Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ АНАЛИЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулкина Инга Владимировна, Ондар Уран Мерген-Ооловна

Статья посвящена анализу действующей практики налогового контроля в Российской Федерации. Рассматриваются особенности, закономерности и проблемы налогового контроля в условиях современных реалий России. На основе изучения результативности выездных налоговых проверок, эффективности налогового контроля в субъектах Российской Федерации и динамики доначислений в ходе проведения выездных и камеральных налоговых проверок авторами обоснована необходимость повышения эффективности налогового контроля на текущем этапе. В частности, следует уделить внимание развитию, усовершенствованию предпроверочного анализа в условиях цифровизации и автоматизации налоговых процессов. Авторы считают, что с учетом новых цифровых возможностей совершенствование предпроверочного анализа, а также внедрение показателей для оценки его результативности позволят повысить эффективность налогового контроля в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулкина Инга Владимировна, Ондар Уран Мерген-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF TAX CONTROL DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA

The article analyzes the current practice of tax control in the Russian Federation. The features, regularities and problems of tax control in the modern realities of Russia are considered. Based on the study of the effectiveness of on-site tax audits, the effectiveness of tax control in the constituent entities of the Russian Federation and the dynamics of additional charges during on-site and in-house tax audits, the authors substantiate the need to improve the efficiency of tax control at the current stage. In particular, attention should be paid to the development and improvement of pre-inspection analysis in the context of digitalization and automation of tax processes. The authors argue that, given the new digital capabilities, the improvement of pre-inspection analysis, as well as the introduction of indicators to assess its efficiency will improve the effectiveness of tax control in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 102-108. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 6. P. 102-108.

Научная статья УДК 336.2

https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.14

Особенности и проблемы развития налогового контроля в современной России

Инга Владимировна Никулкина1, Уран Мерген-ооловна Ондар2

■^Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия 1Северо-Восточный федеральный университет, Якутск, Россия, inga123456@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2889-1197 2ondaruran1999@icloud.com

Аннотация. Статья посвящена анализу действующей практики налогового контроля в Российской Федерации. Рассматриваются особенности, закономерности и проблемы налогового контроля в условиях современных реалий России. На основе изучения результативности выездных налоговых проверок, эффективности налогового контроля в субъектах Российской Федерации и динамики доначислений в ходе проведения выездных и камеральных налоговых проверок авторами обоснована необходимость повышения эффективности налогового контроля на текущем этапе. В частности, следует уделить внимание развитию, усовершенствованию предпроверочного анализа в условиях цифровизации и автоматизации налоговых процессов. Авторы считают, что с учетом новых цифровых возможностей совершенствование предпроверочного анализа, а также внедрение показателей для оценки его результативности позволят повысить эффективность налогового контроля в Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, предпроверочный анализ, взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков

Для цитирования: Никулкина И.В., Ондар У.М. Особенности и проблемы развития налогового контроля в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 102-108. https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.14.

Original article

Features and Problems of Tax Control Development in Modern Russia Inga V. Nikulkina1, Uran M. Ondar2

^Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia 1North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, inga123456@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2889-1197 2ondaruran1999@icloud.com

Abstract. The article analyzes the current practice of tax control in the Russian Federation. The features, regularities and problems of tax control in the modern realities of Russia are considered. Based on the study of the effectiveness of on-site tax audits, the effectiveness of tax control in the constituent entities of the Russian Federation and the dynamics of additional charges during on-site and in-house tax audits, the authors substantiate the need to improve the efficiency of tax control at the current stage. In particular, attention should be paid to the development and improvement of pre-inspection analysis in the context of digitalization and automation of tax processes. The authors argue that, given the new digital capabilities, the improvement of pre-inspection analysis, as well as the introduction of indicators to assess its efficiency will improve the effectiveness of tax control in the Russian Federation.

Keywords: tax control, tax audits, pre-inspection analysis, interaction between tax authorities and taxpayers

For citation: Nikulkina, I.V. & Ondar, U.M. (2023) Features and Problems of Tax Control Development in Modern Russia. Society: Politics, Economics, Law. (6), 102-108. Available from: doi:10.24158/pep.2023.6.14 (In Russian).

