Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Елена Евгеньевна, Попова Оксана Сергеевна

Цели написания исследовательской работы: определить основные вопросы осуществления выездных налоговых проверок как важной формы налогового контроля и выделить возможности повышения эффективности. Выводы, полученные в ходе исследования: выделены направления повышения эффективности выездных налоговых проверок. Выездные налоговые проверки являются эффективной формой налогового контроля, однако их количество резко снижается ввиду высоких затрат на проведение. В этом связи важным условием их осуществления является повышение качества предпроверочного анализа и назначаемых мероприятий налогового контроля, которые с учетом практической деятельности налоговых органов позволяют повысить эффективность проведения налоговых проверок. Сделан анализ судебной практики, позволяющий оценить целесообразность таких мероприятий, как истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Показан порядок формирования примерной суммы доначислений по налогу на прибыль организаций на основе расчета показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Елена Евгеньевна, Попова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF IMPLEMENTATION OF EXIT TAX AUDITS

Research writing purposes: to define the main questions of implementation of exit tax audits as important form of tax control and to allocate possibilities of increase in efficiency. The conclusions received during the research: the directions of increase in efficiency of exit tax audits are allocated. Exit tax audits are an effective form of tax control, however their quantity sharply decreases in view of high costs of carrying out. In it communication an important condition of their implementation is improvement of quality of the pretest analysis and the appointed tax control measures which taking into account practical activities of tax authorities allow to increase efficiency of conducting tax audits. The analysis of judicial practice allowing to estimate expediency of such actions as reclamation of documents, interrogation of the witness, conducting examination is made. The order of formation of the approximate sum of additional accruals on income tax of the organizations on the basis of calculation of indicators of accounting and tax reports is shown.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК»

3.4. Актуальные вопросы осуществления выездных налоговых проверок

й01: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-110-115

©Смирнова Е. ЕД ©Попова О. С.ь Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

ae-mail: eesmirnova@fa.ru be-mail: OkSPopova@fa.ru

Аннотация. Цели написания исследовательской работы: определить основные вопросы осуществления выездных налоговых проверок как важной формы налогового контроля и выделить возможности повышения эффективности. Выводы, полученные в ходе исследования: выделены направления повышения эффективности выездных налоговых проверок. Выездные налоговые проверки являются эффективной формой налогового контроля, однако их количество резко снижается ввиду высоких затрат на проведение. В этом связи важным условием их осуществления является повышение качества предпрове-рочного анализа и назначаемых мероприятий налогового контроля, которые с учетом практической деятельности налоговых органов позволяют повысить эффективность проведения налоговых проверок. Сделан анализ судебной практики, позволяющий оценить целесообразность таких мероприятий, как истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы. Показан порядок формирования примерной суммы доначислений по налогу на прибыль организаций на основе расчета показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Ключевые слова: налог, налоговые проверки, налоговый контроль, планирование, анализ.

Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.

Для цитирования: Смирнова Е. Е., Попова О. С. Актуальные вопросы осуществления выездных налоговых проверок // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 110-115. Р0!: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-110-115

Topical issues of implementation of exit tax audits

DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-110-115

©E. E. Smirnovaa, ©O. S. Popovab Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

ae-mail: eesmirnova@fa.ru be-mail: OkSPopova@fa.ru

Abstract. Research writing purposes: to define the main questions of implementation of exit tax audits as important form of tax control and to allocate possibilities of increase in efficiency. The conclusions received during the research: the directions of increase in efficiency of exit tax audits are allocated. Exit tax audits are an effective form of tax control, however their quantity sharply decreases in view of high costs of carrying out. In it communication an important condition of their implementation is improvement of quality of the pretest analysis and the appointed tax control measures which taking into account practical activities of tax authorities allow to increase efficiency of conducting tax audits. The analysis of judicial practice allowing to estimate expediency of such actions as reclamation of documents, interrogation of the witness, conducting examination is made. The order of formation of the approximate sum of additional accruals on income tax of the organizations on the basis of calculation of indicators of accounting and tax reports is shown. Keywords: tax, tax audits, tax control, planning, analysis.

