Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия органов внутренних дел и органов налоговой службы в ходе осуществления налогового контроля'

Особенности взаимодействия органов внутренних дел и органов налоговой службы в ходе осуществления налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5995
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX CONTROL / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TAX CRIMES / SUPPRESSION OF TAX CRIMES / ПРЕСЕЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Желудкова Анастасия Андреевна

В статье автором рассматривается взаимодействие органов внутренних дел и органов налоговой службы в ходе осуществления налогового контроля. Осуществление налогового контроля в нашей стране довольно трудоемкий и сложный процесс. Поэтому, в процессе осуществления налогового контроля, налоговые органы активно взаимодействуют с другими исполнительными органами власти, в том числе и с таможенной службой, а также с министерствами, ведомствами. Порядок такого взаимодействия регламентирован законодательством Российской Федерации и от того, насколько будет отлажен порядок взаимодействия, будет зависеть своевременность поступления налоговых платежей в бюджет страны. В процессе взаимодействия налоговых органов и таможенной службы выявляются налоговые правонарушения и преступления, за которые виновники несут наказание. Налоговые органы и таможенная служба обмениваются между собой информацией по организациям, которые осуществляют внешнеторговую деятельность и не предоставляют отчетность в таможенные органы, а также прочей информацией, которая может быть полезной для налогового контроля, соблюдения законодательства. Взаимодействие налоговых и таможенных органов упрощает налоговый контроль. Благодаря обмену информацией могут быть назначены и совместные служебные расследования органами налоговой и таможенной служб, выездные налоговые проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия органов внутренних дел и органов налоговой службы в ходе осуществления налогового контроля»

8. Князева И.В. Роль антимонопольной политики в формировании конкурентной среды: Учеб. пособие. Новосибирск: СибАГС, 2015. 297 с.

9. Материалы официального сайта ФАС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 27.06.2018).

10.Миронов В.М., Яковлев А.Д. Российский монополизм и приватизация // Экономист, 2015. № 6.

11. Петров И.В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности макрорегиона: воспроизводственный подход. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 218 с.

12. Цариковский А. Конкуренция и маркетинговые войны прочно укоренились на территории России // Конкуренция и рынок, 2015. № 26.

FEATURES OF INTERACTION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES AND BODIES OF TAX SERVICE DURING IMPLEMENTATION

OF TAX CONTROL Zheludkova А.А. (Russian Federation) Email: Zheludkova236@scientifictext.ru

Zheludkova Anastasiya Andreevna - Student, DEPARTMENT OF ECONOMIC SECURITY, INSTITUTE OF CONSTRUCTION ECONOMICS UFA STATE OIL TECHNICAL UNIVERSITY, UFA

Abstract: in the article the author considers the interaction of the internal Affairs bodies and the tax authorities in the course of tax control. Implementation of tax control in our country is quite time-consuming and complex process. Therefore, in the process of tax control, the tax authorities actively cooperate with other Executive authorities, including the customs service, as well as with ministries and departments. The order of such interaction is regulated by the legislation of the Russian Federation and the timeliness of tax payments to the budget of the country will depend on how well the order of interaction will be established. In the process of interaction between the tax authorities and the customs service, tax offenses and crimes for which the perpetrators are punished are identified. The tax authorities and the customs service exchange information among themselves on organizations that carry out foreign trade activities and do not provide reports to the customs authorities, as well as other information that may be useful for tax control, compliance with the law. The interaction of the tax and customs authorities, simplifies the tax control. Thanks to the exchange of information, joint internal investigations by the tax and customs authorities and on-site tax audits can be appointed. Keywords: tax system, tax control, tax crimes, suppression of tax crimes.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Желудкова А.А. (Российская Федерация)

Желудкова Анастасия Андреевна - студент, кафедра экономической безопасности, Институт экономики строительства Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

Аннотация: в статье автором рассматривается взаимодействие органов внутренних дел и органов налоговой службы в ходе осуществления налогового