Совершенствование налогового контроля является краеугольным камнем развития налоговых органов, подходов к взаимодействию с налогоплательщиками и результативности фискальной функции ФНС России. Налоговый контроль представляет собой основную деятельность Федеральной налоговой службы, которая контролирует соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами. В настоящее время интерес к совершенствованию налогового контроля в России обусловлен развитием цифровых решений в области налогообложения, которые, с одной стороны, упрощают работу налоговых органов по сбору, учету,

© Никулкина И.В., Ондар У.М., 2023

хранению и анализу информации (Цинделиани и др., 2022), с другой - создают новые риски в сфере безопасности данных.

Целью статьи являются анализ действующего механизма налогового контроля в Российской Федерации и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей, закономерностей и проблем налогового контроля в России на современном этапе, а также в обосновании необходимости выработки новых подходов к совершенствованию предпроверочного анализа (ППА) в целях повышения эффективности налогового контроля.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении, что предпроверочный анализ в настоящих условиях выступает основным фактором результативности налогового контроля и требует выработки новых подходов к его развитию и усовершенствованию в целях повышения эффективности налогового контроля. В качестве инструментов анализа использовались общенаучные методы (индукция, дедукция, обобщение, классификация, сравнение, синтез, анализ), а также частно-научные (структурный, метод сравнительных сопоставлений, метод статистических группировок).

Изучение научных позиций позволило определиться с пониманием термина «налоговый контроль». В исследовании под налоговым контролем понимается деятельность по контролю за соблюдением подконтрольными лицами, в число которых входят юридические и физические лица, законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. Данная дефиниция ближе всего к определению налогового контроля, представленному в Налоговом кодексе РФ (НК РФ), а также сочетает в себе основные характерные черты, о которых говорят в том или ином плане большинство авторов, занимающихся анализом проблематики налогового контроля (Л.И. Гончаренко, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, Д.И. Ряховский). Так, исследованию вопросов совершенствования налогового контроля в части повышения показателей эффективности и результативности посвящены труды российский ученых: Л.И. Гончаренко (Гончаренко и др., 2018, 2020а, б; Вишневский и др., 2020; Налоговые риски государства..., 2022), Д.И. Ряховского (Ряховский, Крицкий, 2018), И.А. Майбурова (Майбуров и др., 2019), К.В. Новоселова (Налоговые риски государства., 2022).

В целях выявления проблем в действующей практике налогового контроля в работе рассматривался показатель доначислений в ходе проведения выездных налоговых проверок (ВНП) в качестве критерия их эффективности. В таблице 1 представлен анализ доначислений в ходе выездных и камеральных налоговых проверок в 2019-2022 гг. Как видно, в 2020 г. произошло резкое снижение в доначислениях в ходе ВНП, которое вызвано введенным мораторием на их осуществление. Тем не менее в 2021 и 2022 гг. прослеживается стабильная тенденция увеличения объемов доначислений в ходе ВНП.

Таблица 1 - Объем и темпы прироста доначислений в ходе выездных

и камеральных налоговых проверок в 2019-2022 гг.1

Показатель Период, год

2019 2020 2021 2022

ВНП, р. 210 275 630 134 941 462 259 112972 448 821 923

КНП, р. 21 529 218 35 245 463 64 496 358 65 490 141

Доля доначислений в ходе ВНП к общей сумме доначислений в ходе КНП и ВНП, % 90,71 79,29 80,07 87,27

Темп прироста доначислений в ходе ВНП, % - -35,83 92,02 73,21

Темп прироста доначислений в ходе КНП, % - 63,71 82,99 1,54

Как видно из таблицы 1, доначисления в ходе проведения налоговых проверок не менее чем на 79 % состоят из доначислений в ходе ВНП. Таким образом, результативность именно выездных налоговых проверок является наиболее значимым показателем в вопросах совершенствования налогового контроля в России.

