ные и перспективные направления будущего: сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Саратов, 2016.
9. Лебедева А. А Аудит деятельности бюджетных учреждений // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита: сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах / отв. ред. Е. А. Бессонова. М., 2016.
10. Остаев Г. Я. Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. М., 2016. № 8 (392).
© Галимуллина Н. А.
УДК 351.74:351.713 (470)(075.8)
Р. Р. СУБХАНГУЛОВ, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат экономических наук (г. Уфа)
R. R. SUBHANGULOV, associate professor of the department of social and humanitarian and economic disciplines Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of the Russia, candidate of economic sciences (Ufa)
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
TRAVEL TAX INSPECTION AS A TOOL OF INTERACTION OF THE TAX SERVICE AND BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы и проблемы взаимодействия подразделений системы МВД России и Федеральной налоговой службы при проведении выездной налоговой проверки. По мнению автора, эффективное взаимодействие Федеральной налоговой службы и органов внутренних дел достигается путем преодоления проблем соблюдения законодательства о налогах и сборах и направлено на своевременное и полное поступление в бюджет законно установленных налогов и сборов, создание комплекса мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений и преступлений в сфере налогообложения.
Ключевые слова: налог, налоговая проверка, налогоплательщик, взаимодействие, налоговые махинации.
Annotation. The article discusses the issues and problems of interaction between the units of the Ministry of internal affairs of Russia and the Federal tax service when conducting a field tax audit. In the author's opinion, effective interaction of the Federal tax service and the internal affairs department with overcoming the problems of the legislation on taxes and fees, as well as directing to the timely and full receipt of legitimate elections and fees in the budget, the creation of a set of measures, placement to prevent offenses and crimes in the field of taxation.
Keywords: tax, tax audit, taxpayer, interaction, tax fraud.
S
S
У У
s
у «
s
I
у
S4
s
s &
0
1
у
£ *
s «
i у
05
Нестабильная рыночная экономика и несовершенство законодательной базы способствуют росту экономических преступлений, в том числе и в налоговой сфере, в связи с чем актуальность вопросов взаимодействия налоговых и правоохранительных органов только возрастает. На сегодняшний день пробелы в налоговом законодательстве способствуют развитию и совершенствованию различных налоговых махинаций по уклонению от уплаты налогов.
Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России) при осуществлении полномочий контролирующего органа за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками взаимодействует с органами внутренних дел (далее - ОВД). Основная цель взаимодействия данных государственных органов - выявление налоговых правонарушений и преступлений. Органы, с которыми взаимодействует ФНС России и ее территориальные ;§! подразделения, определены на ведомство венном уровне, порядок взаимодействия 3 закреплен внутриведомственными и а межведомственными организационно-В распорядительными документами.
Цели взаимодействия достаточно о? прозрачны: поддержание экономической безопасности Российской Федера-| ции, выявление, пресечение, предупре-^ ждение налоговых преступлений, каче-| ственное расследование налоговых пре-| ступлений. Изучение и определение ро-^ ли, присущей выездной налоговой про-§ верке в стимулировании собираемости ^ налогов в бюджет, имеет важное не только теоретическое, но и практиче-^ ское значение. Выездная налоговая про® верка может привести налогоплатель-й
§ щика к доначислению налогов или же | привлечению к ответственности [1]. ^ Основная роль в определении
^ ориентиров взаимодействия на стадии § проведения проверок отводится ФНС § России. Так, полученная налоговыми вц органами из правоохранительных орга-
нов информация по уже возбужденным уголовным делам или по материалам проверки, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, учитывается при разработке и утверждении плана выездных налоговых проверок на следующий квартал. Данная информация рассматривается в срок не позднее квартала, следующего за кварталом поступления. Ее результаты служат основанием для включения и назначения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, в отношении которых содержатся сведения о нарушениях налогового законодательства.
Следующим этапом алгоритма является утверждение плана выездных налоговых проверок на следующий квартал и согласование этого плана с ОВД для того, чтобы иметь возможность осуществить комплекс оперативно-разыскных мероприятий в отношении конкретных налогоплательщиков о возможном уклонении от уплаты налогов (сборов) на сумму, подпадающую под признаки налогового преступления. В случае если такие признаки будут выявлены налоговыми органами при проведении выездной проверки, в ОВД направляется запрос об участии в проведении проверки работников полиции.