60

контроля. Осуществление налогового контроля в нашей стране довольно трудоемкий и сложный процесс. Поэтому, в процессе осуществления налогового контроля, налоговые органы активно взаимодействуют с другими исполнительными органами власти, в том числе и с таможенной службой, а также с министерствами, ведомствами. Порядок такого взаимодействия регламентирован законодательством Российской Федерации и от того, насколько будет отлажен порядок взаимодействия, будет зависеть своевременность поступления налоговых платежей в бюджет страны. В процессе взаимодействия налоговых органов и таможенной службы выявляются налоговые правонарушения и преступления, за которые виновники несут наказание. Налоговые органы и таможенная служба обмениваются между собой информацией по организациям, которые осуществляют внешнеторговую деятельность и не предоставляют отчетность в таможенные органы, а также прочей информацией, которая может быть полезной для налогового контроля, соблюдения законодательства. Взаимодействие налоговых и таможенных органов упрощает налоговый контроль. Благодаря обмену информацией могут быть назначены и совместные служебные расследования органами налоговой и таможенной служб, выездные налоговые проверки. Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, налоговые преступления, пресечение налоговых преступлений.

Актуальностью данной статьи является определение роли органов МВД в системе налогового контроля.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Недостаток средств в бюджете, прежде всего, сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики. Поэтому массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов являются одной из серьезных внутренних угроз экономической безопасности страны, предотвратить которую должен отчасти налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [1].

Налоговый контроль осуществляется за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов [3].

В настоящее время существует несколько видов налогового контроля:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Однако, наиболее эффективным будет считаться совместная работа данных органов с таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов и органами внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях заключаются в проведении с налоговыми органами выездных налоговых проверок. Органы внутренних дел привлекаются к участию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов [7].

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов в широком смысле осуществляется, в первую очередь, в целях обеспечения экономической безопасности в РФ. Необходимость такого взаимодействия обусловливается рядом факторов:

- наличием общих целей и задач по обеспечению законности хозяйственной деятельности, а также предупреждению, выявлению и раскрытию правонарушений, совершаемых субъектами финансово-хозяйственной деятельности;

- сужением сферы государственного финансового контроля за состоянием и результатами использования товарно-материальных ценностей и денежных ресурсов в условиях экономической независимости субъектов финансово-хозяйственной деятельности;

- реализацией комплексного подхода к сбору, анализу и оценке соответствующей информации в сфере экономики;

- реальной возможностью успешного использования в борьбе с преступностью в сфере экономики средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

- требованиями законов и подзаконных нормативных актов о взаимодействии ОВД и налоговых органов.

Органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, в том числе обеспечивать привлечение к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Таким образом, основным направлением деятельности ОВД в налоговом контроле является право по запросу налоговых органов участвовать в выездных налоговых проверках. ОВД имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе средств и методов, предусмотренных законодательством контрольных мероприятий в рамках своей компетенции, при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий.

Сотрудники ОВД принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа. Основанием для направления запроса могут являться:

- наличие у налогового органа данных о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах, необходимость их проверки с участием специалистов - ревизоров или сотрудников оперативных подразделений;

- назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган для принятия по ним решения согласно п. 2 ст. 36 НК РФ [2];

- необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

- необходимость содействия должностным лицам налогового органа в случае воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья.

В случае, когда проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющие должны принять меры по сбору доказательств.

При выявлении признаков преступления материалы, содержащие соответствующие данные, направляются в следственные подразделения правоохранительных органов для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела до окончания проверки.

В указанных случаях участвующие в проверке сотрудники правоохранительного органа осуществляют неотложные действия по установлению и закреплению доказательной базы совершенного правонарушения, включая обследование

помещений, изъятие документов и информации, хранящейся в электронном виде, получение объяснений от должностных лиц и иных граждан.

Вместе с тем органы внутренних дел наделены самостоятельными полномочиями в сфере налогово-проверочной деятельности, что в сочетании с мероприятиями оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности значительно повышает их результаты в отношении борьбы с преступлениями и правонарушениями экономической и налоговой направленности [5].