В таблице 2 приведены показатели доначислений в ходе ВНП, рассчитанных на одну выездную налоговую поверку. Объем доначислений в расчете на одну ВНП в 2020 г. снизился почти на 2 %, что является не совсем критичным, если вспомнить мораторий, который был введен в 2020 г. С 2021 г. ситуация начала улучшаться (+46 %), в 2022 г. параметр достиг максимального значения за весь период (46 294,16 р.) с приростом на 38,1 %.

1 Все таблицы в статье составлены авторами на основе следующих данных: Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77 (дата обращения: 06.06.2023).

Таблица 2 - Объем доначислений в ходе выездных налоговых проверок в 2019-2022 гг.

Показатель Период, год

2019 2020 2021 2022

Объем доначислений в расчете на одну ВНП, тыс. р. 23 429,04 22 988,32 33 524,77 46 294,16

Темп прироста доначислений в расчете на одну ВНП, % - -1,88 45,83 38,09

С 2007 по 2013 г. в России в отношении налогового контроля применялся рискориентиро-ванный подход, в рамках которого был положен курс на сокращение количества выездных налоговых проверок и повышение эффективности налогового контроля. Начиная с 2014 г. и по сегодняшний день налоговые органы используют метод комбинации рискориентированного подхода и способов побуждения налогоплательщиков к добровольной уплате налогов. Данный период интересен началом применения налогового мониторинга, введением и реализацией отраслевых проектов, а также намерением налоговых органов создать прозрачную среду между ними и налогоплательщиками. С первичными результатами деятельности налоговых органов в ходе реализации метода, сочетающего в себе как рискориентированный подход, так и побуждение налогоплательщиков к добровольной уплате налогов, можно ознакомиться на рисунке 1.

40 000

35 000

30 000

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

0

Рисунок 1 - Количество выездных проверок организаций и физических лиц за 2014-2022 гг.1

Как можно заметить, в 2022 г. количество выездных налоговых проверок значительно сократилось по сравнению с числом 2014 г. (-71,5 %). Безусловно, это является результатом кропотливой работы ФНС России по переходу к новому подходу к контрольной деятельности налоговых органов - сочетанию рискориентированного подхода и методов побуждения налогоплательщиков к добровольной уплате налогов. На рисунке 1 наблюдается тенденция снижения количества ВНП с 2014 по 2020 г., а также повышения их числа с 2021 г., которое продолжилось и в 2022-м.

В таблице 3 представлен анализ темпов прироста количества выездных налоговых проверок и динамики их результативности с 2014 по 2022 г. Под результативностью в данном исследовании понимается отношение количества ВНП, в ходе которых были выявлены нарушения, к общему числу проведенных ВНП. До 2021 г. прослеживается отрицательная динамика в темпах прироста количества ВНП, с 2021-го количество проверок увеличивается, в 2022 г. данная тенденция сохраняется. Тем не менее результативность выездных налоговых проверок начинает снижаться не с 2021 г. на фоне увеличения общего числа ВНП, а с 2017 г., что не может не удивлять.

1 Составлен авторами на основе следующих данных: Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77 (дата обращения: 06.06.2023).

35 757

30 662

26 043

20 162

14 163

9 332

10 191

8 121

6 144

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Таблица 3 - Темпы прироста количества ВНП и их результативность за 2014-2022 гг.

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Темп прироста количества ВНП, % - -14,2 -15,1 -22,6 -29,8 -34,1 -34,2 32,2 25,5

Результативность ВНП, % 98,8 99,0 99,1 98,1 97,8 96,2 95,5 95,2 95,1

Таким образом, анализ динамики эффективности выездных налоговых проверок вместе с оценкой темпов прироста их количества позволил сделать вывод, что результативность начала снижаться раньше увеличения количества выездных налоговых проверок. Данное заключение является подтверждением гипотезы о том, что на данный момент на результативность в первую очередь влияет не общее число ВНП, а метод отбора налогоплательщиков для их проведения.

При оценке эффективности налогового контроля в России неотъемлемой частью является анализ проведения контрольных мероприятий в отдельных субъектах страны, что обусловлено обширной территорией. Немаловажным обстоятельством является ситуация, при которой экономический и деловой центры находятся в западной части РФ, оставляя большую часть страны в географическом отдалении от них.