Необходимо обратить внимание на еще одну важную обязанность налоговых органов. В случае если налоговым органом по результатам проверки принимается решение о привлечении к ответственности налогоплательщика, уклоняющегося от уплаты налоговых платежей, либо незаконном возмещении налогов в особо крупном размере, такая информация незамедлительно направляется в органы прокуратуры. Также обращает на себя внимание обязанность налоговых органов после проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в случаях и порядке, предусмотренных п. 10 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, принимать
обеспечительные меры (запрет на отчуждение, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика) для обеспечения взыскания недоимки, пеней и штрафов по всем проверкам, выявившим признаки налогового преступления [2].
Основными направлениями совместной контрольной работы ФНС России и ОВД являются:
- разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение налогового административного и уголовного законодательства, а также направленных на предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
- участие сотрудников ОВД при проведении выездных налоговых проверок;
- организация совместных проверок соблюдения установленных правил производства, хранения и реализации этилового спирта, правильности уплаты акцизов;
- выявление и пресечение фактов подпольного производства алкоголя;
- организация совместных проверок полноты уплаты налогов лицами в местах массовой торговли;
- направление ОВД материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов;
- направление материалов ФНС России в ОВД при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
При проведении выездных налоговых проверок должностные лица ФНС России и сотрудники ОВД руководствуются верховенством закона, чтобы при исполнении ими должностных полномочий не нарушить права проверяемых лиц.
Анализ показал, что к числу основных факторов, негативно влияющих на эффективность деятельности по раскрытию и расследованию налоговых преступлений, относятся:
- слабое организационно-методическое обеспечение следователей;
- отсутствие инициативы от ФНС России в налаживании делового взаимодействия по поступившим материалам с сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.
В целях исправления сложившейся ситуации в первую очередь необходимо принять на федеральном уровне межведомственную инструкцию об организации взаимодействия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ) и территориальных органов МВД России на региональном уровне при выявлении, раскрытии и расследовании налоговых преступлений. Однако без нормативно-правового закрепления основных направлений и форм такого ^ взаимодействия невозможно либо край- ^ не затруднительно добиться объедине- 3 ния усилий в решении задач по выявле- а нию и расследованию налоговых пре- | ступлений. Принятие межведомствен- ^ ного акта, безусловно, способствовало ^ бы их преодолению. ®
Другой взаимосвязанной про- | блемой выступает необходимость за- ^ крепления в УПК РФ альтернативной | подследственности по делам о налого- ^ вых преступлениях [3, с. 272-273]. На- ® правляемые сотрудниками полиции ма- | териалы о налоговых преступлениях, ^ как правило, из региональных управле- ,а ний СК РФ передаются для рассмотре- ^ ния в их низовые (районные, межрайон- ® ные и др.) подразделения. Следователи | данных подразделений нередко помимо | дел данной категории имеют в произ- ^ водстве дело, например, об убийстве, ^ изнасиловании и других тяжких или а особо тяжких преступлениях, относя- | щихся к их подследственности, и им ^
порой бывает трудно «вникнуть» в экономические расчеты по уплате налогов.
Также расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, как правило, длится от нескольких месяцев до нескольких лет и связано с процедурами, которые лица должны пройти, как, например, банкротство, вызванное задержками в уплате налогов.
Эффективное взаимодействие ФНС России и ОВД достигается путем
преодоления проблем соблюдения законодательства о налогах и сборах и направлено на своевременное и полное поступление в бюджет законно установленных налогов и сборов, создание комплекса мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений и преступлений в сфере налогообложения.
У и
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. (вместе с «Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок», «Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления») (зарегистрировано в Минюсте России 1 сентября 2009 г. № 14675) // Российская газета. 2009. 16 сентября.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 3824.
3. Хисматуллин О. Ю., Арутюнян М. С. К вопросу об эффективности применения отдельных мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства // Евразийский юридический журнал. 2017. № 5 (108).
© Субхангулов Р. Р.
к
I
у
З4
<3
I
О
¡1
и
£ *
К
I