой системы, привело бы к отрица-

тельному влиянию на добровольную уплату соответствующих налоговых платежей налогоплательщиками.

Сложность в определении показателей, отражающих эффективность работы, заключается в ограниченном доступе к информации и данным ведомств.

Для исследования в рамках данной статьи интерес представляют показатели эффективности. Так, Н. А. Жирнова и А. В. Мина-ков [7] предлагают использовать показатель реальной восполняемости бюджета как один из критериев оценки эффективности контрольной работы органов внутренних дел и налоговых органов. Авторы предлагают рассчитывать показатель как разницу между суммой уплаченных налоговых платежей в бюджет, начисленных по итогам работы ведомств в процессе выездных и камеральных налоговых проверок и оперативных мероприятий, и расходов бюджета на содержание сотрудников, задействованных в данных мероприятиях.

Однако, так как при камеральной налоговой проверке взаимодействие ведомств минимально, считаем, что для более реального результата и оценки эффективности в формуле для расчета показателя восполняемо-

сти бюджета следует использовать только сумму добровольно уплаченной выявленной недоимки и принудительно взысканной налоговой задолженности, в результате совместных проведенных выездных налоговых проверок, за вычетом расходов бюджета на содержание привлеченных сотрудников:

О р.б = (Н д.у + 3) - (Р ОВД + Р н.о);

где:

О р.б - объем реальной восполняемости бюджета после проведенных мероприятий налогового контроля в форме выездных налоговых проверок;

Н д.у - добровольно уплаченная недоимка по результатам проведенных совместных выездных налоговых проверок;

З - принудительно взысканная задолженность;

Р но/овд - расходы бюджета на содержание сотрудников ведомств, задействованных при проведении выездных налоговых проверок.

Однако, как отмечают указанные авторы, для расчета расходов бюджета, выделяемых на содержание сотрудников ведомств, необходима информация о количестве задействованных в проведении контрольных мероприятий, а также занимающихся выявлением преступлений в налоговой сфере сотрудников органов внутренних дел и количестве сотрудников налоговых инспекций, осуществляющих контрольную работу. Также необхо -димы данные о среднегодовых затратах на одного сотрудника каждого ведомства.

Положительное значение коэффициента восполняемости бюджета дает понимание об эффективности взаимодействия, а также об окупаемости затраченных средств на содержание деятельности ведомств.

В случае если после проведения расчета показатель реальной восполняемости бюджета будет иметь отрицательное значение, следует сделать вывод о неэффективности взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в процессе контрольной деятельности в форме выездных налоговых проверок. В таком случае следует пересмотреть механизм взаимодействия ведомств для оптимизации и устранения недочетов.

Предложенная оценка взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в процессе налогового контроля в рамках

выездных налоговых проверок может быть использована ведомствами в работе.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 11.03.2003 № 306 (ред. от 07.12.2016) "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации". Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_41421/ (дата обращения: 28.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 28.10.2022).

3.Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 28.10.2022).

4.Приказ МВД России № 495, ФНС России N ММ-7-

2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений". Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_91290/ (дата обращения 28.10.2022).

5. Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (М., 13 октября 2010 года № 1/8656/ММВ-27-4/11). Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/902240993 (дата обращения: 28.10.2022).

6.Письмо ФНС России от 24.08.2012 № АС-4-2/14007@ "Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках". Справочно-право-вая система «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137200/ (дата обращения: 25.11.2022).

7. Жирнова Н. А., Минаков А. В. Показатели оценки взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в процессе осуществления налогового контроля // Налоги и налогообложение. 2019. № 3. С. 43-52. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=29569 (дата обращения: 25.11.2022).

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 306 dated 11.03.2003 (ed. dated 07.12.2016) "Issues of improving public administration in the Russian Federation". Legal reference system "ConsultantPlus". URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41421 / (date of application: 28.10.2022).

2. Tax Code of the Russian Federation. Part One of July 31, 1998 No. 146-FZ (ed. of 06/28/2022). Legal reference system "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671 (accessed: 10/28/2022).

3. Federal Law "On Police" dated 07.02.2011 No.

3-FZ (ed. dated 21.12.2021). Legal reference system "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_110165 (date of appeal: 10/28/2022).

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 495, Federal Tax Service of Russia N MM-7-2-347 dated 30.06.2009 (as amended on 12.11.2013) "On approval of the procedure for interaction between internal affairs bodies and tax authorities for the prevention, detection and suppression of tax offenses and crimes". Legal reference system "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_91290 (accessed 28.10.2022).

5. Agreement on Cooperation between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Tax Service (Moscow, October 13, 2010 No. 1/8656/MMV-27-4/11). Electronic fund of legal and regulatory documents.

URL: https://docs.cntd.ru/document/902240993 (date of appeal: 28.10.2022).

6. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 24.08.2012 No. AS-4-2/14007@ "On the participation of internal affairs bodies in on-site tax audits". Legal reference system "ConsultantPlus". URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_137200 (accessed: 11/25/2022).

7. Zhirnova N. A., Minakov A.V. Indicators for assessing the interaction of tax authorities and internal affairs bodies in the process of tax control. Taxes and taxation. 2019. No. 3. Pp. 43-52. URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=29569 (accessed: 11/25/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.