В данной работе проведен экономико-статистический анализ налогового контроля России за 2019-2022 гг. Для исследования использовались сведения из открытых источников - сайта государственной статистики. Для экономико-статистического анализа построены рейтинги на основании многомерной средней, рассчитанной пятью способами, для изучения структурных сдвигов был рассчитан коэффициент Спирмена.

В таблице 4 представлены рейтинги регионов России по налоговому контролю за период с 2019 по 2022 г. Анализ эффективности налогового контроля в региональном разрезе с использованием расчета многомерной средней показал, что налоговый контроль в 2019 г. наиболее успешно проводился в Ленинградской области, Республике Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Владимирской и Тульской областях. В 2022 г. по результатам налогового контроля особо выделились Приморский край, Саратовская область, Москва, Магаданская область и Республика Дагестан. Важно отметить, что во всех рассматриваемых периодах ранжирование по многомерной средней прошло проверку по коэффициенту конкордации Кендалла, что говорит о достоверности полученных данных.

Таблица 4 - Топ-5 регионов по эффективности налогового контроля в 2019-2022 гг.

Рейтинг Период, год

2019 2020 2021 2022

1 Ленинградская область Сахалинская область Сахалинская область Приморский край

2 Республика Северная Осетия - Алания Кабардино-Балкарская Республика Ханты-Мансийский АО Саратовская область

3 Кабардино-Балкарская Республика Ставропольский край Кемеровская область Город Москва

4 Владимирская область Ханты-Мансийский АО Курская область Магаданская область

5 Тульская область Еврейская АО Красноярский край Республика Дагестан

Как видно из таблицы 4, лидеры среди субъектов РФ по налоговому контролю за весь рассматриваемый период менялись из года в год, что говорит об отсутствии предвзятости налоговых органов к определенным регионам. Для подтверждения данного предположения был проведен анализ структурных сдвигов 2022 г. к цифрам 2019 г. с помощью коэффициента Спирмена (таблица 5).

Таблица 5 - Анализ структурных сдвигов 2022 г. к данным 2019 г.

Субъект РФ Рейтинг в 2019 г. (г0) Рейтинг в 2022 г. (г1) г1-г0 (г1-г0)л2

Приморский край 12 1 -11 121

Саратовская область 53 2 -51 2 601

Город Москва 51 3 -48 2 304

Магаданская область 21 4 -17 289

Республика Дагестан 72 5 -67 4 489

Ленинградская область 1 25 24 576

Республика Северная Осетия - Алания 2 17 15 225

Кабардино-Балкарская Республика 3 41 38 1 444

Владимирская область 4 44 40 1 600

Тульская область 5 42 37 1 369

Коэффициент Спирмена 0,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент Спирмена, равный 0,15, говорит о слабой связи, что означает высокую степень различия между регионами по итогам контрольной налоговой деятельности в 2019 и 2022 гг. Это также является подтверждением того, что контрольная деятельность проводится по всем субъектам России в равной степени.

Экономико-статистический анализ показал соответствие налогового контроля Российской Федерации за 2019-2022 гг. принципу всеобщности, объективности и независимости. Также по коэффициенту Спирмена можно сделать вывод, что между показателями 2019 и 2022 гг. имеется слабая связь, что говорит о разнородности периодов. Это является подтверждением того, что контрольная деятельность проводится по всем субъектам России в равной степени.

На рисунке 2 схематически проиллюстрированы этапы работы ФНС России при отборе налогоплательщиков для проведения выездного налогового контроля. Как видно, сегодня в России повсеместно используется рискориентированный подход, согласно которому ФНС в первую очередь занимается проверкой подконтрольных лиц с наиболее высокими показателями налогового риска, которые выявляются с помощью предпроверочного анализа. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на результативность выездного налогового контроля главным образом влияет именно предпроверочный анализ, его совершенствование позволит повысить результативность налогового контроля.