Acknowledgments: Article is prepared by results of the researches executed at the expense of budgetary funds on the state task to the Financial university.

For citation: Smirnova E. E., Popova O. S. Topical issues of implementation of exit tax audits // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 110-115. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-110-115

ВВЕДЕНИЕ

Налоговые органы и налоговая система - необходимый элемент производственно-хозяйственных отношений. Именно они осуществляют регулятивные функции в части управления, распределения и контроля за денежными потоками, формирующим доходную часть бюджета государства. В то же время необходимо отметить, что именно государственная политика в области налогов и налогообложение результатов экономической деятельности субъектов должна иметь стимулирующее воздействие на данный сегмент экономики.

Налоговые органы являются единственными в своем роде законными сборщиками налогов и сборов, формирующие бюджеты всех государственных уровней. Поэтому от того, насколько хорошо и организованно построена система налогообложения и система налоговых органов, зависит эффективность функционирования всех экономических субъектов страны и экономики в целом. На налоговые органы возлагается огромная ответственность перед государством за качественное и эффективное исполнение администрирования в сфере налогов и сборов, собираемость налогов и сборов с налогоплательщиков и плательщиков сборов. Исходя из этого, налоговые органы имеют четко поставленные функции и задачи в области налогового контроля, которые они реализуют посредством применения определенных мер: использования различных инструментов и организации рода мероприятий.

Одной из форм налогового контроля бесспорно является налоговая проверка. Многие предприниматели и организации, директоры и бухгалтеры морально и документально подготавливаются к проверке, что говорит о серьезности и компетентности деятельности налоговых органов.

На сегодняшний день основными видами налоговых проверок являются камеральные и выездные. При этом за последние пять лет тенденция к снижению количества проводимых выездных проверок обратно противоположно влияет на ежегодные дополнительно начисленные платежи -данный показатель из года в год стабильно растет. Поэтому с точки зрения экономического роста и обеспечения функционирования налоговой политики, необходимо поддерживать эффективную деятельность налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля.

ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2010 года № 441-О-О можно сделать вывод: выездная налоговая проверка необходима для раскрытия тех налоговых правонарушений, которые можно не выявить в рамках камеральной налоговой проверки: для их поиска и выявления требуется более основательное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также организация особых мероприятий контроля, например, осмотр и выемка документов и предметов (статьи 92 и 94 НК РФ). Обычно, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются правонарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере и стремлением избежать налоговых обязательств.

Стоит отметить, что на налоговые органы не возложена обязанность заблаговременно сообщать налогоплательщику, в отношении которого будет проходить выездная налоговая проверка, о назначении такой проверки. Об этом не

указано ни в кодексе, ни в каких-либо иных нормативно-правовых документах.

Основными задачами выездной налоговой проверки являются:

- исследовать финансово-хозяйственную деятельность проверяемого лица и сформировать итог, касающийся правильности исчисления и полноте уплаты налогов и сборов проверяемого лица;

- выявить ошибки и несостыковки в изучаемых документах и факты некорректного ведения бухгалтерской отчетности;

- изучить и проанализировать влияние этих нарушений на формирование налоговой базы проверяемого лица;

- доначислить (если есть такая необходимость), не уплаченные или не полностью уплаченные суммы налогов из-за наличия ошибок и нарушений,

- привлечь налогоплательщика к ответственности.

Существуют ограничения, наложенные на налоговые органы

касательно выбора периода для выездной проверки. В абзаце 2 пункта 4 статьи 89 НК РФ прописано, что в стандартном порядке может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Это значит, что территориальный налоговый орган в лице инспекции ФНС России уже не вправе в 2020 году, по представленным данным налоговой и бухгалтерской отчетности в 2016 году, проводить выездную налоговую проверку.

Отчет сроков проведения выездных проверок начинается со дня вынесения решения о назначении выездной проверки, а последний день - день составления справки налоговыми органами.