В современной России далеко не все понимают, что налогообложение - это не репрессия, а надежный способ вложения денег в государство, что в дальнейшем вложенные средства вернутся к налогоплательщикам в виде пенсий, пособий и иных социальных выплат.

В общественном сознании до конца не сформирован положительный образ добросовестного налогоплательщика. Многие по-прежнему считают, что человек, укравший у государства путем неуплаты налогов сотни тысяч, миллионы и даже миллиарды рублей, не является преступником. С каждым днем возрастает число так называемых «налоговых консультантов», которые за определенное вознаграждение разрабатывают незаконные схемы ухода от налогообложения. В результате бюджет России ежегодно теряет триллионы рублей.

Одним из главных методов эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями является организация и проведение подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел (далее ПНП ОВД) и подразделениями Федеральной налоговой службы (далее - ПФНС) совместных выездных налоговых проверок [6].

Орган дознания, получив первичную информацию о совершенном или готовящемся преступлении, обязан в рамках выполнения одной из задач оперативно-розыскной деятельности осуществить соответствующие мероприятия по его выявлению, пресечению и раскрытию. Для этого в первую очередь требуется установить наличие факта неуплаты налога или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере не менее крупного в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах. Данное обстоятельство должно быть подтверждено доказательством, свидетельствующим о совершении налогового правонарушения.

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем налогового органа. Такой запрос может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения [8].

Не позднее 5 дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:

- отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

- несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

- отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Проверка налогоплательщика органами внутренних дел так же, как и налоговая, должна проводиться в срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях этот срок продляется до 3 месяцев). Поскольку окончанием проверки является день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими, до этого момента в необходимых случаях следует произвести:

- обследование помещений (в присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта установленной формы;

- изъятие документов (в присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта установленной формы и справки к акту изъятия о привлечении к составлению этого акта понятых;

- опрос налогоплательщика или его представителей (в первую очередь -руководителя и главного бухгалтера);

- сбор образцов для сравнительного исследования предметов и документов с последующим обязательным составлением специалистами экспертного подразделения соответствующей справки;

- другие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».

Если по акту о проверке налогоплательщика органами внутренних дел выявлено налоговое правонарушение, то в 10-дневный срок со дня окончания проверки оперативное подразделение направляет необходимые материалы налоговому органу для принятия соответствующего решения, сведения о чем должны содержаться в материалах, передаваемых в следственное подразделение. При осуществлении налоговых мероприятий, в частности, налоговых проверок перед налоговыми органами возникает множество проблем. Как правило, данные проблемы связаны с порядком осуществления данных мероприятий и с возникновением разногласий и противоречий в налоговом законодательстве.

В целях совершенствования налогового контроля и повышения эффективности контрольных мероприятий рекомендуется осуществление следующих мер:

- необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля;

- совершенствование форм и методов проводимых налоговыми органами проверок, повышение профессиональной подготовки кадров;

- увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами внутренних дел, так как результативность их очень высока и дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок;

- проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре основных уровня;

- в целях совершенствования налогового контроля и снижения количества налоговых правонарушений и преступлений необходимо проведение следующих мероприятий: информирование граждан - потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях; увеличение риска привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений; постепенное повышение правовой и налоговой культуры граждан; разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями; поощрение добросовестных налогоплательщиков; создание равных условий для всех категорий налогоплательщиков; улучшение материальной обеспеченности сотрудников налоговых и иных контролирующих органов, а также накопление высококвалифицированного персонала.

Для современной России важно создать такой налоговый механизм, который будет максимально приближен к классическим принципам налогообложения, на базе

которых построены все прогрессивные зарубежные налоговые системы, но с учетом имеющегося экономического потенциала и общественных потребностей.