Рисунок 2 - Организация выездной налоговой проверки1

На данный момент в России предпроверочный анализ законодательно не закреплен, не считая внутренних подведомственных актов, что является нарушением принципа законности, которому должен соответствовать налоговый контроль. Для решения данной проблемы предлагаем закрепить основания, причины и порядок проведения ППА, права и обязанности его участников, порядок запроса документов и сроки по их предоставлению, а также сроки проведения ППА разделом в НК РФ - разделом У.3, следующим после раздела, посвященного налоговому мониторингу.

Не менее важным фактором эффективности предпроверочного анализа является осведомленность налогоплательщиков о его проведении. ФНС России частично решила данный вопрос, разработав новый сервис личного кабинета налогоплательщика «Как меня видит налоговая», в котором представлены 27 из 97 критериев риска. Безусловно, это решение принято в соответствии с целью налоговых органов по созданию благоприятной и прозрачной среды для взаимоотношений с налогоплательщиками. Несовершенством сервиса является тот факт, что по 25 показателям риска информация отображается с отметкой «да/нет», что крайне неинформативно для налогоплательщика. В таком случае рекомендуем представлять информацию по показателям риска в виде шкалы оценки, которая присваивает налогоплательщику категорию риска (низкий, средний, высокий). Это позволит подконтрольным лицам самостоятельно отслеживать свой рейтинг и при необходимости добровольно уточнять информацию до проведения предпроверочного анализа, что, безусловно, повысит его эффективность.

1 Рисунок составлен авторами.

Однако отсутствие понятий и основных характеристик предпроверочного анализа в НК РФ делает невозможным контроль за его эффективностью. Счетная палата уже поднимала проблему отсутствия контроля за результативностью ППА, что делает вопрос разработки данного показателя еще более актуальным, а его решение - востребованным.

В рамках исследовании в целях анализа степени эффективности предпроверочного анализа предлагаем использовать показатель результативности выездных налоговых проверок:

выявившие нарушения л лл о/

ППА_ 2Нвнп

где Эппа - эффективность предпроверочного анализа;

№нп, выявившие нарушения - количество ВНП, в ходе которых выявлены нарушения;

£№нп - общее число ВНП.

В целях мониторинга эффективности предпроверочного анализа рекомендуется использовать показатель, представляющий собой отношение предполагаемой суммы доначислений по результатам проведения ППА к фактической сумме доначислений в ходе ВНП:

Э _ 2Д°начисленияППА Ю0 %

ППА 2 доначислениявнП '

где ХдоначисленияппА - предполагаемая сумма доначислений по результатам ППА;

ХдоначисленияВнп - фактическая сумма доначислений в ходе ВНП.

Таким образом, внедрение и анализ показателей результативности ППА, а также усовершенствование сервиса «Как меня видит налоговая» позволят ФНС России повысить эффективность налогового контроля на территории Российской Федерации.

Поддержание высокой результативности налогового контроля является одним из ключевых факторов дальнейшего развития контрольной деятельности ФНС России. В настоящее время налоговые органы Российской Федерации испытывают трудности, связанные со снижением эффективности налогового контроля, обусловленные проблемами несовершенства действующего подхода к предпроверочному анализу, а именно отсутствием законодательной базы (к пониманию данного анализа и подходов к расчету эффективности ППА). Предложенные в исследовании рекомендации по законодательному закреплению предпроверочного анализа, а также по внедрению показателя его эффективности позволят усовершенствовать налоговый контроль в России.

Список источников:

Вишневский В.П., Гончаренко Л.И., Никулкина И.В., Гурнак А.В. Налоги и технологии: прошлое, настоящее и будущее налоговой системы России // Terra Economicus. 2020. Т. 18, № 4. С. 6-31. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-4-6-31.

Гончаренко Л.И., Адвокатова А.С., Малкова Ю.В. Круглый стол «Актуальные вопросы трансформации налогообложения в условиях глобальных изменений» // Экономика. Налоги. Право. 2020а. Т. 13, № 4. С. 167-174. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2020-13-4-167-174.