Выездная проверка инспекцией ФНС России может быть назначена в отношении любого налогоплательщика (налогового агента) и в любое время согласно плану. Но ввиду того, что всех затронуть проверками невозможно, налоговые органы делают комплексный отбор на основе данных о деятельности компании и Концепции системы планирования выездных проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

В одном из положений Концепции утверждены определенные Критерии, по которым налогоплательщик подвергается выездной налоговой проверке, которые находятся в открытом доступе, чтоб каждый налогоплательщик смог с ними ознакомиться. Предполагалось, что Концепция будет стимулировать налогоплательщиков к прекращению ведения своей финансово-хозяйственной деятельности в большей степени в секторе «теневой» экономики или по крайней мере к сокращению количества таких лиц, а также к фискальным поступлениям в бюджет.

Выделяются 12 таких критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Важно заметить, что только первый и одиннадцатый критерии представляются в электронном выражении. Они предполагают сравнение с показателями налогоплательщика по каждому анализируе-

мому периоду (году) осуществления финансово-хозяйственных операций.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Любая выездная налоговая проверка сопровождается назначением мероприятий налогового контроля, что позволяет повышать ее результативность.

Истребование документов регулируется статьей 93 Налогового кодекса РФ. Согласно ей, представитель налогового органа, проводящий проверку вправе потребовать необходимые ему документы. Если проверяющее лицо находится непосредственно на территории проверяемого налогоплательщика, требование передается ему лично в руки (в руки его уполномоченного представителя) и под расписку. В иных случаях, когда невозможен данный вариант, налоговым представителем разрешается отправка требования заказным письмом по почте или в качестве электронного письма через личный кабинет налогоплательщика. Однако ФНС России рекомендует передавать документы руководителю проверяемой организации (проверяемому физическому лицу) для подписи лично.

Налогоплательщик обязан в течение 10 дней со дня получения такого требования отправить требуемые документы (первым днем данного срока считается день получения требования), налогоплательщик - иностранная организация - в течение 30 дней. Об этом свидетельствует пункт 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

На практике не все налогоплательщики успевают по данному сроку, а некоторые могут быть не согласны предоставить запрашиваемые документы, вероятно, по причине того, что им есть что скрывать. В противовес данным явлениям, Законодатель предусматривает:

- штрафные санкции в размере 10 000 рублей с организации или ИП и 1000 рублей с физического лица, не являющегося ИП, согласно пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ;

- выемку запрашиваемых документов (ст. 94 НК РФ).

- Перед тем как истребовать документы, инспекторы должны оценить:

- насколько нужны требуемые документы с точки зрения экономической эффективности и связи с исчислением налога;

- сможет ли проверяющий изучить такой объем документов в ограниченный срок;

- есть ли у организации возможность изготовить требуемый объем документов в срок;

- просила ли организация о продлении сроков.

Например, в деле № А14-18344/2009643/34 от 12.08.2017 Арбитражного Суда Воронежской области Инспекцией были проведены дополнительные мероприятия - истребование документов и допрос свидетеля, предоставившие доказательства налогового нарушения со стороны ООО, благодаря которым в судебном разбирательстве Суд оставил жалобу истца без удовлетворения, признавая решение Инспекции действительным.

При проведении экспертизы в целях разрешения спорных ситуаций или уточнения необходимой информации, не связанной с вопросами бухгалтерского учета и права, привлекается эксперт, обладающий углубленными знаниями в различных сферах, таких как наука, искусство, техника и др. Данный эксперт принимает участие на основе договора об оказании услуг. Это значит, что в некоторых вопросах, которые могут помочь в выяснении обстоятельств и привлечению к ответственности налогоплательщик, эксперт может быть полезен. Наиболее

значимыми являются виды экспертиз: установление принадлежности товара к аналогичным группам товарам; определение стоимости товара; оценка стоимости имущества, активов; анализ информации на машинных носителях, почерковедче-ская экспертиза.

К примеру, экспертиза была проведена по делу № А40-179979/2018 от 28.12.2018 Арбитражного суда города Москвы. После проведенного организацией «Экспертное бюро Истина» исследования, установлено, что все объекты основных средств налогоплательщика, переданные для экспертизы, не относятся к трубопроводам, линиям энергопередачи и различным сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью объектов, поскольку не отвечают критериям относимости. Таким образом, проведя ряд мероприятий налогового контроля, допрос свидетеля, истребование документов и, в частности, экспертизы, Инспекции удалось предоставить исчерпывающие доказательства и вменить Обществу налоговое нарушение по занижению налоговой базы, с чем согласился Суд.