Важно чтобы развитие налогового контроля и администрирования не препятствовало соблюдению прав и интересов налогоплательщиков, а способствовало обеспечению самостоятельного и добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Таким образом можно сделать следующий вывод, что для осуществления эффективного контроля, а также для пресечения совершения преступлений, а также расследования и раскрытия преступлений и привлечения к ответственности необходимо постоянное взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов [9]. При этом главной целью такого взаимодействия является обеспечение экономической безопасности. В качестве форм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов можно выделить: обмен информацией; совместные проверки; совместная подготовка кадров; подготовка совместных аналитических материалов; издание совместных приказов и других документов; проведение совместных служебных расследований.

Целью проверок, осуществляемых органами внутренних дел, является выявление, пресечение и документирование фактов преступного неисполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, целью налоговой проверки является проверка исполнительности налогоплательщиков и налоговых агентов.

По материалам проверки могут быть приняты следующие решения:

- о возбуждении уголовного дела;

- о составлении протокола об административном правонарушении;

- о передаче материалов для рассмотрения налоговым органам;

- о завершении проверки в связи с не установлением нарушения законодательства.

О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается

организация или физическое лицо, в отношении которых проводились указанные мероприятия.

Наиболее значительными проблемами являются проблемы, связанные с несовершенством законодательства в области налогов и сборов, уклонением от уплаты налогов, низкая материальная обеспеченность сотрудников контролирующих органов и многие другие проблемы.

Таким образом, взаимодействие налоговых и правоохранительных органов осуществляется на различных уровнях. На уровне МВД России, ФНС Российской Федерации и ФТС России взаимодействие носит в большей степени нормотворческий характер. На уровне органов внутренних дел, территориальных инспекций ФНС и территориальных таможенных органов взаимодействие осуществляется в правоприменительной деятельности [9].

В то же время анализ действующего законодательства, регламентирующего компетенцию как налоговых, так и правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими и налоговыми правонарушениями, позволяет сделать вывод, что в нормативных правовых актах недостаточно проработаны вопросы взаимодействия, отсутствует согласованность правовых норм, не решены вопросы о руководителях комплексных групп, а также их ответственности, что отрицательно сказывается на совместной деятельности правоохранительных и налоговых органов.

Средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых источников, питающих организованную преступность. На сегодняшний день выделяются такие формы ее финансовой подпитки, как создание за счет грязных денег организаций, часть доходов которых выводится из сферы налогообложения, с последующим реинвестированием сокрытых средств в криминальный бизнес, а также принудительное изъятие таких средств представителями организованной преступности в результате рэкета. Первая форма является типичным примером сращивания налоговой и организованной

65

экономической преступности на финансовой основе, вторая - взимания так называемого бандитского налога. Там, где имеет место сокрытие доходов от налогообложения, во многих случаях появляется необходимость «платить налоги» негосударственным структурам.

Налогоплательщики не понимают, что уплата налогов и сборов - это наиболее выгодное вложение денежных средств на сегодняшний день. Ведь с помощью этих средств финансируются различные государственные программы, выплачивается пенсия, социальные выплаты, заработная плата государственных служащих, армия, строительство и ремонт дорог, помощь малозащищенным и малоимущим слоям населения, то есть на мероприятия, которые должны выполняться в интересах народа.

Список литературы /References

1. Конституция РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm/ (дата обращения: 27.06.2018).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 27.06.2018).

3. Дадашев А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. М.: КНОРУС, 2014. 128 с.

4. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2013. 304 с.

5. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 558 с.

6. Налоговый процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Налоги и налогообложение»/ Н.Д. Эриашвили и др.; под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 375 с.

7. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ». «ИНФРА-М», 2016. 432 с.

8. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Д.Г. Черник и др., под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 422 с.

9. Семёнов А.С. Совместные выездные налоговые проверки органов внутренних дел и Федеральной налоговой службы как форма налогового контроля // Налоговое планирование, 2014. 123 с.

10. Привлечение правоохранительных органов // Аудит и налогообложение, 2009. № 8. 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.