Гончаренко Л.И., Вишневский В.П., Гурнак А.В. Особенности налогового регулирования в контексте четвертой промышленной революции // Экономика. Налоги. Право. 2020б. Т. 13, № 1. С. 114-122. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2020-13-1-114-122.

Гончаренко Л.И., Малкова Ю.В., Адвокатова А.С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11, № 2. С. 166-172.

Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Гринкевич А.М. Перспективы трансформации налогов и налогообложения в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 47. С. 5-18. https://doi. org/10.17223/19988648/47/1.

Налоговые риски государства в современных экономических условиях : монография / А.С. Адвокатова, А.Н. Андреева, Н.Г. Вишневская, Л.И. Гончаренко, А.А. Запонкина, А.А. Костин, А.М. Краснобаева, Ю.В. Малкова, К.В. Новоселов, Л.В. Полежарова, А.В. Тихонова, А.Г. Тюриков. М., 2022. 220 с.

Ряховский Д.И., Крицкий В.И. Совершенствование нормативного регулирования инструментов налогового контроля // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2018. № 1. С. 41-48.

Цинделиани И.А., Гусева Т.А., Изотов А.В. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации // Правоприменение. 2022. Т. 6, № 1. С. 77-87. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2022.6(1).77-87.

References:

Advocatova, A.S., Andreeva, A.N., Vishnevskaya, N.G., Goncharenko, L.I., Zaponkina, A.A., Kostin, A.A., Kras-nobaeva, A.M., Malkova, Yu.V., Novoselov, K.V., Polezharova, L.V., Tikhonova, A.V. & Tyurikov, A.G. (2022) Tax Risks of the State in Modern Economic Conditions. Moscow, KnoRus. (In Russian)

Goncharenko, L.I., Advokatova, A.S. & Malkova, Yu.V. (2020a) Round table "Topical issues of tax transformation in the context of global changes". Economics, Taxes & Law. 13 (4), 167-174. Available from: doi:10.26794/1999-849X-2020-13-4-167-174. (In Russian)

Goncharenko, L.I., Malkova, Yu.V. & Advocatova, A.S. (2018) Current Problems of the Tax System in the Digital Economy. Economics, Taxes & Law. 11 (2), 166-172. (In Russian)

Goncharenko, L.I., Vishnevskiy, V.P. & Gurnak, A.V. (20206) Features of tax regulation in the context of the fourth industrial revolution. Economics, Taxes & Law. 13 (1), 114-122. Available from: doi:10.26794/1999-849X-2020-13-1-114-122. (In Russian) Maiburov, I.A., Ivanov, Yu.B. & Grinkevich, A.M. (2019) Prospects for the transformation of taxes and taxation in the conditions of the digital economy. Tomsk State University Journal of Economics. (47), 5-18. Available from: doi:10.17223/19988648/47/1. (In Russian)

Ryakhovskii, D.I. & Kritskii, V.I. (2018) Improving the regulatory tax control tools. Bulletin for Professional Accountants. (1), 41-48. (In Russian)

Tsindeliani, I.A., Guseva, T.A. & Izotov, A.V. (2022) The improvement of tax control in the conditions of digitalization. Law Enforcement Review. 6 (1), 77-87. Available from: doi:10.52468/2542-1514.2022.6(1).77-87. (In Russian)

Vishnevsky, V.P., Goncharenko, L.I., Nikulkina, I.V. & Gurnak, A.V. (2020) Taxes and technologies: Past, present and future of the Russian tax system. Terra Economicus. 18 (4), 6-31. Available from: doi:10.18522/2073-6606-2020-18-4-6-31. (In Russian)

Информация об авторах И.В. Никулкина - доктор экономических наук, профессор Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва; профессор кафедры экономики и финансов, Северо-Восточный федеральный университет, Якутск, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=644435

У.М. Ондар - магистрант Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1168831

Information about the authors I.V. Nikulkina - D.Phil. in Economics, Professor, Department of Taxes and Tax Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow; Professor, Department of Economics and Finance, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=644435

U.M. Ondar - Master's Degree student, Department of Taxes and Tax Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1168831

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.