Привлечение переводчика важно, если в процессе выездной проверки необходимо допросить лицо, не владеющее русским языком или владеющее исключительно языком жестов. Участию переводчика в налоговой проверке посвящена статья 97 Налогового кодекса РФ. Условия просты: переводчик обязан быть в назначенном месте оказания перевода, не должен являться заинтересованным лицом по делу, в котором принимает участие и не должен заведомо ложно переводить. При выявлении заведомо ложного перевода переводчик будет оштрафован на сумму 5000 рублей, а за неявку - 500 рублей (ст. 129 НК РФ).

Привлечение переводчика было проведено, например, в деле № А40-131014/13 от 05.02.2015 года Девятого Арбитражного апелляционного Суда города Москвы. Но, к сожалению, это не помогло налоговым органам победить в суде. Признано недействительным решение ИФНС России № 17 по г. Москве от 08.06.2013 № 20-25/3-10 в части выводов по взаимоотношениям о непринятии расходов по договору транспортной экспедиции и доначисление в связи с этими выводами налога на прибыль организаций, пени, сумм штрафа. По мнению суда, доводы налогового органа о неправомерном отнесении обществом на расходы услуги не обоснованы, ввиду отсутствия перевода на русский язык.

Выемка документов представляет собой законное изъятие налоговыми органами документов налогоплательщика, которые непосредственно связаны с предметом проверки. Мероприятие описывается в статье 94 Налогового кодекса РФ и в положении 9 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. Мероприятие производится на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем налогового органа, проверяющего лица. Выемка проводится в любое время, кроме ночного. Во время выемки может быть привлечен специалист. Обязательным условием выемки является присутствие минимум двух понятых. По окончании мероприятия составляется протокол об осуществлении выемки, где указываются все изъятые документы и предметы.

Как отмечалось ранее, выемка может быть произведена спонтанно в процессе осмотра территории налогоплательщика.

Налоговый орган вправе провести выемку документов, даже если не прошел срок для их добровольного представления (Определение ВС РФ от 08.10.2019 № 309-ЭС19-16872).

Если у лица, в отношении которого производится выемка, имеются помещения с необходимыми для изъятия документами и предметами, которые оно отказывается предоставить, налоговые органы в праве сами вскрыть помещение, желательно, минимизировав повреждения. Данная процедура выноса дверей также вносится в протокол с указанием причины и последствий для проверяемого лица. В случаях, если для реализации налоговых мероприятий недостаточно копий документов проверяемого налогоплательщика и у налоговых органов есть исчерпывающие основания полагать, что оригиналы документов могут быть либо уничтожены, либо сокрыты, или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять оригиналы документов. В качестве доказательства проведения выемки проверяемому лицу выдается под расписку копия протокола о проделанной выемке.

Выемка документов была проведена в деле № А40-114699/2018 от 30.12.2019 Верховного Суда РФ г. Москвы. Исходя из позиции Инспекции, на основании документов, обнаруженных при производстве выемки было постановлено, что действия заявителя носят недобросовестный характер и направлены на извлечение необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного увеличения расходов по налогу на прибыль организаций и необоснованное принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость при совершении сделок со спорными контрагентами, отметив также непредставление доказательств должной осмотрительности при заключении спорных договоров.

Допрос представляет собой вызов лица для дачи показаний. На допрос может быть вызвано любое физического лицо, обладающее необходимой информацией, которая может быть актуальна и иметь значение для налоговой проверки. Можно в качестве примера обратиться к делу № А08-1781/2016 от 22.05.2017 г. Арбитражного Суда Центрального округа. При осуществлении выездной налоговой проверки были проведены допросы руководителя организации и главного бухгалтера, по результатам которых было выявлено расхождение в показаниях учета НДС за рассматриваемый период, вследствие чего Судом было принято решение в пользу ИФНС, а жалобу истца оставить без удовлетворения.

Анализ судебной практики свидетельствует, что наиболее распространенными и результативными являются мероприятия налогового контроля по истребованию документов, допрос свидетелей и осмотр. Другие мероприятия, в частности, экспертиза, инвентаризация, выемка документов и привлечение переводчика, хоть и применяются налоговыми органами гораздо реже, но также дают налоговым органам необходимую информацию для выявления налоговых правонарушений.

Выездная проверка является одной из эффективных форм проведения налогового контроля, но является достаточно ре-сурсозатратной, поэтому в целях минимизации безрезультативных выездных проверок и предотвращения нерационального использования ресурсов состава инспекторов налогового органа, ФНС России установлена важная задача: назначать выездные налоговые проверки только в тех случаях, в которых имеются какие-либо несоответствия в предоставленных документах бухгалтерской и налоговой отчетности, когда итоги анализа экономической деятельности организации, в сравнении с этими же показателями аналогичной организации, дают повод полагать, что налогоплательщик занизил отчетные показатели, которые воздействуют на исчисление налоговой базы, либо имеются иные данные из внутренних и внешних источников, о том, что у данного налогоплательщика возможны нало-

говые правонарушения, либо информация предпроверочного анализа указывает на сферы деятельности налогоплательщика, в которые более вероятны нарушения в сфере налогового законодательства.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Планирование выездных налоговых проверок - это трудоемкий многоэтапный процесс составления плана проведения выездных налоговых проверок, включающий в себя точечный отбор «недобросовестных» кандидатов для включения в план проверок.

На первом этапе налоговыми органами выполняется пред-проверочный анализ. Он включает в себя множество пошаговых действий и отражает ключевые данные по налогоплательщику. В период проведения предпроверочного анализа используется немалый ряд технических информационных систем и программных аналитических комплексов, находящихся на вооружении ФНС России. Данный процесс занимает наибольшую долю (75%) работы сотрудников налоговых органов для реализации налогового контроля и закладывается в основу акта налоговой проверки.

Цель данного анализа - установление нескольких обстоятельств: существуют ли основания для доначисления налогов, то есть, совершал ли налогоплательщик налоговые правонарушения; существуют ли перспективы взыскания доначисленных сумм.

С предпроверочным анализом в то же время налоговыми органами формируется массив данных о налогоплательщике, в простом понимании - досье налогоплательщика. Оно вбирает в себя всю информацию о деятельности налогоплательщика. При этом особое внимание уделяется нетипичным операциям, которые осуществляются в анализируемом периоде.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда налоговый орган требует информацию и отправляет запрос энергетической и теплоснабжающей организации. Получая такую информацию налоговый орган может поставить вопрос о том, сколько электроэнергии использовало то или иное предприятие. Это говорит о том, что инспекция ФНС России, имея в наличии грамотных специалистов-аналитиков, обладающих технических знаниями электроэнергетики, может проанализировать техническую деятельность предприятия-налогоплательщика и проверить их. Энергетическая мощность на предприятии соответствует определенному документу - «энергетическому паспорту», составляющаяся предприятием. В нем указываются данные по всем энергетическим мощностям, используемым предприятием-налогоплательщиков. Например, возьмем производственный цех со станками и другим оборудованием. На этом цеху производится товарная продукция. Данный цех имеет свой энергетический «паспорт»: различные показатели мощностей, электросчетчики и другое. Собрав такие данные, налоговый орган может проанализировать общую энергетическую производственную мощность данного предприятия, а также расчетным методом определить, количество отработанных смен у данного предприятия. Отсюда, зная технологический процесс производства продукции на данном оборудовании, можно узнать количество выпущенной продукции. Здесь налоговый орган выявляет ту неучтенную продукцию, которое выпускало проверяемое предприятие.

Таким образом, сразу появляется информация о том, что целесообразно включить налогоплательщика в план выездной

проверки и осуществить такую проверку совместно с правоохранительными органами.

Далее, на первом этапе предпроверочного анализа происходит автоматический отбор. Здесь задействуются множество автоматических информационных программ и программных комплексов, которых насчитывается около двух десятков. Представляет собой «грубый» фильтр автоматизированного отбора налогоплательщиков. В данных программах, о которых пойдет речь, уже имеется информация о налогоплательщике или же «досье налогоплательщика».

Базовым программным обеспечением (далее - ПО) на вооружении ФНС России является АИС «Налог-3». Была введена в промышленную эксплуатацию Приказом ФНС России приказ ФНС России от 1 июля 2019 г. № ММВ-7-12/333@). ПО представляет собой единую автоматизированную электронно-информационную систему, обеспечивающая оперативное ведение контрольной деятельности ФНС России по приему, хранению, предоставлению и анализу информационных ресурсов налогоплательщиков.

ПО АИС «Налог-3», как и АИС второго поколения, качественно изменила представление об администрировании налогов, в сотые разы сократила бумажный документооборот и в настоящее время упрощает налоговый контроль и оперативную работу налоговых органов.

Одной из главных подпрограмм АИС «Налог-3» на данном

Данные бухгалтерской и налоговой отч

этапе анализа является ПИК «ВНП-Отбор», этот программный комплекс представляет собой математическую вычислительную систему алгоритмов расчета критериев риска: 12 критериев из Концепции системы планирования выездных проверок и около трех десятков дополнительных критериев. Также по данным критериям система сравнивает проверяемого налогоплательщика с другими представителями отрасли бизнеса с таким же кодом общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и выявляет наиболее подходящих «кандидатов» для включения в план выездных проверок.

Стоит также отдельно упомянуть другой существенный критерий отбора, имеющий большое значение в вопросе о добавлении в план проведения выездных налоговых проверок -сумма доначислений. Налогоплательщики, выручка которых более 100 млн рублей в год, более подвержены включению в план проверок, так как размер доначислений от них при налоговых нарушениях в значительной мере обеспечивает поступления в бюджет.

Рассмотрим на примере, как можно спрогнозировать доначисления по налогу на прибыль организаций. В таблице 1 представлены финансовые показатели из Отчета о финансовых результатах (Форма № 2) и декларации по налогу на прибыль организаций у налогоплательщика, деятельность которого рассматривается в рамках предпроверочного анализа.

Таблица 1

ости анализируемого налогоплательщика

Отчет о финансовых результатах (Форма №2) Декларация по налогу на прибыл за год

показатель код строки Сумма, тыс. руб. показатель код строки Сумма, тыс. руб.

Выручка 2110 30500 Доходы от реализации 010 30500

Себестоимость продаж 2120 (27150) Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации 030 (31000)

Валовая прибыль/убыток 2100 5500 -

Управленческие расходы 2220 (4000) -

Прочие доходы 2340 3000 Внереализационные доходы 020 2000

Прочие расходы 2350 (2200) Внереализационные расходы 040 (2750)

Прибыль/убыток до налогообложения 2300 1700 Итого прибыль/убыток 060 15

Заметим, что доход в декларации по прибыли меньше дохода, отраженного в Форме № 2, а также декларированные расходы больше расходов в бухгалтерской отчетности. Прибыль в Отчете равна 1 700 000 рублей, а в налоговой отчетности - 15 000 рублей. Следует отметить, что целесообразно выделить налогоплательщиков тех отраслей, которые не являются убыточными, особенно с учетом текущей ситуации в отдельных сферах экономики.

Исходя из анализа показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, возможны доначисления по налогу на прибыль организаций.

Определяются расхождения по суммам доходов между бухгалтерской и налоговой отчетностями:

((Выручка (2110) + Прочие доходы (2340) - доходы от реализации (010) - внереализ. доходы (020)) - (себестоимость продаж (2120) + прочие расходы (2350) + управленческие расходы (2220) - расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации (030) - внереализ. расходы (040)) = (30500+3000-30500-2000)- (27150+2200+4000-31000-2750)) = 1000 - (- 400) = 1400 тыс. рублей.

Умножается полученное расхождение на ставку налога на прибыль организаций: 1400 000 рублей *20% = 280 000 рублей.

Следовательно, доначисления по налогу могут составлять 280 тысяч рублей.

Если не будет доказан умысел, дополнительно рассчитывается штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 20 процентов от величины налога (56 000). В случае, если будет доказано умышленное совершение налогового правонарушения, размер штрафа увеличивается в два раза. Целесообразно закрепить в ст. 122 НК РФ основания, при которых налоговое правонарушение является умышленным. Это уменьшит количество судебных дел по данному вопросу. При этом рекомендуется проведение контрольных мероприятий, в т.ч. допрос свидетелей, истребование документов (особенно документов, подтверждающих расходы) по операциям на 100 000 рублей и выше.

Применение данных расчетов в ходе предпроверочного анализа позволит повысить эффективность выездных налоговых проверок с учетом улучшения качества планирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перед включением в план необходимо оценить возможность взыскания доначисленных сумм (если у налогоплательщика имеется имущество или есть возможность по субсидиарной ответственности привлечь учредителей или взаимосвязанные компании). В среднем налоговые органы доначисляют

70% от указанной в заключении по предпроверочному анализу, однако повышение качества анализа и обработка всей доказательственной базы, собранной по результатам проведения мероприятий налогового контроля, позволят повысить этот показатель до 100%.

ВЫВОДЫ

Необходимость противодействию применяемым налоговым схемам уже не один год провозглашается в числе приоритетных задач отечественной налоговой политики в части

внедрения все новых инструментов противодействия уклонению от уплаты налогов. При этом налоговым проверкам уделяется большое внимание при осуществлении налогового контроля. В настоящее время делается упор на специализацию налоговых органов, что позволит повысить эффективность контрольной работы.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,90%.

Рецензент: доктор экономических наук, профессор Л.С. Кирина

Список литературы:

Reference list:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СПС Консультант Плюс.

2. Приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

3. Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019) «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».

4. Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 (с изм. от 15.01.2019) «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

5. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики / Петухова Р. А., Григорьева Я. А., 2019. / Вестник Том. гос. ун-та. Экономика. № 46, Научная электронная библиотека cyberleninka.ru, доступ -ИПр5://суЬег1ешпка.ги/аЛ1с1е/п/па^оуое-аЬттБШгоуаше-у-^оууаИ^йтоуоу-екопотнк!

6. Новоселов К.В., Смирнова Е.Е., Адвокатова А.С. Организация и методика проведения налоговых проверок. — М.: Издательство КНОРУС, 2018

7. Смирнова, Е.Е. Оценка эффективности деятельности налоговых органов в условиях цифровизации экономики / Е.Е. Смирнова // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №2. - С. 149-154.

1. Tax Code of the Russian Federation. Part second//Union of Right Forces Consultant Plus.

2. Order of 30.05.2007 N MM-3-06/333 «About the approval of the concept of a system of planning of exit tax audits».

3. The letter of FTS of 17.07.2013 N AC-4-2/12837 (with amendment of 15.01.2019) «About recommendations about holding the tax control measures connected with tax audits».

4. The letter of FTS of 25.07.2013 N AC-4-2/13622 (with amendment of 15.01.2019) «About recommendations about conducting exit tax audits».

5. Tax administration in the conditions of digital economy / Petukhov of R.A., Grigorieva Ya. A., 2019. / Messenger Tom. state. un-that. Economy. No. 46, Scientific electronic library cyberleninka.ru, access - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-administrirovanie-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki

6. Novoselov K.V., Smirnova E.E., Advokatova A. S. Organization and technique of conducting tax audits. — M.: KNORUS publishing house, 2018

7. Smirnova, E.E. Otsenka of efficiency of activity of tax authorities in the conditions of digitalization of economy / E.E. Smirnova//Economy. Taxes. Right. - 2018. - No. 2. - Page 149154.

Статья поступила в редакцию 16.09.2020, принята к публикации 16.10.2020 The article was received on 16.09.2020, accepted for publication 16.10.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Смирнова Елена Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, РИНЦ Author ID: 438621, e-mail: elenasmirnova@mail.ru

Попова Оксана Сергеевна, старший преподаватель Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: OkSPopova@fa.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena E. Smirnova, Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Associate Professor of the Taxes and tax administration Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Author ID: 438621, e-mail: elenasmirnova@mail.ru

Oksana S. Popova, Senior teacher of the Taxes and tax administration Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, e-mail: OkSPopova@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.